Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

А.С. Майданов Устройство Вселенной согласно индийским ведам

Аннотация: Для авторов вед был очевиден составной характер Вселенной. Для них она представляла собой организованное целое, части которого определённым образом соотнесены, связаны друг с другом и упорядочены. Мир для них был пятичастным, включающим небо, землю и воздушное пространство. Они допускали, кроме того, существование пространства по ту сторону неба, а также нижний мир. Небо и земля как главные части Вселенной были для ариев источниками физических и моральных сил, надёжной опорой в жизни. Представления о Вселенной основывались на онтологической идее всеобщего генезиса. Небо в свою очередь структурировалось, оно рассматривалось как среда, в которой происходит разнообразная активная жизнь. Арийские риши-мудрецы пришли к мысли о том, что при долгом движении в глубины Вселенной можно встретить объекты и явления качественно иного рода. В воздушном пространстве боги осуществляли свою активную деятельность, через него устанавливалась связь богов с людьми. Вокруг земли в представлении ариев непрерывно вращалось колесо дней и ночей, обеспечивая смену этих частей суток. Для ариев отсутствовала проблема опоры, которая должна была поддерживать небо и землю, поскольку эта проблема получила разные решения. В ведах многие образы космических объектов и явлений носят инверсных характер, т.е. являются контрастными по отношению к их референтам. Вселенная в их представлении была шарообразной, гелеоцентрической, имеющей границы. Картина всего мира строилась на основе геоморфной парадигмы с использованием принципа динамизма. Риши привлекали также онтологические идеи развития и генетической связи элементов Вселенной. Общий характер картины мира говорит о несбалансированности архаического интеллекта, свидетельствующей о различной степени развитости отдельных его способностей. Подобный тип интеллекта был свойствен и другим эпохам духовной истории человечества.


Ключевые слова:

философия, космос, мышление, мировидение, метод, пространство, боги, парадигма, гелеоцентризм, инверсия.

Abstract: The Vedas authors believed in the compound character of the Universe. They saw the Universe as an organization which elements are related to one another in a certain way. To their opinion, the world consisted of the five elements including sky, earth and airspace. Vedas authors admitted that there must be another space on the other side of the sky as well as the under world. The main elements of the Universe, sky and earth were the source of physical and moral strength and a reliable life support. Views on the Universe were based on the ontological idea of the universal genesis. The sky had the structure, too, and it was viewed as an environment for all kinds of life activities. Arian Rishis came to the conclusion that one could encounter objects and phenomena of a completely different kind if going deep into the Universe. In the airspace Gods performed their activities and had contacts with people. The day and night wheel rotated around the earth and allowed the change of night and day. The Arias did not question whether there was a support holding the sky and earth. To their mind, earth had a form of a sphere and was heliocentric, i.e. it had no borders. Their picture of the world was based on the geomorphic paradigm and the dynamism principle. Rishis were also attracted to ontological ideas of development and genetic connection between elements of the Universe. In general, their picture of the world shows the unbalanced archaic type of intellect reflecting different levels of development of its particular potentials. Such type of intellect was typical for other epochs and stages in the history of spiritual development of humankind.


Keywords:

philosophy, cosmos, cogitation, world perception, method, space, Gods, paradigm, heliocentricism, inversion.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Авеста в русских переводах (1861-1996). СПб: Журнал Нева; РХГИ. 1997.
2. Атхарваведа: в 3-х тт. / Пер. Т.Я. Елизаренковой. М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2005-2010.
3. Кассирер Э. Философия символических форм. Т.2: Мифологическое мышление. М.; СПб: Универ-ситетская книга, 2001.
4. Кёйпер Ф.Б.Я. Труды по вейдийской мифологии. М.: Наука, 1986.
5. Леви-Строс К. Структурная антропология / Пер. Вяч. Вс. Иванова. М.: Эксмо-пресс, 2001.
6. Леви-Строс К. Мифологики: в 4-х тт. М., СПб, 2000-2007.
7. Малиновский Б. Магия, наука и религия. М.: Рефл-бук, 1998.
8. Мифы народов мира: в 2-х тт. М.: Большая российская энциклопедия, 1998.
9. Ригведа: мандалы I-IV, V-VIII, IX-X / Пер. Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, 1999.
10. Тилак Б.Г. Арктическая родина в ведах / Пер. Н.О. Гусевой. М.: Фаир-персс, 2002.
11. Тёмкин Э., Эрман В. Мифы древней Индии. М.: Атрей, АСТ, 2009.
12. Фракфорт Г., Франкфорт Г.А., Уилсон Дж., Якобсен Т. В преддверии философии: духовные искания древнего человека. М.: Наука, 1984.
13. Шри Ауробиндо Откровения древней мудрости: веды, упанишады, бхагавадгита. СПб: Адити, 2001.
14. Элиаде М. Космос и история: избранные работы. М.: Прогресс, 1987.
15. Bhattachardji S. The Indian theogony. Cambr. University press, 1970.
16. Lüders H. Varuna. Bd. 1-2. Götingen, 1951-1959
References
1. Avesta v russkikh perevodakh (1861-1996). SPb: Zhurnal Neva; RKhGI. 1997.
2. Atkharvaveda: v 3-kh tt. / Per. T.Ya. Elizarenkovoy. M.: Izdatel'skaya firma «Vostochnaya literatura» RAN, 2005-2010.
3. Kassirer E. Filosofiya simvolicheskikh form. T.2: Mifologicheskoe myshlenie. M.; SPb: Univer-sitetskaya kniga, 2001.
4. Keyper F.B.Ya. Trudy po veydiyskoy mifologii. M.: Nauka, 1986.
5. Levi-Stros K. Strukturnaya antropologiya / Per. Vyach. Vs. Ivanova. M.: Eksmo-press, 2001.
6. Levi-Stros K. Mifologiki: v 4-kh tt. M., SPb, 2000-2007.
7. Malinovskiy B. Magiya, nauka i religiya. M.: Refl-buk, 1998.
8. Mify narodov mira: v 2-kh tt. M.: Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya, 1998.
9. Rigveda: mandaly I-IV, V-VIII, IX-X / Per. T.Ya. Elizarenkovoy. M.: Nauka, 1999.
10. Tilak B.G. Arkticheskaya rodina v vedakh / Per. N.O. Gusevoy. M.: Fair-perss, 2002.
11. Temkin E., Erman V. Mify drevney Indii. M.: Atrey, AST, 2009.
12. Frakfort G., Frankfort G.A., Uilson Dzh., Yakobsen T. V preddverii filosofii: dukhovnye iskaniya drevnego cheloveka. M.: Nauka, 1984.
13. Shri Aurobindo Otkroveniya drevney mudrosti: vedy, upanishady, bkhagavadgita. SPb: Aditi, 2001.
14. Eliade M. Kosmos i istoriya: izbrannye raboty. M.: Progress, 1987.
15. Bhattachardji S. The Indian theogony. Cambr. University press, 1970.
16. Lüders H. Varuna. Bd. 1-2. Götingen, 1951-1959