Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

О. Л. Девятова Диалог культур в новой музыке С. Слонимского в контексте проблем России ХХI века

Аннотация: статья посвящена творчеству выдающегося композитора современности С. М. Слонимского, в котором осуществляется диалог культур Ренессанса, барокко, романтизма, Древней Руси с культурными реалиями России начала ХХI века. В статье культурологически исследуются наиболее значительные новаторские произведения композитора, созданные в 2000–2010-е гг. («Реквием», Двадцать первая симфония «Из “Фауста” Гёте», балет «Волшебный орех»), в которых поднимаются темы национального покаяния, взаимоотношений художника и власти, противостояния массовой и элитарной культур, национальной идентичности и культурной памяти.


Ключевые слова:

культурология, культуроцентризм, диалог культур, неоренессанс, необарокко, неоромантизм, неофольклоризм, музыка, реквием, симфония.

Abstract: The article is devoted to creative work by Sergei Slonimsky who managed the dialogue of cultures between Renaissance, Baroque, Romanticism, Ancient Russia and Russia’s cultural realities of early ХХI century. The author of the article studies the most important innovative compositions created in 2000 – 2010 (Requiem, the twenty Þ rst symphony from Goethe’s Faust, Witch Hazel Ballet) in which the composer raised the issues about national redemption, relations between an artist and government, opposition between mass and elite cultures, national identity and memory of culture.


Keywords:

cultural studies, culture centralism, dialogue of cultures, neo-Renaissance, neo-Baroque, neo- Romanticism, neo-folklorism, music, requiem, symphony.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Григорьева Г. Новые эстетические тенденции музыки второй половины ХХ века. Стили. Жанровые направления / Теория современной композиции. М.: Музыка, 2007. С. 30–39.
2. Губайдулина С. К 70-летию Сергея Михайловича Слонимского // Вольные мысли. К юбилею Сергея Слонимского. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2003. С. 84–86.
3. Девятова О. Художественный универсум композитора Сергея Слонимского. Опыт культурологического исследования. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2003. 408 с.
4. Международный форум: «От русского “Серебряного века” к “Новому Ренессансу” (4–7 апреля 2012 г.). К 80-летию Сергея Михайловича Слонимского: Научно-информационное издание. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. 118 с.
5. Конради К. О. Гёте. Жизнь и творчество: В 2-х т. Т. 2. Итог жизни. М.: Радуга, 1987. С. 344–370.
6. Кураев А. Традиция. Церковь. Человек // Путь. 1992. № 2. С. 183–201.
7. Мохова Н. Реквием послевоенных лет (к проблеме возрождения старинных жанров) // Жанрово-стилевые тенденции классической и современной музыки. Л.: ЛГИТМИК, 1980. С. 52–70.
8. Ручьевская Е. Сочинение из верхнего ряда (С. Слонимский. Реквием) // Музыкальная академия. 2006. № 2. С. 19–28.
9. Семенова С. Вера, пришедшая в разум истин (о Н. Ф. Федорове) // Путь. 1992. № 2. С. 202–247.
10. Слонимский С. Бурлески, элегии, дифирамбы в презренной прозе. СПб.: Композитор, 2000. 152 с.
11. Слонимский С. О композиторском ремесле // Музыкальная академия. 2007. № 1. С. 1–8.
12. Трубецкой Е. Смыслы жизни // Трубецкой Е. Избранные произведения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998. С. 17–325.
13. Федотов Г. О национальном покаянии // Федотов Г. Судьба и грехи России: В 2-х т. Т. 2. СПб.: София, 1992. С. 41–49
References
1. Grigor'eva G. Novye esteticheskie tendentsii muzyki vtoroy poloviny KhKh veka. Stili. Zhanrovye napravleniya / Teoriya sovremennoy kompozitsii. M.: Muzyka, 2007. S. 30–39.
2. Gubaydulina S. K 70-letiyu Sergeya Mikhaylovicha Slonimskogo // Vol'nye mysli. K yubileyu Sergeya Slonimskogo. SPb.: Kompozitor-Sankt-Peterburg, 2003. S. 84–86.
3. Devyatova O. Khudozhestvennyy universum kompozitora Sergeya Slonimskogo. Opyt kul'turologicheskogo issledovaniya. Ekaterinburg: Izd-vo Ural. gos. un-ta, 2003. 408 s.
4. Mezhdunarodnyy forum: «Ot russkogo “Serebryanogo veka” k “Novomu Renessansu” (4–7 aprelya 2012 g.). K 80-letiyu Sergeya Mikhaylovicha Slonimskogo: Nauchno-informatsionnoe izdanie. SPb.: Izd-vo RGPU im. A. I. Gertsena, 2012. 118 s.
5. Konradi K. O. Gete. Zhizn' i tvorchestvo: V 2-kh t. T. 2. Itog zhizni. M.: Raduga, 1987. S. 344–370.
6. Kuraev A. Traditsiya. Tserkov'. Chelovek // Put'. 1992. № 2. S. 183–201.
7. Mokhova N. Rekviem poslevoennykh let (k probleme vozrozhdeniya starinnykh zhanrov) // Zhanrovo-stilevye tendentsii klassicheskoy i sovremennoy muzyki. L.: LGITMIK, 1980. S. 52–70.
8. Ruch'evskaya E. Sochinenie iz verkhnego ryada (S. Slonimskiy. Rekviem) // Muzykal'naya akademiya. 2006. № 2. S. 19–28.
9. Semenova S. Vera, prishedshaya v razum istin (o N. F. Fedorove) // Put'. 1992. № 2. S. 202–247.
10. Slonimskiy S. Burleski, elegii, difiramby v prezrennoy proze. SPb.: Kompozitor, 2000. 152 s.
11. Slonimskiy S. O kompozitorskom remesle // Muzykal'naya akademiya. 2007. № 1. S. 1–8.
12. Trubetskoy E. Smysly zhizni // Trubetskoy E. Izbrannye proizvedeniya. Rostov-na-Donu: Feniks, 1998. S. 17–325.
13. Fedotov G. O natsional'nom pokayanii // Fedotov G. Sud'ba i grekhi Rossii: V 2-kh t. T. 2. SPb.: Sofiya, 1992. S. 41–49