Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

И.А. Недугова Диалектика культуры и сознания: предметный подход

Аннотация: проблема соотношения культуры как способа и результата человеческой деятельности корениться в плоскости оценки предметной стороны. Предметная сторона может быть рассмотрена как «способ» или как «результат», что находит свое выражение в первоначальном варианте определения культуры как способа человеческой деятельности и как объективированного результата этой деятельности. Концептуально представлен предметный подход в анализе культуры и сознания, построенный на принципах восходящей рефлексии (от вещи к знаку, от знака к символу, от символа к предельно универсальным знакам). При рассмотрении процесса деятельности любой объективированный элемент культуры, так или иначе, призван служить средством ее актуализации (стимуляции, программирования, реализации, физического жизнеобеспечения и т.д.), а тем самым включаться в понятие «способ деятельности».


Ключевые слова:

философия, культура, вещь, символ, знак, предельно универсальные знаки, предметность, деятельность, кризисность, развитие, становление, системность.

Abstract: The problem of the correlation between culture as the form and the result of human activity is closely connected with evaluation of the objective side. Objective side can be viewed both as the ‘form’ and the’ result’ which is shown in the very first definition of culture as the form of human activity and as the objective result of that activity. The author describes the objective approach by analyzing culture and consciousness built on the principles of upward reflection (from the object to the sign, from the sign to the symbol, from the symbol to extremely universal signs). If we view the process of activity, any objective element of culture is designed, in this way or another, to serve as the mean of its actualization (stimulation, programming, realization, physical life sustaining and etc.) and thus be included in the term ‘form of activity’.


Keywords:

philosophy, culture, object, symbol, sign, extremely universal signs, objectivity, activity, crisis, development, formation, systemacity.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства: учебное пособие / Ю.А. Алексан-дровский. 3-е изд., перераб. и доп. М.: Медицина, 2000. 495 с.
2. Бехтерев В.М. Внушение и его роль в общественной жизни / В.М. Бехтерев. М., 1998. 402 с.
3. Еремин И.П. Литературное наследие Кирилла Туровского / И.П. Еремин // ТОДРЛ. Т. XIII. М., 1957. С. 412.
4. Кассирер Э. Философия символических форм / Э. Кассирер. Том 1. Язык. М.; СПб: Университетская книга, 2001. 271 с.
5. Косиков Г.К. Ролан Барт — семиолог, литературовед / Г.К. Косиков // Барт Р. Избранные работы. М.: Прогресс, 1989. С. 15-18.
6. Леонтьев А.Н. Проблемы сознания / А.Н. Леонтьев. М., 1966. 472 с.
7. Преображенский П.А. Сочинения древних христианских апологетов. Татиан / П.А. Преображен-ский. СПб., 1867. С. 38.
8. Творения блаженного Августина, епископа Иппонийского. Ч. 5. Киев, 1907. С. 188.
9. УотсонДж. Психология, как наука о поведении / Дж. Уотсон. М., 1926. 340 с.
10. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997. 576 с.
11. Хевеши М.А. Социально-политические стереотипы, иллюзии, мифы и их воздействие на массы / М.А. Хевеши // Философские науки. 2001. № 1. С. 5-17.
12. Шульц Д., Щульц С.Э. История современной психологии / Д. Щульц, С.Э. Щульц. СПб: Евразия, 1998. 547 с.
13. Ясперс, К. Общая психопатология / К. Ясперс // Логос. 1994. № 5. С. 42-87
References
1. Aleksandrovskiy Yu.A. Pogranichnye psikhicheskie rasstroystva: uchebnoe posobie / Yu.A. Aleksan-drovskiy. 3-e izd., pererab. i dop. M.: Meditsina, 2000. 495 s.
2. Bekhterev V.M. Vnushenie i ego rol' v obshchestvennoy zhizni / V.M. Bekhterev. M., 1998. 402 s.
3. Eremin I.P. Literaturnoe nasledie Kirilla Turovskogo / I.P. Eremin // TODRL. T. XIII. M., 1957. S. 412.
4. Kassirer E. Filosofiya simvolicheskikh form / E. Kassirer. Tom 1. Yazyk. M.; SPb: Universitetskaya kniga, 2001. 271 s.
5. Kosikov G.K. Rolan Bart — semiolog, literaturoved / G.K. Kosikov // Bart R. Izbrannye raboty. M.: Progress, 1989. S. 15-18.
6. Leont'ev A.N. Problemy soznaniya / A.N. Leont'ev. M., 1966. 472 s.
7. Preobrazhenskiy P.A. Sochineniya drevnikh khristianskikh apologetov. Tatian / P.A. Preobrazhen-skiy. SPb., 1867. S. 38.
8. Tvoreniya blazhennogo Avgustina, episkopa Ipponiyskogo. Ch. 5. Kiev, 1907. S. 188.
9. UotsonDzh. Psikhologiya, kak nauka o povedenii / Dzh. Uotson. M., 1926. 340 s.
10. Filosofskiy entsiklopedicheskiy slovar'. M.: INFRA-M, 1997. 576 s.
11. Kheveshi M.A. Sotsial'no-politicheskie stereotipy, illyuzii, mify i ikh vozdeystvie na massy / M.A. Kheveshi // Filosofskie nauki. 2001. № 1. S. 5-17.
12. Shul'ts D., Shchul'ts S.E. Istoriya sovremennoy psikhologii / D. Shchul'ts, S.E. Shchul'ts. SPb: Evraziya, 1998. 547 s.
13. Yaspers, K. Obshchaya psikhopatologiya / K. Yaspers // Logos. 1994. № 5. S. 42-87