Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Е. А. Попов Новая реальность русского художественного авангарда

Аннотация: традиционные попытки определения русского художественного авангарда начала ХХ в. через его отнесение к определенному художественному движению, направлению или школе едва ли способны в полной мере раскрыть суть явления. Автор обосновывает возможность иного подхода к определению его границ, полагая, что преодоление сугубо искусствоведческих подходов к анализу культурного наследия авангарда и обращение к авангардистскому дискурсу с позиций общекультурного развития позволит рассматривать именно культурное своеобразие авангарда. К традиционной позиции, концептуализирующей русский авангард как противостояние классической традиции в искусстве и культуре, он предлагает добавить новый подход, позволяющий взглянуть на авангард как на новую реальность — ценностно-смысловую систему, тип мировоззрения, преломление ценностей и норм эпохи, возводящих в абсолют нового человека, новый мир, новую культуру.


Ключевые слова:

культурология, авангард, модернизм, рефлексия, культура, искусство, ценности, движение, мировоззрение, художественный.

Abstract: Traditional attempts to defi ne the Russian Avant-Garde of early 20th century through classifying it as a particular movement in arts cannot fully reveal the nature of this phenomenon. The author of this article proves the need in another approach to defi ning the borders of the Russian Avant-Garde based on the assumption that turning away from strictly artistic approaches to the analysis of Avant- Garde and addressing to Avant-Garde discourse from the position of overall cultural development would allow to describe peculiarities of the phenomenon. The author suggests to complete a traditional position conceptualizing the Russian Avant-Garde as an opposition to classical tradition in art and culture with a new approach allowing to look at the Avant-Garde as a new reality – a system of values, world outlook, defl ection of the epoch values and standards into an absolute of a new human, new world and new culture.


Keywords:

cultural studies, avant-garde, modernism, reflexion, culture, art, values, movement, world outlook, artistic.


Эта статья может быть бесплатно загружена в формате PDF для чтения. Обращаем ваше внимание на необходимость соблюдения авторских прав, указания библиографической ссылки на статью при цитировании.

Скачать статью

Библиография
1. Бартошевич А. В. Питер Брук и другие. Движение к «всемирности» // Западное искусство. ХХ век: Проблема развития западного искусства ХХ века. СПб., 2001.
2. Батракова С. П. Язык живописи авангарда и миф // Западное искусство. ХХ век: Проблема развития западного искусства ХХ века. СПб., 2001.
3. Александр Блок об искусстве. М., 1980.
4. Васильев И. Е. Русский поэтический авангард ХХ века. Екатеринбург, 2000.
5. Голомшток И. Н. Тоталитарное искусство. М., 1994.
6. Гройс Б. Рождение социалистического реализма из духа русского авангарда // Вопр. литературы. 1992. Вып. I.
7. Дёготь Е. Русское искусство ХХ века. М., 2000.
8. Дёготь Е. Террористический натурализм. М., 1998.
9. Добренко Е. Левой! Левой! Левой! (Метаморфозы революционной культуры) // Новый мир. 1992. № 3.
10. Добренко Е. От бесконечности к нулю // Новый мир. 1992. № 7.
11. Есаулов И. Генеалогия авангарда // Вопр. литературы. 1992. Вып. III.
12. Исаев И. А. Политико-правовая утопия в России (конец ХIХ – начало ХХ в.). М., 1991.
13. Клеберг Л. К проблеме социологии авангардизма // Вопр. литературы. 1992. Вып. III.
14. Кружков Г. «Как бы резвяся и играя…» // Новый мир. 1992. № 4.
15. Крючкова В. А. Антиискусство: теория и практика авангардистских движений. М., 1984.
16. Крючкова В. А. Социология искусства и модернизм. М., 1979.
17. Липовецкий М. Патогенез и лечение глухонемоты // Новый мир. 1992. № 7.
18. Мандельштам О. Э. Слово и культура. М., 1987.
19. Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.
20. Маяковский В. В. Собр. соч.: В 2 т. М., 1987–1988.
21. Мережковский Д. С. Балаган и трагедия // Мережковский Д. С. Акрополь: Избр. лит.-крит. статьи. М., 1991.
22. Модернизм: анализ и критика основных направлений. М., 1980.
23. Нойхаузер Р. Авангард и авангардизм // Вопр. литературы. 1992. Вып. III.
24. Петрочук О. Футуризм // Модернизм: анализ и критика основных направлений. М., 1980.
25. Поэзия и живопись: Сб. трудов памяти Н. И. Харджиева. М., 2000.
26. Рапацкая Л. А. Искусство «серебряного века». М., 1996.
27. Руднев В. П. Словарь культуры ХХ века. М., 1997.
28. Русский футуризм: Теория, практика, критика, воспоминания. М., 2000.
29. Сироткин Н. С. «Приказ» в авангардистской поэзии (Футуризм и левый экспрессионизм) // Филологические науки. 2001. № 4.
30. Хольтхузен И. Модели мира в литературе русского авангарда // Вопр. литературы. 1992. Вып. III.
31. Якобсон Р. Работы по поэтике. М., 1987
References
1. Bartoshevich A. V. Piter Bruk i drugie. Dvizhenie k «vsemirnosti» // Zapadnoe iskusstvo. KhKh vek: Problema razvitiya zapadnogo iskusstva KhKh veka. SPb., 2001.
2. Batrakova S. P. Yazyk zhivopisi avangarda i mif // Zapadnoe iskusstvo. KhKh vek: Problema razvitiya zapadnogo iskusstva KhKh veka. SPb., 2001.
3. Aleksandr Blok ob iskusstve. M., 1980.
4. Vasil'ev I. E. Russkiy poeticheskiy avangard KhKh veka. Ekaterinburg, 2000.
5. Golomshtok I. N. Totalitarnoe iskusstvo. M., 1994.
6. Groys B. Rozhdenie sotsialisticheskogo realizma iz dukha russkogo avangarda // Vopr. literatury. 1992. Vyp. I.
7. Degot' E. Russkoe iskusstvo KhKh veka. M., 2000.
8. Degot' E. Terroristicheskiy naturalizm. M., 1998.
9. Dobrenko E. Levoy! Levoy! Levoy! (Metamorfozy revolyutsionnoy kul'tury) // Novyy mir. 1992. № 3.
10. Dobrenko E. Ot beskonechnosti k nulyu // Novyy mir. 1992. № 7.
11. Esaulov I. Genealogiya avangarda // Vopr. literatury. 1992. Vyp. III.
12. Isaev I. A. Politiko-pravovaya utopiya v Rossii (konets KhIKh – nachalo KhKh v.). M., 1991.
13. Kleberg L. K probleme sotsiologii avangardizma // Vopr. literatury. 1992. Vyp. III.
14. Kruzhkov G. «Kak by rezvyasya i igraya…» // Novyy mir. 1992. № 4.
15. Kryuchkova V. A. Antiiskusstvo: teoriya i praktika avangardistskikh dvizheniy. M., 1984.
16. Kryuchkova V. A. Sotsiologiya iskusstva i modernizm. M., 1979.
17. Lipovetskiy M. Patogenez i lechenie glukhonemoty // Novyy mir. 1992. № 7.
18. Mandel'shtam O. E. Slovo i kul'tura. M., 1987.
19. Markuze G. Odnomernyy chelovek. M., 1994.
20. Mayakovskiy V. V. Sobr. soch.: V 2 t. M., 1987–1988.
21. Merezhkovskiy D. S. Balagan i tragediya // Merezhkovskiy D. S. Akropol': Izbr. lit.-krit. stat'i. M., 1991.
22. Modernizm: analiz i kritika osnovnykh napravleniy. M., 1980.
23. Noykhauzer R. Avangard i avangardizm // Vopr. literatury. 1992. Vyp. III.
24. Petrochuk O. Futurizm // Modernizm: analiz i kritika osnovnykh napravleniy. M., 1980.
25. Poeziya i zhivopis': Sb. trudov pamyati N. I. Khardzhieva. M., 2000.
26. Rapatskaya L. A. Iskusstvo «serebryanogo veka». M., 1996.
27. Rudnev V. P. Slovar' kul'tury KhKh veka. M., 1997.
28. Russkiy futurizm: Teoriya, praktika, kritika, vospominaniya. M., 2000.
29. Sirotkin N. S. «Prikaz» v avangardistskoy poezii (Futurizm i levyy ekspressionizm) // Filologicheskie nauki. 2001. № 4.
30. Khol'tkhuzen I. Modeli mira v literature russkogo avangarda // Vopr. literatury. 1992. Vyp. III.
31. Yakobson R. Raboty po poetike. M., 1987