Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

В.В. Дубовицкий Феномены страха и уважения в эстетике возвышенного Эдмунда Бёрка и Иммануила Канта (Сравнительный анализ)

Аннотация: феномены прекрасного и возвышенного (кардинальное различие которых было выявлено в эстетике XVIII века), как в природе, так и в искусстве, требуют существенно различных способов описания. Сравнительный анализ эстетики возвышенного Канта и Бёрка даёт возможность уяснить различие и одно- временно взаимосвязь эмпирико-психологического, философско-сенсуалистического (Бёрк) и трансценденталь- ного, метафизического (Кант) способов описания и анализа эстетических феноменов. Внимание в этой связи фиксируется на чувствах страха и уважения как, по мнению автора, решающих в интерпретации феномена возвышенного у Канта. Это обстоятельство позволяет прояснить теснейшую взаимосвязь морального и эстетического сознания. В этой связи рассматривается интенциональная структура чувства уважения как аналога эстетического чувства возвышенного. Современная эстетика нуждается в прояснении психологических и трансцендентальных (метафизических) оснований эстетического чувства возвышенного. Особенно актуальной эстетика возвышенного (эстетика непредставимого) является в контексте концептуализации практики постклассического искусства.


Ключевые слова:

психология, cтрах, склонность, неудовольствие, сублимирование, самоподчинение, уважение, воображение, разум, возвышенное.

Abstract: The phenomena of the beautiful and sublime (which distinguished feature was defined in the 18th century) require completely different methods of description both in nature and art. Comparative study of Kant’s and Berg’s sublime esthetics allows to understand both the difference and relation between empiric, psychological, philosophical and sensational method of description and analysis of aesthetic phenomena introduced by Berg and transcendental, metaphysical method introduced by Kant. Main attention is focused on the feelings of fear and respect because, based on the author, these feelings play the crucial role in Kant’s interpretation of the sublime. This allows to clarity the closest bond between the moral and esthetic consciousness. In this connection, the author of the article views the intentional structure of the feeling of respect as an analogue of the aesthetical feeling of the sublime. Modern aesthetics still need to clarify psychological and transcendental (metaphysical) grounds of the aesthetic feeling of the sublime. Sublime aesthetics appear to be especially important in the context of conceptualization of the practice of post-classical art.


Keywords:

psychology, fear, inclination, displeasure, sublimation, self-submission, respect, imagination, mind, sublime.


Если вы один из авторов этой статьи, вы можете открыть бесплатный доступ к этой статье для своих читателей. Вы должны зайти под своим логином и паролем, чтобы воспользоваться услугой. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.

Библиография
1. Бёрк Э. Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного. М.: Ис-кусство, 1979.
2. Гартман Н. Эстетика. Киев: Ника-Центр, 2004.
3. Кант И. Критика способности суждения. М.: Искусство, 1994.
4. Кант И. Основы метафизики нравственности // Кант И. Основы метафизики нравственности. Критика практического разума. Метафизика нравов. СПб: Наука, 2007.
5. Лиотар Ж.-Ф. Anima minima // Рансьер Ж. Эстетическое бессознательное. М.-СПб: Machina, 2004.
6. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М.: Искусство, 1965.
7. О возвышенном. М.: Наука, 1966.
8. Хайдеггер М. Основные проблемы феноменологии. СПб: Высшая религиозно-философская школа, 2001.
9. Шеллинг Ф.В.Й. Введение в философию мифологии // Шеллинг Ф.В.Й. Соч. в 2-х т. Т. 2. М.: Мысль, 1989.
10. Шеллинг Ф.В.Й. Философия искусства. М.: Мысль, 1966
References
1. Berk E. Filosofskoe issledovanie o proiskhozhdenii nashikh idey vozvyshennogo i prekrasnogo. M.: Is-kusstvo, 1979.
2. Gartman N. Estetika. Kiev: Nika-Tsentr, 2004.
3. Kant I. Kritika sposobnosti suzhdeniya. M.: Iskusstvo, 1994.
4. Kant I. Osnovy metafiziki nravstvennosti // Kant I. Osnovy metafiziki nravstvennosti. Kritika prakticheskogo razuma. Metafizika nravov. SPb: Nauka, 2007.
5. Liotar Zh.-F. Anima minima // Rans'er Zh. Esteticheskoe bessoznatel'noe. M.-SPb: Machina, 2004.
6. Losev A.F., Shestakov V.P. Istoriya esteticheskikh kategoriy. M.: Iskusstvo, 1965.
7. O vozvyshennom. M.: Nauka, 1966.
8. Khaydegger M. Osnovnye problemy fenomenologii. SPb: Vysshaya religiozno-filosofskaya shkola, 2001.
9. Shelling F.V.Y. Vvedenie v filosofiyu mifologii // Shelling F.V.Y. Soch. v 2-kh t. T. 2. M.: Mysl', 1989.
10. Shelling F.V.Y. Filosofiya iskusstva. M.: Mysl', 1966