Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:

Е.Л. Скворцова К вопросу об особенностях дальневостночной эстетики (на примере анализа взглядов Имамити Томонобу)

Аннотация: статья посвящена анализу взглядов крупнейшего японского эстетика Имамити Томонобу. В ней аназалируются протоэстетические взгляды древних японцев,дается переодизация развития японской эстетической мысли, говорится о взглядах видных представителей японской культуры. Уделено внимание проблеме «неличностности» японской духовной традиции. От материковой культуры японцы унаследовали понимание истинного знания не как дискурсивной системы словесно оформленных текстов,а как некоего «сердечного отклика» на неуловимые образы, которым еще только предстоит воплотиться в формы вещественного мира. Древние мастера обучали своих учеников не столько искусству воспроизведения отчеканенных форм, сколько постижению того, что «над», «до», «вне», «сверх» границ формы. В статье подчеркивается непреходящая ценность эстетического опыта Дальнего Востока. В настоящее время, когда в эстетической теории возникает настоятельная потребность не только дискурсивного, но и чувственного, так называемого «телесного» мышления, изучение традиционной японской эстетики с ее приоритетом «разума тела» может оказаться весьма полезным.


Ключевые слова:

филология, японская эстетика, «разум тела», Имамити Томонобу, дискурсивное знание, «неличностность» японской культуры, этимология японского понимания прекрасного, «Растительная природа» японской эстетики, периодизация японской эстетической мысли, связь эстетического и этического моментов.

Abstract: The article is devoted to the analysis of views of a major Japanese aesthetician Imamiti Tomonobu. It analyzes proto esthetical views of ancient Japanese and descries stages of development of Japanese esthetics as well as views of famous representatives of Japanese culture. Special attention is paid at ‘impersonality’ of Japanese spiritual tradition. The ‘continent’ culture taught Japanese that the true knowledge is not just a discourse system of verbally structured texts but some kind of a ‘heart response’ to vague images which are only to obtain material forms. Ancient masters taught their students not only to stamp forms but also to understand what is ‘above’, ‘before’, ‘outside’ and ‘above’ the form. The author of the article also underlines the lasting value of Far-Eastern experience in esthetics. At the present time the theory of esthetics needs not only discursive but also sensual or so-called ‘bodily’ way of thinking. Therefore, it can be very useful to study traditional Japanese esthetics and its ‘mind of the body’ priority.


Keywords:

philology, Japanese esthetics, ‘mind of the body’, Imamiti Tomonobu, discursive knowledge, impersonality of Japanese culture, etymology of Japanese sense of beauty, ‘vegetal’ nature of Japanese esthetics, stages of development of Japanese esthetics, relation of esthetic and ethic aspects.


Если вы один из авторов этой статьи, вы можете открыть бесплатный доступ к этой статье для своих читателей. Вы должны зайти под своим логином и паролем, чтобы воспользоваться услугой. Перейдите по ссылке, чтобы зарегистрироваться или осуществить вход.

Библиография
1. Аристотель. Никомахова этика // Аристотель. Сочинения в 4-х томах. Т. 4. М., 1984.
2. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М., 1988.
3. Григорьева Т.П. Японская художественная традиция. М., 1979.
4. Ермакова Л.М. Синтоистский образ мира и вопросы поэтики классической японской литературы // Вос-точная поэтика. Специфика художественного образа. М., 1983.
5. Имамити Томонобу. Тоё-но бигаку (Эстетика Дальнего Востока). Токио, 1985.
6. Поэтическая антология Кокинсю / Перевод и комментарий И.Л. Борониной. М., 2005.
7. Луцкий А.Л. Японская духовная традиция и экзистенциализм. // Народы Азии и Африки. № 3. М., 1986.
8. Малявин В.В. Боевые искусства: Китай, Япония. М., 2002.
9. Мацокин Н.П. Японский миф об удалении богини Аматэрасу в небесный грот и солнечная магия. Влади-восток, 1921.
10. Мещеряков А.Н. Император Мэйдзи и его Япония. М., 2006.
11. Михайлова Ю.Д. Мотоори Норинага. Жизнь и творчество (из истории общественной мысли Японии XVIII в.). М., 1988.
12. Навлицкая Г.М. Осака. М., 1983.
13. Ониси Ёсинори. Югэн то аварэ (Югэн и аварэ). Токио, 1939.
14. Ониси Ёсинори. Фугарон (Теория прекрасного). Токио, 1940.
15. Санович В. Очерк японской классической лирики // Классическая поэзия Индии, Китая, Кореи, Вьетнама и Японии (БВЛ). М., 1977.
16. Светлов Г.Е. Путь богов. М., 1985.
17. Скворцова Е.Л. Странствия как путь художника в традиционной Японии // Человек. 2010. № 3.
18. Скворцова Е.Л. Японская художественная традиция и романтизм (в свете проблемы взаимодействия «раз-ума тела» на Востоке и дискурсивного знания Запада) // Восток. Oriens. 2011. № 3.
19. Скворцова Е.Л., Луцкий А.Л. К проблеме восприятия западной философии в Японии // Вопросы философии. 1985. № 10.
20. Сорокин Ю.А. Поэзия Ван Вэя (701-761) и Чань-буддизм // Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984
References
1. Aristotel'. Nikomakhova etika // Aristotel'. Sochineniya v 4-kh tomakh. T. 4. M., 1984.
2. Gadamer Kh.G. Istina i metod. Osnovy filosofskoy germenevtiki. M., 1988.
3. Grigor'eva T.P. Yaponskaya khudozhestvennaya traditsiya. M., 1979.
4. Ermakova L.M. Sintoistskiy obraz mira i voprosy poetiki klassicheskoy yaponskoy literatury // Vos-tochnaya poetika. Spetsifika khudozhestvennogo obraza. M., 1983.
5. Imamiti Tomonobu. Toe-no bigaku (Estetika Dal'nego Vostoka). Tokio, 1985.
6. Poeticheskaya antologiya Kokinsyu / Perevod i kommentariy I.L. Boroninoy. M., 2005.
7. Lutskiy A.L. Yaponskaya dukhovnaya traditsiya i ekzistentsializm. // Narody Azii i Afriki. № 3. M., 1986.
8. Malyavin V.V. Boevye iskusstva: Kitay, Yaponiya. M., 2002.
9. Matsokin N.P. Yaponskiy mif ob udalenii bogini Amaterasu v nebesnyy grot i solnechnaya magiya. Vladi-vostok, 1921.
10. Meshcheryakov A.N. Imperator Meydzi i ego Yaponiya. M., 2006.
11. Mikhaylova Yu.D. Motoori Norinaga. Zhizn' i tvorchestvo (iz istorii obshchestvennoy mysli Yaponii XVIII v.). M., 1988.
12. Navlitskaya G.M. Osaka. M., 1983.
13. Onisi Esinori. Yugen to avare (Yugen i avare). Tokio, 1939.
14. Onisi Esinori. Fugaron (Teoriya prekrasnogo). Tokio, 1940.
15. Sanovich V. Ocherk yaponskoy klassicheskoy liriki // Klassicheskaya poeziya Indii, Kitaya, Korei, V'etnama i Yaponii (BVL). M., 1977.
16. Svetlov G.E. Put' bogov. M., 1985.
17. Skvortsova E.L. Stranstviya kak put' khudozhnika v traditsionnoy Yaponii // Chelovek. 2010. № 3.
18. Skvortsova E.L. Yaponskaya khudozhestvennaya traditsiya i romantizm (v svete problemy vzaimodeystviya «raz-uma tela» na Vostoke i diskursivnogo znaniya Zapada) // Vostok. Oriens. 2011. № 3.
19. Skvortsova E.L., Lutskiy A.L. K probleme vospriyatiya zapadnoy filosofii v Yaponii // Voprosy filosofii. 1985. № 10.
20. Sorokin Yu.A. Poeziya Van Veya (701-761) i Chan'-buddizm // Filosofskie voprosy buddizma. Novosibirsk, 1984