Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Философия и культура
Правильная ссылка на статью:

Официальные и неформальные профессиональные объединения художников в пространстве современного искусства России и Китая

Дин Чживэй

аспирант, кафедра искусствоведения и педагогики искусства, Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена

191186, Россия, г. Санкт-Петербург, наб. Мойки, 48, к. 6, каб. 51

Ding Zhiwei

Postgraduate student, Department of Art History and Pedagogy of Art, A.I. Herzen Russian State Pedagogical University

191186, Russia, Saint Petersburg, nab. Sinks, 48, room 6, room 51

dingzhiwei@rambler.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0757.2023.9.44082

EDN:

ZZYRQZ

Дата направления статьи в редакцию:

20-09-2023


Дата публикации:

01-10-2023


Аннотация: В статье представлен анализ деятельности формальных и неформальных художественных объединений в пространстве современного искусства России и Китая. Две страны активно взаимодействуют в сфере искусства, в том числе на институциональном уровне, что актуализирует обращение к работе существующих творческих союзов. Объект внимания в рамках исследования – это современные художественные объединения двух стран, а предмет – соотношение структуры и направлений деятельности официальных и неформальных арт-объединений Китая и России. Целью является анализ особенностей деятельности арт-объединений в условиях современного арт-пространства своих стран. Проводится анализ состояния и направлений развития как официальных структур, так и неформальных арт-групп. Первые и в России, и в Китае, как правило, являются продолжателями традиций прежних структур, но изначальная функция проводника политического курса руководства стран в них осталась на разном уровне, в основном, уменьшившись. Вторые представляют собой сообщества художников, которые объединяются по творческим интересам или вокруг общего для них выставочного пространства, в частности галереи. Причем обе формы успешно существуют в обоих государствах, отражая веяния художественной жизни и в то же время оказывая на нее влияние.


Ключевые слова:

профессиональные художественные объединения, союз художников, арт-группа, современное искусство, российское искусство, китайское искусство, галерея современного искусства, кураторство, художественный процесс, арт-пространство

Abstract: The article presents an analysis of the activities of formal and informal art associations in the space of contemporary art in Russia and China. The two countries actively cooperate in the field of art, including at the institutional level, which actualizes the appeal to the work of existing creative unions. The object of attention in the framework of the study is the modern art associations of the two countries, and the subject is the relationship between the structure and activities of official and informal art associations of China and Russia. The aim is to analyze the features of the activity of art associations in the conditions of the modern art space of their countries. The analysis of the state and directions of development of both official structures and informal art groups is carried out. The former in both Russia and China, as a rule, are the continuers of the traditions of the former structures, but the original function of the guide of the political course of the leadership of the countries in them remained at different levels, mostly decreasing. The latter are communities of artists who unite by creative interests or around a common exhibition space for them, in particular galleries. Moreover, both forms successfully exist in both states, reflecting the trends of artistic life and at the same time influencing it.


Keywords:

professional art associations, union of artists, art group, contemporary art, russian art, chinese art, gallery of contemporary art, curatorship, the artistic process, art space

В данной статье предпринята попытка соотнести те тенденции, которые происходят в среде официальных и неформальных художественных объединений современного Китая и России. Развитие культурных контактов, в том числе сотрудничества между художественно-творческими кругами двух стран, определяет актуальность исследований такого рода. Стоит отметить, что внимание к соотношениям арт-миров современной России и Китая уже предпринимались в российской науке. Так, среди исследователей, раскрывающих данный вопрос, следует упомянуть С. Лан [1], Т. М. Мартинович [2], Х. Чжана [3], С. М. Грачеву [4], Л. Юйцзю [5], Ч. Мяоцзин [6] и др. Деятельность профессиональных творческих союзов Китая в фокус внимания в рамках исследования ставит Ничжэнь Син, давая характеристику деятельности ряда крупных художественных объединений современного Китая [7]. Объединения художников в современной России также входят в пространство интереса многих российских исследователей, которые занимаются изучением современного искусства. Поскольку арт-процессы в свете разнообразных социокультурных изменений, политической и экономической обстановки не стоят на месте, то трансформации происходят и в деятельности сообществ художников, определяя актуальность их изучения, в том числе на современном этапе. Кроме того, сближение арт-пространств России и Китая требует изучения всех возможных «точек входа», в особенности на уровне художественных сообществ.

Соотношение структуры и направлений деятельности официальных и неформальных арт-объединений Китая и России и является предметом исследования, а его объект — современные художественные объединения двух стран. Цель — анализ специфики организации и путей развития арт-объединений в условиях современного арт-пространства. Для этого дается обзор наиболее крупных сообществ России и Китая; предлагается характеристика их выставочной и иной деятельности, способов позиционирования концепций; выделяются общие черты и намечаются различия. Это и составляет круг задач публикации. Значимость результатов исследования связана с тем, что они позволят четче обозначить границы художественных миров двух стран и в то же время обозначить точки входа, увидеть возможные перспектив сотрудничества.

В настоящее время в художественном мире России существуют, как объединения, которые имеют многолетнюю историю, так и сравнительно новые арт-группы. Самым крупным, авторитетным и массовым из них является творческая общественная организация «Союз Художников России», которая функционирует в виде региональных объединений — ее структурных подразделений. Данная организация была создана в советское время с целью утверждения общей художественно-творческой линии в среде авторов; объединяла как художников, так и реставраторов, искусствоведов и других деятелей искусств. Сейчас члены объединения так же, как и ранее, могут получить мастерские и заказы, участвовать в различных проектах, выставках, конференциях и фестивалях, которые устраивает сам союз или взаимодействующие с ним организации. При этом в настоящее время данное объединение не диктует авторам то, как должны создаваться их произведения и о чем говорить, напротив, он поддерживает самостоятельные творческие поиски маститых и молодых авторов, автономность их искусства. Однако членство в союзе и право экспонирования на выставках, как правило, получают те авторы, которые в той или иной степени продолжают художественные традиции российского искусства, в том числе и советского, дореволюционного. В выставочных материалах прослеживается верность принципам реализма, но допускаются и новые формы, средства, материалы, образы. Это помогает гармонично обогащать арт-среду инновациями. Причем данный процесс происходит с обязательным учетом региональными отделениями особенностей местного арт-пространства. Например, в Санкт-Петербургском Союзе художников, как отмечает искусствовед В. А. Ушаков, «выбор в пользу реализма позволил сохранить традиции подлинного российского реализма и великолепную художественную школу при всех отрицательных сторонах идеологического прессинга» [8, c. 7].

Примечательно, что наиболее разнообразной в плане художественных объединений является арт-пространство именно Петербурга. Это, видимо, связано с существованием давней традиции организации подобных союзов в границах города и его особым положением в истории и географии русского искусства. Так, помимо регионального отделения Союза художников в нем существует Санкт-петербургский творческий Союз художников (IFA). Его руководство и члены считают себя продолжателями традиций Ленинградского Горкома художников-графиков [9]. Во многом подобная позиция, обусловлена тем, что в число членов преимущественно входят представители искусства позднесоветского периода, хотя есть много молодых авторов. Как указывает А. К. Флорковская, в данном объединении соединились черты дореволюционных институций и «социополитические реалии последних советских десятилетий» [10, c. 181]. Во многом сообщество создавалось как альтернатива Союзу художников СССР, так как изначально в его состав вошли те художники, которые не состояли в первом и не желали следовать официальной линии в искусстве. По сути, обе организации долгое время действовали как профсоюзы, с одной стороны, для тех, кто был лоялен власти, и, с другой стороны, тех, кто ратовал за альтернативное и свободное творчество. Однако сейчас подобное противостояние нивелировалось, и обе организации заняли свои ниши в художественной жизни Санкт-Петербурга. Хотя, если судить по художественному материалу, представленному на выставках, Санкт-петербургский творческий Союз художников гораздо активнее включает в экспозиции арт-объекты, созданные с помощью современных компьютерных и Интернет-технологий. Недаром в его состав входит секция «новых медиа».

В Петербурге, как и в других городах еще советской России, стали создаваться неформальные группы художников. Этот процесс в ленинградском художественном мире начался еще в 1950-е годы, но заметно усилился в 1980-е годы на волне общей либерализации культуры. В. Б. Кривулин указывает на то, что данный процесс происходил в связи со стремлением представителей позднего нонкомформизма «обозначить пределы интеллектуальной свободы» [11]. Причем, если московские концептуалисты были склоны к индивидуализации творческой деятельности и разрыву с традициями, то в ленинградско-петербургской среде сохранилась тенденция к объединению по интересам в небольшие арт-кружки и приверженность принципам местной художественной школы. Именно данные объединения в дальнейшем первыми вышли на арт-рынок, легализовав свой статус. Разнородные сообщества взаимодействовали между собой, порой объединяясь вокруг галерей и арт-пространств, как, например, центра «Пушкинская-10». К числу таких кружкой следует назвать теперь уже ассоциацию «Творческое объединение “Митьки”» (1982), давшей начало субкультуре и ставшей частью «городского фольклора». «Митьки» долгое время сотрудничали с такими группами, как «Инаки», «Алипий», «Остров», «Новые художники» и т.д. Многие из них уже перестали существовать или переродились в другие сообщества. Нередко молодые авторы создают арт-группы, такие, например, как «Арт-Мир», состоящая из выпускников Санкт-Петербургской академии художеств им. И. Е. Репина, «Артика», «Художники Невского», «Арт-телега», «Брандмауэр» и т.д. Однако в силу смены творческих интересов их членов они могут распадаться, а вслед им образуются новые небольшие сообщества, которые, в основном, создаются как пространства для общения и взаимопомощи. Стоит отметить, что входящие в них художники зачастую являются членами Союза художников и других объединений. Подобная практика характерна и для других городов страны.

Художественная жизнь современного Китая представляет собой достаточно сложное и противоречивое явление, которое имеет сравнительно небольшой возраст. С момента основания Нового Китая в середине XX века творчество местных художников регламентировалось в соответствии с политическим курсом и идеологическими позициями. Повсеместно утверждалось подобие советского соцреализма, но в более романтизированном ключе. Авторы, не согласные с подобной установкой, репрессировались или покидали предела государства. Жесткое подавление проявлений инакомыслия, а, тем более, попыток организовывать какие-либо кружки, группы не давало возможности развиваться андеграунду до конца 1970-х годов.

Проводником политического и идеологического курса правительства страны в литературную и художественную сферу жизни общества стала Ассоциация художников Китая (1949). Это было единственное художественное объединение в стране, которое аккумулировало в своих рядах художников и деятелей искусств, направляя их творческие силы на реализацию государственных заказов. В настоящее время ассоциация осталась самым крупным союзом такого рода в стране и сохраняет многие свои прежние функции, но реализует их в новых условиях. Ее цель заключается в продвижении инноваций в искусстве, проведении крупных выставок, формировании имиджа Китая и его стиля, отражающего дух национальной культуры [12]. Для этого постоянно организуются встречи, семинары, лекции, проводятся выставки и конкурсы, которые отличаются масштабностью.

Между тем, современное арт-пространство страны представляет собой все более усложняющееся и постоянно развивающееся явление. Понимание этого факта привело руководство объединение к необходимости сотрудничества с другими арт- группами художников. Ассоциация поставила перед собой нелегкую задачу объединить самый широкий круг авторов, в том числе и представителей неформальных объединений. Они могут стать членами ассоциации, а могут и, не будучи таковыми, принимать участие в мероприятиях специально созданного Центра выставок и продвижения новых литературных и художественных групп, а также Центра выставок и продвижения молодежного искусства. Данные площадки были открыты в 2018 году с целью выявления, развития и продвижения современных художников и их сообществ. Во многом обращение к данному сектору художественного мира Китая обусловлено желанием разнообразить выставочный материал, сделать его более интересным публике, учесть тенденции современного искусства, что сложно сделать за счет обращения к «классике». Еще одним мероприятием, к которому привлекаются молодые авторы, в том числе не являющиеся приверженцами романтического или символического реализма, поддержанного ассоциацией, является ежегодная выставка «Отчет перед народом». В ее пространстве демонстрируются не эпичные картины, повествующие о борьбе китайского народа за свободу или успехи социалистического строительства, а зарисовки из жизни простых людей, их быта, реальных проблем, стоящих перед народом. Безусловно, что здесь нет возможности показать неклассическое искусство, но приверженцы реалистического искусства могут найти себе нишу.

В последнее время в Китае стали возникать новые объединения, в частности Китайская ассоциация современных художников. Ее история началась с 1996 года, но официальный статус ею был получен только в 2004 году. Сейчас в ее состав входят более двух тысяч членов, а также почти тысяча претендентов на данный статус. Это официальная некоммерческая организация, созданная по инициативе художественных кругов страны, стремящихся к интеграции в общемировой арт-процесс. Она возникла в качестве новой, динамичной и авторитетной группы, ориентированной на культурные обмены в области живописи и каллиграфии. За последние годы Китайская ассоциация современных художников открыла свои отделения в Юньнани, Шаньси, Шаньдуне и других уголках страны.

Важно подчеркнуть, что, как и у любого официального объединения в Китае, в ее деятельности нет намека на провокацию или несогласие с существующей политикой, а также идеологической линией в искусстве. Она в отличие от главной Ассоциации, сосредоточенной на внутреннем арт-процессе, ориентирована на то, чтобы позиционировать достижения культуры Поднебесной в мире. Для этого обязательной частью ее работы является проведение теоретических исследований в области искусства и арт-критика, результаты которых публикуются в других странах. Для этого организация способствует участию китайских специалистов в международных культурных проектах, конкурсах, конференциях. Кроме того, на ее платформе организуются академические исследования и мероприятия, связанные с сотрудничеством с разными регионами, в том числе связи художников материкового Китая с представителями арт-мира Гонконга, Макао, Тайваня и зарубежья. Это необходимо для повышения уровня художников, а также пропаганды китайского искусства за границей.

В деятельности рассматриваемой организации есть свои нюансы. Прежде всего, ее членами являются те художники, которые входят в другие арт-объединения. В их рамках они «работают» на местную художественную жизнь, а ассоциация помогает «выйти» за ее пределы, в том числе на мировую арену. Более того, учебные и научные учреждения, занимающиеся подготовкой по художественным специальностям и искусствоведческими исследованиями, также участвуют в мероприятиях, организуемых ею. Стать членом Китайской ассоциации современных художников может любой, кто занимается изучением или созданием искусства, связанного с национальной спецификой, обладающей художественным образованием и имеющей творческий или педагогический стаж работа не менее пятнадцати лет. В настоящее время ее деятельность ориентирована на организацию крупномасштабных мероприятий в разных уголках страны и за ее пределами, в которых принимают участие живописцы и каллиграфы. Это, прежде всего, выставочные проекты, фестивали, мастер-классы.

Ассоциация народных художников — это одна из крупнейших и наиболее влиятельных арт-групп в Китае, которая была образована теоретиками и практиками этнического искусства. На волне поисков «китайского стиля» в обществе, науке, искусстве возрос интерес ко всему, что связано с этнокультурными особенностями. Кроме того, произведения китайского народного искусства, многие промыслы стали коммерчески успешными проектами. Все это стало основанием для организации в начале XXI века Национального конгресса в области такого творчества, на котором и было решено создать данную организацию. Ассоциация помогает народным художникам, деятелям культуры и искусства посредством исследований ремесле, памятников, обмена информацией и обучения, что помогает сохранять и передавать новым поколениям культурные традиции страны, а также сотрудничает с аналогичными международными художественными организациями.

С 2012 года в художественном мире Китая стала работать Ассоциация китайских женщин-художниц под эгидой Министерства культуры и Всекитайской федерации женщин. Это некоммерческая общественная организация, в которую входят художницы, искусствоведы, эксперты и ученые, которые заинтересованы в продвижении китайского искусства, объединенные по гендерному принципу. Создание данного объединение было обусловлено стремлением к сотрудничеству множества неформальных творческих союзов женщин-художниц, которые существовали в разных уголках страны. Объединившись, они получили возможность выстраивать коммуникационную площадку, вместе организовывать и проводить на официальном уровне выставочные проекты, инициировать исследовательские и творческие проекты, связанные с самореализацией женщин и проблемами, которые стоят перед ним. Согласно председателю ассоциации Кун Цзы, цель организации заключается в том, чтобы помочь женщинам-художницам со всего Китая создавать пространства для демонстрирования своих достижений и совершенствования, развития связей и обменов с женщинами-художницами из разных стран в области культуры и искусства [13].

В современном Китае существует значительное число общественных некоммерческих объединений художников, имеющих официальный статус. Так, помимо названных выше, есть еще Ассоциация знаменитостей китайской живописи и каллиграфии, Ассоциация каллиграфии и живописи пожилых людей, Зарубежная ассоциация китайских художников, Гонгонгская ассоциация китайских художников и др. Буквально в каждой нише, которую занимают представители творческих профессий, существуют те или иные объединения, имеющие вполне официальный статус. Существование подобных организаций, их признание властью свидетельствует, как и о насыщенной арт-жизни, которая усложняется день ото дня, так и о том, что взаимоотношения современных художников с обществом в Китае до конца не отрегулированы. По этой причине художественное сообщество остро нуждается в своего рода посредниках, которые бы представляли интересы художников в отношении с коллегами, государством, арт-миром за пределами страны и т.д. Они выступают также, как пространства для коммуникации и обмена идеями, опытом, обучения, что в других условиях было бы затруднительно для мастеров, живущих в разных провинциях Китая, часто труднодоступных, а также тех, кто работает за границей.

В Китае помимо официальных объединений, действующих с позиций, одобренных властью, существуют и независимые арт-группы, не имеющие официального статуса. Их история начала с 1970-х годов, когда ряд авторов, в частности Чжао Вэньлян, Ян Юйшу, Ши Чжэньюй и другие молодые художники, ратовавшие за создание «искусства ради искусства», а не для поддержки политического курса, стали объединяться в такие группы, как «Группу живописи У Мин», «Школу живописи Ююантань», «Группу рисования звезд», «Группу неизвестной живописи» и т.д. Они также стали экспонировать свои работы сначала в частных галереях, в основном, созданных владельцами с Запада, а затем и на выставках современного искусства в художественных музеях разного уровня. Художники отказывались от поддержки государства, экспериментировали с традициями, обогащая свой художественный язык новыми формами, приемами, материалами, в том числе медиа, инсталляциями, видео, преферансами и т.д. Так, появилась «Живописи шрамов», «Деревенский реализм», «Новая волна» и т.д. [14, c. 7]. Однако деятельность данных сообществ не носила агрессивного провокационного характера, а ориентировалась на эксперименты с художественной формой в рамках модернисткой линии в китайском искусстве. По сути, такие группы основывались, чтобы породить автономию художественного процесса. На первых этапах у них не было площадок для позиционирования своего творчества, так как система галерей и музеев «работала» на официальное искусство, привычное массам. Кроме того, даже после выставки современного искусства в Национальном художественном музее Китая в 1989 году многие выставки такого искусства продолжали подвергаться острой критике. Позднее эти объединения, даже став востребованными, распадались, а мастера реализовывались за счет вступления в официальные ассоциации, будучи признанными «классиками», или уезжали за пределы родины.

В начале XXI века представители той части художественного сообщества Китая, которая ратует за утверждение автономии искусства, и в особенности в свете бурного подъема арт-рынка, стала ориентироваться на создание собственных площадок для экспонирования и коммуникации. Прежде всего, вокруг иностранных коллекционеров и кураторов стали выстраиваться галереи, выставочные центры, арт-пространства и частные музеи, которые становились основой для организации неформальных художественных объединений [15, p. 89]. Участвующие в них авторы более не стремились найти признание в официальных институциях, в том числе в ассоциациях художников, поддержанных властью. Такие галереи тщательно отбирают круг своих авторов, помогают им, уделяя особое внимание качеству выставочных материалов. Если ранее арт-группы специализировались на инсталляциях, видео-арте, всевозможных арт-объектах, то теперь они создают выставки, на которых показываются и произведения, относящиеся к классическим жанрам и видам искусства. В художественных галереях Шанхая и Пекина, а также некоторых других городов Китая реализуют программы поддержки молодых художников, обеспечивая им институциональную помощь для сохранения их творческой независимости. Например, галерея «Рокбунд» в Шанхае организует конкурс на премию Hugo Boss Asia Art Award, OCAT Shanghai и премию Пьера Юбера в области видеоарта, а «PSA» реализует программу подготовки молодых кураторов.

Итак, в художественном мире Китая действуют официальные, связанные с государственными структурами ассоциации, позволяющие регулировать отношения лояльных авторов с властью, обществом, коллегами, зарубежными институциями в сфере искусства. Внутри страны также есть неофициальные арт-группы, которые более напоминают «круги общения» между авторами. Они аккумулируются вокруг галерей, выставочных площадок, арт-центров, а их члены связаны общими взглядами на искусство, а также желанием сохранить свою независимость. Поскольку такие объединение не являются формальными организациями, то у него нет руководства, определенных целей, правил, четко выстроенной модели поведения участников и границ их демаркации с теми, кто таковыми не считаются. Нередко они соединены неформальными связями с общественными ассоциациями и даже совестно участвуют в проектах, организуют их. В такие сообщества входят помимо художников кураторы и арт-критики, которые помогают художникам выходить на арт-рынок.

В художественной жизни современной России происходят похожие процессы. Примером этому может служить то, что с конца XX века стали создаваться объединения художников, альтернативные деятельности Союза художников. В начале XXI столетия такие сообщества либо обретают официальный статус, превращаясь в крупных регуляторах процессов в арт-мире того или иного города, либо остаются на уровне кружка авторов, который существует до того момента, пока возможна совместная выставочная деятельность и продажа произведений, необходимо позиционирование своего видения в культурное пространство города. В отличие от Китая, где неформальные группы преимущественно выстраиваются вокруг арт-галерей, в России они образовываются вокруг мастерских и творческих коллективов, в кругу знакомых, сокурсников, преподавателей вузов искусств.

В России и Китае крупные официальные объединения отличаются полифункциональностью в отношении состава участников и направлений деятельности, то молодые неофициальные группы — это, как правило, кружки авторов, близких по творческим интересам. Последние создаются и функционируют в тех творческих средах, где имеется потребность в их деятельности. Причем их появление оказывает быстрое воздействие на степень насыщенности и содержательную жизнь регионов, в то время как влияние официальных союзов рассчитано на долговременные эффект и ориентировано на взаимодействие с различными институциями. И те, и другие помогают художникам в обеих странах донести свои образы до зрителя. Первые предпочитают классические формы, а вторые стремятся показать свое понимание современного искусства, в том числе переосмысляя и интерпретируя те тенденции, которые существуют в общемировом арт-процессе.

Библиография
1. Лан, С. Культурный диалог России и Китая в современном мире / С. Лан // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2008. – № 1. – С. 85-87.
2. Мартинович, Т. М. Межкультурное взаимодействие России и Китая в сфере искусства / Т. М. Мартинович // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества : материалы VII международной научно-практической конференции, Благовещенск – Хэйхэ, 22-23 мая 2017 года. Том Выпуск 7. – Благовещенск – Хэйхэ: Благовещенский государственный педагогический университет, 2017. – С. 560-564.
3. Чжан, Х. Границы стиля «Се и» в современной масляной живописи Китая (к вопросу о культурных взаимовлияниях Китая и России) / Х. Чжан // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. – 2019. – № 2. – С. 64-69.
4. Грачева, С. М. Творческие взаимовлияния современных петербургских и китайских художников / С. М. Грачева // Искусство Евразии. – 2021. – № 4(23). – С. 86-101.
5. Юйцзю, Л. Становление монументальной скульптуры России и Китая / Л. Юйцзю // Общество: философия, история, культура. – 2022. – № 3. – С. 202-206.
6. Мяоцзин, Ч. Анализ трансформации статуса современного искусства в России и в Китае / Ч. Мяоцзин // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Серия: Исторические науки. Культурология. Политические науки [Электронный ресурс]. – 2023. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-transformatsii-statusa-sovremennogo-iskus-stva-v-rossii-i-v-kitae/viewer (дата обращения: 16.09.2023).
7. Син, Н., Леонова, В. М. Союзы китайских художников в XXI веке и их место в пространстве современного искусства / Ничжэнь Син, В. М. Леонова // ART INNOVATION. – 2021. – № 2. – С. 38-57.
8. Ушакова, В. А. Прошлое и настоящие Ленинградского – Санкт-Петербургского Союза художников / В. А. Ушакова // Художники – городу. Выставка к 70-летию Санкт-Петербургского Союза художников. СПб: Петрополь, 2003. – С. 7-13.
9. Санкт-Петербургский Творческий Союз Художников (IFA) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ifaspb.info/ (дата обращения: 17.09.2023).
10. Флорковская, А. К. Секция живописи Горкома графиков как пример художественного сообщества позднесовесткого времени (1976–1988) / А. К. Флорковская // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота. – 2017. – № 5 (79). – C. 181-184.
11. Берг, М. Радикалы и консерваторы: два поколения русского андеграунда // Горький – российское сетевое издание [Электронный ресурс], 2021. Режим доступа: https://gorky.media/context/radikaly-i-konservatory-dva-pokoleniya-russkogo-andegraunda/ (дата обращения: 15.09.2023).
12. 中国美术家协会:奋力谱写新时代艺术篇章/卢静、丁涛. 中国美术报: 2019. Лу Цзин, Дин Тао. Ассоциация китайских художников: Стремитесь написать главу искусства новой эпохи / Цзин Лу, Тао Дин // China Art News [Электронный ресурс]. – 2019. – Режим доступа: http://art.people.com.cn/n1/2019/1012/c41426-31396960.html (дата обращения: 13.09.2023).
13. 中国女画家协会主席孔紫:艺术画作跨越语言,架起民心相通之桥. 环球网. Кун Цзы, председатель Ассоциации китайских женщин-художников: картины выходят за пределы языков и строят мост между людьми // Глобальная сеть, 2021 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://china.huanqiu.com/article/43NqN6tqCIx (дата обращения: 15.09.2023).
14. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса : специальность 17.00.04 «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения / Ван Фэй. – Москва, 2008. – 24 с.
15. Bao, D. (2014). Rethinking and practices within the art system: The self-organization of contemporary art in China, 2001-2012. Journal of Contemporary Chinese Art, 1(1), 83-95.
References
1. Lan, S. (2008). Cultural dialogue between Russia and China in the modern world. Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts, 1, 85-87.
2. Martinovich, T. M. (2017). Intercultural interaction between Russia and China in the field of art. Russia and China: history and prospects for cooperation: materials of the VII international scientific and practical conference, Blagoveshchensk. Heihe, May 22-23, 2017. Blagoveshchensk-Heihe: Blagoveshchensk State Pedagogical University. Issue 7, pp. 560-564.
3. Zhang, H. (2019). Boundaries of the “Xie Yi” style in modern oil painting of China (on the issue of cultural mutual influences between China and Russia). New art history. History, theory and philosophy of art, 2, 64-69.
4. Gracheva, S. M. (2021). Creative mutual influence of contemporary St. Petersburg and Chinese artists. Art of Eurasia, 4(23), 86-101.
5. Yutszyu, L. (2022). Formation of monumental sculpture in Russia and China. Society: philosophy, history, culture, 3, 202-206.
6. Miaojing, Ch. (2023). Analysis of the transformation of the status of contemporary art in Russia and China. Humanitarian, socio-economic and social sciences. Series: Historical Sciences. Culturology. Political sciences. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-transformatsii-statusa-sovremennogo-iskus-stva-v-rossii-i-v-kitae/viewer
7. Xing, N., & Leonova, V. M. (2021). Unions of Chinese artists in the 21st century and their place in the space of contemporary art. ART INNOVATION, 2, 38-57.
8. Ushakova, V. A. (2003). Past and present of the Leningrad-St. Petersburg Union of Artists. Artists to the city. Exhibition for the 70th anniversary of the St. Petersburg Union of Artists. St. Petersburg: Petropol, pp. 7-13.
9. St. Petersburg Creative Union of Artists (IFA). Retrieved from https://www.ifaspb.info/
10. Florkovskaya, A.K. (2017). Painting section of the City Graphic Committee as an example of the artistic community of the late Soviet era (1976–1988). Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural studies and art history. Questions of theory and practice. Tambov: Certificate, 5(79), 181–184.
11. Berg, M. (2021). Radicals and conservatives: two generations of the Russian underground. Gorky – Russian online publication. Retrieved from https://gorky.media/context/radikaly-i-konservatory-dva-pokoleniya-russkogo-andegraunda/
12. Lu Jing, Ding Tao (2019). Association of Chinese Artists: Strive to write the chapter of art of the new era. China Art News. Retrieved from http://art.people.com.cn/n1/2019/1012/c41426-31396960.html
13. Kong Zi, Chairman of the Association of Chinese Women Artists: paintings transcend languages and build a bridge between people (2021). Global Network. Retrieved from https://china.huanqiu.com/article/43NqN6tqCIx
14. Wang Fei (2008). Contemporary art of China in the context of the world artistic process. Abstract of the dissertation for the degree of candidate of art history Moscow.
15. Bao, D. (2014). Rethinking and practices within the art system: The self-organization of contemporary art in China, 2001-2012. Journal of Contemporary Chinese Art, 1(1), 83-95.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

В журнал «Философия и культура» автор представил свою статью «Официальные и неформальные профессиональные объединения художников в пространстве современного искусства России и Китая», в которой проведено исследование тенденций, которые происходят в среде официальных и неформальных художественных объединений современного Китая и России.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что в России и Китае крупные официальные объединения отличаются полифункциональностью в отношении состава участников и направлений деятельности, в то время как молодые неофициальные группы — это, как правило, кружки авторов, близких по творческим интересам, которые создаются и функционируют в тех творческих средах, где имеется потребность в их деятельности. По мнению автора, их появление оказывает быстрое воздействие на степень насыщенности и содержательную жизнь регионов, в то время как влияние официальных союзов рассчитано на долговременные эффект и ориентировано на взаимодействие с различными институциями.
Актуальность исследования определяет увеличивающийся масштаб тесных культурных контактов, развивающимися между Россией и Китаем, в том числе и в художественной сфере.
Методологическую основу составил комплексный подход, включающий общенаучные методы анализа и синтеза, а также описательный, социокультурный и компаративный анализ. Теоретической основой исследования выступают труды таких российских и китайских искусствоведов как С. Лан, Т.М. Мартинович, Х. Чжан, С.М. Грачева, Л. Юйцзю, Ч. Мяоцзин и др. Эмпирическую базу составили мемуары, воспоминания и архивные материалы по изучаемой тематике.
Соотношение структуры и направлений деятельности официальных и неформальных арт-объединений Китая и России и является предметом исследования, а его объект — современные художественные объединения двух стран. Цель — анализ специфики организации и путей развития арт-объединений в условиях современного арт-пространства. Для достижения цели автором поставлены следующие задачи: обзор наиболее крупных сообществ России и Китая; характеристика их выставочной и иной деятельности, способов позиционирования концепций; выделяются общие черты и намечаются различия. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они позволят четче обозначить границы художественных миров двух стран и в то же время обозначить точки входа, увидеть возможные перспектив сотрудничества.
Изучив степень научной проработанности проблематики, автор отмечает достаточное количество проведенных исследований, которые раскрывают важность и сложность изучаемой проблематики. Объединения художников в современной России входят в пространство интереса многих российских и китайских исследователей, которые занимаются изучением современного искусства.
Автором детально изучены и описаны как официальные, так и неформальные творческие объединения российских и китайских художников: Союз художников России, Санкт-петербургский творческий Союз художников, Митьки, Арт-телега, Китайская ассоциация современных художников, Ассоциация народных художников, Ассоциация китайских женщин-художниц, Группа живописи У Мин и другие. Им проведено сравнение характеристик организаций, особенностей творческого состава, принципов членства.
Особое внимание автором уделено принципам функционирования объединений художников двух государств. Как отмечает автор, в художественном мире Китая действуют официальные, связанные с государственными структурами ассоциации, позволяющие регулировать отношения лояльных авторов с властью, обществом, коллегами, зарубежными институциями в сфере искусства. Неофициальные арт-группы аккумулируются вокруг галерей, выставочных площадок, арт-центров, а их члены связаны общими взглядами на искусство, а также желанием сохранить свою независимость, следовательно, у них нет руководства, определенных целей, правил, четко выстроенной модели поведения участников и границ их демаркации с теми, кто таковыми не считаются. В художественной жизни современной России автором отмечены аналогичные процессы: сообщества либо обретают официальный статус, превращаясь в крупных регуляторах процессов в арт-мире того или иного города, либо остаются на уровне кружка авторов, который существует до того момента, пока возможна совместная выставочная деятельность и продажа произведений.
Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение взаимовлияния различных культур вследствие межкультурного взаимодействия и фактов проявления такого взаимовлияния в предметах художественной культуры представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований.
Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Библиографический список исследования состоит из 15 источников, в том числе и иностранных, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике.
Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании.