Библиотека
|
ваш профиль |
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Николовская Ю.В.
Потенциалы компьютерной графики в развитии художественных способностей учащихся
// Человек и культура.
2023. № 5.
С. 1-16.
DOI: 10.25136/2409-8744.2023.5.43950 EDN: WGJWKV URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=43950
Потенциалы компьютерной графики в развитии художественных способностей учащихся
DOI: 10.25136/2409-8744.2023.5.43950EDN: WGJWKVДата направления статьи в редакцию: 29-08-2023Дата публикации: 05-09-2023Аннотация:
Статья ретрагирована в связи с недопустимым
заимствованием (рерайт) публикации другого автора: Волкова И.Г. Потенциалы компьютерной графики в развитии художественных способностей учащихся // Художественное образование и наука. 2022. № 1. С.51-60.DOI: 10.36871/hon.202201006
Предметом исследования в данной статье является использование такого вида компьютерного искусства, как компьютерная графика, в художественном развитии детей, обучающихся в средних общеобразовательных организациях, с точки зрения педагогики. При анализе потенциала двухмерной компьютерной графики учитываются ее средства, существующие с точки зрения искусствознания и информатики. Особое внимание уделяется на техническом потенциале компьютерной графики в развитии художественных способностей учеников и включает в себя аппаратные и программные средства, а искусствознание сосредоточено на художественно-выразительном потенциале, формируемом художественно-выразительными средствами компьютерной графики (точкой, силуэтом, цвет и др.). Основными выводами исследования темы данной статьи является детальное раскрытие потенциалов компьютерной графики в развитии художественных способностей учащихся. Речь идет о таких ее свойствах, которые, совмещаясь между собой, обеспечивают развитие художественных способностей детей. В настоящей статье дается раскрытая характеристика таким свойствам и рассматриваются развивающие возможности каждого из них. Особым вкладом автора в исследовании данной темы является формулирование теоретических аспектов, благодаря которым в дальнейшем представляется возможным разработка эффективных методик обучения лиц, относящихся к различным возрастным категориям, компьютерной графике и изобразительному искусству в рамках художественного образования.
Ключевые слова: художественное развитие учащихся, компьютерная графика, компьютерные программы, реверсивность, имитационность, виртуальность, изобразительное искусство, интерактивность, изображение, композицияAbstract: The subject of research in this article is the use of such a type of computer art as computer graphics in the artistic development of children studying in secondary educational institutions, from the point of view of pedagogy. When analyzing the potential of two-dimensional computer graphics, its means that exist from the point of view of art history and computer science are taken into account. Particular attention is paid to the technical potential of computer graphics in the development of artistic abilities of students and includes hardware and software, and art history is focused on the artistic and expressive potential formed by the artistic and expressive means of computer graphics (dot, silhouette, color, etc.). The main conclusions of the study of the topic are the detailed disclosure of the potentials of computer graphics. We are talking about its properties, which, combined with each other, ensure the development of the artistic abilities of children. This article characterizes such properties and considers the developing possibilities of each of them. The author's special contribution to the study of the topic is the formulation of theoretical aspects, thanks to which in the future it is possible to develop effective methods for teaching people belonging to different age categories, computer graphics and fine arts within the framework of art education. Keywords: artistic development of students, computer graphics, computer programs, reversibility, imitation, virtuality, visual arts, interactivity, image, compositionБиблиография
1. Агафонова Н. А. Экранное искусство: художественная и коммуникативная специфика. Минск: БГУКиИ, 2009. 272 с.
2. Галкин Д. В. Эстетика кибернетического искусства 1950–1960-х гг.: алгоритмическая живопись и роботизированная скульптура // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 320. С. 79–86. 3. Ерохин С. В. Эстетика цифрового изобразительного искусства. СПб.: Алетейя. 2010. 432 с. 4. Забавникова Т. Ю. Эстетическое воспитание студентов средствами компьютерной графики: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.01. Тамбов, 2005. 28 с. 5. Каленкевич Е. И. Феномен сетевого искусства (Net Art): художественная и коммуникативная специфика: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.09. Минск, 2019. 26 с. 6. Кравченя Э. М. Основы информатики, компьютерной графики и педагогические программные средства. Минск: Технопринт. 2002. 130 с. 7. Крысинская Е. М. Использование компьютерной графики как средства повышения эстетической культуры будущего учителя технологии и предпринимательства: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2007. 19 с. 8. Лепская Н. А. Компьютерный рисунок (Программа Paint) // Искусство в школе. 2005. № 2. С. 33–37. 9. Макарова И. О. Компьютерная графика в книжной иллюстрации // Вестник Адыгейского гос. ун-та. 2011. № 4. С. 182–185. (Филология и искусствоведение) 10. Монетов В. М. Выразительные возможности компьютерных технологий в творчестве художника экранных искусств: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.03. М., 2005. 28 с. 11. Павловская О. В. Специфика компьютерного творчества и потенциал виртуального общения // Экранная культура в генезисе смыслообразования. Тюмень: Вектор Бук, 2004. С. 153–171. 12. Селезнев А. Е. Компьютерная графика в экранных искусствах рубежа XX– XXI веков: автореф. дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.09. СПб., 2012. 22 с. 13. Селиванов Н. Л. Роль компьютера как творческого инструмента в процессе социализации современного подростка // Педагогика искусства. 2008. № 4. URL: art-education.ru/electronic-journal/rol-kompyutera-kak-tvorcheskogo-instrumenta-v-processe-socializacii-sovremennogo (дата обращения: 22.01.2009) 14. Талля М. Г. Творческое мышление младших школьников на занятиях по композиции на компьютере в системе дополнительного образования // Развитие личности как высший приоритет образования: сборник научных трудов. Чебоксары: АПСН; ЧГУ, 2004. С. 84–86. 15. Турлюн Л. Н. Компьютерная графика как особый вид современного искусства. Барнаул: АлтГУ, 2014. 100 с. 16. Ханолайнен Д. П. Интерактивность и компьютерные технологии в искусстве // Философия и культура. 2014. № 6 (78). С. 885–893. 17. Чичканов Е. С. Интерактивность как средство художественной выразительности // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. 2009. № 4. С. 309–313. 18. Широкова Н. Г. Содержание подготовки учащихся к применению технологий компьютерной графики (на примере профильного изучения информатики): автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.02. М., 2000. 19 с. References
1. Agafonova, N. A. (2009). Screen art: artistic and communicative specificity. Minsk: BGUKiI.
2. Galkin, D. V. (2009). Aesthetics of Cybernetic Art of the 1950s–1960s: Algorithmic Painting and Robotic Sculpture. Tomsk State University Bulletin, 320, 79–86. 3. Erokhin, S.V. (2010). Aesthetics of digital fine arts. SPb.: Aletheia. 4. Zabavnikova, T. Yu. (2005). Aesthetic education of students by means of computer graphics: author. dis. … cand. ped. Sciences: 13.00.01. Tambov. 5. Kalenkevich, E. I. (2019).The phenomenon of network art (Net Art): artistic and communicative specificity: author. dis. … cand. art criticism: 17.00.09. Minsk. 6. Kravchenya, E. M. (2002). Fundamentals of informatics, computer graphics and pedagogical software. Minsk: Technoprint. 7. Krysinskaya, E. M. (2007). The use of computer graphics as a means of improving the aesthetic culture of the future teacher of technology and entrepreneurship: author. dis. … cand. ped. Sciences: 13.00.02. Moscow. 8. Lepskaya, N. A. (2005). Computer drawing (Paint program). Art at school, 2, 33–37. 9. Makarova, I.O. (2011). Computer graphics in book illustration. Bulletin of the Adyghe state. university, 4, 182–185. (Philology and art criticism) 10. Monetov, V. M. (2005). Expressive possibilities of computer technologies in the work of the artist of screen arts: author. dis. … cand. art criticism: 17.00.03. Moscow. 11. Pavlovskaya, O. V. (2004). The specificity of computer creativity and the potential of virtual communication. Screen culture in the genesis of meaning formation. Tyumen: Vektor Buk, 153–171. 12. Seleznev, A. E. (2012). Computer graphics in the screen arts of the turn of the XX-XXI centuries: author. dis. ... cand. art criticism: 17.00.09. SPb. 13. Selivanov, N. L. (2008). The role of the computer as a creative tool in the process of socialization of the modern teenager. Pedagogy of Art, 4. Retrieved from art-education.ru/electronic-journal/rol-kompyutera-kak-tvorcheskogo-instrumenta-v-processe-socializacii-sovremennogo 14. Tallya, M. G. (2004) Creative thinking of younger schoolchildren in the classroom for composition on a computer in the system of additional education. Development of personality as the highest priority of education: a collection of scientific papers, pp. 84–86. Cheboksary: APSN; ChGU. 15. Turlyun, L. N. (2014) Computer graphics as a special kind of modern art. Barnaul: AltGU. 16. Khanolainen, D. P. (2014). Interactivity and computer technologies in ar. Philosophy and Culture, 6(78), 885–893. 17. Chichkanov, E. S. (2009). Interactivity as a means of artistic expression. Bulletin of KSU im. N. A. Nekrasova, 4, 309–313. 18. Shirokova, N. G. (200). The content of preparing students for the use of computer graphics technologies (on the example of the profile study of computer science): author. dis. … cand. ped. Sciences: 13.00.02. Moscow.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что благодаря технологиям компьютерной графики не только возможна значительная оптимизация творческого процесса, но и существенное расширение художественных средств за счет специфических технико-технологических возможностей, что, в свою очередь, характеризуется своими, особыми чертами. Автор полагает, что творческий потенциал юных художников может быть раскрыт гораздо более полно благодаря рационализации творческого процесса и увеличению спектра возможностей, позволяющих воплощать их художественные идеи. Актуальность исследования обусловлена тем, что в современном мире границы между разными направлениями, сферами, отраслями жизнедеятельности человека становятся все менее четкими. Соответственно, явления, связанные с интеграцией технологии, науки и искусство, становятся все более выраженными. Цель исследования заключается в рассмотрении потенциала компьютерной графики в образовательной сфере как в контексте информатики, так и в контексте искусствознания для получения наиболее полного и четкого понимания этого вопроса. В ходе исследования были использованы как общенаучные методы исследования (анализ и синтез, дедукция и индукция, обобщение), так и методы систематизации научных знаний – классификация и типологизация. Практическое значимость результатов исследования заключается в том, что при оптимальном сочетании технических и художественно-выразительных аспектов компьютерной графики можно разработать методику обучения учащихся разных возрастов и уровней подготовки, направленную на развитие их художественных способностей, что в свою очередь позволит оптимизировать использование компьютерной графики как мощного инструмента в процессе обучения, способствуя качественному художественному развитию обучающихся. Анализируя степень научной проработанности проблематики, автор приходит к выводу, что в рамках современной науки ведется работа в разных направлениях, связанных с компьютерной графикой: от создания ее аппаратно-программного обеспечения, изучения ее художественно-выразительного содержания, определения морфологических взаимосвязей с традиционными видами искусства, до нахождения оптимальных вариантов ее применения в образовательной отрасли. При изучении потенциала компьютерной графики в контексте информатики, автором детально рассматриваются аппаратно-программные технические средства и устройства, работающие на базе микропроцессорной техники и системы транслирования данных в графических форматах, благодаря которым собирается, хранится, обрабатывается, передается соответствующая информация. Как отмечает автор, аппаратные средства способствуют развитию когнитивных и операционально-деятельностных аспектов художественных способностей учащихся, путем вдохновления их на практическую реализацию художественных идей в компьютерной графике. Развитие когнитивного компонента достигается путем расширения и углубления понимания учащимися художественных методов, инструментов создания художественных образов, а также осознания изобразительных и эмоциональных аспектов произведений. Развитие художественных способностей учащихся осуществляется через операционально-деятельностный компонент, который в свою очередь расширяется путем освоения приемов работы с различными устройствами для создания выразительных образов в компьютерной графике. Изучение потенциала компьютерной графики в контексте искусствознания позволяет автору сделать вывод о том, что она использует художественные средства, присущие традиционным формам изобразительного искусства. Автор видит преимущества программ компьютерной графики в том, что они предоставляют художникам и учащимся больше гибкости и творческих возможностей, а также способствуют развитию различных компонентов художественных способностей, способствуя более успешному и удовлетворительному процессу творчества. Особое внимание автор уделяет конвергенции технических и художественно-выразительных аспектов компьютерной графики. Результатом слияния технических и художественно-выразительных аспектов компьютерной графики, способствующего развитию художественных способностей учащихся, автор отмечает следующие свойства: визуальность, интерактивность, имитационность, сочетаемость традиционных и цифровых приемов и технологий, реверсивность, компилируемость. В заключении автором представлен вывод по проведенному исследованию, в котором приведены все ключевые положения изложенного материала. Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение потенциала применения современных технологий в художественном образовании представляет несомненный научный и практический культурологический интерес и заслуживает дальнейшего изучения. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует также адекватный выбор соответствующей методологической базы. Библиография исследования составила 18 источников, что представляется достаточным для обобщения и анализа научного дискурса по исследуемой проблематике. Автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, позволившие обобщить материал. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании. |