DOI: 10.7256/2454-0676.2023.3.43768
EDN: YXPJEX
Дата направления статьи в редакцию:
11-08-2023
Дата публикации:
05-10-2023
Аннотация:
Творческая самостоятельность студентов художественно-педагогических вузов является одним из важнейших условий успешного обучения и дальнейшего трудоустройства в современном высшем образовании Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Целью настоящей публикации является выявление тех организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий в современных российских и китайских художественно-педагогических вузах, которые активизируют творческую самостоятельность обучающихся. В России они в большей степени ориентированы на то, чтобы стимулировать способность студентов выполнять независимо от преподавателей учебные действия. В Китае главная установка делается на независимость в творческих поисках студентов. Анализ показывает, что формирование творческой самостоятельности в учебном процессе в педагогических вузах России и Китая в условиях личностно-ориентированного обучения позволяет студентам совершенствовать как изобразительные способности, так и навыки будущего педагога-художника через комплексы творческих заданий или проектов и участие в выставочных проектах. Составление учебных программ с акцентом на самостоятельную работу обучающихся является приоритетным направлением развития в таких учебных заведениях, которое ориентировано на творческие и исследовательские действия обучающихся, но в рамках определенных учебных задач. Последние не ограничивают свободу студентов, а, напротив, являются теми «сложностями», которые провоцирует самостоятельность в пластическом и содержательном решении в творческих работах.
Ключевые слова:
самостоятельность студентов, художественно-педагогическое образование, творческие задания, Китай, Россия, педагогика искусства, творческая самостоятельность, творческий потенциал, русско-китайские связи, современный образовательный процесс
Abstract: Creative independence of art students is one of the most important conditions for successful study and further employment in modern art education in the Russian Federation and the People's Republic of China. The purpose of this publication is to identify those organizational-pedagogical, psychological-pedagogical and didactic conditions in modern Russian and Chinese art universities that activate the creative independence of students. In Russia, they are more focused on stimulating the ability of students to perform educational activities independently of teachers. In China, the main focus is on independence in the creative search of students. The analysis shows that the formation of creative independence in the educational process in pedagogical universities of Russia and China in the conditions of personality-oriented learning allows students to improve both visual abilities and skills of a future teacher-artist through complexes of creative tasks or projects and participation in exhibition projects. The preparation of curricula with an emphasis on the independent work of students is a priority direction of development in such educational institutions, which is focused on the creative and research activities of students, but within the framework of certain educational tasks. The latter do not restrict the freedom of students, but, on the contrary, are those "difficulties" that provoke independence in plastic and meaningful solutions in creative works.
Keywords: independence of students, art and pedagogical education, creative tasks, China, Russia, pedagogy of art, creative independence, creative potential, Russian-Chinese relations, modern educational process
В настоящее время российская и китайская системы образования в сфере подготовки художественно-педагогических кадров переживают изменения. В Китае, как и в России, это происходит в связи с необходимостью перехода от узкоспециализированной к широкопрофильной подготовке [1, c. 139]. В результате в системах обучения будущих педагогов-художников происходят трансформации, которые отражаются в задачах, методах, формах работы. Акцент делается на личностно-ориентированном учебном процессе, который позволяет студентам выбирать оптимальные для себя образовательные маршруты на пути к профессиональному становлению. Творческая самостоятельность важна для будущих педагогов-художников, потому что при ее стимуляции репродуктивная деятельность превращается в продуктивную, направленную на создание оригинальных проектов, причем в условиях учебного процесса в рамках поставленных художественно-творческих и учебно-методических задач. Она реализуется в рамках целей и задач образовательного процесса, формируя те навыки и знания, которые будут необходимы обучающимся в будущем. Подобное повышает перспективы выпускника в поиске работы и адаптации к ней.
Содержание образования обогащается новыми формами взаимодействия преподавательского состава с обучающимися на уровне самостоятельной работы. Последней уделяется все больше учебного времени и, как следствие, внимания со стороны теоретиков и практиков художественно-педагогического образования. В данной среде актуализируются поиски методов и средств ее формирования в условиях педагогических вузов. Такие российские исследователи, как Е.А. Гнатышина, А.С. Брятов, В.Н. Михелькевич, В.М. Мякишев, Р.И. Платонов и некоторые другие, занимаются изучением роли творческой самостоятельности в контексте современного образовательного процесса. В теории и практике интерес к развитию независимой творческой стороны личности и самостоятельности в художественном и художественно-педагогическом образовании также высок, о чем свидетельствуют публикации последних лет Н. В. Зинченко, О. Б. Акимова, С. Д. Томилова и др. Данные авторы преимущественно анализируют различные организации работы в профильных учебных заведениях. В Китае данный вопрос в фокусе внимания Чжень Чжаоминя, Ким Ли Хена, Ву Цзунминши, Сяо Чжэня, Тан Фэнвэйя. Названные ученые ищут возможности применения творческого мышления студентов в условиях существующих образовательных программ. В научном поиске обеих стран одинаково отмечается, что аудиторных часов для совершенствования навыков самостоятельной художественно-творческой работы в учебной деятельности студентов явно не хватает. В этой ситуации важно найти такие условия обучения, которые бы предполагали активную позицию обучающихся. В то же время творческая самостоятельность в России понимается иначе, чем в Китае. В российском научно-педагогическом сообществе она — это «умение студента выполнять независимо от преподавателя определенные виды учебных действий» [2, c. 111]. В Китае трактовка иная, так как данное явление связывается с формированием творческой личности, включая такие качества, как высокие идеалы и профессионализм, независимость творческих проявлений и суждений, твердость воли и старательность в воплощении замысла [3].
Цель настоящей публикации заключается в определении тех условий, которые реализуются в художественно-педагогических вузах современной России и Китая и способствуют формированию творческой самостоятельности обучающихся. Под такими условиями здесь понимается «составная часть педагогической системы», которая «отражает возможности среды, влияющие на личностные и процессные аспекты системы, способствуя ее успешному функционированию» [4, c. 9]. Речь идет о комплексе организационно-педагогических, психолого-педагогических и дидактических условий.
В российском художественно-педагогическом образовании одним из способов активизации творческой самостоятельности обучающихся является разработка систем учебно-творческих заданий и упражнений, которые осуществляются индивидуально и в группе. Они предполагают творческую интерпретацию образов, созданных профессиональными авторами, создание композиций по памяти и представлению. Здесь важно то, что обучающиеся, видя то, как и в какой степени им предоставляется свобода в реализации своих замыслов преподавателями, впоследствии могут транслировать данное понимание в своей художественно-педагогической деятельности, то есть тогда, когда они будут преподавать своим ученикам.
В основе программ художественно-педагогических вузов России лежит идея последовательного перехода от работы с натурой к созданию творческих композиций. В Российском педагогическом университете им. А. И. Герцена преподаватели А. И. Мажуга и К. О. Почтенная в рамках преподавания печатной графики предлагают обучающимся задания, в которых ограничение действует только на сюжетную составляющую. Так, авторы методики отмечают, что, «когда же мы [преподаватели] стали их [студентов] ограничивать в сюжете, эта несвобода становилась стимулом для поиска свободы творческой, поиска структурных, тональных, фактурных и т.п. средств выражения своего личного видения конкретной натуры и через это — мира в целом» [5, c. 158]. Преподаватели вуза считают, что внесение тех или иных «сложностей» обязательно, поскольку дает возможность действовать в условиях определенной художественной задачи, а поиски ее решение — это уже прерогатива самих студентов. Поскольку любая творческая работа предполагает взаимодействие с натурой, то последняя также в определенной степени ограничивает будущих педагогов-художников. Однако при ее воплощении они сами решают, какой стиль выбрать, какие приемы и средства применить, какая композиция будет идеальна. Тем самым творческая самостоятельность активизируется уже в рамках аудиторной учебной деятельности, хотя может выходить за ее пределы в виде заданий для самостоятельной художественно-творческой работы. Роль преподавателя в таких условиях сводится к тому, чтобы поставить рамки, следить за творческим процессом и корректировать его в соответствии с художественно-эстетическими требованиями 6, c. 822].
В Московском педагогическом государственном университете при подготовке педагогов-художников в приоритет ставится формирование художественно-творческой потребности, направленной на самостоятельное создание произведения изобразительного искусства или же предметов дизайн-проектирования [7, c. 5]. В вузе создаются такие условия работы, которые позволяют активизировать интерес студентов за счет создания самостоятельных и оригинальных, отвечающих поставленным задачам учебного процесса, работ. Преподаватели стремятся максимально систематизировать выполнение заданий и процесс предоставления обучающимся необходимых для их реализации знаний и умений. Важным аспектом является и разнообразие упражнений, которые идут от простого к сложному. Обучающиеся осваивают их постепенно, расширяя свой творческий диапазон, но при этом сохраняя высокую мотивацию. Например, система таких заданий по композиции в живописи в вузе направлена на изучение различных способов построения в соответствии со стилистическими особенностями. Так, учащимся ставится задача создать произведение в духе реализма или супрематизма, учитывая те композиционные принципы, которыми пользовались их представители. При этом найти, выделить, охарактеризовать и применить в своей художественно-творческой работе их они должны самостоятельно. Каждое подобное задание имеет установку и логически продолжает предыдущее, усложняя его. Тем самым многообразие и систематизация в реализации творческих заданий являются важнейшими принципами и условиями организации учебного процесса в рассматриваемом учреждении.
Учебно-творческие задания в обоих российских педагогических вузах выстраиваются таким образом, чтобы развить у студентов способность к художественному мышлению, воображению и умение видеть в любом натурном материале черты будущей самостоятельной художественно-творческой работы. При этом в них обязательно присутствует то, что помогает обучающимся еще и понять механизм педагогического воздействия. В итоге курсы занятий и соответствующих им заданий выстраиваются так, чтобы привести студентов к пониманию художественного строя тех произведений, которые будут оцениваться в конце семестра или курса, всего хода обучения. Условия, создаваемые в вузах, учитывают уровень студентов, как в отношении имеющихся способностей, так и в плане развитости чувства ответственности. И здесь важная роль возложена на преподавателей, которым перед началом любого учебного действия должны четко понимать потенциал своих воспитанников и группы в целом, проводить пропедевтическую работу в аудиторные часы и консультирование тогда, когда обучающиеся выполняют задания самостоятельно.
Вопрос стимуляции творческой самостоятельности в китайских художественно-педагогических вузах является злободневным. Дело в том, что студенты чрезвычайно зависимы от мнения преподавателей, что связано с национальными традициями и менталитетом. При этом они проявляют независимость и креативность в тех случаях, когда необходимо изложить мысли и замыслы, то есть при демонстрации когнитивных возможностей [8, c. 27]. Однако позиция педагога остается очень сильной, что препятствует развитию необходимых и для художника, и педагога-художника качеств. Основа обучения — «имитация» и «полное сходство» с работой педагога для совершенствования технических навыков. Как следствие, студенты пассивны и не понимают, как складывается оригинальный художественный образ, что такое творчество. Выходом становится такая организация учебного процесса, которая предполагает внедрение творческих исследовательских проектов и соответствующих им рейтингов, кредитов. Участие в таких проектах открывает студентам больше возможностей для реализации потенциала. Например, для таких вузов, как Пекинский, Восточно-китайский и Шаньдунский педагогические университеты, которые считаются крупнейшими учреждениями, занимающимися подготовкой педагогов-художников, уже на базовом этапе обучения в бакалавриате в рамках исследовательской работы поощряется новаторство и оригинальность идей будущих специалистов.
Преподавательский состав в указанных вузах выстраивает такую учебную программу, которая предполагает наличие «свободной среды», аккумулирующей в себе все возможные условия реализации указанных исследовательских проектов. Студентам предоставляются мастерские, библиотеки, выставочные пространства и иные среды, инструментарий, необходимые для их выполнения. Однако есть и ограничения, те самые «сложности», которые ставят перед своими обучающимися и российские коллеги. Например, зачастую главной установкой проекта такого рода становятся поиски инновационного оригинального прочтения традиций, как китайских, так и западных. Здесь сказывается стремление китайцев сформировать свою национальную художественную школу, найти «китайский стиль». Важным условием является вербальная и письменная проработка всего хода исследования, ведущего к замыслу будущей художественно-творческой работы. На этом этапе преподаватели дают возможность воспитанникам проявить себя, а затем осуществить идею в практической и самостоятельной деятельности, исходя, конечно же, из художественной и учебной задачи. В практике также востребовано создание произведений на основе выстраивания четкого ассоциативного ряда, постоянного взаимодействия с преподавателем; применяется метод индукции, ситуативный подход, иммерсивное обучение и ролевые игры [9, c. 28]. Все это нужно, чтобы «подтолкнуть» студента к принятию самостоятельных творческих решений.
Отчетные и учебные выставки в стенах художественно-педагогических вузов, что в России, что в Китае, — часть учебного процесса. Более того, преподаватель Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена А. К. Векслер считает, что «стимулом для активной самостоятельной творческой деятельности студентов и является перспектива выставочной деятельности, особенно в музейном пространстве» [10, c. 173]. Создаваемые для них учебные, дипломные и творческие работы студентов в обязательном порядке предполагают элемент творчества, следовательно, и самостоятельности. С этой целью в вузе, например, проводится серия выставок под названием «Учитель и ученики», реализуется сотрудничество с выставочными площадками и музеями, что повышает градус ответственности в молодых участниках. В этом ключе интересен опыт Московского педагогического государственного университета, на базе которого действует «Центр современного искусства КГФ» (Корпус гуманитарных факультетов). Студенты выступают и как организаторы, и как непосредственные участники событий в жизни Центра. Так, ежегодно в университете проводится конкурс проектов по методике преподавания изобразительного искусства и Международный онлайн-конкурс студенческих проектов по методике преподавания изобразительного искусства «Изобразительное искусство. Учитель. Школа», который предполагает решение неких задач посредством творческого проекта. Лучшие из них демонстрируются на экспозиции Центра.
Практически все художественно-педагогические вузы Китая обладают специальными платформами, где проводятся выставки, аукционы, ярмарки, биеннале и т.д. Будущие педагоги-художники в рамках учебной программы и под руководством наставников создают работы для данных выставочных сред, получая опыт в художественном творчестве и продвижении себя. Например, Шаньдунский педагогический университет проводит ежегодную выставку проектов обучающихся и выпускников. Вне зависимости от направления подготовки будущие педагоги-художники могут представить на ней произведения классического изобразительного искусства, современные арт-практики, новые медиа и т.д. Самостоятельность в воплощении ограничивается лишь тематикой проекта, которая, что важно, задается самими студентами. В начале учебного года обучающиеся определяют концепцию предстоящей выставки, ее наименование, что влияет на художественное воплощение их замыслов. При этом преподаватели выполняют функцию консультантов.
Таким образом, китайские и российские художественно-педагогические вузы ориентируются на достижение творческой самостоятельности своих студентов и стремятся выстраивать для этого оптимальные условия в рамках имеющейся теоретико-методологической основы. Учебные заведения конструируют учебный процесс, внедряя формы и методы стимуляции рассматриваемого качества в студентах. И здесь меняется сама роль преподавателя, который уже не играет ведущую роль как источник идей и опыта, контролирующий воспитанников на каждом шагу. Он выступает как консультант, тьютор, осуществляющий сопровождение обучающихся по их образовательному маршруту, сознательно ведущий их к независимости творческого мышления и действий.
Общими мерами, от которых зависит эффективность образовательного процесса, для китайских и российских вузов становится направленность на обретение обучающимися опыта проектной и художественно-творческой деятельности; организация проектов, предполагающих превращение в субъект художественно-творческой деятельности, взаимодействующего с другими обучающимися, преподавателями, профессиональными художниками и педагогами-художниками. Это позволяет переходить от повторения за мастером к независимому творчеству, а также к формированию представления о том, как воспроизвести данный механизм в собственной педагогической практике. В педагогических университетах России это достигается путем четкой постановки целей и объяснения сути учебно-творческих заданий, которые имеют ограничивающие «сложности»; постепенным и ясным для обучающихся усложнением. В китайском художественно-педагогическом образовании внедряется системы творческих исследований, которые предполагают совместную с преподавателем проработку замысла и ходы его реализации тоже в соответствии с определенной тематикой, стилистикой, выбором определенного изобразительного и (или) выразительного средства. Одним из условий формирования творческой самостоятельности рассматриваются и выставочные проекты, на которых обучающиеся демонстрируют результаты своей учебной деятельности за курс или семестр, работы над независимым проектом в рамках заданной тематики.
Библиография
1. Тяньсян, Л., Юпин, Ч. Пейзажная живопись. – Фуцзинь: Художественное издательство, 2001. – 296 с. (李天祥, 赵友萍. 《风景画写生》. 富锦艺术出版社, 2001: 296).
2. Третьякова, Е. М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов / Е. М. Третьякова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2014. – № 4. – С. 111-113.
3. Чунь, В. Краткое обсуждение культивирования творческого мышления / Ван Чунь // Образовательное сообщество SOHU. 2006 (王春. 浅谈创造性思维的培养. 搜狐教育界, 2006). – URL: https://learning-sohu-com.translate.goog/20060316/n242301539.shtml?_x_tr_sl=zh-
4. Ипполитова, Н. В. Анализ понятия «педагогические условия»: сущность, классификация / Н. В. Ипполитова, Н. С. Стерхова // General and Professional Education. – 2012. – № 1. – С. 8-14.
5. Мажуга, А. И. Печатная графика в магистратуре кафедры рисунка РГПУ им. А. И. Герцена / А. И. Мажуга // Искусство и диалог культур: сборник научных трудов, Санкт-Петербург, 25 апреля 2019 года. – Санкт-Петербург: Центр научно-информационных технологий «Астерион», 2019. – С. 158-160.
6. Кузмичева, М. В. Специфика профессиональной подготовки художника-педагога в РГПУ имени А. И. Герцена. // Духовные смыслы национальной культуры России: ретроспекция, современность, перспективы: Сборник по материалам Международной научной конференции, Москва, 27–28 ноября 2019 года. – Москва: Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, 2020. – С. 820-826.
7. Пилюгин, Р. В. Развитие художественно-творческих потребностей студентов на занятиях проектированием (на примере курсов «Художественное оформление школы» и «Дизайн школьной среды») : специальность 13.00.02 «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)» : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Пилюгин Роман Васильевич. – Омск, 2008. – 17 с.
8. Ли Хен, К., Цзунмин, У. Развитие независимых учащихся: тематическое исследование студентов университетов в Гонконге / Ким Ли Хен, У Цзунмин // Преподавание иностранных языков и иностранных языков. – 2004. – № 6. – С. 26-29 (金立贤, 武尊民. 发展独立性学习者:香港大学生个案研究, 2004 (6): 26-29).
9. Яньмэй, С. Как развивать творческие способности студентов в обучении? / Сюй Яньмэй. // Журналы высшего обучения для специалистов. – 2002. – № 05. – С. 36-42 (许艳梅. 在教学中如何培养学生创造性思维能力. 成人高教学刊, 2002 (05): 36-42).
10. Векслер, А. К. Выставочные проекты в пространстве музея как средство стимулирования самостоятельной творческой деятельности студентов. // Научное мнение. – 2015. – № 8-1. – С. 167-174.
References
1. Tianxiang, L., & Yuping, Ch. (2001). Landscape painting. Fujin, Art Publishing House.
2. Tretyakova, E. M. (2014). Ways to improve the efficiency of students' creative independent work. Baltic Humanitarian Journal, 4, 111-113.
3. Chun, W. (2006). Brief discussion of cultivating creative thinking. SOHU Educational Community. Retrieved from https://learning-sohu-com.translate.goog/20060316/n242301539.shtml?_x_tr_sl=zh-
4. Ippolitova, N. V. (2012). Analysis of the concept of "pedagogical conditions": essence, classification. (Eds.) N. V. Ippolitova, N. S. Sterkhova. General and Professional Education, 1, 8-14.
5. Mazhuga, A.I. (2019). A. I. Herzen. Art and dialogue of cultures: a collection of scientific papers, St. Petersburg, April 25, 2019. St. Petersburg: Center for Scientific and Information Technologies "Asterion", pp. 158-160.
6. Kuzmicheva, M. V. (2020). The specifics of the professional training of an artist-teacher at the Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen. Spiritual meanings of the national culture of Russia: retrospection, modernity, prospects: Collection based on the materials of the International Scientific Conference, Moscow , November 27–28, 2019. Moscow: Russian Research Institute of Cultural and Natural Heritage. D.S. Likhachev, pp. 820-826.
7. Pilyugin, R. V. (2008). The development of the artistic and creative needs of students in the design classes (on the example of the courses "Artistic design of the school" and "Design of the school environment"): specialty 13.00.02 "Theory and methods of teaching and education (by areas and levels education)”: abstract of the dissertation for the degree of candidate of pedagogical sciences. Omsk.
8. Li Hyun, K., & Zongming, W. (2004). Development of independent learners: a case study of university students in Hong Kong. (Eds.) Kim Lee Hyun, Wu Zongming. Teaching foreign languages and foreign languages, 6, 26-29.
9. Yanmei, S. (2002). How to develop students' creativity in teaching? Higher education journals for specialists, 5, 36-42.
10. Veksler, A. K. (2015). Exhibition projects in the space of the museum as a means of stimulating students' independent creative activity. Scientific opinion, 8-1, 167-174.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.
Обяектом исследования в представленной к рецензированию статье выступает творческая самостоятельность студентов жудожественных направлений как культурно-дидактическая единица, предметом же - особенности ее развития в вузах России и Китая в сравнительном контексте.
Актуальность исследования обусловлена интенсификацией социальных межкультурных связей России и Китая, среди которых академические могут считаться одними из основных и наиболее перспективных, в то время как существенные культурные различия наших стран предполагают богатство опыта для обмена.
Работа носит полностью теоретический характер, основным методом исследования в ней выступает повествовательно-описательный и сравнительно-сопоставительный анализ. Эти методы используются в унисон и выступают достаточным инструметнарием для решения поставленных в статье задач теоретического толка.
Несмотря на то, что в тексте теория сливается с практическим аспектами , заслуживает внимания описания конкретных практических проблем и особенностей подготовки студентов с указанием конкретных педагогических условий на уровне разных дидактических единиц: форм, методов, средств и пр..
С теоретической точки зрения заслуживает внимания подробный обзор авторов, которые исследовали схожую проблематику с укаазнием их основного вклада в изучение данной темы.
Список литературы соответствует требованиям и находит реальное содержательное отражение на страницах работы.
Текст написан с соблюдением норм научного стиля. Статья, несомненно, может вызвать интерес у весьма широких кругов читателей, интересующихся педагогикой искусства, сравнительной педагогикой и восточной культурой в целом.
По статье, несмотря на её в целом высокое качество, имеется ряд замечаний.
Со структурой точки зрения текст выиграл, если бы был разбит на отдельные озаглавленные части. Плавные переходы от одного вопроса к другому хороши для художественного или публицистического текста, но в научном всё же другие каноны.
Если статья преследует цель сравнения, в ней должный быть четко выделены критерии, параметры сравнения, а результаты представлены желательно в виде таблице или в ином более чётком формате. Сравнительный анализ идёт в унисон с повествованием и ключевая информация "растворяется" в тексте.
Сравнительный анализ также логически предполагает выводы о конкретных преимуществах и недостатках тех или иных систем, в данном случае образовательных. Так было бы интересно узнать, в чем наше художественное образование выигрывает у китайского, в чем, возможно, проигрывает, какой именно опыт могут перенять друг у друга страны в обозначенно контексте, какой опыт невозможен для обмена по причине объективных культурных различий и пр..
Указанные замечания в целом носят рекомендательный характер и не отменяют понимания того, что представленная рукопись является текстом хорошего качества, оригинальным целостным авторским исследованием. Настоящий текст соответствует основным требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть опубликован в рецензируемом издании по психолого-педагогическому направлению.
|