Библиотека
|
ваш профиль |
Историческая информатика
Правильная ссылка на статью:
Мамонова С.А.
Виртуальная реконструкция храма Николая Чудотворца (Лорийская область Армении): исследование объекта культурного наследия русского присутствия в Армении в XIX - XX веках
// Историческая информатика.
2023. № 2.
С. 34-78.
DOI: 10.7256/2585-7797.2023.2.43508 EDN: SIRUAN URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=43508
Виртуальная реконструкция храма Николая Чудотворца (Лорийская область Армении): исследование объекта культурного наследия русского присутствия в Армении в XIX - XX веках
DOI: 10.7256/2585-7797.2023.2.43508EDN: SIRUANДата направления статьи в редакцию: 06-07-2023Дата публикации: 13-07-2023Аннотация: В исследованиях по истории русского присутствия в Армении важное место занимает вопрос о роли православной церкви. В настоящее время в Армении действуют несколько православных храмов. Один из наиболее интересных, храм Николая Чудотворца в Амракице (Лорийская область Армении) является уникальным по своей архитектуре, имеет вековую историю, но претерпел значительные разрушения во время масштабного Спитакского землетрясения в 1988 г. С этого времени он фактически потерял свое значение в качестве действующего храма. В 2022 г. в Армении начаты изыскательские работы для определения возможности реставрации частично разрушенного здания церкви или (в случае невозможности такой реставрации) воссоздания этого храма в аутентичном виде. В этой связи актуальной является задача создания виртуальной реконструкции храма Николая Чудотворца, используя методы трехмерного моделирования. Важным условием такой работы является наличие комплекса источников, позволяющих реализовать такой проект. В данном исследовании сформирована источниковая база, включающая чертежи, планы, обмеры здания церкви, а также фотографии объекта до землетрясения 1988 г. и после него. Автором была изучена история поселения Николаевка, основанного в начале XIX в. (ныне Амракиц), а также история сооружения храма Николая Чудотворца в начале ХХ в. Основной целью исследования является реконструкция облика церкви на начало ХХ в. Статья содержит исследование истории и архитектурных особенностей церкви Николая Чудотворца, а также описание процесса создания виртуальной реконструкции и связанных с ней проблем. В качестве программного обеспечения автором использовались SketchUp 2022, Vision, Lumion 10. Ключевые слова: русские церкви, Николай Чудотворец, Армения, Амракиц, виртуальная реконструкция, культурное наследие, источниковедческие аспекты, оцифровка культурного наследия, визуализация, СкетчАпAbstract: In studies on the history of the Russian presence in Armenia, an important place is occupied by the question of the role of the Orthodox Church. Currently, there are several Orthodox churches in Armenia. One of the most interesting, the Church of St. Nicholas the Wonderworker in Amrakits (Lori region of Armenia) is unique in its architecture, has a century-old history, but suffered significant destruction during the large-scale Spitak earthquake in 1988. Since that time, it has actually lost its significance as a functioning temple. In 2022, survey work began in Armenia to determine the possibility of restoring the partially destroyed church building or (if such restoration is impossible) recreating this temple in an authentic form. In this regard, the task of creating a virtual reconstruction of the Church of St. Nicholas the Wonderworker, using three-dimensional modeling methods, is relevant. An important condition for such work is the availability of a set of sources that allow the implementation of such a project. In this study, a source base has been formed, including drawings, plans, measurements of the church building, as well as photographs of the object before and after the 1988 earthquake. The author studied the history of the settlement Nikolaevka, founded at the beginning of the 19th century (now Amrakits), as well as the history of the construction of the temple of St. Nicholas the Wonderworker in the early twentieth century. The main purpose of the study is to reconstruct the appearance of the church at the beginning of the 20th century. The article contains a study of the history and architectural features of the Church of St. Nicholas the Wonderworker, as well as a description of the process of creating a virtual reconstruction and the problems associated with it. The author used SketchUp 2022, Vision, Lumion 10 as software. Keywords: Russian church, St. Nicolas the Wonderworker, Armenia, Amrakits, virtual reconstruction, cultural heritage, study of historical sources, digitization of cultural heritage, visualization, SketchUpВведение Большинство руинированных объектов культурного наследия не имеют реальных шансов на реставрацию в виде, приближенном к их историческому облику (прежде всего, ввиду недостатка средств). Однако сегодня существуют уникальные возможности воссоздания и сохранения утраченных памятников культурного наследия посредством новейших компьютерных технологий. Один из главных вопросов, который возникает при изучении потенциального объекта для реконструкции - возможно ли восстановление объекта из оставшихся частей здания или целесообразнее снести руины и возвести строение заново. Данный вопрос остро стоит в отношении реконструкции церкви Николая Чудотворца в Лорийской области Армении. Цель данной работы заключается в восстановлении исторического облика здания церкви Николая Чудотворца с помощью технологий виртуальной 3D-реконструкции. Проект, являющийся междисциплинарным, может быть использован как в историко-искусствоведческих целях, так и послужить объектом интереса для потенциальных инвесторов, которые смогут восстановить и сохранить данный объект культурного наследия. Виртуальная реконструкция может стать частью проекта «Арт-резиденция “Николаевка”», который обсуждается в рамках исследовательской программы «Русское присутствие в Армении» (информация предоставлена автору некоммерческой общественной организацией «Национальное творческое объединение»). В реконструированном здании может быть создана музейная экспозиция истории русского присутствия на армянской земле. Тем самым, гости Лори получат возможность познакомиться с уникальным памятником православной архитектуры, изучить историю русского присутствия в Армении. В первой части статьи дается краткая история поселения Николаевка и церкви Николая Чудотворца, источников для создания её виртуальной реконструкции, методов и технологий 3D-моделирования, использованных в работе. Вторая часть статьи содержит этапы и результаты виртуальной реконструкции храма, анализ соотношения разных источников и информации, извлеченной из них.
Церковь Николая Чудотворца Уникальнейшим архитектурным объектом русского присутствия в Армении является церковь Николая Чудотворца в Амракиц Лорийской области (см. рис.1). Рис. 1. Церковь Николая Чудотворца в Амракиц, Лорийской области Армении. Современное обработанное фото https://clck.ru/34samX Дата обращения: 30.06.2023.
Имеются сведения, что еще в середине XIX в. неподалеку от Джалал-Оглы (ныне Степанаван), где в свое время квартировал во время русско-персидской войны Денис Давыдов, поселились казаки и возвели деревянную церковь [8]. Позднее на этом месте в 1910-1914 гг., была возведена новая церковь, которая дошла до наших дней, правда с разрушениями, произошедшими в ходе масштабного Спитакского землетрясения 1988 г. Уникальность данного памятника заключается не только в том, что православная архитектура достаточно редка для данной территории, но и в том, что представляет из себя церковь Николая Чудотворца с точки зрения архитектурного облика. Предположительно архитектором церкви является А.П.Аплаксин. В настоящей работе рассмотрены историко-архитектурные особенности церкви Николая Чудотворца и изложена гипотеза о возможном авторстве архитектора Аплаксина (На территории Армении имеются и другие церкви, носящие имя Николая Чудотворца, поэтому отметим, что в данной работе каждый раз имеется в виду церковь, находящаяся в Амракиц Лорийского района.). 2. История поселения Николаевка и церкви Николая Чудотворца История поселения Николаевка Поселение Николаевка располагается в Лорийской области, которая находится на севере Армении и недалеко от армянско-грузинской границы, (до 1921 г. она была частью территории Грузии). В древности и в средневековье данная область называлась также Ташир или Таширк. В 1826 г. герой Отечественной войны 1812 г. Денис Давыдов находился среди посланных на Кавказ русских офицеров и командовал отрядом, направленным А.П. Ермоловым сторожить Эриванскую границу. Вместе с грузинской дружиной Давыдов направился в Джалал-оглы (ныне Степанаван) [8, c. 188]. После разгрома противника у селения Мирак Давыдов со своим отрядом двинулся к Араратской долине, но получив приказ Ермолова об отсрочке Эриванского похода, повернул обратно[5, c. 191]. Возвратившись в Лорийскую степь, Давыдов начал построение в Джалал-оглы небольшого укрепления, но при наступлении осени отряд был распущен, Давыдов возвратился в Тифлис [8, c. 191]. После присоединения Восточной Армении к Российской империи в 1828 году в Джалал-оглы была построена крепость, в которой находился русский гарнизон. Данная территория была предметом военного конфликта между Арменией и Грузией, в результате которого в 1918 г. после армяно-грузинской войны Лори становится нейтральной зоной вплоть до 1921 г., когда было решено передать регион Советской Армении. Село, основанное казаками в XIX в. в Лорийской области, носило название Николаевка до 1938 года, впоследствии оно было переименовано в Киров, а после выхода Армении из СССР, в связи с его распадом, село стало называться Амракиц. Несмотря на то, что казачество в Закавказье появилось еще во время Персидского похода времен Петра I, их массовое переселение, в том числе в Армению, произошло в результате войн XIX в. Селились они в русских поселениях. В 1858 году 26 казачьих семей переселенцев основали станицу Николаевка [11]. Новой задачей после присоединения Восточной Армении для российского правительства стала охрана границы, для этого лучше всего подходили именно казаки. Казаки успешно обживали новые места, при этом чтя и сохраняя свои обычаи и традиции. Православная церковь в их жизни занимала особое место. Имеются сведения (См., например: https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Николая_Чудотворца_(Амракиц) Дата обращения: 01.07.2023) о том, что до строительства церкви Николая Чудотворца в начале ХХ в. на ее месте была более ранняя, построенная казаками деревянная церковь. В архивах можно найти метрические книги, которые дают сведения о жизни казаков в Закавказье. Строительство церкви Николая Чудотворца в 1910-1914 гг. Гипотеза об авторстве архитектора А.П. Аплаксина Вместе с появлением православного русского населения на территории присоединенной Восточной Армении стали возникать и православные церкви [9], среди которых храм в Амракице заметно выделяется своими архитектурными особенностями. Церковь Николая Чудотворца, построенная в 1910-1914 гг., представляет собой интересный объект эклектики, сочетающий в себе модерн с «русским стилем» и элементами деревянного зодчества. В ее облике можно уловить ориентацию на архитектуру русского Севера, в которой соединены некоторые привлекающие внимание детали, о которых необходимо сказать отдельно. Армения - страна камня, поэтому наличие деревянных элементов само по себе вызывает интерес. В нашем случае стоит обратить внимание на деревянные перекрытия, наличие которых может говорить о желании строителей облегчить конструкцию. Также интерес вызывает наличие деревянной крыши и способ сложения досок под кровлей: не характерный, слишком простой, а не как в деревянном зодчестве. Что касается самой крыши, по нашему предположению, изначально она была серо-зеленого цвета (например, как у Ярославского вокзала), но со временем металл имеет особенность ржаветь и менять цвет (Рис. 2.1). К вопросу о цвете мы вернемся во второй части данной статьи. Рис. 2.1. Церковь Николая Чудотворца, фотография 2010-х гг.
То, что видно на фотографиях из-под отвалившейся штукатурки, очень похоже на туф – привычный материал из Армении, но не привычный для России, так как материал довольно пористый и совсем нетипичный для русских церквей. С этим может быть связано такое обилие штукатурки и краски. В отличие от русской традиции расписывать стены, постройки армянской церкви внутри, как правило, обнажают камень и содержат резьбу. В эскизном проекте реставрации церкви указано, что несущие конструкции состоят из грубокольного камня и известкового раствора [13]. Что касается отдельных элементов здания церкви, остановимся подробнее на некоторых из них. Обратим внимание на окна, они кажутся непривычно большими (Рис. 2.2) для сравнительно небольшой церкви, зато по форме - как в образцовых постройках русского стиля. Рис. 2.2. Окна церкви. Автор снимка: В.Е.Сусленков. Дата съемки: 2015-2016 гг. Элементов модерна в архитектуре Армении очень мало, а в русском стиле тем более. Тем уникальнее представляется церковь Николая Чудотворца, которую решили в таком стиле построить, а не в традиционном, византийского типа, как, например, церковь Рождества Пресвятой Богородицы в Ванадзоре. Деревянное зодчество русского Севера, элементы которого прослеживаются в архитектуре данной церкви - яркий пример того, откуда можно брать элементы «русскости» для постройки в русском стиле. Здесь мы можем заметить такие элементы деревянного зодчества как многоглавие, главки луковичные, покрытые имитацией лемеха, скаты кровли сделаны под гонт, есть противопоставление легкому верху с деликатными главками к тяжеловесным опорам, а также щипцовые крыши. Это скорее такое представление архитекторов о том, каким должен быть русский стиль. Также здесь есть «пряничность», благодаря которой мы представляем времена царей с теремами. Отдельное внимание стоит обратить на звонницу: она выносная, но связана первым этажом с основным объемом церкви. Похоже на схему русских церквей «кораблем», но звонница сбоку, а не на западе, что нетипично в случае с планом «кораблем» (Рис. 2.3). Рис. 2.3. План храма «кораблем». Источник: https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Joy_in_Sorrow_floorplan,_G%26P_1832.jpg#/media/Файл:Joy_in_Sorrow_floorplan,_G&P_1832.jpg Дата обращения: 01.07.2023
Архитектор церкви Николая Чудотворца в Амракице не установлен, здание построено в стиле, близком к стилю неорусских построек, возводившихся в период между 1906–1916 гг. в Российской империи; в этом стиле работал известный петербургский архитектор, автор ряда проектов по строительству православных храмов А.П. Аплаксин (о нем подробнее речь пойдет ниже). Путь к архитектурному модерну в Российской империи начала ХХ века проходил через обращение к работам зарубежных архитекторов коллег, а также через обращение к наследию зодчества русского Севера. Новый стиль соединил в себе общую ретроспективную ориентацию от «русского стиля» , долю эклектизма в виде сочетания в одной постройке архитектурных форм различных эпох и региональных школ древнерусской архитектуры [2, c. 42]. Неорусский стиль возник еще в 1880-х гг., но широкое распространение получил только в 1900-1910-е гг, а наиболее последовательное воплощение он получил в церковной архитектуре. По сути данный стиль был неоднороден и демонстрировал различные формообразования и интерпретации исторических прототипов. В целом, если говорить об архитектуре в России на конец XIX - начало XX в., стоит отметить не только возникновение нового архитектурного стиля и течений, но и существенные изменения в характере архитектурной жизни. Увеличивается доля городской застройки, в Петербурге и Москве проходят всероссийские съезды архитекторов, увеличивается процент промышленного и церковного строительства, все больше получает распространения конкурсное проектирование, разворачивается просветительская деятельность архитектурных обществ. Что касается архитекторов, то складывается новый их тип, соединяющий в себе архитектора-практика, теоретика, историка-исследователя и реставратора [2]. Сложно говорить о характерности такой церкви для начала ХХ века, так как нужно учитывать, что мода на определенный архитектурный стиль развивалась неравномерно. 1910-1914 года – это закат модерна в Москве, но до окраин это эхо будет докатываться еще несколько лет, вплоть до революции. Также нельзя забывать о региональных вариантах архитектуры, которые, как правило, пытались подражать столичным постройкам, но также могли включать в себя традиции определенного района, региона или города. Чтобы ответить на вопрос о характерности такой архитектуры для данной среды и периода времени, нужно смотреть, что еще строили в этой местности в то время, но подобные вопросы не входят в сферу компетенции историка. Отметим также, что региональные варианты архитектуры редко разрабатывались именитыми мастерами (для этого нужны были богатые и образованные заказчики), чаще привлекались архитекторы «второго ряда». Плюс ко всему, конец XIX-XX веков – это период модерна, но другие стили архитектуры не уходили насовсем. Этот период можно описать как многостилье, которое иногда пыталось подстроиться под модерн. * * * Андрей Петрович Аплаксин (1879 - 1931) - личность выдающаяся и интересная. Окончив гимназию, он поступил в Санкт-Петербургский институт гражданских инженеров императора Николая I. С 1906 по 1914 гг., являясь епархиальным архитектором Санкт-Петербурга, он активно принимал участие не только в проектировании и строительстве церковных зданий, но и в проектах по реставрации и ремонту храмов, а также с 1912 г. и до начала Первой мировой войны он вел активную деятельность в Обществе защиты и сохранения в России памятников искусства и старины [2, c. 58]. А.Е. Белоножкин пишет о том, что с 1906 по 1917 г. архитектурно-строительная практика Аплаксина была связана с исполнением обязанностей епархиального архитектора и не выходила за пределы Петербургской епархии [2]. При такой загруженности Аплаксину был необходим помощник, которым с 1907 по 1914 гг. являлся гражданский инженер Ф.А. Лыхин. Стоит отметить, что Аплаксин также сотрудничал в конце 1900-х с Ю.А. Кастериным и Ф.А. Ситниковым, но их помощь была эпизодической. Таким образом, можно отметить, что в годы, предшествующие периоду постройки церкви Николая Чудотворца в Армении, Аплаксин был занят многочисленными проектами в России, и кажется маловероятным, что именно по его проекту возводилась церковь Николая Чудотворца в Николаевке. Нам не удалось выявить прямых свидетельств об авторстве Апраксина. Однако можно предположить, что он передал готовый проект церкви, невостребованный по той или иной причине петербургской епархией, русской общине в Армении (или этот проект мог быть создан одним из его учеников или последователей). Возможно, установить авторство удастся, изучив синодальные архивы Петербурга. В данной работе не ставилась задача атрибуции по отношению к церкви Николая Чудотворца, это вопрос отдельного будущего исследования. Церковь Николая Чудотворца На период с 1914 до 1988 г. данных о каких-либо событиях или изменениях в облике церкви выявлено не было, известно, что она была действующей вплоть до Спитакского землетрясения 1988 г. Приход окормлял протоиерей Григорий Щукин [13] . В 1988 г. произошло небывалой силы землетрясение, эпицентром которого стал армянский город Спитак (отсюда название - Спитакское землетрясение). Помощь в ликвидации последствий бедствия оказывали все республики СССР, на место трагедии были направлены высококвалифицированные специалисты и техника; специальную комиссию Политбюро ЦК КПСС возглавил Председатель Правительства СССР Н.И. Рыжков. Спитакское землетрясение коснулось и церкви Николая Чудотворца, которая перестала быть действующей вследствие разрушений. После землетрясения церковь значительно пострадала: упал ее главный портал, упала центральная глава, выпадают замковые камни в арках окон (как только они выпадут, пойдут сильные разломы), по стенам идут сильные трещины. В 1983 году по решению Совета министров Армянской ССР церковь была включена в список охраняемых государством памятников истории и культуры. В настоящее время службы в церкви не ведутся, так как она находится в аварийном состоянии, но во время больших церковных праздников население посещает священник русской церкви Гюмри и проводит службу во дворе церкви (https://ru.armeniasputnik.am/20200106/Dveri-Santa-Klausa-zakryty-grustnaya-istoriya-krasivogo-ugolka-Armenii-21625856.html Дата обращения: 30.05.2022). В 2009 г. с согласия администрации сельсовета, из храма были переданы иконы и священнические облачения в храм св. мц. Царицы Александры и часовне св. Архистратига Михаила г. Гюмри (102-я российская военная база) [13]. В 2011 году в ЕГУАС (Ереванском государственном университете архитектуры и строительства) был подготовлен эскизный проект реставрации церкви Николая Чудотворца, в который вошла пояснительная записка, фотографии, а также чертежи, специально подготовленные студентом-магистрантом вуза [13]. Именно этот проект является одним из источников для виртуальной реконструкции в данной работе, подробнее о нем пойдет речь во второй главе. В данный момент церковь Николая Чудотворца в Амракице находится в критическом, аварийном состоянии (см.рис 2.4 – 2.10). Остро стоит вопрос о реставрации здания, есть мнение, что целесообразнее снести существующее здание и отстроить его заново. Но тут встает вопрос о том, как правильно и максимально достоверно выполнить данную реконструкцию. Рис. 2.4-2.8. Современное состояние здания, видимые разрушения
Рис. 2.9-2.10. Состояние здания на июнь 2022 г. Посещение Церкви Николая Чудотворца в рамках XI международного семинара «Лики Памяти»
3. Источники виртуальной реконструкции Источниковая база для создания виртуальной реконструкции облика здания состоит в основном из чертежей и планов, фотографий, архитектурных обмеров и проектной документации, а также письменных (описательных) источников. Планы и чертежи Основные документы, использованные в данной работе, были подготовлены специалистами ЕГУАС в 2011 г. в рамках эскизного проекта реставрации церкви Св. Николая Чудотворца в деревне Амракиц, Лорийской области республики Армении [13]. В первую очередь это: 1. Чертежи фасадов здания с обмерами, а также чертежи в разрезе (см. Рис. 3.1-3.2) 2. Планы, в том числе кровли (см. Рис. 3.3-3.4) 3. Ситуационный план (см. Рис. 3.5) 4. Фотографии до землетрясения 1988 г. и в настоящее время (см. Рис. 3.6- 3.7)
Рис. 3.1-3.2. Чертежи. Источник: Эскизный проект реставрации церкви Св.Николая Чудотворца в деревне Амракиц, Лорийской области Республики Армения. Ереванский Государственный Университет архитектуры и строительства (ЕГУАС), 2011г. Рис. 3.3 и 3.4. Планы Рис. 3.5. Ситуационный план Рис. 3.6. Фото до 1988 г. Рис. 3.7. Фото XXI в. Автор фото: В. Е. Сусленков В ходе работы с источниками были выявлены некоторые недочеты. В первую очередь это касается чертежей фасадов здания. Размеры некоторых элементов, которые по логике должны быть одинаковыми, после загрузки в программную среду оказались различными. Разница в обмерах небольшая, но тем не менее это стоит учитывать при построении модели. Архитектурные обмеры представляют особенную ценность, так как позволяют создать модель здания в трех измерениях, основываясь как на графических материалах, так и на конкретных цифрах, характеризующих ширину, длину, высоту любого элемента. Само собой, не стоит исключать человеческий фактор, который может принести погрешности в расчетах, так как все обмеры выполнены вручную. Фотодокументы Фотографии содержат более точное изображение конструкций и элементов на начало XX – начало ХХI вв. в связи с тем, что здесь уменьшается количество искажений, которые могли возникнуть при работе художника или архитектора. Также различные ракурсы фотографий могут восполнить те пробелы в чертежах, которые появились за счет того, что они отражают только конкретные плоскости, а, например, углы зданий или стены, «прячущиеся» за колокольней, они отразить не могут. Для нас особо ценны фотографии, отражающие внешний облик здания до землетрясения 1988 г., в результате которого церковь значительно пострадала, а ее деятельность прекратилась. Современное состояние здания максимально полно отражено в фотографиях, предоставленных В.Е. Сусленковым (Виталий Егорович Сусленков - историк искусства, старший преподаватель кафедры истории и теории христианского искусства Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета). Они помогают дополнить фотоматериалы, представленные в эскизном проекте и сети Интернет, а также предоставляют возможность увидеть здание с большего количества ракурсов и более детально рассмотреть некоторые элементы (см.Рис. 3.8 – 3.9). Рис. 3.8 – 3.9. Фотографии 2015- 2016 г. Автор: В.Е.Сусленков Полученных снимков достаточно для их сравнения с главными источниками — чертежами, а также для работы над виртуальной реконструкцией. В нашем распоряжении имеются также фотографии XX века (до 1988 г.), которые будут использоваться для соотнесения с современными фотографиями и чертежами 2011 г. В работе использованы: 1. Фотографии из эскизного проекта ЕГУАС [13] 2. Фотографии из открытых источников, взятые из Интернета (электронные ресурсы свободного доступа) 3. Фотографии 2015-2016 г., предоставленные В.Е. Сусленковым 4. Фотографии, сделанные автором данной работы в ходе выезда на объект, в село Амракиц в июне 2022 г. Сделанные до Спитакского землетрясения, фотографии отвечают хронологическим рамкам нашей виртуальной реконструкции, поэтому могут служить материалами для установки неточностей в чертежах и о современном состоянии здания. Отметим, что важно руководствоваться не только современными фотографиями, так как в результате землетрясения и дальнейшего разрушения отдельные элементы здания были утрачены. Тем не менее, фотографии этого периода - черно-белые и обладают невысокой резкостью, частичной размытостью, что уменьшает возможности их применения. Таким образом, представленные графические и визуальные источники являются отправной точкой создания виртуальной реконструкции. Наложение и соотнесение планов, чертежей и фотографий в компьютерных программах дают нам информацию о параметрах строений, соответственно и основания для построения основной геометрии с помощью выбранного программного обеспечения. Выбор программного обеспечения Современные технологии позволяют с помощью обученных нейросетей по оттенкам серого цвета восстанавливать цвет на черно-белых фотографиях. В данной работе для установки изначального цвета постройки был использован сервис компьютерного зрения от mail.ru (https://9may.mail.ru/restoration/ Дата обращения: 30.06.2023). В нашей работе используется технология Vision (Vision — технология распознавания лиц и объектов на базе машинного обучения. Используя компьютерное зрение, можно разработать систему распознавания лиц, автомобильных номеров и любых других объектов и образов, организовать модерацию изображений, анализировать фото- и видеозаписи). Изначально проект был подготовлен для реставрации старых фотографий и дальнейшего создания галереи Бессмертного полка. Сайт прост в использовании и дает достаточно высокие результаты. Однако следует учесть, что полученная колоризация носит вероятностный характер. Для воссоздания облика церкви Николая Чудотворца в данной работе использовалась программа SketchUp Pro2022, как оптимальная для решения поставленных задач по разработке виртуальной реконструкции. Данная программа обладает богатым инструментарием и возможностью его расширения за счет множества различных плагинов, позволяет создавать «компоненты» — элементы 3D-модели, которые могут после создания быть использованы, изменены много раз, а все изменения, сделанные в этой компоненте, автоматически отразятся во всех местах, где она использована, а также имеет библиотеку внутри программы, которая дает возможность пополнять её своими элементами и загружать готовые. При этом SketchUp доступен и прост в использовании. Для рендеринга в данной работе использовалась программа Lumion 10. Она совместима с разными программами 3D-моделирования, в том числе, с SketchUp и позволяет произвести рендеры различной сложности, не снижая при этом качества модели. Lumion предоставляет возможность рендера 2D-снимков, видео и панорам, а также настраивать свет, погоду, время дня и другие эффекты, что также является ее преимуществом. 4. Виртуальная реконструкция церкви Николая Чудотворца В качестве начального шага необходимо загрузить в рабочее пространство имеющиеся чертежи и провести их масштабирование, создать стены, провести соотнесение всех четырех плоскостей с учетом неровностей ландшафта, погрешностей автора чертежей и оседания здания со временем. Чертежи, которыми мы располагаем, характеризуют здание церкви Николая Чудотворца на период после землетрясения 1988 г., а конкретно на 2011 г., а имеющиеся фотографии XX в. до 1988 г. могут служить для корректировки создаваемых 3D-моделей. По имеющимся сведениям, после Спитакского землетрясения 1988 г. никакие работы со зданием не проводились, значит мы можем провести реконструкцию по чертежам и использовать обмеры из эскизного проекта. Соответственно мы можем воссоздать внешний облик храма, а имея фотографии до 1988 г. - еще и те части здания, которые были утрачены в результате землетрясения. Фотографии интерьеров из эскизного проекта позволяют также воссоздать внутреннее храмовое пространство. Чертежи из эскизного проекта ЕГУАС были размещены на рабочем поле в программе SketchUp по синей и зеленой осям (масштаб измеряется в мм) (см. Рис. 4.1). Рис.4.1. Работа с обмерными чертежами Было сформировано три уровня реконструкции: основная часть здания, примыкающая колокольня и внутреннее храмовое пространство. Отметим, что воссоздание интерьера не являлось задачей в данной работе, мы лишь воссоздали необходимое внутреннее храмовое пространство. Для начала создается базовая часть здания. После того, как были завершены загрузка, масштабирование и соотнесение чертежей друг с другом, были отмоделированы четыре фасада здания, а также основная серединная часть. Отмоделированные части были объединены в группы по каждому фасаду, элементы серединной части также образовали группу. Данное преобразование делается для удобства работы с каждым фасадом по отдельности, основной в данном случае является функция «заблокировать группу», что дает возможность вносить изменения в отдельные части объекта, не исказив соседние. Так как все стены имеют объем, по плану и чертежам разрезов из эскизного проекта была установлена толщина стен, отмоделирован их объем и прорисованы внутренние части храмового пространства. За нижнюю линию плоскостей была принята линия земли на чертеже. Также был создан цоколь, уходящий ниже нижней линии. Так как в масштабах чертежей имеются погрешности из-за неровности ландшафта, при соединении плоскостей стен создастся небольшая диагональ, которая возникает, если здание стоит на рельефе местности под небольшим наклоном. Данный этап работы отражен на Рисунке 4.2 Рис. 4.2. Работа с общими объемами Далее можно приступить к моделированию крыльца с главным порталом и апсиды.Так как чертежи составлялись при уже явных разрушениях здания, для прояснения расположения и внешнего вида некоторых деталей мы используем фотографии до 1988 г. Главным образом это касается портала церкви, который обрушился к моменту составления чертежей. На фотографиях начала ХХ в. он виден, поэтому мы имеем возможность воссоздать его в нашей работе. Входная группа состоит из нескольких элементов: крыльца со ступенями, двери, портала и двух колон, стоящих на постаментах и соединяющих портал с крыльцом. Крыльцо со ступенями было загружено из библиотеки Warehouse SketchUp, модифицировано согласно фотографиям и чертежам, и добавлено в модель. Дверь была создана с использованием Line на плоскости западного фасада и с помощью инструмента Push/Pull врезана плоскость стены. Портал был отмоделирован также с помощью инструмента Line на плоскости западного фасада и с помощью инструмента Push/Pull вытянут вперед на такое расстояние, чтобы быть параллельной постаментам (см. Рис. 4.3). О создании колонн и постаментов речь пойдет далее. Рис. 4.3. Работа с входной группой Апсида находится на восточной стороне церкви. Ее моделирование также было произведено с помощью инструмента Line по имеющимся чертежам (см. Рис. 4.4). Рис. 4.4. Работа с апсидой Следующим этапом реконструкции является создание колокольни, а также перехода, соединяющего основную часть здания с ней. По чертежам были отмоделированы переход и основание колокольни (см. Рисунок 4.5). Рис. 4.5. Создание колокольни и соединяющего прохода Отдельно создавалась верхняя часть колокольни: сверяясь с чертежами западного и южного фасадов с помощью инструмента Line был отрисован верх с полуциркульными арками на круглых столбах-опорах. Чертеж не отражает колокольню с севера в полной мере, но основываясь на гипотезе симметрии и чертеже разреза, мы делаем вывод, что с противоположной стороны от южного фасада колокольни находится такой же фасад, поэтому мы выделили построенную часть и с использованием Push/Pull моделируем данный элемент, включая арки. Для создания арок использовался инструмент Arc (Дуга), готовый элемент отображен на Рисунке 4.6. Рис. 4.6. Полуциркульные арки Также было воссоздано деревянное перекрытие, отделяющее основной объем колокольни от крыши (инструменты Line и Push/Pull) и балка (см. Рисунок 4.7), на которой висел колокол, они были размещены в соответствии с фотографиями. Рис. 4.7. Элементы деревянное перекрытие и балка При взгляде на фотографии может сложиться впечатление, что дверь южного фасада колокольни симметрична малому арочному проему верхней части, но при проверке данной гипотезы по обмерным чертежам было выявлено, что она чуть шире, в связи с этим она была отмоделирована отдельно (см. Рисунок 4.8), вместе с деревянной рамой, в которую вставлена, с приданием объема в соответствии с обмерными чертежами. Рис. 4.8. Дверь колокольни Таким образом, мы создали основные объемы церкви, в связи с этим можно перейти к моделированию цоколя, единого для основной части, перехода и колокольни, уходящий ниже нижней линии (см. Рисунок 4.9). Рис. 4.9. Выступ цоколя от основного объема здания На следующем шаге можно приступать к воссозданию отдельных элементов модели. Церковь Николая Чудотворца богата на окна; согласно источникам, окна находятся в углублении стен. Было выявлено три типа окон: большие в центральной части северного и южного фасадов, средние на апсиде и по бокам от больших на тех же фасадах, а также маленькие на переходе, соединяющем основное здание и колокольню. Для удобства каждый тип окна был создан по отдельности в новых файлах, далее преобразован в «Компонент» и добавлен в основную модель. «Компонент» удобен в нашей работе, так как в конструкции здания присутствует симметрия и повторяющиеся элементы, а данный инструмент позволяет производить нужные манипуляции с одним объектом, автоматически производя изменения в точно таких же. Следует обратить внимание, что все окна находятся на одной высоте от земли. На плоскостях стен были вырезаны проемы под окна (см. Рисунок 4.10), после чего соответствующие компоненты были размножены нужное количество раз и размещены согласно источникам. Рис. 4.10. Три типа окон в оконных рамах
Окна на апсиде соответствуют по внешнему виду средним окнам, но чуть более вытянуты вверх. В связи с этим при работе с апсидой с помощью инструмента Scale (Масштабировать) соответствующему компоненту был придан необходимый размер (см. Рисунок 4.11). Рис. 4.11. Оконный проем на апсиде Таким образом были воссозданы окна по всему периметру здания. Эскизный проект реставрации содержит также отдельный план кровли, благодаря которому мы можем воссоздать её в нашей модели. Для этого использовался инструмент Line. Над основным объемом церкви был надстроен четверик с четырехактной крышей, которую венчают 5 глав. Отметим, что кровли противоположных фасадов (южного - северного, западного - восточного) попарно симметричны; они были воссозданы после работы с серединной частью (см. Рисунок 4.12) Рис. 4.12. Работа с кровлей, вид сверху
Отдельно были смоделированы откосы кровли, являющиеся водоскатами (см. Рисунок 4.13). Рис.4.13. Водоскаты от крыши
Еще одним этапом в данной части работы было моделирование щипцовой крыши апсиды (см. Рисунок 4.14). Рис. 4.14. Работа с крышей апсиды
Для воссоздания кровли портала мы обращаемся к имеющимся фотографиям начала ХХ в. (См. Рисунок 4.15-4.16) Рис. 4.15 - 4.16. Фото фасада с порталом до 1988 г. Создание кровли портала
Отдельным этапом было воссоздание кровли колокольни и перехода (см. Рисунки 4.17-4.18).
Рис. 4.17 – 4.18. Воссоздание кровли колокольни и перехода соответственно
После завершения моделирования кровли все ее элементы были объединены в группу. Третьим уровнем реконструкции является воссоздание внутреннего храмового пространства. Здесь нашим основным источником являлись чертежи церкви в разрезе, план и фотографии интерьера XXI в. Для удобства работы с внутренним пространством использовался инструмент Section Plane (Плоскость сечения), позволяющий видеть модель в разрезе и скрывать элементы (см. Рисунок 4.19). Рис. 4.19. Использование инструмента Section Plane
В модель был загружен чертеж «Разрез 1-1», масштабирован и подставлен в разрез здания. По нему были воссозданы арочные своды южного и северного фасада, они симметричны, поэтому сначала были созданы два арочных свода одного фасада. Для выполнения данной задачи были использованы элементы Line и Arc, а также Push/Pull. В соответствии с источником, дальний свод моделировался по пунктирной линии. За начальные точки дуги были взяты внутренние выступы, высота арки определялась по чертежу. Чтобы сделать идентичный свод на противоположной стороне, он был выделен, далее был выбран инструмент Move (Двигать), нажата кнопка Ctrl, после чего копия арочного свода была размещена на северном фасаде (см. Рисунок 4.20-4.21). Второй свод, ближний к центру, моделировался точно так же, но в соответствии с жирной линией на чертеже. Рис. 4.20 - 4.21. Создание внутреннего храмового пространства Для создания сводов на восточном и западном фасадах в модель был загружен чертеж «Разрез 2-2» и выполнены те же действия, что и для южного и северного частей. С восточной стороны также находится апсида, у которой с внутренней стороны имеется купол (см. Рисунок 4.22 – 4.25). Для его построения были использованы инструменты Line и Arc. Рис. 4.22. Восточный фасад в разрезе Рис. 4.23 – 4.25. Работа с куполом апсиды
После завершения работы по созданию сводов необходимо смягчить края с нижней стороны всех арочных элементов. Для этого поочередно в каждом арочном своде требуется выделить все его элементы, щелкнуть правой кнопкой мыши и выбрать пункт «смягчить края». Дальнейшим шагом в воссоздании внутреннего храмового пространства было моделирование купола. Для этого в отдельный файл был загружен скаченный из библиотеки Warehouse SketchUp купол, максимально похожий на исходный, и модифицирован в соответствии с чертежами разрезов. Далее он был пересеян в основную модель и вставлен в основной объем (см. Рисунок 4.26 – 4.27). Рис. 4.26 – 4.27. Работа с куполом. Вид снизу на внутреннее пространство.
В завершении работы со сводами они были связаны в группу. Таким образом нами были воссозданы основные объемы церкви Николая Чудотворца.
Работа с элементами декора Элементов декора в облике церкви Николая Чудотворца не так много, но, тем не менее, они заслуживают отдельного внимания. Создание элемента «Колонна» состояло из двух этапов. Первоначально был смоделирован постамент с помощью инструмента Line, с помощью которого была создана новая плоскость, и инструмента Push/Pull, с помощью которого постамент был вытянут на нужную высоту в соответствии с обмерами. Затем использовался инструмент Circle (Окружность), с помощью которого на верхней плоскости постамента в соответствии с обмерами была создана окружность, и инструмент Push/Pull, с помощью которого окружность была вытянута вверх в соответствии с обмерами (см. Рисунок 4.28 – 4.30). Так как все имеющиеся в архитектуре церкви Николая Чудотворца колонны идентичны, далее был создан компонент «Колонна» и размещен в соответствии с источниками на колокольне и во входной группе. Рис. 4.28 - 4.30. Работа с колоннами На чертежах колокольни видны очертания перил, обратимся к фотографиям для прояснения их облика. Сначала были воссозданы перила наименьшего проема, созданные элементы были соединены в группу. Данная группа была выделена и скопирована с помощью инструмента Move (Двигать) и нажатия клавиши СTRL, после чего перенесена в оставшиеся проемы и модифицированна в соответствии с расстояниями (см. Рисунок 4.31). Рис. 4.31. Установка перил Для создания луковичной главы был использованы следующие инструменты: с помощью Line на чертеже была проведена линия, разделяющая главу пополам, одна из сторон была отрисована с помощью инструментов Freehand (От руки) и Arc, скорректирована в соответствии с чертежом. Далее у основания главы с помощью инструмента Сircle была создана окружность (диаметр в соответствии с чертежом). Необходимо, чтобы нижняя часть главы была в одной плоскости с новой окружностью. Выделяем окружность, далее выбираем инструмент Follow Me (Ведение) и нажимаем на поверхность главы. Получившуюся луковичную главу дополняем поребриком (см. Рисунок 4.32-4.33). Рис. 4.32. Фотография главы и поребрика на ее основании (современная фотография В.Е.Сусленкова) Рис. 4.33. Компонент «Глава» Для создания поребрика были отрисованы арочные элементы и середина выдавлена до конца с помощью инструмента Push/Pull (см. Рисунок 4.34). Рис. 4.34. Элемент «поребрик» В соответствии с планом крыши создается окружность для основы с помощью Line. Также по фотографиям, предоставленным В.Е.Сусленковым, создается объемный крест и устанавливается на вершину главы (см. Рисунок 4.35). Рис. 4.35. Элемент «крест» Элемент преобразовывается в «Компонент» и размещается в соответствии с планом кровли необходимое количество раз. На основном объеме (середина) виден поребрик. С помощью инструмента Line перпендикулярно стене был начерчен в соответствии с чертежами разрез данного декоративного элемента. Далее с помощью инструмента Follow me (Следуй за мной) он был протянут по периметру всего общего объема (см. Рисунок 4.36). Рис. 4.36. Элемент поребрик на основной части постройки Элементы кресты, располагающиеся на западном и восточном фасадах, и колокол были найдены в библиотеке Warehouse SketchUp, модифицированы, загружены в модель и размещены в соответствии с фотографиями (см. Рисунок 4.37 – 4.40). Рис. 4.37. Колокол Рис. 4.38-4.40. Размещенные элементы «кресты» На одной из современных фотографий южного фасада была обнаружена железная труба, которой нет на чертежах. Наличие этой трубы позволяет нам сделать вывод, что церковь отапливалась. Для создания данного элемента были использованы инструменты Circle и Push/Pull (см. Рисунок 4.41). Рис. 4.41. Элемент трубы на скате крыши храма Такой визуальный источник как фотографии отражает также и окружающее церковь пространство. На плане из эскизного проекта отражено, что вокруг церкви Николая Чудотворца был возведен забор с воротами. Внешний вид ограды представлен в фотодокументах, на их основании был подобран максимально подходящий элемент в библиотеке Warehouse SketchUp, загружен и модифицирован. Далее в программу был загружен ситуационный план, масштабирован. На нем отображается схема размещения ограды, в соответствии с которой данный элемент был размножен необходимое количество раз. Ворота были также загружены из библиотеки Warehouse SketchUp, нижняя их часть была создана при помощи инструментов Line и Push /Pull, после необходимых преобразований они были размещены в соответствии с планом (см.Рисунок 4.42- 4.44). Рис. 4.42-4.44. Создание ограды Работа с цветом и материалами Как уже говорилось раннее, основным материалом являлся камень, покрытый белой штукатуркой. В связи с этим, из сети интернет была загружена соответствующая текстура белой штукатурки и применена на основные объемы здания, а также на колонны и постаменты. Цоколь храма (см. Рисунок 4.45) и колокольни был покрыт текстурой темно-серой штукатурки, в соответствии с фотографиями до 1988 г. и полученными цветными версиями черно-белых фото. Рис. 4.45. Текстуризация цоколя В настоящее время кровля церкви Николая Чудотворца имеет темно-бордовый цвет. Наш выезд в Амракиц в июне 2022 г. позволил убедиться, что этот цвет объясняется появлением со временем ржавчины на металлическом покрытии крыши. Для получения ответа на вопрос о первоначальном цвете кровли были проанализированы черно-белые фотографии, снятые до 1988 г. Для этого был использован сервис компьютерного зрения от mail.ru (https://9may.mail.ru/restoration/ Дата обращения: 30.06.2023). На сайт были загружены выбранные фотоматериалы, где они были обработаны нейросетью и получены колоризованные фото (см. Рисунок 4.46-4.47). Исходя из оттенков серого на этих фотографиях, программа сформировала цветовую гамму кровли, подтвердив нашу гипотезу, что кровля была серо-зеленого цвета.
Рис. 4.46. Исходное черно-белое фото колокольни (до землетресения). Рис. 4.47. Колоризированный вариант фото колокольни На основании фотографий, сделанных после 1988 г., были подобраны подходящие текстуры из сети интернет, загружены, модифицированы и нанесены на соответствующие части кровли (см. Рис. 4.48-4.49). Рис. 4.48-4.49. Текстуры кровли На колоризированных фотографиях, сделанных до 1988 г., главы приобрели золотистый оттенок, но внимательно изучив фотографии В.Е.Сусленкова, где достаточно крупно изображены главы, автор данной работы пришла к выводу, что изначальный цвет глав был таким, каким он остается и в настоящий момент (серо-стальным), а золотистый оттенок отражает в данном случае условия съемки в солнечный день. В связи с этим была выбрана подходящая текстура железного покрытия и нанесена на компонент «Глава». На поребрик была нанесена текстура металла (см. Pис. 4.50) Рис. 4.50. Текстурирование главы и ее элементов Деревянные элементы присутствуют в выходной группе, а также на крыше колокольни. Загруженные из интернета текстуры деревянных дощечек были нанесены на соответствующие поверхности и модифицированы. На фотографиях отчетливо видно, что деревянные элементы находились под углом к центру. Для достижения соответствия с оригиналом соответствующие поверхности были разделены пополам, необходимые текстуры были нанесены поочередно на каждую часть, после этого в режиме редактирования текстуры, текстура на одной половине была отзеркалена, при необходимости через редактирование положения текстуры она сдвигалась, чтобы дощечки четко попадали в линии друг друга (см. Pис. 4.51 – 4.52) Рис. 4.51 - 4.52. Нанесение текстур дерева В источниках не отражено, каков был подъем к звоннице, но исходя из чертежей в разрезе, он был в полу. Логично предположить, что это был люк: в сети интернет была найдена соответствующая текстура и применена на плоскость люка (см. Рис. 4.53). Рис. 4.53. Текстура люка Двери главного входа и колокольни, исходя из фотографий, железные. Соответствующие текстуры были найдены и применены (см. Рис. 4.54- 4.55). Рис. 4.54-4.55. Нанесение текстур дверей Из современных фотографий видно, что оконные рамы белого цвета, поэтому в данном случае использовались соответствующие текстуры (по материалу и цвету). Также применена текстура «Прозрачное стекло, серое» (см. Рис. 4.56) Рис. 4.56. Нанесение текстур на окна Указанные текстуры были собраны в единую базу, куда также добавлены текстуры стекла для окон, железа для крестов, колокола и печной трубы (см. Pис. 4.57-4.59). Рис. 4.57-4.59. Нанесение текстур на колокол, трубу и крест Для успешной визуализации также были созданы ограда церковной территории и ворота (см. Рис 4.60). Похожие модели были загружены из библиотеки Warehouse SketchUp, модифицированы в соответствии с имеющимися фотоматериалами и размещены в пространстве по периметру церковной территории согласно ситуационному плану. Рис. 4.60. Построение ограды и ворот Соотнесение графических источников между собой выявило отсутствие некоторых элементов в связи с их утратой в результате землетрясения 1988 г., но наличие фотоматериалов до 1988 г. позволило восполнить пробелы и в полной мере восстановить внешний облик здания церкви Николая Чудотворца и его храмового пространства. Таким образом, размещение деталей и декоративных элементов здания было выполнено, опираясь на чертежи XXI в. и фотографии ХХ - XXI в. Результаты рендеринга Рендеринг (визуализация) выполненной созданной 3D-модели здания церкви, собранной в программе SketchUp 2022, осуществлялся в программе Lumion. Сцена была добавлена в рабочее пространство программы, где были внесены корректировки, свет и т.д. В процессе рендеринга результатами стала визуализация здания церкви Николая Чудотворца и предцерковной территории с разных ракурсов. На современных фотографиях видно, что в главному входу ведет «дорожка» между двух каменных насыпей. На фотографиях до 1988 г. их выявлено не было, скорее всего, данные насыпи возникли в результате обрушения портала. Так как нашей целью является виртуальная реконструкция церкви в его виде до Спитакского землетрясения, то данные насыпи не были включены в визуализацию. Как правило, на территории церкви должен располагаться погост, но никаких сведений о его наличии или расположении в источниках найдено не было. Рис. 4.61-4.69. Рендеры и результаты визуализации Таким образом, в ходе работы был выявлен и проанализирован комплекс источников и историографии о церкви Николая Чудотворца в Амракиц, Лорийской области Армении, а также рассмотрена гипотеза об авторе проекта, по которому была сооружена церковь Николая Чудотворца (архитекторе А.П.Аплаксине, известном зодчем, построившим ряд православных церквей в России). Информационный потенциал источников позволяет создать достаточно достоверную 3D-модель здания церкви в ее исходном виде, который практически не изменился вплоть до землетрясения 1988 года.
Автор выражает свою признательность Л.И. Бородкину, чл.-корр. РАН, профессору, заведующему кафедрой исторической информатики исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, Д.И.Жеребятьеву, к.и.н., старшему преподавателю той же кафедры, Э. Ревазовой, председателю культурной организации "Сарер" (Ереван), а также участникам XI международного семинара «Лики памяти» (Ереван, июль 2022 г.) – за полезные советы и оказанную помощь.
Библиография
1. Белоножкин А.Е. Санкт-Петербургский епархиальный архитектор А.П. Аплаксин. Жизнь и творчество. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. Санкт-Петербург, 2006.
2. Белоножкин А.Е. Санкт-Петербургский епархиальный архитектор А. П. Аплаксин. – Санкт-Петербург: Невский мир, Лики России, 2013 – С. 383. 3. Блохин В.С. Роль проектов достижения канонического единства армянской церкви с православием в истории русско-армянских межконфессиональных связей в XIX веке // Технологос. – 2020. № 1. – С. 7-16. DOI: 10.15593/perm.kipf/2020.1.01 4. Бороздин К.А. Переселенцы в Закавказье, Санкт-Петербург, 1891. – 216 с. 5. Григорян З.Т. Присоединение Восточной Армении к России в начале XIX века. – Москва: Государственное социально-экономическое изд-во (Соцэкгиз), 1959. – 187 с. 6. Жеребятьев Д.И. Методы исторической реконструкции памятников истории и культуры России средствами трехмерного компьютерного моделирования: Дис... канд. истор. наук. Москва, 2013. 7. Иваненко В.И. Гражданское управление Закавказьем от присоединения Грузии до наместничества Великого Князя Михаила Николаевича. Исторический очерк // Под ред. ген.-майора Потто. Т 12. Тифлис: Тип. Главнонач. на Кавказе, 1901. – 525 с. 8. Потто В. Кавказская война в отдельных очерках, эпизодах и биографиях. Т. 3. Персидская война 1826-1828 гг. Выпуск 4. СПБ., 1887. – С. 717. 9. Семенов И.Я. Русские в истории Армении. - Ер.: Лусабац, 2009. – 298 с. 10. Слёзкин А.В. Произведения архитектора А. П. Аплаксина в контексте храмостроения неорусского стиля / Слезкин Алексей Валерьевич // Архитектурное наследство: [сборник статей] – 2009. – Архитектурное наследство. Вып. 50. – С. 362-379. 11. Степанянц С.М. Казаки в Армении. Конец XIX - начало XX века.. Военно-исторический журнал // Военно-исторический журнал. № 6 (566). 2007 – С. 70-72. 12. Фишер М.Л. Творчество добра: петербургский архитектор Андрей Петрович Аплаксин (1879-1931). – Санкт-Петербург: Балтийская звезда, 2013. – 256 c. 13. Эскизный проект реставрации церкви Св.Николая Чудотворца в деревне Амракиц, Лорийской области Республики Армения. Ереванский Государственный Университет архитектуры и строительства (ЕГУАС), 2011. References
1. Belonozkin, A. E. (2006.) The diocesan architect of Saint-Petersburg A. P. Aplaksin. Life and art. Dissertation abstract for the Ph.D. in History of Arts. Saint-Petersburg.
2. Belonozkin, A. E. (2013.) The diocesan architect of Saint-Petersburg A. P. Aplaksin. Saint- Petersburg: Nevskiy mir, Liki Rossiii. 3. Blokhin, V. S. (2020). The role of projects to achive a canonical unity of the Armenian Church with Ortodoxy in the history of Russian-Armenian interfaith relations in the 19th century. Technologos, 1, 7-16. doi:10.15593/perm.kipf/2020.1.01 4. Borozdin, K. A. (1891). Settlers in Transcaucasia. Saint-Petersburg. 5. Grigoryan, Z. T.(1959.) Accession of Eastern Armenia to Russia at the beggining of the 19th century. Moscow: State Social and Economic Publishing House (Sotsekgiz). 6. Zherebyatiev, D. I. (2013.) Methods of historical reconstruction of monuments of history and culture of Russia by means of three-dimensional computer modeling. Moscow. 7. Ivanenko, V. I. (1901). Civil administration of Transcaucasia from the annexation of Georgia to the vicegerency of Grand Duke Mikhail Nikolaevich. Historical essay. Ed. Major General Potto. T. 12. Tiflis: Chief go the Caucasus. 8. Potto, V. (1887). Caucasian War in separate essays, episodes and biographies. In v.3 Persian War of 1826-1828, issue 4. St. Petersburg. 9. Semenov, I. Y. (2009). Russians in the history of Armenia. Yerevan: Lusubats. 10. Slyozkin, A. V. (2009). Works of the architect A.P. Aplaksin in the context of neo-russian temple building. In Architectural heritage: [collection of articles] (p. 362-379). Issue 50. 11. Stepanyants, S. M. Cossacks in Armenia. Late XIX – early XX century. Military history magazine, 6(566), 70-72. 12. Fisher, M. L. (2013). Creativity of goodness: Petersburg architect Andrey Petrovich Aplaksin (1879-1931). St. Petersburg: Baltic Star. 13. Draft design for the restoration of the church of St. Nicolas the Wonderworker in the village of Amralits, Lori region of the Republic of Armenia. Yerevan State University of Architecture and Construction. (2011).
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Методология исследования заключается в уже несколько стандартизированных подходах к научной реконструкции архитектурных объектов. Она отличается прежде всего повышенным вниманием и скрупулезным отношением к сохранившимся источникам. Технологическая же часть реконструкции отработана уже достаточно хорошо, хотя это не уменьшает общей трудоемкости всех связанных с ней процедур и определенных нюансов, связанных с индивидуальными особенностями каждого объекта. Актуальность настоящего исследования определяется, с одной стороны, важностью сохранения отечественного историко-культурного наследия, в том числе и за рубежом, с другой, – дальнейшим совершенствованием методики и техники виртуальных исторических реконструкций, повышением их достоверности и научности. Эти же обстоятельства дают основание говорить о научной новизне работы: каждый новый объект реконструкции добавляет своей спецификой новые приемы и способы достижения цели того или иного проекта. Структура статьи основывается на обычной для подобного рода работ логике. Во введении ставится проблема и обозначается цель исследования, а также показывается возможное использование его результатов. Далее излагаются общая характеристика реконструируемого объекта, краткая история населенного пункта, где располагается храм, история его строительства в контексте рассмотрения основных стилей подобных сооружений, а также приводятся некоторые соображения о возможности принадлежности проекта известному архитектору А.П. Аплаксину. Рассматриваются современное состояние церкви и источники ее виртуальной реконструкции (планы, чертежи, фотографии и пр.). Использованы в том числе и фотографии, сделанные самим автором реконструкции в 2022 г. Далее рассматривается выбор программного обеспечения, после чего излагается непосредственно процедура реконструкции, при этом каждый ее шаг хорошо и подробно иллюстрирован. Следует сказать, что эта часть статьи оставляет очень сильное впечатление. В конце работы излагаются результаты визуализации и определяются некоторые перспективы возможной будущей работы над данным проектом. Статья написана отличным стилем, ее можно, на мой взгляд, рекомендовать в качестве учебного пособия начинающим. Библиография статьи представляет в основном работы, связанные с историей памятника и историческим контекстом в целом и еще раз свидетельствует о глубоком проникновении автора в проблему. Статью можно оценить как отличное научное представление технологии трехмерного моделирования, его возможностей и проблем. Нет сомнений в том, что она будет пользоваться вниманием и интересом читателей. Статья полностью соответствует формату журнала «Историческая информатика» и рекомендуется к публикации. |