Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Психология и Психотехника
Правильная ссылка на статью:

Формирование общероссийской гражданской идентичности на освобожденных в ходе СВО территориях: риски и перспективы

Богачев Алексей Михайлович

ORCID: 0000-0002-9430-2274

научный сотрудник Центра профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Старший преподаватель кафедры практической психологии, Мариупольский государственный гуманитарный университет им А.И. Куинджи

197198, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Большая Пушкарская, 6, кв. 20

Bogachev Aleksei Mikhailovich

Researcher at the Center for the Prevention of Extremism in Education and Youth Environment, A. I. Herzen Russian State Pedagogical University Senior Lecturer of the Department of Practical Psychology, Mariupol State Humanitarian University named after A.I. Kuindzhi

197198, Russia, Saint Petersburg, Bolshaya Pushkarskaya str., 6, sq. 20

amb1976@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Теплых Галина Ивановна

ORCID: 0000-0003-2502-4909

кандидат экономических наук

Научный сотрудник, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена

191186, Россия, Санкт-Петербург область, г. Санкт-Петербург, ул. Наб. Реки Мойки, наб. реки Мойки, 48-50-52, оф. 6

Teplykh Galina Ivanovna

PhD in Economics

Researcher, Russian State Pedagogical University named after A. I. Gerzen

191186, Russia, Saint Petersburg region, Saint Petersburg, St. Nab. Moika River, Moika River Embankment, 48-50-52, office 6

ger232629@mail.ru
Кавчук Павел Николаевич

ORCID: 0000-0002-4911-7184

старший преподаватель, кафедра социологии и социальной работы, Приазовский технический государственный университет

87534, Россия, республика Донецкая народная Республика, г. Мариуполь, ул. Пр. Строителей, 52

Kavchuk Pavel Nikolaevich

Senior Lecturer, Department of Sociology and Social Work, Azov Technical State University

87534, Russia, Republic of Donetsk People's Republic, Mariupol, ul. Stroiteley Ave., 52

pavel.kavchuk@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0722.2023.3.40634

EDN:

HPOLBN

Дата направления статьи в редакцию:

02-05-2023


Дата публикации:

30-06-2023


Аннотация: Статья "Формирование общероссийской гражданской идентичности на освобожденных в ходе СВО территориях: риски и перспективы" посвящена актуальной проблеме социально-психологической интеграции жителей ДНР, ЛНР, Запорожской, Херсонской области и в общероссийском пространстве, в спряжении этой проблемы с такими факторами, как посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и социальное стрессовое расстройство (ССР). Авторы статьи считают, что для решения этой и других проблем необходимо применять особый теолого-психологический подход. Данный подход связан с актуализацией в психологической реальности и с помощью психологического инструментария созидательных установок, основанных на традиционных для России ценностей. В настоящей статье представлен авторский и основанный на опыте работы на освобожденных в ходе СВО и включенных в состав России территориях (г. Мариуполь) материал, позволяющий концептуально оценить риски и перспективы формирования общероссийской гражданской идентичности на этих территориях. По мнению авторов, их следует рассматривать в контексте экстраполяции на всю территорию России с точки зрения как устранения последствий социальных стрессовых расстройств, так и защиты традиционных ценностей отечественной цивилизации. Представлена уникальная концепция включения граждан "новых территорий" в общее поле российской идентичности в контексте преодоления последствий ПТСР и ССР, а также экстраполяции полученного опыта на работу по профилактике экстремизма на всю территорию РФ.


Ключевые слова:

Идентичность, Травма, Ценность, Культура, Цивилизация, Символ, Психика, Интеграция, Смысл, Адаптация

Abstract: The article "Formation of the All-Russian civil identity in the territories liberated during the SVO: risks and prospects" is devoted to the actual problem of socio-psychological integration of residents of the DPR, LPR, Zaporozhye and Kherson regions in the all-Russian space in conjugation of this problem with such factors as post-traumatic stress disorder (PTSD) and social stress disorder (SSR). The authors of the article believe that to solve this and other problems, it is necessary to apply a special theological and psychological approach. This approach is associated with the actualization in psychological reality and with the help of psychological tools of creative attitudes based on traditional values for Russia.   This article presents the author's material based on the experience of working in the territories liberated during the SVO and included in Russia (Mariupol), which allows conceptually assessing the risks and prospects for the formation of an all-Russian civil identity in these territories. According to the authors, they should be considered in the context of extrapolation to the entire territory of Russia from the point of view of both eliminating the consequences of social stress disorders and protecting the traditional values of domestic civilization. The unique concept of including citizens of the "new territories" in the general field of Russian identity in the context of overcoming the consequences of PTSD and SSR, as well as extrapolating the experience gained to work on the prevention of extremism throughout the Russian Federation is presented.


Keywords:

Identity, Injury, Value, Culture, Civilization, Symbol, Mentality, Integration, Meaning, Adaptation

Введение

Для современной России проблема формирования общероссийской гражданской идентичности, как известно, является одной из самых актуальных. При этом она становится вдвойне актуальной на освобожденных в ходе СВО территориях. С другой стороны, именно эти территории становятся в своем роде теми движущими силами, которые позволяют гражданам России осознать себя как единое цивилизационное социально-политическое пространство Русского мира и преодолеть различного рода хаотические, деструктивные тенденции. О соответствующих рисках и перспективах и пойдет речь в настоящей статье.

Традиционные ценности и «теолого-психологический подход»

9 ноября 2022 года Президент России В. Путин подписал Указ № 809 «Основам государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». К числу этих ценностей относятся, в том числе патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.

Очевидно, что в образовательной и молодежной сферах решение обозначенных в данном Указе задач требует применения практико-ориентированного теолого-психологического подхода. Данный подход должен способствовать актуализации в духовной и душевной реальности граждан России и, прежде всего, молодежи, того императива, который выражен в заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как самого себя». Обращение к этой заповеди может и должно вызвать отклик у тех представителей молодежи, которые ведут неосознанный духовный поиск, но пока не в состоянии осознанно как войти в пространство той или иной традиционной религиозной конфессии [8], так и устойчиво принять традиционные для России ценности [5]. Тот духовный заряд, который несет эта заповедь, по нашему мнению, поможет сбалансировать две основные тенденция общества: «Я» и «Мы». Здесь открывается крайне перспективное поле работы с созидательными установками личности в «горизонтальной» сфере, которая затем естественным образом перейдет в «вертикаль». Здесь же открывается и перспектива работы в парадигме экзистенциального подхода в психологической и воспитательной деятельности при использовании различного рода «мыслительных экспериментов», визуализаций, метафор, сравнений, игротехник, лекций, семинаров, уроков [10, 11] и программ развития личности и т.д.

На практике это означает принятие традиционных ценностей в форме личностных убеждений и в непосредственной «ткани» психической жизни. Кроме того, для осознанно верующих людей такой подход может коррелировать с осознанием психологических коррелятов веры [7].

В результате создается проявляющаяся в убеждениях личности ценностная основа [9], позволяющая индивидууму конструктивно взаимодействовать в социуме и сопротивляться воздействиям, связанным с деструктивной, в том числе, экстремистской деятельностью, что в полной мере соответствуют целям Стратегии национальной безопасности Российской Федерации от 02.07.2022 г. и Стратегии противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года от 29.05.2020.

Необходимо отметить, что это важно как в контексте «поддерживающе-профилактической» работы с гражданами России, проживающими на воссоединившихся с Родиной территориях, так и при экстраполяции созидательного опыта формирования и (или) обретения ими общероссийской гражданской идентичности в федеральном масштабе.

Теолого-психологическая концепция профилактики экстремизма

Соответствующая теолого-психологическая Концепция профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде подразумевает поиск эффективных практик в поле междисциплинарного пространства современных теологии образования, педагогики и психологии, работу по определению конкретных методик, технологий и приемов формирования убеждений, основанных на традиционных российских духовно-нравственных ценностях, у российских детей и молодежи.

Вариантами форм могут стать апробированные РГПУ им А.И. Герцена адаптационно-профилактические встречи, специальные занятия по развитию личности для студентов, в том числе иностранных, занятия в рамках проекта «Разговоры о важном», уроки психологии, уроки Дружбы, «классные часы», индивидуальные и групповые занятия с детьми и молодежью, иные воспитательные мероприятия (например, вовлечение в значимую деятельность), научные и научно-прикладные форумы, экспертные работы, повышение квалификации и (или) переподготовка специалистов.

Первичная апробация подхода

Этот подход сотрудниками Центра профилактики экстремизма в сфере образования и молодежной среде РГПУ им А.И. Герцена был апробирован в МарГУ им. А.И. Куинджи согласно выстроенной программе.

Сначала это были адаптационно-профилактические встречи с элементами психологической поддержки, успешно апробированные в 2021/2022 гг. в рамках реализации проекта «Уроки Дружбы» в Санкт-Петербурге и Ленинградской области («базовый конспект» для таких встреч представлен в Приложении). Эти адаптационно-профилактические встречи проводились в контексте социально-психологической ситуации, сложившейся на освобожденных в ходе СВО территориях, что потребовало обсуждения в студенческой среде таких тем, как история государства российского, черты русской культуры, как культуры духовности, сопричастности, дружбы народов, справедливости и защиты слабых.

Затем участвующим в программе студентам было предложено описать свой внутренний мир в рамках «Психологического эссе» или «Письма самому себе» для получения среза их состояния с психологической и социально-психологической точек зрения.

Наконец, они выполнили практики визуализации созидательной символики (в качестве символов им были предложены такие образы, как «Цветок», «Дом», «Храм» п т.д.).

В заключительной части интерактивного взаимодействия проведен открытый семинар на тему «Тайный смысл сказки» с акцентом на установки, заложенные в русскую народную сказку «Царевна-лягушка» и обращающие слушателя сказки к ценностям, выражаемых в заповеди православия о любви к ближнему как основе русской культуры.

Исходя из того, что потрясения, вызванные военными действиями, привели участников программы, с одной стороны, к травматическому шоку, но, с другой стороны, к выходу за пределы привычного «эго-сознания» в область сопричастности (трансценденции) ближнему, а также осознанию существования Высшего (сакрального) начала. Кроме того, практика работы в молодежной среде университета строилась на предположении, что при актуализации соответствующих созидательных установок и осознанном выведении этих установок в смысловое пространство русской культуры (культуры проявления души) произойдет проработка травматических переживаний и усилятся как процесс внутренней реинтеграции психики, так и формирования общероссийской гражданской идентичности на основе вовлеченности в русскую культуру.

Таким образом, целесообразно соединить «нелинейную» работу по преодолению последствий травматического шока (стрессового социального расстройства), первичной профилактике экстремизма и формирование общероссийской гражданской идентичности.

Обратная связь со стороны студентов МарГУ им А.И. Куинджи

В ходе работы некоторые участники описывали что изменилось в них, в их жизни после пребывания в обстановке боевых действий.

В описаниях в той или иной степени по оценкам экспертов РГПУ им. А.И.Герцена и ПГТУ имелись признаки ПТСР (или ССР), у некоторых присутствовала тоска и детские воспоминания о мирной жизни, а также страх и неопределенность в отношении будущего (в городе нормальная жизнь в полном объеме еще не восстановилась).

При этом присутствует вера в счастливое будущее, ощущение начала новой жизни. Люди отмечают, что стали сильнее духом, выносливее, начали более реалистично смотреть на мир («упали розовые очки») и на людей («увидела кто есть, кто»), перестали «плыть по течению», анализируют происходящее, живут более осознанно. Жизнь не стала легче, но стала приносить больше удовлетворения. Люди чувствуют любовь к жизни и себе, повысилась самооценка. Есть и такое мнение: «Увидела настоящее чудо».

В жизни многих произошли серьезные изменения в лучшую сторону. И дело не только в том, что «отпали» уже не нужные отношения. Главное –люди занялись тем, о чем и думать не могли ранее – тем, что приносит им истинное удовольствие, соответствует их индивидуальности («получила, о чем мечтала»). Как в Гуманитарном, так и в Техническом университетах Мариуполя на первый курс не только заочного, но и дневного отделения поступили люди всех возрастов. Самая «молодая» студентка ПГТУ изучает социальную работу на первом курсе, имея дату рождения 1958 г., по мнению которой «она хочет жить, а не выживать».

Жизнь многих, по оценкам респондентов, наполнилась смыслом, а ведь именно смысла не хватает сегодня многим отождествляющим себя с «культурой потребления» людям [4]. Если раньше порой не знали куда девать свободное от решения бытовых проблем время, то теперь времени становится мало («кажется, что что-то упускаю»).

Аналогичные процессы переосмысления произошли и с одним из авторов статьи, пережившим в Мариуполе экстремальные события. Неслучайно, эксперты, побывавшие в Мариуполе, отмечают, что «они (жители освобожденных территорий) нужны нам не меньше, чем мы им». Произошли перезагрузка и расширение сознания.

Бесспорно то, что опыт, который получили люди в условиях боевых действий, заслуживает самого пристального изучения самого широкого круга специалистов — психологов, социологов, политологов, философов. Это поможет более качественному и эффективному протеканию процессов социальной адаптации людей присоединенных территорий, как одной из важнейших задач повестки российского общества.

Отметим, что в описанной выше программе-практикуме 38 из 50 студентов МарГУ, так или иначе столкнувшихся с травматическим опытом, заявили об улучшении их состояния после прохождения визуализаций на стыке психосинтеза Р. Ассаджиоли [1] и символдрамы Х. Лёйнера [6]. При этом 48 из 50 семинара «Тайный смысл сказки» позитивно оценили свое самочувствие после визуализации – погружения в пространство русской народной сказки «Царевна-лягушка» при акценте при данном погружении на архетипах, проявляющихся в русской культуре и, прежде всего, архетипа сопричастности ближнему, который выводит нас в область теологии.

Конечно, здесь невозможно говорить о полноценной математической статистике, однако тенденция, на наш взгляд, очевидна: глубинное (в том числе с помощью психологического инструментария) обращение к созидательной символике, заложенной в «поле» русской цивилизации, позволяет одновременно работать над устранением последствий ПТСР (ССР) и способствовать формированию общероссийской гражданской идентичности. Все это, в свою очередь, также ведет к первичной профилактике деструктивного (в том числе экстремистского) поведения.

При этом помощь жителям территорий, на которых прошли боевые действия, подразумевает погруженность в базовые экзистенции человеческого бытия и, в том же время, в ключевые вопросы нашего социально-психологического бытия [2].

Приведем несколько примеров из эссе студентов (женского пола), каждая из них прошла (зачастую несколько или много раз) практику визуализации с позитивным эффектом (согласно самоотчетам, которые оформлялись отдельно от эссе; имена изменены):

Варвара: «Мне всегда было проще говорить о прошлом. В прошлом у меня были и радости, и неудачи, но как минимум, это было и прошло. Прошлое даёт мне некую уверенность, именно с помощью опыта я могу не повторять те же ошибки.

В прошлом я была другая, не такая как сейчас. Всё поменялось, а я в первую очередь. Другие люди, другие условия жизни, другая власть. Родной русский язык теперь в свободном доступе, а СВО открывает мне глаза.

«Мариуполь, учёба, психология.» До этого в моей голове не было и мысли о том, что я свяжу с этим жизнь. <…> Война «научила» меня читать книги. Она присвоила любовь к разным жанрам и не просто от того, что мне нечем было заняться, а потому что я делала это с особым желанием. <…> Несмотря на свои переживания я остаюсь эмоционально устойчивым человеком, так как исправить ситуацию не в моих силах, но поддержать я могу. Когда уехала, то первый месяц был очень тяжел для меня, я переживала и все своё время училась, но поняла, что это моё и мне это интересно. Все-таки стать психологом для меня важный и ответственный шаг, но я обязательно докажу самой себе, что справлюсь!»

Мария: «Я родилась в уникальном, великом и многоликом государстве – СССР. Мой родной город – Донецк, столица индустриального региона Донбасса, красивый, гостеприимный город. Город роз и угля. Особо важную роль в моем этновоспитании сыграла бабушка – Людмила Ивановна. Она была очень интересным человеком. Грамотная, умная (учитель русского языка и литературы, директор школы, редактор газеты), идейная (член КПСС, участник боевых действий ВОВ) и искренне верила в Николая Чудотворца, ласково называла его Николаем Угодником. Именно Бабушка развивала мои жизненные ценности: духовные и нравственные. Всегда с удовольствием и интересом слушала ее правдивые рассказы о жизни, о нашей семье, предках и русском духе <…> Уверенна, что мой этнический статус останется неизменным на протяжении всей жизни, при этом понимаю, что этническая идентичность не статичное, а динамичное образование. Учитывая последние события, происходящие на моей Родине, моя этническая идентичность совпала с гражданской. Итак, этническая идентичность – русская, помогает мне в обретении смысла жизни, обеспечивает чувство сопричастности, содействует повышению самооценки, ощущению собственной неповторимости. Рада, что я этнофор этнического русского сознания»;

Анастасия: «Увлекательным открытием стало изучение слово-образования и образного мышления – Буквицы и Сорока уроков русского.

Поиски смыслов жизни проходили в перерывах между варкой борщей и другими бытовыми вопросами, было непонятно почему "неймется" и хлеб насущный не дает ощущения счастья. Со временем это непонимание вылилось психосоматикой в виде жутких мигреней и мучительной бессонницы. Которые прекратились ровно тогда, когда автор заметила необходимость выражать свои мысли в письменные слова, в виде внутренних диалогов, заметок, просто коротких постов в соцсети. Стало понятно, что Я и Люди вокруг – интереснейшая тема для изучения, наблюдения и познания, поэтому было принято решение изучать психологию, познавать себя и других в научной среде университета»;

Анна: «Привет. Знаю, странно, что пишу себе в прошлое, но туда писать проще. Там все такое реальное, настоящее, не то что будущее. Хотела бы я прочитать это письмо 23 декабря 2022года, прейдя с Аниного дня рождения с огромными планами, как там говорят «хочешь рассмешить, Бога расскажи ему о своих планах». <…> Война. Да тебя не показалась действительно она, нет-нет? Не переживай с мальчиками всё хорошо! Ты столько всего услышишь, кто прав, кто виноват не важно, да и не разобрать. Ты увидишь такие ужасные вещи, но ты и увидишь настоящее чудо, то как люди сплачиваются перед бедой. Поймешь кто, по-настоящему «твои» люди. Ты такая смелая. Знаю ты даже не знаешь этого, всегда считала себя трусихой».

Такого рода эссе, сочетающиеся с осознанным и описанным в самоотчетах опытом погружения в созидательные образы, а также позитивные в подавляющем числе случаев отклики на лекционные и семинарские занятия, в ходе которого акцент делался на особенностях русской культуры идентичности позволяет нам сделать вывод о эффективности методологии формирования общероссийской гражданской идентичности и профилактики деструктивного поведения через «теолого-психологический подход».

Выводы и заключение

Таким образом, мы видим огромные возможности в экстраполяции опыта возвращения к базовым основам бытия на послевоенных территориях на всю территорию современной России, где «вакуум духовного смысла» и созидательной идентичности представляет собой очень серьезную проблему.

Соединение в «теолого-психологическом» подходе работы по устранению последствий ПТСР (ССР) посредством психологического инструментария и работы по формированию общероссийской гражданской идентичности на основе истории российского государства, черт русской культуры представляется нам чрезвычайно перспективным и в плане устранения рисков деструктивного поведения, и в плане возможностей развития нашего социума.

Мы продолжаем практическую и аналитическую работу в данном направлении и в ближайшее время представим обобщенный материал, включающий в себя и статистические данные.

Библиография
1. Ассаджиоли Р. Психосинтез: теория и практика: От душев. кризиса к высш. "Я": [Сборник] / Роберто Ассаджиоли.-Москва: РЕФЛ-бук, 1994.-311,[2] с.
2. Богачев, А. М. Об аксиомах бытия личности в контексте личностной психотерапии / А. М. Богачев // Актуальные вопросы психологии развития и формирования личности: методология, теория и практика: Сборник материалов второй всероссийской научно-практической конференции, Санкт-Петербург, 24–25 сентября 2019 года. – СПб.: Ленинградский государственный университет им. А.С. Пушкина, 2019. – С. 13-22. – EDN DFMWWV.
3. Богачев, А. М. Путь к Другому. О некоторых закономерностях практической психологии: монография / А. М. Богачев. – 2-е издание, исправленное и дополненное. – Санкт-Петербург: Астерион, 2019. – 221 с. – ISBN 978-5-00045-655-2. – EDN YSEHCP.
4. Богачев, А. М. "Синие киты" как субкультура смерти: что говорят нам самоубийства подростков? / А. М. Богачев // Бюллетень Центра этнорелигиозных исследований. Том 3(7). – Санкт-Петербург: Автономная некоммерческая организация "Центр этнорелигиозных исследований", 2017. – С. 55-75. – EDN YRXJQS.
5. Воронцов, А. В. Трагедия в Керчи: опыт социально-психологического анализа предпосылок / А. В. Воронцов, А. М. Прилуцкий, А. М. Богачев // Психопедагогика в правоохранительных органах. – 2019. – Т. 24, № 2(77). – С. 138-144. – DOI 10.24411/1999-6241-2019-12002. – EDN EHYCCQ.
6. Лёйнер Х. Кататимное переживание образов / Пер. с нем. Я. Л. Обухова. М., «Эйдос» 1996, 253 с.
7. Прилуцкий, А. М. Психолого-теологические аспекты подготовки к таинствам покаяния и причащения в православии / А. М. Прилуцкий, А. М. Богачев // Вопросы теологии. – 2020. – Т. 2, № 2. – С. 297-314. – DOI 10.21638/spbu28.2020.208. – EDN HQKDOF.
8. Религиозные, этические и бытовые категории в бессознательной области психической реальности современной российской молодежи: попытка сравнительного анализа / А. М. Богачев, А. О. Блинкова, А. М. Прилуцкий [и др.] // Философия и культура. – 2020. – № 8. – С. 53-67. – DOI 10.7256/2454-0757.2020.8.33359. – EDN TWQYMM.
9. Теплых, Г. И. Отношение к экстремизму в молодежной среде и проблема радикализации социального поведения / Г. И. Теплых, А. М. Богачев, А. Ю. Дьяконова // Профилактика экстремизма в системе образования: Сборник материалов Координационного центра по повышению эффективности формирования у молодежи активной гражданской позиции, противодействия идеологии терроризма и экстремизма, Грозный, 25 октября 2021 года / Сост. И.С. Хажуев, С-М.М. Джулагов. Том Выпуск 1. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, "Алеф", 2021. – С. 19-24. – EDN UCGUHS.
10. Шмонин Д. В. Теология и университет: учебное пособие / Д. В. Шмонин. — М.: МАРХИ, 2022. —220 с.
11. Шмонин Д.В. Технология блага. Очерки теологии образования. М.: Познание, 2018; Шмонин Д.В. Теология и университет. М.: МАРХИ, 2022
References
1. Assagioli R. Psychosynthesis: theory and practice: by dushev. crisis C in ASBOs. "I": [Collection] / Roberto Assagioli.-Moscow: refl-book, 1994.-311, [2] p.
2. Bogachev, A. M. In the context of personality psychotherapies. M. Psychology developments and formations personalities: methodology, theory and practice: Proceedings of the second all-Russian scientific and practical conferences, St. Petersburg, 24-25 September 2019.-SPB.: Leningrad State University. A.S. Pushkina, 2019.-S. 13-22. – EDN DFMWWV.
3. Bogachev, A. M. Fuck you. O noncotterabh the law of practical psychology: a monograph. M. Bogachev.-2nd Edition, Extra-legal and extra-legal.-St. Petersburg: Asterion, 2019.-221 PP. – ISBN 978-5-00045-655-2. – EDN YSEHCP.
4. Bogachev, A. M. "Blue Whale" how do subcultures die: what do we talk about suicide podroskov? (A) M. Bogachev / / Bulletten Center extravtnorreligious Urgant. Volume 3 (7).-St. Petersburg: autonomous non-commerical organization "centrr urgentnorreligious urgentvania", 2017.-S. 55-75. – EDN YRXJQS.
5. Vorontsov, A. V. A tragedy in Kerchi: op.p. p. p. p. p. p. p. p. p. p. p. p. p. p. p. p. p. p. p. p. p. V. Vorontsov, A. M. Prilutsky, A. M. Bogachev / / Psychopedagogic in law enforcementsh organach. – 2019.-T. 24, № 2(77).-S. 138-144. – DOI 10.24411/1999-6241-2019-12002. – EDN EHYCCQ.
6. Leiner H. Catatimnoe education / per. with NEM. Ja. L. Obukhova. M., "Ferdinando" 1996, 253 PP.
7. Prilutsky, A. M. Psychological-theological aspect. M. Prilutsky, A. M. Bogachev / / Vopros theologies. – 2020.-T. 2, № 2.-S. 297-314. – DOI 10.21638/spbu28.2020.208. – EDN HQKDOF.
8. Religiousservice, aposematic and B. aposematicservice categories in non-cognate areas of psychic realities in the modern Russian molodegi: pop aposematic comparative analysis. M. Bogachev, A. Oh. Blinkova, A. M. Prilutsky [etc./ / Philosophy and culture. – 2020. – № 8.-S. 53-67. – DOI 10.7256/2454-0757.2020.8.33359. – EDN TWQYMM.
9. Teplumph, G. And. Attitude towards the extremefremism in the molodegna environment and the problem of radicalization social behavior / d. And. Teplumph, A. M. Bogachev, A. Yu. Diakonova / / prophylaxis urgentimism in the system of Education: a compendium of materials of Coordination Center on the more canberransy urgentifjunctions formations in molodegi active civil positions, countering ideologies terrorism and urgentimism, ugly Urgenti, 25 October 2021 / est. And.S. Khazhuev, S-M.M. Julagov. Tom In Apostille 1.-Ugly Apostille: Chechen State University of education and Pedagogical University, "Alef", 2021.-S. 19-24. – EDN UCGUHS.
10. Shmonin D. V. Theology and University: study manual / D. V. Shmonin.-M.: Marhi, 2022.-220 s.
11. Shmonin D.V. Technology is good. Theological education. M.: Cognition, 2018; Shmonin D.V. Theology and University. M.: Marhi, 202

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

На рецензирование представлена работа «Формирование общероссийской гражданской идентичности на освобожденных в ходе СВО территориях: риски и перспективы».
Предмет исследования. Предмет исследования обозначен в названии. В целом, автор осуществил содержательный анализ рассматриваемой проблемы и достиг поставленных целей..
Методология исследования. Исследование опирается на теоретико-психологическую концепцию профилактики экстремизма. Автором были разработаны адаптационно-профилактические встречи, специальные задания по развитию личности и патриотическому воспитанию студентов. Особое внимание уделено описанию проведенной эмпирической работы.
Актуальность исследования определена автором. С одной стороны, проблема формирования общероссийской гражданской идентичности является наиболее актуальной в настоящее время. С другой стороны, учитывая сложность предмета, необходимы новые эффективные психолого-педагогические подходы.
Научная новизна исследования заключается в следующем. Автором было представлено, что теолого-психологический подход, нацеленный на устранение негативных влияний, приводит к достижению поставленных результатов.
С другой стороны, теолого-психологический подход позволяет объединить основные положения психолого-педагогического подхода, синтезировать формирование общероссийской гражданской идентичности на основе истории российского государства, черт русской культуры. Это то направление, которое является чрезвычайно перспективным и нуждается в устранении рисков деструктивного поведения.
Стиль, структура, содержание. Стиль изложения соответствует публикациям такого уровня. Язык работы научный. Структура работы прослеживается.
Во введении обозначена проблема и актуальность работы.
В разделе «Традиционные ценности и «теолого-психологический подход»» отмечены основополагающие нормативные документы и обосновывается значимость в современном обществе задач, которые были поставлены Президентом РФ. Поэтому важно, опираясь на достижения психолого-педагогической литературы, рассмотреть проблему формирования общероссийской гражданской идентичности. Особенно на тех территориях, которые были освобождены в ходе СВО.
В следующих параграфах автор описывает содержание теолого-психологической концепции профилактики экстремизма, а также результаты апробации проведенного исследования.
Библиография. Библиография статьи включает в себя 11 отечественных источников, значительная часть которых издана за последние три года. В списке присутствуют научно-исследовательские статьи и монографии, но также имеются учебные пособие. Оформление источников литературы необходимо откорректировать. Оно неоднородно и не все позиции отвечают предъявляемым требованиям.
Апелляция к оппонентам.
Рекомендации:
1) расширить теоретический обзор проведенных практических исследований, включив анализ современных теоретических научных исследований, которые затрагивают данную проблематику;
2) важно в заключении предложить аргументированные и более полные выводы по результатам исследования.
Выводы. Проблематика статьи отличается несомненной актуальностью, теоретической и практической ценностью, будет интересна ученым и практиками при рассмотрении формирования общероссийской идентичности на освобожденных в ходе СВО территориях. Работа может быть рекомендована к опубликованию с учетом выделенных рекомендаций.