Библиотека
|
ваш профиль |
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Надехина Ю.П., Крюкова Е.В., Геокчакян А.Г.
"Культура труда" и "культурная революция" в СССР. Деятельность ЦИТа в 1920-е - 1930-е гг.
// Человек и культура.
2023. № 2.
С. 15-22.
DOI: 10.25136/2409-8744.2023.2.40422 EDN: MJZWUI URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=40422
"Культура труда" и "культурная революция" в СССР. Деятельность ЦИТа в 1920-е - 1930-е гг.
DOI: 10.25136/2409-8744.2023.2.40422EDN: MJZWUIДата направления статьи в редакцию: 10-04-2023Дата публикации: 18-04-2023Аннотация: Сегодня мы наблюдаем переход к новым формациям культуры труда, в условиях перехода от индустриальной экономики к цифровой экономике. Подобные процессы проходили и во времена становления советского государства. Тогда, культура труда проходила свою трансформацию от условий традиционной экономики к условиям индустриального мира. Особую роль в этих процессах сыграли институты труда, созданные в 1920-х гг. Основной целью статьи является анализ процесса формирования новой культуры труда через деятельность цитовцев, проходившего в условиях культурной революции в СССР. Актуальность темы обусловлена историческим аспектом рассмотрения описанной проблемы, а не экономическим. Авторы обращаются к периодической печати обозначенного периода, к архивным документам, а также к современным научным изысканиям. В результате авторы приходят к выводу, что в 1920-е – 30-е годы в СССР процессы формирования культуры труда и культурная революция шли параллельно и активно влияли друг на друга. В нашей стране принципы научной организации труда приобретают характер важного инструмента скорейшего продвижения по пути восстановления народного хозяйства после разрухи Первой мировой и Гражданской войн. Деятельность Центрального института труда заложила основу для творческого подхода к трудовым отношениям, особая роль в этом принадлежала директору ЦИТа – А.К. Гастеву. Ключевые слова: НОТ, культура труда, культурная революция, Гастев, пролеткультут, Безсалько, школы управления, Богданов, институты труда, лаборатории ЦИТаAbstract: Today we are witnessing a transition to new forms of work culture, in the context of the transition from an industrial economy to a digital one. Similar processes took place during the formation of the Soviet state. Then, the culture of work was undergoing its transformation from the conditions of the traditional economy to the conditions of the industrial world. Labor institutions created in the 1920s played a special role in these processes. The main purpose of the article is to analyze the process of forming a new work culture through the activities of the Tsitovites, which took place in the conditions of the cultural revolution in the USSR. The relevance of the topic is due to the historical aspect of the consideration of the described problem, not the economic one. The authors turn to the periodical press of the designated period, to archival documents, as well as to modern scientific research. As a result, the authors come to the conclusion that in the 1920s - 30s in the USSR, the processes of formation of labor culture and the cultural revolution went on in parallel and actively influenced each other. In our country, the principles of scientific organization of labor acquire the character of an important tool for speedy progress towards the restoration of the national economy after the devastation of the First World War and the Civil War. The activities of the Central Institute of Labor laid the foundation for a creative approach to labor relations, a special role in this belonged to the director of the CITA – A.K. Gastev. Keywords: NOT, labor culture, cultural revolution, Gastev, proletkult, Bessalko, management schools, Bogdanov, labor institutes, laboratories of CITВведение Термин «культура» – понятие полисемантическое и в современной науке существует множество его трактовок, они различаются в зависимости от сферы, для которой формулируется определение: культурология, история, социология и др. Все трактовки объединяет одно: культура подразумевает результаты деятельности человечества, развитие человека и общества. В данной статье, термин «культура труда» означает процесс формирования новых трудовых навыков, приемов и установок в условиях построения индустриальной экономики в молодой советской стране. Общепринятая трактовка термина «культурная революция», применительно к нашей стране, впервые была сформулирована В.И. Лениным в 1923 г., что уже неоднократно отмечалось современными исследователями [1;4]. Под «культурной революцией» понимается, прежде всего, ликвидация неграмотности, создание новой системы образования, охватывающей все слои населения; формирование советской интеллигенции; преодоление влияния старых идеологических воззрений и утверждение марксистско-ленинской идеологии. Таким образом, культурная революция и процесс формирования советской культуры труда были направлены на осуществление одних и тех же задач. В современном мире актуальным является вопрос о роли труда в условиях формирования информационной экономики. Ученые различных формаций говорят о том, что существует базовое отличие «как в социокультурном, так и в антропокультурном планах между двумя видами труда: шаблонным (повторяющимся), характерным для индустриального общества, и творческим, связанным с обновлением и инновацией» [8, c.95]. Подобные изменения можно проследить и в условиях перехода к индустриальной экономике, который происходил в нашей стране в 1920-е – 30-е гг. Большую роль в этом сыграли созданные в то время, по инициативе талантливых ученых-энтузиастов, институты труда. Актуальность темы усилена тем, что большинство современных исследований по данному вопросу проведено учеными-экономистами, тогда как, на наш взгляд, исторический аспект данной темы заслуживает отдельного внимания.
Обзор литературы Вопросы рационализации и оптимизации различных трудовых процессов рассматривались в США и европейских странах с XIX в., они нашли свое научное и практическое применение в опыте Ф. Тейлора, Г. Форда и др. Исследование и анализ их деятельности остается в поле зрения ученых и в наши дни [3, 9]. В нашей стране эти вопросы также активно развивались еще до революции 1917 г., так, например, в Московском Императорском техническом училище (ныне МВТУ им. Н.Э. Баумана) в 70-е годы XIX в. были проведены первые опыты по оптимизации трудового процесса [10], а в начале ХХ в., в связи с распространением методов Тэйлора, опыты по научной организации труда начинают активно обсуждаться инженерно-научным сообществом, появляется специальная литература и даже периодические издания. «Первые упоминания о знаменитой системе Тейлора появились, согласно утверждениям современных исследователей, в специализированных журналах «Металлист» и «Записки Русского технического общества» в 1908-1909 годов. Пик интереса к тейлоровской системе научной организации труда (НОТ) приходится на 1912-1913 годы. Проходят научные диспуты по поводу западных новинок в области НОТ. Выходят исследования на эту тему. В периодической печати, как научной, так и общедоступной, печатаются многочисленные статьи по этому вопросу. Наибольший интерес проявляют газеты, отражающие интересы русских предпринимателей – «Русское слово», «Биржевые ведомости», «Утро России» и др.» [10, с.212]. В развернувшихся дискуссиях в научных и предпринимательских кругах система Тейлора рассматривалась как символ научно-технического прогресса, возможность преодолеть культурную отсталость российской промышленности и пр. После революции, в условиях разрухи народного хозяйства после Первой мировой и активной фазы Гражданской войны встала проблема быстрого восстановления промышленного потенциала. В рамках государственной собственности рабочие трудились не для увеличения прибыли капиталиста, а для процветания государства. НОТ приобретает характер важного инструмента скорейшего продвижения по пути восстановления экономики. С этой целью, несмотря на острую нехватку средств и трудности Гражданской войны, в стране было создано ряд институтов труда и лабораторий НОТ. Центральный институт труда (ЦИТ), расположенный в столице, возглавил энергичный, творческий и талантливый человек – А. К. Гастев. Об этом удивительном человеке написано множество трудов и каждый из них раскрывает отдельную грань жизни Алексея Капитоновича [2,9,15]. Отдельный интерес, в рамках данной статьи, представляют работы, посвященные научной организации труда [3,17]; культуре труда [8,12] и культурной революции в СССР [1,4,16]. Деятельность ЦИТ и культурная революция в СССР Центральный институт труда был открыт в 1921 г., когда в стране набирала обороты культурная революция. Для реализации планов модернизации страны необходим был интеллектуальный потенциал. Главными шагами на пути к этому должны была стать: ликвидация безграмотности, создание прочной материально-технической базы, а также решение кадрового вопроса в образовательной среде. Под руководством Алексея Капитоновича Гастева ЦИТ стал ведущим учреждением в области научной организации труда. В институте трудился творческий слаженный коллектив, которому удалось разработать и применить на практике синтез научно-исследовательской, рационализаторской, консультационной и учебной работы в сфере труда. Для каждого из обозначенных направлений в структуре ЦИТа были соответствующие подразделения. Вся деятельность московского института труда освещалась в прессе. В журналах «Бюллетень ЦИТа» и «Организация труда» гастевская команда публиковала заметки обо всех направлениях работы института. Алексей Капитонович выступал редактором и автором многих публикаций. «Бюллетень» ставил перед собой следующие задачи: «давать в виде сжатой хроники всестороннюю и систематическую информацию о работе Института. Аудитория, на которую он рассчитывает – сотрудники ЦИТа, а также учреждения и лица, интересующиеся его работой. Хроника эта распадается соответственно основным направлениям деятельности ЦИТа на отделы: 1)Организационная хроника; 2)Изыскательная работа; 3)Учебная работа; 4)Консультационная и реорганизаторская деятельность 5)Работа по воздействию» [5]. С июня 1923 года программа «Бюллетеня ЦИТ» была расширена «концентрированной информацией» обо всем, что происходит в сфере НОТ в СССР и за рубежом [7]. По схожей программе выходили и другие издания московского института труда. Как активный участник формирования новой культуры труда, ЦИТ открывал опытные станции в разных уголках столицы: ГУМ, Таганская тюрьма, Политическое Управление Реввоенсовета, фабрики, заводы и пр. В одном из номеров «Бюллетеня ЦИТ» находим сообщение: «Лаборатория №2. Техническая, исследовала вопрос о длине рукоятки молотка в зависимости от распределения массы в молотке, формы и веса бойка и рукоятки… Лаборатория №6, Педагогическая, сконструировала аппараты для пассивной тренировки «кистевого» и «локтевого» ударов, построила тренировочный аппарат для «опиловки» и прецизионные аппараты для тренировки микродвижений» [6]. Таким образом проводилась работа на опытных станциях. Сотрудники ЦИТа наблюдали, ставили эксперименты и проводили консультации по внедрению их разработок. В русле культурной революции возникла идея создания «пролетарской культуры». Общественная организация «Пролеткульт», активным членом которой был и А.К. Гастев, ставила перед собой задачу создания новой, социалистической культуры путём развития творческой самодеятельности пролетариата. Организация иногда выступала с весьма агрессивных позиций по отношению к культурному дореволюционному наследию нашей страны. В частности, лидер Петроградского пролеткульта П.К. Безсалько в отчете о деятельности возглавляемой им организации писал: «Октябрьский переворот позволил нам не платонически, а реально, можно сказать физически овладеть владениями старой культуры. Как же использовал пролетариат в своих интересах культуру старого мира? Нужно признаться что никак». В своих рассуждениях Безсалько приходит к выводу, что: «души то и не было у буржуазной культуры, были лишь «добрые пожелания» которые как тонкие ширмы прикрывали хищнически классовый характер буржуазной культуры» [14,с.6]. Подводя итоги деятельности Пролеткульта современный исследователь отмечает главную цель организации: создание новой культуры, при этом важно «чтобы она была чисто пролетарской, т.е. должна адресоваться пролетариату и создаваться только пролетарскими художниками и писателями» [16,с.95]. Безусловно, это была крайне ошибочная позиция, и советское правительство вовремя обратило на это внимание, не дав отправить на «свалку истории» наследие «буржуазной культуры». Как уже было отмечено выше, в деятельности Пролеткульта принимал участие и А.К. Гастев, но он не принадлежал к крайне левой части этого движения, а скорее был в составе просветительского крыла Пролеткульта. Примечательно, что организатором системы пролетарских культурно-просветительских организаций был и А.А. Богданов – видный советский ученый, зарекомендовавший себя, в том числе, и в сфере разработок научной организации труда. «Наибольшим вкладом А.А. Богданова в науку считается создание тектологии – учения об общих законах организации, опередившего предложенную впоследствии общую теорию систем и науку кибернетику» [13, с.97]. Как деятели Пролеткульта, Богданов и, в особенности, Гастев уделяли много внимание литературе. Алексей Капитонович выпустил несколько сборников «пролетаркой поэзии», самым известным из них является сборник «Поэзия рабочего удара». По мнению П.К. Безсалько: «литературный отдел вправе был гордиться этой книгой, ибо для русской литературы это был новый мир, неведомый, сильный всепобеждающий. Книга Гастева мощный гимн труда, коллектива и стали» [14, с.9]. Недаром, некоторые деятели научной организации труда называли Гастева и его окружение «Литературным течением НОТ», подвергая острой критике деятельность цитовцев [9, с.51]. Здесь стоит отметить, что и другие советские разработчики теории и практики НОТ в 1920-е – 1930-е годы имели непосредственное отношение к культуре [11], что говорит в пользу того, что процессы формирования культуры труда и культурная революция шли параллельно и взаимозависимо.
Выводы ЦИТ и подобные ему научные заведения сыграли важную роль в развитии НОТ, во внедрении новых приемов и методов труда, в развитии рационализаторского движения. Результаты его деятельности нашли применение в самых различных сферах промышленной и общественно-культурной жизни. Тема творческого поиска, рационализаторского труда, творческого и физического развития личности нашла свое воплощение и в распорядке дня школьника, и в передаче по радио уроков физической культуры – физзарядки, и в формировании рациона питания для санаториев и домов отдыха и т.п. Сейчас уже несколько подзабыты знаменитые достижения шахтера А. Стаханова, машиниста паровоза П. Кривоноса, ткачих Дуси и Маруси Виноградовых и многих других тружеников, которые использовали наработки НОТ, рационализацию труда, когда добивались своих рекордных результатов в производстве. Эта тема нашла свое отражение даже в киноискусстве, когда знаменитая Любовь Орлова воплотила идею рационализации труда в кинообразе передовой ткачихи в известном фильме Г. Александрова «Светлый путь». Как отмечает современный исследователь: «Формирование новой культуры труда представляет собой сложный и достаточно длительный процесс, в котором с точки зрения социокультурного подхода необходимо учитывать, по меньшей мере, три наиболее значимых составляющих: ментальные, социальные и личностно-индивидуальные качества человека-работника» [12, с.83]. Последний аспект был и в сфере особого внимания цитовцев. Команда А.К. Гастева, как и другие организации НОТ, формировали новую культуру труда. Лаборатории и опытные станции Центрального института труда во главу угла ставили деятельность отдельного труженика и организацию его рабочего места. Сотрудники московского института труда изучали малейшие нюансы действий работника на его рабочем месте. ЦИТ открыл новое направление в научной школе управления, заставил западных коллег задуматься о приоритете благополучия работника над получением сверхприбыли. Поиски рационализации и оптимизации трудовых процессов в нашей стране продолжались. К сожалению, некоторые ученые, разрабатывавшие принципы научной организации труда были отстранены от работы и даже репрессированы, но их идеи живут до сих пор. В конце 1930-х гг. имена А.К. Гастева, А.А. Богданова, И.М. Бурдянского, П.М. Керженцева и ряда других видных специалистов в области НОТ отошли в тень. А в 50-е – 60-е гг. ХХ в. их идеи вновь вернулись к нам, но уже в виде трудов западных специалистов, которые очень активно использовали их наработки, не всегда ссылаясь на первоисточники. Только наши современники снова обратили внимание на кипевшие новаторскими идеями 1920-е – 30-е годы. До сих пор наследие творцов отечественной школы НОТ остается востребованным.
Библиография
1. Ашенова Т.М. Культурная революция в системе народного просвещения в Советской России//Россия в период революционных трансформаций (100-летию революции в России посвящается). Материалы всероссийской научной конференции. Омская юридическая академия. 2017. С. 77-82.
2. Буланова М. Б. А.К. Гастев и П.А. Сорокин: у истоков социологии труда// III Гастевские чтения. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Москва, 2022. С. 32-38. 3. Бурганов Р.Ф. Научная организация труда: история и современность// Экономический анализ: теория и практика. 2011. № 44 (251). С. 59-64. 4. Бучкина Е.А. Изба-читальня как инструмент культурной политики в период культурной революции// Образование и культурное пространство. 2020. № 2. С. 55-61 5. Бюллетень ЦИТа.-1923.-№8, 25 марта 6. Бюллетень ЦИТа.-1923.-№10, 20 мая 7. Бюллетень ЦИТа.-1923.-№11, 25 июня 8. Гуноев И.С. Культура труда: в поисках методологической парадигмы исследования//Гуманитарные и социально-экономические науки. 2009. № 6 (49). С. 93-95 9. Кравченко А.И. Классики социологии менеджмента: Ф. Тейлор и А. Гастев.– СПб.: РХГИ, 1998.-320 с. 10. Костриков С.П. Становление управленческого образования в России. XVIII – начало ХХ вв. – М.: Государственный университет управления, 2010. – 268 с. 11. Костриков С.С. П.М. Керженцев: «Борьба за время»// Вестник университета. 2014. № 18. С. 76-80 12. Кочеткова А.И. Культура труда молодежи в современной России//Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. 2008. № 3. С. 83-86 13. Мантров Ю.Н. Александр Александрович Богданов: «Одинокий работник науки»// Вестник университета. 2014. № 18. С. 92-98 14. Научный отдел рукописей РГБ Фонд ГАИС/II. Картон 1. ед.хр.36-37. 15. Надехина Ю.П. А.К. Гастев: научная и литературно-публицистическая деятельность// Вестник университета. 2014. № 18. С.99-104 16. Рыбкина О.Н. Проблемы истории общества и культуры в России. Феномен культурной революции// Аналитика культурологии. 2013. № 1 (25). С. 94-101 17. Халимон Е.А., Геокчакян А.Г. Управление экономикой с позиций научной и цифровой организаций труда// Вестник университета. 2021. № 2. С. 130-135. References
1. Ashenova T.M. Cultural revolution in the system of public education in Soviet Russia // Russia in the period of revolutionary transformations (dedicated to the 100th anniversary of the revolution in Russia). Materials of the All-Russian scientific conference. Omsk Law Academy. 2017. S. 77-82.
2. Bulanova M. B. A. K. Gastev and P.A. Sorokin: at the origins of the sociology of labor / / III Gastev readings. Collection of articles of the International scientific-practical conference. Moscow, 2022, pp. 32-38. 3. Burganov R.F. Scientific organization of labor: history and modernity // Economic analysis: theory and practice. 2011. No. 44 (251). pp. 59-64. 4. Buchkina E.A. Reading hut as an instrument of cultural policy during the cultural revolution // Education and cultural space. 2020. No. 2. S. 55-61 5. Bulletin of the CIT.-1923.-No. 8, March 25 6. Bulletin of the CIT.-1923.-No. 10, May 20 7. Bulletin of the CIT.-1923.-No. 11, June 25 8. Gunoev I.S. Work culture: in search of a methodological research paradigm//Humanitarian and socio-economic sciences. 2009. No. 6 (49). pp. 93-95 9. Kravchenko A.I. Classics of the sociology of management: F. Taylor and A. Gastev.-St. Petersburg: RKhGI, 1998.-320 p. 10. Kostrikov S.P. Formation of management education in Russia. XVIII-early XX centuries.-M.: State University of Management, 2010.-268 p. 11. Kostrikov S.S. P.M. Kerzhentsev: "Struggle for time" // Bulletin of the University. 2014. No. 18. P. 76-80 12. Kochetkova A.I. The culture of youth work in modern Russia // Bulletin of the Moscow State University of Culture and Arts. 2008. No. 3. S. 83-86 13. Mantrov Yu.N. Alexander Alexandrovich Bogdanov: "A lonely worker of science" // Bulletin of the University. 2014. No. 18. S. 92-98 14. Scientific Department of Manuscripts of the RSL Fund GAIS/II. Cardboard 1. items 36-37. 15. Nadekhina Yu.P. A.K. Gastev: scientific and literary-journalistic activity// Bulletin of the university. 2014. No. 18. P.99-104 16. Rybkina O.N. Problems of the history of society and culture in Russia. The phenomenon of the cultural revolution // Analytics of cultural studies. 2013. No. 1 (25). pp. 94-101 17. Khalimon E.A., Geokchakyan A.G. Economic management from the standpoint of scientific and digital labor organizations// Bulletin of the University. 2021. No. 2. P. 130-135.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Предмет исследования обозначен автором в заголовке и объяснен в тексте статьи. В центре внимания автора формирование новой культуры труда. Под культурой труда автор понимает «процесс формирования новых трудовых навыков, приемов и установок в условиях построения индустриальной экономики в молодой советской стране». А под культурной революцией понимает «прежде всего ликвидацию неграмотности, создание новой системы образования, охватывающей все слои населения; формирование советской интеллигенции; преодоление влияния старых идеологических воззрений и утверждение марксистско-ленинской идеологии» и отмечает, что «культурная революция и процесс формирования советской культуры труда были направлены на осуществление одних и тех же задач». Актуальность исследуемой темы автор разъясняет тем, что в современный период перехода к информационной экономике вопрос труда приобретает особое значение и его роль меняется и ссылается на авторитетное мнение ученых, которые пишут, что «существует базовое отличие «как в социокультурном, так и в антропокультурном планах между двумя видами труда: шаблонным (повторяющимся), характерным для индустриального общества, и творческим, связанным с обновлением и инновацией». По справедливому мнению, автора статьи, такие же изменения в нашей стране наблюдались в 1920-1930-ые годы. Актуальность темы определена и тем, что «большинство современных исследований по данному вопросу проведено учеными-экономистами» автор же статьи рассматривает исторический аспект данной темы. Методологию исследования автор не описал, но по содержанию статьи понятно, что автор использовал системный подход и принцип историзма. На это указывает и обзор литературы, которому посвящен отдельный раздел в статье. Научная новизна определяется постановкой самой проблемы. Научная новизна определяется также тем, что в статье исследована история образования и показана деятельность Центрального института труда. Стиль работы научный. Структура работы логически выстроена и направлена на достижение цели исследования и поставленных задач. Структура состоит из четырех разделов: введение, обзор литературы, основная часть под названием «Деятельность ЦИТ и культурная революция в СССР», выводы. Части работы логически связаны. Во введении автор обозначает предмет исследования, ее актуальность, разъясняет терминологию и те задачи, которые он ставит в статье. Основная часть посвящена деятельности Центрального института труда и тем задачам, которые этот институт выполнял. Также анализируется деятельность общественной организации «Пролеткуль» и некоторых его деятелей. Характеризируя деятельность ЦИТ и «Пролеткульта», автор констатирует, что «процессы формирования культуры труда и культурная революция шли параллельно и взаимозависимо». Библиография работы насчитывает 17 источников по теме, в том числе работы современных авторов по теме, а также бюллетени, которые выпускал ЦИТ. Библиография достаточно полно раскрывает предметную область исследования и поможет читателю найти ответ на вопросы. Апелляция к оппонентам представлена на уровне собранной информации, полученной автором в ходе работы над темой статьи и в библиографии. Выводы объективны и вытекают из проделанной работы. Статья будет интересна специалистам и широкому кругу читателей, которому интересна история нашей страны в 1920-1930-ые годы, вопросы культурной революции и формирования культуры труда в различные периоды истории нашей страны. |