Библиотека
|
ваш профиль |
PHILHARMONICA. International Music Journal
Reference:
Saamishvili N.
Notes on the international scientific conference “Russian Musical Baroque: Tendencies and Perspectives of Research” that took place in the State Institute for Art Studies
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2016. № 3.
P. 32-37.
DOI: 10.7256/2453-613X.2016.3.40226 URL: https://aurora-journals.com/library_read_article.php?id=40226
Notes on the international scientific conference “Russian Musical Baroque: Tendencies and Perspectives of Research” that took place in the State Institute for Art Studies
DOI: 10.7256/2453-613X.2016.3.40226Received: Published: 05-12-2016Abstract: This report is dedicated to the event, which represents a significant interest to the music science: international scientific conference “Russian Musical Baroque: Tendencies and Perspectives of Research” that took place in the State Institute for Art Studies on October 24-26, 2016. Interest towards the Russian musical Baroque is currently growing in Russian and abroad, thus, this conference provided an occasion to discuss a number of topical questions, related to the exploration of the manuscript legacy of that epoch, the history and theory of partesnïy (part-song) polyphony, the peculiarities of the system of polyphonic genres (including non-liturgical and paraliturgical ones), the restoration of the biographies and the creative output of individual musicians, the evolution of music-theoretical thought about the music of the aforementioned era. further, the conference will help to reveal parallels and intersections in the development of Russian, East-European, and West-European baroque. During the course of their studying, the authors applied the methodology of theoretical analysis and source study, historical and stylistic approaches, methods of systemic and comparative analysis. Russian musical Baroque for the first time became the topic of a fundamental international conference, which was called upon to determine the most recent trends in examination of this era, synthesize the modern scientific achievements, promote new research, as well as help restore an integral, and at the same time, multifaceted image of the Russian culture of the late XVII– middle of the XVII centuries that reflected the connections with Polish, Italian, German, and French musicians. It is for the first time that Russian musical baroque becomes a subject matter for an extensive range of opinions within the framework of the scientific event, expressed by the luminaries of Russian science, alongside the young scholars, including a number of foreign guests. Keywords: Western European influence, Polish musicians, historical treatises, choral culture, the State Institute for Art Studies, international scientific conference, partesnïy (part-song) style, tercet, medieval monody, Russian musical BaroqueThis article written in Russian. You can find original text of the article here . В современном отечественном музыкознании особое внимание уделяется процессам становления музыкальной культуры России, формирования национальной композиторской школы. Период, называемый «русское музыкальное барокко» и относящийся ко второй половине XVII – середине XVIII века представляет собой одно из самых значительных явлений, возникших в годы общественных и церковных реформ, смены культурной парадигмы. В этот период в русском музыкальном искусстве сосуществуют средневековая монодия, различные формы безлинейного многоголосия, прокладывают себе дорогу восточно- и западноевропейские влияния, начинает свое активное развитие новый многоголосный стиль – партесный. В России формируются новые музыкальные центры, работают десятки композиторов, создаются сотни певческих книг, складывается новый гармонический язык, разрабатываются неизвестные ранее жанры и формы. Достигает невиданных высот хоровая культура, расцветает практика многохорного пения, способная передать различные авторские замыслы. Партесный стиль становится одной из исторических первооснов русской профессиональной музыки, а русское барокко постепенно вписывается в широкий контекст мировой музыкальной культуры. Интерес к русскому музыкальному барокко в настоящее время возрастает как в России, так и за рубежом, поэтому конференция «Русское музыкальное барокко: тенденции и перспективы исследования», проведенная Государственным институтом искусствознания (ГИИ) в Москве под научным руководством доктора искусствоведения Наталии Юрьевны Плотниковой, предоставила возможность обсуждения самых актуальных вопросов, связанных с освоением наследия той эпохи. Тематика докладов охватывала проблемы, связанные с историей и теорией партесного многоголосия, своеобразием жанровой системы многоголосия, реконструкцией биографий и творческого наследия музыкантов, эволюцией теоретической мысли о музыке в ту эпоху. Интерес ученых также нашла проблема параллели и пересечения в развитии русского, восточноевропейского и западноевропейского барокко, музыки и других искусств. Готовность принять участие в работе конференции выразили зарубежные специалисты по культуре барокко, а также крупнейшие отечественные ученые (были представлены 14 ВУЗов и научных учреждений России). В их числе – доктора искусствоведения Т. Ф. Владышевская, Н. П. Парфентьев, Н. В. Парфентьева, Г. А. Пожидаева, И. В. Полозова, Е. Е. Полоцкая, Л. Н. Сидорович (Республика Беларусь), Н. А. Герасимова-Персидская и О. А. Шумилина (Украина), Л. М. Старикова, Н. А. Федоровская, доктор филологических наук Л. И. Сазонова; кандидаты искусствоведения Е. Ю. Антоненко, А. В. Булычева, Е. В. Васильева, И. В. Вискова, И. В. Герасимова, Н. В. Гурьева, В. Н. Демина, О. Л. Зосим, М. И. Катунян, Г. И. Лыжов, Н. В. Мосягина, А. П. Недоспасова, Е. В. Плетнева, Н. А. Потемкина, Е. А. Трубенок, А. Г. Хачаянц, Т. А. Чернышева. В числе докладчиков также – Е. Е. Воробьев, Т. В. Швец, Л. В. Кондрашкова, К. В. Постернак, И. А. Семененок, С. А. Тимуск, О. Н. Суарес (Республика Беларусь). Хотелось особенно отметить, что все участники и слушатели не только подготовили свои доклады на высоком профессиональном уровне, но и приняли самое активное участие в обсуждении каждого из докладов; порой дискуссия становилась не менее значимой и продолжительной, чем выступление докладчика. Рисунок 1. Одна из дискуссий При финансовой поддержке Польского культурного центра в Москве участие в конференции приняли польские специалисты по культуре эпохи барокко, обмен мнениями с которыми был особенно актуален в свете интенсивного проникновения западнославянской певческой культуры того времени в отечественную, а также влияния западноевропейской музыки на становление нового стиля. Была продемонстрирована важная тенденция современной науки: изучение контекста, точек пересечения русского барокко с восточно- и западноевропейским. В докладе доктора наук, профессора Института музыкологии Варшавского университета пани Алины Журавской-Витковской была воссоздана деятельность артистов польского короля Августа II в свете польско-российских отношений и представление о commedia per musica Джованни Альберто Ристори «Каландро» – первой итальянской опере, поставленной в России в 1731 году: ведь именно итальянская опера была той художественной ценностью, которая объединяла Европу, и ее присутствие в репертуаре свидетельствовало о степени «европеизации» данного культурного центра. Доклад аспирантки Института музыкологии Варшавского университета Виктории Антончик был посвящен исследованиям о польско-русских музыкальных связях в эпоху барокко. Данная тема нечасто становилась предметом специального изучения музыковедов Польши – первые серьезные исследования появились только во второй половине ХХ века. Рисунок 2. Участники в день выступления польских гостей Отметим, что именно в наше время, когда самые выдающиеся музыкальные коллективы разных стран активно расширяют свой репертуар, включая в него малоизвестную музыку прошлого, особенно важно было показать, что в России XVII–XVIII веков существовало самобытное музыкальное творчество европейского уровня, которое по различным объективным и субъективным причинам долгое время оставалось недостаточно изученным и практически неизвестным за пределами России. Красоту этого музыкального стиля слушатели и участники смогли по достоинству оценить благодаря организаторам конференции. Вечера были посвящены уже самой музыке, нашедшей вдохновенных почитателей среди московских и петербургских хоровых коллективов, которые нашли возможность приехать и выступить в изысканном Зеркальном зале института искусствознания. Среди коллективов – ансамбль древнерусского певческого искусства «Асматикон» (руководитель – Анна Елисеева), ансамбль древнерусской музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова «Знамение» (художественный руководитель – Татьяна Швец, ансамбль древнерусского певческого искусства «Ключ разумения» (руководитель – лауреат международного конкурса Наталья Мосягина), ансамбль солистов Московского мужского камерного хора «Кастальский» (художественный руководитель – Алексей Рудневский), солисты вокального ансамбля «Intrada» (художественный руководитель – Екатерина Антоненко), а также лауреат международных конкурсов ансамбль солистов Камерного хора «Россика» (художественный руководитель и дирижер – заслуженная артистка России Валентина Копылова-Панченко). Такой щедрый подарок (тем более щедрый, что вознаграждение за исполнение музыкантам по условиям гранта РГНФ не предполагалось!) был тем ценнее, что каждый из коллективов, отличаясь высоким профессиональным уровнем, имеет свой репертуар и специфическую манеру исполнения. Научная актуальность конференции была лишний раз подчеркнута тем, что в свои выступления коллективы включили прежде всего премьерные исполнения недавно расшифрованных рукописных источников. Рисунок 3. Выступление ансамбля «Intrada» (художественный руководитель – Екатерина Антоненко) Важность прошедшей конференции трудно переоценить: впервые в рамках научного мероприятия был представлен широчайший диапазон мнений, излагаемый как корифеями отечественной науки, так и молодыми начинающими учеными, среди которых было немало зарубежных гостей. Особый интерес вызвали доклады молодых музыковедов, работающих за рубежом. Богдан Демьяненко, лауреат третьего всеукраинского конкурса молодых композиторов им. И. Карабица (2013) (Киев, Украина) обосновал и продемонстрировал качественно новые результаты, которые дает применение разработанной автором доклада статистической методики стилевой атрибуции анонимных партесных произведений. Пьер Шепелев (Pierre Chépélov), преподаватель теоретических дисциплин консерватории 13-го округа, органист церкви св. Франциска Ассизского (Франция), посвятив свое выступление проблеме интонирования западноевропейской и русской старинной музыки, говорил о необходимости фиксирования изменения строя в переломную для России петровскую эпоху, когда на протяжении нескольких десятилетий сосуществовала древняя и новая музыка, ранняя полифония диссонантного рода (троестрочие, демественное многоголосие) и первые партесные сочинения русских композиторов, большей частью анонимные. Елена Чернова, преподаватель теоретических дисциплин Института исторического музыкознания (Университет Регенсбург, Германия) в докладе «Западноевропейское и раннее русское барокко: к проблеме аутентичности аналитических методов» подчеркнула, что особенно остро этот вопрос стоит в отношении музыки переходной эпохи (конца XVI – начала XVII века), где аналитический подход все более опирается на исторические трактаты, принципиально исключая понятия «гармонии» и «тональности». С другой стороны, при невозможности провести четкую границу между модальностью и тональностью, вновь требуется развитие аналитического аппарата, адекватно реагирующего на явления довольно продолжительной переходной эпохи и не вступающего в конфронтацию с историческими обстоятельствами. Эта проблема в западном музыкознании остается до сих пор не разрешенной. Особенно подчеркнем, что русское музыкальное барокко впервые стало темой фундаментальной международной конференции, которая была призвана выявить новейшие тенденции в изучении этой эпохи, синтезировать современные научные достижения и дать импульс для новых изысканий, помочь воссозданию цельной и вместе с тем многосторонней картины отечественной культуры второй половины XVII – середины XVIII века, отразившей связи с музыкантами Польши, Италии, Германии, Франции. Актуальность такого крупного для музыкальной науки события связана еще и с тем, что имеющиеся представления об этой эпохе до последнего времени зачастую базируются на устаревших научных сведениях. При этом внутри научных направлений, которые уже имеют сложившиеся традиции в отечественной науке, возникают новые ветви, позволяющие по-новому оценить и проанализировать музыкальные явления (например, изучение старинных западноевропейских трактатов, существенно повлиявших на музыкальную теорию и практику русского барокко). Еще одна черта нового научного мышления – усиленное внимание к источникам (нотным и вербальным), изучение которых становится основанием для формирования новых концепций истории русской музыки данного периода. Поэтому очень важно, что материалы такого крупнейшего форума скоро будут опубликованы и станут достоянием музыкальной общественности благодаря библиотечным фондам нашей страны и сайту ГИИ.
References
1. Konotop, A. V. Russkoe strochnoe mnogogolosie XV–XVII vekov. Tekstologiya. Stil'. Kul'turnyi kontekst / A. V. Konotop. – M.: Kompozitor, 2005. – 352 s., CD.
2. Plotnikova, N. Yu. Partesnye garmonizatsii znamennogo i grecheskogo rospevov (na materiale stikhiry «Sovet prevechnyi» iz Sluzhby Blagoveshcheniya Presvyatoi Bogoroditse): Issledovanie i publikatsiya / N. Yu. Plotnikova. – M.: Kompozitor, 2004. – 200 s. 3. Plotnikova, N. Yu. Russkoe partesnoe mnogogolosie kontsa XVII – XVIII vekov. Sluzhby Bozhii Vasiliya Titova: Issledovanie i publikatsiya / N. Yu. Plotnikova. – M.: izd-vo PSTGU, 2012. – 262 s. 4. Plotnikova, N. Yu. Russkoe partesnoe mnogogolosie kontsa XVII – serediny XVIII veka: istochnikovedenie, istoriya, teoriya / N. Yu. Plotnikova. – M.: GII, 2015. – 340 s. |