Библиотека
|
ваш профиль |
Архитектура и дизайн
Правильная ссылка на статью:
Мусиенко А.В., Акулова Н.А.
Реставрация знаковых объектов на примере сохранения Дворца Юсуповых
// Архитектура и дизайн.
2022. № 2.
С. 30-38.
DOI: 10.7256/2585-7789.2022.2.39988 EDN: JXTRWA URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39988
Реставрация знаковых объектов на примере сохранения Дворца Юсуповых
DOI: 10.7256/2585-7789.2022.2.39988EDN: JXTRWAДата направления статьи в редакцию: 16-03-2023Дата публикации: 05-06-2023Аннотация: Предметом исследования является подход к сохранению Дворца Юсуповых на набережной реки Мойки, дом 94, города Санкт-Петербурга. Объектом исследования является ремонтно-реставрационные мероприятия в личных покоях княгини: Кабинет княгини, Туалетная, Ванная, Персидская. Цель исследования – «пополнение базы знаний» специалистов в области сохранения, популяризации и охраны объектов культурного наследия. Наряду с дворцовыми объектами Северной столицы, ансамбль Дворца Юсуповых, является воплощением культуры своего времени выраженного в роскоши быта. Памятник имеет богатую историко-архитектурную историю, отраженную в многочисленных книгах и монографиях, однако раскрытию опыта ремонтно-реставрационных работ столь ценного для изучения памятника уделено крайне мало внимания. Актуальность исследования состоит в научном рассмотрении ремонтно-реставрационных работ на предмет подхода к сохранению знакового объекта дворцовой архитектуры. Практическая ценность данного исследования направлена на пополнение «реставрационной базы знаний», путем освещения реставрационных мероприятий, проведенных в 2020 году в помещениях Дворца с шестью флигелями, входящего в состав объекта культурного наследия федерального наследия Дворца Юсуповых. К этим залам относятся личные покои княгини: Кабинет княгини (Малая белая гостиная), Туалетная (Фарфоровый будуар), Ванная, Персидская (Восточный будуар). На основе рассмотренных материалов проведен анализ состояния помещений до реставрации и выполненных работ. Обозначен подход к сохранению памятника в целом. Ключевые слова: Дворец Юсуповых, реставрация, сохранение исторических интерьеров, личные покои, целостная реставрация, объекты культурного наследия, реставрационные подходы, принципы реставрации, знаковые объекты Санкт-Петербурга, база знанийAbstract: The subject of the research is the approach to the preservation of the Yusupov Palace on the embankment of the Moika River, house 94, St. Petersburg. The object of the study is the repair and restoration measures in the private quarters of the princess: the princess's office, dressing room, bathroom, Persian. The purpose of the study is to "replenish the knowledge base" of specialists in the field of conservation, promotion and protection of cultural heritage sites. Along with the palace objects of the Northern capital, the ensemble of the Yusupov Palace is the embodiment of the culture of its time, expressed in the luxury of life. The monument has a rich historical and architectural history, reflected in numerous books and monographs, however, very little attention has been paid to the disclosure of the experience of repair and restoration work, which is so valuable for studying the monument. The relevance of the study lies in the scientific consideration of repair and restoration work on the subject of an approach to preserving the iconic object of palace architecture. The practical value of this study is aimed at replenishing the "restoration knowledge base" by highlighting the restoration activities carried out in 2020 in the premises of the Palace with six wings, which is part of the cultural heritage site of the federal heritage of the Yusupov Palace. These rooms include the private quarters of the princess: the Princess's Study (Small White Living Room), Dressing Room (Porcelain Boudoir), Bathroom, Persian (Eastern Boudoir). Based on the considered materials, an analysis of the state of the premises before restoration and the work performed was carried out. The approach to the preservation of the monument as a whole is outlined. Keywords: Yusupov Palace, restoration, preservation of historical interiors, private quarters, complex restoration, cultural heritage sites, restoration approaches, restoration principles, iconic objects of St. Petersburg, knowledge serverВведение Опыт сохранения объектов культурного наследия (далее – ОКН), является актуальной темой мирового уровня. Он отражает систему ценностей страны, уровень культуры, технических возможностей и мастерства специалистов. Отдельное место в разнообразии архитектурных объектов занимают дворцы, воплощающие могущество и роскошь аристократического общества. Возведение сооружений дворцового типа основывалось на желании публичной демонстрации благосостояния его владельца и ярко отражало приоритеты своей эпохи [1]. Одним из знаковых представителей таких объектов является Дворец Юсуповых. Памятник имеет богатую историко-архитектурную историю, отраженную в многочисленных книгах и монографиях, раскрывающих его продолжительную строительную историю, судьбу владельцев, художественную ценность интерьеров, а также исторических факт убийства Г. Распутина в стенах дворца. Данный дворец относится к объектам культурного наследия высокой степени сохранности, так как является архитектурной достопримечательностью, которой удалось максимально сохранить исторический облик после разрушительных военных действий. С момента национализации общество оценило памятник по достоинству, приспособив его под функции, позволившие ему сохранить свои уникальные интерьеры в неизменном виде. В настоящее время в здании дворца располагается «Дворец культуры работников просвещения, который в 1990-е годы сформировался в многофункциональный историко-культурный центр, соединяющий просветительскую, экскурсионную, выставочную и концертную деятельность» [2]. Историко-культурный дворцовый ансамбль имеет как всероссийское значение, так и европейскую известность. Он таит в себе богатый опыт мастеров, причастных как к его строительству, так и к сохранению. Ремонтно-реставрационная деятельность во Дворце Юсуповых, как и на других памятниках истории и культуры не была самостоятельной, а соответствовала развитию реставрационной практики и мировоззрению своего времени. К вопросу сохранения, реставрации объектов архитектуры, да и просто признания их как памятника культуры и искусства российское общество шло поступательно. Понятие реставрации и требования к ней напрямую связаны с приоритетами поколения на данный период времени, а также техническим прогрессом. Не мало было допущено ошибок за историю реставрации, прежде чем пришло осознание основ - возможности обратимости и минимизировании вреда для объекта реставрации [3]. Значительный вклад в развитие реставрации в России внесли события Великой Отечественной войны. Последствия масштабных разрушений поставили перед специалистами задачу в оперативных и взвешенных решениях для достижения максимального результата – воссоздания и восстановления утраченных и полуразрушенных памятников. В этот период была заложена ленинградская школа реставрации. Получила развитие так называемая «научная реставрация», которая и по настоящее время служит основой в принятии решений по сохранению ОКН. Завершающим этапом реставрации Дворца с шестью флигелями была реставрация 2020 года [4]. Она проходила в помещениях личных комнат княгини: Кабинет княгини (Малая белая гостиная), Туалетная (Фарфоровый будуар), Ванная, Персидская (Восточный будуар). Виды материалов, вошедших в реставрацию представлены в таблице 1. В основу исследования ремонтно-реставрационных работ вошла документация, разработанная подрядной организации и организации ведущей авторский надзор в 2020 году ООО «Возрождение Петербурга», а именно проекты по ремонту и реставрации и научно-реставрационные отчеты. В исследовании были сопоставлены основные дефекты и проведенные виды работ по их устранению. Согласно рассмотренной документации, можно сделать заключение, что ни один элемент отделки не остался без внимания. Натурные обследования подробно зафиксировали состояние всех элементов в отдельности и по каждому из них были выполнены комплексные мероприятия по сохранению, начиная от поверхностных расчисток от общих загрязнений и заканчивая воссозданием утраченных фрагментов по иконографическим материалам. Для наглядной оценки уровня износа помещений авторами статьи был разработан метод, основанный на системном анализе в следующей интерпретации. Состояние отделочных материалов условно распределено по трем позициям. Каждой даны определения, включающие перечень допустимых дефектов. В формате таблицы проведено заполнение значениями в процентном соотношении. За 100% взято количество элементов интерьера в целом (без мебели), без учета площадей данных элементов, так как целью анализа, является определение преобладающего состояние этих элементов. 100% равномерно распределены между элементами интерьера в равном процентном соотношении. В соответствии с дефектами элемента, его процентное значение вносилось в соответствующую его состоянию ячейку (пример заполнения приведен в таблице 1). Прием процентного распределения элементов интерьера исходя из их количества В качестве обобщающих терминов применены следующие определения: Работоспособное состояние (Р) – общее состояние отделочных элементов интерьера, при котором наблюдается фрагментарный износ, малочисленные утраты, волосяные трещины, сколы, искажение цвета и иные причины естественного старения. Ограничено-работоспособное состояние (ОР) – общее состояние отделочных элементов интерьера, при котором наблюдается фрагментарная деформация элементов, без опасности внезапного разрушения; глубокие трещины, деструкция слоев, утраты фрагментов элементов отделки, позволяющие их восстановить по иконографическим материалам и сохранившимся аналогам в интерьере. Аварийное состояние (А) – общее состояние отделочных элементов интерьера, при котором наблюдается многочисленные деформации, трещины, сколы, износ; утраты без возможности документально обоснованного восстановления элемента; высокая опасность разрушения элемента. В рассмотренной документации приводятся основные дефекты стен (и их элементов), потолка (и их элементов), дверных и оконных заполнений (включая фурнитуру), пола, подоконных досок, осветительных приборов, каминов, решеток радиаторов. К преобладающими дефектами в изученных залах являются: общее поверхностное загрязнение, мелкие трещины и сколы, расхождение элементов резного декора, фрагментарная утрата золочения на различных поверхностях, изменение оригинальной пластики лепного декора, некачественная вышпаровка фонов, запыленность штофа и ослабление его основания, общая изношенность фурнитуры, перекосы оконных рам, многослойные красочные наслоения, потеря четкости рельефа, утраченная фурнитура и ее потемнение, потертости, не качественно выполненные мастиковки на мраморных поверхностях, истертость лакового слоя паркета (трещины, сколы), мелкие утраты на различных элементах отделки. По описание основных дефектов отделочных материалов в проектной документации можно оценить уровень износа каждого из них, однако для общей оценки состояния интерьера, необходимо составить комплексное заключение. Расчет уровня общего износа помещений представлен на рис 1. По результатам выполненного анализа, можно сделать вывод, что преобладающим состоянием элементов в рассмотренных интерьера было работоспособное, так как процентное соотношение колеблется от 62% до 75%. В меньшей мере элементы интерьеров находились в ограничено-работоспособном состоянии, их процентное соотношение в диапазоне от 17% до 38%. Аварийному состоянию были подвержены лишь 8% элементов и они находились только в Кабинет княгини. Полученные данные наглядно демонстрируют, что основание для вторжения в памятник, преследовало цель поддержания внешнего облика интерьеров во всем их великолепии, а именно создания имитации, так как среди дефектов отсутствовала опасность в части биопоражений, надежности и безопасности конструкций. Уровень износа рассмотренных интерьеров не нарушал возможность эксплуатации помещений. Основным реставрационным подходом ремонтно-реставрационных работ в Дворце с шестью флигелями стал целостный подход, отражающий цель поддержания вида исторических интерьеров и атмосферы дворянского аристократического особняка на момент его наивысшего расцвета. Данная цель подкреплена нормативно-правовой базой по сохранению объектов культурного наследия, что и приводится в выводах научно-реставрационных отчетов: «- Проведённая работа соответствует требованиям действующих нормативных документов в области общественных зданий и реставраций культурного наследия; - Отвечает целям сохранения объекта культурного наследия федерального значения. - Все действия, связанные с внедрением в объект, предусматривают мероприятия по сохранению объекта культурного наследия и его долговременной эксплуатации». В заключении стоит отметить, приоритет внешнего вида в данных мероприятиях по сохранению памятника преобладает над приоритетом сохранения подлинности. Многими вмешательствами, пожалуй, можно было бы пренебречь для сохранения «патины времени» и атмосферы угасающей роскоши. Но именно бережное отношение к дворцу, цель продления жизни памятника и поддержание его эксплуатационных свойств в максимально роскошном состоянии обеспечило нам возможность созерцания задумки архитектора. Таким образом можно сделать вывод, что рассмотренный опыт реставрации Дворца с шестью флигелями отражает выше обозначенные ценности по сохранению знаковых ОКН.
Таблица 1 Материалы отделки интерьеров, вошедшие в реставрацию
Таблица 2 Пример процентного распределения элементов интерьера
Рис. 1. Общий уровень износа помещений
Библиография
1. Дворцы. Особняки. Усадьбы. Музейный формат [Текст] : сборник научных статей XXIV Царскосельской конференции / Государственный музей-заповедник «Царское село». – СПб.: Серебряный век, 2018. 745 с.
2. Юсуповский дворец на мойке. : [электронный ресурс]. – 2023 – URL: https://www.yusupov-palace.ru/ru/palace/history (дата обращения 10.03.2023) 3. Летопись возрождения. Восстановление памятников архитектуры Ленинграда и пригородов, разрушенных в годы отечественной войны немецко-фашистскими захватчиками. Кедринский А.А, Колотов М.Г., Медерский Л.А., Раскин А.Г. Изд. Литературы по строительству. – Л., 1971 113 с. 4. Навигатор по государственным сайтам Санкт-Петербурга. Комитет по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры. : [электронный ресурс]. – 2023 – URL https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/541/ (дата обращения 09.03.2023) 5. Федеральный закон № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002. : [электронный ресурс]. – 2023 – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ (дата обращения 09.03.2023). 6. Проектная документация ООО «Возрождение Петербурга» на реставрацию и ремонт интерьеров помещений объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Юсуповых», расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 94 лит. А Раздел II. Проектные работы. Том 9. Общая пояснительная записка. Шифр ПД-01-04-2018-ПЗ. Архив СПБ ГКУ «Дирекция заказчика». 2018. СПб. 113 с. 7. Проектная документация ООО «Возрождение Петербурга» на реставрацию и ремонт интерьеров помещений объекта культурного наследия федерального значения «Дворец Юсуповых». расположенного по адресу: Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 94 лит. А Раздел I. Комплексные научные исследования. Том 12. Натурное обследования и исследование материалов отделки помещений. Шифр ПД-01-04-2018-ТР-1. Архив СПБ ГКУ «Дирекция заказчика». 2018. СПб. 266 с. 8. Отчетная документация о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект культурного наследия федерального значения «Дворец Юсуповых» (г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 94). Реставрация интерьеров Личных комнат княгини З.Н. Юсуповой-Персидская и Ванная комната. ГК № АН-25-2020. Архив СПБ ГКУ «Дирекция заказчика». 2018. СПб. 263 с. 9. Отчетная документация о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект культурного наследия федерального значения «Дворец Юсуповых» (г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 94). Реставрация интерьеров Личных комнат княгини З.Н. Юсуповой-Туалетная комната. ГК № АН-21-2020. Архив СПБ ГКУ «Дирекция заказчика». СПб. 234 с. 10. Отчетная документация о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации объект культурного наследия федерального значения «Дворец Юсуповых» (г. Санкт-Петербург, наб. р. Мойки, 94). Реставрация интерьеров Личных комнат княгини З.Н. Юсуповой-Кабинет княгини (1 и 2 этап). ГК № АН-12-2020, ГК № АН-27-2020. Архив СПБ ГКУ «Дирекция заказчика». СПб. 257 с. References
1. Palaces. Mansions. Estates. Museum format: collection of scientific articles of the XXIV Tsarskoye Selo Conference / Tsarskoe Selo State Museum-Reserve.-СПб : St. Petersburg: Silver Age.-2018. 745 р.
2. Yusupov Palace at the sink. – 2023. URL: https://www.yusupov-palace.ru/ru/palace/history 3. Chronicle of the Resurrection. Restoration of architectural monuments of Leningrad and suburbs, destroyed during the Patriotic War by the Nazi invaders. Kedrinsky A.A., Kolotov M.G., L.A. Medersky, Raskin A.G. Ed. Building Literature. – Leningrad, 1971. 113 р. 4. Navigator for state sites of St. Petersburg. Committee for State Control, Use and Protection of Historical and Cultural Monuments. – 2023 – URL https://kgiop.gov.spb.ru/uchet/list_objects/541/ 5. Federal Law No. 73-FL "On objects of cultural heritage (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation"/ dated 25.06.2002. – 2023 – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/ 6. Project documentation of Vozrozhdenie Petersburg LLC for the restoration and repair of the interiors of the premises of the Yusupov Palace, a cultural heritage site of federal significance, located at the address: St. Petersburg, emb. R. Sinks, 94 lit. A Section II. Design work. Volume 9. General explanatory note. Cipher PD-01-04-2018-EN. Archive of St. Petersburg State Institution "Customer's Directorate".(2018). St. Petersburg. 113 р. 7. Project documentation of Vozrozhdenie Petersburg LLC for the restoration and repair of the interiors of the premises of the cultural heritage site of federal significance "The Yusupov Palace". located at the address: St. Petersburg, nab. R. Sinks, 94 lit. A Section I. Complex scientific research. Volume 12. Field survey and study of materials for interior decoration. Cipher PD-01-04-2018-ТA-1. Archive of St. Petersburg State Institution "Customer's Directorate". (2018). St. Petersburg. 266 р. 8. Reporting documentation on the performance of work on the preservation of a cultural heritage site included in the unified state register of cultural heritage sites (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation 94). Restoration of the interiors of the Private Rooms of Princess Z.N. Yusupova-Persian and Bathroom. GC № АS-25-2020. Archive of St. Petersburg State Institution "Customer's Directorate". (2018). St. Petersburg. 263 р. 9. Reporting documentation on the performance of work on the preservation of a cultural heritage site included in the unified state register of cultural heritage sites (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation 94). Restoration of the interiors of the Private Rooms of Princess Z.N. Yusupova-Dressing room. GC № АS-21-2020. Archive of St. Petersburg State Institution "Customer's Directorate". (2018). St. Petersburg. 234 р. 10. Reporting documentation on the performance of work on the preservation of a cultural heritage site included in the unified state register of cultural heritage sites (monuments of history and culture) of the peoples of the Russian Federation 94). Restoration of the interiors of the Private Rooms of Princess Z.N. Yusupova-The office of the princess (stages 1 and 2). GC № АS-12-2020, GC № АS-27-2020. Archive of St. Petersburg State Institution "Customer's Directorate". (2018). St. Petersburg. 257 р.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Автор исходит в изучении данного вопроса из того, что приоритет внешнего вида преобладает над приоритетом сохранения подлинности. Но, как отмечает автор, именно бережное отношение к дворцу, цель продления жизни памятника и поддержание его эксплуатационных свойств в максимально роскошном состоянии обеспечивает потомкам возможность созерцания творения архитектора. Актуальность исследования определяется тем, что опыт сохранения объектов историко-культурного наследия отражает систему ценностей страны, уровень культуры, технических возможностей и мастерства специалистов. Научная новизна и цель исследования заключается в разработке метода наглядной оценки уровня износа помещений. Научным обоснованием разработанного метода явилась так называемая «научная реставрация» (ленинградская школа реставрации), которая и по настоящее время служит основой в принятии решений по сохранению объектов культурного наследия. В основу исследования ремонтно-реставрационных работ вошла документация, разработанная подрядной организации и организации ведущей авторский надзор в 2020 году ООО «Возрождение Петербурга», а именно проекты по ремонту и реставрации и научно-реставрационные отчеты. В исследовании автором были сопоставлены основные дефекты и проведенные виды работ по их устранению. Выбор объекта исследования автор объясняет тем, что Дворец Юсуповых имеет богатую историко-архитектурную историю, отраженную в многочисленных книгах и монографиях. Данный дворец относится к объектам культурного наследия высокой степени сохранности, так как является архитектурной достопримечательностью, которой удалось максимально сохранить исторический облик после разрушительных военных действий. К сожалению, автором не представлен материал по теоретическому обоснованию и степени научной проработанности проблематики. Библиографический список также не содержит теоретических трудов. В исследовании автором представлено описание разработанного метода. Состояние отделочных материалов условно распределено по трем позициям, каждой даны определения, включающие перечень допустимых дефектов. В соответствии с дефектами элемента, его процентное значение вносилось в соответствующую его состоянию ячейку. Автором использован прием процентного распределения элементов интерьера исходя из их количества. В рассмотренной документации автором изучены основные дефекты стен, потолка, дверных и оконных заполнений, пола, подоконных досок, осветительных приборов, каминов, решеток радиаторов. В результате исследования автором составлено комплексное заключение и произведен расчет уровня общего износа помещений. Проведенная оценка износа помещений позволила автору сделать вывод, что основанием для реставрации послужила цель поддержания внешнего облика интерьеров, а именно создания имитации, так как среди дефектов отсутствовала опасность в части биопоражений, надежности и безопасности конструкций. Данная цель подкреплена нормативно-правовой базой по сохранению объектов культурного наследия. В завершении автором представлены выводы по проведенному исследованию, включающие все ключевые положения изложенного материала. Представляется, что автор в своем материале затронул актуальные и интересные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрав для анализа тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе повлечет определенные изменения в сложившихся подходах и направлениях анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье. Полученные результаты позволяют утверждать, что изучение возможностей и методов сохранения и поддержания надлежащего состояния объектов историко-культурного наследия представляет несомненный теоретический и практический культурологический интерес и может служить источником дальнейших исследований. Представленный в работе материал имеет четкую, логически выстроенную структуру, способствующую более полноценному усвоению материала. Этому способствует и адекватный выбор методологической базы. Однако библиографический список состоит всего лишь из 10 источников и не включает научные труды по исследуемой проблематике, что представляется недостаточным для обобщения и анализа научного дискурса. Можно сказать, что автор выполнил поставленную цель, получил определенные научные результаты, показал знание изучаемой проблематики. Следует констатировать: статья может представлять интерес для читателей и заслуживает того, чтобы претендовать на опубликование в авторитетном научном издании после устранения указанного недостатка. |