Библиотека
|
ваш профиль |
Филология: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Кольцова Н.В.
Трансформация концептуального поля «БЕДНОСТЬ» с конца XX века до наших дней
// Филология: научные исследования.
2023. № 3.
С. 41-48.
DOI: 10.7256/2454-0749.2023.3.39960 EDN: JNYBMI URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=39960
Трансформация концептуального поля «БЕДНОСТЬ» с конца XX века до наших дней
DOI: 10.7256/2454-0749.2023.3.39960EDN: JNYBMIДата направления статьи в редакцию: 12-03-2023Дата публикации: 04-04-2023Аннотация: В статье представлена часть исследования концептуального поля БОГАТСТВО/БЕДНОСТЬ в обыденном языковом сознании носителей русской лингвокультуры. Цель данного этапа исследования – проследить трансформацию концептуального поля БЕДНОСТЬ в языковом сознании рядового носителя русской лингвокультуры за последние тридцать лет, отмеченные серьёзными социально-экономическими и политическими изменениями в российском обществе, а также проследить влияние на восприятие данного концептуального поля философского течения нестяжательства – одного из базовых архетипов русской концептосферы. Материалом исследования послужили базы данных разных периодов, полученные в ходе свободных ассоциативных экспериментов: «Русский ассоциативный словарь» под ред. Ю. Н. Караулова, «Русский региональный словарь-тезаурус ЕВРАС» под ред. Г. А. Черкасовой и «Русская региональная ассоциативная база данных» СИБАС Н. В. Уфимцевой и И. В. Шапошниковой. Материал первого источника был собран и опубликован в конце советского – начале постсоветского периода, когда активно происходили социально-политические изменения, перевернувшие жизнь страны и российских граждан. Второй и третий источник были созданы во второй декаде XXI века и пополняются до сих пор. Проанализировав данные, мы установили разрушение архетипа нестяжательства, а также проследили изменения в настроении общества по отношению к проблеме бедности посредством анализа содержания и структуры концептуального поля. Научная новизна работы состоит в том, что мы проследили трансформацию концептуального поля. Анализ и выводы работы дополняют картину общественного мнения и могут быть использованы социологами, а также на занятиях по лингвокультурологии. Ключевые слова: трансформация, концептуальное поле, бедность, нестяжательство, архетип русской культуры, ассоциативный эксперимент, проблема бедности, ассоциативные словари, сопоставительный анализ, обыденное языковое сознаниеAbstract: The article presents a part of the study of the conceptual field of WEALTH/POVERTY in the everyday linguistic consciousness of the speakers of Russian linguoculture. The purpose of this study is to trace the transformation of the conceptual field of word POVERTY in the linguistic consciousness of an ordinary native speaker of Russian linguoculture over the past thirty years, marked by serious socio–economic and political changes in Russian society, as well as to trace the influence on the perception of this conceptual field of the philosophical trend of non-possessiveness – one of the basic archetypes of the Russian conceptual sphere. "Russian Associative Dictionary" edited by Yu. N. Karaulov, "Russian Regional Dictionary-Thesaurus EVRAS" edited by G. A. Cherkasova and "Russian Regional Associative database" by SIBAS N. V. Ufimtseva and I. V. Shaposhnikova served as the research material for the databases of different periods obtained during free associative experiments. The material of the first source was collected and published in the late Soviet – early post-Soviet period, when socio-political changes were actively taking place that turned the lives of the country and Russian citizens upside down. The second and third sources were created in the second decade of the XXI century and are still being replenished. After analyzing the data, we established the destruction of the archetype of non-possessiveness, and also traced changes in the mood of society in relation to the problem of poverty by analyzing the content and structure of the conceptual field. The scientific novelty of the work is that we have traced the transformation of the conceptual field. The analysis and conclusions of the work complement the picture of public opinion and can be used by sociologists, as well as in linguoculturology classes. Keywords: transformation, conceptual field, poverty, non - possessiveness, the archetype of Russian culture, associative experiment, the problem of poverty, associative dictionaries, comparative analysis, everyday language consciousnessВведение Влияние нестяжательства — одной из двух (наряду с иосифлянством) традиционных концепций, формирующих русский архетип, на формирование концептуального поля «бедность» трудно переоценить. Впервые нестяжательство в качестве философского учения было сформулировано Нилом Сорским, русским религиозным деятелем XV–XVI веков, чье учение было противопоставлено концепции иосифлянства. Как отмечал А.И. Алексеев нестяжателями «критиковался не только факт обладания, но и потенциальное стремление к накоплению богатства» [1, c. 223]. Традиция нестяжательства имеет глубокие религиозно-философские корни в русской культуре, что обусловлено, в первую очередь изложенной еще в нагорной проповеди Иисуса Христа идеей о собирании сокровищ не на земле, а на небе. С.В. Львов указывает на то, что «Устойчивой связи между жизненным успехом и символом «богатство», а также неуспехом и «бедностью», которая присуща общественному сознанию западных стран, в российском общественном мнении пока нет. Тем не менее, значение этих символов, особенно «богатства», в определении характера социальной структуры очевидно» [4]. Вместе с тем, отмечается изменение в отношении русского общественного сознания к концептуальному полю «бедности», что оценивается некоторыми отечественными философами как «разрушение русского архетипа». Так, Г.А. Югай в своих работах высказывает следующее мнение: «В России 90–х и первого десятилетия ХХI века на страну в буквальном смысле обрушились… стяжательские, в прямом смысле слова, беды: коррупция и приватизация. Этими двумя основными факторами стяжательства буквально задавлено нестяжательство — русский архетип души (духа)» [11]. И уже появляются и иные психолингвистические исследования, подтверждающие некие изменения нашего архетипа. Так Пономарева Е.Ю. в своей диссертационной работе анализирует данные ассоциативных экспериментов среди англичан и русских разных возрастов и приходит к выводу, что более зрелая группа русских участников не ассоциирует бедность с чем-то негативным, в то время как у молодежи негативные реакции составляют 10% [5, с. 27]. В связи с выше представленными идеями и фактами мы предлагаем детально проследить трансформацию концептуального поля БЕДНОСТЬ на материале ассоциативного словаря конца XX века и современных ассоциативных баз данных. Сопоставительный анализ реакций на стимул БОГАТСТВО В качестве материала исследования были использованы следующие базы данных: 1) «Русский ассоциативный словарь» под ред. Ю. Н. Караулова. Эксперименты, результаты которых в нем представлены, проводился в период с 1987 – 1997 год. 2) «Русский региональный словарь-тезаурус ЕВРАС» под ред. Черкасовой Г. А. База была создана в 2014 году и переиздан в 2018 году. «Авторы сознательно включили в список 700 слов-стимулов из русского ассоциативного тезауруса (РАС 1994 – 1998), чтобы иметь возможность изучать изменения, произошедшие в обыденном сознании молодого поколения русских в начале XXI века» [2, с. 264]. Это масштабный проект, в котором приняли участие студенты из различных регионов нашей страны. 3) «Русская региональная ассоциативная база данных», которая до сих пор продолжает разрабатываться и постоянно обновляется. Основной эксперимент проводился с 2008 по 2013 год в крупных городах азиатской части России. В качестве испытуемых выступили студенты 17 до 25 лет. Ранее мы уже проводили исследование концептуального поля БОГАТСТВА на основании представленных баз данных. Данные ассоциативных словарей и их интерпретация Таблица №1 Стимул БЕДНОСТЬ
Концептуальное поле БЕДНОСТЬ в целом не претерпело значительной трансформации - процентное соотношение групп реакций осталось почти неизменным, однако оно несколько расширилось в содержательном плане. Анализируя реакции на стимул бедность, можно представить следующий образ бедного человека: полон пороков, жадный. Посредством более поздних ассоциативных баз данных замечаем уточнение признаков ленивый, слабый, злой: алкоголизм (1), глупость (1), злость (1), жадность (1), лень (1), скупой (1), скупость (1) и т.д.. Ассоциации с негативной коннотацией, составляют от 8% до 6%. Процент реакций, обозначающих отрицательные черты характера в РАС выше, но в ЕВРАС и СИБАС их разнообразие шире. Впрочем, данные признаки приписываются и богатым, с той разнице, что у них порочные черты - следствие образа жизни, а у бедных – причина. Нестяжательное отношение к бедности тоже имеет место быть, однако, доля положительных реакций (добро (1), любовь (1), простота (1), щедрость (1), близость к богу (1) и т.д.) во всех словарях не превышает 4%. Бедность вызывает множество негативных эмоций: мрак, страдание, горе и т.д. Россияне отчаялись в борьбе с ней, и несмотря на нежелательность ( некстати (1), не нужна (1), не хочу, не в радость (1), нездорово (1)) отчаялись в борьбе с ней и опустили руки: неизбежна (2), беспробудное (1), неизбежность (1), неспособность (1), судьба (1), удел (1) , пассивность (1), проклятье (1), прочная (1). По мнению некоторых социологов, это пассивное состояние является «основой адаптационной стратегии поведения» в условиях неверия в возможность улучшения положения в ближайшем будущем, ощущении несправедливости социально–политического устройства, а так же длительное не поощрение государством гражданской активности и прочих факторов [9]. Бедность стала прочно ассоциироваться с населением нашей страны в целом Россия (4), в России (3), людей (2), народа (2), России (1), люди (1), населения (1), русские (1). Далее для получения более детальной картин изменений, произошедших в концептуальном поле, изучим реакции обратных словарей. Таблица №2 Реакция БЕДНОСТЬ, БЕДНОТА
Итак, мы видим, что в обыденном сознании бедность стала одной из причин одиночества и невостребованности. А сама бедность стала осознаваться как результат пьянства и лени, а также следствие политико-экономических изменений и явлений (коррупция (1), развал (1), революция (1), бюрократия (1)). Судя по реакциям, в представлении людей масштаб бедности перестал быть столь великим, поскольку ассоциации соответствующей группы не представлены, и более не является бедность как следствие повального банкротства 90–х годов, но осознание социальной стратификации в разы возросло, антонимические реакции возросли с 6% до 46% и 29%. В 1992 году коэффициент Джини составлял 0. 289, к 2014 году он возрос в 2 раза и был равен 0, 416 сейчас продолжает удерживаться на уровне данной отметки [8]. Таблица №3 Реакция БЕДНЫЙ, БЕДНЯК
Согласно представленным данным обратных словарей, в конце XX века в сознании людей обеднели все, представители всех профессий (военные, специалисты, деятели сферы культуры) и все возрастные группы, от детей до стариков. В противовес данным прямого словаря, одиночество и невостребованность с бедностью ассоциировалось как в конце XX века, так и сейчас, но в современном обществе несчастье стало одним из спутников бедности. Возрастанием антонимических реакций еще раз подтверждается ощущении возросшего уровня стратификации в обществе. Вывод Проанализировав данные ассоциативных баз, мы видим, что нестяжательного отношение к бедности в целом нет ни уже ни в конце XX века, ни на современном этапе. Есть лишь небольшие отголоски, которые мы видим через небольшой процент ассоциации с положительной коннотацией. В целом, отношение к данному феномену скорее сильно отрицательное, лишь с той разницей, что в конце прошлого тысячелетия бедность носила в сознании людей более массовый характер, беднели и банкротились все, а теперь бедность — это результат коррупции, а также слабо вольности самого человека, проявляющей себя в алкоголизме и лени. Несмотря на снижение чувства масштабности данного феномена в обществе, растет осознание социального неравенства и стратификации. При этом в сознании людей мы скорее стали наблюдать пассивность и отчаянность в решении данной проблемы.
Библиография
1. Алексеев А.И. Под знаком конца времен. Очерки русской религиозности конца XVI–XVI вв. СПб., 2002. – 347 с.
2. Дмитрюк Н.В. ЕВРАС: еще один "образ мира, в слове явленный" // Вопросы психолингвистики. 2019. №1 (39). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evras-esche-odin-obraz-mira-v-slove-yavlennyy (дата обращения: 24.02.2023). 3. Караулов, Ю.Н. Русский ассоциативный словарь [Электронный ресурс] / Ю. Н. Караулов. URL: http: //www.tesaurus.ru/dict/index.php (дата обращения: 17.08.2022) 4. Львов С. В. Образы бедности и богатства в российском общественном сознании // Мониторинг. 2007. №1 (81). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-bednosti-i-bogatstva-v-rossiyskom-obschestvennom-soznanii (дата обращения: 26.02.2023) 5. Понамарева Е. Ю. Концепт бедность в диахроническом пространстве английской и русской лингвокультур национального периода: автореферат дис. ... кандидата филологических наук: 10.02.20 / Понамарева Евгения Юрьевна; [Место защиты: Пятигор. гос. лингвист. ун-т].-Пятигорск, 2010.-29 с. 6. Русский региональный ассоциативный словарь (Сибирь и Дальний Восток). В 2 т. Т. I. От стимула к реакции / Отв. ред. Уфимцева Н.В. − М.: Московский институт лингвистики, 2014. − 537 с. 7. Русский региональный ассоциативный словарь: Сибирь и Дальний Восток (СИБАС 2): В 2 т. / И.В. Шапошникова, А.А. Романенко; Ин-т филологии СО РАН ; Новосиб. гос. ун-т. – Новосибирск: ИПЦ НГУ, 2022. 8. Статистика и показатели региональные и федеральные: Коэффициент джини в России [Электронный ресурс]. 2022. URL: https://rosinfostat.ru/koeffitsient-dzhini/ (дата обращения: 17.08.2022). 9. Терещенко О.В. Гражданская пассивность населения России: протестная реакция на реформы или социальная незрелость? // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-passivnost-naseleniya-rossii-protestnaya-reaktsiya-na-reformy-ili-sotsialnaya-nezrelost (дата обращения: 24.02.2023) 10. Уфимцева Н.В. Образ власти по материалам крымского ассоциативного словаря // Вестник РУДН. Серия: Теория языка. Семиотика. Семантика. 2022. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-veroyatnosti-i-vozmozhnosti-v-kreativnom-upotreblenii-yazyka-nevozmozhnaya-vozmozhnost-v-nemetskom-tekste (дата обращения: 26.11.2022) 11. Югай Г. А. Социальная востребованность русского архетипа альтруизма в ХХI веке: модернизация и демократизация // Сервис в России и за рубежом. 2012. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-vostrebovannost-russkogoс-arhetipa-altruizma-v-hhi-veke-modernizatsiya-i-demokratizatsiya (дата обращения: 24.02.2023). References
1. Alekseev, A.I. (2002). Under the sign of the end of time. Essays on Russian religiosity of the late XVI–XVI centuries. St. Petersburg, 347 p.
2. Dmitryuk, N.V. (2019).EVRAS: another "image of the world revealed in the word" . In Questions of psycholinguistics. 1 (39). Retrived from https://cyberleninka.ru/article/n/evras-esche-odin-obraz-mira-v-slove-yavlennyy 3. Karaulov, Yu.N. Russian associative dictionary [Electronic resource]. Retrived from http: //www.tesaurus.ru/dict/index.php 4. Lvov, S. V. (2007). Images of poverty and wealth in the Russian public consciousness. In Monitoring. 1 (81). Retrived from https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-bednosti-i-bogatstva-v-rossiyskom-obschestvennom-soznanii 5. Ponamareva, E. Y. (2010). The concept of poverty in the diachronic space of the English and Russian linguocultures of the national period: abstract of the dissertation of the Candidate of Philological Sciences: 10.02.20 / Ponamareva Evgeniya Yuryevna; [Place of defense: Pyatigorsky State linguist. un-t].-Pyatigorsk, 29 p. 6. Ufimtseva, N.V.(Eds.). (2014).Russian regional associative dictionary (Siberia and the Far East). In 2 vols. T. I. From stimulus to reaction. M.: Moscow Institute of Linguistics,537 p. 7. Shaposhnikova I. V., Romanenko A. A. (2022).Russian regional associative dictionary: Siberia and the Far East (SIBAS 2). In 2 volumes . Institute of Philology SB RAS Novosibirsk State University.Novosibirsk: CPI NSU, 2022. 8. Statistics and indicators regional and federal: Gini coefficient in Russia [Electronic resource]. 2022. Retrived from https://rosinfostat.ru/koeffitsient-dzhini / 9. Tereshchenko, O.V. (2018). Civil passivity of the Russian population: protest reaction to reforms or social immaturity? In Humanities, Socio-economic and Social sciences. 6. Retrived from https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskaya-passivnost-naseleniya-rossii-protestnaya-reaktsiya-na-reformy-ili-sotsialnaya-nezrelost 10. Ufimtseva, N. V. (2022). The image of power based on the materials of the Crimean associative dictionary. In Bulletin of the RUDN. Series: Theory of Language. Semiotics. Semantics. 3. Retrived from https://cyberleninka.ru/article/n/kategorii-veroyatnosti-i-vozmozhnosti-v-kreativnom-upotreblenii-yazyka-nevozmozhnaya-vozmozhnost-v-nemetskom-tekste 11. Yugai, G. A. (2012). Social relevance of the Russian archetype of altruism in the XXI century: modernization and democratization. In Service in Russia and abroad. 5. Retrived from https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-vostrebovannost-russkogoс-arhetipa-altruizma-v-hhi-veke-modernizatsiya-i-demokratizatsiya
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
В работе рассматривается влияние нестяжательства на формирование концептуального поля «бедность». Статья является новаторской, одной из первых в российском языкознании, посвященной исследованию подобной тематики в 21 веке. В статье представлена методология исследования, выбор которой вполне адекватен целям и задачам работы. Автор обращается, в том числе, к различным методам для подтверждения выдвинутой гипотезы. Используются следующие методы исследования: статистический, логико-семантический анализ, герменевтический и сравнительно-сопоставительный методы. Данная работа выполнена профессионально, с соблюдением основных канонов научного исследования. Исследование выполнено в русле современных научных подходов, работа состоит из введения, содержащего постановку проблемы, основной части, традиционно начинающуюся с обзора теоретических источников и научных направлений, исследовательскую и заключительную, в которой представлены выводы, полученные автором. Автор опирается не только на труды лингвистов, но и философов. Практическим материалом, формирующим корпус исследования явились следующие данные: «Русский ассоциативный словарь» под ред. Ю. Н. Караулова; «Русский региональный словарь-тезаурус ЕВРАС» под ред. Черкасовой Г. А.; «Русская региональная ассоциативная база данных». Представленный корпус является достаточным для проведения исследования подобного уровня, поэтому приведенные итоговые данные являются репрезентативными и верифицируемыми. Автор иллюстрирует теоретические положениями практическим материалом, в том числе статистическими данными. Промежуточные итоги исследования представлены в табличной форме с авторской интерпретацией, что позволяет читателю лучше воспринимать материал. Библиография статьи насчитывает 11 источников, среди которых представлены теоретические работы исключительно на русском языке. Считаем, что обращение к трудам зарубежных исследователей обогатило бы настоящую работу. БОльшее количество ссылок на ссылки на фундаментальные работы, такие как монографии, кандидатские и докторские диссертации, несомненно бы усилило теоретическую значимость работы. В общем и целом, следует отметить, что статья написана простым, понятным для читателя языком. Опечатки, орфографические и синтаксические ошибки, неточности в тексте работы не обнаружены. Практическая значимость исследования заключается в возможности использования его результатов в процессе преподавания вузовских курсов по практике русского языка и теории языка. Статья, несомненно, будет полезна широкому кругу лиц, филологам, магистрантам и аспирантам профильных вузов. Статья «Трансформация концептуального поля «БЕДНОСТЬ» с конца XX века до наших дней» может быть рекомендована к публикации в научном журнале. |