Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Социокультурные факторы появления и деятельности клубов любителей бега в СССР

Канныкин Станислав Владимирович

кандидат философских наук

доцент, кафедра гуманитарных наук, Старооскольский технологический институт им. А.А. Угарова (филиал) НИТУ "МИСиС"

309516, Россия, Белгородская область, г. Старый Оскол, микр. Макаренко, 42

Kannykin Stanislav Vladimirovich

PhD in Philosophy

Associate professor of the Department of Humanities at Stary Oskol Technological Institute named after A. Ugarov, branch of National University of Science and Technology "MISIS"

309516, Russia, Belgorod Region, Stary Oskol, micro district Makarenko, 42

stvk2007@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.25136/2409-7144.2023.2.39709

EDN:

HLZBJR

Дата направления статьи в редакцию:

02-02-2023


Дата публикации:

05-03-2023


Аннотация: Предметом исследования являются социокультурные детерминанты генезиса и функционирования клубов любителей бега (КЛБ) СССР периода 1968-1991 гг. Задачи работы: определение предпосылок появления бегового клубного движения в СССР; раскрытие существенных особенностей КЛБ как инициативных клубов самоорганизации бегунов-любителей; выявление внешних и внутренних функций беговых клубов. Источниковой базой исследования послужили как научные публикации, так и представленные в Интернете воспоминания организаторов и первых участников деятельности КЛБ в СССР. Методологической основой работы является философски ориентированный социокультурный подход, в рамках которого производится исследование сложных отношений социального и культурного в ареале возникновения, функционирования и влияния на советское общество деятельности клубов любителей бега, а также методологический прием конструирования генетического «идеального типа» М. Вебера. Основные предпосылки появления КЛБ усматриваются в традициях досуговых беговых практик дореволюционной России; советском комплексе ГТО; развитии физкультурно-спортивных общественных организаций; проблемах, порожденных НТР; воздействии западной беговой культуры. В ракурсе определения существенных особенностей, КЛБ рассматриваются как инициативные досуговые клубы, ориентированные на обеспечение максимальной эффективности использования бега для достижения лечебных, оздоравливающих и личностносозидающих целей своих участников. Миссией КЛБ было совершенствование человека и общества посредством беговых практик, утверждение на их основе непреходящих гуманистических ценностей: здоровья, калокагатии, социальной активности, саморазвития. Новаторством КЛБ в функциональном аспекте было развитие сверхмарафонского бега в СССР, массовое привлечение к беговой активности женщин, разработка методик оздоровительного бега для различных групп населения, культивирование ветеранского бегового любительского спорта, объединение беговых и художественных практик в рамках зрелищных мероприятий.


Ключевые слова:

клубы любителей бега, физическая культура, Советский Союз, научно-техническая революция, сверхмарафон, лечебный бег, оздоравливающий бег, развитие личности, общественные организации, досуг

Abstract: The subject of the study is the socio-cultural determinants of the genesis and functioning of the running clubs of the USSR in the period 1968-1991. The objectives of the work: to determine the prerequisites for the emergence of the running club movement in the USSR; to reveal the essential features of the club as initiative clubs for the self-organization of amateur runners; to identify the external and internal functions of running clubs. The source base of the research was both scientific publications and the memoirs of the organizers and the first participants in the activities of the KLB in the USSR presented on the Internet. The methodological basis of the work is a philosophically oriented socio-cultural approach, within the framework of which the study of complex social and cultural relations in the area of origin, functioning and influence on Soviet society of the activities of running clubs, as well as the methodological technique of constructing a genetic "ideal type" by M. Weber is carried out. The main prerequisites for the emergence of the KLB are seen in the traditions of leisure running practices of pre-revolutionary Russia; the Soviet TRP complex; the development of physical culture and sports public organizations; problems generated by the NTR; the impact of Western running culture. From the perspective of determining the essential features, KLBS are considered as initiative leisure clubs focused on ensuring the maximum efficiency of using running to achieve the therapeutic, healing and personality-building goals of their participants. The mission of the KLB was the improvement of man and society through running practices, the assertion on their basis of enduring humanistic values: health, kalokagatiya, social activity, self-development. The innovation of the KLB in the functional aspect was the development of super marathon running in the USSR, the mass involvement of women in running activity, the development of methods of recreational running for various groups of the population, the cultivation of veteran running amateur sports, the unification of running and artistic practices in the framework of entertainment events.


Keywords:

running clubs, physical education, Soviet Union, scientific and technological revolution, ultramarathon, medical run, health running, personal development, public organizations, leisure

В последнее время современное российское общество столкнулось с острыми проблемами, касающимися здоровьесбережения широких масс. Во-первых, это связано с коронавирусной пандемией и присущим многим переболевшим тяжелым постковидным синдромом. Во-вторых – детерминированным политическими и экономическими процессами ростом тревожности населения, из-за чего, по данным многочисленных СМИ, значительно выросли (по сравнению с предыдущими годами) продажи лекарственных средств от депрессии. Никуда не делись и «традиционные» проблемы со здоровьем, обуславливающие высокий по мировым стандартам уровень смертности россиян, в первую очередь от заболеваний сердца и сосудов. Известно, что одним из самых эффективных средств предупреждения и преодоления многих соматических и психических недугов является оптимально подобранная физическая активность, из множества форм которой наиболее доступны и универсальны по положительному влиянию на организм ходьба и бег. При этом энергозатраты при беговой локомоции в три-пять раз больше, чем у обычной ходьбы [8, с.7], «бег дает наибольший физиологический эффект в единицу времени» [16, с. 22]. Действительно, щадящие беговые практики позволяют быстрее восстановить иммунитет после перенесенных заболеваний, укрепляют сосуды и сердце, оптимизируют состояние дыхательной системы, повышают психический тонус, дарят чувство оптимизма и радости жизни. Важно отметить и личностносозидающий потенциал занятий бегом, связанный с развитием воли, выносливости, укреплением веры в себя, стремлением к достижению все более и более высоких целей. Вот как об этом пишет Харуки Мураками ‒ всемирно известный японский писатель, многие годы увлекающийся бегом: «Над бегунами часто посмеиваются, мол, эти на многое готовы, лишь бы жить подольше, но я думаю, что большинство людей бегают вовсе не поэтому. Им важно не продлить свою жизнь, а улучшить ее качество» [17, с. 40].Такого же мнения и Л. Марков: «Ставя перед собой задачи, преодолевая дистанцию, человек отвлеченно моделирует жизнь. Он получает удовлетворение от того, что может систематически что-то выполнять. Человек ищет в себе остатки характера и создает свой характер заново. В чем-то другом это доказать сложно, а бег позволяет проверять себя в любое время и любую погоду. И это очень важно!» [«А вы любите бег?» статья из книги Л. Маркова. URL: http://www.cnopm.ru/athletics/running/1984/february/do_you_like_running_article_from_book_by_markov (дата обращения: 25.01.2023)].

В современной России организованные коллективные и индивидуальные беговые занятия предлагают беговые школы и фитнес-клубы. Существенными ограничителями их деятельности в национальном масштабе являются коммерческая (маркетинговая) направленность (ориентация членов клуба на определенного производителя беговой экипировки и аксессуаров) и концентрация в крупных городах, в некоторые из клубов можно попасть только по приглашению, часть из них ориентирована на конкретные целевые аудитории и забеги. Это приводит к тому, что «…даже среди людей, живущих вблизи крупного лесного массива в Измайлове, оздоровительным лечебным бегом (в разное время года) в возрасте 40-50 лет и старше занимаются 8-10 из 1500 человек, то есть всего лишь 0,5-0,8% жителей. И это несмотря на то, что в России созданы тысячи центров, клубов любителей бега» [21].

В этой связи актуальным является обращение к истории бегового клубного движения в СССР, во многом благодаря которому систематически бегали миллионы людей разных возрастов и социального статуса: «по статистическим данным, каждый третий советский человек, самостоятельно занимающийся физкультурой, увлекается бегом. Вероятно, примерно столько же людей разного возраста, занимающихся бегом, организовано во всевозможных секциях, группах здоровья, клубах. В масштабе такой страны, как Советский Союз, это многие миллионы, а может быть, и десятки миллионов людей» [18, с. 6]. Клубы любителей бега (КЛБ) в Советском Союзе начали появляться первоначально как самодеятельные организации в конце 60-х гг. ХХ века, постепенно превращаясь в массовые общественные организации (официальное членство, взносы, уставы, централизация управления и пр.) в 70-е годы ХХ века. Из них реально действующих и существующих на протяжении нескольких лет было не менее 350-400 [Шишкин А. Любители для клубов. URL: https://www.sport-express.ru/running/reviews/828590/ (дата обращения: 13.12. 2022)], хотя «на бумаге», например в 1982 году, КЛБ было более 2000 [3, с. 3]. К сожалению, опыт работы КЛБ явно недостаточно исследован современным российским научным сообществом. Достаточно сказать, что в электронных библиотеках диссертаций нами не обнаружено ни одной работы, предметом исследования которых была бы деятельность КЛБ, а немногочисленные статьи [например, 3, 11, 14, 15, 19, 20, 22, 23], освещая в основном тему клубного бега «по касательной», не позволяют составить целостного представления о феномене советского бегового клуба, что, конечно же, является серьезным препятствием распространения опыта организации лечебного и оздоровительного бега в рамках КЛБ. Указанными обстоятельствами определяется актуальность данной статьи, в ходе подготовки которой были поставлены следующие задачи: определение предпосылок появления бегового клубного движения в СССР; раскрытие существенных особенностей КЛБ как инициативных клубов самоорганизации бегунов-любителей; выявление внешних и внутренних функций беговых клубов. Источниковой базой работы являются как научные публикации, так и представленные в Интернете воспоминания организаторов и первых участников деятельности КЛБ в СССР. Методологической основой исследования является философски ориентированный социокультурный подход, в рамках которого производится исследование сложных отношений социального и культурного в ареале возникновения, функционирования и влияния на советское общество деятельности клубов любителей бега.

Предпосылки появления бегового клубного движения в СССР

Беговая активность народов, населявших территорию Советского Союза, имеет давнюю историю. Беговые состязания и игры были частью народной культуры, применяясь не только для развлечения и физической подготовки, но и (в рамках мифологического мировоззрения) в ритуальных целях. Начиная с XVII в. отмечается прикладное использование беговых практик в военном деле (преимущественно для подготовки нижних чинов пехоты), во второй половине XIX века бег становится значимым элементом отечественных педагогических концепций физического воспитания (П. Ф. Лесгафт, А. Д. Бутовский, А. А. Покровский и др.), а в конце XIX века в России появляется первый беговой клуб – Тярлевский кружок, названный по месту образования – дачному поселку Тярлево, расположенному примерно в 30 км от Санкт-Петербурга. Именно там отдыхающие летом молодые люди начали состязаться в спортивном беге – с хронометражем, правилами и вымеренными дистанциями. Для них бег не был средством оздоровления, они рассматривали его как интересное, азартное и модное на Западе времяпрепровождение, которому хотелось подражать. Это была форма досуга, тярлевцы организовывали ее по своему усмотрению и за свой счет. Данное увлечение было настолько сильным, что позже для некоторых участников кружка бег и спортивная деятельность вообще станут главным делом жизни, они много сделают для развития атлетического клубного движения и бегового спорта в Российской Империи. «В конце XIX ‒ начале XX в. спорт прочно входит в жизнь армии. Представители военного ведомства приглашаются для участия в международных соревнованиях по стрельбе, конному спорту, фехтованию, гимнастике, легкой атлетике. <…> В годы Первой мировой войны были созданы военно-спортивные клубы» [10, с. 16]. С. И. Шошина определяет дореволюционные клубы на основе четырех опорных понятий: «добровольное объединение людей, общественное объединение (в значении «собрание»), собирающихся в определенном месте (в значении «здание»), функционирующее путём внесения членских взносов (в значении «складчина»), связанные определенной общностью и отличающиеся от окружающей его социальной среды (в значении «самость»)» [25, с. 170].

После революции 1917 года популяризации беговых занятий, помимо введенной в 1926 г. в общеобразовательных школах повышенного типа физической культуры, способствовал утвержденный в 1931 году комплекс «Готов к труду и обороне СССР», на значке которого был изображен бегун, преодолевающий финишную ленту, а сам комплекс включал в себя, помимо прочего, спринтерский бег, кросс, марш-бросок, длительный «легкий бег» и смешанное передвижение (ходьба-бег). Благодаря этому комплексу начали систематически бегать миллионы советских граждан, в первую очередь – молодежь, в среде которой было престижно иметь значок ГТО. В довоенный период в СССР бег был сферой проявления женской эмансипации (например, соревнования бегуний в шести видах на I первенстве РСФСР по легкой атлетике в 1922 г.) и равноправия (смешанные эстафеты), частью культурного строительства (организованные беговые занятия и состязания способствовали развитию гигиены, формированию представлений о рациональном питании и дисциплине), являлся средством пропаганды достижений советского строя (уникальные для мирового физкультурного движения того времени массовые кроссы, агитационные пробеги, а также национальные спортивные рекорды мирового уровня). В послевоенное время советское государство начинает уделять повышенное внимание оздоровлению и физическому развитию широких народных масс, которым предстояло решение сложнейших задач, связанных с построением коммунистического общества: «В советское время КПСС ставила перед народом разные цели и задачи, среди которых были как выращивание физически и морально здоровых детей, так и перевоспитание тех взрослых, которые не привыкли следить за своим здоровьем. Мало кому нужно было долго объяснять, что здоровый человеческий капитал – это перспективное настоящее и надёжное будущее огромной страны» [9, с. 48]. Для наибольшего вовлечения населения в сферу физической культуры использовались различные формы агитации: картины, плакаты, документальные и художественные фильмы, позже – телевизионные передачи [7]. На становление клубного бегового движения в СССР большое влияние оказало принятое в январе 1959 года совместное постановление ЦК КПСС и Совета Министров о реорганизации структуры и руководства советским физкультурным движением. На его основе был создан Союз спортивных обществ и организаций СССР, которому передано руководство физическим воспитанием и спортом в стране. В этой связи Н. С. Хрущев подчеркивал, что: «До сих пор руководство физкультурным движением в нашей стране осуществлялось государственным органом... Теперь найдена более целесообразная форма организации физкультурного движения, при которой решающую роль будут играть общественные организации» [Хрущов Н. С. Доклад на внеочередном XXI съезде Коммунистической партии Советского Союза // Правда. 1959. 28 января. URL: http://oldgazette.narod.ru/pravda/28011959/text9.html (дата обращения: 20.01.2023)]. Такое решение рассматривалось как очередной шаг к коммунистической формации, предполагавшей, как известно, «отмирание государства», этапом движения к которому стало развитие самодеятельных организаций – союзов, обществ и клубов, в том числе и физкультурно-спортивных. Также следует отметить и более поздние нормативно-правовые акты, способствующие широкому распространению движения КЛБ. Например, Конституция СССР 1977 года закрепила положение о том, что государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья, а совместное Постановление ЦК КПСС и Совета министров СССР по вопросам физической культуры и спорта от 11 сентября 1981 г. «О дальнейшем подъеме массовости физической культуры и спорта» предусматривало активизацию работы по развитию на общественных началах физкультурного клубного движения. В 1982 году был создан Всесоюзный совет клубов любителей бега и ходьбы, а Комитет по физической культуре и спорту при Совете Министров СССР представил Типовое положение организации и деятельности КЛБ. 1983 год был отмечен таким значимым для развития любительского бегового движения в СССР событием, как проведение I Всесоюзной конференции по оздоровительному бегу и ходьбе, участие в которой приняли представители более 500 КЛБ всех союзных республик. Таким образом, можно констатировать государственную заинтересованность в организации в СССР клубного бегового движения, которое, с одной стороны, было элементом гражданского общества, а с другой – способствовало реализации государственной политики, в силу чего имело поддержку властных структур различного уровня.

Что же побуждало жителей Советского Союза организовываться в клубы любителей бега? В первую очередь – забота о своем здоровье. Как указывается в [12, с. 11], опрос 200 членов различных КЛБ показал, что главной целью их нахождения в беговых клубах было укрепление здоровья и предупреждение заболеваний. Несмотря на программы и лозунги, массовая физическая культура в СССР во второй половине ХХ века была в тени олимпиад, крупных международных соревнований и спартакиад, призванных продемонстрировать всему миру достижения советского строя и ориентированных на фактически профессиональных спортсменов, способных к выдающимся результатам (официально профессиональный спорт до конца 80-х гг. в Советском Союзе не существовал) или хотя бы к получению зачетных очков для выполнения плана республики, области, предприятия «по медалям». Внимание к спортивно бесперспективным физкультурникам, особенно среднего и старшего возраста, было достаточным только в отчетах. При этом научно-техническая революция, охватившая СССР в начале второй половины ХХ века, существенно сократила физическую активность значительной части населения, что привело к гиподинамии и, как следствие, росту «болезней цивилизации»: гипертонии, инфарктам, ожирению, диабету, неврозам, остеохондрозам и пр. Снижение физической активности способствовало кислородному голоданию головного мозга, отсюда ухудшение работоспособности, памяти и концентрации внимания, головокружения, сонливость или бессонница. В первую очередь все эти негативные последствия НТР коснулись городского населения, относящегося к категории инженерно-технических работников, а также все возрастающего количества ученых, преподавателей, водителей, бухгалтеров, программистов и прочих профессионалов, чья работа относится к малоподвижной. Именно эта часть общества первой столкнулась с необходимостью изменения образа жизни, и отнюдь не случайно основателем первого КЛБ в СССР при добровольном спортивном обществе профсоюзов «Спартак» стал математик, старший преподаватель ЛЭТИ имени В. И. Ульянова (Ленина) Олег Юлианович Лось (1923-2010), организовавший работу клуба в феврале 1968 года в Удельном парке Ленинграда. При этом, как утверждается на персональном сайте О. Ю. Лося [URL: http://www.oj-los.narod.ru/ (дата обращения: 8.01.2023)], «в поисках организационных структур КЛБ и физиологических основ больших нагрузок в спорте Олег Лось обратился к первоисточникам кибернетики Норберта Винера», используя «идеи самоорганизации и самосовершенствования живой материи».

Огромной популярностью в СССР пользовались книги всемирно известных пропагандистов оздоровительного бега Артура Лидьярда «Бег к вершинам мастерства» (первое издание на русском языке ‒ 1968 г.) [13] и Гарта Гилмора «Бег ради жизни» (первое издание на русском языке ‒ 1969 г.) [5]. О книге Г. Гилмора автор предисловия к третьему изданию К. Никитин сообщает следующее: «Гарт Гилмор, говоря языком спортивных репортеров, побил, таким образом, сразу несколько рекордов. Он стал единственным зарубежным автором книги, в течение короткого времени выдержавшей в издательстве «Физкультура и спорт» три издания. Его книга получила почти самый крупный тираж в спортивной литературе за последние годы. Наконец, он стал самым читаемым в Советском Союзе новозеландским автором» [18, с. 5]. Г. Гилмор акцентировал внимание читателей на том, что из трех важнейших систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой и мышечной) для поддержания здоровья важнейшими являются первые две, поэтому следует не наращивать горы мускулов (чем занимались входящие тогда в моду культуристы), а делать упражнения для развития систем кровообращения и дыхания, лучшее из которых – бег, и предлагал методику оздоравливающих беговых занятий, разработанную совместно с А. Лидьярдом. На волне успеха книг А. Лидьярда и Г. Гилмора начали публиковать материалы о пользе бега такие массовые советские СМИ, как газеты «Правда», «Известия», «Советский спорт», журналы «Легкая атлетика», «Здоровье», «Наука и жизнь», «Физкультура и спорт» и другие. Огромной популярностью пользовались статьи и книги выдающегося кардиохирурга, доктора медицинских наук, академика Н. М. Амосова (1913-2002) [1], разработавшего систему оздоровления на основе правильного питания и физической активности и полагавшего, что для укрепления и сохранения здоровья необходимо в первую очередь развитие сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Большой отклик получило убеждение академика в том, что в большинстве болезней виновен сам человек, его неправильный образ жизни. Н. М. Амосов доказывал, в том числе и на личном примере, что медицина может спасти жизнь, избавить от некоторых недугов, на время улучшить самочувствие, но всецело уповать на ее возможности напрасно: здоровье нужно добывать самому. И далее в массовом сознании (в первую очередь в сознании городской интеллигенции как активных читателей газет, журналов и книжных новинок) рождается некий «руссоистский» ход мыслей: если НТР порождает «болезни цивилизации», а научная медицина не всесильна, то избавление от них возможно на пути возвращения к природе как антиподу цивилизации, а также натуральным и «вненаучным» средствам оздоровления. Отсюда широкое увлечение сыроедением, «моржеванием», голоданием, иглоукалыванием, йогическими практиками, тибетской медициной, системой «Детка» Порфирия Иванова, употребление вместо лекарств мумие, женьшеня, облепихи, талой воды, настоя чайного гриба и т. п. В эту парадигму оздоравливающей естественности прекрасно вписывался лечебный («трусцой») бег, которому не надо учиться, он подходит для всех возрастов, особенно хорош на природе, бегать можно в любое время и при любой погоде, даже босиком, а в научно-популярной литературе писали о пользе присущего только бегу биомеханического резонанса, снижении для бегунов опасности возникновения раковых заболеваний, увеличении у мужчин количества тестостерона, а также о том, что некоторые индейские племена, добывавшие пропитание охотой беговым преследованием животных, поражали этнографов своим здоровьем и долгожительством [3, 12 и пр.].

Также в ряду предпосылок интенсивного развития КЛБ в 80-е годы следует отметить московскую Олимпиаду 1980 г. Бегающие трусцой ярко одетые иностранные болельщики привлекали внимание, а учитывая моду на все западное – вызывали желание подражать. «После московской Олимпиады бег стал статусным увлечением, вышел на улицы городов, приобрел черты «правильного» поведения жителя мегаполиса» [Козлов А. История Московского марафона. URL: https://www.kant.ru/articles/1742527/ (дата обращения: 28. 12. 2022)]. Именно после Олимпиады, начиная с 1981 г., Москва организует ММММ ‒ Московский международный марафон мира, который до 2013 г. был одним из самых массовых забегов в нашей стране.

Вставшие на путь бегового оздоровления горожане понимали, что далеко не все городское пространство благоприятно для беговой активности. Это сопряжено с интенсивным автомобильным и пешеходным движением, загазованностью улиц, их бетонным или асфальтовым покрытием, отсутствием освещенности и т. п. Поэтому бегуны концентрировались в парках, на набережных, на стадионах, куда чаще всего добирались на общественном транспорте. У физкультурников возникали проблемы поиска места для смены и хранения одежды, гигиенических процедур и отдыха после тренировки. Для разрешения этих проблем бегуны, объединившись, обращались к органам власти с просьбой о выделении на время занятий помещений, где можно было бы переодеться, принять душ и побеседовать с единомышленниками за чашкой чая. Как правило, властные структуры положительно реагировали на эти просьбы: во-первых, это поддержка «народной инициативы», «самодеятельности масс»; во-вторых, эта инициатива прекрасно вписывается в обязательные к исполнению партийные программы развития физической культуры; в-третьих, не требует значительных средств: бегунам не надо ничего строить, их вполне устраивает закрепление за ними небольшого времени использования парковых, стадионных и тому подобных помещений, даже подсобных: «Была группа энтузиастов ‒ закоренелых зожников из числа ученых, академиков и военных офицеров, живших и работавших неподалеку от Парка Горького. До поры до времени они просто бегали по парку, а затем решили оформиться в клуб, чтобы получить какой-то кров над головой. <…> выделили сырой, заставленный всяким хламом подвал в здании администрации парка возле Крымского моста. Бегуны навели там порядок, обустроили раздевалки, душевые, комнату отдыха и так далее. Когда все это было сделано <…>, в клуб сразу же повалил народ. На тренировки по 500 человек приходили» [Лютых С. «Люди рванули на улицы». История российских бегунов, которые пережили развал СССР и лихие 90-е, но не сдались. URL: https://lenta.ru/articles/2021/06/04/marathon2/ (дата обращения: 29. 12. 2022)]. Так стали образовываться клубы любителей бега.

Инициативный клуб как форма самоорганизации бегунов-любителей

Как ранее указывалось, в СССР насчитывалось более 2000 беговых клубов, но часть из них существовала только в отчетах, а некоторые по разным причинам прекращали работу в течение первого года своего существования. При этом ряд КЛБ, появившись в 60-80-е гг. прошлого века, успешно продолжали свою работу и в 2000-е годы. Это, например, «Урал-100» (Свердловск-Екатеринбург, создан в 1969 г.), «Сормович» (Нижний Новгород, 1972 г.), «Энтузиаст» (Ревда, 1973 г.), «Муравей» (Калининград-Королев, 1976 г.), «Парсек» (Москва, 1980 г.), «Мир» (Москва, 1981 г.), «Ласточка» (Новокузнецк, 1982 г.), «Гандвик» (Архангельск, 1982 г.), «Кедр» (Томск, 1983 г.), «Юность» (Омск, 1983 г.) «Сибиряк» (Кемерово, 1984 г.) «Сельмашевец» (Морозовск, 1988 г.) и другие.

Очевидно, что у каждого КЛБ была специфика образования и функционирования. Говоря о беговом клубном движении в СССР вообще, мы воспользуемся предложенным М. Вебером методологическим приемом конструирования генетического «идеального типа», применяя его к советскому КЛБ и используя при этом теорию клуба как общественной организации, разработанную в первую очередь В. В. Туевым и его научной школой [24]. В генерализированном изложении основные особенности КЛБ СССР можно представить следующим образом:

1. Причиной объединения людей в КЛБ было желание с наибольшей эффективностью использовать бег для достижения лечебных, оздоравливающих и личностносозидающих целей, в силу чего большую часть участников клубов составляли люди 30-60 лет, столкнувшиеся с обусловленными возрастом и образом жизни проблемами со здоровьем. Обеспечение этой эффективности для любителей-одиночек было затруднено, поскольку требовало знаний в области медицины и физической культуры, доступа к соответствующей инфраструктуре и дружелюбной, комфортной социальной среды, мотивирующей к достижению указанных целей и поддерживающей на пути к ним («некоторым <…> стыдно было просто идти по городу в спортивной форме, медленно бежать по городу» [Об опыте работы клуба любителей бега «Муравей». URL: http://kocmap.ru›klb/Muravey35.doc (дата обращения: 01. 02. 2023)]. Весь этот набор оптимальных условий могла предоставить только организация – объединение любителей бега в форме инициативного клуба, представители которого сами определяют формы, методы и задачи своей деятельности, находя для этого необходимые ресурсы. Как правило, КЛБ были клубами при организациях: вузах, НИИ, стадионах, общежитиях, ЖЭКах и т. п., которые предоставляли помещения любителям бега и нередко взаимодействовали с ними, например при проведении агитационных, мемориальных и праздничных мероприятий.

2. Областью «жизненного мира» КЛБ была сфера досуга (противопоставляемая сферам труда и быта, но связанная с ними), которая рассматривалась участниками клубов как среда многомерного развития человека на основе беговых практик, то есть как досуговая деятельность. КЛБ, таким образом, являлись одновременно коллективными субъектами и новыми для СССР формами такой деятельности.

3. Значительные по численности, развитые КЛБ существовали в форме инициативного клуба, о котором В. В. Туев писал: «Инициативный клуб ‒ это <…> широко разветвленная многофункциональная самодеятельная досуговая организация энтузиастов (по В. И. Далю «увлеченных людей»), инициатива которых может подвигнуться и к созданию кружков, и к образованию любительских объединений и к развитию других активных форм социально-культурной деятельности, ориентированных на удовлетворение запросов и интересов не только самих клубистов, но и других категорий населения» [24]. В этом определении, очевидно, два смысловых центра: организационная самостоятельность клуба и его нацеленность на преобразование посредством клубных практик и ценностей широких масс. Рассмотрим эти смысловые центры подробнее.

Специфика КЛБ (в отличие от государственных и профсоюзных клубов) заключается в том, что их работа в гораздо меньшей степени была политизирована и идеологизирована. Это их существенная особенность, поскольку в советское время «клуб больше не общественная организация, имеющая в своей основе самоуправление и яркие индивидуальные черты, самость, а массовое культурно-просветительное учреждение, организующее досуг населения и имеющее своей задачей коммунистическое воспитание» [25, с. 170]. Да, члены КЛБ принимали участие в агитационных и пропагандистских пробегах, ориентировались на государственные программы и документы в сфере физической культуры, но при этом в КЛБ не читались лекции о международном положении и задачах КПСС, в них не было идеологически заряженных «клубных работников» и пассивных посетителей как «объектов воспитательной работы в клубе». КЛБ во многом сумели сохранить инициативную субъектность как важнейший признак классического досугового клуба.

Ядром клуба была общественно-активная группа энтузиастов, которая, с одной стороны, принимала решение о создании клуба и взаимодействовала с внешним окружением КЛБ, а с другой – отвечала за его внутреннюю жизнь, начиная с построения графика совместных тренировок, распределения сфер деятельности и заканчивая организацией «внебеговых» клубных мероприятий, наподобие совместных чаепитий или экскурсий. «Идеальное ядро» управления КЛБ, способное обеспечивать его эффективность и устойчивое развитие, должно было включать любителей бега, относящихся к местным органам государственной власти; к управленческим структурам организации, выделившей помещение и способной оказывать поддержку КЛБ в дальнейшем; имеющим тренерское образование в сфере легкой атлетики (в том числе бывших спортсменов, знакомых с методикой беговой подготовки, а также инструкторов физической культуры на производстве), врачей, обеспечивающих членов КЛБ медицинскими консультациями, экономистов (бухгалтеров), способных организовать финансовый контроль хозрасчетного клуба, а также руководителей различных уровней, преподавателей, профсоюзных работников и прочих «общественников», в чьи функции как организаторов КЛБ входили пропаганда беговой активности и привлечение в клуб новых участников. Уже в силу своих статусов эти люди обладали высокими организаторскими и коммуникативными способностями, обращая их на пользу КЛБ. Весомость клубу придавали бывшие известные спортсмены, участники Великой Отечественной войны («Была группа ветеранов Великой Отечественной войны. Они бегали марафоны босиком под музыку, передавая друг другу баян или аккордеон. Зрелище фантастическое!» [Лютых С. «Люди рванули на улицы». История российских бегунов, которые пережили развал СССР и лихие 90-е, но не сдались. URL: https://lenta.ru/articles/2021/06/04/marathon2/ (дата обращения: 29. 12. 2022)]), прославленные передовики производства, яркие представители творческой интеллигенции. Таким образом, советский беговой клуб был уникальной общественной структурой, привлекавшей на добровольной основе в качестве организаторов важных для себя «ресурсных» людей практически из всех сфер жизни советского общества, объединенных увлеченностью бегом. При этом если человек не хотел заниматься организаторской деятельностью и желал находиться в статусе рядового члена КЛБ, то у него была такая возможность: «…кроме председателя Совета клуба, тщательно хранящего анкеты членов клуба, о профессии занимающихся почти никто не знает. Не знает, кто он – доктор наук или рабочий, начальник отдела или слесарь-сантехник, воспитатель детского сада или конструктор. Человека воспринимают таким, какой он есть, какой его характер и взаимоотношение с людьми» [Об опыте работы клуба любителей бега «Муравей». URL: http://kocmap.ru›klb/Muravey35.doc (дата обращения: 01. 02. 2023)].

Еще одним важным компонентом самостоятельности клуба была его экономическая самодостаточность. КЛБ являлись хозрасчетными организациями, предполагавшими небольшие членские взносы для всех клубистов (в основном для закупки и размножения методической литературы, проведения пробегов и изготовления клубной атрибутики) и иногда абонентскую плату для участников тех групп, которые постоянно занимаются с тренером. Эти деньги шли на оплату тренерского труда.

Обращаясь к нацеленности КЛБ на экспансию своих ценностей и практик, отметим, что члены клуба были ориентированы на привлечение в него новых участников (например, девиз КЛБ «Муравей» гласил: «Ты бегаешь. Тебе хорошо! Не будь эгоистом, приведи своего товарища, пусть и ему будет хорошо!»), клубы были общедоступны, а самые известные из них развивали «заочную» деятельность, консультируя любителей бега ‒ «одиночек» или только формирующиеся КЛБ в различных регионах СССР по методическим аспектам организации беговых занятий. Одним из самых действенных способов кооптирования новых членов и презентации своей деятельности для КЛБ стали разного рода зрелища, обращенные преимущественно к внешней среде. Этими зрелищами являлись массовые пробеги, которые осуществлялись, как правило, по городским улицам или между населенными пунктами участниками одного КЛБ или их объединений. С одной стороны, эти пробеги увязывались с государственными праздниками и памятными датами, являясь формой манифестации приверженности членов КЛБ идеологическим ценностям Советского государства, а с другой – имели цели привлечения зрителей к беговой активности, к деятельности клуба, демонстрируя как общедоступность бега (участниками пробегов были люди разных возрастов), так и его полезность (об этом свидетельствовали подтянутость и жизнерадостность клубистов). Зрелищный компонент усиливался тем, что многие КЛБ практиковали после пробегов (или в их промежуточных пунктах) концертные выступления своих участников, которые пели, танцевали, читали стихи, рассказывали интересные истории о беге, своем клубе и т. п. Тем самым демонстрировалось комплексное воздействие беговой активности и построенной на ее основе клубной жизни на различные сферы личностного развития. Сила воздействия этих мероприятий на публику была такова, что нередкими были случаи организации КЛБ в тех населенных пунктах, через которые проходили трассы массовых пробегов.

4. Сферами использования бега в достаточно многочисленных, развитых КЛБ были лечебная, оздоровительная и спортивная, что и обуславливало организацию в них соответствующих групп.

Бег с лечебными целями осуществлялся по рекомендации и под периодическим контролем медицинских организаций «как упражнение, завершающее восстановление опороспособности, подвижности суставов, силы мышц нижних конечностей и автоматизма полноценного передвижения бегом при остаточных нарушениях локомоторных движений после операций на центральной и периферической нервной системе» [Бег в лечебной физкультуре. URL: https://www.rostmaster.ru/lib/lfksurg/lfksurg-0018.shtml (дата обращения: 14. 01. 2023)]. В лечебных группах нагрузки были минимальные, медленный бег чередовался с ходьбой и пассивным отдыхом, постоянно осуществлялся самоконтроль интенсивности физической нагрузки, в этой группе были самые частые медицинские осмотры. Лечебное применение бега охватывало большой круг заболеваний: «Е. Шестакова назначает бег своим пациентам при лечении гипертонии, кардиосклероза, нарушения солевого режима, расстройств нервной системы, избыточного веса; М. Гриненко ‒ при лечении астмы, инфекционного полиартрита, ревматизма, инфаркта миокарда, атеросклероза, кардиосклероза, гипертонии; А. Свирский ‒ при лечении полиартрита; А. Дибижев ‒ при лечении сколиоза у школьников; С. Третьяков ‒ при лечении больных «малыми» формами туберкулеза легких; Н. Макеева ‒ при лечении гипертонии, вегетососудистой дистонии, кардиосклероза и т. д.» [Сюрпризы оздоровительного бега. URL: http://www.cnopm.ru/athletics/running/1983/january/surprises_jogging (дата обращения: 19. 01. 2023)].

Оздоровительные группы включали в себя подготовленных физкультурников, способных к достаточно длительной беговой локомоции (не менее 30 мин.) и, как правило, сочетающих беговые занятия с закаливанием, спортивными играми и общефизической подготовкой. Для них занятия в КЛБ были преимущественно развлекательными мероприятиями, формой активного отдыха, они или вообще не участвовали в соревнованиях, или делали это очень редко.

В спортивные группы КЛБ входили бывшие спортсмены, привыкшие к большим нагрузкам, и наиболее опытные бегуны-любители, для которых бег стал сферой саморазвития, личностного совершенствования: «Стало выясняться, оказывается, что даже у тех, кто приходил в клуб только побегать для здоровья, а иногда и прямо заявлял, что бег он (она) ненавидит, но «нужна фигура» или «врачи заставили», появилось желание соревноваться, хотя бы и с самим собой. Иногда просто преодоление дистанции на пробеге приносило огромную радость. Человек возвышался в собственных глазах» [Об опыте работы клуба любителей бега «Муравей». URL: http://kocmap.ru›klb/Muravey35.doc (дата обращения: 26. 01. 2023)]. Понятно, что ветераны спорта и любители, имеющие спортивные амбиции, не могли на равных состязаться с бегунами – членами легкоатлетических команд высшего уровня, специализирующимися на дистанциях, по которым тогда проводила соревнования ИААФ (Международная ассоциация легкоатлетических федераций). Тогда спортсмены-любители из советских КЛБ стали практиковать различные виды «нестандартного» бега, неинтересного для ориентирующихся на официальные соревнования профессионалов, в первую очередь сверхмарафонского, например на 100 км и суточного. Еще одним примером самодеятельности КЛБ было проведение «бегового шестиборья», предполагающего преодоление каждым бегуном шести дистанций (100, 200, 400, 800, 1500 и 5000 метров), при этом старт на 5000 метров давался не позднее 30 минут после завершения бега на 100 м.

5. Основными формами клубной жизни КЛБ являлись совместные тренировки; лекции, касающиеся различных аспектов беговой активности (медицинских, спортивных, организационных: лучшие места для бега, питание, экипировка, вопросы гигиены, отдыха и т.п.), клубные празднества (торжественное посвящение в члены клуба, день рождения клуба, массовые пробеги и т.п.), медицинские осмотры и организационные собрания. График работы каждого клуба подстраивался под потребности его участников. Типичными вариантами были или только воскресные встречи, или еженедельные совместные многоразовые беговые занятия.

6. Очень важным является экзистенциальное измерение деятельности клуба как сферы общения единомышленников, поскольку именно клуб «…удовлетворяет те потребности человека, которые не может удовлетворить мастерская, семья, церковь, театр…» [24]. В мещанском сознании бегун-любитель – это если не сумасшедший, то точно чудак. Значительная часть городского населения СССР, особенно относящегося к рабочему классу, была выходцами из деревень в первом-втором поколении и в большинстве своем приверженцами традиционной культуры, которой беговая активность и, вообще говоря, поддержание здоровья средствами физической культуры были чужды: «…в силу психологических затруднений мы не готовы к тому, чтобы выйти на улицу и побежать. На нас давят традиции, а точнее, отсталые представления» [«А вы любите бег?» статья из книги Л. Маркова. URL: http://www.cnopm.ru/athletics/running/1984/february/do_you_like_running_article_from_book_by_markov (дата обращения: 25.01.2023)]). Как уже указывалось, увлечение бегом первоначально охватывало в основном интеллигенцию, хотя с развитием движения КЛБ в клубы приходили и представители иных социальных групп. Поэтому клубное общение с людьми, имеющими сходные ценностные ориентации, делало особенно значимой эту форму досуга: как говорилось в советском фильме «Доживем до понедельника» – счастье – это когда тебя понимают. Очевидно, что клуб не только объединяет единомышленников, но и на время отделяет их от не всегда комфортной социальной среды, и такое отделение участниками клуба понимается как благо. Недаром одной из форм бытия клуба является «кружок» – сама этимология этого слова предполагает внутреннюю замкнутость, изолированность, обособление.

Важно отметить и тот факт, что клуб создавал среду, с которой были несовместимы широко распространенные привычки, постоянство в которых зачастую приводило человека к физической (а порой и моральной) деградации. Еще Сократ говорил о том, что «если кто-то ищет здоровья, спроси его сперва, готов ли он в дальнейшем расстаться со всеми причинами своей болезни, ‒ только тогда ты сможешь ему помочь» [Цит. по: 2, с. 181]. КЛБ давали примеры организации интересных, запоминающихся совместных праздников и вечеринок без употребления алкоголя и курения, организовывали встречи с интересными людьми, разного рода художественные конкурсы, туристические походы, экскурсии и т. п., то есть заботились о гармоничном развитии личности и вытеснении из ее жизни негативно воздействующих факторов.

Функции КЛБ

Функции КЛБ можно разделить на внутренние и внешние. Внутренние функции направлены на членов клуба и связаны с обеспечением их комплексного развития на основе беговых практик, внешние функции ориентированы на социальную среду за пределами клуба. Очевидно, что внешние и внутренние функции диалектически взаимосвязаны, поскольку осуществляются одними и теми же агентами.

К внутренним функциям КЛБ можно отнести оздоровительную функцию; рекреативную функцию; функцию личностного совершенствования как развития физических и психических возможностей, в том числе трудовой потенциал; функцию защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды; коммуникативную и познавательную (включая самопознание) функцию; функцию обеспечения групповой принадлежности.

Внешние функции можно представить в виде следующего набора: агитационная, мемориальная (например, Пробеги Памяти по местам воинской славы), просветительская (разработка и предоставление заинтересованным лицам методик оздоровительного бега для различных групп населения, подготовка тренеров-общественников), социально-культурная функции (праздничные пробеги) и функция развития любительского (в том числе ветеранского) бегового спорта.

В рамках осуществления этих функций КЛБ стояли у истоков международного бегового туризма в нашей стране, участвуя в ветеранских соревнованиях и пробегах, проводимых странами социалистического лагеря; развивали любительский марафонский и сверхмарафонский бег не только среди взрослых любителей, но и в детской и подростковой среде (Владимир Волков из КЛБ «Муравей» в 13 лет стал рекордсменом мира среди 14-летних по бегу на 100 километров, а 23 юных бегуна из королёвского детского КЛБ «Муравейчик» в возрасте от 7 до 14 лет преодолевали марафонскую дистанцию [Об опыте работы клуба любителей бега «Муравей». URL: http://kocmap.ru›klb/Muravey35.doc (дата обращения: 26. 01. 2023)]); привлекали к беговой активности женщин, проводя пробеги-матчи только для женских команд КЛБ; придумывали формы семейных беговых практик с участием нескольких поколений родственников.

Подводя итоги, отметим, что миссией клубов любителей бега в СССР было совершенствование человека и общества посредством лечебных, оздоравливающих и личностносозидающих беговых практик, то есть в контексте деятельности КЛБ бег используется как эффективный способ приобщения к непреходящим гуманистическим ценностям: здоровью, калокагатии, социальной активности, постоянному саморазвитию и т. п. Важнейшим результатом деятельности КЛБ следует считать доказанную эффективность такой практики, что выразилось в превращении бега в самый массовый вид физической культуры СССР: так, Всесоюзный день бегуна 1982 г. объединил на пробегах 47 миллионов человек разных возрастов [3, с.3]. Как совершенно справедливо полагает Н. Н. Визитей, «все компоненты здорового образа жизни ‒ интеллектуальный, социальный, духовный, физический ‒ связаны между собой. И все они являются компонентами целого, суть которого можно условно определить как экзистенциально-смысловое (или трансценденталь­ное, или культурно-телесное) благополучие человека» [2, с. 180]. Для многих советских граждан этой средой, местом «связывания» указанных компонентов здорового образа жизни и был беговой клуб.

Обращаясь к современности, следует помнить, что «никто не вливает молодого вина в мехи ветхие» (Лк. 5:37), однако опытом советских КЛБ пренебрегать нельзя. Конечно, современные беговые центры далеко ушли в части технического оснащения, соревновательных возможностей и развития методик бегового совершенствования. Но зачастую они подменяют коммерческой, маркетинговой или фитнес-составляющей «душу» бегового клуба – целостное развитие личности, лишая бег как элемент культуры с античности присущего ему экзистенциально-смыслового измерения. Может быть, именно этого «клубного» компонента недостает современным беговым школам и центрам для того, чтобы сделать оздоровительный бег таким же популярным, каким он был в нашей стране в конце прошлого столетия.

Библиография
1. Амосов Н. М. Раздумья о здоровье. М.: Молодая гвардия, 1978.
2. Визитей Н.Н. Теория физической культуры: к корректировке базовых представлений. Философские очерки. М.: Советский спорт, 2009.
3. Воробьев В. Н. Шедченко А. К. Вас приглашает КЛБ. М.: Физкультура и спорт, 1984.
4. Ворожко Ю. В., Червева О. П. История физкультурно-спортивного движения в Кемеровской области в середине 1980-х гг. // Вестник КемГУ. 2020. №1 (81). С. 1-12. DOI: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12.
5. Гилмор Г. Бег ради жизни. М.: Физкультура и спорт, 1969.
6. Зюрин Э.А., Рослая В.С., Коляскина Т.Ю., Сяфуков М.Р. Физкультурно-спортивные клубы как механизм реализации социально значимых проектов подготовки населения к выполнению испытаний (тестов) комплекса ГТО // Вестник спортивной науки. 2017. №2. С. 47-52.
7. Истягина-Елисеева Е. А., Бариеникова Е. Е. История спортивной пропаганды в СССР в период 1945-1991 гг. // Вестник спортивной науки. 2015. №3. С. 54-57.
8. Карташов Ю. М. Сюрпризы оздоровительного бега. М. : Физкультура и спорт, 1983.
9. Каунова Е. В. Сущность и популяризация здоровьесодержащей идеологии в СССР // Новые импульсы развития: вопросы научных исследований. 2021. №1. С. 47-55.
10. Коваленко Е. Ю., Тыдыкова Н. В. История развития законодательства о физической культуре и спорте в России // Российско-азиатский правовой журнал. 2021. №1. С. 14-21. DOI: https://doi.org/10.14258/ralj(2021)1.4.
11. Колесников А. Б. Физкультура и спорт в СССР как социальная «лаборатория» конструирования идеала советского человека // Исторический курьер. 2021. № 6 (20). С. 170–178.
12. Коробов А. Н. О беге ‒ почти все. М. : Физкультура и спорт, 1986.
13. Лидьярд А. Бег к вершинам мастерства. М. : Физкультура и спорт, 1968.
14. Лукаш М. А. Организация и популяризация молодежного массового спортивного движения на Ставрополье в 1960-х-1970-х годах // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2012. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-populyarizatsiya-molodezhnogo-massovogo-sportivnogo-dvizheniya-na-stavropolie-v-1960-h-1970-h-godah (дата обращения: 31.01.2023).
15. Мельничук А. А., Зотин В. В. Организация и работа клубов любителей бега // Научно-практический электронный журнал «Аллея науки». 2018. №4 (20). URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35011347_54884316.pdf (дата обращения: 11.01.2023).
16. Мильнер Е. Г. Выбираю бег! М. : Физкультура и спорт, 1984.
17. Мураками Х. О чем я говорю, когда говорю о беге. М.: Эксмо, 2020.
18. Никитин К. Предисловие к третьему советскому изданию // Гилмор Г. Бег ради жизни. М.: Физкультура и спорт, 1973. С. 5-12.
19. Николаев Е. А. Всесоюзный физкультурный комплекс «Готов к труду и обороне» как феномен развития массовой физической культуры и спорта в СССР // Ученые записки Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского. Исторические науки. 2022. №1. С. 107-120.
20. Павленко В. В. Создание союза спортивных обществ и организаций СССР: региональный аспект (на примере Пензенской области) // Известия АлтГУ. 2021. №5 (121). С. 19-24. DOI: 10.14258/izvasu (2021) 5-02.
21. Панфилов Б. К. Жизнь на втором дыхании // Наука и жизнь. 2001. №3. URL: https://www.nkj.ru/archive/articles/7740/ (дата обращения: 9.01.2023).
22. Петрик В. В. Некоторые вопросы развития физической культуры и спорта в высшей школе Сибири (конец 50-х начало 90-х гг. XX в.) // Известия ТПУ. 2005. № 6. С. 229-235.
23. Синякин С. С. Общественно-спортивное движение в Курской области во второй половине XX в // Известия АлтГУ. 2009. № 4-2. С. 195-200.
24. Туев В.В. Технология организации инициативного клуба: учебное пособие для вузов искусств и культуры. М.: МГУКиИ, 1999. 250 с. URL: https://studfile.net/preview/4164912/ (дата обращения: 12.01.2023).
25. Шошина С. И. Специфика отечественного клуба на разных исторических этапах. Эволюция понятия «клуб»: от самоорганизующегося культурно-досугового сообщества к искусственно создаваемому клубу постоянных клиентов в коммерческой организации // Политика и общество. 2017. №4. С. 166-175. DOI: 10.7256/2454-0684.2017.4.19809.
References
1. Amosov, N.M. (1978). Reflections on health. Moscow: Young Guard.
2. Vizitej, N.N. (2009). Theory of physical culture: to the adjustment of basic ideas. Philosophical essays. Moscow: Soviet sport.
3. Vorobyov, V. N., Shedchenko, A. K. (1984). KLB invites you. Moscow: Fizkultura i sport.
4. Vorozhko, Yu. V., Cherveva, O. P. (2020). The history of the physical culture and sports movement in the Kemerovo region in the mid-1980s. Bulletin of the KemGU. 1 (81), 1-12. doi: 10.21603/2078-8975-2020-22-1-1-12.
5. Gilmore, G. (1969). Running for the sake of life. Moscow: Physical culture and sport.
6. Zyurin, E.A., Roslaya, V.S., Kolyaskina, T.Yu., Syafukov, M.R. (2017). Physical culture and sports clubs as a mechanism for the implementation of socially significant projects for the preparation of the population for the implementation of tests (tests) of the GTO complex. Bulletin of sports science, 2, 47-52.
7. Istyagina-Eliseeva, E. A., Barienikova, E. E. (2015). The history of sports propaganda in the USSR in the period 1945-1991. Bulletin of sports science, 3, 54-57.
8. Kartashov, Yu. M. (1983). Surprises of health-improving running. Moscow: Fizkultura i sport.
9. Kaunova, E. V. (2021). Essence and popularization of health-containing ideology in the USSR. New impulses of development: issues of scientific research, 1, 47-55.
10. Kovalenko, E. Yu., Tydykova, N. V. (2021). The history of the development of legislation on physical culture and sports in Russia. Russian-Asiatic Legal Journal, 1, 14-21. doi: https://doi.org/10.14258/ralj(2021)1.4.
11. Kolesnikov, A. B. (2021). Physical culture and sport in the USSR as a social “laboratory” for constructing the ideal of the Soviet person. Historical Courier, 6 (20), 170-178.
12. Korobov, A. N. (1986). Almost everything about running. Moscow: Physical culture and sport.
13. Lidiard, A. (1968). Running to the heights of mastery. Moscow: Physical culture and sport.
14. Lukash, M. A. (2012). Organization and popularization of the youth mass sports movement in the Stavropol region in the 1960s-1970s. Actual problems of the humanities and natural sciences, 4. Retrieved from https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-i-populyarizatsiya-molodezhnogo-massovogo-sportivnogo-dvizheniya-na-stavropolie-v-1960-h-1970-h-godah
15. Melnichuk, A. A., Zotin, V. V. (2018). Organization and work of jogging clubs. Scientific and practical electronic journal «Avenue of Science», 4(20). Retrieved from https://www.elibrary.ru/download/elibrary_35011347_54884316.pdf
16. Milner, E. G. (1984). I choose to run! Moscow: Physical culture and sport.
17. Murakami, H. (2020). What I talk about when I talk about running. Moscow: Eksmo.
18. Nikitin, K. (1973). Preface to the third Soviet edition. Gilmore G. Running for life. Moscow: Physical culture and sport.
19. Nikolaev, E. A. (2022). All-Union physical culture complex «Ready for labor and defense» as a phenomenon of the development of mass physical culture and sports in the USSR. Uchenye zapiski V. I. Vernadsky Crimean Federal University. Historical sciences, 1, 107-120.
20. Pavlenko, V. V. (2021). Creation of the union of sports societies and organizations of the USSR: regional aspect (on the example of the Penza region). Izvestiya AltGU, 5(121), 19-24. doi: 10.14258/izvasu (2021) 5-02.
21. Panfilov, B. K. (2021). Life on the second wind. Science and life, 3. Retrieved from https://www.nkj.ru/archive/articles/7740/
22. Petrik, V. V. (2005). Some issues of the development of physical culture and sports in the higher school of Siberia (the end of the 50s and the beginning of the 90s of the XX century). Izvestiya TPU, 6, 229-235.
23. Sinyakin, S. S. (2009). Social and sports movement in the Kursk region in the second half of the 20th century. Izvestiya AltGU, 4-2, 195-200.
24. Tuev, V.V. (1999). Technology of organizing an initiative club: a textbook for universities of arts and culture. Moscow: MGUKiI. Retrieved from https://studfile.net/preview/4164912/
25. Shoshina, S. I. (2017). The specifics of the domestic club at different historical stages. The evolution of the concept of «club»: from a self-organizing cultural and leisure community to an artificially created club of regular customers in a commercial organization. Politics and Society, 4, 166-175. doi: 10.7256/2454-0684.2017.4.19809

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Предмет исследования («социокультурные факторы появления и деятельности клубов любителей бега в СССР»), рассмотрен автором в достаточной степени комплексно. Среди основных факторов автор выделает: 1) сформированное в массовом сознании «желание с наибольшей эффективностью использовать бег для достижения лечебных, оздоравливающих и личностносозидающих целей»; 2) исторически сложившуюся специфическую область «жизненного мира» клуба в сфере досуга (противопоставленную сферам труда и быта, но связанную с ними); 3) разнообразие форм клубной жизни: «совместные тренировки; лекции, касающиеся различных аспектов беговой активности (медицинских, спортивных, организационных: лучшие места для бега, питание, экипировка, вопросы гигиены, отдыха и т.п.), клубные празднества (торжественное посвящение в члены клуба, день рождения клуба, массовые пробеги и т.п.), медицинские осмотры и организационные собрания»; 4) особое «экзистенциальное измерение деятельности клуба как сферы общения единомышленников». Эти факторы повлияли на разнообразный функционал бегового клуба в СССР. Автор, в частности, отмечает следующие «внутренние и внешние» функции: а) (внутренние) оздоровительная, рекреативная, личностного совершенствования, защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды, коммуникативную и познавательную, обеспечения групповой принадлежности; б) (внешние) агитационная, мемориальная, просветительская, социально-культурная (праздничные пробеги) и «развития любительского (в том числе ветеранского) бегового спорта».
Проведенная автором аналитическая работа на основе научной литературы и достоверных источников позволила сформулировать обоснованный вывод о том, что современным беговым центрам, технически оснащенным гораздо лучше советских, недостает «клубного» компонента «для того, чтобы сделать оздоровительный бег таким же популярным, каким он был в нашей стране в конце прошлого столетия», который определяется коллективной общностью, отличающей клуб «от окружающей его социальной среды (в значении «самость»)».
Методология исследования скреплена обобщением эмпирического (источники) и теоретического (научные исследования) материала. Подробный исторический экскурс подкреплен анализом советской нормативной базы и ее сравнением с реальными практиками советского клубного движения. Используя типологию, автор выделил основные социокультурные факторы и функции советского клубного движения. Эмпирические источники и методы их анализа релевантны задачам исследования. Выводы не вызывают сомнений.
Актуальность поднятой автором темы чрезвычайно высока. Информационные прессинг и перегрузки современного человека требуют общественной реакции в плане выработки механизмов эффективного здоровьесбережения. Опыт советских беговых клубов, многие из которых до сих пор активно осуществляют свою деятельность, безусловно, должен на достойном теоретическом уровне осмыслен и принят в практику управления социально-экономического развития как на уровне конкретных регионов Российской Федерации, так и на общенациональном уровне.
Научная новизна статьи заключается в обобщении уникальной выборки эмпирического материала, в рассмотрении клубного движения с позиции новейших разработок отечественных наук (культурологии и теории социокультурной деятельности — определение клуба Шошиной), в логично сформулированных выводах о социокультурных факторах развития бегового клубного движения.
Стиль в целом выдержан научный (есть лишние пропуски перед знаками препинания, которые может исправить редактор без последствий для содержания статьи)). Структура соответствует логике изложения результатов научного исследований.
Библиография соответствует редакционным требованиям и в целом подробно раскрывает проблемную область исследования, хотя не хватает хотя бы краткой оценки зарубежного опыта и научной литературы последнего времени (5 лет).
Апелляция к оппонентам абсолютно корректна и достаточна.
Выводы, интерес читательской аудитории журнала «Социодинамика», по мнению рецензента, обеспечен.