Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Litera
Правильная ссылка на статью:

Кинорецензии, посвященные «сinéma du look» - качественная российская кинокритика (на примере журналов «Сеанс» и «Искусство кино»)

Малаховская Вера Владимировна

кандидат филологических наук

старший преподаватель, кафедра теории и истории журналистики, Российский Университет дружбы народов

108801, Россия, г. Москва, ул. Александры Монаховой, 109/4, кв. 208

Malakhovskaya Vera Vladimirovna

PhD in Philology

Senior Educator, Department of Theory and History of Journalism, Peoples' Friendship University of Russia

108801, Russia, g. Moscow, ul. Aleksandry Monakhovoi, 109/4, kv. 208

malakhovskaya-vv@rudn.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Солянина Анастасия Павловна

студент, кафедра теории и истории журналистики, Российский университет дружбы народов

117198, Россия, Московская область, г. Москва, ул. Миклухо-Маклая, 10 корп. 2, оф. 647

Solyanina Anastasiya Pavlovna

Student, Theory & History of Journalism Department, Peoples' Friendship University of Russia

117198, Russia, Moscow region, Moscow, Miklukho-Maklaya str., 10 bldg. 2, office 647

1032217128@rudn.ru

DOI:

10.25136/2409-8698.2023.1.39533

EDN:

GUEKXL

Дата направления статьи в редакцию:

28-12-2022


Дата публикации:

06-02-2023


Аннотация: Предметом исследования являются критические публикации (кинорецензии) в российских изданиях «Сеанс» и «Искусство кино», посвященные направлению французского кинематографа «cinéma du look». Объектом исследования являются современные российские средства массовой информации. Актуальность статьи определяется необходимостью изучения состояния современных российских СМИ, профессионально освещающих проблемы кинематографа, в том числе его специфические направления. Авторы подробно рассматривают кинорецензии двух ведущих российских профессиональных журналов о кино, посвященные направлению французского кинематографа «cinéma du look», значительно повлиявшего не только на кино, но также отразившегося в индустрии моды и производства видеопродукции. Научная новизна данного исследования определяется выбором материалов о «cinéma du look» в качестве объекта исследования. Основным вкладом авторов в исследование темы является полная выборка с целью контент-анализа всех материалов 1990-х-2000-х гг. журналов «Сеанс» и «Искусство кино», посвященных «cinéma du look». В результате проведенного исследования авторы пришли к выводу о том, что «Сеанс» и «Искусство кино» сохраняют свое реноме как высокопрофессиональные журналы о кино, находят место для серьезных рецензий на такое специфическое направление французского кинематографа, как «cinéma du look». В целом оба журнала положительно оценивают данное кинематографическое направление, отмечая его вклад в развитие современного коммерческого и авторского кино.


Ключевые слова:

cinema du look, Сеанс, Искусство кино, рецензии, француские кинорежиссеры, триумвират, визуальный ряд, кинокритика, публикация, информационное пространство

Abstract: The subject of the research is critical publications in the Russian editions "Session" and "The Art of Cinema", dedicated to the direction of French cinema "cinéma du look". The object of the study is the modern Russian mass media. The relevance of the article is determined by the need to study the state of modern Russian media professionally covering the problems of cinema, including its specific directions. The authors consider in detail the film reviews of two leading Russian professional magazines about cinema devoted to the direction of French cinema "cinéma du look", which significantly influenced not only cinema, but also reflected in the fashion industry and video production.The scientific novelty of this study is determined by the choice of materials about "cinéma du look" as the object of research. The main contribution of the authors to the research of the topic is a complete sample for the purpose of content analysis of all materials of the 1990s-2000s. magazines "Session" and "Art of Cinema" dedicated to "cinéma du look". As a result of the conducted research, the authors came to the conclusion that "The Session" and "The Art of Cinema" retain their reputation as highly professional magazines about cinema, find a place for serious reviews of such a specific direction of French cinema as "cinéma du look". In general, both magazines positively assess this cinematic direction, noting its contribution to the development of modern commercial and author's cinema.


Keywords:

cinema du look, Seans, Iskusstvo kino, reviews, French film directors, triumvirate, visual range, film critics, publication, information space

Постановка проблемы

Целью нашего исследования является анализ критических статей, посвященных направлению французского кинематографа «cinéma du look».

Задачами исследования являются анализ материалов журналов «Сеанс» и «Искусство кино», посвященных направлению «cinéma du look», а именно:

· по фильмам режиссера Жан-Жака Бенекса,

· по фильмам режиссера Люка Бессона,

· по фильмам Леоса Каракса,

· по фильмам Жан-Пьера Жёне.

Предметом исследования являются критические публикации в российских изданиях «Сеанс» и «Искусство кино», посвященные направлению французского кинематографа «cinéma du look». Объектом статьи являются современные российские средства массовой информации.

Актуальность исследования определяется необходимостью осмысления особенностей современной российской профессиональной журналистики, посвященной проблемам кино, в условиях цифрового медиапространства и доминирования мейнстримовских коммерческих направлений как в киноиндустрии, так и в СМИ, ее отражающих.

Нами намеренно выбрано направление французского кинематографа «cinéma du look», которое в период возникновения в 1980-е гг. было «пропущено» советской кинокритикой, при этом оказало определенное влияние как на коммерческий и авторский кинематограф, так на индустрию моды и видеоиндустрию, бурно развивающуюся с 1980-х гг.

Методологической основой нашего исследования стали труды следующих российских исследователей, посвященных контент-анализу масс-медиа, жанром СМИ, а также проблематике, связанной с кинокритикой: Л.Н. Федотова [17], Э.Ю. Гаранина [5], А.А .Тертычный [14], В.А. Фомина [18], А.А. Алакшин [1]. Основными методами исследования являются контент-анализ, некоторые приёмы классификации содержательных характеристик, общий подход к исследованию – индуктивно-дедуктивный (от анализа конкретных материалов к обобщению). Эмпирической базой исследования являются материалы кинорецензий в изданиях о кино - «Сеанс» и «Искусство кино».

«Сеанс» и «Искусство кино» - главные журналы российской кинокритики

«Искусство кино» — это искусствоведческий журнал, который издаётся с 1931 г. и является одним из старейших в мире периодических изданий о кино, уступающий только японскому изданию «Кинема дзюмпо» (1919 г.). На сегодняшний день главным редактором издания является историк кино Станислав Дединский, который в 2022 г. заменил Антона Долина. В 2003 г. был запущен интернет-сайт журнала kinoart.ru, в настоящее время журнал выходит как в бумажном, так и в онлайн-формате.

Журнал «Сеанс» был основан в 1989 г. режиссером Любовью Аркус и директором киностудии «Ленфильм» Александром Голутвой по инициативе молодых критиков и при поддержке киностудии «Ленфильм». Первый номер «Сеанса» вышел в свет в 1990 г. В настоящее время «Сеанс» публикуется как на собственном сайте, так и в традиционном бумажном формате, главным редактором издания является Василий Степанов.

Среди обилия современных Интернет-сайтов, посвященных кино, «Сеанс» и «Искусство кино» следует выделить как качественные издания о кинематографе. Так, российский кинокритик А. Плахов пишет о журнале: «Журнал «Искусство кино» существует так давно и имеет такие заслуги, что символически ассоциируется с искусством кино как таковым» [3]. Российский исследователь А. Алакшин следующим образом характеризует журнал «Искусство кино»: «Специфика журнала весьма разнообразна – тут найдётся место не только аналитическим статьям по всем видам искусства или, например, социологическим прогнозам развития; но и публикациям сценариев» [1]. В то же время А. Алакшин так отзывается о журнале «Сеанс»: «Тексты, написанные в киноведческой манере, включают в себя как ретроспективный искусствоведческий анализ, так и философские рассуждения, выполненные в форме научного эссе» [3]. Резюмируя вышесказанное, отметим, что «Сеанс» является примером издания для людей «компетентных», разбирающихся в киноискусстве, а «Искусство кино» имеет более массовую направленность.

«Сinémadulook» как объект внимания журналов «Севнс» и «Искусство кино»

Данное исследование посвящено российской критике направления французского кинематографа, имеющему название «сinéma du look» («кинематограф внешнего вида»), именуемому также «необарокко», представленной материалами, опубликованным в журналах «Сеанс» и «Искусство кино» с 1993 по 2022 гг.

Впервые термин «сinéma du look» использовал французский кинокритик Рафаэль Бассан в журнале La Revue du Cinéma в 1989 г. Первоначально к этой «новой волне» французского кино 1980-х гг. отнесли триумвират режиссёров, схожих по своему кинематографическому стилю и художественным приёмам - Люка Бессона, Леоса Каракса и Жан-Жака Бенекса, однако позже к ним добавили ещё одну значительную фигуру французского кино - Жана-Пьера Жёне.

Первоначально в российской кинокритике термин «сinéma du look» имел негативную коннотацию. Так, в издании «Искусство кино» отмечается, что в данном кинематографическом направлении «форма довлеет над содержанием, зрелище вместо нарратива, украшательство действительности — в общем, риторика вполне в духе советской критической мысли. Действительно, на фоне интеллектуалов «новой волны» и неброского реализма Эрика Ромера фильмы этой троицы кажутся как будто бы поверхностными» [4]. Данная выдержка свидетельствует тому, что в момент развития творчество режиссёров «необарокко» оценивалось скорее «негативно», чем «положительно».

Проаназировав «Сеанс» и «Искусство кино» за период существования направления «сinéma du look», мы обнаружили, что материалы, упоминающие данный термин, появились в «Искусстве кино» в 1993 г. В издании «Сеанс» публикации о данном кинематографическом направлении датируются 2011 по 2021 гг. За рассматриваемый период (1993 – 2022 гг.) в журналах «Сеанс» и «Искусство кино» на фоне изобилия рецензий и обзоров, посвященных разнообразным направлениям современного кинематографа, зарубежного и отечественно, нами были обнаружены 12 рецензий, посвященных французскому течению «cinéma du look». 5 публикаций размещены в журнале «Сеанс», 7 публикаций содержатся в журнале «Искусство кино».

Необходимо отметить, что из «триумвирата» «необарокко» наиболее часто в журналах упоминается Люк Бессон (3 публикации в «Сеансе» и 4 публикации в «Искусстве кино», включая общую публикацию о кинонаправлении в целом). Наименее популярным в российской критике является Жан-Жак-Бенекс (2 публикации в «Искусстве кино») и Жан-Пьер-Жёне (1 публикация в «Искусстве кино» и 1 - в «Сеансе») (см. Рис.1 и Рис.2).

Крайне низкий процент материалов, посвященных «сinéma du look», иллюстрированный данными Рис. 3 и Рис. 4, обусловливается подавляющим преобладанием «мейнстримовских» направлений англоязычного кинематографа как в российском прокате, так и в материалах кинокритики.

Жан-Жак Бенекс

Перейдём к анализу рецензий на фильмы Жан-Жака Бенекса в издании «Искусство кино». Ключевыми картинами режиссёра считаются: «Дива» (1981 г.), «Луна в сточной канаве» (1983 г.) и «37,2 по утрам» (1986 г.), несмотря на то, что Бенекс оставил значительный след в кинематографе также благодаря своей творческой активности вплоть до начала 2000-х гг.

В рецензиях «Искусства кино» при характеристике фильмов Бенекса нередко встречаются эпитеты, свидетельствующие о его некоей «чрезмерности»: например, «перегрузив свой изобразительный ряд декоративными элементами в духе поп-арта». «Визуальная избыточность» - таким словосочетанием описывается фильм «Дива» (1981 г.). В публикациях отмечается, что сюжет в фильмах Бенекса уходит на второй план: «Однако криминальный сюжет не так уж и важен для Бенекса. Главное — заполнить кадр яркими костюмами, как, например, платья и юбка вьетнамки Альбы» [5]. Общей характеристикой фильма Бенекса «Луна в сточной канаве» (1983 г.) является – «несколько невнятный, но радующий глаз неонуар». В рецензиях отмечается яркая визуальная составляющая, выходящая на первый план. Сюжет любого фильма Бенекса не отличается изобретательностью и детальной проработкой. Фильм «37,2 по утрам» (1986 г.) критиками характеризуется так: «Бенекс и пара замечательных актеров передали полыхающую страсть и боль разлуки настолько достоверно, что кажущийся в пересказе дурной мелодрамой сюжет поразил и обычных зрителей, и кинокритиков в самое сердце» [6].

Суммируя рецензии «Искусство кино» на фильмы Ж.-Ж.Бенекса, следует отметить, что критики приходят к следующим выводам:

· Режиссер уделяет значительное место визуальному ряду.

· Нередко фильмы Бенекса освящают тему зависимости, жестокости, страсти и безумия.

· Фильм «Луна в сточной канаве» характеризуется больше «негативно», чем другие работы.

Контент-анализ рецензий, посвященных фильмам Ж.-Ж. Бенекса, содержится в Таблице 1.

Люк Бессон

Далее рассмотрим критику творчества Люка Бессона, как части «триумвирата» «кинематографа внешнего вида»: его ранние работы - «Никита» (1990 г.), «Пятый элемент» (1997 г.) в сравнении с «голливудским» Бессоном и его более современными кинолентами - «Малавита» (2013 г.) «Анна» (2019 г.)

В рецензии на фильм Бессона «Никита» (1990 г.) «Искусства кино» отмечается, что кинолента является примером «нового» образа жестокости в европейском кинематографе, скорее по своей классификации похожего на американское кино, а также данный фильм способствовал появлению нового женского образа в кино. «Искусство кино» характеризует фильм следующим образом: «Морализм Бессона, его гордый пессимизм и отрицание насилия, которое снимать он умеет едва ли не лучше всех своих французских современников» [16]. Помимо оценки эстетического аспекта ленты, критики уже отмечают особенности проблематики и драматургии фильмов Бессона. Несмотря на том, что мораль в фильмах «несложная», она всё-таки присутствует, что свидетельствует о более проработанном сценарии [16].

Фильм Люка Бессона «Пятый элемент» (1997 г.) является редким феноменом во французском кинематографе, поскольку жанр фантастики не типичен для фильмов указанного направления и периода времени. Кинолента – отнюдь не пример истории со сложной моралью, скорее – это визуальный аттракцион с простой и лаконичной моралью о добре и зле. «Искусство кино» дает следующую характеристику: «Пятый элемент», несомненно, зрелище, способное доставить искреннее наслаждение. Мириады летательных аппаратов снуют на множестве уровней между небоскребами (хочется сказать «космоскребами») будущего» [15]. И вновь на первый план выходит ключевая характеристика течения «кинематографа внешнего вида» - чрезмерное внимание к визуальному ряду. Мораль фильма близка к сказке, несмотря на обилие жестокости, в фильме нет культа насилия. «Фильм Бессона — это прекрасный новый мир без всяких кавычек. Все идет как положено, разве что проблем с уличным, пардон, воздушным движением прибавилось. Власть вполне разумна и мудра. Религия на месте, отели на космических станциях, конечно, оскорбят вкус «эстетов» и не всякому по карману, однако народ доволен» [9]. Фильм - своеобразная утопия, нарисованная в лучших традициях сказки с хорошим концом.

Перейдём к рецензиям на фильмы Бессона, снятым в XXI веке. Следует сразу отметить, что режиссёр является наиболее успешным на фоне своих коллег из «триумвирата», однако, по мнению российских критиков, нередко Бессон тяготеет к самокопированию. Так и произошло в 2013 г., когда режиссер снял фильм «Малавита», а также в 2017 г. с фильмом «Валериан и город тысячи планет» и с «Анной» в 2019 г. Рассмотрим наиболее успешную картину среди волны неудач режиссера, а именно, криминальную комедию «Малавита» 2013 г. Несмотря на видимый успех картины, критик не характеризует киноленту «положительно». В издании «Сеанс» фильм оцениваетсяследующим образом: «Малавита» — лучший пункт в фильмографиях режиссера Люка Бессона и актера Роберта Де Ниро за последние лет десять. Что вовсе не делает киношедевром и, больше того, обязательной частью культурной программы на выходные»[12]. В таком случае рецензия носит скорее нейтральный характер, чем положительный или отрицательный. Сам же фильм является своеобразным признанием в любви криминальным драмам Мартина Скорсезе и, несмотря на обилие сцен жестокости, данная история об итальянском мафиозо имеет весьма комично-гротескную направленность.

Обратимся к рецензии на один из последних фильмов Бессона «Анна» (2019 г.) в журналах «Сеанс» и «Искусство кино». Публикация в журнале «Сеанс» содержит «негативную оценку картины», однако не резко негативную по сравнению с рецензией «Искусство кино». «Сеанс» так характеризует фильм: «зрелище столь завораживающее, столь и невыносимое»[11]. Исходя из рецензии мы понимаем, что фильм сложно конкретно классифицировать и приблизить к конкретному жанру: «Для боевика он довольно размеренный, для шпионского триллера подчас чересчур пародийный, для комедии слишком насупленный» [11]. Обратимся к рецензии в «Искусстве кино». Уже в заголовке мы видим оценку критика к фильму – «Восхитительная чушь: «Анна» – русская гастроль Люка Бессона». Фильм получается оценку «резко негативно». Другая цитата не менее категорично характеризует ленту и творчество непосредственно самого режиссёра: «Люк Бессон — последний тевтонец ордена мужского шовинизма, стереотипный режиссер в смокинге» [4].Ознакомившись с рецензией, становится ясно, что критику не по душе в целом творчество Бессона, но всё же на основе двух рецензий, следует заключить, что фильм оказался действительно неудачным.

Бессон достаточно стремительно стал режиссёром голливудского уровня, и несомненно является наиболее успешным на фоне своих коллег из триумвирата, однако в журнале «Сеанс» рецензии на его последние работы всё чаще имеют оценку «негативно» (см. Таблицу 2). В «Искусстве кино» количество публикаций, посвященных творчеству Люка Бессона, составляет 4 рецензии, и они характеризуют фильмы Бессона более благосклонно (см. Таблицу 3).

Леос Каракс

Леос Каракс является ещё одним режиссёром, принадлежащий «новой новой волне» («кинематограф внешнего вида»). Рассмотрим рецензии на его работы в российских изданиях о кино «Сеанс» и «Искусство кино». В качестве примером возьмём следующие работы: трилогия об Алексе («Парень встречает девушку» (1984 г.), «Дурная кровь» (1986 г.), «Любовники с нового моста» (1991 г.) и его последний фильм «Аннетт» (2020 г ).

Разберем на основе публикаций в «Сеанс» трилогию Каракса. Фильм «Парень встречает девушку» (1984 г.) характеризуется терминами, которые позволяют нам сделать вывод о депрессивном содержании киноленты. «Здесь Алекс предстает изгоем-одиночкой, бесприютно бродящим по пустынным черно-белым парижским пространствам» [13]. Тема одиночества, смерти и несчастной любви является одними из ключевых в творчестве Каракса, о чем свидетельствует рецензия «Сеанса» о фильме «Дурная кровь» (1986 г.): «Любовь, разыгрываемая в этих декорациях, неизменно трагична, а любовный напиток смертелен» [13]. Третий фильм из истории об Алексе «Любовники нового моста» (1991 г.) характеризуется критиками следующим образом: «Каракс как завороженный без конца прокручивает одни и те же мотивы — поиск выхода, страх перед жизнью, невозможность любви, тяга к самоубийству» [13]. Леос Каракс отмечается критиками как самый глубокомысленный и философский творец. Общая характеристика творчества режиссёра звучит следующим образом: «Каракс — загадка. Тем большая, чем больше фильмов он снимает» [13]. Таким образом, видим, что «Сеанс» высоко оценивает трилогию Каракса.

Перейдём к критике современного этапа творчества Леоса Каракса, посвященной мюзикла «Аннетт» (2020 г.) В центре внимания прежние мотивы режиссёра, что и ранее. «Аннетт» — откровенный, впадающий в декламацию, безумный спектакль, балансирующий на грани нервного срыва, требующий от зрителя разделить боль, получить наслаждение и принять его всерьез» [2]. «Сеанс» отмечает, что в картине дублируется идея безысходности и несчастной любви, Каракс остаётся верен своей идеологии [19].

В целом критика журнала «Сеанс» отмечает наряду с высококачественными сюжетами и драматургией в целом сложную для восприятия рядовым зрителем текстуру фильмов Л. Каракса (см. Таблицу 4). Практически сходные характеристики фильмов Л. Каракса содержатся в критических статьях «Искусства кино» [9, 10], что отражено в Таблице 5.

Жан-Пьер Жёне

Жан-Пьер Жёне – ещё одна важная фигура в современном французском кинематографе. Уникальный визуальный ряд фильмов Жёне заставляет критиков отнести его к «кинематографу внешнего вида». Так, критики журнала «Искусство кино» отмечают: «Кино Жан-Пьера Жёне относят к направлению cinema du look («кинематограф стиля») или к «новой-новой» французской волне. Представители «нувельнувельвага» («новая волна») бунтовали против формализма классического кино, нарушали его правила съемки»[6]. Критика посвящена двум картинам режиссёра: «Амели» (2001 г.), «Долгая помолвка» (2004 г.).

«Амели» (2001 г.) – является визитной карточной режиссёра, что отмечается в рецензии журнала «Сеанс»: «В основе режиссерского решения картины — инфантильный взгляд и капризное желание контролировать» [8]. В рецензии отмечается яркий и разнообразный визуальный ряд с нестандартными решениями, достаточно сильно напоминающий сюрреализм. Критики «Искусство кино» следующим образом выделяют общую характеристику всех работ Жёне: «Режиссер рисует портреты героев через небольшие детали, в чем проявляется его опыт работы аниматора и клипмейкера-рекламщика» [6].

«Искусство кино» также отмечает, чрезмерно перегруженный сюжет в фильме «Долгая помолвка» (2004 г.), что характерно для работ Жан-Пьера Жёне. «Подобный стиль иногда приводит к перегруженности. «Долгая помолвка» основана на одноименном романе Себастьена Жапризо, предполагающем множество героев и сюжетных линий, которые полноценно в фильме невозможно воплотить» [6].

Отметим, что в журнале «Сеанс» имеется одна публикация, посвященная фильму Жан-Пьера Жёне – «Амели» (2001 г.) (см. Таблицу 6), также одна публикация содержится в «Искусстве кино», однако она охватывает несколько фильмов режиссера (см. Таблицу 7). В целом кинокритики обоих изданий отмечают своеобразие фильмов Ж.-П. Жёне, выделяющее его из современного коммерческого мейнстрима.

Заключение

Подводя итоги нашему исследованию, необходимо отметить, что несмотря на весьма скромное место в современном Интернет-пространстве, журналы «Сеанс» и «Искусство кино» сохраняют свое реноме как высокопрофесссиональные издания, посвященные кинокритике, к которых можно найти материалы, посвященные такому нишевому направлению французского кинематографа, как «сinéma du look».

Согласно нашим подсчетам, в рассмотренных нами публикациях журналов «Сеанс» и «Искусство кино» положительно критики оценивают 62% «кинематографа внешнего вида», и 8% составляют негативные отзывы о фильмах (см. Рис. 5). Российские критики отмечают тенденции снижения, самоповтора, характерные для данного направления французского кинематографа. Творчество Л. Бессона является, по мнению критиков данных изданий, примером выхода не передний план прежде всего зрелища, что превратило Л. Бессона в представителя массового французского кинематографа. При этом такие авторы, как Леос Каракс, Жан-Жак Бенекс и Жан-Пьер Жене, скорее, относятся к авторскому кино.

Публикации в изданиях «Сеанс» и «Искусство кино» относятся к сложному виду рецензий», охватывая все сферы кинопроизводства: от сюжета, заканчивая героями и визуальной составляющей ленты. В каждой из публикаций отмечены все ключевые моменты анализируемых фильмов, выявляют латентные смыслы кинолент «сinéma du look». Несмотря на то, что в современном медиапространстве профессиональные кинорецензии не являются популярным журналистским жанром, мы убедились, что они существуют и находятся на достаточно высоком уровне. Данное обстоятельство дает основание для сдержанного оптимизма в отношении будущего российской качественной кинокритики в современном информационном пространстве.

Приложения

{Рис.1}

Подсчитано авторами.

{Рис.2}

Подсчитано авторами.

{Рис.3}

Подсчитано авторами.

{Рис.4}

Подсчитано авторами.

{Рис.5}

Подсчитано авторами.

{Таблица1}. Общая характеристика проблематики фильмов Бенекса в журнале «Искусство кино»

Тема/характеристика

Количество упоминаний

Страсть

2

Преобладание визуальной составляющей

2

Низкокачественный сюжет

2

Чрезмерность

2

Безумие

2

Драматургия

-

Новые образы в кино

-

Количество упоминаний высчитывается по отзыву на основе каждого фильма

{Таблица2}. Общая характеристика проблематики фильмов Люка Бессона в издании «Сеанс»

Тема/характеристика

Количество упоминаний

Страсть

1

Преобладание визуальной составляющей

1

Низкокачественный сюжет

-

Чрезмерность

3

Безумие

-

Драматургия

3

Тема жестокости в кино

3

Новые образы в кино

0

Количество упоминаний высчитывается по отзыву на основе каждого фильма

{Таблица3}. Общая характеристика проблематики фильмов Люка Бессона в издании «Искусство кино»

Тема/характеристика

Количество упоминаний

Страсть

2

Преобладание визуальной составляющей

2

Низкокачественный сюжет

-

Чрезмерность

3

Безумие

-

Драматургия

3

Тема жестокости в кино

3

Новые образы в кино

0

Количество упоминаний высчитывается по отзыву на основе каждого фильма

{Таблица4.} Общая характеристика проблематики фильмов Леоса Каракса в журнале «Сеанс»

Тема/характеристика

Количество упоминаний

Безысходность

2

Преобладание визуальной составляющей

2

Низкокачественный сюжет

-

Одиночество

2

Пессимизм

2

Драматургия

1

Смерть

2

Несчастная любовь

2

Количество упоминаний высчитывается по отзыву на основе каждого фильма

{Таблица5.} Общая характеристика проблематики фильмов Леоса Каракса в журнале «Искусство кино»

Тема/характеристика

Количество упоминаний

Безысходность

2

Преобладание визуальной составляющей

1

Низкокачественный сюжет

-

Одиночество

2

Пессимизм

1

Драматургия

2

Смерть

2

Несчастная любовь

2

Количество упоминаний высчитывается по отзыву на основе каждого фильма

{Таблица6}. Общая характеристика фильмов Жан-Пьера Жёне в журнале «Сеанс»

Тема/характеристика

Количество упоминаний

Тема детства

1

Преобладание визуальной составляющей

1

Низкокачественный сюжет

-

Одиночество

1

Мир фантазий

1

Драматургия

1

Сюрреализм (дополнение к визуальной составляющей)

1

Количество упоминаний высчитывается по отзыву на основе каждого фильмы

{Таблица7}. Общая характеристика фильмов Жан-Пьера Жёне в журнале «Искусство кино»

Тема/характеристика

Количество упоминаний

Тема детства

2

Преобладание визуальной составляющей

2

Низкокачественный сюжет

-

Одиночество

2

Мир фантазий

2

Драматургия

2

Сюрреализм (дополнение к визуальной составляющей)

2

Количество упоминаний высчитывается по отзыву на основе каждого фильма

Библиография
1. Алакшин А.А. Особенности редакционной политики в журналах о кино: сравнительный анализ (на примере журналов «Сеанс» и «Искусство кино») [Электронный источник] https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-redaktsionnoy-politiki-v-zhurnalah-o-kino-sravnitelnyy-analiz-na-primere-zhurnalov-seans-i-iskusstvo-kino/viewer (дата обращения: 11.11.2022).
2. «Аннеттт» Леоса Каракса – Что пишут критики? // «Сеанс», 08.07.2021 [Электронный источник] https://seance.ru/articles/annette-cannes/ (дата обращения: 07.11.22)
3. Аркус Л. Живой журнал // «Сеанс». 13.08.2009 [Электронный ис-точник] https://seance.ru/articles/zhivoy-zhurnal/ (дата обращения: 06.11.22).
4. Беликов Е. Восхитительная чушь: «Анна» – русская гастроль Лю-ка Бессона». Рецензии// «Искусство кино». 11.07.19 [Электронный источ-ник] https://kinoart.ru/reviews/anna-voshititelnaya-chush-russkaya-gastrol-lyuka-bessona (дата обращения: 06.11.22).
5. Гаранина Э.Ю. Оценочность в жанре кинорецензии// Вестник Ке-меровского государственного университета, 2013; (2-2): 28-31. [Электрон-ный источник] https://vestnik.kemsu.ru/jour/article/view/130/131 (дата обра-щения: 11.11.2022).
6. Елагин Д. Не только «Амели» — о Жан-Пьере Жёне. Рецензии// «Ис-кусство кино», 02.07.21 [Электронный источник] https://kinoart.ru/texts/ne-tolko-ameli-o-zhan-piere-zhene (дата обращения 07.11.22)
7. Крапюк Д. Памяти любви: Жан-Жак Бенекс. Рецензии// «Искус-ство кино», 25.01.22 [Электронный источник] https://kinoart.ru/texts/beineix-obituary (дата обращения: 06.11.22).
8. Лезников П. Эгоцентрист как ребёнок// «Сеанс», 03.04.2011 [Электронный источник] https://seance.ru/articles/egotsentrist-kak-rebenok/ (дата обращения 07.11.22).
9. Луговой С. Cinema du look: необарокко и его братья. Тексты// «Искусство кино», 25.08.21 [Электронный источник] https://kinoart.ru/texts/cinema-du-look (дата обращения: 06.11.22).
10. Проченко З. Усталость дьявола: «Аннетт» Леоса Каракса. Рецензии// «Искусство кино», 11.08.21 [Электронный источник] https://kinoart.ru/reviews/annette-cannes (дата обращения:07.11.22).
11. Пугачев П. «Анна» Люка Бессона – Если глаз соблазняет тебя// «Сеанс», 12.07.2019 [Электронный источник] https://seance.ru/articles/anna-besson-review/ (дата обращения: 06.11.22).
12. Синяков С. Милый дедушка Мартин Марконтаньевич// «Се-анс», 20.09. 2013 [Электронный источник] https://seance.ru/articles/malavita-besson/ (дата обращения: 06.11.22).
13. Сичинава Г. Леос Каракс в поисках Алекса Дюпона// «Се-анс», 12.08.2021 [Электронный источник] https://seance.ru/articles/leos-carax/ (дата обращения: 07.11.22).
14. Тертычный, А. А. Жанры периодической печати. М.: Аспект Пресс, 2017.-320 с. с. 315
15. Трофименков М. Наивно. Супер: Как Люк Бессон в фильме «Пятый элемент» предсказал моду на оптимизм. Рецензии//«Искусство ки-но», 19.03.2020 [Электронный источник] https://kinoart.ru/reviews/naivno-super-kak-lyuk-besson-v-filme-pyatyy-element-predskazal-modu-na-optimizm (дата обращения: 06.11.22).
16. Трофименков М. Люк Бессон, героиня и насилие. О фильме Никита. Рецензии// «Искусство кино», 18.03.2019 [Электронный источник] https://kinoart.ru/reviews/lyuk-besson-lyubit-ne-kino-v-sebe-a-sebya-v-kino-mihail-trofimenkov-o-filme-nikita (дата обращения: 06.11.22).
17. Федотова Л. Н. Анализ содержания – социологический ме-тод изучения средств массовой коммуникации. М.: Научный мир, 2001 – 214 с. с.201
18. Фомина В. А. Кинорецензия в системе дискурсных взаимо-действий. [Электронный источник] https://cyberleninka.ru/article/n/kinoretsenziya-v-sisteme-diskursnyh-vzaimodeystviy/viewer (дата обращения: 11.06.2022).
19. Хлебникова В. Конец непоправимого счастья – «Аннетт» Леоса Каракса// «Сеанс», 25.08.2021 [Электронный источник] https://seance.ru/articles/annette-bruni-review/ (дата обращения: 07.11.22)
References
1. Alakshin А.А. Specifity of editorial policy in cinejournals: comparative study (on the sample of Seans and Iskusstovo kinp [Elecrtonic source] https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-redaktsionnoy-politiki-v-zhurnalah-o-kino-sravnitelnyy-analiz-na-primere-zhurnalov-seans-i-iskusstvo-kino/viewer (retrieved: 11.11.2022).
2. Leos Сarax's Annette: what do critics write? // Seans, 08.07.2021 [Electronic source] https://seance.ru/articles/annette-cannes/ (retrieved: 07.11.22)
3. Arkus L. Live journal // Seans. 13.08.2009 [Electronic source] https://seance.ru/articles/zhivoy-zhurnal/ (retrieved: 06.11.22).
4. Belikov Е. Amazing nonsence: «Anna» – Luke Besson's Russian tour». Reviews// Iskusstvo kino. 11.07.19 [Electronic source] https://kinoart.ru/reviews/anna-voshititelnaya-chush-russkaya-gastrol-lyuka-bessona (retrieved: 06.11.22).
5. Garanina E.Y. Cinereview's genre of assessment// Kemerovo University Vestnik, 2013; (2-2): 28-31. [Electronic source] https://vestnik.kemsu.ru/jour/article/view/130/131 (retrieved: 11.11.2022).
6. Yelagin D. Not only Amelie — on Jean-Pierre Jeunet. Reviews// Iskusstvo kino, 02.07.21 [Electronic source] https://kinoart.ru/texts/ne-tolko-ameli-o-zhan-piere-zhene (retrieved: 07.11.22)
7. Krapyuk D. LOve's memory: Jean-Jacques Benex. Reviews// Iskusstvo kino, 25.01.22 [Electronic source] https://kinoart.ru/texts/beineix-obituary (retrieved: 06.11.22).
8. Leznikov P.. Egocentrist as a child// Seans, 03.04.2011 [Electronic source] https://seance.ru/articles/egotsentrist-kak-rebenok/ (retrieved: 07.11.22).
9. Lugovoy S. Cinema du look: Neo-baroque and its brotjerts. Тexts// Iskusstvo kino, 25.08.21 [Electronic source] https://kinoart.ru/texts/cinema-du-look (retrieved: 06.11.22).
10. Prochenko Z. Devil's weary: «Annette» by Leos Carax. Reviews// Iskusstvo kino, 11.08.21 [Electronic source] https://kinoart.ru/reviews/annette-cannes (retrieved: 07.11.22).
11. Pugachev P. «Anna» by Luke Besson - if you're seduces by your eyes//Seans, 12.07.2019 [Electronic source] https://seance.ru/articles/anna-besson-review/ (retrieved: 06.11.22).
12. Sinyakov S. Dear old granny Martin Markotnanyevich// Seans, 20.09. 2013 [Electronic source] https://seance.ru/articles/malavita-besson/ (retrieved: 06.11.22).
13. Sichinava G. Leos Carax in search of Alex Dupont// Seans, 12.08.2021 [Electronic source] https://seance.ru/articles/leos-carax/ (retrieved: 07.11.22).
14. Tertychniy A.A. Genres of periodical press. М.: Aspekt Press, 2017.-320 p. с. 315
15. Trofimenkov M. Naive. Super: how Luke Besson in his Fifth Element movie predicted optimism fashion. Reviews//Iskusstvo kino, 19.03.2020 [Electronic source] https://kinoart.ru/reviews/naivno-super-kak-lyuk-besson-v-filme-pyatyy-element-predskazal-modu-na-optimizm (retrieved: 06.11.22).
16. Trofimenkov M. Luke Besson, heroine and violence. On Nikita movie.Reviews// Iskusstvo kino, 18.03.2019 [Electronic source] https://kinoart.ru/reviews/lyuk-besson-lyubit-ne-kino-v-sebe-a-sebya-v-kino-mihail-trofimenkov-o-filme-nikita (retrieved: 06.11.22).
17. Fedotova L.N. Content analysis: sociological method of mass communication studies М.: Nauchyi mir, 2001 – 214 p. с.201
18. Fomina V.A.Cimnereview within the frameworks of dicourse interactions [Electronic source] https://cyberleninka.ru/article/n/kinoretsenziya-v-sisteme-diskursnyh-vzaimodeystviy/viewer (retrieved: 11.06.2022).
19. Khlebnikova V. The end of irrepairable happiness: Annette by Leos Carax// Seans, 25.08.2021 [Electronic source] https://seance.ru/articles/annette-bruni-review/ (retrieved: 07.11.22)

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Варианты обзорных статей последнее время является некоей редкостью, следовательно, представленный к публикации формат по определению интересен, востребован, актуален. Целью исследования является анализ критических статей, посвященных направлению французского кинематографа «cinéma du look». Автор ориентирован на нетривиальный «набор» режиссеров – Жан-Жак Бенекс, Люк Бессон, Леос Каракс, Жан-Пьер Жёне. Точность предметной области ориентирует и на правильную логику разверстки вопроса: «предметом исследования являются критические публикации в российских изданиях «Сеанс» и «Искусство кино», посвященные направлению французского кинематографа «cinéma du look». Объектом статьи являются современные российские средства массовой информации». Считаю, что автор исследования системен в выборе методологии, концептуален в объективации выбранной магистрали оценки. Не случайно, отмечено, что «методологической основой исследования стали труды российских исследователей, посвященных контент-анализу масс-медиа, жанром СМИ, а также проблематике, связанной с кинокритикой: Л.Н. Федотова, Э.Ю. Гаранина, А.А. Тертычный, В.А. Фомина, А.А. Алакшин. Основными методами исследования являются контент-анализ, некоторые приёмы классификации содержательных характеристик, общий подход к исследованию – индуктивно-дедуктивный (от анализа конкретных материалов к обобщению). Эмпирической базой исследования являются материалы кинорецензий в изданиях о кино - «Сеанс» и «Искусство кино». Работа имеет правильный структурный принцип организации, основные части исследования соразмерны, точечны. На мой взгляд, неплохо, что обращение ряду уже верифицированных позиций представлено в работе, это объективирует информационный срез, ориентирует на должно правильное принятие материала. Большая часть суждений выверена, научно оправдана: например, «впервые термин «сinéma du look» использовал французский кинокритик Рафаэль Бассан в журнале La Revue du Cinéma в 1989 г. Первоначально к этой «новой волне» французского кино 1980-х гг. отнесли триумвират режиссёров, схожих по своему кинематографическому стилю и художественным приёмам - Люка Бессона, Леоса Каракса и Жан-Жака Бенекса, однако позже к ним добавили ещё одну значительную фигуру французского кино - Жана-Пьера Жёне», или «проанализировав (поправит!!!) «Сеанс» и «Искусство кино» за период существования направления «сinéma du look», мы обнаружили, что материалы, упоминающие данный термин, появились в «Искусстве кино» в 1993 г. В издании «Сеанс» публикации о данном кинематографическом направлении датируются 2011 по 2021 гг. За рассматриваемый период (1993 – 2022 гг.) в журналах «Сеанс» и «Искусство кино» на фоне изобилия рецензий и обзоров, посвященных разнообразным направлениям современного кинематографа, зарубежного и отечественно, нами были обнаружены 12 рецензий, посвященных французскому течению «cinéma du look». 5 публикаций размещены в журнале «Сеанс», 7 публикаций содержатся в журнале «Искусство кино», или «Леос Каракс является ещё одним режиссёром, принадлежащий «новой новой волне» («кинематограф внешнего вида»). Рассмотрим рецензии на его работы в российских изданиях о кино «Сеанс» и «Искусство кино». В качестве примером возьмём следующие работы: трилогия об Алексе («Парень встречает девушку» (1984 г.), «Дурная кровь» (1986 г.), «Любовники с нового моста» (1991 г.) и его последний фильм «Аннетт» (2020 г.)» и т.д. Работа полновесна, целостна, интересна; данный материал можно активно использовать в рамках изучения курсов по теории современного киноискусства, практике рецепции медиа. Подводя итоги нашему исследованию, необходимо отметить, что несмотря на весьма скромное место в современном Интернет-пространстве, журналы «Сеанс» и «Искусство кино» сохраняют свое реноме как высокопрофесссиональные издания, посвященные кинокритике, к которых можно найти материалы, посвященные такому нишевому направлению французского кинематографа, как «сinéma du look». В финальном блоке автор отмечает, что «согласно нашим подсчетам, в рассмотренных нами публикациях журналов «Сеанс» и «Искусство кино» положительно критики оценивают 62% «кинематографа внешнего вида», и 8% составляют негативные отзывы о фильмах (см. Рис. 5). Российские критики отмечают тенденции снижения, самоповтора, характерные для данного направления французского кинематографа. Творчество Л. Бессона является, по мнению критиков данных изданий, примером выхода не передний план прежде всего зрелища, что превратило Л. Бессона в представителя массового французского кинематографа. При этом такие авторы, как Леос Каракс, Жан-Жак Бенекс и Жан-Пьер Жене, скорее, относятся к авторскому кино». С данным утверждением сложно не согласиться, тем более, что оно логически вытекает из основной части. Работа имеет явные приметы практической канвы, она выдержана в рамках научного сочинения, серьезная правка излишня. Рекомендую рецензируемую статью «Кинорецензии, посвященные «сinéma du look» - качественная российская кинокритика (на примере журналов «Сеанс» и «Искусство кино»)» к открытой публикации в научном журнале «Litera».