Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Деятельность и влияние советских музыкантов на образование в Шанхайской консерватории

Чжиюань Гуань

Аспирант, Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

141134, Россия, Москва область, г. Москва, ул. Москва, 1, оф. Радужная

Zhiyuan Guan

Graduate student, Lomonosov Moscow State University

141134, Russia, Moscow region, Moscow, Moscow str., 1, of. Raduzhnaya

ts2005@yandex.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2022.8.38561

EDN:

NCTVEC

Дата направления статьи в редакцию:

01-08-2022


Дата публикации:

08-08-2022


Аннотация: Статья посвящена изучению различных аспектов деятельности и влияния советских музыкантов на музыкальную культуру и образование Шанхая. Автор приходит к выводу о том, что русские музыканты сыграли важную роль в становлении музыкальной жизни Шанхая и в целом всего Китая. Они способствовали распространению русской и европейской культурной и исполнительской традиции, распространяли произведения русских и европейских авторов, знакомили своих учеников с шедеврами мирового музыкального искусства. Традиции, заложенные русскими музыкальными деятелями в начале ХХ века, продолжили и укрепили советские специалисты, воспитавшие целую плеяду выдающихся музыкантов в Китае.   Особую роль сыграло укрепление русско-китайских связей после 1949 года. Многие советские музыканты были отправлены в КНР по соглашению стран. Среди них были выдающиеся педагоги и музыканты: Д. М. Серов, К.Н. Дмитревская, С. Г. Делициев, Н. Н. Делициева, Ф. Г. Арзаманов, И. Г. Беридзе и др. Они помогали разрабатывать учебные планы и программы, выступали с лекциями, докладами, проводили консультации и вели преподавательскую и организационную деятельность. Новизна статьи заключается в том, что в ней впервые предоставляются сведения о работе перечисленных советских музыкантов и проводится анализ их влияния на образования в Шанхайской консерватории.


Ключевые слова:

советские музыканты, эмиграция, Китай, китайское музыкальное образование, Шанхай, Шанхайская консерватория, китайское музыкальное искусство, Серов, Дмитревская, Делициев

Abstract: The article is devoted to the study of various aspects of the activities and influence of Soviet musicians on the musical culture and education of Shanghai. The author comes to the conclusion that Russian musicians played an important role in the formation of the musical life of Shanghai and in general of the whole of China. Russian and European cultural and performing traditions were promoted by them, works of Russian and European authors were distributed, and their students were introduced to the masterpieces of world musical art. The traditions laid down by Russian musical figures at the beginning of the twentieth century were continued and strengthened by Soviet specialists who brought up a whole galaxy of outstanding musicians in China. The strengthening of Russian-Chinese relations after 1949 played a special role. Many Soviet musicians were sent to China by agreement of the countries. Among them were outstanding teachers and musicians: D. M. Serov, K.N. Dmitrevskaya, S. G. Delitsiev, N. N. Delitsieva, F. G. Arzamanov, I. G. Beridze, etc. They helped to develop curricula and programs, gave lectures, reports, held consultations and conducted teaching and organizational activities. The novelty of the article lies in the fact that for the first time it provides information about the work of the listed Soviet musicians and analyzes their influence on education at the Shanghai Conservatory.


Keywords:

soviet musicians, emigration, China, chinese music education, Shanghai, Shanghai Conservatory, chinese musical art, Serov, Dmitrevskaya, Deliciev

Три китайских города – Харбин, Шанхай и Тяньцзин – стали первыми, в которых появились высшие учебные музыкальные заведения. Во многом заслуга подъема музыкального образования принадлежала русской эмиграции. Различные деятели культуры, покинувшие родную страну, положили начало профессионального музыкального образования в Китае.

Проблема деятельности и влияния русских музыкантов в Китае является актуальной в виду усиления межкультурной коммуникации между странами. Всё больше студентов из Китая стремится получить в Российских вузах музыкальное образование, которое ценится во всем мире. Начало этой традиции было положено в ХХ веке, когда русские эмигрировавшие музыканты начали обучать китайских студентов.

Во многих работах русских и китайских авторов рассматривается проблема становления музыкального искусства в Китае. Среди них – статьи, диссертационные исследования и монографии [1 – 15]. Что касается деятельности и влияния советских специалистов в Шанхае, то данный вопрос требует более глубокого и широкого рассмотрения.

В данной статье мы сосредоточимся на деятельности советских музыкантов, которые продолжили начатую в начале ХХ века работу русских белоэмигрантов, сформировавших новый пласт профессионального музыкального образования в Китае.

Шанхай был вторым городом, в котором появилась своя Консерватория после Харбина. Ключевым событием первой половины ХХ века в китайском музыкальном образовании стало открытие первой китайской национальной консерватории в Шанхае в 1927 году (сначала заведение называлось «Государственный музыкальный колледж»), в задачи которой, среди прочих, входило «импортировать мировую музыку, упорядочить национальную музыку» [1, c. 138]. Здесь продолжалось становление профессионального музыкального образования с начала 20-30-х годов ХХ века, зачатки которого были заложены в Харбине. Консерватория положила начало профессионального музыкального образования в Шанхае, а также во всем Китае.

Консерватория в Шанхае базировалась на системе образования и преподавания европейских консерваторий (в частности, России, Франции и Германии). Студенты обучались на четырех факультетах: фортепианном, вокальном, скрипичном и композиторском. Позднее добавились и остальные факультеты (духовой, хоровой и др.). Исследователь Ли Юе отмечает: «Обобщая работу европейских и американских музыкальных колледжей, здесь соединили вместе западную кредитную систему и систему технической модернизации, а в учебном плане были отражены и западная, и традиционная китайская музыка» [2, с. 227].

В Шанхайской консерватории не только обучали музыке – здесь также велась научная и издательская деятельность, проходили многочисленные просветительские концерты. В стенах Консерватории начал выпускаться журнал «Звук» и «Искусство музыки» [2, с. 227]. Благодаря издательской деятельности различных бюро и издательств в Шанхае[1], было опубликовано немалое количество переведенных на китайский язык трудов советских авторов, музыковедов и исполнителей по методике преподавания, истории музыки и другим смежным предметам. Среди прочих книг отметим издание трудов И. В. Способина[2] – «Музыкальная форма» (1947), «Элементарная теория музыки» (1951), «Практический курс гармонии» (1934); «краткий музыкальный словарь» А. Н. Должанского, «Основы оркестровки» Н. А. Римского-Корсакова, «Основы скрипичной аппликатуры» И. М. Ямпольского, «Эстетические проблемы советской музыки» Ю. А. Кремлева и др. Издания советских авторов удовлетворили необходимость и нехватку учебных материалом для профессионального музыкального образования в КНР и заложили прочный фундамент для будущей китайской музыкальной культуры.

У истоков музыкального образования в Харбине стоял Сяо Юмей[3] – композитор, педагог, музыкант (скрипач). С 1929 года он занимал пост ректора Шанхайской консерватории, а также преподавал такие предметы, как композиция, гармония, история музыки и оркестровка [3, с. 125].

Несмотря на то, что Консерватория во многом была ориентирована на западные образцы, в ней присутствовало национальное зерно, и китайская культура развивалась наряду с европейской. Так, каждый студент должен был освоить национальный музыкальный инструмент, а произведения китайских композиторов входили в программу обучения [4, с. 12]. Освоению национальной китайской традиции способствовали занятия по литературе, поэзии и истории китайской музыки. Помимо этого студенты могли посещать занятия по педагогике, методике преподавания, психологии и др.

Многие приезжие музыкальные трудились в стенах Шанхайской консерватории, развивая китайское музыкальное искусство. Состав учеников консерватории был многонациональным, а обучение велось на трех языках: китайском, английском и русском. В 1930-х годах в преподавательском составе консерватории преобладали русские педагоги-эмигранты. Это были музыковеды, пианисты, вокалисты, преподаватели струнных и духовых инструментов [5, с. 11-13]. Некоторые из них стали основателями целых направлений и музыкальных школ, среди них – А.Н. Черепнин, Б.С. Захаров, Е. Левитина, В.Г. Шушлин, А.Н. Печенюк, С.С. Аксаков, З.А. Прибыткова, И.П. Шевцов, Е.Г. Гравитская, Е.И. Селиванова, Б.М. Лазарев, В.В. Сарычев, В.А. Чернецкая, С.И. Швайковский, А.С. Спиридонов и др. [6, с. 34]. Примечательно, что с 1935 года Консерватория полностью перешла на русскую программу преподавания [7, c. 137-138]. Наряду с большим числом иностранных преподавателей, число педагогов-китайцев постепенно росло. Это были музыканты, получившие образование за рубежом.

В 1949 году состоялось провозглашение КНР – Китайской народной республики. Власти обратили особое внимание на музыкальное воспитание граждан. Во всех музыкальных учебных заведениях появились отделения народного пения и исполнительства на народных инструментах.

После революции 1949 года русско-китайские связи значительно укрепились. Сотрудничество с СССР стало более плотным, поэтому многие советские музыканты выезжали в Китай. Они обучали китайских студентов, которые затем продолжали обучение в лучших вузах СССР.

27 марта 1950 года Китай и Советский Союз подписали китайско-советское соглашение об условиях работы советских специалистов в Китае, и с этого момента термин «советские музыкальные специалисты» вошел в историю музыки. Студенты из различных профессиональных музыкальных учреждений Китая приезжали со всей страны, чтобы получить ценные знания и навыки у советских музыкантов. В свою очередь, преподаватели из СССР делились своим опытом, давали важные рекомендации в области исполнительской культуры, способствовали совершенствованию системы преподавания и образования, создания кафедр, разработки учебных программ, планов и методических пособий.

Важную роль сыграли в то время выдающиеся советские педагоги-пианисты: Д. Серов, А. Татулян, К. Дмитревская, Т. Кравченко, Б. Захаров и многие другие. Педагоги их СССР воспитали музыкантов, которые продолжили формирование профессионального музыкального образования в Китае, поэтому их роль можно смело называть «определяющей» [8, с. 23]. Б. Захаров обучил таких выдающихся музыкантов, как Дин Шандэ, Ли Сянмин, У Лэи, учениками Т. Кравченко были Инь Ченцзуна, Лю Шикуня, Гу Шэнин.

Среди скрипачей отметим С. Микитянского, И. Беридзе, П.Н. Макаренко, виолончельную школу представляли В. Червова и др. Среди педагогов-вокалистов были П. Медведев, Н. Делициева; дирижеров – В. Балашов и С. Делициев; преподавателей музыкально-теоретических дисциплин – Б. Арапов, Ф. Арзаманов, Л. Гуров, К. Дмитриевская, А. Кандинский, А.Г. Бегиджанов [1, c. 274-275].

В результате работы советских специалистов в консерватории Шанхая появились новые кафедры: дирижирования, музыковедения, народных инструментов., а также новые специальности: хоровое дирижирование, ударные инструменты и музыкальный менеджмент.

Специалисты из Советского Союза помогали молодым преподавателям различных учебных заведений (в том числе школ и колледжей) повышать свое профессиональное мастерство, а также выпускали молодых талантливых музыкантов, которые становились лауреатами международных конкурсов, занимая призовые места на музыкальных соревнованиях.

Советские пианисты сформировали русскую фортепианную школу в Китае, которая отличалась особыми образными, художественными, техническими признаками. Так, китайские студенты отмечали особую «советскую весовую игру» (Чжоу Гуанжэнь) [9, c. 49], «мощную игру» (Хуан Пин) [9, c. 56], «великолепный, богатый звук с широкой фразировкой» и «сильными эмоциями» (Ланг Ланг) [10, c. 159, 257]. Эта неповторимая мощь, присущая русской исполнительской манере игры, накладывала свой отпечаток на стиль китайской исполнительской школы – как фортепианной, так и инструментальной в целом.

Среди пианистов, работавших в Шанхайской консерватории, выделим Д. М. Серова (работал с 1954 по 1956 годы). Он выстраивал свои занятия со студентами по принципу «от простого к ложному». Самым важным он считал развитие в своих учениках музыкальности, поэтому даже технические упражнения исполнялись с постоянным слуховым контролем и стремлением к художественной выразительности. Серов стремился приучить пианистов к автоматизму в игре, чтобы можно было сосредоточиться на художественной стороне. Глубокое погружение в образ, считал педагог, делает его выразительнее. Отказываясь от механистического пути и упражнений Ганона, Серов призывал к развитию воображения и творческого начала у ученика. Упражнения для тренировки пальцевой и прочей мелкой техники требовали красивого звука и осмысленной игры. Серов придерживался тех принципов, которые были присущи всем советским педагогам: техника и музыка были неразделимы.

Помимо преподавательской деятельности, Серов проводил методическую работу на кафедре фортепиано в Шанхайской консерватории. Он давал рекомендации по организации преподавания, учебному плану, выбору учебных материалов, методам обучения и другим деталям преподавания, помогая кафедре фортепиано развивать и совершенствовать свою программу преподавания и учебный план. Серов был одним из инициаторов организации классов камерного ансамбля для пианистов и студентов остальных отделений (струнного и духового). Он также предложил создать классы по обучению игре на народных инструментах и высказал мнение, что необходимо создать аналогичные классы в начальной школы, чтобы готовить кадры для народных оркестров.

К.Н. Дмитревская, доцент Ленинградской консерватории и специалист по теории советской музыки, работала советником в Шанхайской музыкальной консерватории с марта 1956 по июнь 1956 года по плановому двухгодичному контракту, который позже был изменен на четырехмесячный. Несмотря на довольно короткий срок, Дмитриевская оказала большое влияние на учебный и педагогический процесс Шанхайской консерватории. Она работала с учебными планами по теории и истории музыки, исполнительскому искусству, методике преподавания, сольфеджио. Кроме того, Дмитриевская читала студентам Шанхайской консерватории курс методики преподавания сольфеджио, принимала участие в организации студенческого научного общества, выступала с докладами перед преподавателями и профессорами Консерватории.

Важную роль в области симфонического дирижирования сыграл С. Г. Делициев – главный дирижер Оперной студии имени К. С. Станиславского при Большом театре (г. Москва) и дирижер Всесоюзного Радиокомитета. Он проработал в Шанхайской консерватории с октября 1956 года по июнь 1958 года. Делициев вел активную преподавательскую и концертную деятельность, работал в Шанхайской консерватории музыки и Шанхайском симфоническом оркестре в качестве дирижера, педагога и художественного руководителя. Его сопровождала супруга Н. Н. Делициева, которая была художественным руководителем отделения вокальной камерной музыки и Шанхайского хора.

Делициев выступал со статьями в печати, писал о своей работе в Шанхае, а также состоял членом музыкальной секции Союза обществ дружбы и культурных связей с зарубежными странами. Его особой заслугой стало создание оперных классов и дирижерского отделения по аналогии с Московской консерваторией, а также улучшение стандартов обучения преподавателей дирижирования и помощь в подготовке Шанхайского симфонического оркестра и симфонического оркестра Консерватории.

Работая с китайскими студентами, Делициев придерживался советской методики преподавания. Различные студенты получали разную программу, которая соответствовала курсу, в основном – классические произведения русских и европейских композиторов. Предварительно проводился стилистический анализ, знакомство с композитором, его творчеством и биографией, историей создания произведения. Затем проводилась работа с дирижерскими требованиями и проработка дирижерских жестов.

Делициев помогал в организационной работе оркестра, исполняя роль художественного руководителя: составлял концертные и обучающие программы, планировал репетиции. Результатом работы Делициева стала налаженная работа дирижерского отделения и оперного класса.

Его жена Н. Н. Делициева – выпускница Ленинградской консерватории – была пианисткой и певицей, преподавала класс камерного пения в РАМ им. Гнесиных. Вместе с мужем Делициева помогала в создании в Шанхайской консерватории оперного класса на вокальном отделении, руководила оперным классом и классом камерного пения. Работала с китайскими студентами над репертуаром, интерпретацией, анализом содержания музыки, знакомила их с системой К. С. Станиславского.

В области теории музыки в Шанхайской консерватории работал советский специалист-музыковед Ф. Г. Арзаманов (с декабря 1956 по июнь 1958 года). Он вел курсы полифонии и анализа для китайских студентов, обучая их советским методам и приемам. На занятиях по полифонии студенты Арзаманова писали фуги в китайском национальном стиле, а на предмете «анализ форм» исследовали не только структуру, но и содержание произведения, используя для анализа китайские сочинения. Таким образом, Арзаманов, наряду с преподавательской деятельностью, внес большой вклад в теоретическое осмысление формы и содержания китайских произведений, а также в преподавание теории китайской музыки.

На кафедре скрипичного искусства в Шанхайской консерватории работал И. Г. Беридзе – советский скрипач, педагог. Он проработал с сентября 1959 по сентябрь 1961 года, обучая восемь студентов, в том числе Чжэн Шишэна и Юй Лина, которые стали известными скрипачами. Под руководством Беридзе проводилась работа над методикой преподавания и исполнительским искусством. Помимо занятий со студентами Беридзе выступал с докладами, проводил консультации, работал над учебной и исследовательской деятельностью, руководил струнным квартетом.

На методическом уровне советские педагоги сталкивались с различными трудностями. Например, студенты фортепианного факультета легче осваивали технические навыки игры и теоретические знания, однако вопросы интерпретации европейских и русских произведений давались им намного сложнее. Китайским исполнителям был чужд новый, непривычный эмоциональный мир.

Другая причина заключалась в том, что во многих школах Шанхая, а также Пекина и Харбина, упор делался именно на освоение технической, а не содержательной стороны произведений. Пианисты разучивали этюды и упражнения Черни, Бейера (в Шанхае этот принцип преподавания был у Марио Пачи [11, с. 24].

Нужно отметить, что и в современном исполнительском искусстве сохранилась данная проблема, когда развитию технических навыков уделяется много времени, тогда как содержание и смысл произведения остается иногда за кадром. Это приводит к тому, что музыканты, исполняющие произведение, играют очень виртуозно, громко, быстро, бойко, но не понимают музыку, не чувствуют ее стиль, не знают ничего о композиторе и эпохе… Это подтверждают слова знаменитых музыкантов. По словам Сюй Бо, европейская фортепианная педагогика в Китае «вплоть до наших дней ориентир на силу рук, техническое оснащение беглости пальцев» [11, с. 25].

Русская исполнительская школа содержала в себе гармоничный баланс музыкальных и технических задач, что оказало впоследствии влияние на китайскую педагогику [12, с. 107].

В результате ухудшения политической обстановки и охлаждения отношений между КНР и СССР, сотрудничество музыкантов прекратилось в начале 60-х годов. Поэтому наиболее плодотворным периодом работа советских музыкантов можно считать 40-60-е годы ХХ века. В результате деятельности советских специалистов по различным направлениям – фортепиано, вокал, скрипка, дирижирование, теоретические предметы – в Шанхайской консерватории повысился уровень профессионального мастерства студентов и преподавателей, появились новые учебные программы и планы, соответствующие мировым стандартам. Студенты, повышая свое мастерство и расширяя кругозор, получили возможность побеждать на различных международных конкурсах и составлять конкуренцию своим европейским коллегам.

Шанхайская консерватория, наряду с Центральной, стала бесспорным лидером в области профессионального музыкального образования в Китае. Сильный педагогический состав Шанхайской консерватории привлекал талантливых студентов со всей страны. Важную роль в этом сыграли специалисты из СССР, которые внесли весомый вклад в музыкальное образование Китая. Это влияние на музыкальную карьеру Китая было более обширным и систематическим, чем влияние иностранных музыкантов из других страх.

[1] Книжный магазин Ванье, Книжный магазин «Правда», Издательство новой литературы и искусства, Китайское молодежное издательство, Шанхайское издательство литературы и искусства и др.

[2] Игорь Владимирович Спосообин (1900-1954) — советский музыковед, теоретик музыки и педагог. Кандидат искусствоведения, профессор Московской консерватории. Автор популярных учебников элементарной теории музыки, гармонии, музыкальной формы.

[3] Сяо Юмэй (萧友梅, 1884-1940) – музыкант, уроженец провинции Гуандун на юге Китая. Он проходил обучение в Японии и Германии, освоил там теорию композиции и педагогику.

Библиография
1. Цзо Чжэньгуань. Русские музыканты в Китае. – М.: Композитор, 2014. – 335 с.
2. Ли Юе. Китайское музыкальное образование в ХХ веке и его состояние на рубеже ХХ-ХХІ веков // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. – 2017. – №40. – С. 225 – 231.
3. Чжан Цин. Сяо Юмэй – основатель музыкального образования современного Китая // Инновационная наука и современное общество: Междунар. научн.-практич. конф. 21-22 авг. 2013 года. – Уфа: РИЦБАШГУ, 2013. – С. 209-214.
4. Мао Юйжунь. Музыкальные эссе Мао Юйжуня. – Шанхай: Шанхайское музык. изд-во, 2007. – 184 с.
5. Дин Шандэ. Краткая история Шанхайской консерватории. – Шанхай: Изд-во Шанхай. консерватории, 1987. – 149 с.
6. Хисамутдинов А.А. Театральное и музыкальное искусство русской эмиграции в Шанхае // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2017. – №3. – С. 33 – 40.
7. Дивеева Г.А. Шанхайская национальная консерватория в 1920–1940-е гг.: к проблеме взаимодействия с традициями российского музыкального образования // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). – 2014. № 1. – С. 137-140. – С. 137-138.
8. Айзенштадт С. В. О роли русской фортепианной школы в процессе художественного формирования пианистического искусства Китая и Японии // Источник Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2015. – № 3 (53): в 3-х ч. Ч. I. – C. 22-27.
9. Хуан Пин. Влияние русского фортепианного искусства на формирование и развитие китайской пианистической школы. – СПб.: Астерион, 2009. – 159 с.
10. Lang Lang, Ritz D. Journey of a Thousand Miles: My Story. – N. Y.: Spiegel & Grau, 2009. – 276 p.
11. Сюй Бо. Феномен фортепианного исполнительства в Китае на рубеже XX-XXI веков: дисс. … канд. иск. – Ростов-на-Дону, 2011. – 149 с.
12. Хуан Сяньюй. Система музыкального образования в Китае // Вестник СПбГИК. – 2012. – №2. – С. 105-107.
References
1. Zo Zhenguan. Russian musicians in China. Moscow: Compose Publ., 2014. 335 p. (In Russ.)
2. Li Yue. Chinese musical education in the newest times. Development of the pedagogical musical education in the 20th century and the situation in it on the turn of the 20-21th centuries // Bulletin of the Kemerovo State University of Culture and Arts, 2017, no. 40, pp. 225-231. (In Russ.).
3. Chzhan Tsin. Xiao Yumei – founder of the musical education of modern China // Innovative science and modern society. International Scientific and Practical Conference on August 21-22, 2013. Ufa, RITsBAShGU Publ., 2013, pp. 209-214. (In Chin.).
4. Mao Yuyzhun'. Musical essays by Mao Yuujun. Shanghai, Shankhayskoe muzykal'noe izdatel'stvo, 2007. 184 p. (In Chin.).
5. Din Shande. A Brief History of the Shanghai Conservatory. Shanghai, Izdatel'stvo Shankhayskoy konservatorii Publ., 1987. 149 p. (In Chin.).
6. Khisamutdinov A.A. theatre and musical art of Russian emigrants in Shanghai // Humanities Research in the Russian Far East, 2017, №3, рр. 33 – 40. (in Russ.)
7. Diveeva G.A. Shanghai National Conservatory, 1920-1940, Obschestvo. Sreda. Razvitie (Terra Humana), 2014, no. 1, pp. 137-140. (in Russ.)
8. Aizenshtadt S. А. On role of the Russian piano school in process of artistic formation of piano art of China and Japan // Historical, Philosophical, Political and Law Sciences, Culturology and Study of Art. Issues of Theory and Practice. Tambov: Gramota, 2015, № 3, Part 1, рр. 22-27. (in Russ.).
9. Juan Ping. The influence of Russian piano art on the formation and development of the Chinese piano school. St. Petersburg: Asterion Publ., 2009. 159 p. (in Russ.).
10. Lang Lang, Ritz D. Journey of a Thousand Miles: My Story. – N. Y.: Spiegel & Grau, 2009. – 276 p. (in English).
11. Syuy Bo. The Phenomenon of Piano Performance in China at the Turn of the 20th and 21st Centuries: Dissertation for the Degree of Candidate of Arts. Rostov-na-Donu, 2011. 149 p. (in Russ.).
12. Xian Yu Huang. System of musical education in China // Vestnik of Saint-Petersburg State University of Culture, 2012, №2, рр. 105-107. (in Russ.).

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная на рецензию статья посвящена роли советских музыкантов в становлении профессионального музыкального образования в Китае, в частности – в Шанхае. Автор справедливо указывает на важнейшую роль Шанхайской консерватории для профессионального музыкального образования в Китае в целом. В опоре на методы историко-сравнительного анализа автор работы реконструирует процесс становления образовательного процесса в Шанхайской консерватории, который проходил под непосредственным влиянием советских музыкантов. В статье убедительно раскрывается историко-культурный контекст, обусловивший значимую роль именно музыкантов их Советского союза. Показаны политические процессы, как внутри страны, так ис позиций взаимодействия с СССР. Отмечена роль в предпосылках создания консерватории русских педагогов-эмигрантов.
Подробно автор статьи разбирает роль отдельных советских музыкантов, которые стали основателями целых направлений и музыкальных школ в Шанхайской консерватории.
Характеризуя русскую фортепианную школу, утвердившуюся в Китае, в статье подчеркиваются ее образные, художественные и технические признаки.
Автор останавливается на рассмотрении классов симфонического дирижирования и оперного пения, особенностей становления струнной смычковой школы.
Специалисты по теории советской музыки вели в консерватории Шанхая курсы сольфеджио, полифонии, музыкального анализа, активно участвовали в простройке учебного плана.
Также благодаря работе советских специалистов в консерватории появились новые кафедры: дирижирования, музыковедения, народных инструментов, а также новые специальности: хоровое дирижирование, ударные инструменты и музыкальный менеджмент.
В целом, подчеркивается, что советские музыканты в работе в Шанхайской консерватории придерживались советской методики преподавания.
Интерес представляет анализ методических трудностей, с которыми пришлось столкнуться советским музыкантам. В частности, достаточно сложно китайским студентам давались вопросы интерпретации европейских и русских произведений. Сложности возникали и при освоении содержательной стороны произведений (по различным музыкальным специальностям). Так как, в отличие от советской школы, во многих школах Шанхая, а также Пекина и Харбина, упор делался именно на освоение технической стороны произведений. Тем не менее, русская исполнительская школа показала ценность гармоничного баланса музыкальных и технических задач, что оказало впоследствии влияние на китайскую педагогику.
Таким образом, в статье убедительно доказывается, что именно советские музыканты сыграли решающую роль в становлении профессионального музыкального образования в Шанхайской консерватории, что закрепило за ней позицию лидера профессионального музыкального образования Китая.
Реконструкция русско-китайских связей в сфере музыкального образования, позволяет лучше понять и современные процессы, чем обусловлена актуальность работы.
Небольшой технической редакторской правки требуют некоторые предложения. Например: «Педагоги их[з] СССР воспитали музыкантов, которые продолжили формирование профессионального музыкального образования в Китае». «Он выстраивал свои занятия со студентами по принципу «от простого к [с]ложному». «Поэтому наиболее плодотворным периодом работа[ы] советских музыкантов можно считать 40-60-е годы ХХ века». [2] Игорь Владимирович Спосообин
Несмотря на некоторые замечания рецензента, статья представляет интерес для читательской аудитории, выстроена логично, библиография соответствует содержанию. Статья может быть рекомендована к публикации.