Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Культура и искусство
Правильная ссылка на статью:

Развитие китайского искусства резьбы по нефриту до 3 века н. э.

Ван Ци

аспирант, кафедра Искусствоведение, Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия имени А.Л. Штиглица

191186, Россия, Санкт-Петербург автономная область, г. Санкт-Петербург, пер. Соляной, 13

Wang Qi

Postgraduate student, Department of Art History, St. Petersburg State Art and Industrial Academy named after A.L. Stiglitz

191187, Russia, Sankt-Peterburg avtonomnaya oblast', g. Saint Petersburg, Solyanoy per., 13.

386944349@qq.com
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2454-0625.2022.4.37819

Дата направления статьи в редакцию:

08-04-2022


Дата публикации:

01-05-2022


Аннотация: Настоящая работа посвящена изучению развития и эволюции древнего китайского нефритового искусства до 3 века н. э. В древнем китайском обществе нефрит служил не просто декоративным элементом, он выполнял функцию идентификации личности и языковой коммуникации. В данном исследовании анализируются происхождение и технические характеристики нефритового искусства, а также художественные характеристики разных тем в разные периоды (С технической точки зрения наибольшей популярностью при изготовлении нефритовых изделий пользовалась глубокая гравировка инькэ, используемая для создания декоративных элементов изделий, нанесение резьбы или рельефа), развитие нефритового искусства является свидетельством исторического развития Китая, оно тесно связано с теократическим политическим режимом древнего государства. Основный вывод этого исследования заключается в том, что автор подтвердил, что китайская нефритовая культура оказывает глубокое влияние на художественный стиль нефрита, анализируя характеристики нефрита в разные периоды, а идеология является одним из важных факторов, влияющих на развитие нефрита. Новизна исследования заключается в том, что автор подчеркивает культуру «погребального нефрита» в развитии китайского нефритового искусства и «погребальное искусство» в китайской нефритовой культуре. В то же время это подчеркивает важность, придаваемую “людям”, что может представлять интерес для специалистов, занятых в соответствующей исследовательской области.


Ключевые слова:

Китайский нефрит, развитие, искусство, украшение, мастер, культура, история, погребальный нефрит, фигурка, предмет

Abstract: This work is devoted to the study of the development and evolution of ancient Chinese jade art up to the 3rd century A.D. In ancient Chinese society, jade served not just as a decorative element, it performed the function of personal identification and communication. This study analyzes the origin and technical characteristics of jade art, as well as the artistic characteristics of different themes in different periods (From a technical point of view, the most popular in the manufacturing of jade products was the deep engraving of yinke, used to create decorative elements of products, carving or relief), the development of jade art is evidence of the historical development of China, it is closely related to it is connected with the theocratic political regime of the ancient state. The main conclusion of this study is that the author confirmed that the Chinese jade culture has a profound influence on the artistic style of jade, analyzing the characteristics of jade in different periods, and ideology is one of the important factors influencing the development of jade. The novelty of the research lies in the article that the author emphasizes the culture of "funerary jade" in the development of Chinese jade art, and "funerary art" in Chinese jade culture. At the same time, author emphasizes the importance attached to "people", which may be of interest to specialists engaged in the relevant research areas.


Keywords:

Chinese Jade, development, art, decoration, master, culture, history, funerary jade, figure, object

Искусство резьбы по нефриту уходит корнями в далекое прошлое. Нефрит был открыт людьми в глубокой древности: они изучали минерал, находили способы его применения, предпринимали попытки его осмысления и познания, а затем наделили его этическим, правовым и религиозным смыслом. С появлением искусства резьбы по нефриту этот камень стал символом традиций, могущества и божественности, а также важной составляющей социальной культуры. В данной статье автор проанализирует этапы развития нефрита в разные периоды на основе художественных характеристик нефрита.В настоящее время систематических и художественных исследований нефрита в Китае немного. Целью данного исследования является : В первую очередь, ввести в оборот российского искусствознания новые материалы о современных разработках научного направления (геммология), которое сегодня приобрело международное значение. Во-вторых, показать развитие и собенность искусства резьбы по нефриту в китайской культуре.

Задачи статьи определяются основной целью научного исследования: В первую очередь, конкретизировать (расширять) изучение и понимание Китайского искусства современного научного направления - "геммология". Во-вторых, показать специфические характеристики произведений искусства в нем систематически, вырезанных из нефрита в разные периоды, а также особое значение культуры захоронения нефрита в эпоху династии Хань.

В истории развития древнекитайского искусства обработки нефрита можно выделить три ключевого периода до 3 века н.э. : нефритовые изделия первобытного общества, нефритовые изделия рабовладельческого общества, нефритовые изделия эпохи Сражающихся царств (476/403–221 гг. до н. э.) и династии Хань (206 гг. до н.э. - 220 гг. н.э.).

Самые ранние образцы нефритовых украшений, относящиеся к периоду зарождения нефритового искусства, датируются эпохой раннего неолита. Этот камень получил в обществе широкое распространение, а нефритовая культура сформировалась в эпоху среднего и позднего неолита. Именно в этот период в бассейнах рек Хуанхэ, Янцзы и Ляохэ было обнаружено большое количество нефритовых артефактов. Спустя тысячелетия после зарождения, становления и трансформации первобытного общества, на последнем этапе его развития искусство производства нефритовых изделий явило миру высочайшие образцы, такие как нефритовый полудиск хуан (илл. 1, высота 5,2 см, длина 10,6 см, толщина 0,3 см), нефритовая статуэтка дракона [3, c.102] (илл. 2, высота 25,5 см, ширина 21,8 см, длина 60 см, диаметр 2,2-2,5 см). Указанные изделия являются свидетельством повышения материального и культурного уровня жизни первобытного общества.

7

илл.1

8

илл.2

В данный период для изготовления изделий из нефрита, как правило, применяли технологии шлифовки, перфорирования, сверления, огранки, полировки и многие другие, появились работы с выгравированными узорами, рельефы, круглые скульптуры. Это доказывает, что на технологическом уровне того периода был достигнут навык следования первоначально заданной форме, а используемые методы выражения включали в себя приемы реалистического изображения и гиперболизации. Развитие искусства обработки нефрита в первобытном обществе было напрямую связано с пониманием людьми окружающей жизни и отражало общественную идеологию того времени. С появлением системы частной собственности нефрит стал признаком культуры.

В эпоху рабовладельческого общественного устройства нефрит лег в основу формирования ремесленного производства, включавшего достаточно крупные ремесленные мастерские и бригады мастеров. Технология изготовления нефритовых изделий постоянно совершенствовалась, процессы моделирования и декорирования усложнялись. В этот период широкую популярность приобрели сырьевые материалы, используемые для изготовления нефритовых изделий: синий камень, аметист, малахит, наньянский нефрит, хэнаньский нефрит и десятки других полудрагоценных камней.

В эпоху рабовладельческого строя нефритовые изделия заняли важное место в высших слоях общества и были в большом почете у рабовладельцев и аристократической знати. За исключением декоративной функции изделия из нефрита использовались для демонстрации социального статуса, в ритуалах жертвоприношения умершим предкам, поклонения божествам [9, c.179]. Во время раскопок усыпальницы Фу Хао (территория современной провинции Хэнань) династии Шан (около 1600-1046 гг. до н.э.) было найдено 755 изделий из нефрита [2, c. 241]. В их числе были круглые декоративные скульптуры с изображением людей и животных, ритуальная утварь, парадное оружие почётного караула, орудия, посуда и т.д.

Например, нефритовая статуэтка «Сидящий на коленях человек» (илл. 3) имеет высоту 7 см и ширину 3,5 см. Она представляет собой сидящего человека, обхватившего обеими руками колени, с длинной косой, обернутой вокруг макушки, и выгравированным на лбу навивочным барабаном, похожим на плоский венец. Длинное и узкое лицо, тонкие брови, широкий нос, глаза, по своей форме напоминающие иероглиф «臣» (сановник), маленький рот, строгое и почтительное выражение лица. Герой одет в длинный халат с широким поясом, украшенным ромбическим рисунком, на плечах выгравирован узор в виде животного, на правой ноге S-образный змеиный узор, а сзади вставлена широкая десятисантиметровая рукоятка в форме перистых облаков. Статуэтка была изготовлена с использованием приемов барельефной резьбы и круглой скульптуры.

9_01

илл.3

Большая часть круглых трехмерных нефритовых изделий данного периода представляла собой цилиндры или кубы с выгравированными на них рисунками, иероглифами или барельефами. Кроме того, появление бронзовой утвари в эпоху династии Шан обеспечило новые инструменты и техническую поддержку для изготовления нефритовых изделий, расширило формы выражения искусства резьбы по нефриту [6, c. 388], вывело масштабы и технологию производства нефритовых изделий на беспрецедентный уровень.

Эпоха правления династии Чжоу (1046 – 256 гг. до н.э.) знаменует закат рабовладельческого строя Китая. Среди найденных нефритовых артефактов, относящихся к данному периоду, имеются нефритовый полудиск хуан, изделия в форме меча, нефритовый заяц, фигурки в виде головы собаки или тигра [1, c.5-8]. С технической точки зрения наибольшей популярностью при изготовлении нефритовых изделий пользовалась глубокая гравировка инькэ, используемая для создания декоративных элементов изделий, нанесение резьбы или рельефа [4, c.115]. В эпоху рабовладельческого общества, при династиях Шан и Чжоу, из нефрита, как правило, изготавливали декоративные изделия, стали появляться изделия в форме посуды, на ритуальной утвари, оружии, инструментах выполнялось декоративные элементы, при этом особое внимание уделялось красоте формы. С точки зрения технологического развития были значительно усовершенствованы техники рельефного изображения и круглой скульптуры. В рабовладельческом обществе нефрит служил не просто декоративным элементом, он выполнял функцию идентификации личности и языковой коммуникации.

Эпоха Сражающихся царств (475 г. до н.э. – 221 г. до н.э.) стала периодом радикальных изменений, ознаменовавших упадок рабовладельческого строя в китайском обществе, а также становление и развитие феодального общества. При изготовлении нефритовых изделий особое внимание уделялось детальности гравировки, яркости и выразительности образов, призванных повысить художественную ценность произведений. В качестве примера можно привести «Резной нефритовый амулет в форме дракона», найденный при раскопках захоронения периода Сражающихся царств в деревне Янгун уезда Чанфэн провинции Аньхой (илл. 4, длина 21,4 см, ширина 10,9 см, толщина 0,9 см). Изделие имеет пластинчатую форму и изображает дракона, с обеих сторон которого насквозь вырезаны одинаковые узоры. Дракон изображен с открытой пастью и повернутой в обратную сторону головой, тело декорировано традиционным китайским орнаментом в виде проросших зёрен, а в его средней части имеется круглое отверстие.

10_01

илл.4

В данный период в основном использовались такие техники, как ажурная резьба, глубокая гравировка инькэ и рельеф. В декоре прослеживается системность узоров и их видоизменяемость, стандартные орнаменты дополняются новыми, выбивающимися из общей картины элементами. Узоры отличаются плавными и легкими линиями и однородной композиционной структурой [8, c.240-250]. Мастера резьбы по нефриту эпохи Сражающихся царств умели искусно комбинировать отдельно взятые характерные черты животных. Помимо геометрических форм в качестве очертания украшений они использовали фигуры драконов, фениксов и других животных, обращая особенное внимание на передачу глаз, рта, зубов и когтей. Постепенно они вышли за рамки правил, принятых в искусстве декоративного оформления династий Шан и Чжоу, и сформировали собственный художественный стиль.

В эпоху династии Хань (202 г. до н.э. – 220 г. н.э.) были унаследованы принципы формообразования и декорирования нефритовых изделий предшествующих династий, нефрит стал использоваться для изготовления предметов не только церемониально-обрядового, но и более широкого предназначения. В Ханьскую эпоху были популярны богатые пышные захоронения, поэтому большое количество нефритовых изделий было обнаружено именно при раскопках гробниц династии Хань [5,c.327]. В качестве примера отметим «Нефритовую цикаду» (илл. 5, длина 2,9 см, ширина 2,1 см, толщина 0,8 см). Изделие имеет пластинчатую форму, под брюшком цикады имеется продольный линейный узор, а также длинные крылья и выступающие с обеих сторон головы глаза. Класть кусочек нефрита в рот умершему – древний погребальный обычай. Фигурку из нефрита в форме цикады помещали в рот покойнику, тем самым желая ему перерождения.

11

илл.5

За исключением традиции использования нефрита в погребальных обрядах, во времена династии Хань широкую популярность приобрели нефритовые подвески для украшения поясов представителей аристократии, в парадной одежде стали уделять внимание красоте форм и линий, декоративность заняла важное место. Нефритовые изделия, используемые в качестве поясных украшений, как правило, имели форму персика, щитообразную форму или представляли собой медальоны в виде куриного яйца (илл. 6) (нефритовая подвеска в форме куриного яйца, династия Хань, длина 6,8 см, ширина 4,3 см), круглую, эллиптическую и другие формы. Внешние очертания изделий гармонично сочетались с нанесенным на них декором, линии узоров отличались простотой и лаконичностью, а выгравированные образы стали более живыми и выразительными[7,c.114] .

12_01

илл.6

Нефритовые изделия эпохи Сражающихся царств и династии Хань подчеркивали красоту формы. Сложившиеся до эпохи Хань формы нефритовых изделий были дополнены декоративными элементами, что обусловило трансформацию устоявшихся форм изделий, благодаря чему удалось выйти за рамки принятой ранее закостенелой, строгой и однообразной структуры нефритовых изделий. Таким образом, эта эпоха стала важным периодом в развитии китайского нефритового искусства.

Развитие нефритового искусства является свидетельством исторического развития Китая, оно тесно связано с теократическим политическим режимом древнего государства. По мере развития нефритовой культуры китайский нефрит превратился в культурный символ китайской нации, стал носителем национального духа и важной частью материальной культуры, их искусства представляет несомненный научный и практический культурологический интерес.

Библиография
1. Где Джин. Раскопки гробниц раннего Чжоу в Гао цзя бао, Цзиньян [J]. Пекин.: Издательство "Культурные реликвии", 1972, С. 5-8. 葛今. 泾阳高家堡早周墓葬发掘记[J]. 北京:文物出版社,1972年,5-8页.
2. Институт археологии Китайской академии общественных наук. Гробница Фу Хао в руинах Инь. Пекин.: Издательство культурных реликвий, 1980.-241с. 中国社会科学院考古研究所. 殷墟妇好墓[M]. 北京:文物出版社,1980年. 241页.
3. Институт культурных реликвий и археологии провинции Ляонин. Культурный объект Нюхэлян Хуншань и сущность нефрита. Пекин.: Издательство культурных реликвий, 1997.-102 с. 辽宁省文物考古研究所. 牛河梁红山文化文化遗址与玉器精粹[M].北京:文物出版社,1997年. 102页.
4. Ма Цзюсюн. Энциклопедия китайских коллекций-Древний нефрит[М]. Цзинань.: Шаньдунское научно-техническое издательство, 1997.  115 с.  马久喜. 中国收藏小百科-古玉[M]. 济南:山东科学技术出版社,1997年. 115页.
5. Редакционная коллегия Полного собрания сочинений китайского нефрита. Полное собрание сочинений по китайскому нефриту-династии Цинь, Хань, Северная и Южная династии. Шицзячжуан.: Издательство изобразительных искусств Хэбэй, 1993.-327 с. 中国玉器全集编辑委员会. 中国玉器全集·秦、汉-南北朝[M]. 石家庄:河北美术出版社,1993年, 327页.
6. Фан Цзе. Китайская резьба по нефриту. Тяньцзинь.: Издательство литературы и искусства Байхуа, 2003.-388 с. 方泽.中国玉器[M]. 天津:百花文艺出版社,2003年. 388页
7. Чжан Гуанвэнь. История нефрита. Пекин.: Издательство Запретного города, 1989. 114 с. 张广文. 玉器史话[M]. 北京:紫禁城出版社,1989年. 114页。
8. Чжао Юнкуй. Анализ воюющих царств, нефритовых статей Цинь и Хань. Пекин.: Издательство Запретного города, 2004. С. 240-250. 赵永魁. 战国、秦、汉玉器浅析[J]. 北京:紫禁城出版社,2004年. 240-250页.
9. Чжао Юнкуй. Введение с китайским нефритом. Пекин.: Китайское агентство геологических новостей, 1989.-179с. 赵永魁. 中国玉器概论[M],北京:中国地质报社,1989年. 179页.
References
1. Gye Jin. Excavations of early Zhou tombs at Gao jia bao, Jinyang. Beijing: Publishing house "Cultural relics", 1972. pp. 5-8.
2. Institute of Archeology, Chinese Academy of Social Sciences. Fu Hao's tomb at Yin Ruins. Beijing.: Publishing house of cultural relics, 1980.-241p.
3. Institute of Cultural Relics and Archeology of Liaoning Province. Niuheliang Hongshan Cultural Site and Jade Essence. Beijing: Cultural Relics Publishing House, 1997. 102 p.
4. Ma Jiuxiong. Encyclopedia of Chinese Collections-Ancient Jade. Jinan: Shandong Scientific and Technical Publishing House, 1997. 115 p.
5. Editorial Board of the Complete Works of Chinese Jade. Complete Works on Chinese Jade-Qin, Han, Northern and Southern Dynasties. Shijiazhuang: Hebei Fine Arts Publishing House, 1993.-327 p.
6. Fang Ze. Chinese jade carving. Tianjin: Baihua Literature and Art Publishing House, 2003. 388 p.
7. Zhang Guangwen. The history of jade. Beijing: Forbidden City Publishing House, 1989. 114 p.
8. Zhao Yunkui. Analysis of the Warring States, Jade Articles of Qin and Han. Beijing: Forbidden City Press, 2004, pp. 240-250.
9. Zhao Yunkui. Introduction with Chinese jade. Beijing: China Geological News Agency, 1989. 179 p

Результаты процедуры рецензирования статьи

Рецензия скрыта по просьбе автора