Библиотека
|
ваш профиль |
Психолог
Правильная ссылка на статью:
Кабанова К.В.
Традиции и их роль в развитии семьи и общества
// Психолог.
2022. № 1.
С. 72-80.
DOI: 10.25136/2409-8701.2022.1.35918 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35918
Традиции и их роль в развитии семьи и общества
DOI: 10.25136/2409-8701.2022.1.35918Дата направления статьи в редакцию: 10-06-2021Дата публикации: 17-02-2022Аннотация: Предметом исследования являются традиции и их роль в развитии семьи и общества. В статье поднимается проблема утраты культурно-исторических и семейных ценностей, сохранения и передачи национальной и семейной истории, ментальности, идентичности, биографической памяти. Целью статьи стало рассмотрение процесса трансляции культурно-исторического и социально-психологического опыта из поколения в поколение посредством традиций. Основное содержание исследования составляет теоретический анализ современных исследований в области традиций, в статье рассматривается понятие и структура феномена «традиция», процесс ее формирования, отдельное внимание уделяется семейным традициям, как одному из факторов социально-психологической безопасности семьи. Новизна исследования заключается в том, что в статье автором обобщен материал по исследуемой теме, введена авторская редакция определения традиции, обновлена проблематика развития семейных традиций как фактора стабильности семьи и психологической безопасности ее членов. По итогам исследования автором предлагается в определении традиции, помимо временного компонента (существования в нескольких поколениях), выделять ценностный компонент, представляющий ценностную составляющую традиции. Делается вывод, что традиции являются достижением и ценностью любого сообщества, любой цивилизации и культуры, семейные же традиции, выступая в роли социокультурной практики безопасности, позволяют передавать последующим поколениям семейный опыт, стабилизируют и структурируют жизнь, формируют положительную семейную идентичность, необходимы для социальной адаптации индивида, влияют на его состояние уверенности в жизни. Ключевые слова: традиции, культурно-исторические ценности, семейные ценности, семейные традиции, межпоколенное взаимодействие, отмечание праздников, гостеприимство, социальная психология, психологическая безопасность, семья и обществоAbstract: The subject of this research is the traditions and their role in the development of family and society. The article raises the problem of loss of cultural-historical and family values, conservation and passing on goal leis in following the process of transmission of cultural, historical and socio-psychological experience from generation to generation through traditions. The article provides the theoretical analysis of modern research in the field of traditions; examines the concept and structure of the phenomenon of "tradition" and its formation. Special attention is given to family traditions as one of the factors of socio-psychological security of a family. The novelty consists in summarizing the material on the topic, introducing the authorial version of the definition of tradition, and resuming the development of family traditions as a factor of stability and psychological security of a family. In addition to temporal component (succession in generations), the acquired results allow outlining the value component of the tradition. The conclusion is made that traditions are an achievement and value of any community, any civilization and culture; while family traditions, playing the role of sociocultural practice of security, pass on family experience to succeeding generations, stabilize and structure life, form positive family identity, are essential for social adaptation, and affect confidence in life of an individual. Keywords: traditions, cultural and historical values, family values, family traditions, intergenerational interaction, celebration of holidays, hospitality, social psychology, psychological security, family and societyВведение Актуальность данной статьи обуславливается ситуацией, сложившейся в российском обществе, связанной с утратой культурно-исторических и семейных ценностей, что заставляет обращаться к теме сохранения и передачи национальной и семейной истории, ментальности, идентичности, биографической памяти и т.п. Как показал проведенный нами анализ основных направлений современных социально-психологических исследований семьи и брачных отношений за последние 10 лет (было проанализировано, в том числе, более 50 диссертационных исследований), интерес к вышеупомянутым феноменам достаточно велик. Традициям же, имеющим к этим процессам непосредственное отношение, пока уделено не достаточно внимания. Утрата семейных традиций таит в себе опасность утраты традиционных ценностей народа, что имеет прямое отношение к безопасности государства. Поэтому предметом исследования стали семейные традиции и их роль в развитии семьи и общества, а целью статьи - рассмотрение на теоретической основе особенностей трансляции из поколения в поколение культурно-исторического и социально-психологического опыта посредством традиций. Новизна исследования заключается в том, что обновлена проблематика развития семейных традиций как фактора стабильности семьи и психологической безопасности ее членов, семейные традиции рассматриваются как социально-психологический феномен, способный влиять на развитие семьи и общества, введена авторская редакция определения традиции. Понятие «традиция», его структура и механизм появления Процесс социализации личности, ее формирование, как правило, происходит в соответствии с традиционными ценностями, которые принимают форму практического образца или идеала, они становятся основой нравственного и гражданского воспитания. Проблема исторического наследия культуры напрямую связана с понятием «традиция» в ее культурно-историческом контексте. На основе традиционных культурно-исторических ценностей, ценностно-смысловых и архетипических образов отдельной личности и своеобразия культуры ее народа, как утверждает Е. А. Морозова, формируется сложная многоуровневая и многомерная интегративная характеристика - ментальность. Можно сказать, что она является проявлением общественного сознания [13], в ее структуре, в свою очередь, выделяют семейную ментальность, которая так же представляет собой культурно-исторический феномен и способствует передаче семейных обычаев и традиций, регулированию брачно-семейных отношений и поддержанию социокультурной идентичности индивидов [16]. Традицию нередко определяют как любое проявление активности индивида, как физической, так и имеющей психические очертания, которое наделено свойством традиционности, т.е. передачей чего-либо от поколения к поколению [2]. Традициями семьи, при таком подходе, могут называться действия, совершаемые членами семьи из поколения в поколение, или одинаковое отношение к одному и тому же на протяжении поколений. Необходимо добавить, что, помимо условия передачи из поколения в поколение, обязательным компонентом семейной традиции должен выступать ценностный компонент - только при условии ценностной составляющей, созидательного и творческого компонента действие или отношение, передающееся из поколения в поколение, имеет право называться семейной традицией. Традиция, уже сама по себе, является многокомпонентным, сложносоставным, многофункциональным феноменом. В качестве содержания традиций называют обычаи, обряды, ритуалы, ценностные установки. Также в структуре традиций выделяют представления, привычки и навыки практической деятельности при условии, что они передаются из поколения в поколение. Вместе с тем, говорят о многокомпонентности традиции, выделяя духовно-религиозный, культурно-исторический и социально-психологический компонент [13]. Духовно-религиозная традиция способствует передаче антропологического опыта, она тесно связана с культурно-исторической традицией, под которой понимают «исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предания» [17, с. 72]. Как отмечает Е. А. Морозова [13], от двух вышеназванных компонентов традиции производным является социально-психологический компонент. Социально-психологический компонент традиции формируется семейной ментальностью, которая представляет собой совокупность неосознанных коллективных представлений, присущих большой группе людей, сформировавшихся в определенных культурно-исторических условиях. Семейная ментальность реализуется в семейных традициях, т.е. в определенных обычаях, стереотипах поведения, правилах, передаваемых из поколения в поколение, благодаря ним семья становится частью исторического и культурологического пространства народа. Семья, сохраняющая и передающая семейные традиции, способна создавать собственное культурное пространство, способствующее трансляции духовно-религиозных и культурно-исторических представлений, ее можно считать коллективным хранителем традиций. Механизм появления традиции представляется следующим образом: только появившись, некое новое явление или действие является инновацией, в случае, если этого явления (правила, обычая и т.д.) начинают придерживаться, если его начинают соблюдать (исполнять) несколько поколений, оно приживается и становится традицией. Можно сказать, что любая традиция изначально была инновацией; усвоение инновации индивидом, овладение следующим поколением его опытом и дальнейшее воспроизведение его последующим поколением составляют механизм преемственности, в результате которого инновации обретают характер традиций. Сохранение, повторение, напоминание, возвращение к одному и тому же - это факторы преемственности, и, в то же время, факторы стабильности. Только то, что выдержало проверку временем, став необходимой частью жизни нескольких поколений, может называться «традицией». Существует и обратный процесс: когда общество способно обходиться без традиций, традиции могут угасать. Это происходит, когда перестают следовать обычаям, исполнять обряды, соблюдать ритуалы. Жизнь традиции зависит от членов общества, от их критичности, реализма, здравого смысла, способности различать нужное и ненужное, полезное и бесполезное. Совершенствование существующих традиций, появление новых, говорит о творческих силах индивидов, составляющих общество [2]. Семейные традиции Говоря о семейных традициях, следует выделить особую роль межпоколенного взаимодействия внутри семьи. Поколения в структуре семьи занимают особое место, это особый структурный компонент семьи, определяемый как группа людей, объединенная реципрокными и функциональными ролями, выполняющая по отношению к другому поколению социализирующую и/или поддерживающую функции [15]. По мнению П. Нора, феномен «поколение» может быть назван «местом памяти», так как оно отвечает трем обязательным аспектам: оно материально по демографическому содержанию, функционально, так как осуществляет кристаллизацию воспоминания и его передачу, и символично, «поскольку, благодаря событию или опыту, пережитому небольшим числом лиц, оно характеризует большинство, которое в нем не участвовало» [14]. Межпоколенное взаимодействие является специфическим социально-психологическим феноменом, который определяют как особый тип социального взаимодействия, предполагающий процесс непосредственного или опосредованного воздействия друг на друга представителей разных поколений в семье, что обеспечивает интенсивность и направленность связи между поколениями [15]. Межпоколенное взаимодействие может как положительно, так и отрицательно влиять на атмосферу в семье и ее функционирование. Основанием для такого взаимодействия выступает эмоциональная близость между представителями разных поколений семьи, что обеспечивает интеграцию семейной группы. В случае, если какая-либо семейная подструктура (родители-дети, внуки-прародители и т.д.) доминирует, происходит дезинтеграция, которая может привести к развитию конфликта во взаимодействии членов расширенной семьи [4]. Одной из наиболее популярных традиций является традиция отмечания праздников. Через напоминание важнейших событий праздник исполняет роль мощного механизма передачи культурных традиций из поколения в поколение, позволяет людям осуществлять свою культурную идентификацию [5, с. 152]. Праздник является одним из способов трансляции культурной памяти, приобщение к ней происходит через ритуал празднования, т.е. через определенную деятельность, в данном случае – сам процесс отмечания. Во время праздника каждый человек в составе группы празднующих приобщается к общим ценностям и идеалам, празднующие начинают ощущать свою сплоченность. Праздник становится, своего рода, «местом памяти», которое обычно сосредоточено внутри самой личности. Праздник обычно выполняет функцию воспоминания о каком-то событии, в случае с национальными и государственными праздниками, не так важно, происходило ли это событие на самом деле, оно все равно уже составляет часть культурного наследия, которое переживается заново во время отмечания данного события. Празднику присуще обращение к прошлому, важную роль здесь играют воспоминания, и благодаря этому процессу возникает идентичность вспоминающей группы. «Это не повседневная идентичность. Коллективным идентичностям присуща торжественность, приподнятость над уровнем повседневности. Они выходят за повседневный горизонт и являются предметами ритуальной неповседневной коммуникации» [7, с. 53]. Во время праздника в памяти происходит воскрешение «обосновывающего прошлого», а «обосновывается через обращение к прошлому не что иное, как идентичность вспоминающей группы» [7, с. 54]. Еще одной важной культурной традицией и формой межгрупповых отношений является гостеприимство. Согласно классификации типов социального действия, предложенной М. Вебером, оно является примером традиционного типа поведения, т.е. характерной чертой традиционных обществ. Гостеприимство определяется как взаимодействие, осуществляемое в рамках социальной общности, в котором индивид или группа индивидов исполняет роль принимающей стороны (хозяев) или посещающей стороны (гостей), обусловленное характером существующих межличностных отношений между участниками, а также норм и традиций гостеприимства, принятых в рамках данной общности. Своё выражение гостеприимство находит в семейном, дружеском, добрососедском приёме гостей, а также в предоставлении крова путникам [6]. Основными чертами гостеприимства считаются готовность оказать радушный приём и уважение человеческому достоинству индивидов, находящихся вне дома. При этом, отмечается, что современное общество утрачивает бескорыстную направленность природы гостеприимства, её заменяет «логика контракта» - люди боятся остаться в долгу, воспользовавшись чьим-либо гостеприимством [12, с. 68-69]. На основании исследований, проведенных М. В. Городилиной, ею выявлены ведущие факторы, характеризующие отношение к прошлому семьи у современной молодежи с разными показателями семейной идентичности. Сквозным компонентом ведущих факторов отношения к прошлому семьи является переживание социально-психологической безопасности во всех исследуемых группах молодежи [3]. Семья с ее традициями выступает ресурсом психологической безопасности личности [9, 10]. Безопасность, понимаемая как переживание субъектом защищенности и не снижающейся во времени способности к развитию в интересах достижения личностно значимой для него цели, играет позитивную роль на всех этапах жизненного пути человека и в любых жизненных контекстах [18, 19]. Потребностью современной молодежи в причастности к группе можно объяснить ее переживание принадлежности к семейной системе – группе, которая способна обеспечить ей безопасность социально-психологического пространства и дать позитивный эмоциональный опыт. Семейные традиции стабилизируют и структурируют жизнь, наполняют собой жизнедеятельность членов семьи без специальных усилий с их стороны, входя в их жизнь естественным путем. Это помогает индивиду не воспринимать свою жизнедеятельность как постоянную борьбу, течение его жизни не сопровождается излишним и постоянным психическим напряжением. В противном же случае, «длительная тревожность может сковать активность человека, лишив его энергии, вызвав состояние апатии, беспомощности, безразличия к разворачивающимся событиям и своей судьбе, в целом» [8, с. 243]. О важности семейных традиций говорит и тот факт, что прошлый семейный опыт находит свое отражение в семейной истории каждого отдельного рода [7]. В структуре семейной истории он представлен в виде совокупности ведущих параметров (факторов), отражающих закономерности функционирования и развития семьи в нескольких поколениях. Эти факторы не всегда могут иметь положительное влияние на членов современной семьи. Отдельные параметры семейной истории могут лежать в основе кризисных переживаний, например, женщин в период кризиса середины жизни. Среди таких факторов особого семейно-родового опыта могут оказаться такие, как «Женская доминирующая позиция», «Невозможность опереться на семейный ресурс», «Конфликтная связь с родом», «Закрытость границ семьи» и т.д. Таких проблем можно избежать, передавая из поколения в поколение семейные ценности посредством семейных традиций. Традиции, обеспечивающие психологическую безопасность членов семьи, можно рассматривать в качестве отдельной самостоятельной группы традиций. Актуальность этой группы обосновывается сложившейся в современном обществе ситуацией, когда очень остро встает вопрос психологической защищенности личности и ее способности выстраивания отношений с постоянно изменяющимся окружающим миром. Например, традиция официальной регистрации брака выступает в качестве одного из факторов психологической безопасности личности, привнося в ее психологическое состояние уверенность, спокойствие, стабильность по сравнению с тем состоянием, в котором пребывает человек, находясь в незарегистрированных отношениях. Поиск и разработка новых актуальных практик достижения, сохранения или восстановления безопасности ведется на протяжении всей истории человечества. Индивидуально рефлексируемые техники и технологии достижения безопасности определяются как социокультурные практики безопасности, и из поколения в поколение передаются наиболее благоприятные для нее (безопасности) условия [11]. Учитывая тот факт, что традицией могут считаться передача из поколения в поколение отношения и видов деятельности, отвечающих традиционным семейным ценностям, традиции выступают одной из таких практик. Наличие в семье традиций, служащих для сплочения членов семьи, формирующих положительную семейную идентичность, гордость за нее, может помочь избежать кризисных переживаний, связанных как с семейной историей, так и с недостатком семейного опыта в молодых парах, обеспечив семейному пространству психологическую безопасность. Заключение В заключение можно сделать вывод, что, проблематика семейных традиций обладает большим потенциалом в области социальной психологии как фактора обеспечения психологической безопасности в семейном пространстве. Следует отметить необходимость их сохранения и развития в связи с тем, что семейные традиции позволяют передавать последующим поколениям семейный опыт, стабилизируют и структурируют жизнь, формируют положительную семейную идентичность. Они необычайно важны детям, так как способствуют развитию тех качеств ребенка, которые необходимы для его социальной адаптации, а во взрослом возрасте влияют на состояние уверенности в жизни и чувство психологического комфорта и безопасности. Традиции являются достижением и ценностью любого сообщества, любой цивилизации и культуры.
Библиография
1. Ассман Я. Культурная память: письмо, память о прошлом и политическая идентичность в высоких культурах древности / Пер. с нем. М.М. Сокольской.-М.: Языки славянской культуры, 2004. 368 с.
2. Бондырева С. К., Колесов Д. В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества. М.: Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2007. 280 с. 3. Городилина М. В. Семейная идентичность современной молодежи в контексте биографической памяти поколений: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. М., 2020. 192 c. 4. Дудина С. Ю. Межпоколенное взаимодействие в расширенных семьях: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Кострома, 2013. 198 c. 5. Жигульский К. Праздник и культура: праздники старые и новые. М.: Прогресс, 1985. 336 с. 6. Заякин С. В. Гостеприимство как социологическая проблема // Вестник Сургутского государственного педагогического университета. 2012. №2. C. 127-132 7. Королева А. А. Влияние семейной истории на субъективную семантику кризисных переживаний женщины в период кризиса середины жизни: Дис.... канд. психол. наук: 19.00.05. Ярославль, 2020. 226 c. 8. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологическая характеристика виртуальных ресурсов безопасности личности // Веснік Магілёўскага дзяржаўнага ўніверсітэта імя А.А. Куляшова. Серыя C. Псіхолага-педагагічныя навукі: педагогіка, псіхалогія, методыка. 2016. № 1 (47). С. 37-43. 9. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Известия Гомельского государственного университета имени Ф. Скорины. 2016. №2. С.31-36. 10. Краснянская Т.М., Тылец В.Г. Риски и ресурсы психологической безопасности киберсообщества // Социальная психология: вопросы теории и практики. М.: ФГБОУ ВО МГППУ, 2020. С. 302-304. 11. Краснянская Т.М., Тылец В.Г., Ляхов А.В. Психологические особенности социокультурных практик безопасности студентов // Мир науки. Педагогика и психология. 2021. №2. ULR: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN221.pdf 12. Ларделье П. Принимать друзей, отдавать визиты... (Ритуалы гостеприимства в перспективе Мосса) / пер. с фр. Е. Гальцевой // Традиционные и современные модели гостеприимства. Составители: А. Монтадони, С. Н. Зенкин. М.: РГГУ, 2004. 64 с. 13. Морозова Е. А. Традиция как социально-психологический фактор формирования нравственных качеств личности // Казанский педагогический журнал. 2009. № 6. С. 113-118. 14. Нора П., Озуф М., Пиюмеж Ж., Винок М. Франция – память / пер. с фр. Д. Хапаевой.-СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. 328 с. 15. Сапоровская М.В. Психология межпоколенных отношений в семье: Дис... д-ра психол. наук: 19.00.05. Кострома, 2013. 613 c. 16. Сорокина Т. Ю. Особенности брачно-семейных установок студенческой молодежи: дис. канд. психол. наук. Самара, 2007. 240 с. 17. Шестун Е. В. Православные традиции духовно-нравственного становления личности (историко-теоретический аспект): дис. докт. пед. наук.– Казань, 2006. 384 с. 18. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Вопросы философии и психологии. 2015. № 3 (5). С. 192-199. DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192 19. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Resources of individual psychological security with respect to the employment status of a pensioner // Advances in Gerontology. 2018. Vol. 8. No. 3. PP. 256-261. References
1. Assman Ya. Kul'turnaya pamyat': pis'mo, pamyat' o proshlom i politicheskaya identichnost' v vysokikh kul'turakh drevnosti / Per. s nem. M.M. Sokol'skoi.-M.: Yazyki slavyanskoi kul'tury, 2004. 368 s.
2. Bondyreva S. K., Kolesov D. V. Traditsii: stabil'nost' i preemstvennost' v zhizni obshchestva. M.: Voronezh: Izd-vo NPO «MODEK», 2007. 280 s. 3. Gorodilina M. V. Semeinaya identichnost' sovremennoi molodezhi v kontekste biograficheskoi pamyati pokolenii: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. M., 2020. 192 c. 4. Dudina S. Yu. Mezhpokolennoe vzaimodeistvie v rasshirennykh sem'yakh: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. Kostroma, 2013. 198 c. 5. Zhigul'skii K. Prazdnik i kul'tura: prazdniki starye i novye. M.: Progress, 1985. 336 s. 6. Zayakin S. V. Gostepriimstvo kak sotsiologicheskaya problema // Vestnik Surgutskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2012. №2. C. 127-132 7. Koroleva A. A. Vliyanie semeinoi istorii na sub''ektivnuyu semantiku krizisnykh perezhivanii zhenshchiny v period krizisa serediny zhizni: Dis.... kand. psikhol. nauk: 19.00.05. Yaroslavl', 2020. 226 c. 8. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Psikhologicheskaya kharakteristika virtual'nykh resursov bezopasnosti lichnosti // Vesnіk Magіleўskaga dzyarzhaўnaga ўnіversіteta іmya A.A. Kulyashova. Seryya C. Psіkholaga-pedagagіchnyya navukі: pedagogіka, psіkhalogіya, metodyka. 2016. № 1 (47). S. 37-43. 9. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Psikhologicheskii analiz urovnei bezopasnosti cheloveka // Izvestiya Gomel'skogo gosudarstvennogo universiteta imeni F. Skoriny. 2016. №2. S.31-36. 10. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G. Riski i resursy psikhologicheskoi bezopasnosti kibersoobshchestva // Sotsial'naya psikhologiya: voprosy teorii i praktiki. M.: FGBOU VO MGPPU, 2020. S. 302-304. 11. Krasnyanskaya T.M., Tylets V.G., Lyakhov A.V. Psikhologicheskie osobennosti sotsiokul'turnykh praktik bezopasnosti studentov // Mir nauki. Pedagogika i psikhologiya. 2021. №2. ULR: https://mir-nauki.com/PDF/14PSMN221.pdf 12. Lardel'e P. Prinimat' druzei, otdavat' vizity... (Ritualy gostepriimstva v perspektive Mossa) / per. s fr. E. Gal'tsevoi // Traditsionnye i sovremennye modeli gostepriimstva. Sostaviteli: A. Montadoni, S. N. Zenkin. M.: RGGU, 2004. 64 s. 13. Morozova E. A. Traditsiya kak sotsial'no-psikhologicheskii faktor formirovaniya nravstvennykh kachestv lichnosti // Kazanskii pedagogicheskii zhurnal. 2009. № 6. S. 113-118. 14. Nora P., Ozuf M., Piyumezh Zh., Vinok M. Frantsiya – pamyat' / per. s fr. D. Khapaevoi.-SPb.: Izd-vo S.-Peterb. un-ta, 1999. 328 s. 15. Saporovskaya M.V. Psikhologiya mezhpokolennykh otnoshenii v sem'e: Dis... d-ra psikhol. nauk: 19.00.05. Kostroma, 2013. 613 c. 16. Sorokina T. Yu. Osobennosti brachno-semeinykh ustanovok studencheskoi molodezhi: dis. kand. psikhol. nauk. Samara, 2007. 240 s. 17. Shestun E. V. Pravoslavnye traditsii dukhovno-nravstvennogo stanovleniya lichnosti (istoriko-teoreticheskii aspekt): dis. dokt. ped. nauk.– Kazan', 2006. 384 s. 18. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Designing the cloud technologies of psychological security of the person // Voprosy filosofii i psikhologii. 2015. № 3 (5). S. 192-199. DOI: 10.13187/vfp.2015.5.192 19. Krasnyanskaya T. M., Tylets V. G. Resources of individual psychological security with respect to the employment status of a pensioner // Advances in Gerontology. 2018. Vol. 8. No. 3. PP. 256-261.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Целью статьи, как указано в тексте, стало рассмотрение на теоретической основе особенностей трансляции культурно-исторического и социально-психологического опыта из поколения в поколение посредством традиций. Такая формулировка цели вполне уместна и с ней можно согласиться. Однако в тексте не отражены сведения о предмете исследования и его методологии. Нет формулировки научной новизны. Все это требует доработки. Стиль изложения текста обзорно-аналитический. Автор приводит данные литературы по теме своего исследования и делают по ним соответствующие умозаключения. Структура работы отличается от общепринятой, когда при разработке темы обращается внимание на предмет исследования, который согласуется с его целью и научной новизной. Обращает внимание отсутствие каких-либо конкретных данных, полученных лично автором. Но при этом можно отметить, что публикация научно-теоретического обзора по конкретной проблемной теме вполне возможна. Особенно в тех случаях, когда тема актуальна. Содержание работы свидетельствует о том, что традиция является многокомпонентным, сложносоставным, многофункциональным феноменом. В качестве содержания традиций называют обычаи, обряды, ритуалы, ценностные установки. Также в структуре традиций выделяют представления, привычки и навыки практической деятельности при условии, что они передаются из поколения в поколение. Вместе с тем, говорят о многокомпонентности традиции, выделяя духовно-религиозный, культурно-исторический и социально-психологический компонент. Автор отмечает, что семейная ментальность реализуется в семейных традициях, т.е. в определенных обычаях, стереотипах поведения, правилах, передаваемых из поколения в поколение, благодаря ним семья становится частью исторического и культурологического пространства народа. Все это верно и возражений не вызывает. В качестве достоинства можно отметить приведенные сведения о том, что механизм появления традиции представляется следующим образом: только появившись, некое новое явление или действие является инновацией, в случае, если этого явления (правила, обычая и т.д.) начинают придерживаться, если его начинают соблюдать (исполнять) несколько поколений, оно приживается и становится традицией. При этом автор справедливо подчеркивает, что существует и обратный процесс, когда общество способно обходиться без традиций, традиции могут угасать. Это происходит, когда перестают следовать обычаям, исполнять обряды, соблюдать ритуалы. В целом можно отметить, что автор систематизировал сведения о семейных традициях и обращает внимание, что следует выделить особую роль межпоколенного взаимодействия внутри семьи. Поколения в структуре семьи занимают особое место, это особый структурный компонент семьи, определяемый как группа людей, объединенная реципрокными и функциональными ролями, выполняющая по отношению к другому поколению социализирующую и/или поддерживающую функции. Межпоколенное взаимодействие является специфическим социально-психологическим феноменом, который определяют как особый тип социального взаимодействия, предполагающий процесс непосредственного или опосредованного воздействия друг на друга представителей разных поколений в семье, что обеспечивает интенсивность и направленность связи между поколениями. Выводов в статье нет. Но имеется заключение, в котором автор отмечает, что традиции являются достижением и ценностью любого сообщества, любой цивилизации и культуры. Традиции необычайно важны детям, так как способствуют развитию тех качеств ребенка, которые необходимы для его социальной адаптации, а во взрослом возрасте влияют на состояние уверенности в жизни и чувство психологического комфорта и безопасности. Библиографический список выполнен с учетом источников по теме работы После доработки текста, данная статья может быть рекомендована к опубликованию, поскольку представляет интерес для читающей аудитории. Замечания редактора от 17.10.2021: "Автор доработал текст. Доработанный текст можно рекомендовать к опубликованию". |