Библиотека
|
ваш профиль |
Урбанистика
Правильная ссылка на статью:
Баклыская Л.Е., Ильин К.С.
Биофильный дизайн: планирование устойчивой и разумной среды
// Урбанистика.
2021. № 2.
С. 1-13.
DOI: 10.7256/2310-8673.2021.2.35165 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35165
Биофильный дизайн: планирование устойчивой и разумной среды
DOI: 10.7256/2310-8673.2021.2.35165Дата направления статьи в редакцию: 27-02-2021Дата публикации: 06-03-2021Аннотация: Предметом исследования является использование принципов и приемов биофильного дизайна в различных средовых ситуациях – в открытых городских и в интерьерных пространствах. Актуальность исследования определяется необходимостью новых парадигм и концептуальных решений для изменения отношений между урбанизированной средой и природой. Биофильный дизайн особенно востребован в условиях таких глобальных вызовов современному обществу, как пандемия 2020 г., и открывает дополнительные возможности устойчивого развития. Методология проведения работы заключается в единстве теории и практики [1]. Теоретической частью работы является фиксация современного состояния вопроса, анализ основных принципов биофильного урбанизма и приемов биофильного дизайна. Практическая часть исследования рассматривает примеры проектов открытых и интерьерных пространств, в которых биофилия является одним из основополагающих принципов проектирования среды и, одновременно, приемов организации пространства. В основу эмпирической базы исследования были положены такие методы, как наблюдение и анализ результатов творческих работ, которые позволяют оценить эффективность форм и методов развития творческого компонента профессиональной деятельности. Исследование выполнено на кафедре Дизайна архитектурной среды Тихоокеанского государственного университета в рамках учебного курса «Средовые факторы в дизайне» и имеет прикладной характер. Новизна исследования заключается в применении его результатов в практическом архитектурно-дизайнерском проектировании объектов среды. Ключевые слова: биофилия, устойчивый дизайн, экологическая экспертиза, экологический подход, природные элементы, интерьер, жилая среда, здоровье города, городское население, урбанизацияAbstract: The subject of this research is application of the principles and techniques of biofriendly design in various environmental situations – open urban and interior spaces. The relevance of this research is defined by the need for new paradigms and conceptual solutions in order to change the relationship between urbanized environment and nature. Biofriendly design is of particularly demand in the conditions of such global challenges to modern society as the 2020 pandemic, as it opens additional opportunities for sustainable development. The research methodology is based on the unity of theory and practice. The theoretical part of the work consists in consideration of the current state of the question, analysis of the key principles of biofriendly urbanism and techniques of biofriendly design. The practical part reviews the examples of projects of the open and interior spaces, in which biofriendliness is one of the fundamental principles of arranging the environment, and simultaneously, the space organization techniques. The empirical framework is comprised of such methods as observation and analysis of the results of creative works that allow assessing the effectiveness of forms and methods of the development of creative component of professional activity. The research is conducted at the premises of the department of Design of Architectural Environment of the Pacific National University within the framework of educational course “Environmental Factors in Design” and is of applied nature. The novelty of this work consists in implementation of the obtained results in practical architectural and design engineering of environmental objects. Keywords: biophilia, sustainable design, ecological expertise, ecological approach, natural elements, interior, living environment, city health, urban population, urbanizationВведение. Термин биофилия впервые был использован немецким психоаналитиком Эрихом Фроммом в 1973 г. и определен как «любовь к жизни». Этот термин популяризировал американский биолог Эдвард О Уилсон в 1980-х годах, когда он наблюдал, как растущие темпы урбанизации привели к разрыву с миром природы. Биофилия — заложенная в человеческой природе любовь к живым существам и объектам. У людей есть генетическая потребность взаимодействовать с природой и ее бионическими формами из-за эволюционной зависимости в выживании и для получения положительных эмоций [2]. Биофилия объединяет такие известные понятия, как устойчивый дизайн, экологический дизайн, бионика в архитектурной среде, флористика и др. Понимание устойчивости среды, непосредственно связанное с биофилией, основано на документе ООН 1987 года, в котором устойчивость определяется как «удовлетворение потребностей настоящего без ущерба для способности будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности» [3, с. 24]. Природные системы имеют решающее значение для функционирования городов, но обычно предполагается, что они отделены от городской застройки. Биофильный подход подразумевает, что человек, являясь частью природы, окружает себя ее элементами на всех масштабных уровнях – от крупных фрагментов городской среды до приватного пространство жилой ячейки. В этом случае устойчивость выражается в дуализме: защита человека от вредного воздействия среды с одной стороны, и защита окружающей среды от разрушающих действий человека, с другой стороны [4]. Постановка проблемы: Городская жизнь играет огромную роль в современной экологии человека. Доля населения мира, живущего в городах, выросла за последние два столетия от 5% до 50%. Человеческое население, таким образом, становится все более урбанизированным. Урбанизм вызывает изменения в социальных отношениях и потенцирует многие изменения в человеческом поведение [5, 9]. С одной стороны, городская среда разнообразна и стимулирует новые возможности. С другой стороны, большое скопление людей часто ведет к отчуждению и деиндивидуализации [6]. Городские популяции давно стали инкубаторами и воротами для инфекционных болезней. Загрязнение воздуха, дорожно-транспортные происшествия и образование городского «острова тепла» (метеорологическое явление, заключающееся в повышении температуры городского пространства относительно окружающих его пригородных областей) [7] – это далеко не все, чем угрожают нам города. Биофильный дизайн, «целью которого является создание оптимальной среды обитания для людей, как биологических организмов, обитающих в условиях современной инфраструктуры» [8, 10] способен внести серьезные коррективы в различные средовые ситуации. Общество все больше осознает важность экологически ответственного дизайна [11, 12]. Проектировщики оказывают огромное влияние на устойчивость окружающей среды, потому что именно они решают, какие материалы и продукты будут использоваться и как экологически люди смогут взаимодействовать с окружающим пространством. Биофильный дизайн в городской среде. Биофильный урбанизм ставит задачу достижения контакта между людьми и природой в современной застройке в помощью внедрения прямых или косвенных элементов природы в городское пространство. Включение во вновь созданную искусственную среду растений является одним из проверенных приемов, продвигающих экологически взаимосвязанные проектные решения в различных масштабах и позволяющих восстанавливать естественные системы в городской среде. При этом используется интеграции природы в дизайн окружающей человека среды от масштаба отдельного здания до улицы, квартала, района и т. д. Примером использования данного приема является проектное предложение «Многоуровневая рекреация “Оазис”» (рисунок 1) Объектом разработки является овражное образование, расположенное в г. Хабаровске. Следует произвести на территории санитарную рубку, зонирование территории, функционально-планировочные мероприятия с целью оптимизации пространства, разработать стилистическое, композиционное, колористическое решение участка. Ставилась задача интегрировать в существующее пространство малые архитектурные формы, сохранив при этом целостность окружающей среды, поддержать идею единения с природой, посредством используемых материалов, «растворить» конструктивные элементы в пространстве. При создании планировочного решения участка были учтены современные тенденции проектирования открытых пространств. Один из основных элементов - крытый павильон сферической формы, в котором находится оранжерея. Он является композиционной доминантой участка, физически вычленяет пространство, задает масштаб и эмоционально-художественное впечатление, диктует поведенческий сценарий на территории, определенный образ действий. Павильон является связующим звеном между уровнями (нижний и верхний) на участке, в конструкцию интегрирована лестница, которой заканчивается переход, соединяющий противоположные стороны оврага.
С разных сторон от павильона устроены галереи - выставочные зоны цилиндрической формы, которые играют роль смотровых площадок, находящихся на высоте четырех метров (рисунок 2). На каждую из них предусмотрено два входа, посредством лестниц. Галереи дают возможность панорамного обзора территории с различных точек. Растения, включенные в конструктивную структуру металлических опор, выступают здесь как продуманная интеграция природы в искусственную среду. В целом решена задача комплексного использования территории рекреационной зоны. Рисунок 2. Фрагмент территории многоуровневой рекреации «Оазис». Автор Хинсулина В.А. Руководитель Баклыская Л.Е. Приемы биофильного дизайна в интерьере. Дизайнеры давно поняли, что природные элементы — естественный свет, натуральные материалы, вода и живые растения — создают комфортную атмосферу, и использовали их в интерьерах. Но биофильный дизайн решает задачу куда более масштабную — не просто создать уютное место для работы или проживания, а принципиально улучшить психическое и физическое благополучие людей (рисунок 3). Рисунок 3. Приемы биофильного дизайна 1. Внутренние и внешние взгляды на природу (озеленение, ландшафтный дизайн и аквадизайн). Внесение растительности во внутреннее пространство должен быть значительным (например, использование зеленых стен или большого количества горшечных растений). Общеизвестно, что растения позитивно влияют на физическое здоровье, работоспособность и продуктивность, а также снижают стресс. Взаимодействие с представителями фауны (аквариумы, клетки с птицами и др.) способствует интересу, умственной стимуляции и удовольствию. Фактически, пребывание в окружении элементов природы (или элементов, имитирующих природу) в целом оказывает успокаивающее действие. 2. Контроль качества воздуха, уровня токсинов и вентиляции (защита от загрязнений и обеспечение комфорта). Люди проводят большую часть своего времени в помещении. Поэтому забота о здоровье окружающей среды должна быть на первом месте в списке приоритетов дизайнера интерьера. При проектировании здорового пространства следует учитывать несколько факторов, таких как качество воздуха, отопление, вентиляция, освещение и акустика. Загрязнение воздуха в помещениях является одной из самых больших экологических угроз для здоровья населения. Для улучшения качества воздуха в помещении важно, чтобы воздух мог регулярно циркулировать и оставаться свежим. 3. Использование натуральных материалов и рециклинг. При выборе отделочных материалов дизайнеры интерьеров, с одной стороны, должны отдавать предпочтение природным материалам с высокой степенью экологической безопасности. С другой стороны, они должны понимать свою ответственность за рациональное использование окружающей среды. Драгоценные ресурсы планеты ограничены, поэтому рециклинг и перепрофилирование являются приоритетными направлениями. Дизайнеры могут (и должны) изобретать творческие способы дать новую жизнь использованным материалам. Еще один способ, которым дизайнеры интерьеров могут помочь уменьшить истощение природных ресурсов (и отвести отходы со свалок) – это сделать выбор в пользу синтетических материалов (при условии их экологической чистоты), которые были изготовлены из переработанных отходов или могут быть обновлены или переработаны в конце их жизни. При таком подходе отходы становятся сырьем для новых продуктов, и образуется круговой цикл производства, эффективно сводящий к минимуму или даже полностью устраняющий отходы. 4. Цветовые решения на основе природных ландшафтов. Естественные цвета или «земные тона» - это те, которые обычно встречаются в природе и часто представляют собой приглушенные пастельные тона коричневого, зеленого и синего цветов. Колористика биофильных интерьеров должна включать эти естественные тона. Яркие цвета следует использовать с осторожностью. 5. Улучшенное естественное и искусственное освещение. Воздействие естественного света - еще один полезный фактор как для физического, так и для психологического здоровья. Это особенно актуально для рабочих мест, поскольку естественное освещение снижает стресс и повышает производительность. Чтобы сэкономить энергию, затрачиваемую на освещение, многое можно сделать, просто подобрав правильные цвета. Более светлые тона отражают больше света, в то время как комнаты с более темными стенами и мебелью требуют большего искусственного освещения. Использование отражающих поверхностей увеличивает количество света в комнате, отражая его, уменьшая зависимость от искусственного освещения. Установка домашней автоматики позволяет дистанционно управлять системами освещения. Это также помогает использовать энергию здания более эффективно и экономично. 6. Оптимизация и организация пространства с акцентом на человека. В условиях, когда городские зеленые зоны, утраченные с развитием урбанизации, уводят жителей города от природы, элементы биофильного дизайна являются частью дизайнерского подхода, который направлен на обращения природы снаружи внутрь с целью создания чувственной атмосферы, в которой люди могут достичь комфорта, здоровья и расслабления через связь с природой [13]. С помощью проведенного исследования детально освещены элементы дизайна, влияющие на атмосферу в помещении (таблица 1) . Таблица 1. Анализ жилого интерьера
Выводы исследования. Биофилия приобретает все большее значение для нашего здоровья и благополучия в искусственной среде: 1. Современное развитие дизайна не может быть представлено без опоры на экологические знания проектировщика. Эти знания должны касаться как защиты окружающей среды от разрушающих ее последствий деятельности человека, так и защиты человека от неблагоприятного влияния среды, измененной в результате антропогенных факторов [15]. 2. Дизайнер архитектурной среды несет ответственность за качество своих проектных решений и может оказывать решающее влияние на состояние окружающего человека пространства, будь то интерьер или фрагмент городской среды [16]. 3. Биофильный дизайн, объединяющий несколько направлений (экодизайн, флористика, биодизайн и др.) является не просто модным стилем архитектурно-дизайнерского проектирования, но образует новый способ проектного мышления, в основе которого лежит убежденность в том, что человек является частью природы и находится с ней в неразрывной связи. 4. Биофильный дизайн позволит городам лучше адаптироваться к стрессам, возникающим в результате изменений климата и, следовательно, местной окружающей среды. 5. Результаты показывают, что биофильный дизайн и планирование можно рассматривать как полезная парадигма для решения проблем, которые ставит город будущего [17], в том числе с точки зрения устойчивости, путем переосмысления и улучшения отношений человека и природы в городском контексте.
Библиография
1. Ломов Б.Ф. Единство теории, практики и эксперимента в психологии [Электронный ресурс]. – URL: https://studme.org/278721/psihologiya/ edinstvo_teorii_praktikieksperimenta_psihologii_lomov (дата обращения: 29.01.2021)
2. Гипотеза биофилии-Biophilia hypothesis//Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://360wiki.ru/wiki/Biophilia_hypothesis (дата обращения: 23.02.2021) 3. Развитие и международное экономическое сотрудничество: проблемы окружающей среды/ Доклад Всемирной комиссии по вопросам окружающей среды и развития-URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf/ (дата обращения: 28.02.2021) 4. Рыжов А. Биофильный дизайн: возвращение к природе.-2018.-URL: http://green-city.su/biofilnyj-dizajn-vozvrashhenie-k-prirode/ (дата обращения: 22.02.2021). 5. Биофильный дизайн. Estate Magaze's author: электронный журнал.-URL: https://estatemag.kz/biofilnyj-dizajn/ (дата обращения: 22.02.2021) 6. Деиндивидуализация/ Википедия [Электронный ресурс]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 29.01.2021) 7. Исследование городских территорий по тепловым снимкам (обзор литературы) [Электронный ресурс]. – URL: http://www.geogr.msu.ru/cafedra/karta/materials/heat_img/files/2/urbanizirovannye_territorii.htm (дата обращения: 28.02.2021). 8. Что такое биофильный дизайн? [Электронный ресурс]. – URL: https://zetsila.ru/что-такое-биофильный-дизайн/ (дата обращения: 02.03.2021). 9. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности/ The anatomy of human destractiveness_– 1973 [Электронный ресурс]. – URL: https://aitrus.info/node/211 (дата обращения: 22.02.2021). 10. What is sustainable design and how can consumers identify it? [Электронный ресурс]. – URL: https://qz.com/1916470/what-is-sustainable-design-and-how-can-consumers-identify-it (дата обращения: 29.01.2021) 11. Всеобщая декларация о биоэтике и правах человека/Декларации [Электронный ресурс]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bioethics_and_hr.shtml (дата обращения: 07.02.2021) 12. Устойчивое развитие: концепция, принципы, цели/Форум благотворителей и меценатов России [Электронный ресурс]. – URL: https://csrjournal.com/ustojchivoe-razvitie-koncepciya-principy-celi (дата обращения 07.02.2021) 13. Lâl Dalay. The impact of biophilic design elements on the atmospheric perception of the interior space [Электронный ресурс]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/348150900_THE_IMPACT_OF_BIOPHILIC_DESIGN_ELEMENTS_ON_THE_ATMOSPHERIC_PERCEPTION_OF_THE_INTERIOR_SPACE (дата обращения: 22.02.2021). 14. Панкина М.В., Захарова С.В. Приёмы экологического дизайна среды // Современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12740 (дата обращения: 22.02.2021). 15. Парамонова А.Р. Биофильный дизайн как новый предмет для изучения студентами художественных вузов//Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра: материалы международной научной конференции. под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина. 2019. Издательство: Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна (Санкт-Петербург) [Электронный ресурс]. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41770762_83190591.pdf (дата обращения: 23.02.2021) 16. Biophilic design – connecting with nature to improve health & well being/ [Электронный ресурс]. – URL: https://www.oliverheath.com/biophilic-design-connecting-nature-improve-health-well/ (дата обращения: 02.03.2021). 17. McMichael J. The urban environment and health in a world of increasing globalization: issues for developing countries [Электронный ресурс]. – URL: https://www.who.int/bulletin/archives/78(9)1117.pdf (дата обращения: 23.02.2021) References
1. Lomov B.F. Edinstvo teorii, praktiki i eksperimenta v psikhologii [Elektronnyi resurs]. – URL: https://studme.org/278721/psihologiya/ edinstvo_teorii_praktikieksperimenta_psihologii_lomov (data obrashcheniya: 29.01.2021)
2. Gipoteza biofilii-Biophilia hypothesis//Vikipediya [Elektronnyi resurs]. – URL: https://360wiki.ru/wiki/Biophilia_hypothesis (data obrashcheniya: 23.02.2021) 3. Razvitie i mezhdunarodnoe ekonomicheskoe sotrudnichestvo: problemy okruzhayushchei sredy/ Doklad Vsemirnoi komissii po voprosam okruzhayushchei sredy i razvitiya-URL: https://www.un.org/ru/ga/pdf/brundtland.pdf/ (data obrashcheniya: 28.02.2021) 4. Ryzhov A. Biofil'nyi dizain: vozvrashchenie k prirode.-2018.-URL: http://green-city.su/biofilnyj-dizajn-vozvrashhenie-k-prirode/ (data obrashcheniya: 22.02.2021). 5. Biofil'nyi dizain. Estate Magaze's author: elektronnyi zhurnal.-URL: https://estatemag.kz/biofilnyj-dizajn/ (data obrashcheniya: 22.02.2021) 6. Deindividualizatsiya/ Vikipediya [Elektronnyi resurs]. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (data obrashcheniya: 29.01.2021) 7. Issledovanie gorodskikh territorii po teplovym snimkam (obzor literatury) [Elektronnyi resurs]. – URL: http://www.geogr.msu.ru/cafedra/karta/materials/heat_img/files/2/urbanizirovannye_territorii.htm (data obrashcheniya: 28.02.2021). 8. Chto takoe biofil'nyi dizain? [Elektronnyi resurs]. – URL: https://zetsila.ru/chto-takoe-biofil'nyi-dizain/ (data obrashcheniya: 02.03.2021). 9. Fromm E. Anatomiya chelovecheskoi destruktivnosti/ The anatomy of human destractiveness_– 1973 [Elektronnyi resurs]. – URL: https://aitrus.info/node/211 (data obrashcheniya: 22.02.2021). 10. What is sustainable design and how can consumers identify it? [Elektronnyi resurs]. – URL: https://qz.com/1916470/what-is-sustainable-design-and-how-can-consumers-identify-it (data obrashcheniya: 29.01.2021) 11. Vseobshchaya deklaratsiya o bioetike i pravakh cheloveka/Deklaratsii [Elektronnyi resurs]. – URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/bioethics_and_hr.shtml (data obrashcheniya: 07.02.2021) 12. Ustoichivoe razvitie: kontseptsiya, printsipy, tseli/Forum blagotvoritelei i metsenatov Rossii [Elektronnyi resurs]. – URL: https://csrjournal.com/ustojchivoe-razvitie-koncepciya-principy-celi (data obrashcheniya 07.02.2021) 13. Lâl Dalay. The impact of biophilic design elements on the atmospheric perception of the interior space [Elektronnyi resurs]. – URL: https://www.researchgate.net/publication/348150900_THE_IMPACT_OF_BIOPHILIC_DESIGN_ELEMENTS_ON_THE_ATMOSPHERIC_PERCEPTION_OF_THE_INTERIOR_SPACE (data obrashcheniya: 22.02.2021). 14. Pankina M.V., Zakharova S.V. Priemy ekologicheskogo dizaina sredy // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. – 2014. – № 2.; URL: http://science-education.ru/ru/article/view?id=12740 (data obrashcheniya: 22.02.2021). 15. Paramonova A.R. Biofil'nyi dizain kak novyi predmet dlya izucheniya studentami khudozhestvennykh vuzov//Gumanitarnye nauki v sovremennom vuze: vchera, segodnya, zavtra: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii. pod red. S. I. Bugasheva, A. S. Minina. 2019. Izdatel'stvo: Sankt-Peterburgskii gosudarstvennyi universitet promyshlennykh tekhnologii i dizaina (Sankt-Peterburg) [Elektronnyi resurs]. – URL: https://www.elibrary.ru/download/elibrary_41770762_83190591.pdf (data obrashcheniya: 23.02.2021) 16. Biophilic design – connecting with nature to improve health & well being/ [Elektronnyi resurs]. – URL: https://www.oliverheath.com/biophilic-design-connecting-nature-improve-health-well/ (data obrashcheniya: 02.03.2021). 17. McMichael J. The urban environment and health in a world of increasing globalization: issues for developing countries [Elektronnyi resurs]. – URL: https://www.who.int/bulletin/archives/78(9)1117.pdf (data obrashcheniya: 23.02.2021)
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Методология исследования основана на теоретическом подходе с применением методов анализа, обобщения, сравнения, синтеза. Актуальность исследования определяется важностью практической реализации идей и принципов устойчивого развития, в том числе в проектировании городской среды и жилища, включая особенности биофильного дизайна. Научная новизна автором в явном виде не представлена и, по-видимому, связана со сформулированными выводами о том, что биофильный дизайн (объединяющий экодизайн, флористику, биодизайн и др.) образует новый способ проектного мышления, в основе которого лежит убежденность, что человек является частью природы и находится с ней в неразрывной связи. Данный вид дизайна позволяет лучше адаптироваться к изменениям климата. Это полезная парадигма для города будущего, в том числе с точки зрения устойчивости. Статья написана русским литературным языком. Стиль изложения научный. Структура рукописи включает следующие разделы: Введение (биофилия как «любовь к жизни», растущие темпы урбанизации, разрыв с миром природы, устойчивый дизайн, экологический дизайн, бионика в архитектурной среде, флористика и др., понимание устойчивости среды, значение природных систем для функционирования городов, биофильный подход – защит человека от вредного воздействия среды и защита окружающей среды от разрушающих действий человека), Постановка проблемы (городская жизнь, урбанизация и урбанизм, важность экологически ответственного дизайна, устойчивость окружающей среды), Биофильный дизайн в городской среде (биофильный урбанизм, задача достижения контакта между людьми и природой в современной застройке в помощью внедрения прямых или косвенных элементов природы в городское пространство, проектное предложение «Многоуровневая рекреация “Оазис”»), Приемы биофильного дизайна в интерьере (природные элементы — естественный свет, натуральные материалы, вода и живые растения, приемы биофильного дизайна – внутренние и внешние взгляды на природу (озеленение, ландшафтный дизайн и аквадизайн), контроль качества воздуха, уровня токсинов и вентиляции (защита от загрязнений и обеспечение комфорта), использование натуральных материалов и рециклинг, цветовые решения на основе природных ландшафтов, улучшенное естественное и искусственное освещение, оптимизация и организация пространства с акцентом на человека, анализ жилого интерьера (интерьер спальни, интерьер детской комнаты, интерьер кухни и пр.), Выводы исследования (заключение), Библиография. Текст включает три рисунка, одну таблицу. Рисунок 3 фактически дублирует текст, можно исключить. Таблица 1, включающая также несколько рисунков, представляется громоздкой. Содержание в целом соответствует названию. В то же время название больше подходит для научной монографии, нежели для отдельной статьи. В формулировке заголовка следует конкретизировать предмет исследования – проектирование городской среды обитания и жилища. При этом речь практически не идёт о планировании и «умной» среде. Неясно также, какие проекты (собственные, иные) используются автором в качестве примеров, где и с какой целью они выполнены. В связи с этим источники примеров следует указать в библиографическом списке. Библиография включает 17 источников отечественных и зарубежных авторов – монографии, научные статьи, материалы научных мероприятий, Интернет-ресурсы. Библиографические описания некоторых источников требуют корректировки в соответствии с ГОСТ и требованиями редакции, например: 2. Гипотеза биофилии-Biophilia hypothesis. – URL: https://360wiki.ru/wiki/Biophilia_hypothesis (дата обращения: 23.02.2021). 15. Парамонова А. Р. Биофильный дизайн как новый предмет для изучения студентами художественных вузов // Гуманитарные науки в современном вузе: вчера, сегодня, завтра : материалы международной научной конференции / под ред. С. И. Бугашева, А. С. Минина. – СПб. : Санкт-Петербургский государственный университет промышленных технологий и дизайна, 2019. – С. ???–???. Необходимо привести ссылки на первоисточники, а не на вторичные Интернет-ресурсы. Апелляция к оппонентам (Ломов Б. Ф., Рыжов А., Фромм Э., Панкина М. В., Захарова С. В., Парамонова А. Р., Lâl Dalay, McMichael J. и др.) имеет место, в основном, в обзоре литературы. Обсуждение полученных результатов, их сопоставление с данными других авторов практически отсутствует, что нужно исправить. В целом материал представляет интерес для читательской аудитории. После доработки рукопись может быть опубликована в журнале «Урбанистика». |