Библиотека
|
ваш профиль |
Социодинамика
Правильная ссылка на статью:
Попов Е.А.
Этноконсолидирующая роль искусства в устойчивом развитии трансграничных регионов
// Социодинамика.
2021. № 1.
С. 56-63.
DOI: 10.25136/2409-7144.2021.1.34931 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=34931
Этноконсолидирующая роль искусства в устойчивом развитии трансграничных регионов
DOI: 10.25136/2409-7144.2021.1.34931Дата направления статьи в редакцию: 27-01-2021Дата публикации: 03-02-2021Аннотация: В данной статье рассматривается потенциал искусства в консолидации общества по этническим основаниям. Это сказывается на устойчивости развития регионов, результатах обмена социокультурным опытом между поколениями носителей культуры и в целом на преодолении серьезных социально-экономических и социально-политических проблем. Предметом исследования явилась этноконсолидирующая роль искусства. Теоретико-методологические основания данного ракурса исследования связываются с направлением этноискусствознания. Статья основана не только на теоретическом рассмотрении указанного вектора, но и на результатах проведенного эмпирического исследования: экспертного опроса административных сотрудников учреждений культуры, искусства и образования (трансграничные регионы России: Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область, Казахстана: Павлодарская и Восточно-Казахстанская области) (n=120); экспертных опросов должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственных за реализацию региональных и муниципальных программ сохранения и развития этнонационального культурного достояния на территории трансграничных регионов Российской Федерации и Казахстана (n=65). В результате теоретического и эмпирического исследования обозначенной проблемы можно сформулировать следующие основные выводы: 1) этническая консолидация носителей культуры в трансграничных регионах может эффективно осуществляться через явления традиционного и самобытного искусства; 2) современные процессы ассимиляции культурных ценностей и норм, этнической напряженности и конфликтности, диалога культур и в целом феномен мультикультурализма могут снижать эффект воздействия искусства на этноконсолидацию общества, однако они нисколько не снижают темпа межпоколенческого взаимодействия, в котором искусству принадлежит важная роль; 3) искусство выполняет существенную консолидирующую роль в обществе за счет преемственности ценностей и норм. Ключевые слова: исследовательская культура, искусство, роль искусства, познание, устойчивость регионов, система знаний, антропосоциетальный подход, знания об обществе, общество, трансграничное искусствоAbstract: This article explores the capacity of art in consolidation of the society on ethnic grounds. This affects the sustainability of regional development, results of the exchange of sociocultural experience between the generations of culture bearers and, and overcoming severe socioeconomic and sociopolitical problems in general. The subject of this research is the ethno-consolidating role of art. The theoretical-methodological framework of leans on the trend of ethnic art studies. The article is based not only on the theoretical consideration of the indicated vector, but also on the results of empirical research, such as expert survey of administrative employees of the cultural, art and educational institutions (cross-border regions of Russia: Altai Krai, Altai Republic, Kemerovo Region, Kazakhstan: Pavlodar and East Kazakhstan Regions, n=120); expert survey of the government officials and local self-governance that are responsible for implementation of regional and municipal programs aimed at preservation and development of ethno-national cultural assets in cross-border regions of the Russian Federation and Kazakhstan (n=65). The following conclusions were formulated: 1) ethnic consolidation of culture bearers in cross-border regions can be effectively realized through the phenomena of traditional and indigenous art; 2) the current processes of assimilation of cultural values and norms, ethnic tension, intercultural dialogue, and the phenomenon of multiculturalism as a whole can blunt the effect of art upon ethnic consolidation of the society, although not affecting the pace of intergenerational interaction, in which the important role is allocated to art; 3) art carries out a consolidating role in the society based on continuity of values and norms. Keywords: research culture, art, the role of art, knowledge, regional sustainability, knowledge system, anthroposocietal approach, knowledge about society, society, cross-border artУстойчивое развитие трансграничных регионов, как правило, связывают с социально-экономическими либо социально-политическими проблемами и возможностями локальных территорий. Между тем мировой порядок и международное сотрудничество невозможны вне социокультурного пространства и духовной жизни человека и общества. Кроме того, для трансграничных регионов особое значение имеют этноконсолидирующие факторы, которые должны обеспечить единство этноса и передачу накопленного им социального и культурного опыта последующим поколениям. Поскольку в трансграничных локусах происходят активные туристические, образовательные, межкультурные обмены, а вместе с ними и рост миграционных потоков населения, актуальным остается вопрос этнической консолидации в принимающих регионах. Одним из таких важных факторов следует рассматривать искусство. Оно выступает и фундаментальным фактором консолидации общества, и также обеспечивает устойчивое развитие трансграничных регионов. В современном знании сформировался определенный научный дискурс, в рамках которого исследуется обозначенная проблема. Преимущественными направлениями являются этнология и этноискусствознание, а также социальные науки, раскрывающие этноконсолидирующие особенности трансграничного регионального развития. Некоторые авторы специально подчеркивают необходимость всестороннего и междисциплинарного изучения консолидирующих свойств искусства для укрепления самоидентификации человека и этнической уникальности общества [1, 2, 3]. В то же время в центре внимания ученых остается вопрос об использовании потенциала искусства в решении острых полиэтнических конфликтов и в целом уменьшения социальной напряженности. В частности, об этом рассуждают Dunning T. и Harrison L. [4]. Что касается рассмотрения различных аспектов трансграничного взаимодействия территорий, то многие авторы высказывают суждения в пользу политической и международно-правовой детерминации такого сотрудничества [5, 6]. Вместе с тем имеются серьезные работы, которые подтверждают роль духовной жизни человека и общества (и искусства как ее важнейшего элемента) в развитии как самих этносов, так и в целом регионов их проживания [7, 8]. Итак, цель настоящей работы – показать, каким образом искусство может выполнять важнейшую этноконсолидирующую функцию для стабильного развития трансграничных регионов в условиях многополярного мира, мультикультурализма, проявлений кризиса в экономике и диалоге культур и т.д. Акцент при этом сделан на выявлении особенностей сохранения своей социокультурной самобытности и определения перспектив сохранения исконных национальных традиций. Исходя из теоретического и практического анализа обозначенной проблемы, ставится и решается задача осмысления роли искусства одновременно и в стабилизации, и в обеспечении необходимой динамики региональных культур при трансграничном взаимодействии. Данная задача формулируется не только в рамках предлагаемой работы, но и в системе знаний социологии искусства [9], социодинамики культуры [10], этноискусствознания [11]. Поскольку предлагаемая работа посвящается выяснению этноконсолидирующей роли искусства в обеспечении устойчивого развития трансграничных регионов, важное значение приобретает эмпирическое исследование на двух уровнях: 1) учет экспертного мнения административных сотрудников учреждений культуры, искусства и образования (трансграничные регионы России: Алтайский край, Республика Алтай, Кемеровская область, Казахстана: Павлодарская и Восточно-Казахстанская области) (n=120); выбор учреждений определялся их деятельностью по сохранению этнических традиций родной культуры; 2) эмпирические данные экспертных опросов должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления, ответственных за реализацию региональных и муниципальных программ сохранения и развития этнонационального культурного достояния на территории трансграничных регионов Российской Федерации и Казахстана (n=65). Таким образом, статья основывается на оригинальных эмпирических данных исследований, проведенных по двум уровням или направлениям, указанным выше, в период 2015-2017 годов. Вместе с тем в ходе работы использовались данные вторичных прикладных исследований, проводимых в трансграничных регионах и предоставленных в распоряжение авторов статьи. Исследование осуществлялось на факультете социологии Алтайского государственного университета (Барнаул, Россия), сбор материала для исследования проходил на территории соответствующих регионов России и Казахстана. Использование прикладных методов социологического исследования отвечает цели работы, а выбранная методика соответствует основным требованиям, предъявляемым к производству такого исследования в части определения конкретных методов, выявления их преимуществ в получении репрезентативных данных. Важное значение также имеет выбор экспертов по ряду признаков, что отвечает также цели работы и методологии исследования. Акцент был сделан на участии экспертов, которые имеют непосредственное отношение к оценке состояния развития культуры и искусства в конкретных территориях, способные дифференцировать устойчивое и неустойчивое развитие регионов по этому критерию, а также имеющих достаточный профессиональный опыт для выявления этноконсолидирующей функции искусства. Эксперты, занимающие административные должности в учреждениях культуры, искусства и образования, выбирались в зависимости от того, как в их учреждениях представлена система, направленная на сохранение регионального традиционного искусства и культуры (например, школы искусств, центры детского, юношеского творчества и дополнительного образования для взрослых, национально-культурные центры родной культуры и родного языка или изучения языков и культур других этносов и т.д.). Предлагаемая методика исследования позволила выявить и проанализировать следующие показатели этноконсолидирующей роли искусства в устойчивом развитии современных трансграничных регионов: способы этнической консолидации носителей культуры в трансграничных регионах посредством традиционного и самобытного искусства с учетом возможных протекающих процессов ассимиляции культурных ценностей и норм, этнической напряженности и конфликтности, диалога культур и в условиях мультикультурализма; обеспечение такой консолидации для решения задач устойчивого социально-экономического, социально-политического и социокультурного развития региона; оценка возможностей передачи опыта этноконсолидации общества через феномен искусства последующим поколениям носителей культуры. Указанное направление исследования определяется в соответствии с социокультурным подходом, который составил основной вектор исследовательской методологии. Искусство как фактор консолидации общества не может рассматриваться как сиюминутный механизм, обеспечивающий устойчивое взаимодействие носителей определенной системы ценностей. В данном случае речь идет о «накопительном» воздействии искусства на людей, его влиянии на консолидацию поколений, для которых искусство и родная культура остаются одними из главных ценностей духовной жизни их самих и их предков. В представленном исследовании берется за основу традиционное искусство, культивируемое столетиями на территории трансграничных регионов, но при этом оказывающееся под влиянием мультикультурных процессов, характерных для всего современного мира. Участникам эмпирического исследования одним из первых задавался вопрос о состоянии искусства и в целом культуры на территориях их проживания, выяснялись возможности или способы сохранения традиционного и исконного искусства, результаты привнесения инновационных черт культурной динамики за счет приграничного сотрудничества. Преобладающей в обеих группах экспертов оказалась позиция, подтверждающая сложности в социокультурном развитии регионов. В частности, российские эксперты отмечали все возрастающую элитаризацию искусства, то есть его недоступность для населения (28%), локальную концентрацию тех или иных видов искусства, например, декоративно-прикладного (21%), недостаточное финансовое обеспечение развития ремесел и утрачиваемых форм искусства (19%), в то же время подчеркивалось, что увеличились возможности для творческой самореализации человека в системе вузовского, школьного и дополнительного образования (33%). Эксперты из Казахстана полагали, что главной проблемой, влияющей на состояние культуры и искусства в трансграничных регионах, остается проблема ассимиляции культурных ценностей и норм, связанная с системными явлениями глобализации и модернизации, а также с естественно протекающими культурными обменами и диалогом культур в условиях трансграничных регионов (54%). Такие представления о состоянии региональной культуры и искусства вызвали необходимость задать вопрос об оценивании потенциала искусства, разнообразных его форм, традиционных и новых, для сохранения связи поколений носителей культурных ценностей. Эксперты признали неослабевающую социализирующую функцию искусства (57%), при этом казахстанские специалисты обратили внимание на возможности людей заниматься искусством на профессиональной основе, что позволяет считать искусство фактором занятости и самозанятости населения (24%). При маркировании социального потенциала искусства в трансграничных регионах по шкале от 1 до 10 (максимальная оценка – наивысший потенциал) первая группа экспертов выставила среднюю оценку 6, вторая группа – 3 (среди российских экспертов – 2, казахстанских – 4). Как видим, в целом признается достаточно высокий уровень социального потенциала искусства, который связывался с тремя факторами: 1) искусство как достояние народа; 2) искусство как социокультурный опыт поколений; 3) искусство как способ сохранения традиционных ценностей и норм. Следующая часть работы была посвящена выяснению именно этноконсолидирующих смыслов искусства. В теоретическом плане этноконсолидирующая роль искусства определяется тремя важными обстоятельствами: 1) имеются ли возможности для использования явлений искусства в решении тех или иных актуальных социальных проблемы, например, проблемы социальной коммуникации, социальной справедливости и т.д.; 2) насколько региональное искусство сохраняет свою этническую оригинальность и в то же время какова доля заимствований из других культур и активных процессов глобализации и модернизации; 3) сохраняет ли искусство эффективный механизм этнической самоидентификации индивидов и каким образом этот механизм влияет на приверженность человека устойчивым традициям [1, 12, 13]. К этому следует добавить и необходимость выяснения факта, касающегося институциональной поддержки искусства как фактора социализации, воспитания поколений, приобщения к ценностям родной культуры на уровне государственных и муниципальных программ социокультурного развития регионов. Причем такая поддержка должна быть не только в настоящее время, но и в перспективе. Анализируя полученные данные, можно утверждать, что искусство способно наиболее эффективно реализовать свой этноконсолидирующий потенциал в двух случаях. Во-первых, в условиях полиэтничного социума, когда искусство рассматривается едва ли не единственным фактором сохранения традиционных ценностей и норм культуры (61% мнений от общей когорты экспертов). Во-вторых, указанный потенциал характерен в большей степени для трансграничных регионов, поскольку в подобных локусах высока вероятность многочисленных ассимиляций, аккультураций, системной социокультурной динамики по типу глобализации, что не всегда позитивно сказывается на состоянии общественных отношений и коллективной и индивидуальной жизнедеятельности человека, а значит, может утрачиваться консолидирующий вектор развития (70%). Преобладающее число экспертов (86%) отметили, что традиционное и самобытное искусство обладает достаточным потенциалом для консолидации полиэтничного общества на основе общезначимых ценностей и норм. Позиции такого искусства удерживаются необходимостью передачи социокультурного опыта последующим поколениям носителей культуры, что минимизирует проявления конфликтов на этнической почве, разобщенность людей по поводу религиозных или иных мировоззренческих позиций и взглядов и т.д. Проведенное исследование позволило также дифференцировать признак устойчивого развития трансграничных регионов в зависимости от этноконсолидирующей роли искусства. Очевидно, что искусство вряд ли может рассматриваться в качестве ведущего фактора стабилизации социальных и экономических отношений в регионе, однако этноконсолидация в обществе вполне может зависеть от традиционного регионального искусства. Так, например, охрана этнических памятников культуры и искусства, развитие центров поддержки и изучения родной культуры и языка, образовательные комплексы, содержащие методику обучения знаниям о самобытном искусстве региона способствует укреплению потенциала искусства как консолидирующего фактора. По мнению экспертов из России (43%), институциональная поддержка сохранения традиционных ценностей и самобытного искусства может стать определяющим в последующем единении общества. Вместе с тем казахстанские эксперты отмечали, что для устойчивого развития региона необходимо обеспечивать духовную безопасность населения (39%); важную роль в этом отводится культурным ценностям и традиционному искусству (53%). По результатам проведенного прикладного исследования установлено, что этноконсолидирующая роль искусства в современных условиях развития мира под воздействием процессов глобализации и модернизации возрастает. Между тем заслуживает внимания обсуждение следующих моментов: 1) как зависит нивелирование этноконсолидирующей роли искусства от специфики региона (ов): можно ли утверждать, что в трансграничных регионах эта роль усиливается или, напротив, возрастает; 2) оказывает ли влияние мультикультурализм на состояние искусства как фактора консолидации общества по признаку этнической принадлежности или эта консолидация носит универсальный характер. Исходя из позиции некоторых исследователей, в основании этнических процессов в любом случае лежат определенные социальные связи [14], разрыв которых может быть связан с неприятием традиционных культурных ценностей и норм. Искусство же в силу своей духовной природы и имеющихся универсальных смыслов следует рассматривать как важный фактор консолидации общества, в том числе и на основе этнических характеристик. Природа искусства не согласуется с прямым социальным влиянием или действием. Искусство всегда является деликатной материей, пробуждающей в каждом отдельно взятом индивиде определенные эмоции и чувства [15]. С другой стороны, именно искусство становится тем фактором, который обеспечивает взаимодействие разных поколений носителей культуры, несмотря на мощные процессы межкультурного и этнополитического диалога народов и наций, потому что поколениям не нужно объяснять смысл искусства, они чувствуют его на уровне духовного бытия, потребности в единении и следовании принятым в их культуре ценностям. Проведенное исследование не поставило под сомнение данное обстоятельство, более того, эмпирические результаты зафиксировали возможности искусства в воспитании толерантности к социальным трансформациям, патриотизма, гражданственности. Наряду с другими факторами искусство признается как инструмент консолидации общества. Возможно, не все авторы разделяют такую позицию. Например, Berry J.W. и его соавторы [16] обращают внимание на то, что самобытность культуры поддерживать становится все сложнее, так как возрастает влияние результатов ассимиляции и аккультурации, что ведет к деструкции всех звеньев социокультурной динамики. Это отражается и на искусстве, и на воспитании, и на повседневной жизни человека. В то же время общечеловеческое значение искусства определяет его незыблемость, вневременной характер, а значит, на него можно положиться, когда речь идет о консолидации общества. В результате теоретического и эмпирического исследования обозначенной проблемы можно сформулировать следующие основные выводы: 1) этническая консолидация носителей культуры в трансграничных регионах может эффективно осуществляться через явления традиционного и самобытного искусства; 2) современные процессы ассимиляции культурных ценностей и норм, этнической напряженности и конфликтности, диалога культур и в целом феномен мультикультурализма могут снижать эффект воздействия искусства на этноконсолидацию общества, однако они нисколько не снижают темпа межпоколенческого взаимодействия, в котором искусству принадлежит важная роль.
Библиография
1. Nekhvyadovich L.I., Balakhnina L.V., Chernyaeva I.V. Regional cultural centers and artistic schools of Siberia at the turn of the 21st century as a part of the information system in the educational process // Espacios. 2018. Т. 39. Is. Рр. 121-142.
2. Nekhvyadovich L.I., Stepanskaya T.M. Ethnocultural tradidition as a basis of national originality of the art schools // Terra SebVs: Acta Musei Sabesiensis: Special Issue, 2014. Рp. 161-175. 3. Ciepley D Dispersed Constituency Democracy: Deterritorializing Representation to Reduce Ethnic Conflict // Politics & Society. 2013. № 41(1). Рp 135-162. 4. Dunning T., Harrison L. Cross-cutting Cleavages and Ethnic Voting: An Experimental Study of Cousinage in Mali // American Political Science Review. 2010. № 104(1). Рр. 21-39. 5. Pettigrew T.F., Tropp L.R. When Groups Meet. The Dynamics of Intergroup Contact. New York: Psychology Press, 2011. 201 р. 6. Manzano S., Sanchez G. Take One for the Team? Limits of Shared Ethnicity and Candidate Preferences // Political Research Quarterly. 2010. № 63(3). Рр. 568-580. 7. Huber J.D. Measuring Ethnic Voting: Do Proportional Electoral Law Politicize Ethnicity? // American Journal of Political Science. 2012. № 56(4). Рр. 986-1001. 8. Gabriel R.A. A New Theory of Ethnic Voting // Polity. 1972. № 4(4). Рр. 405-428. 9. Moles A. Art et ordinateur. Paris: Casterman, 1971. 166 р. 10. Моль А. Социодинамика культуры: пер. с фр. М.: Издательство ЛКИ, 2008. 416 с. 11. Nekhvyadovich L.I. The possibilities of ethnomethodology in modern art studies // Terra Sebvs: Special Issue. 2014. Рр. 187-199. 12. Jenkins R. Rethinking Ethnicity: Arguments and Explorations. London: SAGE Publications, 1997. 200 р. 13. Horovitz D. Ethnic Groups in Conflct. Berkeley: University of California Press, 1985. 321 р. 14. Tilly С. Identities, Boundaries and Social Ties. Boulder: Paradigm Publishers, 2005. 124 р. 15. Berry J.W. Social and cultural change (H.C. Triandis R Brislin (eds.)) // Handbook of crosscultural psychology. 1980. Vol. V. Рр. 211-279. 16. Berry J.W., Phinney J.S., Sam D.L., Vedder P. (eds.) Immigrant youth in cultural transition: acculturation, identity and adaptation across national groups. Mahwah, NJ.: Lawrence Erlbaum Associates, 2006. 165 р. References
1. Nekhvyadovich L.I., Balakhnina L.V., Chernyaeva I.V. Regional cultural centers and artistic schools of Siberia at the turn of the 21st century as a part of the information system in the educational process // Espacios. 2018. T. 39. Is. Rr. 121-142.
2. Nekhvyadovich L.I., Stepanskaya T.M. Ethnocultural tradidition as a basis of national originality of the art schools // Terra SebVs: Acta Musei Sabesiensis: Special Issue, 2014. Rp. 161-175. 3. Ciepley D Dispersed Constituency Democracy: Deterritorializing Representation to Reduce Ethnic Conflict // Politics & Society. 2013. № 41(1). Rp 135-162. 4. Dunning T., Harrison L. Cross-cutting Cleavages and Ethnic Voting: An Experimental Study of Cousinage in Mali // American Political Science Review. 2010. № 104(1). Rr. 21-39. 5. Pettigrew T.F., Tropp L.R. When Groups Meet. The Dynamics of Intergroup Contact. New York: Psychology Press, 2011. 201 r. 6. Manzano S., Sanchez G. Take One for the Team? Limits of Shared Ethnicity and Candidate Preferences // Political Research Quarterly. 2010. № 63(3). Rr. 568-580. 7. Huber J.D. Measuring Ethnic Voting: Do Proportional Electoral Law Politicize Ethnicity? // American Journal of Political Science. 2012. № 56(4). Rr. 986-1001. 8. Gabriel R.A. A New Theory of Ethnic Voting // Polity. 1972. № 4(4). Rr. 405-428. 9. Moles A. Art et ordinateur. Paris: Casterman, 1971. 166 r. 10. Mol' A. Sotsiodinamika kul'tury: per. s fr. M.: Izdatel'stvo LKI, 2008. 416 s. 11. Nekhvyadovich L.I. The possibilities of ethnomethodology in modern art studies // Terra Sebvs: Special Issue. 2014. Rr. 187-199. 12. Jenkins R. Rethinking Ethnicity: Arguments and Explorations. London: SAGE Publications, 1997. 200 r. 13. Horovitz D. Ethnic Groups in Conflct. Berkeley: University of California Press, 1985. 321 r. 14. Tilly S. Identities, Boundaries and Social Ties. Boulder: Paradigm Publishers, 2005. 124 r. 15. Berry J.W. Social and cultural change (H.C. Triandis R Brislin (eds.)) // Handbook of crosscultural psychology. 1980. Vol. V. Rr. 211-279. 16. Berry J.W., Phinney J.S., Sam D.L., Vedder P. (eds.) Immigrant youth in cultural transition: acculturation, identity and adaptation across national groups. Mahwah, NJ.: Lawrence Erlbaum Associates, 2006. 165 r.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Методология исследования основана на междисциплинарном характере подходов теории социальных рисков в контексте менеджмента, психологии, правоведения. Методологический инструментарий включает базовые посылки в изучении социальных рисков У. Бека, Э. Гидденса, Н. Лумана, доказывающих объективный характер современного социума, как «общества риска». Кроме того, в работе использована теория поколений, описывающая повторяющиеся поколенческие циклы. Актуальность статьи бесспорна, так как анализ теоретических исследований, изучение общественного мнения представителей разных поколений по вопросам видения будущего России призван конструировать универсальный и оптимальный образ страны. Научная значимость подобных исследований подтверждается острой необходимостью поиска интегрирующего потенциала российского общества. Научная новизна статьи заключается в том, что образ будущего России проанализирован на основе детального анализа общественного мнения трех разных возрастных и социокультурных когорт населения дальневосточных территорий. Авторами представлен имидж России, прогнозируются тенденции его изменения. Предложено описание оптимального уровня функционирования современного российского общества на основе социального проектирования. Структура статьи отвечает стандартным требованиям. Подробно представлено введение в проблему, теоретический анализ научных подходов, определяющих теоретико-методологическую базу исследования. Стиль описания научный. Представлен поэтапный анализ данных, проверяющих и обосновывающих эмпирические гипотезы. Содержание рецензируемой статьи связано с анализом оценок трех поколений россиян дальневосточного региона в контексте социокультурной ситуации в России. Авторы анализируют критерии и индикаторы сильного государства, по - мнению студенческого и педагогического сообщества. Приводится анализ и оценка населением долгосрочных перспектив российского общества. Авторы констатируют, что сходство в критической оценке собственных перспектив в своей стране позволяет утверждать, что общественное мнение в целом не удовлетворено тем, в каком направлении развивается российское государство. Данные эмпирического исследования, значительная выборка которого, позволили авторам получить объективные данные о том, что существует преемственность основных ценностных ориентаций в российском обществе. Кроме того, изучение возрастной динамики структурных элементов образа будущего, позволяет построить модель, определяющую специфику представлений о будущем в разных возрастах. Библиографический список статьи отличается объемностью, достаточно современной литературой, наличием зарубежных источников, анализ которых повышает научно-методический уровень статьи В качестве вопросов и замечания к авторам необходимо заметить следующее: 1. Опрос студенческой молодежи и педагогической общественности, на наш взгляд, определяет некоторую специфичность ответов, которую можно было бы избежать при опросе разных категорий населения, что могло бы повысить объективность полученных результатов. 2. Определенная заданность авторами анкеты в большей степени только негативных образов российского общества, приводит к ожидаемым результатам. Наличие большего варианта разнообразных альтернатив, способствовало бы несколько иным результатам. 3. Приведенные таблицы, требуют названий, а также наименования строк и столбцов, что могло бы повысить информативность таблиц. Данные замечания носят дискуссионный характер и не снижают значимость статьи. Выводы статьи свидетельствуют об успешном решении социально и научно-значимой проблемы. Представлены новые результаты по конструированию образа будущего России. Сделана попытка охарактеризовать особенности механизма социальной идентификации разных поколений страны. Статья представляет широкий читательский интерес, рекомендуется для социологов, специалистов в области риска, всех, кто интересуется проблемами современного российского общества. |