Библиотека
|
ваш профиль |
Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Девейкис М.В.
Этапы музейного развития Петербурга в императорской России
// Исторический журнал: научные исследования.
2020. № 3.
С. 121-130.
DOI: 10.7256/2454-0609.2020.3.32896 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32896
Этапы музейного развития Петербурга в императорской России
DOI: 10.7256/2454-0609.2020.3.32896Дата направления статьи в редакцию: 13-05-2020Дата публикации: 15-07-2020Аннотация: В статье рассматривается музейное строительство одного из важнейших регионов страны Петербурга XVIII - начала XX вв. Для этого определены 4 этапа: ранние музеи, специализированные музеи, новые профильные группы, музейный подъем и в каждом из них выявлены основные черты и особенности. Особое внимание уделяется последнему этапу – музейный подъем (1894-1916). Для этого приведена матрица всех созданных музеев в хронологическом порядке, показаны их учредители, год создания и выявлены связи с профильными группами. При исследовании использовались общеисторические принципы: объективность, научность, историзм, а также методы: хронологический, сравнительно-исторический, периодизации. Научная новизна: в истории музейного дела отсутствуют комплексные исследования, посвященные петербургскому музейному строительству в императорский период, данная статья может заполнить этот пробел. Чтобы отразить процессы, происходящие в истории музеев Петербурга, нами выявлены тенденции и закономерности, отмечена важность созданных музеев современниками и показана связь возникновения музеев с экономическим развитием страны. Громадный опыт петербургского музейного строительства, осмысление его важности в сохранении культурного и исторического наследия, передовые идеи музейных деятелей явились предпосылкой для создания государственной системы управления и законодательства музейного дела в последующие периоды, и позволят наметить пути дальнейшего развития музеев и в настоящее время. Ключевые слова: музей, Петербург, этапы, история музейного дела, императорский период, профильные группы, музейное строительство, динамика музеев, императорская Россия, музейная сфераAbstract: This article examines museum construction in one of the major Russian regions – Saint Petersburg of the XVIII – early XX centuries. The author determines four stages: early museums, specialized museums, new field-specific groups, museum expansion; as well as their key traits and peculiarities. Special attention is turned to the latter stage – museum expansion (1894-1916). The author presents the matrix of all established museums in chronological order, their founders, year of creation, and relations with the field-specific groups. The scientific novelty consists in the attempt to fill the gap by carrying out a first comprehensive research dedicated to museum development in Saint Petersburg of the imperial period. In order to reflect the processes unfolding in the history of museums of Saint Petersburg, the author reveals the trends and patterns, indicates the significance of museums created by the contemporaries, and demonstrates the link between the emergence of museums and the economic upswing in the country. Colossal experience of museum construction of Saint Petersburg, understanding of its importance in preservation of cultural and historical heritage, as well as progressive ideas of museum figures served as the prerequisite for creating the state supervision system and museum legislation, and allow outlining the ways for future development of museums. Keywords: museum, St.Petersburg, stages, museum history, imperial period, specialized groups, museum construction, museum dynamics, imperial Russia, museum sectorИмператорский период в истории России может быть охарактеризован, в первую очередь, выходом российского государства на мировую арену. Петербург как столица империи был всегда не только крупным промышленным, торговым, научным, но и культурным центром. В это время здесь стремительно развивалось изобразительное и музыкальное искусство, театр, появились новые стили в архитектуре, возникали народные дома, литературные салоны и кружки. И, конечно, пользовались у петербуржцев большой популярностью действующие музеи (Кунсткамера, Эрмитаж, Русский музей и др.). К началу 1917 г. согласно официальной статистике их насчитывалось 51 [9, с.88] (сюда не входят полковые, музеи предприятий, библиотек и «местного характера»). Это наибольшее число созданных музеев по сравнению с другими регионами в императорский период. В этой связи, выбор темы обусловлен тем, что исторический опыт петербургских музеев представляется крайне ценным и его исследование позволит выработать новые подходы в решении современных проблем музееведения, что определяет актуальность темы. Следует подчеркнуть, что музей способствует сохранению памяти о своей истории, о своем наследии, что является важной потребностью общества. Цель настоящей статьи - предложить этапы истории музейного дела в императорский период и посредством их анализа выявить основные особенности, тенденции, закономерности музейного развития Петербурга. Хронологические рамки исследования охватывают период с 1714 по 1916 гг. Выбор нижней границы обусловлен созданием первого музея – Кунсткамеры, верхней границы – созданием последнего - Еврейского музея. Чуть более чем двухсотлетний период развития музейного дела в Петербурге подразделяется нами на 4 этапа. В основу выбора хронологических границ этапов музейного развития Петербурга положены критерии: эволюция музеев и исторические вехи правления российских императоров.1 этап. Возникновение ранних музеев, эпоха Петра I – эпоха Просвещения (1714-1796). 2 этап. Появление специализированных музеев, эпоха Павла I – Николая I (1796-1855). 3 этап. Становление новых профильных групп, эпоха Великих реформ и контрреформ (1855–1894). 4 этап. Музейный подъем, эпоха правления Николая II (1894-1916).Выделенные этапы являются автономными, каждый из них соотносится с историей Петербурга, России и отличается новым качеством развития музейного дела. Особое внимание уделяется последнему этапу. Для этого приведена матрица всех созданных музеев в хронологическом порядке, показаны их учредители, год создания и выявлены связи с профильными группами. В статье использован один из важнейших методологических принципов - принцип историзма, который рассматривает музей в его развитии от момента зарождения на протяжении длительного времени, целого исторического периода. При исследовании применялись также общеисторические принципы: объективность, научность, а также методы: хронологический, сравнительно-исторический, периодизации. В работе были использованы первоисточники [2; 3; 7; 8; 10; 11], которые представляют особый интерес для нашего исследования. В советской период появились монографии, посвященные одному музею, например, Р.Ф. Итс (Кунсткамера), В.Ф. Левинсон-Лессинга (Эрмитаж) [4; 5]. В последнее время проводились исследования по музейному делу России [6; 9]. Представляет интерес монография "Музейное дело России", в первой главе предложена авторская периодизация истории музейного дела России на основе генезиса культурной формы, которая включает следующие периоды: протомузейный период (до начала XVIII в.), возникновение музеев России и адаптация новой культурной формы (XVIII в.), формирование музейного мира как особой сферы культурной жизни (начало-конец XIX в.), приобретение музеем статуса "культурной нормы" (1890-е-1920-е гг.) [6; с.33]. Такой подход к решению проблемы является плодотворным - найти какой-то универсальный показатель. Однако, по-нашему мнению, не прослеживается связь этой категории с историей страны и историей музейного дела. В этих работах, наряду с другими музеями страны, рассматривались в основном действующие музеи Петербурга и совсем не затрагивались малоизвестные и несохранившиеся музеи. Данная статья восполняет этот пробел, что определяет научную новизну проведенного исследования, которое охватывает в исторической хронологии целый период музейного развития Петербурга.Петербург – столица Российской империи, расположен на северо-западе страны, на побережье Финского залива и в устье реки Невы. Это место пребывания высших органов власти государства. Монархи, решая политические и экономические задачи страны, уделяли внимание музеям как части культуры. Это во многом обусловлено, что в Петербурге с 1714 по 1916 гг. возникли: первый публичный музей, первые педагогические, промышленные, литературные музеи, первый в мире Музей почвоведения, что определяет выбор географических рамок исследования. Музейный опыт передавался Петербургом другим городам страны. Первый российский музей – Кунсткамера, был основан в 1714 г. «Пётр I распорядился перевезти из Москвы все свои личные коллекции, включавшие предметы культуры и быта из стран Европы и Азии, минералы, зоологические и медицинские препараты, разные инструменты и станки, собрания Аптекарской канцелярии» [4, с.11]. Плата за вход не взималась. Император хотел, «чтобы люди смотрели и учились». Кунсткамера по сравнению с европейскими аналогами имела отличительные черты: публичный характер, являлась научным и просветительным центром, для привлечения посетителей специально выделялись средства, что соответствует идеям современного маркетинга. Это свидетельствует о достаточно продуманной политике Петра I по приобщению широких слоёв к новой культурной практике, что полностью соответствовало идеям петровского камерализма. Следующий музей был создан в правление императрицы Анны Иоанновны. После учреждения ею Шляхетского кадетского корпуса в 1732 г. в бывшем дворце А. Д. Меньшикова, в одной из комнат дворца был открыт музей. В 1756 г. на основе собраний «Хранилища достопамятных вещей» был основан ещё один военный музей «Достопамятный зал». Вслед за основанием в 1757 г. Академии художеств, в следующем году усилиями её президента, И. И. Шувалова, подарившего Академии собственную научную коллекцию, были заложены основы для формирования музея Академии художеств. В результате дворцового переворота 1762 г., к власти приходит Екатерина II, прилагавшая значительные усилия для усиления престижа российской монархии и создания собственного просвещённого образа. В тоже время, императрица не занималась широкомасштабным коллекционированием. В монографии «История картинной галереи Эрмитажа» [5] подчеркивается - «Мы не знаем сейчас, когда и как зародилась мысль о создании эрмитажной галереи». Нам представляется, что эта идея появилась с момента её восшествия на трон. Возможность для её реализации представилась уже в следующем 1763 г., когда императрицей была приобретена коллекция И. Э. Гоцковского (225 картин). История её приобретения показывает, что императрица уже имела к этому времени как материальные средства, так и идеологические обоснования для создания подобной галереи. В 1764 г. коллекция прибывает в Зимний дворец, тем самым, закладывая основы для формирования Эрмитажа. В соответствии с указом императрицы в 1773 г. учреждается Горное училище, с целью подготовки кадров, которые имели бы отношение к добыче полезных ископаемых, выплавке металлов и другим производствам. При нём на основе минералогического отдела был организован музей. Подводя итоги первого хронологического рубежа императорского периода, необходимо отметить относительно небольшое количество музеев, возникших на этом этапе. На наш взгляд, этот факт напрямую связан с династической нестабильностью, последовавшей после Петра I. Период дворцовых переворотов ставил перед восходящими на престол государями, отнюдь не всегда имеющими прочные легитимные обоснования для его занятия, совершенно иные проблемы политического выживания, не способствующие пристальному вниманию к культурной сфере. В определённой мере, это может быть связано с отсутствием чёткой политической и репрезентационной модели у российских монархов, правивших в промежуток от Петра I и до восшествия на престол Екатерины II. Это объясняет, на наш взгляд, тот факт, что появление двух петербургских музеев, в значительной мере определивших облик всей музейной сферы в России, Кунсткамеры и Эрмитажа, приходится именно на правление этих двух императоров. Оба музея служили реализацией политических интенций монархов, которые, при этом, отличались. Если публичный характер Кунсткамеры соответствовал, как уже отмечалось выше, петровским идеям, то начальные этапы истории Эрмитажа, остававшегося в течение почти всего последующего столетия закрытым для публики, показывают его внешнеполитическую репрезентационную задачу, способствуя повышению международного престижа российского государства. Новая веха музейного строительства императорского периода характеризуется появлением специализированных музеев. Пристальное рассмотрение данного этапа также не может быть отделено от социального и политического развития российского государства. Имманентно присущее министерской реформе 1802 г. стремление к унификации и профилизации государственных ведомств дало новый толчок к музейному развитию. Так, уже в составе одного из первых министерств, Министерства морских сил, начался сбор и хранение моделей кораблей; данное начинание было увенчано в 1805 г. созданием императором Александром I «Морского музеума». Рост численности населения Петербурга диктовал необходимость расширения транспортной базы и дорожного обеспечения города, что, в свою очередь, привело к организации учебных заведений в этой области. В 1809 г. был учрежден Институт Корпуса инженеров путей сообщения. Уже через четыре года данное учебное заведение обзаводится собственным музеем, который используется как база для обучения студентов и повышения квалификации инженеров отрасли. В связи с тем, что Кунсткамера в 1824 г. вошла в состав Императорской Академии наук и дифференциацией отраслей науки возникла потребность в отделении из ее состава самостоятельных научных учреждений. Это благоприятно повлияло на развитие музеев. Данные инновации потребовали дополнительного финансирования, и Академия наук обратилась за помощью к императору Николаю I. Необходимые средства выделены и в 1836 г. открылись: Зоологический, Ботанический, Минералогический, Азиатский, Этнографический, Нумизматический, Египетский музеи. Выделение данного этапа представляется нам обоснованным так же и той динамикой, которую получает развитие специализированных музеев в этот временной промежуток – их число составляет более 60 % от общего количества музеев. Это, однако, не предполагает того, что музеи более общего характера не получили никакого развития в отмечаемый этап и не открывались. Тем не менее, последние также основывались в подавляющем большинстве случаев по императорским указам. Третий выделенный нами этап в историографической традиции известный как «период Великих реформ». Открытие значимых музеев, происходило ещё на этапе проектирования грядущих реформ. В соответствии с указом императора Александра II в 1859 г. при Лесном институте был основан Сельскохозяйственный музей. Возникновение музея было вызвано начинающимися преобразованиями в российской деревни, чему способствовала реформа 1861 года. Представляется важным остановиться на истории создания этого музея, зачастую пренебрегаемого исследовательским вниманием, который занимал видное место в жизни столицы. «В Музее собраны коллекции по различным отраслям сельского хозяйства: по исследованию почвы и удобрений; произведения растительного царства и животного царства; машины, орудия, различные приборы и модели» [8, с.81]. С течением времени структура музея подвергалась совершенствованию, возникали новые службы, подразделения, количество посетителей постоянно увеличивалось. Впечатляет широкий спектр деятельности музея. Так, он не только демонстрировал коллекции, но и проводил работы по ремонту сельскохозяйственной техники, ее испытания, подготавливал усовершенствованные модели земледельческих орудий, машин и оказывал помощь сельским хозяевам. Музей становится ведущим центром для научных изысканий, базой для проведения конференций, съездов, которые проходили в столице. В 1881 г. состоялось открытие музея в новом здании, и, за большой вклад в развитие сельского хозяйства, ему было присвоено наименование - Императорский Сельскохозяйственный музей. В соответствии с образовательной реформой появился новый профиль – педагогические музеи (Педагогический музей военно-учебных заведений - 1864). Бурное промышленное развитие страны во второй половине XIX века диктовало необходимость нового музейного профиля – промышленного (Художественно-промышленный музей - 1870, Телеграфный музей – 1872 и др.). В то же время появляются первые литературные музеи. В значительной мере становление этого музейного профиля связано с необходимостью коммеморации деятельности А. С. Пушкина, музей которого был открыт в 1879 г. За ним следует, образованный в 1880 г, Лермонтовский музей. В качестве основной цели музея была принята следующая: «собрать всё, что только было, есть и будет найдено, напечатано и приведено в известность, о личности и деятельности Лермонтова» [2, с.225]. История данного музея показывает его готовность отвечать культурным запросам российского общества. В связи с тем, что увеличилась потребность школ в наглядных пособиях, в 1892 г. группой учителей был образован первый петербургский Музей наглядных пособий, который уже через год открылся для общего использования. В научно-популярном издании М. И. Страховой «Подвижной музей наглядных учебных пособий в Петербурге» отмечалось: «главная задача этого музея – облегчить и сделать более продуктивным преподавание тех учебных предметов, которые по своему характеру требуют наглядных пособий» [10, с.1]. В это время появляются интересные статьи о музеях в журналах: «Исторический вестник», «Русская старина», «Нива» и др. Публикации поддерживали в обществе интерес к музеям, популяризировали знания о них. Завершающий этап истории музейного дела в Российской империи затрагивает последние десятилетия истории монархии. Рубеж XIX-XX вв. крайне противоречивое время в российской истории. Происходило обострение социальной напряжённости и становление зачатков гражданского общества. Между тем: «К 1913 году экономика страны была на подъеме» [1, с.609], что положительно повлияло на развитие культуры и музейного дела. За небольшой промежуток времени в Петербурге создано более 40 % (21) всех музеев императорского периода. Для наглядной демонстрации, происходивших на данном этапе трансформаций, относившихся как к общественному росту интереса к музейной сфере, так и к государственной политике по отношению к ним, нам представляется целесообразным дать матрицу, в которой все созданные музеи приведены в хронологическом порядке, показаны их учредители и профили (представленная таблица была составлена нами на основании рекомендованной классификации музейных профилей М. Е. Каулен) [6, с. 239-245]. Таблица 1 Динамика музеев Петербурга и связь их с профильными группами
Данные, приведённые нами в таблице, наглядно демонстрируют, что наибольшее количество основанных на этом этапе музеев могут быть отнесены к музеям научно-технического и художественного профиля (по 28,6 %). При этом подавляющее большинство музеев (71,4 %) создаются общественными организациями и энтузиастами, что является очевидным подтверждением значительного интереса к музейному делу в среде российских интеллектуалов. Сравнивая динамику возникновения музеев и динамику промышленного развития страны: промышленный подъем 1893-1899 гг., кризис 1900-1903 гг., депрессия 1904-1909 гг., второй промышленный подъем 1910-1914 гг., можно сделать следующий вывод, что наибольшее количество музеев открывается в период интенсивного экономического роста. В тоже время в периоды рецессии и спада промышленных темпов, можно отметить, относительное замедление музейного строительства в Петербурге. Таким образом, экономическое благосостояние страны, в значительной мере, определяет положение в музейном деле и этот фактор также должен учитываться, проводя периодизационные разграничения. Музейная сфера, её деятельность и задачи на данном этапе также были подвергнуты активной рефлексии. Так, в работе «Русский музей императора Александра III» историк К. А. Военский указывал: «с устройством музея Императора Александра III, учреждение это будет иметь для России такое же высококультурное значение, какое для Франции и Англии имеют Национальный музей в Париже и Британский – в Лондоне» [3, с.19]. Осмысление музейного дела выходило за рамки научных изданий. В многочисленных брошюрах и журналах данная тема не единожды оказывалась в центре внимания. В брошюре «Суворовский музей» отмечалось, что «лучшим средством увековечить память Суворова является возведение соответствующего Суворовского памятника-музея, в котором было бы все, что так или иначе связано с великим именем Суворова» [11, с.1]. Вторит этой идее и объяснительная записка к проектируемому плану Музея изобретений и усовершенствований: «Музей Изобретений и Усовершенствований назначается для содействия развитию техники и ее приложений, для увековечивания могущества России и улучшения народного хозяйства, он должен служить источником вдохновения новых идей и удерживать изобретателей от ошибок и повторений» [7, с. 13]. Эпоха правления Николая II представляет последний этап эволюции музеев императорской России, в это время окончательно сформировалась музейная сеть Петербурга. В создании музеев активное участие принимала элита, общественные организации и научные общества. Следует отметить также и значительно большую заинтересованность императорской фамилии в музейной деятельности. Монарх зачастую лично присутствовал на открытии того или иного музея, активно патронировал их создание, передавая в распоряжение музеев личные коллекции. На этом этапе более четко проявляются характерные для музеев функции: образовательная, просветительная и развиваются новые – коммуникативная, функция культурного центра. К особенности этого этапа можно отнести строительство специальных зданий для значительного количества музеев (Музей барона Штиглица, Музей Суворова, Музей Пирогова и др.). Рассмотрев этапы музейного развития императорской России, можно сделать следующие выводы: 1. На каждом из рассмотренных нами этапов заметно наличие музеев, имевших доминирующее значение в музейной сфере на конкретном временном промежутке: на первом этапе – Кунсткамера, Эрмитаж, на втором – музеи Академии наук, на третьем – Императорский сельскохозяйственный музей, на четвертом – Русский музей, музей Суворова. 2. Развитие музеев на первом этапе отличалось прерывистым характером, на втором и третьем этапе, как показывает анализ, музеи возникали каждые 4-5 лет, на этапе музейного подъема – в среднем ежегодно. 3. Чтобы отразить не только события, но и процессы, происходящие в истории музеев императорского периода, выделим некоторые тенденции: 1) на каждом этапе количество новообразованных музеев увеличивалось, если для начального этапа можно выделить основание 6 музеев, то в последующие этапы их количество составляло 11, 13, 21 для каждого периода соответственно; 2) рост общественного запроса на музеи, функции которых не могли быть удовлетворены иными культурными и просветительскими организациями; 3) влияние на создание музеев государственной политики; 4) возникновение новых музейных функций. Необходимо подчеркнуть и ряд закономерностей в развитии музейной сферы в императорский период. Прежде всего, это появление новых профильных групп; тесная связь развития музеев с развитием отечественного образования, просвещения и науки; строительство специальных зданий. Таким образом, громадный опыт музейного строительства в Петербурге, осмысление важности этого социального института для общества и передовые идеи музейных деятелей явились предпосылкой для создания государственной системы управления и законодательства музейного дела, что было реализовано уже в начальные годы советской власти.
Библиография
1. Анисимов Е.В. Императорская Россия. СПб., 2014. 640 c.
2. Булгаков Ф.И. Лермонтовский музей // Исторический вестник. СПб., 1884. Т. 15. янв. с. 225. 3. Военский К.А. Русский музей императора Александра III. СПб., 1898. 20 с. 4. Итс Р.Ф. Кунсткамера. Л., 1974. 118 с. 5. Левинсон-Лессинг В.Ф. История картинной галереи Эрмитажа. Л., 1985. 408 с. 6. Музейное дело России. / Под ред. Каулен М.Е., Косовой И.М., Сундиевой А.А. М., 2010. 614 с. 7. Объяснительная записка к проектируемому плану Музея; Проектируемый план Музея [и др. материалы]: Предварит. выпуск / Музей изобретений и усовершенствований. СПб., 1911. 21 с. 8. Путеводитель по С.-Петербургу. СПб., 1903. 324 с. 9. Российская музейная энциклопедия. Т. 2. М., 2001. 416 с. 10. Страхова М.И. Подвижной музей наглядных учебных пособий в Петербурге. СПб., 1902. 16 c. 11. Суворовский музей: [Организация Музея, и обзор главных экспонатов]. СПб., 1905. 5 с. References
1. Anisimov E.V. Imperatorskaya Rossiya. SPb., 2014. 640 c.
2. Bulgakov F.I. Lermontovskii muzei // Istoricheskii vestnik. SPb., 1884. T. 15. yanv. s. 225. 3. Voenskii K.A. Russkii muzei imperatora Aleksandra III. SPb., 1898. 20 s. 4. Its R.F. Kunstkamera. L., 1974. 118 s. 5. Levinson-Lessing V.F. Istoriya kartinnoi galerei Ermitazha. L., 1985. 408 s. 6. Muzeinoe delo Rossii. / Pod red. Kaulen M.E., Kosovoi I.M., Sundievoi A.A. M., 2010. 614 s. 7. Ob''yasnitel'naya zapiska k proektiruemomu planu Muzeya; Proektiruemyi plan Muzeya [i dr. materialy]: Predvarit. vypusk / Muzei izobretenii i usovershenstvovanii. SPb., 1911. 21 s. 8. Putevoditel' po S.-Peterburgu. SPb., 1903. 324 s. 9. Rossiiskaya muzeinaya entsiklopediya. T. 2. M., 2001. 416 s. 10. Strakhova M.I. Podvizhnoi muzei naglyadnykh uchebnykh posobii v Peterburge. SPb., 1902. 16 c. 11. Suvorovskii muzei: [Organizatsiya Muzeya, i obzor glavnykh eksponatov]. SPb., 1905. 5 s.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Этапы музейного развития Петербурга в императорской России Название соответствует содержанию материалов статьи. В названии статьи условно просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора. Рецензируемая статья представляет научный интерес. Автор не разъяснил выбор темы исследования и не обосновал её актуальность. В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором. На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования просматриваются в названии и тексте статьи. Автор не представил результатов анализа историографии проблемы и не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является существенным недостатком статьи. При изложении материала автор избирательно продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования. Апелляция к оппонентам в статье отсутствует. Автор не разъяснил выбор и не охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы. Автор не разъяснил и не обосновал выбор географических рамок исследования. На взгляд рецензента, автор не сумел разъяснить и не обосновать выбор хронологических границ этапов музейного развития Петербурга в императорской России. 1714 год отмечен открытием Кунсткамеры, 1795 год является предпоследним календарным годом правления Екатерины II и т.д. На взгляд рецензента, автор грамотно использовал источники, выдержал научный стиль изложения, грамотно использовал методы научного познания и в целом соблюдал принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала. В качестве вступления автор констатировал «важную роль в культурной жизни столицы имели музеи» и указал этапы развития музейного дела в Петербурге. В основной части статьи автор сообщил некоторые обстоятельства и цели открытия Кунсткамеры и ряда музеев в правление преемников Петра Великого, затем ограничился описанием некоторых обстоятельств создания эрмитажной картинной галереи и музея при Горном училище в правление Екатерины II. Автор сделал вывод об «относительно небольшом количестве музеев», возникших на первом этапе их развития, объяснив это «династической нестабильностью», «отсутствием чёткой политической и репрезентационной модели у российских монархов, правивших после Петра I и до Екатерины II, что Кунсткамера и Эрмитаж «служили реализацией политических интенций монархов». Далее автор обосновал свою мысль о том, что «новая веха музейного строительства императорского периода характеризуется появлением специализированных музеев», привёл примеры открытия новых музеев, охарактеризовал их развитие при императорской Академии наук, обратил внимание на общую численность специализированных музеев. Далее автор сообщил, что «третий этап приходится на период широкой общественно-политической трансформации страны» и сосредоточился на описании некоторых обстоятельств появления императорского Сельскохозяйственного музея. При этом связь между открытием данного музея и началом «широкой общественно-политической трансформации страны», автор не объяснил. Затем автор сообщил, что «в соответствии с образовательной реформой появился новый профиль – педагогические музеи», что «бурное промышленное развитие страны… диктовало необходимость нового музейного профиля – промышленного», наконец, что в России появились «первые литературные музеи» и неожиданно заключил, что в данный период «происходит осмысление практического опыта создания и функционирования музеев». Далее автор представил читателю таблицу со сведениями о динамике музеев Петербурга и их связи их с профильными группами на последнем этапе музейного развития Петербурга в императорской России (1891–1917). Почему верхней хронологической границей данного этапа указан 1891 г. осталось неясно: правление Николая II началось в 1894 г. Автор пришёл к выводу о том, что «наибольшее количество основанных на этом этапе музеев могут быть отнесены к музеям научно-технического и художественного профиля», что «подавляющее большинство музеев (71,4 %) создаются общественными организациями и энтузиастами», что «наибольшее количество музеев открывается в период интенсивного экономического роста» и что «экономическое благосостояние страны, в значительной мере, определяет положение в музейном деле». Затем автор объяснил, что «музейная сфера, её деятельность и задачи на данном этапе также были подвергнуты активной рефлексии» и что «осмысление музейного дела выходило за рамки научных и научно-популярных изданий». Наконец, автор заявил, что «эпоха правления Николая II представляет последний этап эволюции музеев императорской России», что «в создании музеев активное участие принимала элита, общественные организации и научные общества», «на этом этапе более четко проявляются характерные для музеев функции» и что «к особенности этого этапа можно отнести строительство специальных зданий для значительного количества музеев». В статье встречаются незначительные описки, как-то: «1) становление ранних музеев (1714-1795), появление специализированных музеев (1796-1855)…», «высоко-культурное». Выводы позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования. Выводы отражают результаты исследования, проведённого автором, в полном объёме. В заключительных абзацах статьи автор указал на доминирование определенного музея на каждом из этапов музейного развития Петербурга, кратко охарактеризовал развитие музеев в рассматриваемый период и определил «некоторые тенденции», сообщив, что «на каждом этапе количество новообразованных музеев увеличивалось» т.д., что происходил «рост общественного запроса на музеи», наблюдалось «влияние на создание музеев государственной политики» и что возникали новые музейные функции. Наконец, автор указал на «ряд закономерностей в развитии музейной сферы»: «появление новых профильных групп; тесная связь развития музеев с развитием отечественного образования, просвещения и науки; строительство специальных зданий». Автор резюмировал, что «громадный опыт музейного строительства в Петербурге, осмысление важности этого социального института для общества и передовые идеи музейных деятелей явились предпосылкой для создания государственной системы управления и законодательства музейного дела, что было реализовано уже в начальные годы советской власти». Потенциальная цель исследования автором в целом достигнута. Однако, на взгляд рецензента, автору необходимо обосновать хронологические рамки музейного развития Петербурга, учитывая, что статья посвящена именно выделению и характеристике содержания его этапов. Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала. |