Библиотека
|
ваш профиль |
Программные системы и вычислительные методы
Правильная ссылка на статью:
Решетникова Е.С., Усатая Т.В., Курзаева Л.В.
Разработка метода визуализации производственных объектов с применением технологий дополненной реальности
// Программные системы и вычислительные методы.
2021. № 1.
С. 10-21.
DOI: 10.7256/2454-0714.2021.1.32708 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=32708
Разработка метода визуализации производственных объектов с применением технологий дополненной реальности
DOI: 10.7256/2454-0714.2021.1.32708Дата направления статьи в редакцию: 23-04-2020Дата публикации: 24-03-2021Аннотация: В статье рассматривается опыт применения VR-AR технологий (технологий виртуальной и дополненной реальности) для наглядной демонстрации производственных объектов в процессе проектирования и эксплуатации. Сегодня принято использовать трехмерное моделирование в CAD-системах как средство разработки конструкторской документации, визуализации работы на различных этапах проектирования и подготовки объектов к инженерному анализу. Авторы считают, что использование AR-решений не параллельно, а во взаимодействии с современными САПР для решения инженерных и конструкторских задач позволит избежать ошибок проектирования и упростит процесс демонстрации проектов. На основе рабочих чертежей и созданных в Компас 3D трехмерных моделей деталей и сборки двухступенчатого редуктора, применяемого для поднятия заслонки термической печи в металлургическом производстве, в среде разработки мультимедийных приложений Unity разработано AR–приложение для наглядной демонстрации устройства. В качестве метки для визуализации выбран сборочный чертеж редуктора в цифровом графическом формате, обработанный на портале Vuforia. База меток импортирована в среду Unity, скриптами прописана логика реализации сценария для демонстрации сборки устройства и отдельных деталей. Приложение загружено на смартфон и протестировано - при наведении камеры на распечатанный сборочный чертеж позволяет увидеть 3D модель редуктора с разных сторон, скрыть любые детали и изучить устройство полностью. Разработанные по предложенному методу AR-приложения могут использоваться в процессе обучения производственного персонала, что позволит повысить производительность и качество работ при монтаже и обслуживании промышленных объектов, а также для представления проектов во время выставок и презентаций новых продуктов. Ключевые слова: виртуальная реальность, дополненная реальность, цифровые технологии, проектирование, AR-приложение, производство, 3D модель, демонстрация, сборочный чертеж, обучениеAbstract: This article reviews the experience of application of VR-AR technologies (virtual and augmented reality technologies) for visual demonstration of production facilities in the process of engineering and operation. The three-dimensional modeling in CAD systems is commonly used as a means for development of construction documentation, visualization of work at different stages of engineering, and preparation of objects for engineering analysis. The authors believe that the use of AR-solutions not in parallel, but along with modern CAD systems for solution of engineering and design problems would allow avoiding design flaws and simplify the process of demonstration of projects. Based on the blueprints and three-dimensional models of the parts and assembly of two-stage reduction gear used for lifting a thermal furnace in metallurgical production, within the framework of development of the Unity multimedia application is developed the AR application for visual demonstration of the device. As the guide mark for visualization is selected the assembly drawing of the reduction gear in digital graphical format edited in the Vuforia portal. The guide mark database is imported into the Unity environment, the logic of implementation of the technique for demonstrating the assembly of the device and separate parts is written in script program. The application is installed on a smartphone and tested; pointing the camera at the printed assembly drawing allows seeing the 3D model of the reduction gear from different angles, hide any details and scrutinize the device. The AR-applications developed according to the proposed method can be used in the process of training operational personnel, which would improve the performance and quality of work during installation and maintenance of industrial facilities, as well as for displaying the projects during exhibitions and presentations of new products. Keywords: VR – Virtual Reality, AR – Augmented Reality, digital technology, design, AR application, production, 3D model, demonstration, assembly drawing, trainingВведение. Технологии виртуальной (VR – Virtual Reality[a]) и дополненной (AR – Augmented Reality[b]) реальности находят широкое применение в современном мире. За последние годы произошли существенные изменения в плане совершенствования устройств, программного обеспечения и контента. VR/AR-технологии из области развлечений и игр постепенно переходят в различные сферы промышленности[1]. Заинтересованность крупных компаний и промышленных предприятий в продуктах на основе технологий виртуальной и дополненной реальности и применение таких решений в производственных процессах, начиная с двухтысячных годов, активно растет [2-6]. Аналитики, изучающие использование иммерсивных технологий – технологий, обеспечивающих полный эффект погружения в среду, рассматривая нефтегазовую, металлургическую и энергетическую промышленность, отмечают повышение спроса на применение VR/AR-технологий для создания обучающих программ и виртуальных лабораторий [7-9]. Однако эксперты не прогнозируют стремительный переход промышленного сектора к массовому внедрению технологий виртуальной и дополненной реальности в связи с отсутствием на данный момент на рынке готовых решений [10]. В то же время по мере роста доверия к VR/AR ожидается замещение традиционных подходов к процессу проектирования и эксплуатации изделий [10-12]. Согласно результатам исследований, в которых приняли участие более 100 крупнейших российских компаний нефтегазовой, металлургической, транспортной и других важнейших отраслей экономики, за цифровыми технологиями будущее [13, 14]. Исследователями определены восемь наиболее популярных цифровых технологий: анализ больших данных и предиктивная аналитика, роботизация, интернет вещей, чат-боты, искусственный интеллект, оптическое распознавание, блокчейн, VR/AR-технологии [13]. Технологии виртуальной и дополненной реальности уже сегодня используются российскими компаниями в среднем по исследуемым индустриям в объеме 21%, причем объем использования в металлургии составляет 33%. В планы компаний, которые приняли участие в опросе, входит развитие и внедрение на своих предприятиях передовых цифровых решений. По мнению экспертов, цифровые технологии станут ключевыми технологиями четверной промышленной революции, а технологии дополненной и виртуальной реальности могут лечь в основу новой вычислительной платформы [14]. Опыт внедрения VR/AR-технологии в европейских и американских корпорациях доказал свою эффективность [15]: - применение специального приложения и умных очков Google Glass в аэрокосмическом концерне Boeing позволило ускорить процесс соединения кабелей между компонентами бортовых систем самолетов: пошаговые инструкции по сборке и точные шаблоны сотрудники получают без отрыва от непосредственной работы. В результате время на прокладку проводов сократилось на 25%, при этом уменьшилось и количество ошибок; - благодаря применению очков дополненной реальности Epson Moverio BT-200, оснащенных фронтальной камерой, во время сборки истребителя F-35 в американской корпорации Lockheed Martin инженер имеет возможность видеть 3D-модели деталей, которые нужно установить и реальные объекты с инструкцией по сборке. Согласно отчетам, скорость работы инженеров увеличилась на 30%, точность сборки возросла до 96%; - технологии дополненной реальности, применяемые в автомобильном концерне Fiat Chrysler Automobiles, позволили повысить производительность на 38% и качество на 80%: специальная AR-программа помогала специалистам в сборке зубчатых передач и цепей. В России крупные промышленные предприятия только присматриваются к технологиям виртуальной и дополненной реальности и оценивают их с точки зрения затрат и эффективности, однако первые результаты использования уже получены [15, 16]: - AR-проект, созданный компанией из Санкт-Петербурга ArPoint для «Норильского никеля», позволил при наведении планшета на панно с изображением технологии обработки и очистки серной кислоты наглядно продемонстрировать сложный технологический процесс от начала до конца; - приложение AR/VR разработчика интерактивных решений eks.works г. Екатеринбург для американской гидроисследовательской компании Ocean Infinity наглядно демонстрирует заказчикам оборудование для подводного сканирования. Возможности применения VR/AR-технологий в машиностроении. В машиностроении применение технологий виртуальной и дополненной реальности оправдано для решения инженерных и конструкторских задач на различных этапах проектирования и эксплуатации [17, 18]: - на начальном этапе работы над проектом VR-технологии позволяют наглядно продемонстрировать дизайн изделия и его компоновку; - на этапе конструкторской проработки при помощи VR/AR разработчики могут тщательно проверить и оценить результат работы, своевременно внести корректировки в проект; - на этапе технологической подготовки производства технологии VR/AR эффективны в качестве дополнения к конструкторской и технологической документации для монтажа и проведения сборочных операций; - на этапе эксплуатации AR-технологии позволяют совмещать виртуальные и реальные объекты с инструкцией по монтажу и сборке. Рис. 1. Применение VR/AR-технологий в машиностроении в рамках жизненного цикла продукции Кроме того, VR/AR-технологии можно эффективно использовать для демонстрации проектов во время выставок, переговоров и презентаций новых продуктов, применять в процессе обучения производственного персонала. Создание AR-приложения для наглядной демонстрации устройства редуктора. В настоящее время потребителю предлагается несколько средств разработки VR/AR - приложений. Наиболее популярными считаются Unity, Unreal Engine и Simlab. В данные приложения осуществляется импорт 3D моделей практически из всех популярных систем автоматизированного проектирования - Autodesk Inventor, Autodesk Autocad, Компас 3D, SolidWorks. Авторами разработано AR-приложение для демонстрации сборки и изучения устройства двухступенчатого редуктора, применяемого для поднятия заслонки термической печи в металлургическом производстве. Редуктор выбран для наглядности, как широко применяемый механизм, входящий в состав приводов различных производственных объектов. Алгоритм создания AR-приложения состоит из нескольких этапов. На первом этапе составлен сценарий использования AR-приложения в соответствии с задачами: - определена последовательность наглядной демонстрации сборки редуктора и отдельных деталей в трехмерном виде; - сборочный чертеж (рис. 2) выбран в качестве метки для наведения камеры устройства (смартфона или планшета) с будущим приложением. Рис. 2 Сборочный чертеж редуктора На втором этапе по рабочим чертежам созданы 3D модели деталей редуктора и 3D сборка устройства в САПР Компас 3D. Модели сохранены в формате .stl и после интеграции в Autodesk 3dsMax подготовлены к дальнейшей работе. Третий этап связан непосредственно с разработкой приложения. Представленное AR-приложение создано в популярной среде разработки мультимедийных приложений Unity[c]. Выбор данного средства разработки обусловлен относительной простотой его использования и интеграцией с Vuforia[d]. Сборочный чертеж редуктора (рис. 2) в цифровом графическом формате (возможны форматы .jpg .png, со специальным разрешением для дополненной реальности) обработан на портале Vuforia, который является средством обработки изображений путем установления реперных точек, т.е. тех точек, по которым будет идентифицироваться изображение. Выгруженная с портала Vuforia база меток импортирована в среду Unity, скриптами (программный код) прописана логика реализации сценария для демонстрации сборки устройства и отдельных деталей. На рисунке 3 представлена иерархия объектов сцены и вид сцены в среде Unity. Рис.3 Иерархия объектов приложения
В каждый Image Target добавлен UI-объект Canvas с кнопками (рис. 4). Рис.4 UI-объекты приложения
Функционал кнопок определяется скриптом (рис.5) Рис.5 Скрипт viz Пример использования скрипта события OnClick() кнопок «Восстановить» и «Корпус», представлены на рисунках 6 и 7. Рис.6 Применение метода viztru () на кнопке «Восстановить» Рис.7 Применение метода vizctr() на кнопке «Корпус»
Далее приложение загружено на мобильный телефон и протестировано. При наведении камеры смартфона на распечатанный сборочный чертеж можно увидеть трехмерную модель редуктора в целом, скрыть детали и подробно изучить устройство и принцип работы (рис. 8). Рис. 8 Демонстрация работы AR-приложения Преимущества использования данного приложения заключаются в том, что продемонстрировать устройство можно без включения компьютера с установленной CAD - системой, в которой создан проект. Рассмотреть сборку полностью снаружи и внутри, скрывая различные детали, можно со всех сторон путем наведения камеры на соответствующее поле чертежа и поворота смартфона. Подобная демонстрация проекта будет понятна и заказчикам, и работникам предприятия, не владеющими САПР. В связи с тем, что данный редуктор входит в состав привода термической печи и работает в условиях повышенной опасности, созданное AR-приложение может быть использовано в качестве тренажера для обучения персонала, обслуживающего данный производственный объект и позволит повысить безопасность проведения ремонтных работ. Технологии виртуальной и дополненной реальности постепенно внедряются в образовательный процесс в высших и средних учебных заведениях и показывают свою эффективность [19-24]. Разработанное AR-приложение применяется в процессе обучения студентов по направлению Машиностроение в ФГБОУ ВО Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова. Авторами ведется работа по созданию комплекса приложений для визуализации основного механического оборудования металлургического производства. Заключение. Применение современных CAD/CAM/CAE - систем для проектирования различных производственных объектов, процессов изготовления и проведения инженерных расчётов на большинстве промышленных предприятий стало привычным инструментом конструктора и технолога. Применение технологий трехмерного моделирования в САПР является стандартом подачи демонстрационных материалов проектов в любой отрасли промышленности. Однако в ближайшем будущем этого будет недостаточно. Стремительное развитие цифровых технологий и положительный опыт их использования зарубежными и российскими компаниями привели к высокому росту спроса на применение VR/AR-технологий предприятиями в России [25]. Ведущие предприятия нашей страны уже приступили к реализации или планируют внедрение VR/AR-технологий в качестве проведения виртуальных тренировок по монтажу, ремонту и обслуживанию оборудования, по моделированию поведения при ликвидации аварий и виртуальному осмотру производственных площадок. Экономический эффект от внедрения VR/AR-решений уже сегодня достигает 10-15 % [26], что подчеркивает актуальность применения и расширения возможностей VR/AR-технологий в процессе проектирования и эксплуатации оборудования промышленных предприятий.
[a] Виртуальная реальность (Virtual Reality, VR) – это специальная трехмерная среда, созданная средствами трехмерного моделирования, либо панорамной съемкой, которая окружает человека и отвечает на его действия через специальные иммерсивные устройства - шлемы, очки, костюмы. Такие устройства виртуальной реальности распознают жесты, отслеживают положения конечностей человека и тела, содержат средства обратной связи. При этом реальный мир человек не видит и не воспринимает. [b] Дополненная реальность (Augmented Reality, AR) - это сочетание реальных объектов окружающего мира и различных дополнений - текстов, графиков, трехмерных моделей, видео в режиме реального времени с помощью какого-либо устройства, например смартфона, планшета или очков дополненной реальности. Разница между виртуальной и дополненной реальностью заключается в присутствие реального мира. [c] Unity — межплатформенная среда разработки приложений для дополненной, виртуальной реальности, компьютерных игр. Unity позволяет создавать приложения, работающие с различными операционными системами, включающими персональные компьютеры, игровые консоли, мобильные устройства, шлемы и очки виртуальной реальности. [d] Vuforia — это платформа дополненной реальности и инструментарий разработчика программного обеспечения дополненной реальности для мобильных устройств, разработанные компании Qualcomm. Библиография
1. Трофимова Е. AR-технология, несущая экономический эффект // Сontrol engineering Россия. 2017. №5 (71). С. 19-25. - URL: https://controlengrussia.com/innovatsii/dopolnennaya-real-nost/ar/
2. Augmented and Virtual Reality in Operations. A guide for investment. - Available at: https://www.capgemini.com/wp-content/uploads/2018/09/AR-VR-in-Operations1.pdf 3. The virtual Compact Strip Production mill. Millennium Steel, 2005, pp. 132-135. - Available at: https://www.millennium-steel.com/wp-content/uploads/articles/pdf/2005/pp132-135%20MS05.pdf 4. Shahyar Ziaei. Virtual rolling mills: bar and structural mill design and optimization using computer simulations. AISE Steel Technology, 2000, September. p. 5. Mike Walker. Hype Cycle for Emerging Technologies, Gartner Group, 2017. - Available at: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/top-trends-in-the-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies-2017/ 6. Virtual Expertise аt Real Disposal. Metals & Mining, 2009, no. 3. pp. 100-114. 7. «Газпром нефть» совместно с HTC и Modum LAB внедряет иммерсивные образовательные технологии [Электронный ресурс] // URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1733297/ 8. Белов В.В., Образцов И.В. Использование виртуальных тренажеров для работников заводских лабораторий // Строительные материалы. 2015. № 3. С. 67-72. 9. Осика Л.К. Виртуальное моделирование как единый инструмент управления жизненным циклом тепловых электростанций / Л. К. Осика, В. С. Журавлев // Электрические станции. 2013. № 4. С. 2 - 10. 10. Могилевец Ф.А. Опыт применения дополненной реальности в системах технического обслуживания и ремонта энергопредприятий // Техническое обслуживание и ремонт. 2019. № 5. С. 41- 42. 11. Круглый стол: Компоненты Индустрии 4.0. AR/VR-технологии // Автоматизация проектирования. 2018. С. 41–61. - URL: http://www.remmag.ru/upload_data/files/2018-01/RT.pdf 12. Технологии виртуальной реальности для российской промышленности [Электронный ресурс] // URL: https://korusconsulting.ru/press-center/publications/tekhnologii-virtualnoy-realnosti-dlya-rossiyskoy-promyshlennosti/ 13. Цифровые технологии в российских компаниях. Результаты исследования [Электронный ресурс] // URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2019/01/ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf 14. Шустиков В. Это не игрушки: как VR-тренажеры и AR-очки меняют работу реального сектора экономики [Электронный ресурс] // Сколково. 2019. 29 августа. URL: https://sk.ru/news/b/press/archive/2019/08/29/eto-ne-igrushki-kak-vrtrenazhery-i-arochki-menyayut-rabotu-realnogo-sektora-ekonomiki.aspx 15. Как дополненную реальность подружить с российской промышленностью [Электронный ресурс] // INNOPROM VIEW. 2017. 17 ноября. URL: https://www.innoprom.com/media/letters/kak-dopolnennuyu-realnost-podruzhit-s-rossiyskoy-promyshlennostyu/ 16. Иванова А.В. Технологии виртуальной и дополненной реальности: возможности и препятствия применения // Стратегические решения и риск-менеджмент. 2018. (3):88-107. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-88-107 17. Феофанов А. Н., Охмат А. В., Бердюгин А. В. VR/AR-технологии и их применение в машиностроении // Автоматизация и моделирование в проектировании и управлении. 2019. №4 (6). С. 44-48. 18. Дерябин А. А. Проектирование промышленных изделий в рамках проектно-процессного подхода / А. А. Дерябин, Л. В. Дерябина, Е.С. Решетникова // Механическое оборудование металлургических заводов. - 2017. - № 1 (8). - С. 29-33. 19. Старчик Ю. Ю. Дополненная реальность как эффективный электронный образовательный ресурс в современной высшей школе // Ю. Ю. Старчик, М. А. Аль-Ханани, А. В. Катыгин // Строительные и дорожные машины. – 2017. № 5. С. 45 – 49. 20. Уваров А. Ю. Технологии виртуальной реальности в образовании // Наука и школа. 2018. №4. С. 108-117. 21. Андрушко Д. Ю. Применение технологий виртуальной и дополненной реальности в образовательном процессе. Проблемы и перспективы // Научное обозрение. Педагогические науки. 2018. № 6. С. 5-10. 22. Набокова Л.С., Загидуллина Ф.Р. Перспективы внедрения технологий дополненной и виртуальной реальности в сферу образовательного процесса высшей школы // Профессиональное образование в современном мире. 2019. Т. 9, № 2. С. 2710–2719. DOI: 10.15372/PEMW20190208 23. Черкасов К. В., Чистякова Н. С., Чернов В. В. Применение дополненной реальности в образовании // Проблемы педагогики. 2017. №1. С. 40-41. 24. Таран В. Н. Применение дополненной реальности в обучении // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 60-2. С. 333-337. 25. Соснило А.И., Устюжанина М.Д. Технологии виртуальной и дополненной реальности как факторы государственной экономической политики и роста конкурентоспособности бизнеса // Вестник ПНИПУ. Социально-экономические науки. 2019. №2. С. 204-219. 26. Национальный проект «Цифровая экономика» [Электронный ресурс] // URL: https://futurerussia.gov.ru/cifrovaya-ekonomika References
1. Trofimova E. AR-tekhnologiya, nesushchaya ekonomicheskii effekt // Sontrol engineering Rossiya. 2017. №5 (71). S. 19-25. - URL: https://controlengrussia.com/innovatsii/dopolnennaya-real-nost/ar/
2. Augmented and Virtual Reality in Operations. A guide for investment. - Available at: https://www.capgemini.com/wp-content/uploads/2018/09/AR-VR-in-Operations1.pdf 3. The virtual Compact Strip Production mill. Millennium Steel, 2005, pp. 132-135. - Available at: https://www.millennium-steel.com/wp-content/uploads/articles/pdf/2005/pp132-135%20MS05.pdf 4. Shahyar Ziaei. Virtual rolling mills: bar and structural mill design and optimization using computer simulations. AISE Steel Technology, 2000, September. p. 5. Mike Walker. Hype Cycle for Emerging Technologies, Gartner Group, 2017. - Available at: https://www.gartner.com/smarterwithgartner/top-trends-in-the-gartner-hype-cycle-for-emerging-technologies-2017/ 6. Virtual Expertise at Real Disposal. Metals & Mining, 2009, no. 3. pp. 100-114. 7. «Gazprom neft'» sovmestno s HTC i Modum LAB vnedryaet immersivnye obrazovatel'nye tekhnologii [Elektronnyi resurs] // URL: https://www.gazprom-neft.ru/press-center/news/1733297/ 8. Belov V.V., Obraztsov I.V. Ispol'zovanie virtual'nykh trenazherov dlya rabotnikov zavodskikh laboratorii // Stroitel'nye materialy. 2015. № 3. S. 67-72. 9. Osika L.K. Virtual'noe modelirovanie kak edinyi instrument upravleniya zhiznennym tsiklom teplovykh elektrostantsii / L. K. Osika, V. S. Zhuravlev // Elektricheskie stantsii. 2013. № 4. S. 2 - 10. 10. Mogilevets F.A. Opyt primeneniya dopolnennoi real'nosti v sistemakh tekhnicheskogo obsluzhivaniya i remonta energopredpriyatii // Tekhnicheskoe obsluzhivanie i remont. 2019. № 5. S. 41- 42. 11. Kruglyi stol: Komponenty Industrii 4.0. AR/VR-tekhnologii // Avtomatizatsiya proektirovaniya. 2018. S. 41–61. - URL: http://www.remmag.ru/upload_data/files/2018-01/RT.pdf 12. Tekhnologii virtual'noi real'nosti dlya rossiiskoi promyshlennosti [Elektronnyi resurs] // URL: https://korusconsulting.ru/press-center/publications/tekhnologii-virtualnoy-realnosti-dlya-rossiyskoy-promyshlennosti/ 13. Tsifrovye tekhnologii v rossiiskikh kompaniyakh. Rezul'taty issledovaniya [Elektronnyi resurs] // URL: https://assets.kpmg/content/dam/kpmg/ru/pdf/2019/01/ru-ru-digital-technologies-in-russian-companies.pdf 14. Shustikov V. Eto ne igrushki: kak VR-trenazhery i AR-ochki menyayut rabotu real'nogo sektora ekonomiki [Elektronnyi resurs] // Skolkovo. 2019. 29 avgusta. URL: https://sk.ru/news/b/press/archive/2019/08/29/eto-ne-igrushki-kak-vrtrenazhery-i-arochki-menyayut-rabotu-realnogo-sektora-ekonomiki.aspx 15. Kak dopolnennuyu real'nost' podruzhit' s rossiiskoi promyshlennost'yu [Elektronnyi resurs] // INNOPROM VIEW. 2017. 17 noyabrya. URL: https://www.innoprom.com/media/letters/kak-dopolnennuyu-realnost-podruzhit-s-rossiyskoy-promyshlennostyu/ 16. Ivanova A.V. Tekhnologii virtual'noi i dopolnennoi real'nosti: vozmozhnosti i prepyatstviya primeneniya // Strategicheskie resheniya i risk-menedzhment. 2018. (3):88-107. https://doi.org/10.17747/2078-8886-2018-3-88-107 17. Feofanov A. N., Okhmat A. V., Berdyugin A. V. VR/AR-tekhnologii i ikh primenenie v mashinostroenii // Avtomatizatsiya i modelirovanie v proektirovanii i upravlenii. 2019. №4 (6). S. 44-48. 18. Deryabin A. A. Proektirovanie promyshlennykh izdelii v ramkakh proektno-protsessnogo podkhoda / A. A. Deryabin, L. V. Deryabina, E.S. Reshetnikova // Mekhanicheskoe oborudovanie metallurgicheskikh zavodov. - 2017. - № 1 (8). - S. 29-33. 19. Starchik Yu. Yu. Dopolnennaya real'nost' kak effektivnyi elektronnyi obrazovatel'nyi resurs v sovremennoi vysshei shkole // Yu. Yu. Starchik, M. A. Al'-Khanani, A. V. Katygin // Stroitel'nye i dorozhnye mashiny. – 2017. № 5. S. 45 – 49. 20. Uvarov A. Yu. Tekhnologii virtual'noi real'nosti v obrazovanii // Nauka i shkola. 2018. №4. S. 108-117. 21. Andrushko D. Yu. Primenenie tekhnologii virtual'noi i dopolnennoi real'nosti v obrazovatel'nom protsesse. Problemy i perspektivy // Nauchnoe obozrenie. Pedagogicheskie nauki. 2018. № 6. S. 5-10. 22. Nabokova L.S., Zagidullina F.R. Perspektivy vnedreniya tekhnologii dopolnennoi i virtual'noi real'nosti v sferu obrazovatel'nogo protsessa vysshei shkoly // Professional'noe obrazovanie v sovremennom mire. 2019. T. 9, № 2. S. 2710–2719. DOI: 10.15372/PEMW20190208 23. Cherkasov K. V., Chistyakova N. S., Chernov V. V. Primenenie dopolnennoi real'nosti v obrazovanii // Problemy pedagogiki. 2017. №1. S. 40-41. 24. Taran V. N. Primenenie dopolnennoi real'nosti v obuchenii // Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018. № 60-2. S. 333-337. 25. Sosnilo A.I., Ustyuzhanina M.D. Tekhnologii virtual'noi i dopolnennoi real'nosti kak faktory gosudarstvennoi ekonomicheskoi politiki i rosta konkurentosposobnosti biznesa // Vestnik PNIPU. Sotsial'no-ekonomicheskie nauki. 2019. №2. S. 204-219. 26. Natsional'nyi proekt «Tsifrovaya ekonomika» [Elektronnyi resurs] // URL: https://futurerussia.gov.ru/cifrovaya-ekonomika
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Методология исследования базируется на обобщении опыта работы крупнейших российских компаний нефтегазовой, металлургической, транспортной и других важнейших отраслей экономики, анализе отечественных и зарубежных научных публикаций, обзоре имеющихся средств разработки VR/AR-приложений: Unity, Unreal Engine, Simlab, в которые осуществляется импорт 3D моделей популярных систем автоматизированного проектирования: Autodesk Inventor, Autodesk Autocad, Компас 3D, SolidWorks. Актуальность статьи авторы связывают с тем, что технологии виртуальной и дополненной реальности находят широкое применение в современном мире, а крупные компании и промышленные предприятия заинтересованы в продуктах на основе таких решений, что представляется вполне убедительным аргументированием своевременности проведения рассматриваемых исследований. Научная новизна состоит в разработке приложения для наглядной демонстрации в трехмерном виде сборки и изучения устройства двухступенчатого редуктора для поднятия заслонки термической печи в металлургическом производстве, позволяющее рассмотреть сборку полностью снаружи и внутри, скрывая различные детали, со всех сторон путем наведения камеры на соответствующее поле чертежа и поворота смартфона. Стиль изложения в целом соответствует общепринятой практике научных публикаций, не требует какой-либо дополнительной правки или сокращения объема публикации. Изложение материала в статье в целом представляется логически стройным, однако, в ней, за исключением выводов по работе, структурно не выделены принятые в научных публикациях компоненты, такие как введение, материал и методы исследования, результаты их обсуждения. Кроме этого представляется целесообразным уменьшить размеры рис. 4 (UI-объекты приложения), обрезав его снизу – вряд ли стоить занимать столь обширную площадь листа не несущем смысловой нагрузки черным фоном. Характеризуя содержание статьи, следует отметить, что автор последовательно говорит об актуальности тематики статьи, имеющемся зарубежном опыте применения соответствующих разработок в аэрокосмическом концерне Boeing, в американской корпорации Lockheed Martin, в автомобильном концерне Fiat Chrysler Automobiles, а также передовых практиках отечественной компании ArPoint из Санкт-Петербурга для «Норильского никеля», разработчика интерактивных решений eks.works из Екатеринбурга для американской гидроисследовательской компании Ocean Infinity. В статье изложен алгоритм создания AR-приложения, описаны основные этапы разработки, начиная с составления сценария использования приложения и заканчивая тестированием приложения на телефоне с иллюстрацией рисунками отдельных этапов работы. Авторами изложены возможные направления предлагаемого метода визуализации с применением технологий виртуальной и дополненной реальности как в сфере металлургического производства, так в образовательном процессе в высших и средних учебных заведениях. Авторы используют отечественные и зарубежные публикации по рассматриваемой проблеме, материалы круглых столов и интернет-сайтов. Библиография включает обширный перечень литературных источников информации, список которых насчитывает двадцать шесть позиций, на большинство из них имеются ссылки по тексту статьи. Однако, ссылка в первом абзаце статьи сразу на пятнадцать источников выглядит не конкретной, расплывчатой, не способствует адресной апелляции к оппонентам, не позволяет читателю сформировать представление о позиции каждого из авторов упоминаемых источников. В выводах содержатся рекомендации по применению авторских разработок при проведении виртуальных тренировок, затрагивающих монтаж, ремонт и обслуживание оборудования, моделирование поведения при ликвидации аварий и виртуальный осмотр производственных площадок. Здесь же приводится ожидаемый экономический эффект. Рецензируемая статья может представлять практический интерес как для заказчиков изделий, так и для работников предприятия, осуществляющих сборку механического оборудования металлургического производства. Опыт разработки приложения для визуализации производственных объектов с применением технологий дополненной реальности может найти применение также во многих других сферах и, безусловно, вызовет интерес у широкого круга читателей, связанны как с разработкой подобного рода программных приложений, так и с применением предлагаемого метода при маркетинговом позиционировании самых различных товаров, их описанием в руководствах для потребителей продукции. Тема статьи актуальна, соответствует тематике журнала, ее содержание раскрывает указанную в названии тему, предлагаемые разработки имеют практическую направленность. Все это позволяет после редактирования рис. 4, а также надлежащего структурирования и рубрикации текста статьи с выделением общепринятых в научных публикациях частей (введение, материалы и методы исследования, результаты и их обсуждение, заключение) рекомендовать ее к опубликованию. |