Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

Социодинамика
Правильная ссылка на статью:

Национальные общины как фактор противодействия экстремизму

Кащаева Мирра Васильевна

кандидат исторических наук

доцент, кафедры политической истории, национальных и государственно-конфессиональных отношений, Алтайский государственный университет

656909, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Лермонтова, 13 а, оф. 9

Kashchaeva Mirra Vasil'evna

PhD in History

Docent, the department of Political History, National and State-Confessional Relations, Altai State University

656909, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Lermontova, 13 a, of. 9

mirra2407@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 
Маракулин Денис Анатольевич

старший преподаватель, кафедра Уголовного права и криминологии, Барнаульский юридический институт МВД России

656038, Россия, Алтайский край, г. Барнаул, ул. Чкалова, 49

Marakulin Denis Anatol'evich

Senior Educator, the department of Criminal Law and Criminology, Barnaul Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

656038, Russia, Altaiskii krai, g. Barnaul, ul. Chkalova, 49

dmarakulin@mail.ru

DOI:

10.25136/2409-7144.2020.3.31639

Дата направления статьи в редакцию:

07-12-2019


Дата публикации:

01-04-2020


Аннотация: Предметом исследования является деятельность национально - культурных организаций по предотвращению экстремистского поведения представителей национальных сообществ. Объектом исследования представлены процессы функционирования в социальном пространстве Алтайского края следующих общин: Центра национальной культуры «Вайнах», Алтайской краевой общественной организации «Таджикская диаспора», Алтайской краевой общественной организации «Узбекский культурный центр – Батыр», Местной национально-культурной автономии казахов «Асыл Мура», Алтайской краевой национально – культурной организации «Азербайджан», Алтайской краевой общественной организации «Союз армян Алтайского края», а также Местной еврейской национально-культурной автономии. Для выявления специфики социально - культурной, правовой, экономической и конфессиональной адаптации представителей национальных сообществ авторами статьи был использован метод фокусированного интервью, позволяющего выявить позицию руководителей национально - культурных сообществ в отношении указанных индексов, а также получить актуальную информацию, связанную с профилактикой экстремистского поведения В статье представлен анализ влияния национально – культурных организаций на процессы социальной, правовой, экономической, конфессиональной адаптации представителей национальных сообществ. Авторы придерживаются гипотезы о том, что проблемы адаптации в обозначенных сферах порождают устремление к экстремистскому поведению. Новизна исследования заключается в том, что эмпирической базой послужили результаты интервью руководителей: еврейской, армянской, казахской, узбекской, таджикской, чеченской, азербайджанской национально – культурных организаций Алтайского края


Ключевые слова:

противодействие экстремизму, культурная адаптация, правовая адаптация, экономическая адаптация, конфессиональная адаптация, национальное сообщество, преодоление ксенофобии, криминализация поведения, маргинализацмия, национальная идентичность

Abstract: The subject of this research is the activity of ethnocultural organizations on prevention of extremist behavior among members of ethnic communities. The object of this research is the processes of functionality of the following communities within the social space of Altai Krai: Center of Ethnic Culture “Vaynakh”; Altai Regional Social Organization “Tajik Diaspora”; Altai Regional Social Organization “Center of Uzbek Culture – Batyr”; Local Ethnocultural Autonomy of Kazakhs “Asyl Mura”; Altai Regional Ethnocultural Organization – “Azerbaijan”; Altai Regional Social Organization “Union of Armenians of the Altai Krai”; as well as Local Jewish Ethnocultural Autonomy. To determine the specificity of the socio-cultural, legal, economic and confessional adaptation of the members of ethnic communities, the authors used the method of focused interview, which allowed determining the position of the leaders of ethnocultural communities with regards to the aforementioned indexes, as well as acquire relevant information pertaining to prevention of extremist behavior. The article presents the analysis of the influence of ethnocultural organizations upon the process of social, legal, economic, and confessional adaptation of the representatives of ethnic communities. A hypothesis is supported that the problems of adaptation in the designated spheres produce strive towards extremist behavior. The scientific novelty consists in the fact that the empirical framework is comprised of results of interviews of the leaders of Jewish, Armenian, Kazakh, Uzbek, Tajik, and Chechen, and Azerbaijan ethnocultural organizations of Altai Region.


Keywords:

counteraction to extremism, cultural adaptation, legal adaptation, economic adaptation, confessional adaptation, national community, overcoming xenophobia, criminalization of conduct, marginalization, national identity

Роль национально – культурных организаций в процессах социальной адаптации и профилактики экстремизма

Проблема сохранения национальной безопасности в условиях многонационального и многоконфессионального государства является одной из самых сложно разрешимых проблем, требующих постоянного и согласованного участия не только правоохранительных органов, но и других государственных органов и общественных институтов современного государства. Одним из институтов гражданского общества содействующим минимизации негативных социально-экономических, политических, миграционных процессов в развитии современного государства являются национальные общины, чаще всего организованные в форме национально-культурной автономии, центра национальной культуры, союза национальных объединений. Объединяя граждан РФ по принципу этнической общности, национальные сообщества основой своей деятельности провозглашают цели сохранения языка, традиций и особенностей национальной культуры. Устойчивое социально-экономическое развитие российского государства на современном этапе требует от национальных общин решения других задач, таких как социализация мигрантов в условия российского социума, оказание помощи в решении социально-бытовых вопросов членам одной этнической общности, социально-психологическая адаптация национальных меньшинств, и другие способы социальной и экономической помощи. Опираясь на опыт социологического исследования, проведенного с лидерами национальных общин Алтайского края, авторы статьи предпринимают анализ роли национальных общин в процессе предотвращения и профилактики экстремистского поведения членов национальных сообществ.

Как отмечают исследователи, миграционные процессы, протекающие как в РФ, так и других странах, представляют собой фактор криминализации общественной жизни. Невозможность государств предвидеть масштабы миграции, а, следовательно, своевременно решать проблемы мигрантов, приводит к появлению в развитых государствах «граждан второго сорта» к которым часто применяются меры административного взыскания и уголовного наказания. В результате незавершенности процесса построения социального государства в РФ, способного предоставить беднейшим слоям населения базовые социальные гарантии, происходит их криминализация, проявляемая в создании экстремистских идеологий. [1, с. 565].

Роль национальных общин в вопросах социальной адаптации мигрантов в настоящее время в науке активно исследуется. Так, в работе Ю.А. Фатхуллина отмечается, что приоритетным направлением деятельности национальной общины являются вопросы развития этнической культуры, культурно-просветительная деятельность, направленная на гармонизацию межэтнических отношений. В исследовании автор опирается на изучение опыта деятельности узбекского землячества «Туран» в городе Санкт-Петербурге. Анализируя процессы адаптации мигрантов, он подчеркивает, что немаловажным направлением деятельности общины является социально-бытовая адаптация членов общины, а также прибывающих мигрантов. Национальная община принимает активное участие в решении социальных проблем посредством обращения в соответствующие государственные структуры. Как правило, деятельность национальной общины связана с предоставлением помощи в вопросах получения вида на жительство, оформлением гражданства, оказанием первоначальной помощи гражданам, ищущим работу, оказание юридической помощи при совершении банковских операций [2, с. 210]. Аналогичные направления деятельности национальной общины характеризует Л.А. Агаджанян. Характеризуя процесс формирования позитивного образа этнической общины, автор уделяет внимание социально-культурной деятельности организации «Союз армянской молодежи», а также вопросам социально-бытовой адаптации, межэтническому сотрудничеству [3, с. 196]. Анализ эффективности взаимодействия национальных общин и органов местного самоуправления в деле социально-культурной адаптации этнических сообществ предпринят в работе Ароян А.С., Клюшникова С.С. Авторы оценивают эффективность взаимодействия как основу политического влияния на ситуацию в регионе. Успешная интеграция диаспоры в общественно-политическую и социально-культурную жизнь, показанная на примере армянской общины, является фактором, противостоящим всем сепаратистским и экстремистским идеологиям [4, с. 393]. В рассмотренных нами работах авторами проводится мысль о том, что эффективная деятельность национальных общин в вопросах социально-культурной, правовой, социально бытовой адаптации этнических групп, способствует уменьшению криминализации поведения наименее защищенных слоев населения. Социально-культурная адаптация как проживающих в различных регионах РФ этнических групп, так и пребывающих к ним мигрантов, способствует повышению общей правовой культуры и минимизации тенденции, согласно которой экстремистские настроения являются формой протестного поведения, основанного на чувстве ущемления прав и личного достоинства.

В настоящее время в российской науке предпринимаются попытки выявления факторов радикализации религиозной жизни национальных общин. Одним из факторов радикально меняющих настроения в среде мусульман Сибири исследователи отмечают изменяющийся этнический состав. Процессы внутрироссийской миграции приводит к увеличению численности мусульман, прибывших из территорий Северного Кавказа. Так, Т.Р. Сингизов отмечает, что в настоящее время в мусульманской умме Ханты-Мансийского АО произошел рост кавказских и среднеазиатских мусульман на 45 %, а также продолжается тенденция роста этнических мусульман в общей численности мусульман региона [5, с. 114]. Опасность данной тенденции автор видит в том, что кавказские мусульмане придерживаются более политизированной формы ислама, не принимают служение имамов – татар по национальности, призывают к служению имамов из своей среды, производящих служение и обрядовые практики на арабском языке. Следствием данной ситуации становится всплеск активности экстремистских организаций. Другой опасной тенденцией, связанной с проявлением экстремистских настроений в этноконфессиональных сообществах является увеличение численности неофициальных религиозных общин. Характеризуя численность и специфику деятельности общин в Сибирском регионе, А.П. Ярков отмечает, что по данным официальной статистики в Новосибирской области действует 6 официально зарегистрированных общин и ещё 73 не зарегистрированные общины, канонически отличающиеся от традиционных общин [6, с. 181]. Влияние организационных процессов на особенности вероучения и идеологии отмечают А.В. Мартыненко и Т.Д. Надькин. Исследователи рассматривают ситуацию, при которой в республиках Поволжья радикальным элементом стали прибывшие кавказские и среднеазиатские проповедники. Усилило опасные тенденции раскола мусульманских общин влияние различных централизованных муфтиятов, проявляющих соперничество в сфере руководства различными религиозными организациями [7, с. 118]. Таким образом, факторами радикализации и криминализации религиозной жизни являются процессы этнической миграции как внутри российского, так и межгосударственного уровней.

Методологические аспекты изучения влияния национально – культурных организаций на жизнь национальных сообществ в Алтайском крае

Для изучения роли национальных общин в деле предотвращения и профилактики экстремистского поведения их членов в Алтайском крае авторы статьи обратились к интервьюированию руководителей национальных общин Алтайского края: Центра национальной культуры «Вайнах», Алтайской краевой общественной организации «Таджикская диаспора», Алтайской краевой общественной организации «Узбекский культурный центр – Батыр», Местной национально-культурной автономии казахов «Асыл Мура», Алтайской краевой национально – культурной организации «Азербайджан», Алтайской краевой общественной организации «Союз армян Алтайского края», а также Местной еврейской национально-культурной автономии. В основу исследования превентивной функции национальных сообществ как фактора противодействия экстремисткой деятельности и идеологии были положены следующие индексы: социально-культурная адаптация; правовая адаптация; социально - экономическая адаптация; конфессиональная адаптация.

Первый блок вопросов связан с индексом социально-культурной адаптации национальных меньшинств и выявлением специфики взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления. Руководителям национальных общин были заданы следующие вопросы: Испытываете ли Вы трудности в общении и взаимодействии с органами государственной власти; Как бы Вы оценили характер взаимодействия; Как Вы считаете, национальные общины имеют полный доступ к распространению и получению информации. Могут ли они беспрепятственно выражать свое мнение; Ваша община ощущает ограничение права на изучение и использование родного языка; Получала ли Ваша община государственную поддержку для реализации национально-значимых проектов?

Второй блок вопросов связан с исследованием индекса правовой адаптации представителей национальных общин. В связи с этим, руководителям общин были заданы следующие вопросы: Как Вы считаете, защищают ли законы РФ свободу и безопасность национальных сообществ; Ощущаете ли Вы ограничение права на участие в общественной и политической жизни; Знаете ли Вы и члены Вашей общины о работе юридических центров и юридических клиник, оказывающих бесплатную юридическую помощь населению г. Барнаула; Имеется ли у Вашей общины адвокат (юрист), оказывающий юридические услуги (консультации) на постоянной основе; Как часто официальные представители правоохранительных органов обращаются к Вам по вопросам профилактики правонарушений; Часто ли члены Вашей общины, ставшие жертвой преступления, обращаются к Вам за помощью; в чём может заключаться помощь для члена Вашей общины, ставшего жертвой преступления; В чём может заключаться помощь для члена Вашей общины, который задержан по подозрению в совершении преступления или в отношении которого избрана мера пресечения в виде содержания под стражей; Поддерживаете ли Вы связь с членами Вашей общины, отбывающими наказания в местах лишения свободы; Какая помощь может быть оказана члену Вашей общины, который освободился из исправительного учреждения; Может ли Ваша община или отдельные её представители корректировать законопослушное поведение других членов общины?

Создание механизма содействия интеграции национальных сообществ в региональную социально-экономическую среду не может происходить без взаимодействия национальных общин и органов государственной власти. Вместе с тем, бедность и социальная незащищенность представителей национальных сообществ является одним из основных криминогенных факторов, поэтому третий блок вопросов посвящен изучению индекса социально - экономической адаптации представителей национальных общин и включает следующие вопросы: Ощущают ли члены Вашей общины трудности при трудоустройстве из-за национальной принадлежности; Сталкивались ли члены Вашей общины с ограничением права на свободу предпринимательства; Каким образом чаще всего трудоустроены члены Вашей общины (официально, неофициально, самозаняты)?

С момента образования и до настоящего времени Алтайский край представляет собой регион с много конфессиональным составом. Принадлежность конфессионально ориентированного человека к официальным структурам исповедания религии является подтверждением полноценной интеграции в региональный социум. Исследуя индикатор конфессиональной адаптации, авторы статьи предложили руководителям национальных общин следующие вопросы: Испытывали ли члены Вашей общины ограничение прав на свободу вероисповедания; Считаете ли Вы современное общество толерантным; Приходилось ли Вам слышать жалобы от членов общины на проявление ксенофобии; Какие методы профилактики экстремистской деятельности осуществляет Ваша община?

Обобщая результаты интервьюирования руководителей национальных сообществ, необходимо отметить дифференциацию общин по критериям: ассимиляции, динамики численности, времени функционирования общинных структур в социальном пространстве Алтайского края. Так, из изученных нами национальных сообществ можно выделить первую группу, включающую три национальных сообщества, руководители которых отметили факт отсутствия внешних миграционных потоков, высокий уровень владения русским языком представителей национальных общин, а также значительный уровень их правовой культуры и адаптации в пространстве российского социума. К данным национальным сообществам относятся: Местная еврейская национально-культурная автономия, Местная национально-культурная автономия казахов «Асыл Мура», а также Алтайская краевая общественная организация «Союз армян Алтайского края».

Проблемы социально – культурной, правовой, экономической, конфессиональной адаптации и их влияние на криминализацию поведения представителей национальных сообществ

Ассимиляция как процесс потери этносом своих отличительных черт (языка, религии, культуры) и замена на позаимствованные аналогичные черты у другой группы, особенно затронул две национальные общины: Местную еврейскую национально-культурную автономию и Местную национально-культурную автономию казахов «Асыл Мура». Представители данных национальных сообществ стремятся сохранить свою культурную идентичность, но такой факт как владение родным языком заметно минимизирован, поэтому члены национальных автономий в своем большинстве говорят на русском языке. Сохранение культурной идентичности в рамках Местной еврейской национально-культурной автономии также связано с использованием русского языка. В отличие от представителей данных национально-культурных автономий, этнические армяне, входящие в состав Алтайской краевой общественной организации «Союз армян Алтайского края», сохраняют приверженность к использованию родного языка и культурной традиции, однако данный процесс происходит на фоне изучения и употребления русского языка и общения в российском континууме. Билингварность армян имеет специфические черты в зависимости от пола и возраста. Как правило, молодое поколение и женщины говорят свободно на русском языке, иногда не демонстрируя акцента. Данный факт способствует наилучшей адаптации в российском социуме, избеганию негативных акцентуаций, связанных с этничностью. Таким образом, в среде этнических армян нельзя говорить об ассимиляции, но можно выделить наиболее эффективную культурную адаптацию в российском социуме. Причиной данного явления является длительный факт присутствия этнических армян на территории Алтайского края, успешное создание ими национальных и конфессиональных структур, способствующих как сохранению этнической идентичности, так и адаптации в российской среде. Говоря о таком критерии, как динамика численности, стоит отметить, что все три сообщества имеют практически постоянный состав. Как отмечает руководитель общины Местной национально-культурной автономии казахов «Асыл Мура», в общине не происходит значительного внешнего притока, который мог бы затребовать участия общинных структур, такое же положение наблюдают и руководители Алтайской краевой общественной организации «Союз армян Алтайского края». Руководитель Местной еврейской национально-культурной автономии отметила факт старения общины. Средний возраст членов еврейской национально-культурной автономии достигает 75 – 80 лет, поэтому члены общины не проявляют какой-либо активности в исследуемых социальных процессах. Молодое поколение этнических евреев либо не склонно подчеркивать свою идентичность, либо, осознавая таковую, готовится к репатриации в Израиль.

Анализируя роль национальных общин в деле предотвращения и профилактики экстремизма, руководители данных национальных сообществ ответили на вопросы интервью следующим образом. Исследование индекса социально-культурной адаптации показало, что представители данных национальных сообществ не испытывают трудностей во взаимодействии с органами государственной власти (- далее ОГВ). При наличии небольшого финансового резерва в общинах ОГВ оказывают материальную поддержку, предоставляя помещение для функционирования общинных центров на льготных арендных условиях. Руководители данных сообществ отметили отсутствие каких-либо препятствий в деле изучения национального языка, а также соблюдении правил национальной традиции. В отношении участия ОГВ в деле реализации общинных проектов руководители Местной еврейской национально-культурной автономии и Алтайской краевой общественной организации «Союз армян Алтайского края» сообщили о получении помощи преимущественно со стороны Администрации г. Барнаула. Руководитель Местной национально-культурной автономии казахов «Асыл Мура» акцентировала внимание на отсутствие в общине первоначального финансового ресурса, необходимого для реализации проекта общинного центра, и, как следствие, отсутствие прочного взаимодействия с ОГВ в вопросах социальной и культурной адаптации казахов, прибывающих или проживающих в Алтайском крае.

Анализ индекса правовой адаптации в отношении исследуемых общин показал положительную оценку руководителями сообществ законодательной базы, направленной на защиту интересов членов национальных сообществ. Руководитель Местной национально-культурной автономии казахов «Асыл Мура» обратила внимание на то, что факт правового обеспечения интересов национальных сообществ не тождественен реальной ситуации, которая характеризуется наличием агрессивного поведения представителей титульной нации по отношению к прибывшим из Азии. Минимизировать факты морального и физического давления в данных ситуациях пытаются сами мигранты, поскольку привлечение сотрудников полиции не всегда возможно, а также методы противодействия фактам ксенофобии, имеющиеся в арсенале полицейского, малоэффективны по причине ситуативности проявления фактов ксенофобии и нетерпимости.

Не ощущая ограничения прав представителей национальных объединений на участие в общественной и политической жизни, руководители Местной национально-культурной автономии казахов «Асыл Мура», Местной еврейской национально-культурной автономии и Алтайской краевой общественной организации «Союз армян Алтайского края» сообщили о том, что не знают о работе юридических центров, оказывающих бесплатную юридическую поморщь. Наиболее эффективным средством защиты своих интересов они считают работу с адвокатами и юристами своей национальности. Взаимодействие с ОГВ и МВД в деле профилактики правонарушений экстремистской направленности осуществляется по плану, имеющемуся у представителей официальных структур, как правило, 1-2 раза в год. Руководитель Местной еврейской национально-культурной автономии отметила факт отсутствия данных мероприятий в общине по причине возрастной специфики её членов. Эффективная социально-культурная адаптации членов данных сообществ содействовала их правовой адаптации. Члены национальных общин не рассматривают общинные структуры в качестве эффективного защитного механизма, и не обращаются за помощью как в случае совершения противоправных деяний против них, так и в обратной ситуации, когда сами становятся субъектами преступлений. Руководители общин заметили, что, гипотетически, такая помощь может быть связана с предоставлением бесплатной юридической консультации. Рассматривая возможность оказания помощи членам общин, освободившимся из мест отбывания наказания, руководитель Алтайской краевой общественной организации «Союз армян Алтайского края» отметил, что такая помощь может быть связана с поиском работы, но зависит от многих факторов: «Бандитам не помогаем, пускай сами разбираются». Оценивая роль общин в процессе формирования законопослушного поведения, руководители общин отметили, что структуры общины могут влиять на процесс поддержания законопослушного поведения членов общины, однако этот процесс индивидуализирован и не выражен в официальных мероприятиях. Подобное влияние может оказывать как авторитет руководителя общины, так и сами члены общины в процессе общения и взаимодействия в рамках исполнения различных национально-культурных проектов.

Успешность социально-культурной и правовой адаптации неразрывно связана с социально-экономической адаптацией членов национальных сообществ. Анализируя данный индекс, стоит отметить, что руководители сообществ отметили отсутствие каких-либо трудностей, связанных с национальным признаком при трудоустройстве на работу членов данных национальных сообществ. В Алтайском крае не существует препятствий для представителей других национальностей в связи с осуществлением предпринимательской деятельности.

Одним из самых сложных индексов является индекс конфессиональной адаптации. В настоящий момент в Алтайском крае действует мечеть, а также приход армянской апостольской церкви, в связи с этим, свободно оправлять культовые потребности могут казахи, исповедующие ислам, а также армяне, принадлежащие к армянской апостольской церкви, и армяне, избравшие в качестве основного исповедания православие или католицизм. Попытка возрождения ортодоксального иудаизма, предпринятая в 2006 – 2012 годах, не сформировала устойчивой конфессиональной структуры, поэтому сохранение религиозной традиции происходит в рамках деятельности Местной еврейской национально-культурной автономии. Руководители национальных сообществ отметили факт отсутствия ограничений на свободу вероисповедания. Однако восприятие российским социумом национальных и конфессиональных особенностей изученных этнических групп не может быть охарактеризовано оптимистически. Руководители Местной национально-культурной автономии казахов «Асыл Мура» и Местной еврейской национально-культурной автономии отметили факты проявления ксенофобии и антисемитизма. Выход в сложившейся ситуации национальные сообщества видят во взаимодействии с культурными центрами, музеями и архивами, в организации образовательных программ и мероприятий, направленных на преодоление проявлений ксенофобии, антисемитизма и недопущении проявлений экстремизма.

Вторую группу исследованных сообществ, отличающихся по процессам ассимиляции, динамики численности, времени функционирования общинных структур представляют четыре организации: Центр национальной культуры «Вайнах», Алтайская краевая общественная организация «Таджикская диаспора», Алтайская краевая общественная организация «Узбекский культурный центр – Батыр», Алтайской краевой национально – культурной организации «Азербайджан».

Проблемы правовой и социально-культурной адаптации, как правило, значительнее в тех сообществах, в которых прослеживается увеличение динамики численности общины за счет внешнего притока мигрантов. Сложность интеграции в новую социально культурную среду порождает трудности во взаимодействии с принимающим сообществом во всех сферах: социально-культурной, правовой, экономической и конфессиональной. Как показали результаты исследования, активные миграционные процессы происходят в двух общинах: Алтайской краевой общественной организации «Узбекский культурный центр – Батыр» и Алтайской краевой общественной организации «Таджикская диаспора». Руководитель таджикской диаспоры отметил значительный приток мигрантов в Алтайский край до трех тысяч в год. Особенностью миграции из Таджикистана является факт прибытия трудовых мигрантов, не имеющих в Алтайском крае прочных родственных связей, испытывающих трудности социального характера сразу по приезду. Большая часть прибывающих практически не знает русского языка и плохо представляет объем материального ресурса необходимого для первичной адаптации. Сложность социально-экономической адаптации приводит к криминализации поведения мигрантов, поскольку значительная часть прибывших при наличии проблем не готовы обнародовать их даже в общине, полагаясь на свои силы. Руководитель Алтайской краевой общественной организации «Узбекский культурный центр – Батыр» охарактеризовал миграционные процессы, происходящие в узбекской диаспоре, как сложно управляемые. Одним из механизмов контроля интеграции приехавших мигрантов должны стать, по мнению руководителя общины, специальные миграционные центры размещения прибывающих из Узбекистана. Руководитель общины подчеркнул, что община сама готова финансировать их строительство и взаимодействовать с органами власти в вопросах охраны правопорядка и безопасности. Особенности миграционных процессов в узбекской диаспоре состоят в том, что принимающим сообществом являются зачастую родственники и друзья мигрантов, проживающие в Алтайском крае и имеющие гражданство. Спонтанная трудовая миграция присутствует и, как правило, процессы социальной дезадаптации происходят в этой среде, в общину люди обращаются в крайних случаях, когда проблема получения документов, или доступа к медицинской и иной социальной помощи доведена до крайности.

Процессы ассимиляции значительны в тех сообществах, в которых не наблюдается большого внешнего притока, представители которых давно и успешно инкорпорированы в российский социум, как мы показали это ранее. В месте с тем этническая ситуация в Алтайском крае характеризуется наличием национальных сообществ частично подвергшихся ассимиляции, как правило, языковой, но сохраняющих приверженность культурной и религиозной традиции. В Алтайском крае к таким сообществам относятся: Центр национальной культуры «Вайнах», а также Алтайская краевая национально – культурная организация «Азербайджан». Как отметил заместитель председателя центра чеченской национальной культуры «Вайнах» современные процессы изменения численности общины тесно связаны с процессами социально – экономического восстановления в Чеченской республике. Вначале 2000-х наблюдался приток населения из Чеченской республики, в результате которого на Алтае ежегодно оставалось от 200 до 500 человек. На рубеже первого десятилетия XXI века приток чеченцев на Алтай остановился, что связано с улучшением социальной обстановки в Чеченской республике. В настоящее время происходит убыль чеченской диаспоры как в обратном направлении в Чеченскую республику, так и в центральные регионы РФ, что обусловлено, прежде всего, экономическими факторами. В Алтайском крае и в Барнауле остаются чеченцы, хорошо интегрированные в местный социум, имеющие на Алтае свой бизнес, хорошо знающие русский язык. Председатель алтайской краевой национально – культурной организации «Азербайджан» охарактеризовал этно-социальную обстановку в крае как благополучную, способствующую социальной интеграции азербайджанцев в местный социум. Вместе с тем, в ходе беседы он подчеркнул, что экономическая ситуация на Алтае в настоящее время не способствует заинтересованности граждан Азербайджана в притоке в данный регион, больший интерес вызывают Новосибирская и Тюменская области. Азербайджанская диаспора на Алтае и в Барнауле, как отметил её руководитель, численно заметно не изменилась. Азербайджанцы, проживающие на Алтае с середины 1990-х годов, сформировали ниши для социально-экономической и культурной адаптации. Не смотря на то, что большая часть представителей азербайджанской диаспоры хорошо знает азербайджанский язык, ежедневно использует его, процессы утраты родного языка как средства постоянного общения происходят в среде молодежи, обучающейся в российских образовательных учреждениях. Руководители как Центра национальной культуры «Вайнах», так и Алтайской краевой национально – культурной организации «Азербайджан» отметили то факт, что целостное и эффективное воспроизводство этнической культуры в диаспорах сохраняется благодаря деятельности культурных центров, а также вовлечению значительного числа представителей исследуемых этносов в конфессиональные структуры ислама, функционирующие в Алтайском крае.

Анализируя первый индекс социально-культурной адаптации, необходимо акцентировать внимание на полярности оценок характера взаимоотношений с ОГВ руководителями национальных сообществ. Отвечая на вопрос о специфике взаимоотношений с ОГВ, руководитель Алтайской краевой общественной организации «Узбекский культурный центр – Батыр» охарактеризовал данное сотрудничество как процесс жесткого контроля со стороны ФСБ. Не смотря на то, что представители общины не испытывают ограничений на получение и обмен информацией, могут свободно выражать свое мнение, получают равный доступ к системе грантов и поощрений со стороны Администрации г. Барнаула, контроль и прессинг со стороны силовых структур не способствует выстраиванию позитивного взаимодействия с представителями данных структур. В интервью руководитель узбекской диаспоры подчеркнул, что полноценное и систематическое функционирование всех общинных структур порождает заинтересованность и необходимость предотвращения экстремизма внутри общины. Однако понимание своевременности профилактики экстремистских настроений среди представителей диаспоры не приводит к практике уведомления правоохранительных органов о земляках и родственниках, состоящих в экстремистских или террористических организациях. Исследование роли традиционных конфессиональных и этнических структур в деле выявления экстремистских настроений показало, что основными факторами, способствующими усилению и развитию экстремизма являются такие факторы как высокий уровень безработицы, коррупция в подразделениях миграционной службы, сложная социально – экономическая ситуация в регионе, низкий уровень доходов населения [8, с. 9].

Нейтральный характер социально-культурной адаптации представителей своей этнической группы отметил руководитель общественной организации «Таджикская диаспора». Активное взаимодействие с представителями городской Администрации отмечено в сфере проведения общегородских мероприятий с участием национальных сообществ. Актуальные вопросы организации общинного центра таджикская диаспора решает самостоятельно, не обращаясь за помощью к органам государственной власти. Относительно системы грантов и поощрений, направленных на развитие жизни таджикской диаспоры, руководитель подчеркнул несвоевременность поступления такой информации. Понимая факт того, что целостность воспроизводства этнической культуры зависит от сохранения языка, руководитель таджикской диаспоры акцентировал внимание на проблеме вовлечения прибывающих таджиков в процессы взаимодействия внутригрупповой деятельности. Высокий приток мигрантов содействует сохранению и функционированию родного языка в диаспоре. Не смотря на то, что в общине есть преподаватель таджикского языка, планов по организации школы пока нет, поскольку и молодая, и зрелая часть представителей диаспоры хорошо знают таджикский язык. Проблемы социально-культурной адаптации в таджикской диаспоре связаны со сложным характером миграционного притока. Значительную часть приезжающих составляют трудовые мигранты, поэтому община тратит значительные организационные и материальные ресурсы на их адаптацию.

Правовая адаптация представителей национальных сообществ обусловлена закономерностью социально – культурной адаптации. Нормативно-правовое и фактическое обеспечение свободы и безопасности представителей национальных сообществ отметили руководители узбекской, чеченской и азербайджанской диаспор. Отсутствие фактической безопасности для членов иной этнической группы подчеркнул руководитель таджикской диаспоры. Анализируя причины данного явления, он указал, что провоцирующими факторами является незнание таджиками русского языка, негативное восприятие местным населением самого факта прибытия мигрантов с целью осуществления трудовой деятельности. Минимизировать факты негативного отношения пытается сама община посредством сопровождения недавно прибывших таджиков, их расселения и трудоустройства. Социальная конфликтность минимизирована в образовательных учреждениях, где таджики давно обучаются, а также по мере приближения к тем экономическим сферам, в которых они давно функционируют.

Все представители национальных сообществ уверенно заявили об отсутствии ограничений прав на участие в событиях общественно-политической жизни. Работа бесплатных юридических центров, оказывающих правовую помощь, не была охарактеризована руководителями национальных сообществ как эффективный фактор минимизирующий криминогенную обстановку, поскольку представители национальных сообществ, попав в сложную ситуацию, склонны доверять представителям своей этнической группы. Согласно данным интервью, в каждой национальной общине есть свой адвокат, за исключением таджикской диаспоры.

Сотрудничество с правоохранительными органами в сфере предотвращения противоправного поведения членов национальных сообществ представляет собой планомерный процесс и зависит от специфики миграционных процессов, динамики численности национальных сообществ, а также от деятельности общинных центров. Так, профилактические мероприятия в узбекской и таджикской диаспоре проводятся ежемесячно, в связи с необходимостью включения прибывших мигрантов в социальные и правовые реалии города и края. Проблематика подобных собраний связана не только с обсуждением вопросов противодействия экстремизму, но и с обсуждением проблем трудоустройства, паспортно-визового режима, преодоления социальной конфликтности. Заместитель руководителя центра национальной культуры «Вайнах» отметил, что профилактические мероприятия по предупреждению экстремистских настроений совместно с органами полиции и центра по противодействию экстремизму в диаспоре проводятся один раз в полгода. Ежегодные мероприятия подобного рода указал руководитель азербайджанской общины.

Анализируя показатели, характеризующие деятельность национальных сообществ в вопросах защиты нарушенных прав представителей данных сообществ, а также показатели, свидетельствующие о помощи общины лицам, совершившим противоправные поступки необходимо отметить следующее. Систематическое обращение потерпевших в общину за помощью наблюдается в таджикской диаспоре. Руководитель азербайджанской диаспоры отметил, что в недалеком прошлом азербайджанцы были не только потерпевшими, но и жертвами преступлений, совершавшимися на национальной почве, но в настоящее время можно говорить о стабилизации ситуации. Как правило, оказывается консультативная помощь, поскольку оказавшись в потенциально опасной ситуации, представители национальных сообществ не склонны усугублять и обнародовать ситуацию, доводить дело до суда. Причинами такого поведения являются: незнание российского законодательства, а также страх из потерпевшего, оказаться обвиняемым. Руководители узбекской и чеченской диаспор в интервью не подтвердили участия общин в деле защиты интересов своих представителей в качестве потерпевших. В том случае, если представители национальных общин обвиняются в совершении преступлений, помощь активно оказывают узбекская и чеченская диаспоры. В большинстве случаев помощь проявляется в предоставлении адвокатского сопровождения, и, в крайне редких случаях, в предоставлении переводчика.

Значимую помощь национальные общины оказывают своим представителям, отбывающим наказание, либо освободившимся из заключения. Активное взаимодействие с учреждениями пенитенциарной системы осуществляют руководители узбекской и чеченской диаспор. Характер и объем помощи зависят от личности обвиняемого в преступлении. Как правило, материальная и иная помощь необходима представителям общин, не имеющим в крае родственников и знакомых. Руководитель узбекской диаспоры отметил факты предоставления элементарных вещей лицам, находящимся в следственных изоляторах. Особое участие национальные организации принимают в жизни своих представителей после их освобождения из мест заключения. Характер и меры социально – правовой адаптации завися от времени пребывания представителя национальной диаспоры в регионе. Руководители всех национальных сообществ отметили, что недавно прибывшим членам диаспор оказывают содействие в процессе возвращения на родину. Особую озабоченность судьбой мигрантов, вынужденных выезжать из РФ, выразил руководитель узбекской диаспоры. В интервью он отметил, что община содействует своим членам в возвращении на родину и следит за тем, чтобы во время обратного пути соотечественники не вышли в Казахстане, поскольку этот путь ведет к дальнейшей маргинализации вынужденно возвращающихся. Помощь представителям национальных диаспор постоянно проживающих в регионе заключается в их первоначальном трудоустройстве. Руководитель таджикской диаспоры указал на необходимость восстановления документов, оказание социальной помощи (предоставлении жилья), поскольку без участия общины велик риск повторного попадания в места заключения. Все руководители национальных сообществ заявили о высокой роли национальных организаций в деле правовой адаптации своих представителей, особо отмечая проблему вовлечения молодежной аудитории в процессы внутриобщинного взаимодействия. Профилактика экстремизма, выявление случаев ксенофобии, содействие социо-культурной и правовой адаптации являются целью деятельности исследуемых обществ, однако с каждым годом количество участников из молодежи сокращается. Ввиду данного обстоятельства приходится проводить необходимые мероприятия во время национальных праздников.

Существенной особенностью социально-экономической адаптации представителей всех национальных сообществ является признание равных возможностей для приспособления к новым условиям жизнедеятельности. Руководители всех национальных сообществ отметили отсутствие трудностей при трудоустройстве, которые могли бы быть связаны с национальной принадлежностью. Как отмечают исследователи, социально – экономическая адаптация может идти тремя путями [9]. Первый путь можно назвать «воспроизводящим», то есть адаптация связана с привычными для региона формами хозяйственной деятельности. Второй тип «преобразующий», связан с внедрением в социально – экономическую жизнь региона новых форм социально – экономической деятельности. Третий тип «девиантной» адаптации характеризуется преобладанием нелегальных способов заработка. В Алтайском крае сочетаются два первых типа. Руководители национальных сообществ отметили все формы организации занятости: официальное трудоустройство в бюджетной сфере, создание и развитие собственного бизнеса, самозанятость. Отсутствие ограничений на свободу предпринимательства, востребованность услуг представителей национальных сообществ в традиционных для них сферах занятости: торговля, строительство, сфера общественного питания – создали условия для полноценной социально – экономической адаптации. Противодействует увеличению притока внутренней и внешней миграции низкий доход в различных сферах занятости, а также трудоизбыточность экономики региона. Данный фактор, являясь общерегиональной тенденцией, содействует рассмотрению Алтайского края как промежуточной базы в процессе миграции в другие регионы РФ.

Изучение индекса конфессиональной адаптации во второй группе национальных сообществ связано с исследованием специфики конфессиональной идентификации молодежных групп, выявления скрытого конфликтогенного потенциала, обнаружением случаев шовинизма и ксенофобии. Состояние и развитие конфессиональной ситуации в исследуемых сообществах обусловлено тем, что единственной религией, их объединяющей, является ислам, а также то, что значительная часть верующих являются прихожанами Барнаульской Соборной мечети. Руководители национальных сообществ отметили отсутствие видимых препятствий в сфере реализации прав на свободу вероисповеданий. В частности таких, как: ограничение миссионерской деятельности, ущемление в осуществлении религиозных практик, обусловленных спецификой вероучения, сдерживание соблюдения ритуальных предписаний, опосредованных нормами религии.

В целом, благоприятная конфессиональная ситуация характеризуется отдельными скрытыми тенденциями. Руководители узбекской и таджикской диаспор отметили необходимость строительства еще одной мечети, как в городе Барнауле, так и в городе Славгороде. Говоря о причинах нового строительства, руководитель узбекской диаспоры отметил, что уже существующие комплексы не способны вместить всех желающих, особенно во время религиозных праздников (дневных и ночных). Другую причину необходимости строительства религиозного комплекса отметил руководитель таджикской диаспоры. Акцентируя внимание на том, что мечеть как ритуальный комплекс содействует религиозному образованию, он указал на невозможность посещения Барнаульский Соборной мечети имамами из Таджикистана. В научной литературе тема этно-конфессионального разделения внутри одной мечети имеет особую актуальность. Так, Сингизов Т.Р. отмечает, что конфликтогенным вектором является увеличение в Ханты – Мансийском АО северокавказских имамов, создающих противовес имамам из Татарстана и Башкортостана. Северокавказские имамы концентрируют вокруг себя представителей своей этнической среды, формируя более политизированные формы ислама [5, с. 116]. Особую озабоченность у руководителей чеченской и азербайджанской диаспор вызывает конфессиональная индифферентность молодежи. Целостное и эффективное воспроизводство конфессиональной традиции возможно в условиях постоянного общения внутри религиозной общности. В этой связи руководители подчеркнули, что молодежь мало заинтересована в активном участии в событиях религиозной жизни. Посещая мероприятия, организуемые как чеченской, так и азербайджанской общиной, молодое поколение демонстрирует увлеченность проектами общения в социальных сетях, отдавая предпочтение виртуальной коммуникации. Данный факт ограничивает влияние внутри этнической и внутри конфессиональной идеологии на мировоззрение молодежи, а также усложняет наблюдение за возможным распространением радикальных идеологий.

Сохранение этнокультурного разнообразия в рамках российской гражданской идентичности не возможно без толерантного отношения в процессе межэтнического взаимодействия. В силу сложившихся исторических условий российская гражданская идентичность полиэтнична, поэтому сохранение в обществе взаимопонимания и терпимости к не доминирующим этническим группам является прямой задачей ОГВ и правоохранительных органов. Как отмечают исследователи, органам государственной власти вменяется в обязанность охранительная деятельность по отношению к культурам народов и меньшинств [10, с. 244].

В Алтайском крае специфика восприятия доминирующим этносом других этнических групп обусловлена двумя факторами. Первый фактор можно охарактеризовать как фактор исторического присутствия. Данный фактор обуславливает толерантное отношение доминирующей этнической группы к национальным меньшинствам на основе давности социального контакта, взаимовыгодных экономических и производственных связей, а также сложившегося исторически культурного континуума. Второй фактор – динамики этносоциальных процессов, свидетельствует о продолжающихся изменениях в структуре национальных сообществ, а также объясняет причины происходящих изменений. Согласно второму фактору успешность динамики этносоциальных процессов зависит от стабильности социально-экономической адаптации не только мигрирующих сообществ, но и представителей доминирующей этнической группы. В случае неблагоприятного развития социально-экономической ситуации, увеличения безработицы, низкой доходности, не эффективности экономической политики в регионе внешняя миграция воспринимается как фактор, усугубляющий социально-экономическую обстановку и препятствующий развитию доминирующей группы. Проявлением кризисных тенденций является возрастающее неприятие недавно прибывших представителей иноэтничной среды.

Руководители трех национальных сообществ: узбекской, таджикской и чеченской отметили, что, несмотря на в большей мере безопасную социальную среду, в крае по отношению к представителям данных сообществ наблюдается нетерпимое отношение. Проявление нетерпимого отношения в связи с обстоятельствами миграции отметили руководители узбекской и таджикской диаспор. Анализируя причины ксенофобии, исследователи выделяют такое явление как мигрантофобия, называя её причинами стремление мигрантов вести «паразитарный» образ жизни [11, с. 179]. Не смотря на то, что национальные сообщества Алтайского края самостоятельно решают проблемы трудоустройства мигрантов и, в свою очередь, мигранты не рассматривают Алтайский край как место постоянного жительства, различные проявления нетерпимого отношения руководители отмечают еженедельно. Выявляя проблемные аспекты взаимного общения, заместитель руководителя чеченской диаспоры подчеркнул, что усугубляющим фактором ксенофобии и нетерпимости является конфликтогенное поведение молодежи доминирующего этноса. В рамках различных общинных собраний руководителем общины и наиболее авторитетными её членами проводятся беседы профилактического характера с целью предотвращения дальнейшей эскалации межэтнического неприятия. Учитывая данное обстоятельство, национально-культурные автономии представляют собой не только организации, деятельность которых сопряжена с минимизацией конфликтогенного поведения своих представителей, а также с противостоянием демонстративной манифестации этничности представителей своей этнической группы. Перспективы улучшения межэтнического взаимодействия руководители национальных сообществ связывают с дальнейшим интенсивным сотрудничеством с ОГВ и правоохранительными органами, а также с совместной работой с архивными и музейными фондами, образовательными учреждениями. Совместные усилия различных социальных институтов должны быть направлены на демонстрацию вклада этнических сообществ в развитие региона и страны в целом, создание целостного представления о роли этнических сообществ в сохранении безопасной социальной среды.

Выводы

Подводя итог изучению роли национальных сообществ в противодействии экстремистским идеологиям и противоправному поведению стоит отметить следующее. Рассмотренные в исследовании этнические сообщества предпринимают значительные меры в отношении социально-культурной адаптации своих представителей. Эффективность адаптации зависит от таких факторов как наличие постоянно действующего национально - культурного центра, активного взаимодействия общин с органами государственной власти по созданию позитивного образа представителя иноэтнического сообщества. Сохраняя свою этническую идентичность, национальные сообщества противодействуют социальной исключительности представителей данных сообществ, способствуя их правовой и социальн6о-экономической адаптации. Успешность мер социально-экономической адаптации предпринимаемых руководителями национальных сообществ зависит от развитости сфер экономики, традиционных для данных сообществ. Правовая адаптация непосредственно связана с уровнем и характером миграции. Стабильность правовой адаптации и противодействие противоправному поведению зависят не столько от возможностей национально-культурной организации, сколько от сложившейся практики внутригрупповой деятельности, а также от степени вовлечения представителей национальных сообществ в процессы внутригруппового взаимодействия. Конфессиональная адаптация опосредована факторами исторического присутствия структур той или иной конфессии в региональном социальном пространстве, а также динамикой миграционных процессов, оказывающих влияние на тип харизматического лидерства и структуру управления конфессиональной организацией. Меры по противодействию межэтнической конфликтности и сохранению толерантной социальной среды, предпринимаемые руководителями национальных сообществ значительны, но в условиях возрастающей популярности виртуальных способов коммуникации и динамичности миграционных процессов, могут быть не всегда своевременны. В связи с этим сохранению безопасной социальной среды должна способствовать совместная работа национальных сообществ с ОГВ и по созданию позитивного образа многонационального региона.

Библиография
1. Кириленко В.П., Алексеев Г.В. Актуальные проблемы противодействия преступности экстремистской направленности / В.П. Кириленко, Г.В. Алексеев // Всероссийский криминологический журнал. – 2018. – Т.12. – №4. – С.561 – 571.
2. Фатхуллин Ю.А. Влияние национально-культурных объединений на процесс социальной адаптации в местное сообщество / Ю.А. Фатхуллин // Современная образовательная практика и духовные ценности общества. – 2016. – №3. – С.209 – 212.
3. Агаджанян Л.А. «Союз армянской молодежи» в структуре армянской диаспоры Самары / Л.А. Агаджанян // Самарский научный вестник. – 2017. – Т. 6 – № 4. – С. 193 – 197.
4. Ароян А.С., Клюшников С.С. Современные формы взаимодействия национальной диаспоры и органов местного самоуправления (на примере Армянской общины г. Ростова-на-Дону) / А.С. Ароян, С.С. Клюшников // Государственное и муниципальное управление. Ученые записки СКАГС. – 2015. – №3. – С.392 – 396.
5. Сингизов Т.Р. Динамика этнического состава исламской уммы в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре / Т.Р. Сингизов // Вестник Томского государственного университета. Философия. Социология. Политология. – 2016. – №1. – С.113 – 123.
6. Ярков А.П. Исламский экстремизм в Западной Сибири: основание, история и формы проявления, способы нейтрализации / А.П. Ярков // История повседневности Западной Сибири в конце XIX начале XXI века. – 2014 – С. 164 – 190.
7. Мартыненко А.В., Надькин Т.Д. Ислам в республиках Среднего Поволжья постсоветского периода (на примере Мордовии, Чувашии, Мари Эл) / А.В. Мартыненко, Т.Д. Надькин // Клио. – 2015. – №5. – С. 117 – 119.
8. Бочарникова И.С. Традиционные религии в противодействии религиозному экстремизму / И.С. Бочарникова // PRIMO ASPECTU – 2016. – №4. – С.7 – 12.
9. Щитова Н.А. Социально-экономическая адаптация мигрантов: пути способы трансформации образа жизни / Н.А. Щитова // [Электронный ресурс]: Режим доступа: http://migrocenter.ru/conferences-kavkaz-m_kavkaz063 (дата обращения 01.11.2019).
10. Кусмидинова М.Х. Роль национальных обществ в формировании региональной культуры на примере Астраханской области / М.Х. Кусмидинова // Каспийский регион: политика экономика культура. – 2016.-№2. – С. 243 – 250.
11. Табасаранский Р.С., Меликов И.М. Мигрантофобия и ксенофобия как феномены массовой психологии / Р.С. Табасаранский, И.М. Меликов // Социальная политика и социология. – 2016. – №1. – С. 178 – 185.
References
1. Kirilenko V.P., Alekseev G.V. Aktual'nye problemy protivodeistviya prestupnosti ekstremistskoi napravlennosti / V.P. Kirilenko, G.V. Alekseev // Vserossiiskii kriminologicheskii zhurnal. – 2018. – T.12. – №4. – S.561 – 571.
2. Fatkhullin Yu.A. Vliyanie natsional'no-kul'turnykh ob''edinenii na protsess sotsial'noi adaptatsii v mestnoe soobshchestvo / Yu.A. Fatkhullin // Sovremennaya obrazovatel'naya praktika i dukhovnye tsennosti obshchestva. – 2016. – №3. – S.209 – 212.
3. Agadzhanyan L.A. «Soyuz armyanskoi molodezhi» v strukture armyanskoi diaspory Samary / L.A. Agadzhanyan // Samarskii nauchnyi vestnik. – 2017. – T. 6 – № 4. – S. 193 – 197.
4. Aroyan A.S., Klyushnikov S.S. Sovremennye formy vzaimodeistviya natsional'noi diaspory i organov mestnogo samoupravleniya (na primere Armyanskoi obshchiny g. Rostova-na-Donu) / A.S. Aroyan, S.S. Klyushnikov // Gosudarstvennoe i munitsipal'noe upravlenie. Uchenye zapiski SKAGS. – 2015. – №3. – S.392 – 396.
5. Singizov T.R. Dinamika etnicheskogo sostava islamskoi ummy v Khanty-Mansiiskom avtonomnom okruge – Yugre / T.R. Singizov // Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta. Filosofiya. Sotsiologiya. Politologiya. – 2016. – №1. – S.113 – 123.
6. Yarkov A.P. Islamskii ekstremizm v Zapadnoi Sibiri: osnovanie, istoriya i formy proyavleniya, sposoby neitralizatsii / A.P. Yarkov // Istoriya povsednevnosti Zapadnoi Sibiri v kontse XIX nachale XXI veka. – 2014 – S. 164 – 190.
7. Martynenko A.V., Nad'kin T.D. Islam v respublikakh Srednego Povolzh'ya postsovetskogo perioda (na primere Mordovii, Chuvashii, Mari El) / A.V. Martynenko, T.D. Nad'kin // Klio. – 2015. – №5. – S. 117 – 119.
8. Bocharnikova I.S. Traditsionnye religii v protivodeistvii religioznomu ekstremizmu / I.S. Bocharnikova // PRIMO ASPECTU – 2016. – №4. – S.7 – 12.
9. Shchitova N.A. Sotsial'no-ekonomicheskaya adaptatsiya migrantov: puti sposoby transformatsii obraza zhizni / N.A. Shchitova // [Elektronnyi resurs]: Rezhim dostupa: http://migrocenter.ru/conferences-kavkaz-m_kavkaz063 (data obrashcheniya 01.11.2019).
10. Kusmidinova M.Kh. Rol' natsional'nykh obshchestv v formirovanii regional'noi kul'tury na primere Astrakhanskoi oblasti / M.Kh. Kusmidinova // Kaspiiskii region: politika ekonomika kul'tura. – 2016.-№2. – S. 243 – 250.
11. Tabasaranskii R.S., Melikov I.M. Migrantofobiya i ksenofobiya kak fenomeny massovoi psikhologii / R.S. Tabasaranskii, I.M. Melikov // Sotsial'naya politika i sotsiologiya. – 2016. – №1. – S. 178 – 185.

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Представленная в журнал «Социодинамика» статья ставит вопрос об исследовании национальных общин как фактора противодействия экстремизму.
Важность постановки проблемы автор статьи связывает с тем, что проблема сохранения национальной безопасности в условиях многонационального и многоконфессионального государства является одной из самых сложно разрешимых проблем, требующих постоянного и согласованного участия не только правоохранительных органов, но и других государственных органов и общественных институтов современного государства. Одним из институтов гражданского общества содействующим минимизации негативных социально-экономических, политических, миграционных процессов в развитии современного государства являются национальные общины, чаще всего организованные в форме национально-культурной автономии, центра национальной культуры, союза национальных объединений.
При этом важное значение имеет тот факт, что, объединяя граждан РФ по принципу этнической общности, национальные сообщества основой своей деятельности провозглашают цели сохранения языка, традиций и особенностей национальной культуры. Устойчивое социально-экономическое развитие российского государства на современном этапе требует от национальных общин решения других задач, таких как социализация мигрантов в условия российского социума, оказание помощи в решении социально-бытовых вопросов членам одной этнической общности, социально-психологическая адаптация национальных меньшинств, и другие способы социальной и экономической помощи.
Опираясь на опыт социологического исследования, проведенного с лидерами национальных общин, автор статьи предпринимают анализ роли национальных общин в процессе предотвращения и профилактики экстремистского поведения членов национальных сообществ.
Автор обоснованно полагает, что в настоящее время в российской науке предпринимаются попытки выявления факторов радикализации религиозной жизни национальных общин. Одним из факторов радикально меняющих настроения в среде мусульман Сибири исследователи отмечают изменяющийся этнический состав. Процессы внутрироссийской миграции приводят к увеличению численности мусульман, прибывших из территорий Северного Кавказа. Опасность данной тенденции автор видит в том, что кавказские мусульмане придерживаются более политизированной формы ислама, не принимают служение имамов – татар по национальности, призывают к служению имамов из своей среды, производящих служение и обрядовые практики на арабском языке. Следствием данной ситуации становится всплеск активности экстремистских организаций.
Акцент при этом сделан на том, что для изучения роли национальных общин в деле предотвращения и профилактики экстремистского поведения их членов в Алтайском крае авторы статьи обратились к интервьюированию руководителей национальных общин Алтайского края: Центра национальной культуры «Вайнах», Алтайской краевой общественной организации «Таджикская диаспора», Алтайской краевой общественной организации «Узбекский культурный центр – Батыр», местной национально-культурной автономии казахов «Асыл Мура», Алтайской краевой национально – культурной организации «Азербайджан», Алтайской краевой общественной организации «Союз армян Алтайского края», а также Местной еврейской национально-культурной автономии. В основу исследования превентивной функции национальных сообществ как фактора противодействия экстремисткой деятельности и идеологии были положены следующие индексы: социально-культурная адаптация; правовая адаптация; социально - экономическая адаптация; конфессиональная адаптация.
Автор решает один из главных вопросов о создании механизма содействия интеграции национальных сообществ в региональную социально-экономическую среду. Этот процесс, как отмечается в статье, не может происходить без взаимодействия национальных общин и органов государственной власти. Вместе с тем отмечается, что бедность и социальная незащищенность представителей национальных сообществ является одним из основных криминогенных факторов, поэтому третий блок вопросов посвящен изучению индекса социально - экономической адаптации представителей национальных общин и включает следующие вопросы: Ощущают ли члены Вашей общины трудности при трудоустройстве из-за национальной принадлежности; Сталкивались ли члены Вашей общины с ограничением права на свободу предпринимательства; Каким образом чаще всего трудоустроены члены Вашей общины (официально, неофициально, самозаняты)?
Автору важно было показать, что с момента образования и до настоящего времени Алтайский край представляет собой регион с много конфессиональным составом. Принадлежность конфессионально ориентированного человека к официальным структурам исповедания религии является подтверждением полноценной интеграции в региональный социум. Исследуя индикатор конфессиональной адаптации, авторы статьи предложили руководителям национальных общин ряд вопросов.
Таким образом, обобщая результаты интервьюирования руководителей национальных сообществ, автор обращает внимание на дифференциацию общин по критериям: ассимиляции, динамики численности, времени функционирования общинных структур в социальном пространстве Алтайского края. Так, из изученных нами национальных сообществ можно выделить первую группу, включающую три национальных сообщества, руководители которых отметили факт отсутствия внешних миграционных потоков, высокий уровень владения русским языком представителей национальных общин, а также значительный уровень их правовой культуры и адаптации в пространстве российского социума. К данным национальным сообществам относятся: Местная еврейская национально-культурная автономия, Местная национально-культурная автономия казахов «Асыл Мура», а также Алтайская краевая общественная организация «Союз армян Алтайского края».
Важное значение в предпринятом автором исследовании имеет тот факт, что ассимиляция как процесс потери этносом своих отличительных черт (языка, религии, культуры) и замена на позаимствованные аналогичные черты у другой группы, особенно затронул две национальные общины: Местную еврейскую национально-культурную автономию и Местную национально-культурную автономию казахов «Асыл Мура». Представители данных национальных сообществ стремятся сохранить свою культурную идентичность, но такой факт как владение родным языком заметно минимизирован, поэтому члены национальных автономий в своем большинстве говорят на русском языке. Сохранение культурной идентичности в рамках Местной еврейской национально-культурной автономии также связано с использованием русского языка.
Таким образом, представляется, что автор в своем материале затронул важные для современного социогуманитарного знания вопросы, избрал для анализа актуальную тему, рассмотрение которой в научно-исследовательском дискурсе помогает некоторым образом изменить сложившиеся подходы или направления анализа проблемы, затрагиваемой в представленной статье.
Какие же новые результаты демонстрирует автор статьи?
1. Рассмотренные в исследовании этнические сообщества предпринимают значительные меры в отношении социально-культурной адаптации своих представителей. Эффективность адаптации зависит от таких факторов как наличие постоянно действующего национально - культурного центра, активного взаимодействия общин с органами государственной власти по созданию позитивного образа представителя иноэтнического сообщества. Сохраняя свою этническую идентичность, национальные сообщества противодействуют социальной исключительности представителей данных сообществ, способствуя их правовой и социальн6о-экономической адаптации. Успешность мер социально-экономической адаптации предпринимаемых руководителями национальных сообществ зависит от развитости сфер экономики, традиционных для данных сообществ. Правовая адаптация непосредственно связана с уровнем и характером миграции.
2. Автору удалось обосновать идею о том, что стабильность правовой адаптации и противодействие противоправному поведению зависят не столько от возможностей национально-культурной организации, сколько от сложившейся практики внутригрупповой деятельности, а также от степени вовлечения представителей национальных сообществ в процессы внутригруппового взаимодействия. Конфессиональная адаптация опосредована факторами исторического присутствия структур той или иной конфессии в региональном социальном пространстве, а также динамикой миграционных процессов, оказывающих влияние на тип харизматического лидерства и структуру управления конфессиональной организацией. Меры по противодействию межэтнической конфликтности и сохранению толерантной социальной среды, предпринимаемые руководителями национальных сообществ значительны, но в условиях возрастающей популярности виртуальных способов коммуникации и динамичности миграционных процессов, могут быть не всегда своевременны.
Подытоживая сказанное в настоящей рецензии, признаем, что автор в целом был близок к получению заметных научных результатов, позволивших обобщить материал. Этому способствовал адекватный выбор соответствующей методологической базы.
Констатируем, что выводы, сформулированные в статье, согласуются с логикой научного поиска, отвечают цели и задачам исследования, не вызывают сомнений и не имеют очевидных противоречий.
Список литературы при этом позволил автору очертить научный дискурс по рассматриваемой проблематике и обозначить свой независимый и подкрепленный исследовательскими позициями авторский взгляд на обозначенную проблему.
Таким образом, представленная статья заслуживает того, чтобы быть опубликованной, поскольку выдержана в научном стиле, содержит аргументированную авторскую позицию, не противоречит общеизвестным историческим фактам, следует логике научного поиска и отличается новизной.