Библиотека
|
ваш профиль |
Философия и культура
Правильная ссылка на статью:
Климова О.М., Луценко В.Е.
Особенности предмета философии в трудах П.И. Линицкого
// Философия и культура.
2021. № 8.
С. 11-20.
DOI: 10.7256/2454-0757.2021.8.31486 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=31486
Особенности предмета философии в трудах П.И. Линицкого
DOI: 10.7256/2454-0757.2021.8.31486Дата направления статьи в редакцию: 25-11-2019Дата публикации: 23-10-2021Аннотация: Предметом исследования, проведенного в данной статье, выступает учение представителя Киевской духовной академии, крупнейшего «православного рационалиста» Петра Ивановича Линицкого о предмете философии. На основе анализа отдельных работ Линицкого делаются выводы о сущности философии, ее предмете, задачах и значении в жизни общества. Обращается внимание на определение русским ученым универсальности характера философии, ее особенное значение среди других наук. Основную цель науки философ видит в формирование общего мировоззрения, и в этом он считает, состоит ее существенная задача, вытекающая из природы разума человека, который стремится к единству в познании, а также к соединению частного с общим. При написании статьи использовался духовно-культурологический подход в сочетании с диалектическим, применялись методы анализа, синтеза, сравнения и обобщения. Впервые осуществлено описание и анализ. философско-теистических взглядов профессора Киевской духовной академии Петра Ивановича Линицкого на предмет философии и специфики ее как науки. Выявлены попытки системного соединения философии и религии, тесный союз между которыми обеспечивает целостность и полноту человеческого познания. Ключевые слова: теизм, философия, гносеология, предмет философии, наука, мировоззрение, метод, предмет, синтез, анализAbstract: The subject of this research is the doctrine of the representative of Kiev Theological Academy, prominent “Orthodox rationalist” Peter Ivanovich Linitsky on the matter of philosophy. Based on the analysis of his separate work, the conclusions are made on the essence of philosophy, its matter, tasks and role in life of the society. Attention is given to determination by the Russian scholars of universality of the nature of philosophy, its special place among other sciences. The philosopher sees the central objective of science in the development of general worldview, believing that this essential task stems from the nature of human mind, which seeks uniformity in cognition, as well as incorporation of the particular with the general. The article employs the spiritual-culturological approach in combination with dialectical approach, as well as methods of analysis, synthesis, comparison and generalization. This article is first to describe and analyze the philosophical-theistic views of the Professor of Kiev Theological Academy Peter Ivanovich Linitsky on the matter of philosophy and its specificity as a science. The author determines the attempt of incorporating the philosophy and religion into a close union, which ensures the integrity and completeness of human cognition. Keywords: theism, philosophy, epistemology, subject of philosophy, science, worldview, method, subject, synthesis, analysisДооктябрьской революции русская религиозная философия включала в себя достаточное количество различных школ и направлений. Наиболее значительным, среди которых можно выделить духовно-академический теизм, с которого начинается отечественное любомудрие. Не обладая, какой-то официальной философией, взгляды исследователей были в первую очередь связаны с пониманием соотношения философии и религии. Руководствуясь желанием сблизить православие и науку, известные представители киевской философской школы давали собственные оригинальные трактовки понятию и значению философии. Рассуждая о том, что между богословием и философией существует множество общих вопросов, они видели свою цель в религиозно-философской интерпретации духовных, психических и материальных процессов. К одним из таких представителей академической философии можно отнести воспитанника Харьковской духовной семинарии, а впоследствии и профессора философии П.И. Линицкого. Именно его взгляды оказали весьма значительное влияние и определили «лицо» киевской философской школы конца XIX–начала XX века, тяготевшей к научному объяснению метафизических тайн. Своеобразие философских взглядов заслуженного профессора киевской духовной академии, нашло в отражение в таких трудах как: "Общий взгляд на философию", "Обзор философских ученый", "Пособие к изучению вопросов философии (элементы философского миросозерцания)" и др. Называя Линицкого крупнейшим «православным рационалистом», исследователи отмечают, что он стремился в своей философской системе согласовать с требованиями разума основные мировоззренческие принципы православия. Как и все представители философского теизма, Линицкий был полон желания сблизить интересы человеческого разума с религиозным духом русского народа. Взаимосвязь философии и религии, по мнению философа, заключается в том, что религия содержит в себе умозрительные представления о Боге, мире, человеке. Философия стремится к образованию общего мировоззрения, тем самым она соприкасается с религиозными представлениями и нередко смешивается с ними. Взаимовыгодное сотрудничество религии и науки он видел в том, что благодаря религиозной вере мы можем говорить о возвышении достоинства науки, а потребность в знании обращается в бескорыстную и возвышенную любовь к истине. Признавая, что необходимость изучения философии заключается в полноте и законченности образования Линицкий особое внимание в своей философии уделяет сущности философии, понятию предмета и специфики науки. Основным вопросом ответ, на который философ-теист стремиться дать в своих произведениях является определение понятия философии и ее сущности. Поэтому решение этой проблемы занимает значительное место в его творческом наследии. Признавая исключительное значение философии в различных областях знания, культуре и образовании отличительным признаком предмета философии от других наук можно признать тот факт, что у каждой науки иметься свой предмет исследования, в то время как предметом исследования в философии является не предмет, а отношении к познанию. Поэтому для Линицкого философствовать это значит рассуждать и познать истину настолько насколько это можно. Основным способом познания первичного, основного бытия вещей которое он признает предметом философии, Линицкий считает рассуждение и мышление. Объединяя философию и рассуждение, Линицкий утверждал, что не каждое рассуждение можно считать философским. Размышления человека над собственными потребностями, отношениями к другим нельзя признать философскими, так как его целью является приобретение собственной выгоды, тогда как цель философских размышлений сводиться к познанию истины. Философ признает, что познать истину это значит сформировать знание о том, что является неизменным и не теряет своей силы относительно человеческой жизни. Отличие человека, думающего, по мнению философа, заключается в том, что над ним не довлеют привычки. Признавая одно и отвергая другое, человек поступает так не потому что одно привычное, а иное нет, а потому что абсолютно убежден в истинности одного убеждения и ошибочности другого. В этом случае рассуждение человека строиться не на желании выгоды для себя и другого, а на любви к истине и вопрос пользы становиться для него второстепенным. Отличительным признаком философии полагает ученый является то, что философские знания основываются на разуме и признают достоянием только те доводы, которые получены с помощью сознательного и методического размышления. В начале своего философского пути П.И. Линицкий ограничивал предмет философии познанием, выстраивая перед ней задачи соотношения субъекта и объекта. Позже, раскрывая основные задачи философии, он указывает, что философия призвана решить две основные проблемы: создать научную философию и объединить науку с религией. Решение этих задач сводится к образованию такой философской системы, которая с одной стороны соответствовала бы потребностям философской науки и в то же время с другой служила бы потребностям человеческого духа, который проявляется в религиозной вере. Не отрывая философию от религии, Линицкий указывает на то, что хотя христианствои сообщает нам высшее и совершенное знание, но это совсем не означает, что человек свободенот обязанности познания высшей идеи через самостоятельное размышление. Таким образом, резюмирует П.И. Линицкий, говорить о полноте философского знания мы не можем, если только изучили действительность и явление предмета. Познать бытие и истинную сущность предмета, мы можем не из непосредственного наблюдения, а с помощью рассуждения, мышления. Итак, целью философского рассуждения можно считатьпознание первичных основ бытия и жизни. В основе любого познания, по мнению философа, лежит наблюдение и систематизация полученных знаний. На этом этапе происходит простое ознакомление с предметом, познание то каким он является в действительности и как проявляется в разных положениях и условиях. Основой полученных знаний в данном случае являются представления выгоды и пользы. Такие знания не в состоянии удовлетворить жажду познания, так как демонстрируют то, каким является предмет в действительности. Линицкий считает, что наблюдение и приобретение опыта невозможно, если мы только наблюдаем явления, но не думаем о них. Только через рассуждение и мышление возможно познание предмета, его сущности. Мышление является философским только тогда, когда основной целью является исследование первичных основ бытия. Познание сущности — это познание первоначальной основы, определение свойств и причин, почему вещи они существуют именно так, а не иначе. Отсюда вытекают основные задачи философии: первое - показать, как относится это первичное (основное) к вторичному, второе - сделать знания о нем убедительным и обоснованным. Придя в своих рассуждениях к тому, что задача философии состоит в установлении единства миросозерцания, философ утверждает, что исследование в философии имеет только синтетический характер. «Синтез – это истинный прием или способ философского познания» [5, с.10]. Признавая синтез наиболее совершенным методом познания, Линицкий абсолютно не отрицает, что методом философского исследования можно признать и метод аналитико-синтетический. Отличительной чертой синтеза как результата исследований в других науках, является то, что он всегда только теоретический, или только практический. Благодаря своей всеобщности, синтез философский признает философ, обедняет в себе значение теоретического и практического принципа, поэтому его можно назвать полным и совершенным. К раскрытию понятия философии Линицкий подходит с желанием определить место философии при создании общей духовной науки. Определяя научный статус философии П.И. Линицкий, признает ее универсальность, и полагает, что философские положения и истины так же универсальны. Основным назначением философии можно считать соединение опытного и математического познания. Однако синтез опытного и математического познания ограничивается объективным созерцанием, в то время как в основе умственного созерцания – основными выступают представления о времени и пространстве. Только благодаря абстрактному мышлению устраняются эти объективные пределы. Соединяя в себе опытное и математическое знание, философия приводит нас к истине. Линицкий признавал, что для того чтобы лучше всего понять философию нужно обратиться к философии античности. Только она была способна заменить науку и религию. Люди в философии, искали не только знания в собственном понимании слова, но и убеждение, необходимые для жизненной практики. Философ теист видит в ней некую установившеюся систему, общепризнанную другими науками включающую в себя все разнообразные, других наук. Это может привести изучающего философию в состояние сомнения, и тягостное чувство умственной неудовлетворенности. Поэтому, считает философ, для изучающего философию особенно важно надежное и опытное руководство. Особенность философских положений, как признает ученый, указывает на то, что они способны действовать на душу человека возбуждающим образом. Философские мысли способны воздействовать на волю познающего, так как переживаются, т.е. воспринимаются не только умом, но и чувством. Обозначая что своеобразие философского знания заключается в отсутствии у нее самостоятельного предмета Линицкий отмечает что это обстоятельство, не является доказательством ее несамостоятельности. Отсутствие самостоятельного предмета напротив, является отличительной чертой и указывает на то особенное, важное, значение, принадлежащее только ей среди других наук. Исходя из природы разума человека, который стремиться к целостности в познании, а также к соединению частного с общим основная задача философии заключается в образовании общего мировоззрения. Являясь универсальной и самодостаточной, философия не стоит в стороне от других наук, напротив она активно взаимодействует с ними, но при этом не теряет своей самостоятельности. Утратить свою самостоятельность философия может, по мнению Линицкого только тогда когда если будет механически объединять в себе знания данные другими специальными науками. Однако такое не возможно, так как она стремится к познанию основ бытия и ставит своей целью познать внутреннюю взаимосвязь, которая определяет единство всего существующего. Для того чтобы достичь таких целей, недостаточно простого объединения выводов позитивных наук , так как в этом случае «ощущалось бы отсутствие руководящей идеи, обоюдной связи и последовательности между отдельными частями созданной системы, т.е. ощущалось бы отсутствие именно того, к чему всегда стремилась философия ...» [2, с.52]. Киевский теист указывал, что философия ставит своей задачей постижение сущности вещей независимо от условий их существования, в то время как позитивные науки признают связь вещей и явлений на уровне текучих, случайных условий. Отличительным признаком философии от любой позитивной науки является то что, что ее значение определяется собственной сущностью, в то время как важность любой позитивной науки определяется предметом ее исследования. Кроме того, отличие истории философии от истории позитивных наук, П. Линицкий видит в том, что прогресс, который возможен в позитивных науках нехарактерен для философии. Философии всегда суждено быть повторением и изменением того, что уже было давно высказано и исследовано лучшими и благородными умами человечества. Анализируя историю науки, философ-теист приходит к выводу, что она не может полностью решить хотя бы один из важнейших вопросов, так как каждый новый период в ее развитии будет раскрывать новые аспекты извечных вопросов тем самым двигаясь к их основательному исследованию. По мнению Линицкого, «философия как стремление к постижению истины во всем, что может быть предметом человеческого познания, является необходимым выявлением умственной деятельности и поэтому не ограничивается каким-то определенным временем, наоборот, каждая более значительная философская система настолько служит выражением философии своего времени, насколько она удовлетворяет потребности общества. Но с другой стороны, принципиально отличаясь от конкретных философских систем, собственно философия в них и через них проявляется. Поэтому постепенное развитие философии осознается, во-первых, в исторической последовательности обоюдных внутренних связей между системами, а во-вторых, в отношении их к в-исторического развития человечества» [4, с.57]. Таким образом, важной характеристикой философского знания является его исторический характер, так как идеи, сформулированные в процессе исторического развития сохраняют свою актуальность и для современности, и для будущего. Каждое новое поколение в процессе своего исторического развития обращается к философским идеям поэтому в определенном смысле философские идеи являются вечными. Изучая историю философии, необходимо изучать также ближайшие связи: условия, характер, направление жизни, а также степень знаний определенного народа в определенный исторический период. То есть философия выступает как степень исторической зрелости мировоззрения, является выражением «умственного сознания человечества в разные исторические времена и у разных народов» [2, с.59]. Признавая необходимость философии для развития наук и общества в целом, Линицкий не соглашается с общественным мнением, признающим философию как нецелесообразную и бесполезную для общественной жизни. Философия является необходимой для развития наук и общественной жизни. И как бы не скептически некоторые относились к философии и ученым изучающим ее никто не может отрицать заслуг. Среди представителей философии мы знаем много благородных людей своего времени, и только те народы смогли достичь наибольшего успеха в науке, образовании которые имели свою национальную философию. Поэтому серьезно отрицать философию невозможно. Линицкий признает, что только необразованность или непонимание может быть причиной отрицания философии. Возможность возникновения философии возможна только при определенной исторической зрелости общества: «Потребность в философствовании возникает только тогда, когда все виды искусства, достигнут расцвета. Но кроме этого, ближайшим фактором возникновения философии является прежде сомнение, как начало проявления философского сознания. В общем, чисто теоретический интерес познания двигает вперед прогресс философии, но чтобы этот интерес мог развиваться и даже существовать, для этого необходима определенная отчужденность от страстей и волнений практической жизни» [3, с.59]. Философия является венцом развития национальной культуры особой формой самосознания человеческого духа. Философия всегда имеет национальные особенности так как является выражением самосознания народного духа тогда как наука является достоянием общечеловеческим. Национальный характер в ней проявляется в той степени, насколько она является предметом философской обработки и впитала в себя влияние философских идей. Об особенностях мировосприятия и миропонимания определенной нации можно судить по тому, какие философские традиции получают развитие в рамках данной национальной культуры. В своих трудах Линицкий проводит мысль о том что философия необходима для развития как науки так и общественной жизни. «И только те народы достигли наибольшего в области образования и науки, которые обладают своей национальной философией, или, по крайней мере, ознаменовали себя более или менее значительными произведениями и имеют достойных внимания представителей в области философии» [7, с.473]. П. Линицкий признает ошибочным желание противопоставить общечеловеческое национальному. Культура утверждает философ, никогда не была и не может быть отвлеченно-человеческой, она всегда конкретно-человеческая, т.е. национальная, и в этом смысле она есть общечеловеческая. Существование общечеловеческое невозможно отдельно от национального так как оно развивается на почве национальной жизни. Основывая свою концепцию на толковании философии как мировоззрения, Линицкий указывал, что именно оно становиться для человека системой смысложизненных координат определяет его миропонимание, миросознание и поведение. Признавая мировоззренческий смысл философии, Линицкий признает ее задачу в предоставлении глубинного смысла человеческим знаниям и в результате этого возвышение человека над житейскими мелочами, что вносит в жизнь единство, гармоничность и целостность. Для профессора философии, Петра Ивановича Линицкого, изучение философии это не простое зазубривание понятий и сущности законов, а постижение проблем человеческого бытия. Это уникальная возможность самоопределения, и утверждения человеком себя. Рассматривая философию как потребность, и основное требование человеческой природы философ-теист не видит необходимости, в том, чтобы философия как мышление о сущности бытии вещей, всегда и везде проявлялась с одинаковой силой. Поэтому, считает философ, в Европе и на Востоке, Китае и Индии можно видеть абсолютно разные типы философских учений. Основная проблема, с которой столкнулась философия второй половины XIX в., считает Линицкий это конфликт между ней и естествознанием. Линицкий глубоко убежден, что, безусловно, достижения философии нельзя признать истинными, в то же время он доказывает, что используя только методы естественных наук нельзя раскрыть тайны духа. Выступая против попыток заменить философию конкретными науками важность философии, автор видит в том, что только с ее помощью можно преодолеть духовный кризис общества. Проблемой признания философии как независимой отрасли знания является, прежде всего, выяснение ее предмета и метода. Философия, как наука, всегда обладала своим специфичным предметом и методом исследования, которые нельзя приравнивать к предметам и методам других наук. Таким образом, признавая философию как науку, Линицкий рассуждает о необходимости философии как особого знания. Признавая ее универсальность, он определяет ей важное место в системе наук, приходя к заключению, что философия необходима для социальной жизни. Подтверждая значительную роль философии в духовной жизни общества, он подчеркивал, что философия вносит в процесс познания единство, целостность и гармоничность. Внешние формы рационалистической системы мыслителя проникнуты мировоззренческим содержанием, объем которого наполнен духовностью. Все, что П. Линицкий в своей философии относил к сфере философского осмысления, направленно на поиски и осмысление, прежде всего проблем человека, выяснение ее морально-духовных начал.
Библиография
1. Аскоченский, В.И. История Киевской духовной академии по преобразовании её в 1819. СПб., 1863.276 с.
2. Леонидов, Д. В. Абсолютное бытие в гносеологии православного теизма // Проблемы славянской культуры и цивилизации, вып. 3. Уссурийск, 2001.176 с. 3.Линицкий, П.И. Мышление научное и ненаучное. – Харьков. 1894. 234 с. 4. Линицкий, П.И. Общий взгляд на философию//. Труды КДА. – К., –1867. – Т.IV. – Кн. №10 264 с. 5. Линицкий, П. И. О познании. Харьков, 1895. 132с. 6. Линицкий, П.И. Очерки истории философии древней и новой.– Киев, 1902. 293 c. 7. Линицкий, П. И. Пособие к изучению вопросов философии. Киев, 1892. 425с. 8. Линицкий, П. И. Философская пропедевтика // Вера и разум, 1906, № 15. С 14-18. References
1. Askochenskii, V.I. Istoriya Kievskoi dukhovnoi akademii po preobrazovanii ee v 1819. SPb., 1863.276 s.
2. Leonidov, D. V. Absolyutnoe bytie v gnoseologii pravoslavnogo teizma // Problemy slavyanskoi kul'tury i tsivilizatsii, vyp. 3. Ussuriisk, 2001.176 s. 3.Linitskii, P.I. Myshlenie nauchnoe i nenauchnoe. – Khar'kov. 1894. 234 s. 4. Linitskii, P.I. Obshchii vzglyad na filosofiyu//. Trudy KDA. – K., –1867. – T.IV. – Kn. №10 264 s. 5. Linitskii, P. I. O poznanii. Khar'kov, 1895. 132s. 6. Linitskii, P.I. Ocherki istorii filosofii drevnei i novoi.– Kiev, 1902. 293 c. 7. Linitskii, P. I. Posobie k izucheniyu voprosov filosofii. Kiev, 1892. 425s. 8. Linitskii, P. I. Filosofskaya propedevtika // Vera i razum, 1906, № 15. S 14-18.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
(здесь можно привести слова Б.П. Вышеславцева: «… не существует никакой специально русской философии», и можно говорить лишь о «русском способе переживания и обсуждения» мировых философских проблем»). И действительно, можно долго приводить аргументы в поддержку той или иной позиции: так, например, для русской философии характерны такие самобытные направления, как русский космизм, большая значимость религиозных традиций, пристальное внимание к этической и социальной проблематике, а также использование художественных средств для выражения философских идей. Вообще русская религиозная философия и сегодня служит предметом глубокого интереса со стороны не только различных специалистов – философов, социологов, религиоведов, – но и простых наблюдателей. Заметим, что в советский период изучение данного направления практически не велось, так как на официальном уровне подчеркивался атеизм как идеологическая база советского общества. Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются особенности предмета философии в трудах П.И. Линицкого. Автор ставит своей задачей рассмотреть отношение данной персоны к философии, определить выявленные им отличительные признаки философии, ее основные задачи, а также проанализировать его взгляды на основные проблемы философии во второй половине XIX в. Работа основана на принципах системности и объективности, методологической базой исследования выступает системный подходы, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними, то есть рассмотрение объекта как системы, а также сравнительный метод. Научная новизна исследования заключается в самой постановке темы: в работе на основе различных источников стремится охарактеризовать философские воззрения воспитанника Харьковской духовной семинарии, профессора философии П.И. Липницкого. Анализируя библиографический список статьи, следует отметить его краткость (всего список литературы включает в себя 9 различных источников и исследований). Важнейшей источниковой базой рецензируемой статьи выступают такие работы П.И. Линицкого, как «Философская пропедевтика», «О познании», «Пособие к изучению вопросов философии», «Очерки истории философии древней и новой» и т.д. Автор также привлекает работу В.И. Аскоченского «История Киевской духовной академии по преобразовании ее в 1819». Из исследовательских работ автор привлекает статью Д.В. Леонидова «Абсолютное бытие в гносеологии православного теизма». В то же время вне авторского поля зрения оказались труды Н.К. Еникеевой («Научно-теоретическое наследие Петра Ивановича Линицкого», Достижения вузовской науки, 2015, № 17, «Первый вопрос в философии Петра Ивановича Линицкого», Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты», 2015, № 23), О.Д. Мачкарина и Н.Д. Дацюк («Философия в образовательных программах духовных академий XIX века в оценках П.И. Линицкого», Вестник Мурманского государственного технического университета», 2014, № 4), некоторые работы О.М. Климовой. Отметим, что библиография имеет важное значение не только с научной, но и с просветительской точки зрения: читатели, познакомившись с текстом статьи, могут обратиться к другим работам по затрагиваемым темам. Таким образом, на наш взгляд, библиография статьи нуждается в дополнении. Стиль написания работы является научным, однако доступным для понимания не только специалистов, но и широкой читательской аудитории, всем, кто интересуется, как историей русской философии, в целом, так и русской религиозной философией, в частности. Апелляция к оппонентам представлена в выявлении проблемы на уровне собранной информации, выявленной автором в ходе работы над темой исследования. Хотя структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, к ней есть замечания: так, в статье фактически отсутствует заключительная часть, в которой была бы полностью обобщена и систематизирована собранная информация. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что «как все представители философского теизма, Линицкий был полон желания сблизить интересы человеческого разума с религиозным духом русского народа». В работе обращается внимание на то, что определение понятия философии и ее сущности занимает одно из центральных мест в творческом наследии Линицкого. Представляет интерес то, что по мнению киевского теиста, «важной характеристикой философского знания является его исторический характер, так как идеи, сформулированные в процесс исторического развития сохраняют свою актуальность и для современности, и для будущего». Главным выводом статьи является то, что по мнению Линицкого «философия вносит в процесс познания единство, целостность и гармоничность». Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет определенный интерес у читателей, а ее материалы и выводы могут быть использованы как в курсах лекций по философии, так и в различных спецкурсах. Статья может быть рекомендована к публикации в журнале «Философия и культура». |