Рус Eng Cn Перевести страницу на:  
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Библиотека
ваш профиль

Вернуться к содержанию

PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:

Роль фестивального движения Союза композиторов в развитии музыкальной культуры регионов (на примере астраханского фестиваля современной музыки)

Соболева Елена Анатольевна

кандидат философских наук

доцент, Астраханская государственная консерватория

4140000, Россия, г. Астрахань, ул. Советская, 23

Soboleva Elena Anatolievna

PhD in Philosophy

associate professor at Astrakhan State Conservatory

4140000, Russia, g. Astrakhan', ul. Sovetskaya, 23

elenso10@mail.ru
Другие публикации этого автора
 

 

DOI:

10.7256/2453-613X.2019.1.29132

Дата направления статьи в редакцию:

03-03-2019


Дата публикации:

12-03-2019


Аннотация: Предметом исследования данной статьи является астраханская региональная музыкальная культура, объектом – музыкальная культура как система. В статье автором подробно рассматривается значение фестиваля как особой формы деятельности региональных музыкальных организаций, являющихся частью когда-то мощной системы - Союза композиторов РСФСР. Особое внимание в статье уделяется рассмотрению, в качестве примера, деятельности Астраханского Союза композиторов в проведении фестиваля современной музыки, который, по мнению автора, повысил потенциал региональной музыкальной культуры. При работе над материалом статьи автор использовал следующие методы - системный метод при исследовании феномена музыкальной культуры как системы, историко-генетический, идеографический, проблемно-хронологический методы при работе с историческим материалом, и кластер-анализ при обработке данных и составления таблиц. Основной вывод проведенного исследования заключается в признании высокой роли Союза композиторов РСФСР в развитии региональных культур, получивших мощный импульс для создания целостной музыкальной системы. Особую роль в этом ключе сыграла такая форма взаимодействия внутри музыкальной культуры как фестиваль. Особым вкладом автора в исследование является детальное изучение истории астраханского фестиваля современной музыки, которая наглядно демонстрирует, что музыкальная культура регионов после 90-х годов, несмотря на слабость центральной организации, продолжает развиваться. Новизна исследования заключается в том, что вопрос о вкладе фестивального движения как особого рода деятельности региональных организаций поднимается впервые.


Ключевые слова:

союз композиторов, фестиваль, музыкальная культура регионов, современная музыка, региональные музыкальные союзы, музыкальная система, музыкальная культура, организация фестиваля, астраханский союз композиторов, астраханский фестиваль

Abstract: The research subject is the music culture of Astrakhan region, the research object is music culture as a system. The article studies the role of a festival as a specific form of activity of regional music organizations, which are the elements of a formerly powerful system - The Composers’ Union of the RSFSR. Special attention is given to the example of Astrakhan Composers’ Union’s role in organizing the modern music festival, which, in the author’s opinion, had boosted the potential of regional music culture. The author uses the system approach to study the phenomenon of music culture as a system, historic-genetic, ideographic and problem-chronological methods to work with historic materials, and cluster-analysis to process the data and compose charts. The author formulates the conclusion about the recognition of an important role of the Composers’ Union of the RSFSR in the evolution of regional cultures, which received a stimulus for the development of a holistic music system. A festival as a form of interaction within a music culture played a special role in this process. The author’s special contribution is the study of the history of Astrakhan festival of modern music, which demonstrates that regional music culture after the 90s is still developing despite the weakness of the central organization. The present article is the first scientific work to raise the problem of a contribution of a festival movement as a specific form of activity of regional organizations.


Keywords:

Union of composers, Festival, Musical culture of the regions, Modern music, Regional music unions, Music system, musical culture, organization of festivals, Astrakhan Union of composers, Astrakhan festival

Музыкальная культура в целом представляет сложную систему взаимодействия элементов, где совокупны все составляющие музыкальной деятельности — от написания музыки до музыкальной индустрии. Целостность системы, которую мы предлагаем рассматривать как «триадный категориальный блок», включает элементы:

— Создание/Воссоздание (композиторское творчество, композиторское содружество, воссоздание фольклора, переработка музыкальных идей, новые музыкальные идеи, новый музыкальный язык);

— Сохранение (институциализация музыкального образования и воспитания, музыкальная рефлексия, музыкальная семиотика);

— Трансляция (система трансляции музыки, инструментальная база, менеджмент, индустрия).

Взаимодействие и наполненность элементов обусловлено уровнем музыкальной культуры, зависимым от социальных условий. Чем выше возможности социума в реализации культурных потребностей, тем целостней музыкальная система.

В России, перешедшей с XVIII века на европейский стандарт, целостная музыкальная система сложилась в XIX веке, однако разница между центрами (Петербургом и Москвой) и регионами оставалась значительной и была преодолена лишь в XX веке. Огромную лепту в этот процесс внесла музыкальная общественная организация Союз композиторов РСФСР (СК РСФСР), которая собственно поставила перед собой задачу развития региональных музыкальных культур.

В приведенной ниже таблице видно, как возрастает количество выездных пленумов и крупных фестивалей до 90-х годов (VI съезд прошел в 1990, VII — в 1995), проведенных СК РСФСР в межсъездовый период [1,14-234]:

Таблица 1

Форма работы

I съезд

II съезд

III

съезд

IV

съезд

V съезд

VI съезд

VII съезд

Пленумы СК РСФСР

2

2

5

10

12

1

2

Фестивали

4

9

15

14

15

38

28

Также приведем таблицу, указывающую на динамику разрастания музыкальной организации в период работы съездов. Примечательно, что 90-е годы не замедлили роста количества музыкальных региональных организаций (появилось 5 новых региональных союзов и 239 членов Союза):

Таблица 2

Съезды

Делегаты (в скобках присутствовавшие)

Композиторы и музыковеды

Количество региональных организаций

I

135 (126)

673

16

II

272 (246)

793

19

III

291 (264)

872

20

IV

319 (300)

962

23

V

372 (345)

1115

27

VI

417 (351)

1252

31

VII

129 (115)

1324

36

Данная статистика указывает, что в регионах, несмотря на сложные политические процессы в стране, прекращение финансирования СК РСФСР (в таблице видно, как сократилось количеств делегатов VII съезда) продолжали открываться новые организации. Можно ли это назвать культурной инерцией или регионы действительно получили мощный импульс для музыкального развития? Ведь, начиная с 2000-х годов, центральный Союз композиторов (с 1991 года — СК РФ) лишается госзаказов, теряет имущество, обрастает долгами. А это в свою очередь сказывается на материальной поддержке региональных музыкальных СК.

Нужно отметить, что Союз композиторов РСФСР определил несколько форм работы, стимулирующих деятельность региональных композиторов: открытие молодежных клубов любителей музыки, организация Российской музыкальной Академии «Новое передвижничество, Дома творчества композиторов, фестивали и Дни музыки в центре и регионах. Фестивальное движение СК РСФСР запустил в самом начале своей работы. Уже между I и II съездами прошло четыре крупных фестиваля — в Ростове-на-Дону, Грозном, Ленинграде и Москве. К 90-м годам как постоянно действующие выделяются: фестиваль музыки Поволжья и Приуралья в Уфе, «Панорама Сибири» в Красноярске, фестиваль современной музыки в Тюмени, фестиваль «Творчество молодых и развитие тувинской музыки», фестиваль музыки композиторов республик Поволжья и Приуралья в Ижевске, «Северо-Кавказская музыкальная весна» в Пятигорске, «Эоловы струны» в Краснодаре, Северо-Кавказская музыкальная весна» в республике Адыгея, «Панорама Сибирской музыки» в Новосибирске, «Донская музыкальная весна» в Ростове-на-Дону, «Ставропольская музыкальная осень», «Музыкальное лето в Осетии в Орджоникидзе, Ежегодный Донской фестиваль в Ростове-на-Дону, Таганроге, Азове, наконец фестиваль современной музыки в Астрахани. Фестивали того периода были не только условием широкого охвата слушательской аудитории и консолидации совместных усилий, но также своеобразной музыкальной лабораторией по обмену идеями и опытом, возможностью для региональных композиторов исполнять свои произведения.

В качестве примера рассмотрим региональную организацию, которая официально была зарегистрирована в 1991 г. — Астраханский союз композиторов. До периода самостоятельности композиторы Астрахани были членами Волгоградской организации, под эгидой которой в Астрахани проходили пленумы, авторские концерты. Однако главной формой самовыражения и обмена творческими идеями, ровно как и творческой лабораторией стал Астраханский фестиваль современной музыки.

История астраханского фестиваля начинается с 1989 года. Первый фестиваль был пробой сил и прошел под названием «Астраханские вечера советской камерной музыки». Программа двух фестивальных дней была поделена между московскими и астраханскими композиторами. Программа вечеров включала инструментальную, вокальную и ансамблевую музыку. Проведенный фестиваль был действительно камерным и по представленным жанрам, и по составу участников, но его проведение показало, что в Астрахани есть исполнители современной музыки, а значит и перспектива к проведению следующих фестивалей. Преподаватели консерватории начали активно включать в свои концерты произведения астраханских композиторов [2, 3].

Уже через год, на II фестивале, прошедшем с 22 по 27 апреля 1990 г. Астрахань продемонстрировала, что готова влиться в фестивальное движение страны [3, 3]. . Итоговый охват фестиваля представляет следующее:

— фестиваль получил статус «всесоюзного», время работы расширилось до 6 дней;

— в работе фестиваля приняли участие 15 композиторов из разных регионов России Москвы, Ленинграда, Волгограда, Фрунзе Казани Душанбе;

— выступило около 39 сольных исполнителей (с солистами) и один камерный музыкальных коллектив; исполнительский состав солистов включал преподавателей и студентов консерватории;

— было исполнено 44 музыкальных произведения, три в первом исполнении;

— музыка, прозвучавшая на фестивале, в основном инструментальная и вокальная, не выходила за рамки заявленных «камерных вечеров», на концертах звучали произведения для сольных инструментов и камерных ансамблей;

— концепция концертов осталась прежней концерты фестиваля состояли из 14-ти авторских вечеров; добавился круглый стол для творческого общения и подведения итогов.

— для проведения фестивальных концертов использовалась одна концертная площадка.

На IV фестиваль в 1992 году приехали голландские композиторы. Их приезд по приглашению астраханского Союза был скорее экспериментом, чем твердым намерением вывести фестиваль на международный уровень, однако, начиная с V фестиваля его статут закрепляется как международный. Приведем программный и репертуарный список «VI Международного фестиваля современной музыки», прошедшего в Астрахани в 1995 году. Помимо концертов, в восемь фестивальных дней состоялись:

— Концерт симфонической музыки (в рамках открытия фестиваля) из прозведений А. Петрова (Симфоническая поэма памяти жертв ленинградской блокады), А. Шнитке (Концерт для фортепиано с оркестром), Р. Щедрина (Кармен-сюита)

— Авторский концерт московского композитора Ю. Шишакова (к 70-летию со дня рождения)

— Концертное выступление В. Шаинского и героев телепередачи «Спокойной ночи, малыши!» с привлечением детских музыкальных коллективов г. Астрахани

— Дебют молодых композиторов Астрахани, студентов астраханской консерватории

— Вечер джаза впервые в Астрахани была исполнена «Распсодия в блюзовых тонах» Дж. Гершвина, выступили джазовые коллективы Астрахани и Волгограда.

— Концерт органной музыки из сочинений современных композиторов

— Выступление фольклорно-этнографического ансамбля «Астраханская песня»

— Выступление камерного хора «Лик», в программе которого прозвучали произведения Г. Свиридова, А. Блинова, Ф. Пуленка, И. Стравинского.

— Вечер вокальной музыки композиторов ХХ века (в рамках заключительного концерта)

Еще более расширилась международная география фестиваля. Его участниками стали города и страны: Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург, Казань, Ставрополь, Калининград, Ижевск, Португалия, Чехия, Франция, Голландия, США.

Программа фестиваля была настолько насыщенной, что уже не могла уместиться на одной концертной площадке, поэтому второй концертной сценой, помимо Большого зала Астраханской консерватории, стала сцена гастрольного театра филармонии. Почти две трети музыки, представленной в программе, были исполнены впервые.

На VI фестивале выступило двенадцать музыкальных профессиональных коллективов:

— Ансамбль солистов Астраханской филармонии «NATA BENE TRIO»

— Камерный ансамбль «Барокко» (Москва)

— Оркестр русских народных инструментов Астраханской филармонии

— Струнный квинтет «Талан» (Ижевск)

— Ансамбль русских народных инструментов «Надежда» Управления культуры администрации г. Астрахани

— Фестивальный симфонический оркестр Астраханской филармонии

— Вокально-инструментальная группа «Дайджест»

— Комбо-джаз-бенд (Волгоград)

— Эстрадно-джазовый оркестр Астраханской филармонии

— Джаз-квинтет Астраханской филармонии

— Фольклорно-этнографический ансамбль «Астраханская песня»

— Камерный хор «Лик» Управления культуры администрации г. Астрахани.

Однако спад деятельности в центральном СК и прекращение финансирования не мог не сказаться и на астраханском фестивале. Следующий, седьмой, прошел только через четыре года, в 1999 году и на него не приехали гости. Изменилось и название — «Дни современной музыки в Астрахани». Но, несмотря на отсутствие былого размаха, фестивальная программа включала произведения практически всех жанров. Однако уже в 2001 году на приглашение принять участие в восьмом астраханском фестивале, который получил название II Всероссийский фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», откликнулись композиторы из Москвы, Казани, Нижнего Новгорода, Костромы, Элисты. С 2006 года фестиваль вновь стал международным и продержался в этом статусе до 2013 года. Это был последний год самостоятельности, так как в 2015 году астраханский фестиваль стал частью Международного фестиваля современного искусства «Каспий», получив название XII биеналле «Дни современной музыки в Астрахани». С 2017 году фестиваль, так и оставшись частью «Каспия», проходит в рамках авторских вечеров астраханских композиторов. Однако именно включенность в состав престижного для учредителей фестиваля «Каспий», на «Дни современной музыки» приехали композиторы из городов России и стран: Москвы, Санкт-Петербурга, Казани, Саратова, Махачкалы, Элисты, Турции, Австрии, Израиля, Казахстана.

Приведем таблицу, отражающую динамику развития астраханского фестиваля

Таблица 3

Название фестиваля

Год проведения

Статус

Количество дней

Астраханские вечера советской камерной музыки

1989

Российский

2

Астраханские вечера советской камерной музыки

1990

Всесоюзный

6

Астраханские вечера советской камерной музыки

1991

Всесоюзный

4

Астраханские вечера современной камерной музыки

1992

Международный

4

Астраханские вечера современной камерной музыки

1993

Международный

4

VI Международный фестиваль современной музыки

1995

Международный

8

Дни современной музыки в Астрахани

1999

Российский

7

II Всероссийский фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани»

2001

Всероссийский

4

III Всероссийский фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани»

2003

Всероссийский

4

VIII Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани»

2006

Международный

5

IX Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани»

2009

Международный

5

X Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани»

2011

Международный

7

XI Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани»

2013

Международный

6

XII биеналле «Дни современной музыки в Астрахани» (в рамках Международного фестиваля современного искусства «Каспий»)

2015

Международный

5

В Таблице 3 видно, что, несмотря на стартовое время фестиваля – трудные 90-е — он уверенно набирает силу, переживает кризисный момент и вновь расцветает. С 1989 г. фестиваль проходит ежегодно, перерыв в 1994 г связан с проведением в Астрахани еще одного крупного международного фестиваля вокального искусства им. В Барсовой и М. Максаковой. Однако с 1995 наступает первый кризис фестиваля современной музыки по причине отсутствия финансирования и его работа возобновляется только через четыре года. Далее, чередуясь с максаковским, фестиваль работает стабильно раз в два года, вернув себе с 2006 г. статус «международный». Второй кризис фестиваля начинается с 2015 года, так как до сегодняшнего времени он, как было сказано выше, проходит виде разрозненных авторских концертов и музыкальных мероприятий в рамках «Каспия».

Также характерно разрастание количества учредителей фестиваля, что говорит о его стабильности и определенной престижности:

Таблица 4

Фестивали

Организаторы

Астраханские вечера советской камерной музыки, 1989

Астраханское отделение Советского фонда культуры, Астраханская консерватория, Волгоградская организация Союза композиторов РСФСР

Астраханские вечера советской камерной музыки, 1990

Волгоградская организация СК РСФСР, Музыкальное общество Астраханской области, Астраханская государственная консерватория

Астраханские вечера советской камерной музыки,1991

Волгоградская организация СК РСФСР, Музыкальное общество Астраханской области, Астраханская государственная консерватория

Астраханские вечера современной камерной музыки,1992

Астраханская организация СК России, Астраханская государственная консерватория, Музыкальное общество Астраханской области, Астраханский фонд культуры.

Спонсор: голландское посольство в РФ

Астраханские вечера современной камерной музыки,1993

Департамент культуры администрации Астраханской области, Астраханская областная филармония при содействии Астраханской государственной консерватории и отдела культуры Администрации г. Астрахани

VI Международный фестиваль современной музыки,1995

Департамент культуры Администрации Астраханской области, Астраханская организация Союза композиторов России, Астраханская государственная областная филармония при содействии Астраханской государственной консерватории, Управления культуры администрации города Астрахани, Астраханского областного отделения Российского фонда мира

Дни современной музыки в Астрахани,1999

Департамент культуры, искусства и кино администрации Астраханской области при поддержке Астраханской консерватории

II Всероссийский фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», 2001

Союз композиторов России, Департамент культуры, искусства и кино администрации Астраханской области, Музыкальный фонд, Астраханская государственная консерватория при поддержке Астраханской областной филармонии и Астраханского фонда культуры.

III Всероссийский фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», 2003

Союз композиторов России, Департамент культуры, искусства и кино администрации Астраханской области, Музыкальный фонд, Астраханская государственная консерватория

VIII Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», 2006

Союз композиторов России, Департамент культуры, искусства и кино администрации Астраханской области, Музыкальный фонд, Астраханская государственная консерватория при поддержке Астраханской областной филармонии

IX Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», 2009

Министерство культуры Астраханской области, Союз композиторов России, Астраханская региональная общественная организация «Союз композиторов», Астраханская государственная филармония

X Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», 2011

Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Астраханской области, Союз композиторов России, Астраханская региональная общественная организация «Союз композиторов»

Спонсоры: Австрийский культурный форум, Посольство Испании в РФ

XI Международный фестиваль «Дни современной музыки в Астрахани», 2013

Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры Астраханской области, Союз композиторов России, Астраханская региональная общественная организация «Союз композиторов»

Спонсоры: Администрация города Фрайнбург (Германия), Правительство Фландрии, Федеральное министерство культуры г. Вена (Австрия)

XII биеналле «Дни современной музыки в Астрахани» (в рамках Международного фестиваля современного искусства «Каспий»), 2015

Министерство культуры Российской Федерации, Министерство культуры и туризма Астраханской области, Дирекция по культурно-массовым мероприятиям, Союз композиторов России, Астраханская региональная общественная организация «Союз композиторов», Астраханский государственный театр оперы и балета, Астраханская государственная филармония, Астраханская государственная консерватория, Астраханский колледж им. М.П. Мусоргского.

В представленной таблице видно, что кризисные годы фестиваля прямо пропорциональны количеству организаторов, расцвет приходится на 2011 –— 2015 гг., когда к списку организаторов добавляется Министерство культуры Российской Федерации и иностранные спонсоры. Также прослеживается появление учредительного интереса со стороны других музыкальных организаций, помимо консерватории — Астраханской филармонии, музыкального колледжа, театра оперы и балета.

Итак, поведенный анализ фестивального движения в Астрахани показывает, что региональная культура действительно получила мощный импульс для укоренения главного элемента системы «триадного блока» — «Создание/Воссоздание», так как в Астрахани появилось и закрепилось содружество композиторов, которых сегодня можно назвать астраханскими.

Благодаря СК РФСФР музыка астраханских композиторов исполнилась практически во всех городах России – от Петропавловска-Камчатского до Санкт-Петербурга и Москвы. После приезда на астраханский фестиваль зарубежных композиторов и исполнителей, музыка астраханцев зазвучала в Голландии, Бельгии и на дорнбирнском фестивале современной музыки «Музыка и слово» в Форарльберге (Австрия). В начале 2000-х годов американский композитор Ричард Кэмерон Вольф, гость астраханского фестиваля с 1995 г., раз в три месяца проводил 40-минутные передачи он-лайн для американских любителей современной музыки о работе астраханского фестиваля с трансляцией авторских вечеров Ю. Гонцова и А. Рындина. Также астраханские композиторы с 90-х годов четырежды принимали участие в международном фестивале в Одессе «Два дня и две ночи новой музыки» (до момента его сворачивания). В музыкальном клубе С. Беринского в Москве (В Московском Доме художников и в Гостиной Дома Шуваловых) практически в течение 10 лет исполнялась музыка Ю. Гонцова. На фестивалях «Панорама музыки России» (в Волгограде, Нижнем-Новогороде, Москве, Воронеже, Свердловске и др.) музыка астраханских композиторов неоднократно включалась в фестивальные программы. Начиная с 2001 г. на фестиваль современной музыки в качестве активного участника начал приезжать председатель СК РФ В.А. Казенин. А.Блинов, первый председатель астраханского СК, лауреат премии им. Д.Д. Шостаковича, стал членом детской комиссии СК России. В Музыкальном словаре Гроува размещена статья о Ю. Гонцове. Является ли вышеперечисленное результатом качественного развития астраханской музыкальной организации и какую роль в этом сыграл фестиваль современной музыки?

В апреле 1990 г., после проведения первого фестиваля «Вечера советской камерной музыки» М.А. Этингер писал в региональной газете «Волга», тогдашнем рупоре фестиваля, что астраханский слушатель оказался совершенно неподготовлен к восприятию современного искусства. Да и учебный репертуар музыкального училища и концертирующих педагогов состоял в подавляющей части из классических произведений. Автор выражал надежду, что «Астраханские вечера» должны стать важным шагом приближения астраханцев к сложному музыкальному языку современности [4, 3]. Но процесс сближения столь сложной музыки с публикой происходил не так скоро. В 1995 г. пресса писала, что не было аншлага в концертных залах фестиваля – «публика для подобного рода музыкальных событий еще только учится в музыкальных школах, учебных заведениях эстетического направления». Однако фестиваль 2001 года принес, наконец, долгожданный успех. «Зал все дни был наполнен до отказа», отмечалось в «Волге» [5, 3]. «Значимость фестиваля в современной жизни Астрахани трудно переоценить. Как бы ни были мы увлечены осмыслением и переосмыслением российской истории, нашего музыкального прошлого, жизнь существует во времени настоящем…Благодаря фестивалям современной музыки мы поникаем в предстоящее» [6, 3].

Нужно отметить, что фестиваль разбудил интерес молодежи к созданию и исполнению музыки. На 6 фестивале в 1995 г. состоялся дебют молодых композиторов Астрахани, студентов Астраханской консерватории. С 1999 года в фестивалях стали принимать участие композиторы-песенники, а в 2001 году публика оценила выступление лауреатов первого областного конкурса юных композиторов, который стал традиционным в Астрахани. В программах последних фестивалей неизменно стала звучать музыка юных. За время существование организации удалось вырастить смену, пополнившую ряды СК РФ.

Итак, результаты фестивальных лет демонстрируют, что астраханский фестиваль современной музыки превратился в центр притяжения творческих сил и стал своеобразной творческой лабораторией. Он повысил интерес исполнителей и публики к современной музыке, стал площадкой для реализации творческих потребностей самодеятельных и юных композиторов, возможностью для композиторов из других регионов России и зарубежных композиторов расширить географию исполнения своих сочинений. Сегодня, в период кризиса финансирования, несмотря на четырехлетний перерыв, возникшие за время работы фестиваля творческие связи живы и астраханский фестиваль готов продолжать свою работу.

Библиография
1. Союз композиторов России. 40 лет. М.: Издательский Дом «Композитор», 2000. – 393 с
2. Базов В. Вечера советской музыки: для чего и для кого? // Советская музыка. 1989. № 10. С. 20-27.
3. Беринский С. Фестиваль утверждается! // Советская музыка. 1990. №1. С. 3-5
4. Этингер М. Астраханские вечера советской камерной музыки // Волга. 1990. 21 апреля. №25. С. 3
5. Топольская И. А музыка звучит…//Астраханские известия. 18 – 24 мая 1995, №20. С. 3
6. Хрущева М. Послесловие к фестивалю // Волга. 15 мая 2001. № 67. С.3
References
1. Soyuz kompozitorov Rossii. 40 let. M.: Izdatel'skii Dom «Kompozitor», 2000. – 393 s
2. Bazov V. Vechera sovetskoi muzyki: dlya chego i dlya kogo? // Sovetskaya muzyka. 1989. № 10. S. 20-27.
3. Berinskii S. Festival' utverzhdaetsya! // Sovetskaya muzyka. 1990. №1. S. 3-5
4. Etinger M. Astrakhanskie vechera sovetskoi kamernoi muzyki // Volga. 1990. 21 aprelya. №25. S. 3
5. Topol'skaya I. A muzyka zvuchit…//Astrakhanskie izvestiya. 18 – 24 maya 1995, №20. S. 3
6. Khrushcheva M. Posleslovie k festivalyu // Volga. 15 maya 2001. № 67. S.3

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

Автором поднимается очень важная и сложная тема, связанная с феноменом «Союз композиторов». Нельзя не согласиться с мыслью о том, что «музыкальная культура в целом представляет сложную систему взаимодействия элементов, где совокупны все составляющие музыкальной деятельности. Целостность системы соискатель предлагает рассматривать как «триадный категориальный блок», включающий творчество, его сохранность и трансляцию во всех их дефинициях. Опираясь на данные, имеющиеся в распоряжении автора, детально описываются названия фестивалей, проводящихся в постсоветской Астрахани, их организаторы и спонсоры, указывается число фестивальных дней, количество концертных площадок, называются страны, представляющие участников фестивалей, дается жанровая характеристика представляемой музыки. Для музыкального краеведения собран и представлен уникальный материал, на основе которого легко будет писать историю развития профессиональной музыкальной культуры региона. Материал изложен ясно, таблицы дают дополнительный стимул для сопоставления и сравнения собранных статистических данных.
При этом справедливо возникает недоумение по поводу определенного несоответствия названия статьи и ее содержания. В названии декларируется тема выявления роли фестивального движения Союза композиторов в развитии музыкальной культуры регионов, что вызывает ожидание значительных обобщений, использование системного метода и комплексного подхода. В содержании же доминирует описательный принцип с использованием статистических данных. Оттого и появляется недоумение - ну и что? Как конкретно и реально для общества, региона и страны в целом меняется развитие музыкальной культуры в связи с астраханским фестивалем современной музыки? Какие краткосрочные и долгосрочные перспективы у этих мероприятий? Что меняется в сфере образования и исполнительской культуры? Формирует ли фестиваль (фестивали) новые культурные ценности? Существует ли методика их диагностики? Как влияет фестиваль на непрофессиональную публику? Или он рассчитан только на узкий круг музыкантов? Изменилось ли число абитуриентов, поступающих на композиторский факультет? И т.д., и т.п.
Авторские выводы о том, что фестивальное движение в Астрахани дало региональной культуре мощный импульс для укоренения главного элемента системы «триадного блока» — «Создание/Воссоздание» выглядит голословно. Можно поверить, что в Астрахани появилось и закрепилось содружество композиторов, которых сегодня можно назвать астраханскими - но это также можно опровергнуть. Что меняет разовое исполрнение музыки астраханских авторов в Москве или других городах страны? Какую перспективу видит в этом автор? Как влияет расширение границ контактов астраханских композиторов с российскими и зарубежными коллегами на развитие культуры региона? Что значит «выйти на новый уровень творческого общения?». За самыми простыми вопросами должны стоять глубокие и серьезные ответы.
Конечно, достоверность материала должна быть подтверждена ссылками на источники, поэтому таблицы 1 2 обязательно обязаны иметь их.
Описательный материал очень нужен науке, однако он, как правило, является источником для серьезных обобщений и выводов. Представленному на рецензию материалу их недостает, поэтому статья желательно либо переименовать (заменить заголовок), либо доработать и «дотянуть» до своего заголовка.