Библиотека
|
ваш профиль |
Человек и культура
Правильная ссылка на статью:
Сбитнева А.М.
Клубы Раннего Средневековья как компонент движения исторической реконструкции в современной России
// Человек и культура.
2019. № 5.
С. 94-104.
DOI: 10.25136/2409-8744.2019.5.27526 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=27526
Клубы Раннего Средневековья как компонент движения исторической реконструкции в современной России
DOI: 10.25136/2409-8744.2019.5.27526Дата направления статьи в редакцию: 28-09-2018Дата публикации: 07-11-2019Аннотация: Объектом нашего исследования стали клубы исторической реконструкции подмосковных городов Раменское, Жуковский и Томилино, занимающиеся периодом раннего Средневековья – IХ – ХI вв. Предмет – особенности и тенденции в деятельности КИР. Мы выделяем следующие конкретные задачи: выявить причины выбора россиянами исторического периода для реконструкции, понять соотношение идеологии «Исторической реконструкции» (Древняя Русь) и православия, определить место клубов исторической реконструкции в молодежных объединениях и течениях, влияние клубов исторической реконструкции в молодежных (и других) объединениях и течениях. В нашей работе мы использовали два метода исторических исследований: метод включенного наблюдения и проведение интервью по методу устной истории. Источниками статьи стали: материалы собственных наблюдений и анкеты проведенных опросов участников («Белая рысь» г. Жуковский, «Лучезар» г. Томилино, «Наследие предков» г. Раменское), а также зрителей средневековых фестивалей. В 2000-2010-е годы в России вышло немного работ, в которых изучаются движения исторической реконструкции (А.А. Турыгин, Е.А. Харитонов и А.В. Фахрутдинов, Н. С. Божок, С.И. Поляков). Есть исследования, которые касаются именно КИР, специализирующихся по средневековой эпохе (Е.В. Быкова, Е.Ю. Мокерова, А.И. Дик, В.О. Федяева, Д.В. Фролов и др.). Между тем средневековые клубы Подмосковья до сих пор не были предметом научного изучения. В этом новизна статьи. Ключевые слова: история, Россия, средневековье, клуб, идеология, православие, семья, отдых, историческая реконструкция, устная историяAbstract: The object this research is the clubs of historical reconstruction of cities in Moscow Oblast – Ramenskoye, Zhukovsky and Tomilino involved in the Early Medieval Period (IX-XI centuries). The subject of this research is the peculiarities and trends in the work of the clubs of historical reconstruction. The author highlights the following tasks: identify the reasons for selecting the historical period for reconstruction, understanding the correlation between the ideology of “Historical Reconstruction” (Kievan Rus’) and Orthodoxy, determine the role of the clubs of historical reconstruction within youth organizations and movements, as well as the impact of such clubs upon youth (and other) organizations and movements. The method of overt observation and interview via the method of oral history were used in the course of research. The sources for the article became the materials of personal observations and questionnaire-based surveys of the members (“White Lynx” in Zhukovsky, “Luchezar” in Tomilino, “Heritage of the Ancestors” in Remanskoye), as well as the participants of the medieval festivals. During the period from 2000-2010 few works dedicated to examination of historical reconstruction movements were published in Russia (by A. A. Turygin, E. A. Kharitonov, A. V. Fakhrutdinov, N. S. Bozhok, S. I. Polyakov). There are also writings dedicated to the clubs of historical reconstruction specialized on the mediaeval era (E. V. Bykova, E. Y. Mokerova, A. I. Dik, V. O. Fedyaeva, D. V. Frolov, and others). The scientific novelty is defined by the fact that the clubs of Medieval Period of Moscow Oblast have not been previously the subject of scientific research. Keywords: history, Russia, Middle Ages, club, ideology, orthodoxy, family, holiday, historical reconstruction, Oral history
Введение В 1990-е годы в новом российском государстве появился ряд социальных явлений, ранее не бытовавших в Советском Союзе. Так, например, свобода отправления религиозного культа привела к появлению религиозного разнообразия – кроме традиционных для России религий в страну пришли и другие церкви, религиозные организации и общины; ослабление советской идеологии послужила стимулом к проявлению культурного разнообразия – созданию различных общественных движений и организаций, в том числе исторической реконструкции (ИР). Отметим, что как самостоятельный жанр досуга историческая реконструкция зародилась в Англии и США в 30-е годы XX века. Превращение ее из элитарного хобби для профессиональных историков и коллекционеров антиквариата в массовый феномен произошло в 1990-е годы. В контексте идеологической свободы и в нашей стране в начале 1990-х годов стали появляться клубы исторической реконструкции (КИР), принявшие на себя выполнение целого ряда функций, в том числе организации культурного досуга, формирования новой идеологии и новых общностей и т.д. В настоящее время насчитывается несколько реконструкторских «эпох»: Античность (период до III–II-го вв. н.э.), Раннее Средневековье (IХ–ХI вв.), Развитое Средневековье (ХII–ХV вв.), Смутное время (ХVI–ХVIIвв.), Отечественная война 1812 г. (так называемая «Наполеоника»), Первая мировая война (1914–1917 гг.) и Вторая мировая война (1939–1945 гг.). Наиболее популярные исторические эпохи, представленные в российских клубах это: Средневековье, Отечественная война 1812 г. и Великая Отечественная война 1941–1945 гг. Самым первым видом исторической реконструкции в России считается «Наполеоника», берущая свое начало еще в 1970-х гг. Раннесредневековая реконструкция получила свое развитие только в конце 1990-х - начале 2000-х, но успела завоевать популярность, неподдельный интерес и любовь огромного числа людей. Объектом нашего исследования стали клубы исторической реконструкции подмосковных городов Раменское и Жуковский и поселка городского типа Томилино, занимающиеся периодом раннего Средневековья (IХ–ХI вв.). Предметом исследования – особенности и тенденции в деятельности КИР. В предлагаемой статье мы планируем дать характеристику КИР по раннему Средневековью, базирующихся в Подмосковье (Раменском и Люберецком районах). Исходя из главной цели статьи, выделяем следующие конкретные задачи: исследовать социальный статус участников клубов ИР, определить соотношение идеологии «Исторической реконструкции» (Древняя Русь) и православия, охарактеризовать внутренний распорядок, устройство, социальную иерархию и другие особенности клубов ИР, исследовать место клубов исторической реконструкции в молодежных (и других) объединениях и течениях, определить цели и задачи фестивалей исторической реконструкции, изучить отношение государственных структур к движению ИР, выявить причины участия россиян в движении ИР и выбора исторического периода. В нашей работе мы использовали два метода исторических исследований: метод включенного наблюдения и проведение интервью по методу устной истории. Метод включённого наблюдения предполагает качественный метод исследования, который позволяет проводить полевое изучение индивидов в их естественной среде и в повседневных жизненных обстоятельствах, то есть изучение социальной группы «изнутри». Метод устной истории предполагает сбор информации участников или очевидцев изучаемых событий или явлений. Источниками статьи стали: материалы собственных наблюдений и анкеты проведенных опросов участников КИР и зрителей фестивалей ИР. Анкетирование участников клубов исторической реконструкции проводилось по собственной анкете. Всего участниками интервью стали 11 чел. (руководитель и три члена клуба «Белая рысь» (г. Жуковский), два руководителя и четыре члена клуба «Лучезар» (п. Томилино, Люберецкий р-н), руководитель клуба «Наследие предков» (г. Раменское), а также 26 чел. – зрителей фестивалей исторической реконструкции. Научные работы по исторической реконструкции. В 2000–2010-е годы в России вышло немного работ, в которых изучались движения исторической реконструкции. В основном, это научные статьи и диссертации (А.А. Турыгин, Е.А. Харитонов и А.В. Фахрутдинов, Н. С. Божок, С.И. Поляков [1-4]). Есть исследования, которые касаются именно КИР, специализирующихся по средневековой эпохе (Е.В. Быкова, Е.Ю. Мокерова, А.И. Дик, В.О. Федяева, Д.В. Фролов и др. [5-8]). Характеристика исследуемых клубов Возраст членов КИР. Руководители клубов, как правило, старше остальных членов. В среднем, возраст группы составляет от 30 до 40 лет. Членами клубов могут стать лица от 14 лет, но при определённом уровне физического развития. От 16 лет принимают всех желающих. По мнению самих руководителей, возраст членов клубов по раннему Средневековью варьируется от 16-17 до 65 лет. Возраст наших информаторов колеблется от 18 до 60 лет. И это опровергает общепринятое мнение, что участниками клубов ИР бывает только молодежь [9]. Гендерный состав. Руководителями клубов, как правило, являются только мужчины, а их жены чаще всего бывают руководителями женской части клуба. Членами клубов могут быть как мужчины, так и женщины, как правило, молодые девушки, которые, по меткому замечанию руководителя клуба ИР «Белая рысь» В., «приходят в клубы либо со своими ребятами, либо за ребятами». У девушек и женщин статус в клубе особый: во-первых, они не включены в сословный статус мужчин в клубе, в частности, в клубе ИР «Белая рысь» есть два статуса: старший дружинник и младший дружинник, женщины этот статус не приобретают. Во-вторых, женщины, как правило, не могут заниматься «воинским искусством» [9]. Семейное положение. Руководители клубов и участники старшего возраста (в том числе пенсионного) чаще всего женаты. Тогда как более молодые члены клубов не женаты или не замужем. Занятия в клубах способствуют сближению их участников на почве единых интересов и созданию пар, а также объединению родителей и детей при увлечении общим делом. Образование и профессии. Образование участников ИР может быть разное, причем не связанное с историей. Главное – это интерес людей к истории и желание заниматься этим делом. Среди опрошенных было 4 чел. с высшим образованием, 3 чел. со средним образованием, 4 чел. учатся (студенты). Тем не менее, среди опрошенных, был один профессиональный историк (Е. – «Лучезар»). Профессии у руководителей и членов могут быть самые разные, например: В. – бухгалтерский учёт и контроль в производстве, А. - диагностика иномарок, А. – электрика, Е. - IT-сфера (оптико-волоконные сети), А. – инженер в НПО (вакуумные установки), В. – инженер связи, С. - дезинфектор в больнице [9]. Конфессиональная принадлежность (отношение к православию). В целом, руководители и члены клубов либо атеисты (некрещёные), либо умеренных православных взглядов. При беседах с руководителями клубов, было выяснено, что религиозная принадлежность вообще и православная в частности, не играют роли для вступления в клуб. Некоторые члены КИР в качестве амулета могут носить языческие символы, например, Молот Тора (древнескандинавского языческого бога). Иногда встречается ношение православных крестов и даже вместе с языческой атрибутикой. Тем не менее, клубы могут участвовать в православных праздниках, на которые их, как правило, приглашает местная администрация. Например, клуб «Белая рысь» выступал на Масленице и Крещении Руси. «Белая рысь», по мнению члена клуба А., имеет православную направленность. На щитах у членов клуба византийские кресты. Среди членов клуба есть один семинарист М. из Троице-Сергиевой Лавры. Члены клуба «Лучезар» индифферентны к православию вообще [9]. Наличие исторического имени. Причины выбора имени. В исследуемых нами клубах ситуация с получением исторического имени разная. В клубе «Белая рысь» есть такие имена у мужчин (у девушек нет дополнительных имён): Хромой, Рыжий, Лют, Куча. Но это, скорее, не имена, а прозвища. По мнению руководителя клуба В., прозвища члены клуба получают в зависимости от того, как они ведут себя в мужском коллективе. Например, член клуба А. по имени Куча вспоминает, как он получил это прозвище: «При моём первом появлении я очень походил на персонажа из фильма «Цельнометаллическая оболочка», которого там зовут «рядовой Куча» и, соответственно, прозвище просто привязалось, и меня уже многие знают по этому прозвищу» [9]. В клубе «Лучезар» тоже есть прозвища, например, Горыныч, Свен, Серб, Бермята. У девушек также нет дополнительных имён. Среди этих прозвищ, как нам представляется, Свен – это историческое имя. Член клуба выбрал его сам. Прозвище Горыныч было присвоено другими членами клуба человеку, который занимался различными фаершоу. Как говорил руководитель клуба В.: «При выборе имён клуб проявляет демократичность». Отметим, что имена или прозвища есть не у всех членов клуба [9]. Социальная иерархия. Получение социального статуса. Атрибуты статуса. Как говорит руководитель клуба «Белая рысь» В.: «В 99% клубов есть своя иерархия. Ранее, лет 15 назад, была придумана система иерархии: ополченец, кандидат и т.д. Мы пытались её применить, но на практике не получилось. В результате мы придумали упрощённую иерархию, которая включает в себя два статуса для мужской части клуба: старший дружинник, младший дружинник». Человек, получающий определённый статус, имеет соответствующую одежду и определённые обязанности. Например, старший дружинник должен иметь позолоченные клёпаные пояса, кольчуги и мечи с инкрустацией. Это стоит дорого, поэтому основная часть клуба – младшие дружинники. В КИР есть понятие клубного перстня. Это копия с британского кольца второй половины Х-го в. С одной стороны перстня крест, а с другой – клубный герб. «Человек, когда проявляет инициативу, он получает латунный перстень. А потом если уже на протяжении долго времени, у меня есть люди, которые со мной по 12 лет здесь, они получают серебряные перстни. Они могут позволить себе серебряные украшения и мечи с серебряной инкрустацией» [9]. Получение более высокого статуса связано с персональными качествами членов клуба. «У нас нет, в других клубах бывают, так называемые испытания или посвящение. Я не считаю, что это было уместно в русской культуре в раннее Средневековье. Возможно, были какие-то элементы. Но если мы почитаем жизнеописание Ярослава Мудрого или «Повесть временных лет», мы увидим, что поощрение или звание выдавал лично князь. Человек должен как то проявить себя. Два раза в год (весной и осенью) мы проводим смотр клуба, на котором я вручаю подарки: кому-то глиняную тарелку, а кто-то получает дорогое оружие или доспехи» [9]. В клубе «Лучезар» существует такая система иерархии: когда человек приходит в клуб, он становится общинником, а потом он уже выбирает – становиться ему ремесленником или ополченцем, младшей, а затем старшей дружины. В клубе «Лучезар» существует и женская иерархия: общинник и дальше девушка клуба, женщина клуба и старшая женщина, которая стоит во главе всего женского воинства. Каждый член клуба обязан иметь историчную одежду, пошитую своими руками, обувь и минимальный комплект посуды – тарелку, вилку, ложку, нож. Руководитель клуба «Наследие предков» Е. указывает, что в их клубе ещё нет строгой иерархии. Идёт процесс ее формирования. Но, иерархия как таковая, по его мнению, должна быть. Пока у них разделение по рангам: начинающий, средний и высокий ранг [9]. Мотивация участия в движении ИР и выбор исторического периода. Наши исследования показали, что одним из наиболее сложных и противоречивых вопросов для людей, занимающихся исторической реконструкцией, стал вопрос о том, какую цель они преследовали, вступив в клуб ИР. Для одних это стало серьезным занятием (ремеслом), для других – формой досуга, для некоторых – просто «тусовкой». Люди, в основном, ищут в реконструкции не новых знаний по истории. Они ищут возможность уйти от реальности, отвлечься, провести время и т.п. Однако, погружение в определённую эпоху имеет гораздо более широкое значение. Оно дает возможность не просто забыть о своих проблемах и житейских делах, оно полностью переключает мышление, человек начинает по-другому смотреть на всё, начиная от бытовых проблем и заканчивая философскими взглядами на жизнь вообще. И, конечно же, люди приобретают много навыков, которые могут быть полезны и в обычной жизни, а физические тренировки позволяют держаться в хорошей форме. Безусловно, немаловажное значение для участия людей в ИР имеет и сама необычная атмосфера, и желание иметь хорошую дружную компанию единомышленников. Психолог Е.М. Веселова формулирует 8 мотиваций участия в движении ИР: 1. Самостоятельность: самостоятельный выбор реконструируемого периода, сословия, региона; 2. Свобода: свобода в обосновании своей точки зрения, выражении своих взглядов; 3. Служение: помощь в делах клуба, реализация общих целей и выполнение важных задач; 4. Общение: общение с людьми своего круга интересов, обмен знаниями, опытом; 5. Самореализация: раскрытие своих способностей, творческого и интеллектуального потенциала; 6. Позиция: обладание желаемым статусом, положением в группе, уровнем влияния; 7. Возможность: возможность добиться своих целей, признания, достойной оценки, симпатий; 8. Умение: приобретение боевых, мастеровых навыков, умений, их совершенствование [10, с.51]. Мы провели более детальный анализ мотиваций интереса к определенному историческому периоду. Основными причинами выбора раннего Средневековья являются следующие факторы: 1. Увлечение данным периодом через чтение исторических книг. 2. Увлечение компьютерными играми средневековой тематики. 3. Интерес к истории со времён учебы школы. 4. Удобное близкое расположение клуба к месту жительства. 5. Реализация собственных амбиций (для руководителей клубов). 6. Желание обладать старинными вещами. 7. Раннее Средневековье – более «дешёвый» вид ИР. Неимение средств заниматься более «дорогими» поздними периодами. Например, сделать хороший комплект на русского дружинника Куликовской битвы ХIII в. стоит гораздо дороже, чем костюм ХI в. 8. Желание овладеть ремеслом (особенно для девушек). 9. Желание восстанавливать исторические события и/или вещи. (Например, член клуба «Лучезар» С. (60 лет) пришёл в клуб, чтобы сделать кольчугу и сделал две шутки). 10. Интерес к красивой исторической одежде. 11. Желание владеть оружием (даже для девушек). 12. Любовь к боевым искусствам и тренировкам (стрельба из лука, фехтование). 13. Образовательный характер деятельности в клубе («Ты не можешь сделать рубашку, если не знаешь источников по теме, как её сделать. Если ты хочешь получить какой-то предмет, ты должен сначала изучить откуда этот предмет. Желание сделать хороший и точный костюм мотивирует сидеть, изучать, копаться, исследовать материал, находки, которые археологи выкапывают, реконструируют, смотрят. Все это мотивирует к исследованию, образованию, а не просто взять палку и лупить»). 14. Социальная реабилитация. Иногда в клубы приходят бывшие наркоманы, и в клубах пытаются их реабилитировать. 15. По совету друзей или вместе с другом (характерно для девушек). Интересно, что увлекаясь исторической реконструкцией члены клубов по раннему Средневековью, тем не менее, не хотели бы жить в этой эпохе, если бы оказалась такая фантастическая возможность. В лучшем случае, хотели бы погостить не более одного дня. Причины: отсутствие лекарств, электричества, атомной энергетики и других благ цивилизации. Средний возраст жизни в раннем Средневековье составлял всего 32 года. А социальная жизнь совершенно отличалась от нынешней. Член клуба «Лучезар» А. рассказывал: «Я читал «Правду» Ярослава Мудрого, какие там были законы и понял, что как-то оно сложновато. Слишком большой процент зависимого населения. Заниматься крестьянским трудом было очень тяжело» [9]. Типы источников, которыми пользуются реконструкторы для воссоздания одежды, предметов быта, оружия, боев, уклада жизни и т.д. Поскольку цель реконструкции – восстановление и сохранение культурных традиций, в клубах исторической реконструкции очень внимательно относятся к изучению исторических памятников для подготовки и создании исторических предметов и одежды. В основном реконструкторы пользуются такими источниками как: книги (даже если книга на иностранном языке, а член клуба не знает этого языка, то изучаются картинки), данные археологии (археологические справочники, документы и другая литература), музейные экспонаты. Руководитель клуба «Лучезар» В. рассказал о том, что они с клубом побывали в Московском Кремле и Государственном историческом музее, в тульском, смоленском, ярославском и коломенском исторических музеях, а лично он посетил музеи в Гомеле, Минске и Новокузнецке. Член клуба «Лучезар» А. отмечал, что он самостоятельно ездил в Рязань для изучения местного музея. Как рассказывал руководитель клуба «Белая рысь» В., реконструкторы стремятся попасть в запасники музеев, чтобы снять восковые копии с предметов. Помимо вышеуказанных источников используются также: консультации со специалистами, изобразительные источники, фольклор (саги, сказки)[9]. Фестивали исторической реконструкции. Как отмечает С.И. Поляков, «фестиваль – это не только пространство трансгрессии, но и арена, на которой утверждаются (и ниспровергаются) нормы стилевого потребления, формируются вкусы и завоевываются репутации» [1, с.179]. По мнению руководителя клуба «Белая рысь» В., мероприятия ИР бывают двух типов: открытые и закрытые. Открытые – это фестивали. Закрытые – это погружение в историческую среду. Следует сразу сделать ремарку: фестиваль это не цель реконструкции, фестиваль – это выставка достижений, показательные выступления и основа для коммерческой деятельности. А цель реконструкции – изучение и восстановление исторических аспектов, культурных традиций, предметов археологии (значение которых зачастую неизвестно самим ученым). Посещение фестивалей не является обязанностью, это личное желание каждого члена клуба. Члены клуба «Белая рысь» посещают фестивали, но не всем клубом, а отдельно. Есть любимые фестивали – в Пскове («Исаборг»), в Ельце («Русборг»). Разные члены клуба «Белая рысь» ездят на разные фестивали, как бы заменяя друг друга, при этом получается, что данный клуб всегда представлен среди сообщества реконструкторов. Есть фестивали, в которых участвуют и целые клубы, например, «Времена и эпохи» (г. Москва). В этом случае, каждый клуб берет на себя какую-либо роль, ответственность. Например, на одном фестивале «Белая рысь» представляла князя и его личную дружину. А на другом они устраивали мастер-классы, делали походную кузницу или походный «Музей ратной истории Москвы» – вывозили пушку ХVII-го в. Иногда устраиваются боевые шоу на 100-200 чел. вместе с другими клубами. Руководитель клуба «Лучезар» Е. рассказывал: «В хорошие периоды у нас порядка 5-6 фестивалей в год. В основном это лето, когда практически каждые две недели какие-то мероприятия – либо это фестиваль, либо выступления, либо городские мероприятия. Нас также приглашают различные Дворцы культуры проводить у них разные праздники». Среди самых известных и популярных фестивалей ИР можно назвать: «Русборг» (г. Елец), «Былинный берег» (г. Кимры), «Наследие предков» (г. Раменское) и «Зарайский ратный сбор» (г. Зарайск). Один член клуба «Лучезар» был на польском фестивале «Волин», а другой – на литовском фестивале. Члены клуба «Лучезар» также как и клуб «Белая рысь» совершают зимние походы [9]. Клуб «Наследие предков» старается выезжать на фестивали по максимуму. Но приходится разделяться, чтобы поучаствовать во всех фестивалях. Свои фестивали клуб «Белая рысь» не проводит, но участвует в массовых мероприятиях. Например, они ездят в храм в г. Тверь и ставят там лагерь, куда приходят посетители, в том числе и дети. В этом лагере они устраивают подвижные игры, проводят строевую подготовку, конкурсы на вопрос-ответ, чеканят монеты. Клуб «Лучезар» также не проводит свои фестивали, а участвует в различных городских мероприятиях. Между тем, клуб «Наследие предков» проводит свой фестиваль с аналогичным названием [9]. На фестивалях строго соблюдается исторически сложившееся распределение труда мужчин (заготовка дров, «война») и женщин (готовка еды). Между мужчинами также есть распределение обязанностей (кто-то носит воду, кто-то ставит лагерь, кто-то разжигает и следит за костром, кто-то варит пиво, кто-то проводит мастер-классы и т.д.). Руководитель клуба «Наследие предков» Е. рассказывал: «Когда клуб выезжает на фестиваль, есть чёткое распределение, кто за какой сектор отвечает: кто комендант лагеря, кто собирает лагерь, кто разбирает лагерь, кто следит за боевой частью, кто за порядком присматривает» [9]. Самым зрелищным для зрителей фестивалей остаются, безусловно, сражения и схватки, идущие по средневековым правилам ведения боя. Роль зрителей на фестивалях ИР. Нами было опрошено 26 зрителей на различных фестивалях ИР: «Русборг» (г. Елец, Липецкая обл.), «Генуэзский шлем» (г. Судак, Крым), «Былинный берег» (г. Кимры, Тверская обл.), «Времена и эпохи» (г. Москва). Возраст опрошенных: 10–20 лет – 7 чел., 21–30 лет – 7 чел., 31–40 лет – 4 чел., 41–50 лет – 6 чел., 50 и более лет – 3 чел. По национальности – преимущественно русские. Поскольку многие зрители приходили на фестивали с детьми, то нам удалось отдельно опросить несколько детей и подростков (4 чел.). Среди остальных зрителей 11 опрошенных были со своими семьями, а остальные не замужем или не женаты. Мужчины охотнее шли на контакт, поэтому большинство опрошенных (18 чел.) составляли мужчины. Города проживания зрителей фестивалей ИР – вся Россия, от Москвы до Комсомольска-на-Амуре. Большинство зрителей имеют высшее образование. Профессии респондентов – самые разные (юристы, историки, менеджеры, учителя, инженеры, рабочие и др.). Зрители фестивалей ИР рассказывали, что интересуются историей России. Лишь несколько человек (4 чел.) сообщили нам, что пришли на фестиваль ради зрелища, а не ради знаний по истории. Отметим, что многие респонденты рассказывали нам о своем интересе и к истории других государств: Европейских стран (преимущественно Скандинавии) – 10 чел., а также отдельные зрители к истории Китая, Ближнего Востока и Америки. Отметим, что большинство среди гостей фестивалей реконструкции Средневековья было любителей именно этого исторического периода IX–XI вв. (18 чел.). Остальные зрители интересовались как данным, так и другими временными периодами в истории России и других стран. Поэтому неудивительно, что практически все посетители фестивалей были знакомы с их тематиками, смыслом происходящих мероприятий и выступлений. Рассмотрим мотивы посещения опрошенными нами зрителями фестивалей ИР. Примерно половина (10 чел.) – это поклонники истории, любители подобных зрелищных мероприятий и постоянные гости фестивалей в разных городах России. Вторая половина пришла на фестиваль впервые для того, чтобы увидеть что-то новое для себя, побывать на необычном мероприятии и послушать интересую музыку. И, наконец, единицы пришли просто посмотреть, случайно, из любопытства (например, среди посетителей генуэзской крепости в Судаке были отдыхающие, пришедшие посмотреть крепость, и случайно попавшие на проходивший в это время фестиваль). Итак, проведя небольшой опрос зрителей фестивалей исторической реконструкции, мы пришли к следующим выводам: как правило, гости фестиваля – это люди со всей России, среди присутствующих много молодёжных групп по 4–6 чел., большинство зрителей – мужчины и молодые ребята, которых привлекают в первую очередь реконструкции боев, возрастной максимум посетителей 50–55 лет. Люди старшего поколения (за 40 лет) большей частью приходят на фестивали с целью показать данное мероприятие своим детям. Наибольший интерес к исторической реконструкции проявляют учащиеся исторических факультетов и люди с высшим образованием (интеллигенция). Кто уже побывал хоть раз на фестивале, чаще всего приезжают повторно, с удовольствием приводят детей. Большинство зрителей узнают о фестивалях из рекламы, но есть и те, кто специально отслеживает предстоящие события движения исторической реконструкции. Интересно, что ровно половина опрошенных нами зрителей не хотели бы заниматься ИР и становиться участниками фестивалей, даже если бы у них появилась такая возможность, т.к. роль зрителей их вполне устраивает. А другая половина – теоретически готова стать участниками КИР, заниматься исторической реконструкцией (осваивать ремесла, практиковаться в историческом фехтовании и т.д.) и ездить на фестивали. Таким образом, данное движение имеет скрытые возможности по привлечению новых участников[9]. Государственные структуры (школы, администрации) и клубы ИР. Государственные структуры, безусловно, обращают внимание на деятельность КИРов и активно их поддерживают. Так, например, выделяются гранты на развитие клубов (напр., от «Росмолодёжи» и «Роспатриотцентра»). Поскольку клубы проводят патриотическое воспитание, как молодежи, так и людей старшего поколения, то местные администрации и различные государственные организации заинтересованы в их развитии. В частности, выделяются помещения под КИРы. В свою очередь клубы проводят показательные выступления, например, на День города, День молодёжи (КИР «Лучезар») и др. Администрация Люберецкого района выделяет средства клубу «Лучезар», например, для организации мероприятия «Зарница», где проводятся такие конкурсы как метание сулиц и стрельба из лука. Комитет по делам молодёжи города Раменское также выделил помещение клубу исторической реконструкции «Наследие предков» и оказывает финансовую помощь в проведении фестивалей ИР. Часто клубы проводят показательные выступления в школах, после которых у старшеклассников возникает интерес к «живой» истории и они начинают посещать клубы. Есть примеры, когда клубы выступали даже в детских садах. Клуб «Лучезар» выступал на Дне защиты детей, где они ставили мастер-класс на тямбарах (мягких мячах). Однако надо отметить, что не у всех клубов хорошее отношение со школами. Как отмечают участники клуба «Белая рысь», к сожалению, некоторые школы закрыты для клубов. Возможно, это происходит в силу консервативных взглядов руководства школ на образование или недостаточной информации о деятельности клубов, их целей, задач и особого способа подачи исторической информации [9]. Заключение Итак, в статье показано, что движение исторической реконструкции прочно заняло свою нишу в культурной жизни общества, объединяя в своих рядах людей разных возрастов, образования и профессий. Ставя перед собой цель изучение и восстановление исторических аспектов и культурных традиций, члены КИР не только исследуют исторические источники (сохранившиеся письменные источники, археологические находки, музейные экспонаты, устный фольклор и т.д.), но и пытаются с точностью воспроизвести (реконструировать) быт и традиции той или иной эпохи, освоить ремесла и техники изготовления различных предметов и оружия. Е.М. Веселова указывает, что «клубы исторической реконструкции выполняют функции социализации, интеграции и самореализации личности. Их деятельность может рассматриваться в качестве ресурса формирования гражданской культуры молодых людей [10, с.47]. Проведенный нами анализ социального состава членов клубов позволил расширить данное утверждение. В движение ИР вовлечены люди всех возрастов, часто целыми семьями (семейный досуг). Совместные занятия и общие интересы способствуют не только объединению разновозрастного коллектива, но и созданию семейных пар. Изучение соотношения идеологии КИР и религиозной составляющей выявило, что среди членов клубов много атеистов и глубокого интереса к православию не наблюдается. Можно сказать, что идеология КИР в некоторой степени заменяет православную идеологию, являясь более популярным, отчасти даже модным, направлением среди нынешней молодежи. Строгая иерархия и четкое распределение обязанностей среди членов клуба позволяет не только хорошо организовать клубу свою деятельность, в том числе участие в фестивалях и закрытых мероприятиях, но и мотивировать его членов к изучению истории, освоению ремесел, физической подготовке и активному участию в движении ИР. На наш взгляд, активное развитие КИР в России свидетельствует отчасти о некотором неудовлетворении нынешним историческим временем, когда люди заменяют его более близким для их интересов историческим периодом, а отчасти о желании людей отвлечься от бытовых проблем, современной суеты. Клубы исторической реконструкции появились и функционируют как клубы по интересам и привлечение КИР к бизнесу или туризму является внешними функциями, появившимися позднее и несвойственными движению как таковому. Безусловно, положительным моментом в развитии ИР является поддержка этого движения государственными структурами и организациями, а так же тесное сотрудничество местных администраций и клубов ИР при проведении различных развлекательных и исторических мероприятий и просветительской работы. Однако, превращение КИР в бизнес -проекты, по нашему мнению, не будет способствовать процветанию клубов как исследовательских организаций исторической реконструкции. В целях распространения информации о движении ИР, показательных выступлениях и привлечения новых челнов, заинтересованных в изучении истории важное место занимает фестивальная деятельность клубов. И в заключении подчеркнем, что в настоящее время движение исторической реконструкции в нашей стране в полной мере выполняет свою главную функцию – создание позитивных чувств к историческому прошлому России. Библиография
1. Поляков С.И. Мастер исторической реконструкции на сцене и в жизни // Этнографическое обозрение. 2017. № 4. С. 174-189.
2. Турыгин А.А. Историческая реконструкция и ее потенциалы в воспитании историей // Преподавание истории в школе. 2016. № 7. С.37-41 3. Харитонов Е.А., Фахрутдинов А.В. Клубы исторической реконструкции, как социальные образования // Новая наука: проблемы и перспективы. М., 2016. № 121-3. С.289-294. 4. Божок Н.С. Движение исторической реконструкции как феномен молодежной культуры. Дисс. на соиск. кан. Социол. Наук. Саратов, 2013. С.230. 5. Быкова Е.В., Мокерова Е.Ю. «Репрезентация памяти» в деятельности клубов реконструкции средневековья // Формирование гражданской устойчивости как фактор противодействия идеологии экстремизма и терроризма. М., 2017. С. 58-66: 6. Дик А.И., Федяева В.О. Визуальная репрезентация европейского средневековья в виртуальной реконструкторской среде (на материалах клубов исторической реконструкции Западной Сибири) // Актуальные проблемы исторических исследований: взгляд молодых. Новосибирск, 2017. С. 13-21; 7. Фролов Д.В. Клуб исторической реконструкции и средневекового фехтования «Владычный полк» //Центр и периферия. 2010. № 4. С. 90-97; 8. Воробьев Д.Н., Моржакова А.А. Фестивали средневековой культуры как объект событийного туризма // Современные тенденции развития мировой, национальной и региональной индустрии гостеприимства. Тверь. 2016. С. 48-58 9. Полевые материалы А.М. Сбитневой, январь – август 2018 гг. 10. Веселова Е.М. Укрепление личностного потенциала через участие в деятельности клуба исторической реконструкции // Сборник конференций Ниц Социосфера. 2011. № 34. С. 46-60. References
1. Polyakov S.I. Master istoricheskoi rekonstruktsii na stsene i v zhizni // Etnograficheskoe obozrenie. 2017. № 4. S. 174-189.
2. Turygin A.A. Istoricheskaya rekonstruktsiya i ee potentsialy v vospitanii istoriei // Prepodavanie istorii v shkole. 2016. № 7. S.37-41 3. Kharitonov E.A., Fakhrutdinov A.V. Kluby istoricheskoi rekonstruktsii, kak sotsial'nye obrazovaniya // Novaya nauka: problemy i perspektivy. M., 2016. № 121-3. S.289-294. 4. Bozhok N.S. Dvizhenie istoricheskoi rekonstruktsii kak fenomen molodezhnoi kul'tury. Diss. na soisk. kan. Sotsiol. Nauk. Saratov, 2013. S.230. 5. Bykova E.V., Mokerova E.Yu. «Reprezentatsiya pamyati» v deyatel'nosti klubov rekonstruktsii srednevekov'ya // Formirovanie grazhdanskoi ustoichivosti kak faktor protivodeistviya ideologii ekstremizma i terrorizma. M., 2017. S. 58-66: 6. Dik A.I., Fedyaeva V.O. Vizual'naya reprezentatsiya evropeiskogo srednevekov'ya v virtual'noi rekonstruktorskoi srede (na materialakh klubov istoricheskoi rekonstruktsii Zapadnoi Sibiri) // Aktual'nye problemy istoricheskikh issledovanii: vzglyad molodykh. Novosibirsk, 2017. S. 13-21; 7. Frolov D.V. Klub istoricheskoi rekonstruktsii i srednevekovogo fekhtovaniya «Vladychnyi polk» //Tsentr i periferiya. 2010. № 4. S. 90-97; 8. Vorob'ev D.N., Morzhakova A.A. Festivali srednevekovoi kul'tury kak ob''ekt sobytiinogo turizma // Sovremennye tendentsii razvitiya mirovoi, natsional'noi i regional'noi industrii gostepriimstva. Tver'. 2016. S. 48-58 9. Polevye materialy A.M. Sbitnevoi, yanvar' – avgust 2018 gg. 10. Veselova E.M. Ukreplenie lichnostnogo potentsiala cherez uchastie v deyatel'nosti kluba istoricheskoi rekonstruktsii // Sbornik konferentsii Nits Sotsiosfera. 2011. № 34. S. 46-60.
Результаты процедуры рецензирования статьи
В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Указанные обстоятельства определяют актуальность представленной на рецензирование статьи, предметом которой являются особенности и тенденции в развитии клубов исторической реконструкции в современной России. Автор ставит своей задачей определить причины выбора граждан нашей страны того или иного исторического периода для реконструкции, показать соотношение идеологии «Исторической реконструкции» (Древняя Русь) и православия, а также проанализировать место и роль клубов исторической реконструкции в существующих молодежных объединениях и течениях. Работа основана на принципах историзма, системности, объективности, методологической базой исследования выступают системный подход, в основе которого находится рассмотрение объекта как целостного комплекса взаимосвязанных элементов, а также такие социологические методы, как включенное наблюдение и опрос в форме интервью. Научная новизна исследования заключается в самой постановке темы: до настоящего времени клубы исторической реконструкции Московской области, в том числе по реконструкции раннего средневековья, фактически не становились предметом научного исследования. Научная новизна исследования определяется также проведенным автором социологическим исследованием, материалы которого легли в основу статьи. Рассматривая библиографический список статьи, как позитивный момент отметим его комплексность (всего список литературы включает в себя 10 различных источников и исследований). Из привлекаемых автором источников отметим материалы полевых наблюдений и интервью с участниками клубов исторической реконструкции. Из используемых исследований выделим общие работы по теме исторической реконструкции (А.А. Турыгин, Е.А. Харитонов и А.В. Фахрутдинов, Н. С. Божок, С.И. Поляков) и труды, рассматривающие клубы исторической реконструкции эпохи средневековья (В. Быкова, Е.Ю. Мокерова, А.И. Дик, В.О. Федяева, Д.В. Фролов). К положительному моменту отметим то, что автор делает хотя и исключительно краткий, но, тем не менее, обзор имеющейся литературы. Известно, что библиография работы имеет важность не только с научной, но и с просветительской точки зрения: многие читатели после знакомства с текстом статьи могут обратиться к другим материалам по ее теме. Таким образом, на наш взгляд, библиография работы соответствует предъявляемым требованиям, а использование различных материалов позволило автору раскрыть поставленную тему. Стиль написания работы является научным, однако доступным для понимания не только историков, но и широкой читательской аудитории, всех, кто интересуется как современной историей России, в целом, так и различными молодежными субкультурами, в частности. Апелляция к оппонентам представлена в выявлении проблемы на уровне полученной информации, собранной автором в ходе работы над исследованием. Структура работы отличается определенной логичностью и последовательностью, в ней выделяются введение и заключение. В начале автор определяет актуальность темы, показывает, что в результате Перестройки «в контексте идеологической свободы и в нашей стране в начале 1990-х годов стали появляться клубы исторической реконструкции (КИР), принявшие на себя выполнение целого ряда функций, в том числе организации культурного досуга, формирования новой идеологии и новых общностей и т.д.». Отмечается, что рассматриваемая в рамках рецензируемой статьи раннесредневековая реконструкция хотя появляется в России позже других (на рубеже 1990-х – 2000-х гг.), но уже успела завоевать популярность. В центре внимания автора находятся три клуба: «Белая рысь» (Жуковский), «Лучезар» (Томилино), «Наследие предков» (Раменское). Автор анализирует возраст участников, гендерный состав, семейное положение, образование и профессии, роль зрителей на фестивалях исторической реконструкции, взаимоотношение клубов со школами и детскими садами, причины выбора данной исторической эпохи и т.д. Примечательно, что как указывается в статье, «образование участников ИР может быть разное, причем не связанное с историей», ведущим мотивом является желание заниматься данным делом. Исследования автора также опровергают мнение о том, что участниками данных клубов является только молодежь. Вызывает интерес, что иерархия внутри клубов определяется, в том числе, и имущественным положением: так, в одном из изученных автором клубов, «старший дружинник должен иметь позолоченные клёпаные пояса, кольчуги и мечи с инкрустацией. Это стоит дорого, поэтому основная часть клуба – младшие дружинники». Главным выводом статьи является то, что движение исторической реконструкции создает позитивное отношение к прошлому нашей страны, а также помогает в социализации личности. Представленная на рецензирование статья посвящена актуальной теме, вызовет определенный интерес у читателей, а ее материалы и выводы могут быть использованы как в курсах лекций по социологии и культурологи и в различных спецкурсах, так и при разработке стратегий молодежной и культурной политики Российской Федерации. К статье есть отдельные замечания преимущественно стилистического характера: так, автор излишне часто употребляет в ряде случаев наречие «отчасти», есть вопросы к стилистике самого первого предложения («В 1990-е годы в новом российском государстве появился ряд социальных явлений, ранее не бытовавших в Советском Союзе»), есть некоторые пунктуационные ошибки, в том числе в библиографии. В тоже время, в целом, статья отвечает необходимым требованиями и может быть рекомендована для публикации в журнале «Человек и культура». |