Библиотека
|
ваш профиль |
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:
Переверзева М.В.
Алеаторные формы, покоренные организующим числами
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2017. № 1.
С. 25-35.
DOI: 10.7256/2453-613X.2017.1.24978 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24978
Алеаторные формы, покоренные организующим числами
DOI: 10.7256/2453-613X.2017.1.24978Дата направления статьи в редакцию: 12-12-2017Дата публикации: 16-01-2018Аннотация: Одной из самых используемых в музыке второй половины ХХ – начала ХХI веков стала, по праву, алеаторная техника, основополагающим принципом которой является сочинение произведений через применение метода случайных взаимодействий. Одной же из главных проблем в условиях алеаторной техники письма является проблема формообразования. Подвижная и неопределенная, алеаторная форма требовала некоей неподвижности и детерминированности ее мелких или крупных уровней. В таких произведениях формообразующую функцию брали на себя система звуковысотной или ритмической организации, драматургические закономерности, иные конструктивные силы и факторы, влияющие на построение формы и сообщающие ей единое архитектоническое качество. При этом алеаторная техника композиции нередко сочеталась с принципом организующих чисел, широко применяемом многими авторами. Алеаторные формы, управляемые организующими числами, характерны для Кейджа, Штокхаузена, Губайдулиной. Они использовали в качестве организующего фактора разного рода ряды и группы чисел, которые рассматриваются в статье. Ключевые слова: современная музыка, постмодернизм, алеаторика, музыкальная форма, форма и содержание, число в музыке, музыка и математика, Джон Кейдж, Карлхайнц Штокхаузен, алеаторная формаAbstract: One of the most popular method used in music of the second half of the 20th - beginning of the 21st centuries is the aleatory technique when music is composed by using random interaction. Form making is one of the main problems that arise when the aleatory technique is being used. Moving and uncertain, aleatory form required certain rigidity and determinancy at minor and major levels. In such compositions, form making function is performed through pitch or rhythmic organisation, dramaturgical patterns or other constructive forces or factors that influence the form and give it a single structure. Noteworthy that the aleatory composition technique is often combined with the principle of organising numbers that is widely used by many authors. Aleatory forms managed by organising numbers are typical for Cage, Stockhausen or Gubaydullina. These composers used all kinds of number sequences and groups that are viewed by the author of the present article. Подвижная и зачастую неопределенная алеаторная форма требует некоей неподвижности и детерминированности на крупном или мелком уровне. Формообразующую функцию в алеаторных композициях берут на себя система звуковысотной или ритмической организации, драматургические закономерности, особенности диспозиции материала, иные конструктивные силы и факторы, влияющие на построение формы и сообщающие ей единое архитектоническое качество. Организующий принцип может быть скрыт или очевиден в типе звукового материала, особенностях его изложения и развития, технике письма, диспозиции материала в целом и т. д. Однако в музыке ХХ века есть алеаторные формы, покорившиеся организующим числам. Пример 1. Д. Кейдж. «Музыка перемен»: В последующих пьесах цикла картина иная: в третьей – 52–52–52–63–63–63; четвертой – 63–63–92–92–72–72; пятой – 60–92–92–63–63–84; шестой – 84–63–80–184–88–88 и, наконец, седьмой – 56–56–72–84–84–84. Темповые обозначения образуют ряд 52–56–60–63–72–80–84–88–92–152–184, с которым композитор искусно работает, комбинируя темпы и создавая рельефную траекторию движения. Ряд чисел действует на крупном и мелком уровнях. Общее число секций всех четырех частей цикла также составляет 29 5/8. Они объединены в 4 группы секций в соответствии с числовой последовательностью: первая группа включает 3 секции, вторая – 11 ¾ (сумма чисел 5 и 6 ¾), третья – 6 ¾ и четвертая – 8 12/8 (сумма чисел 5 и 3 1/8). Каждый раздел цикла характеризует индивидуальный темп, и его разнообразие избавляет пьесу от монотонности. Пример 2. К. Штокхаузен. «Плюс-минус»:
Пример 3. К. Штокхаузен. «Плюс-минус»: М. Просняков усматривает в данном сочинении несколько формообразующих принципов. Основополагающим он считает «сочинение формы из моментов музыкального времени. Форма пьесы выведена посредством разного рода трансформаций композиционных отношений, содержащихся в том или ином ее музыкально-временном моменте. Поэтому основной метод технологии формы “Plus-Minus”’а – метод момент-формы» [5, с. 191]. Поскольку «семь слоев “Plus-Minus”’а могут исполняться в любом порядке», это метод М. Просняков называет «методом серийной формы» [5, с. 192]. Однако он обнаруживает и «множество частных принципов организации музыкального материала», ибо «как между моментами музыкального времени, так и их составляющими образуются многомерные межпараметровые отношения» [5, с. 192], которые регулируются разными методами организации, включая и организующие числа. На наш же взгляд модульная, а не вариабельная, как это чаще бывает у Штокхаузена, форма «Плюса-минуса» обусловлена возможностью реализации не только одной, но и всех страниц схемы в последовательности, когда события с одной страницы, обрамленные толстой черной линией, могут быть введены в предыдущую или последующую. Пустые рамки на каждой странице предназначены для вставки инородного материала. Первые 3 страницы содержат по 2, 4-я – 3, 5-я и 6-я – по 4 и 7-я – 5 моментов введения событий из других страниц. Пронумерованные на страницах символов события должны непрерывно следовать друг за другом, однако стрелки над схемами 1–2 и 5–6 указывают оба направления движения, что увеличивает число версий формы. В событии может быть комбинировано одновременно несколько слоев, но каждый при этом должен отличаться от остальных звуковыми характеристиками, даже если одна или несколько высот одного слоя случайно совпадают с высотами другого (крупные стрелки под центральным тоном указывают возможную координацию слоев друг с другом). Один или несколько интерпретаторов могут соединить от одного до семи слоев, комбинируя 14 страниц партитуры при условии, что каждой странице нотного материала должна прилагаться страница с символами. Соотношения слоев в полифонической версии пьесы разнятся из-за сдвигов во времени. Меняющаяся синхронизация становится главным интегрирующим моментом модульной формы «Плюса-минуса». Пьеса может включать от 53-х (если используется одна страница нот с одной страницей символов) до 371-го события (если используются все 7 страниц материала или на одну и ту же страницу материала поочередно накладываются 7 страниц символов по 53 события каждая). Пример 4. У. Каземец. «Пятый корень из пяти»: Библиография
1. Холопов Ю.Н. Новые формы Новейшей музыки // Оркестр: Сборник статей и материалов в честь Инны Алексеевны Барсовой / ред. Г. Лыжов, Д. Петров, С. Савенко. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2002. С. 380-393.
2. Денисов Э.В. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. – М.: Советский композитор, 1986. 207 с. 3. Feldman M. Interview // Soundpieces: Interviews with American Composers / ed. by C. Gagne, T. Caras. Metuchen, London: Scarecrow Press, 1982. P. 164-174. 4. Brindle R.S. The New Music. The Avant-garde since 1945. London; Oxford; New York: Oxford University Press, 1975. 206 p. 5. Просняков М.Т. «Плюс-минус» Штокхаузена: символ и звучание // Музыкальная культура в Федеративной Республике Германия: Simposion Leningrad 1990 / red. U. Dibelius. Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994. С. 185-192. 6. Шнитке А.Г. Новое в методике сочинения – статистический метод // Альфреду Шнитке посвящается. Из собраний «Шнитке-центра». Сб. статей / ред.-сост. А. В. Богданова. М.: Московский государственный институт музыки имени А. Г. Шнитке, 2001. С. 18-22. 7. Proctor G. Canadian Music of the Twentieth Century. Toronto, Buffalo, London: University of Toronto Press, 1980. 297 p. References
1. Kholopov Yu.N. Novye formy Noveishei muzyki // Orkestr: Sbornik statei i materialov v chest' Inny Alekseevny Barsovoi / red. G. Lyzhov, D. Petrov, S. Savenko. M.: MGK im. P. I. Chaikovskogo, 2002. S. 380-393.
2. Denisov E.V. Sovremennaya muzyka i problemy evolyutsii kompozitorskoi tekhniki. – M.: Sovetskii kompozitor, 1986. 207 s. 3. Feldman M. Interview // Soundpieces: Interviews with American Composers / ed. by C. Gagne, T. Caras. Metuchen, London: Scarecrow Press, 1982. P. 164-174. 4. Brindle R.S. The New Music. The Avant-garde since 1945. London; Oxford; New York: Oxford University Press, 1975. 206 p. 5. Prosnyakov M.T. «Plyus-minus» Shtokkhauzena: simvol i zvuchanie // Muzykal'naya kul'tura v Federativnoi Respublike Germaniya: Simposion Leningrad 1990 / red. U. Dibelius. Kassel: Gustav Bosse Verlag, 1994. S. 185-192. 6. Shnitke A.G. Novoe v metodike sochineniya – statisticheskii metod // Al'fredu Shnitke posvyashchaetsya. Iz sobranii «Shnitke-tsentra». Sb. statei / red.-sost. A. V. Bogdanova. M.: Moskovskii gosudarstvennyi institut muzyki imeni A. G. Shnitke, 2001. S. 18-22. 7. Proctor G. Canadian Music of the Twentieth Century. Toronto, Buffalo, London: University of Toronto Press, 1980. 297 p. |