Библиотека
|
ваш профиль |
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Жирова Н.С.
Деятельность партии «Гадар» в странах Латинской Америки (1914-1941 гг.)
// Genesis: исторические исследования.
2017. № 11.
С. 37-44.
DOI: 10.25136/2409-868X.2017.11.24917 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=24917
Деятельность партии «Гадар» в странах Латинской Америки (1914-1941 гг.)
DOI: 10.25136/2409-868X.2017.11.24917Дата направления статьи в редакцию: 05-12-2017Дата публикации: 30-12-2017Аннотация: Предмет данного исследования - история партии "Гадар", организации революционно настроенных индийских эмигрантов, в первой половине XX в. боровшихся за независимость своей родины, и ее деятельность в странах Латинской Америки. "Гадар" являлась международной организацией, одной из задач которой было пробуждение самосознания и мобилизация индийских общин в разных странах. Так как главный руководящий центр партии находился в США, этот регион одним из первых оказался в орбите интересов членов организации, хотя его отдаленность от главной цели - Индии - определила особенности работы "Гадар" в Латинской Америке. Методологической основой работы являются принципы историзма, объективности, системности, историографической традиции и опоры на исторический источник. Рассмотреть поставленную проблему позволили такие методы, как исторический, хронологический и историко-генетический. Научная новизна исследования заключается в том, что данная статья является одной из первых попыток системно и полно осветить историю возникновения и деятельности центров партии "Гадар" в отдельных странах Латинской Америки, а также их место и роль во всей организации индийских эмигрантов. Ключевые слова: Партия Гадар, Латинская Америка, Коминтерн, Индия, национально-освободительное движение, Аргентина, Панама, индийские эмигранты, сикхи, революцияAbstract: The subject of this research is the history of Ghadar Party, the organization of revolutionary oriented Indian emigrants who fought for independence of their motherland in the first half of the XX century, as well as the party’s activity in Latin America. One of the tasks of the international organization Ghadar consisted in the awakening of self-consciousness and mobilization of Indian communities in various countries. Due to the American location of the leading center of the party, this region was one of the first in the circle of interests among the members of organization, although its remoteness from the main goal – India – defined the specificity of Ghadar’s operation in Latin America. The scientific novelty lies in the fact that this article represents one of the first attempts to systematically and fully describe the history of emergence and activity of the centers of Ghadar Party in separate countries of Latin America, as well as their place and role in the entire organization of Indian emigrants. Keywords: Gadar Party, Latin America, Communist International, India, National Independence Movement, Argentina, Panama, Indian emigrants, Sikhi, RevolutionДеятельность партии «Гадар» – важная и интересная страница истории национально-освободительного движения Индии первой половины XX в. Данная организация имела ряд особенностей, существенно отличавших ее от других сил антиколониальной борьбы индийского народа. Наиболее яркой чертой являлось то, что «Гадар» возникла не в Индии, а в США, в среде местной сикхской общины, и деятельность ее распространялась далеко за пределы родной страны. Бхагван Сингх Гайни, один из президентов партии, в переписке с индийским историком Джагджитом Сингхом на полном основании утверждал, что «партия «Гадар» была поистине международным движением» [12, р. 1]. Центры этой организации располагались не только в США, Канаде и Индии, но в разное время возникли в различных регионах Востока, в странах Европы, а также в Латинской Америке. Если деятельность «Гадар» в других странах нашла освещение в работах разных исследователей, то Латинская Америка практически не отражена в историографии гадаровского движения. Данная статья является одной из первых попыток определенным образом восполнить этот пробел. Практически с момента основания в 1913 г. партия «Гадар» начала вести деятельность по созданию своих отделений в различных странах, где находились общины индийских эмигрантов, отправляя туда эмиссаров и агитационные материалы. Основными задачами новых штабов было получать из центра и распространять газеты и листовки партии, пробуждать самосознание индийцев, вербовать новых членов, а также собирать денежные средства для нужд всей организации [10, р. 284]. Страны Латинской Америки, благодаря своей географической близости к главному центру «Гадар», одними из первых попали в орбиту интересов гадаровцев. Однако в первый период существования организации (1913-1922 гг.) учрежденные в рассматриваемом регионе комитеты не сыграли заметной роли в истории гадаровского движения и в последующие годы имели второстепенное значение для «Гадар». На это были существенные причины. Во время первого всплеска революционной активности партии в период Первой мировой войны, ее руководство стремилось к организации отделений в Индии и сопредельных ей странах, прежде всего в Китае, Сиаме (Таиланде), Бирме (Мьянме) и Афганистане. Кроме того, в 1917-1918 гг. «Гадар» потерпела серьезное поражение, и на протяжении следующих лет (до 1922 г.) ее руководители и наиболее активные члены занимались восстановлением главного центра партии в Сан-Франциско (штат Калифорния). А после создания гадаровского штаба непосредственно в Индии (1924 г.) основные усилия всей организации стали постепенно концентрироваться на нем. Этими же причинами объясняется малочисленность данных о гадаровских отделениях в странах Латинской Америки. В частности, известно, что первая организация партии «Гадар» в данном регионе возникла в Панаме в 1915 г. [1, д. 20, л. 51]. Ее основателем, скорее всего, был гадаровец Амар Сингх, прибывший в эту страну в том же году и на протяжении многих лет являвшийся лидером местных индийских националистов. О деятельности и количестве членов панамского центра в ближайшие годы сведений практически нет, кроме того, что он долгое время находился в очень тяжелом положении [1, д. 20, л. 51; 16, р. 9]. Кроме того, известно, что в рассматриваемый период отдельные гадаровцы и близкие к партии революционеры посещали некоторые страны Латинской Америки с определенными заданиями. Еще в сентябре 1914 г. в Рио-де-Жанейро (Бразилия) прибыл гадаровец Аджит Сингх, скрывавшийся под псевдонимом «Мирза Хасан Хан». Здесь он, видимо, занимался вербовкой новых членов, в частности, смог привлечь к активной работе Джода Сингха Махаджана, который на протяжении ряда лет контактировал с различными индийскими революционерами, но избегал прямого участия в их деятельности [13, p. 83-84]. А в ноябре 1917 г. в Мексику прибыл Нарендра Бхаттачария – индиец, в 1915-1916 гг. участвовавший в переброске немецкого оружия в Индокитай, где находилась база гадаровцев. В Мексике он основал «Общество друзей Индии» [7, с. 149], и, возможно, продолжил бы вести деятельность в русле своих товарищей. Однако вскоре Нарендра увлекся марксизмом, стал одним из основателей Мексиканской социалистической партии и был замечен представителем Коминтерна Михаилом Марковичем Бородиным. Как отмечают российские исследователи В.Л. Хейфец и Л.С. Хейфец, Бородин увидел в Нарендре человека, «который мог бы стать душой и организатором коммунистической деятельности на направлении, рассматривавшемся в Коминтерне в тот момент как приоритетное – удар по могуществу империй через их колонии» [8, с. 90]. Так началась карьера известного деятеля III Интернационала Манабендра Натх Роя. В 1922 г. он оказал гадаровцам определенное содействие, что позволило организации индийских эмигрантов установить сотрудничество с Коминтерном [9, рр. 234-235]. В 1926 г. Притам Сингх и Санта Сингх, члены партии «Гадар», прибывшие в Москву из Сан-Франциско для обучения в Коммунистическом университете трудящихся Востока (далее – КУТВ), предоставили Коминтерну доклад о деятельности своей организации в различных странах. Касательно Панамы они утверждали, что в этой стране было примерно 150 членов партии, «в числе которых находится шесть богатых лавочников, имеющих 10-15 тысяч долларов имущества, остальные же являются рабочими» [5, д. 66, л. 65]. Гадаровцы отмечали, что деятельность панамского комитета их организации ограничивалась лишь сбором денежных средств. Благодаря состоятельности отдельных его членов ежегодно этот комитет отправлял в главный штаб «Гадар» от 1,5 до 2 тысяч долларов США (с какого года, не указывалось). Вместе с этим Притам Сингх и Санта Сингх упомянули о центрах партии «Гадар» в Мексике и на Кубе. В первой стране штаб организации располагался в г. Мексикале, находившемся близ границы США. В него входило около двух с половиной тысяч членов. Местные индийские эмигранты (простые рабочие) были крайне бедны, однако старались ежемесячно вносить в казну партии по одному доллару. Кубинский центр партии, насчитывавший примерно 700 членов, работавших на плантациях сахарного тростника, не подавал никаких признаков активности [5, д. 66, л. 65]. Данные гадаровцев, прежде всего, по центру в Панаме, дополняются материалами, собранными британской разведкой. Свое внимание на эту страну Интеллидженс Бюро обратило в 1925 г. В январе упомянутый выше Амар Сингх выступил на крупном собрании местных сикхов с пламенной речью, обличавшей британский колониальный режим в Индии. В середине 1925 г. было перехвачено письмо лидера панамских гадаровцев к лахорскому издательству революционной газеты «Банде матарам», в котором автор повторял свою январскую речь, а также призывал соотечественников к активной борьбе с колонизаторами. В 1926 г. Амару Сингху и его соотечественникам удалось собрать сумму более 2,5 тысяч долларов, которая была направлена непосредственно в Пенджаб руководителям индийского центра «Гадар» Васакхе Сингху и Сантоку Сингху для поддержания важной партийной структуры – «Фонда помощи семьям политических заключенных». А в 1928 г. Амар Сингх посчитал необходимым лично отправиться в Индию и присоединиться к деятельности своих товарищей [16, рр. 9-10]. После его отъезда заметную роль среди панамских гадаровцев играли такие члены партии, как Дхарм Сингх, Далип Сингх, Гаджан Сингх, Чанан Сингх, Бхан Сингх, Варьям Сингх и некоторые другие. Эти люди занимали руководящие посты панамского комитета партии «Гадар», в том числе в разное время являлись его президентами. Авторитет большинства из них (за исключением Гаджана, который официально работал водителем автобуса, а среди однопартийцев ценился умением делать бомбы, чему охотно обучал своих товарищей) держался на их высоком материальном положении. Эти сикхи были владельцами небольших торговых фирм и отдельных магазинов, которые располагались в Панаме (одноименной столице страны) и служили местами собраний местных гадаровцев [16, рр. 39, 51, 75-78, 295]. С одной стороны, такое положение руководящих членов данной ячейки обеспечивало большие денежные суммы, которые гадаровцы регулярно отправляли в американский и индийский центры партии. Однако, с другой стороны, оно стало причиной заметных трудностей в работе панамского штаба организации. Уже в 1929 г. отделение партии «Гадар» в Панаме раскололось на две группировки, одна из которых состояла из крупных торговцев и их приверженцев, другая – из мелких лавочников, шоферов и портовых рабочих [1, д. 20, л. 51]. В чем состояла суть этого конфликта, неизвестно, однако руководство «Гадар» предприняло меры к исправлению создавшегося положения. В феврале 1931 г. в Панаму прибыл один из самых видных членов организации индийских националистов – Теджа Сингх Сватантра. За полтора месяца своего нахождения в этой стране гадаровец реорганизовал и расширил данный центр, что позволило ему в дальнейшем оставаться очень важным источником дохода всей «Гадар» [16, р. 283]. Члены Коммунистической партии Индии, очень внимательно наблюдавшие за своими коллегами-эмигрантами и во второй половине 30-х гг. предпринявшие попытку составить исторический очерк гадаровского движения, отметили, что после реорганизации панамский штаб отправил в Индию для партийной газеты «Маздур кисан» «громадную сумму денег» [1, д. 20, л. 51]. Важно отметить, что Панама была не единственным пунктом активной деятельности Теджи Сингха. Прибыв в Новый Свет в начале 1930 г., Сватантра горел желанием оживить деятельность своей партии в этой части света. На протяжении 1930 г. он работал в главном центре партии «Гадар», а также путешествовал по всей Калифорнии, устраивал различные митинги и собрания, на которых обращался к индийским эмигрантам с пламенными речами о необходимости вооруженного восстания в Индии и обучал желающих изготовлению бомб. В начале 1931 г. Теджа был выдворен с территории США, и гадаровец продолжил свою работу в некоторых странах Латинской Америки [16, р. 283]. Известно, что он совершил короткий визит в Бразилию. Во время своего нахождения в Панаме Сватантра составил масштабный план реорганизации и милитаризации всей партии «Гадар», разослав его копии в основные центры организации, в том числе в Индию [11, рр. 266-267]. Наиболее активную деятельность Теджа развернул в Аргентине, куда он направился в апреле 1931 г. и где пробыл до марта 1932 г. Наиболее крупным и хорошо организованным центром партии «Гадар» среди латиноамериканских стран был именно аргентинский центр, хотя возник он позднее остальных – только в 1929 г. По данным индийского историка А. Сидху, сикхская диаспора в Аргентине возникла примерно в 1910-1911 гг. Преимущественно сикхи были заняты на железнодорожных работах, на сахарных заводах и в сельском хозяйстве [14, р. 30]. В первую очередь выходцы из Индии оседали в Росарио, развитом промышленном городе, в котором эмигранты могли достаточно быстро найти себе работу. Здесь же впоследствии возник основной штаб партии «Гадар» в Аргентине [10, р. 284]. Несмотря на то, что гадаровская литература стала поступать в эту страну практически сразу после начала ее издательства, местная сикхская община долгое время оставалась абсолютно пассивной относительно той борьбы за независимость общей родины, которую вели их соотечественники в США и Канаде. По словам индийского историка (по совместительству, бывшего гадаровца) С.С. Джоша, постепенное пробуждение аргентинских сикхов началось уже в 1920-х гг., когда вновь прибывшие эмигранты привозили с собой сведения о развертывании национально-освободительного движения в Индии [10, р. 284]. Возникновению полноценного гадаровского штаба в Аргентине способствовала и внутриполитическая обстановка внутри страны. С победой на президентских выборах 1916 г., лидера партии «Гражданско-радикальный союз» И. Иригойена было положено начало буржуазно-демократического режима в Аргентине, а во время президентства его приемника М.Т. де Альвеара (1922-1928 гг.) в стране в основном соблюдались демократические свободы и легально действовали общественно-политические организации самой разной ориентации [6, с. 118, 125]. Создателем аргентинского штаба «Гадар» являлся Бхагат Сингх Бильга. С детства знавший о существовании партии «Гадар» и часто читавший газету «Кирти» (марксистский орган, издававшийся партией «Гадар» в Индии), 20-летний Бхагат в 1927 г. отправился в Аргентину исключительно с целью заработка [15]. Здесь он встретил упомянутого выше Аджита Сингха, который уже много лет жил недалеко от Буэнос-Айреса под именем «Антонио Фариас» . Несмотря на то, что, по наблюдению британской разведки, Аджит уже давно не принимал активного участия в работе партии [16, р. 6], общение с ним оказало на молодого человека неизгладимое впечатление, и под его влиянием Бильга встал на революционный путь. Впоследствии Бхагат Сингх, взяв псевдоним «Санто», создал отделение партии «Гадар» в г. Росарио, став его первым генеральным секретарем. Наряду с антибританской пропагандой, Бильга, уже подвергнувшийся определенному влиянию марксизма, старался проводить и прокоммунистическую пропаганду. Позднее гадаровцу удалось установить тесную связь с Коммунистической партией Аргентины. Он принимал участие в ее секретных собраниях, которые большей частью проходили в его доме [4, д. 4, л. 1]. Самыми яркими годами в истории гадаровского штаба в Аргентине стали 1930-1932 гг. В данный период эту страну посетили наиболее активные члены рассматриваемой организации – уже упомянутый Теджа Сингх Сватантра, а также Раттан Сингх Дабба (с короткими визитами в 1930 и 1932 гг.), являвшийся представителем партии «Гадар» в Коминтерне. Они оказали Бхагат Сингху большую помощь в укреплении партийной структуры. Сикхи развернули широкую пропаганду среди местной индийской диаспоры, причем не только в Росарио, но и в других городах. Результатом их деятельности стало существенное пополнение казны «Гадар» и увеличение численности партии, а также возникновение новых комитетов – в Буэнос-Айресе и Кордове [14, р. 32]. Однако именно в эти годы удача отвернулась от гадаровцев. В сентябре 1930 г. в Аргентине произошел государственный переворот. Практически сразу в стране было введено военное положение, прекратили свою работу все демократические институты, а вместе с этим крайне затруднилась деятельность общественно-политических организаций [6, с. 127-128]. Новым положением воспользовался посол Великобритании в Аргентине. Он смог инспирировать несколько полицейских рейдов на штаб-квартиру «Гадар» в Росарио [14, р. 32]. Главной целью этих рейдов был арест Раттана Сингха и Теджи Сингха. Во время одного из налетов полиции почти удалось поймать Сватантру. Бхагат Сингх Бильга помог скрыться товарищу, но сам оказался в полиции. Благодаря слаженным действиям однопартийцев его задержание не продлилось долго. Один из гадаровцев успел спрятать порох, использовавшийся для тренировки по созданию бомб, а сикх, нанятый полицией для перевода изъятой литературы – Сардара Сингх, еще не являвшийся членом партии, но, по его словам, уже «занявший определенную позицию» – намеренно изменил текст, сведя все к нейтральным рассуждениям об угнетенной Индии [1, д. 32, л. 132, 153, 220-221; 10, р. 290]. Штабу партии «Гадар» в Аргентине пришлось уйти в подполье, но его деятельность не прекратилась. Более того, у гадаровского руководства возникли определенные планы на свои центры в данном регионе. В сентябре 1932 г. Раттан Сингх Дабба обратился к коллегии Восточного Секретариата ИККИ с предложением «взять… на учебу [в КУТВ] свыше 30 индийцев из разных стран (эмиграции)» [3, д. 466, л. 81]. Георгий Иванович Сафаров, в тот момент являвшийся заместителем заведующего Восточным Секретариатом, дал на это свое согласие. Раттан Сингх, хорошо знавший о большом недостатке в индийских кадрах и не сомневавшийся в положительном ответе, развил активную деятельность еще до обращения в Коминтерн. В первую очередь он направился в Аргентину, где намеревался набрать основную часть добровольцев. Однако здесь у гадаровца возникли серьезные разногласия с Теджей Сингхом, который имел свои планы на работу однопартийцев. Важно отметить, что в целом представления Сватантры о путях достижения независимости Индии сильно отличались от взглядов Раттана Сингха и других руководителей партии, на что были свои причины. Еще в начале 1920-х гг., когда члены «Гадар» только начинали приобщаться к марксистской идеологии, Теджа Сингх был отправлен на обучение в турецкую Военную академию, чтобы в будущем стать главнокомандующим освободительной армии, которая должна была совершить в Индии переворот и принести стране свободу [16, р. 283]. В результате Сватантра, покинувший Турцию только в 1929 г. и остававшийся верным заговорщицкой тактике, сильно разошелся с товарищами, взявшими на вооружение идею классовой борьбы как способ достижения справедливого политического и социального устройства Индии. Когда Раттан Сингх, вновь посетил Аргентину, Теджа при всесторонней поддержке Аджита Сингха занимался созданием полноценной партизанской армии и разрабатывал планы для отправки революционеров в Индию и их последующей деятельности там [14, р. 32]. Добровольцев для этого дела Сватантра вербовал на многочисленных собраниях. Гадаровец Вачан Сингх (вскоре пожелавший отправиться в КУТВ, где получил псевдоним «Антонер»), уже находясь в Москве, рассказывал, с какими речами Теджа обращался к своим многочисленным слушателям: «Теджа Сингх спрашивал товарищей... какова [наша] цель, но мы не могли ответить. Тогда он сказал, что будет собирать деньги на бомбы для борьбы против Британской империи... Мы не знали и не спрашивали о программе Гадар-партии, мы только знали, что мы будем бороться против Британской империи. Один из более опытных товарищей спросил Теджу, как вы будете бороться... с несколькими бомбами, и Теджа ответил, что во время революции военные корабли становятся бессильными, как рыбы» [1, д. 32, л. 190]. Вачана Сингха и многих других индийцев, посещавших собрания Теджи, очень вдохновляли речи Сватантры, что стало причиной отдельного беспокойства Раттана Сингха Даббы. Собирая группу добровольцев для отправления в Москву, связной между «Гадар» и Коминтерном потребовал, чтобы Теджа также прошел обучение в КУТВе. Раттан надеялся, что это должно было помочь ему «освободиться от буржуазно-демократических иллюзий» [13, рр. 150-151]. С большим трудом Даббе удалось уговорить Теджу подчиниться его требованиям. Среди первых добровольцев, покинувших Аргентину, был и Бхагат Сингх Бильга. Вместо него пост генерального секретаря данного центра занял Санток Сингх Сэрах, один из членов организации, прибывший в эту страну в начале 30-х гг. После того, как Раттан Сингх покинул Латинскую Америку, он продолжил активно заниматься подбором кадров для отправления в Москву. При его деятельном участии аргентинский центр «Гадар» в 1932-1935 гг. был основным источником пополнения индийской секции КУТВ [1, д. 32, л. 75-76; 10, р. 288]. К сожалению, подробностей о личности нового генерального секретаря, равно как и о дальнейшей судьбе аргентинского штаба партии, практически нет. Однако можно с уверенностью утверждать, что как минимум до начала 1940-х гг. он продолжал существовать и успешно выполнял свою главную функцию – сбор денег для нужд партии «Гадар». Последнее упоминание о нем встречается в отчете индийского штаба организации, группы «Кирти», перед Коминтерном за 1940-1941 гг. Гадаровцы писали об аргентинском центре партии как одном из основных источников финансирования своей деятельности, но отмечали, что с началом Второй мировой войны размер получаемых средств резко сократился [2, д. 188, л. 29]. Итак, Латинская Америка была одним из важных регионов мира, где работала партия «Гадар». Наиболее развитые центры этой организации находились в Аргентине и Панаме; одновременно с этим следы активности гадаровцев прослеживаются в Мексике и на Кубе. Расцвет их деятельности пришелся на вторую половину 20-х – начало 30-х гг. XX в., причем основной целью латиноамериканских штабов «Гадар» был сбор денежных средств и вербовка добровольцев для работы в Индии. В истории деятельности партии «Гадар» в Латинской Америке все еще имеются существенные пробелы, однако разработка данной проблемы продолжается как в нашей стране, так и зарубежом.
Библиография
1. Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. 495. Оп. 16.
2. РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 74. 3. РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 154. 4. РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 213. 5. РГАСПИ. Ф. 535. Оп. 2. 6. История Латинской Америки. 1918-1945 / редкол.: Н.П. Калмыков, Л.М. Ермакович, Н.Г. Ильина и др. М.: Наука, 1999. 485 с. 7. Хейфец Л.С. Латинская Америка в орбите Коминтерна (Опыт биографического словаря). М.: ИЛА РАН. 2000. 266 с. 8. Хейфец В.Л., Хейфец Л.С. «Он хорошо разбирается… в проблеме». К истории написания М.Н. Роем тезисов по национально-колониальному вопросу для II-го конгресса Коминтерна // Восточный архив. 2008. № 17. С. 89-98. 9. Communism in India, 1919-1924 (with Unpublished Documents from National Archives of India) / Ed. by C Kaye. Calcutta: Editions India. 1971. 384 p. 10. Josh S.S. Hindustan Gadar Party: A Short History. Vol. II. New Delhi: People’s Publishing House. 1978. 355 p. 11. India and Communism: Compiled in the Intelligence Bureau, Home Depart-ment, Government of India (Revised up to the 1st January 1935) / ed. by H. Williamson. Simla: Government of India Press. 1935. 421 p. 12. Letter from Bhagwan Singh Gyanee to Jagjit Singh, dated August 19, 1956. 6 p. // SAADA [Электронный ресурс]. URL: https://www.saada.org/item/20120805-917 (дата обращения: 1.12.2017). 13. Ramnath M. Haj to Utopia: How the Ghadar Movement Charted Global Radicalism and Attempted to Overthrow the British Empire. California: University of California Press. 2011. 327 p. 14. Sidhu A. From Ghadar to Naxalbari: Baba Bujha Singh (An Untold Story). Barnala: Tark Bharti Parkashan. 2013. 184 p. 15. Talking About a Revolution: Bhagat Singh Bilga (Interview to Teena Baruah, Harmony Magazine, April 2005). // URL: https://uddari.wordpress.com/2009/05/22/talking-about-a-revolution-bhagat-singh-bilga (дата обращения: 1.12.2017). 16. The Ghadr Directory: Containing the Names of Persons who Have Taken Part in the Ghadr Movement in America, Europe, Africa and Afghanistan as Well as in India. Patiala: Punjab University. 1997. 320 p. References
1. Rossiiskii gosudarstvennyi arkhiv sotsial'no-politicheskoi istorii (RGASPI). F. 495. Op. 16.
2. RGASPI. F. 495. Op. 74. 3. RGASPI. F. 495. Op. 154. 4. RGASPI. F. 495. Op. 213. 5. RGASPI. F. 535. Op. 2. 6. Istoriya Latinskoi Ameriki. 1918-1945 / redkol.: N.P. Kalmykov, L.M. Ermakovich, N.G. Il'ina i dr. M.: Nauka, 1999. 485 s. 7. Kheifets L.S. Latinskaya Amerika v orbite Kominterna (Opyt biograficheskogo slovarya). M.: ILA RAN. 2000. 266 s. 8. Kheifets V.L., Kheifets L.S. «On khorosho razbiraetsya… v probleme». K istorii napisaniya M.N. Roem tezisov po natsional'no-kolonial'nomu voprosu dlya II-go kongressa Kominterna // Vostochnyi arkhiv. 2008. № 17. S. 89-98. 9. Communism in India, 1919-1924 (with Unpublished Documents from National Archives of India) / Ed. by C Kaye. Calcutta: Editions India. 1971. 384 p. 10. Josh S.S. Hindustan Gadar Party: A Short History. Vol. II. New Delhi: People’s Publishing House. 1978. 355 p. 11. India and Communism: Compiled in the Intelligence Bureau, Home Depart-ment, Government of India (Revised up to the 1st January 1935) / ed. by H. Williamson. Simla: Government of India Press. 1935. 421 p. 12. Letter from Bhagwan Singh Gyanee to Jagjit Singh, dated August 19, 1956. 6 p. // SAADA [Elektronnyi resurs]. URL: https://www.saada.org/item/20120805-917 (data obrashcheniya: 1.12.2017). 13. Ramnath M. Haj to Utopia: How the Ghadar Movement Charted Global Radicalism and Attempted to Overthrow the British Empire. California: University of California Press. 2011. 327 p. 14. Sidhu A. From Ghadar to Naxalbari: Baba Bujha Singh (An Untold Story). Barnala: Tark Bharti Parkashan. 2013. 184 p. 15. Talking About a Revolution: Bhagat Singh Bilga (Interview to Teena Baruah, Harmony Magazine, April 2005). // URL: https://uddari.wordpress.com/2009/05/22/talking-about-a-revolution-bhagat-singh-bilga (data obrashcheniya: 1.12.2017). 16. The Ghadr Directory: Containing the Names of Persons who Have Taken Part in the Ghadr Movement in America, Europe, Africa and Afghanistan as Well as in India. Patiala: Punjab University. 1997. 320 p. |