DOI: 10.25136/2409-868X.2017.10.24222
Дата направления статьи в редакцию:
18-09-2017
Дата публикации:
14-11-2017
Аннотация:
Пространство дома является ярким отражением социальных и культурных реалий, характерных для каждого исторического периода и региона. Устройство жилья может рассказать об общественной иерархии, семейных ценностях, роли каждого члена семьи, представлениях о комфорте, уюте, домашнем очаге и частной жизни в целом. Предмет исследования данной статьи - образ дома, представленный на страницах английских массовых журналов середины XIX – начала XX вв., которые являются одной из форм репрезентации того, как выглядело жильё человека в его региональных вариантах и исторических формах. Методологическую базу исследования составляет комплексный анализ периодических изданий Викторианской и Эдвардианской эпох, демонстрирующих, с одной стороны, глубокие трансформации в пространстве английской повседневности, связанные с интенсивным развитием массовой культуры, и устойчивость целого ряда национальных ценностей и представлений англичан, - с другой. Начиная с середины XIX века, журналы посвящали статьи и целые рубрики оформлению дома, постепенно преобразовывая это пространство и формируя новые нормы, вкусы, взгляды и ценности. Глобализация и массовая культура во многом стирают различия, унифицируют повседневное пространство и его материальный мир. Тем не менее сквозь общие тенденции, бренды, материалы, технологии, предметы быта и интерьера явственно проступают национальные особенности и наиболее устоявшиеся представления англичан о домашнем уюте, семье, комфорте, как важнейших ценностях британского общества. В последние десятилетия в отечественной и зарубежной науке наблюдается значительное повышение интереса к проблемам повседневной жизни человека, в частности жилого пространства. В данной работе впервые для изучения образа английского дома в качестве источника привлекаются массовые журналы, позволяющие проанализировать трансформации, происходящие в жилом пространстве и человеческих представлениях и ценностях на фоне развития массовой культуры.
Ключевые слова:
английский дом, жилое пространство, повседневность, Викторианская эпоха, семья, ценности, домашний очаг, Великобритания, массовая культура, журналы
Abstract: Dwelling interior is a vivid reflection of the social and cultural realities typical for each historic period and region. The house arrangement can describe the social hierarchy, family values, role of each family member, comfort, coziness, feeling of homeliness, and private life in general. The subject of this research is the image of house presented in the English popular magazines of the mid XIX – early XX centuries that provide a description of a household in its regional and historical forms. The methodological framework of the research consists in the complex analysis of Victorian and Edwardian eras that demonstrate on the one hand, the deep transformations in the English everyday life associated with the intense development of mass culture, while on the other hand – the preservation of national values and views of the Englishmen. Since the mid XIX century, the magazines have dedicated articles and columns to house interior, progressively changing the space and forming new norms, tastes, views and values. Globalization and mass culture in multiple aspects blur the differences, unifying the space of everyday life with the material world. However, through the general trends, brands, materials, technologies, and interior features, there is a clear evidence of the national specificities and the established perceptions of the Englishmen about the coziness, comfort, and family as the key values of British society. Over the recent decades, the Russian and foreign science experiences a significant growth of interest towards the problems of everyday life, particularly the living space. This work is first to attract popular magazines as a source for studying the image of the English House, analyze the transformations that take place within the living space, human representations and values on the background of the developing mass culture.
Keywords: English house, dwelling interior, everyday life, Victorian era, family, values, feeling of homeliness, Great Britain, mass culture, magazines
Викторианская эпоха в английской истории и культуре знаменует собой время технологического прогресса, урбанизации и ускорения жизненных темпов, которые не могли не оказать влияния на повседневную жизнь человека. Расцвет английской торговли, промышленности и транспорта, повышение уровня жизни населения и, следовательно, его покупательской способности привели к увеличению числа магазинов и товаров народного потребления, развитию конкуренции на рынке и института рекламы, способствующего формированию потребительского общества.
Эти явления находят яркое отражение в изменении отношения людей к пространству дома, которое наполняется предметами массового производства, в корне меняющими его облик, а вместе с ним и быт человека. С процессом демократизациивсё больше сословий стремятся подражать аристократии и постепенно приходят к идее о необходимости модного и современного оформления жилого пространства, которое становится более доступным благодаря развитию массового производства. Не случайно вторая половина XIX века - это время типовой застройки, машинного изготовления мебели и предметов интерьера, а также формирования первых представлений о дизайне, как необходимой составляющей для эстетического и функционального наполнения предметов массового производства.
Данный процесс, во многом благодаря развитию технических возможностей, совпадает с началом мощной экспансии массовой культуры во все сферы жизнедеятельности человека, в том числе (а, быть может, даже в большей степени) в жилой интерьер. И то пространство, которое ранее определялось традициями, религиозными нормами, индивидуальными предпочтениями, стало всё больше регулироваться понятиями моды, социального статуса, престижного потребления.
Одной из форм репрезентации того, что представлял собой дом в его региональных вариантах и исторических формах, были печатные средства массовой информации, которые с повышением уровня грамотности и общего уровня жизни населения, сокращением рабочего времени, ростом зарплат и снижением цен на товары массового потребления приобретают большую популярность. Они способствовали дальнейшему развитию массового общества и формировали образ жизни, основанный на постоянном потреблении и выгодный производителям товаров и услуг. «Проникнув» в пространство дома в середине XIX века, журналы не просто отражали, но и во многом влияли на формирование массовых представлений, норм, идеалов. Буквально с первых шагов периодические издания печатали статьи с советами, рекомендациями, наставлениями и были проводниками брендов, технологий, психологии престижного потребления.
К сожалению, значительный корпус этих чрезвычайно репрезентативных источников до сегодняшнего дня практически не введён в научный оборот, причём речь идёт не только о российских исследователях, которым данные материалы, не представленные в национальных библиотеках, недоступны, но также и о британских учёных, которые обращаются к ним предельно редко и избирательно. Нам же представляется, что, взятые в совокупности, они способны дать чрезвычайно важную информацию о викторианском доме и о вкусах, представлениях, идеалах и ценностях его обитателей.
Викторианская эпоха стала периодом ярчайшего расцвета в культуре Великобритании и предметом ностальгии для последующих поколений, не случайно ценности этого времени оказались крайне устойчивыми и сохранили свою актуальность вплоть до Первой Мировой войны, что обусловило привлечение нами в качестве источников журналов не только Викторианской, но и Эдвардианской эпохи.
Репрезентации викторианского дома на страницах массовых журналов, позволяет нам говорить о целом ряде новых тенденций, связанных с повседневной жизнью англичан и их семейными ценностями. Это касается представлений о личном и общественном пространствах, роли мужчины и женщины в доме, отношения к детям и прислуге.
Традиционно английское жилое пространство делилось на частные и общественные помещения, при этом последним уделялось значительно больше внимания, что свидетельствовало о значимости в английской культуре традиции совместного времяпрепровождения, практики приёма гостей, общения. Дом в этой ситуации выступал как визитная карточка, лицо своих хозяев, демонстрируя их статус и вкус, тогда как очаг, располагавшийся в главной комнате, объединял вокруг себя всех домочадцев, включая детей и прислугу, и их гостей. В Викторианскую эпоху общественные помещения - гостиная и столовая - пользуются не меньшим вниманием со стороны хозяев. На оформление именно этих комнат викторианцы тратили основную часть средств при отделке дома.
Однако нельзя не отметить факт повышения внимания к частным пространствам, недоступным для посторонних глаз, что говорит о дальнейшем развитии представлений о важности частной жизни и личного пространства человека. Количество спален и других небольших комнат в домах возрастало, и они становились не просто помещениями для сна или другой деятельности, но небольшим частным миром своих владельцев. По словам В. Рыбчинского, «Эти спальни были не просто комнатами для сна. Напротив, дети использовали их для игры, жены и дочери - для спокойных занятий (вышивания или письма), а также для душевных разговоров с друзьями. Желание иметь собственную комнату было не просто вопросом уединения. Оно демонстрировало растущее осознание идеи индивидуальности - личной жизни каждого человека - и необходимость физического подкрепления этой индивидуальности» [13, p. 111].
Это касается и гостевых комнат, которые теперь также создаются с целью обеспечения гостям уединения и покоя. Как отмечает один из авторов статей в журнале Vanity Fair в 1914 году, «Проблема заключается в том, что гостевые комнаты в большинстве домов не имеют никакой индивидуальности. Конечно, комната, используемая чередой посетителей не может иметь «души» подобно комнате, из года в год занимаемой одним и тем же человеком. Душа гостевой комнаты напоминает общую фотографию и имеет такую же церемонность и неестественность. Однако если хозяйка дома уделит этой комнате особое внимание, а не будет оставлять её полностью на попечение слуг (насколько эффективным это бы ни было), гостевая комната может стать значительно более приятным пристанищем для своих обитателей, чем это часто бывает» [18, p. 31].
Украшению и обустройству частных комнат посвящалось всё больше журнальных статей. Каждое из таких помещений должно было отражать вкус и индивидуальность своих хозяев, быть комфортным и уютным для спокойных занятий. Это говорит о росте внимания к частному миру человека в Викторианскую эпоху.
С этими тенденциями связано и дальнейшее отделение хозяйственных помещений от жилых – прислуга уже не считалась частью семьи, должна была стать незаметной для жильцов, тогда как её деятельность чётко регулировалась правилами и предписаниями, определявшими её жизнь и не позволявшими ей заступать за границы дозволенного. Подобному обращению с прислугой учили и женские журналы. Как отмечает автор статьи «Советы по ведению хозяйства» в 1872 году, «Я не верю в возможность идеального содержания дома, если хозяйка не интересуется обязанностями прислуги и их исполнением. <…> Одной из самых больших сложностей, испытанных мною при обучении прислуги, заключалась в том, чтобы заставить её неукоснительно исполнять мои инструкции. Они должны знать пределы допустимого и чётко их соблюдать, и все, кто имеет практический опыт в ведении домашнего хозяйства, знают, сколь опасным является малейшее отклонение от этого правила» [15, p. 248].
Помимо общественных и приватных, жилых и хозяйственных пространств в английском доме традиционно существовало деление на мужскую и женскую части дома. В XIX веке это деление становится менее явственным. С укреплением положения женщины в доме всё чаще именно хозяйки занимались оформлением всех помещений в своём вкусе и в соответствии с модными тенденциями, навязываемыми журналами. Если раньше столовая воспринималась как мужское пространство, тогда как гостиная была по преимуществу пространством женским, то в Викторианскую эпоху главные помещения дома уже не имеют столь явного гендерного аспекта и лишь небольшие и более приватные комнаты могли определяться как мужские или женские. Так, мужское пространство в доме составляли такие комнаты, как курительная, бильярдная и кабинет, тогда как главным женским помещением был будуар или parlour, который в XVIII веке выполнял роль гостиной, а в XIX веке уступил это место drawing room. Подобное распределение комнат в викторианском доме отмечал и архитектор Г. Мутезиус, работавший в Лондоне в начале XX в.: «Мужчина и женщина могут иметь небольшие собственные комнаты, где они могут отдохнуть от домашних событий и суеты и полностью посвятить себя собственным делам. В более крупных английских домах для женщины такую функцию выполняет будуар, тогда как для мужчины, в некоторой степени, - кабинет (business-room), если у него нет собственной гостиной. <...> Английский будуар находится в полном распоряжении женщины, и никто кроме экономки или старшей женской прислуги, кому хозяйка даёт приказания, не может туда попасть. <...> Мужской кабинет <...> является простой комнатой, расположенной рядом со входом, таким образом, чтобы принимаемым в нем посетителям, не имеющим контактов с семьёй, не было необходимости проходить в приватные части дома» [9, p. 60]. Если будуары и кабинеты нечасто упоминаются на страницах журналов, что может говорить о том, что не все семьи среднего класса могут себе их позволить, то курительные и бильярдные комнаты очевидно пользуются популярностью благодаря своей досуговой составляющей, выручавшей хозяев и гостей во время ненастной погоды.
Интересно, что с повышением внимания к частным помещением, практически все журналы умалчивают о детских комнатах и теме детства в целом, что может быть связано с перенятой у аристократии представителями среднего класса традицией передачи обязанностей по воспитанию младших членов семьи специально нанятому персоналу – кормилицам, няням и гувернанткам, в то время как родители мало интересовались жизнью детей. Эту ситуацию проясняет архитектор Г. Мутезиус: «Воспитание детей и содержание детской в английском доме обычно оказывается в стороне от жизни других членов семьи. За исключением того момента, когда детей выводят погулять, они проводят все своё время в детской под присмотром специально нанятых для этой цели женщин и общаются с родителями намного реже, чем это происходит в семьях на континенте. Единственная связь между детской и остальным домом заключается лишь в том, что повар готовит еду и для обитателей детской. В остальном всё, включая приём пищи, происходит отдельно» [9, p. 71]. Таким образом, темы, не интересующие представительниц среднего класса, оказываются и вне поля внимания авторов журнальных статей.
Обязательным и знаковым элементом английского дома в Викторианскую эпоху остаётся камин, что подтверждается его частым упоминанием в журналах. Пространство вокруг камина являлось любимым местом времяпрепровождения для англичан, тогда как сам очаг был важным предметом интерьера, который мог декорироваться в соответствии с сезонной модой. Подобное внимание к этому предмету интерьера было обусловлено как традицией наличия в доме очага и его расположения в центре главной комнаты, так и более прагматическими соображениями. Камин удовлетворял высокие требования англичан к вентиляции, хорошо отапливал помещение, обеспечивал свет и создавал уютное пространство для личного или совместного времяпрепровождения. Однако из центра комнаты камин постепенно сместился к стене, что давало возможность прогревать несколько комнат одновременно или, при наличии камина в двух расположенных рядом комнатах, обойтись одним дымоходом.
С увеличением количества каминов в доме и перемещением процесса приготовления пищи из главной комнаты в подсобные помещения образ камина как символа домашнего очага уступает место более прагматическим критериям, связанным с удобством, комфортом и безопасностью. Однако идея значимости камина как центра дома и олицетворения домашнего очага вернётся в английскую культуру повседневности и на страницы журналов с введением в дома новейших средств отопления и электричества, сделавших традиционный камин предметом ностальгии. Количество каминов в большинстве домов значительно сократиться, тогда как функциональный аспект вновь уступит место идее уюта, комфорта и домашнего очага. По словам автора статьи «Чистое тепло от камина», «Сложно оставаться беспристрастным, когда речь идёт об электрическом отоплении. Есть такие энтузиасты, которые приобрели не только электрические камины, плиты и приборы для уборки, но готовы всю свою жизнь доверить электричеству, используя его для различных целей <…>. В противоположность им есть люди, которые верят, что ничто не сравнится с традиционным английским угольным или дровяным камином с весёлым пламенем и открытым очагом, и беспрестанно шутят над несчастными иностранцами, находящими самое большое удовлетворение в сидении перед керамической печью» [8, p. 34]. Трепетное отношение к традиционному камину говорит о консервативности англичан во взглядах на домашний уют. Безусловно, электричество, в том числе электрические камины, постепенно заменят традиционные способы освещения и отопления, однако образ камина будет постоянно появляться на страницах массовых журналов, что говорит о значимости этого элемента в английской культуре повседневности.
Пространство дома во все времена было неразрывно связано с миром женщины и составляло круг её забот. Однако характер непосредственного участия женщины в оформлении и благоустройстве жилого пространства чрезвычайно сильно зависит от того к какому социальному кругу она принадлежит. Аристократическая отстранённость от домашних хлопот долгое время воспринималась как норма, образец для подражания представительницами среднего сословия. Лишь с изменением политической, экономической и культурной роли среднего класса в британском обществе XIX столетия, которое повлекло за собой трансформацию системы ценностей, идеалов и приоритетов, стала ощутимо меняться роль представительниц данного класса в управлении домашним хозяйством. Журналы отражают данные трансформации предельно наглядно. Так, если до середины XIX века бóльшая часть журнальных статей посвящалась «благородным» занятиям для дам из аристократических семей (музицирование, чтение, рукоделие, рисование и т.д.), то во второй половине XIX – начале XX столетия увеличивается количество информации о том, как контролировать и сокращать расходы по дому, как найти компетентную прислугу, организовать её работу и экономить на ней, распределять обязанности по уходу за детьми между няней и прислугой и т.д. Как отмечает исследователь женского вопроса в Викторианскую эпоху Дж. Перкин, «Идеалом большинства представительниц среднего класса было эффективное управление домашним хозяйством, сравнимое с успешным ведением дел их мужьями, чем женщины вносили свою лепту в семейное благополучие и финансовую стабильность, а также моральное превосходство над супругом. <…> Женщины гордились статусом хороших домохозяек и своей невидимой властью, достигаемой благодаря их влиянию на мужей» [12, p. 87-88].
Помимо продуманного оформления, чистоты и порядка важнейшими составляющими идеального дома викторианского времени являются хорошо организованное управление домашним хозяйством, образованность и учтивость хозяйки – всё это составляет единое целое, круг забот женщины, направленный на создание уюта и привлекательности домашнего очага: «Хорошо приготовленный и разнообразный обед, чистота и быстрота его сервировки, радостность и в то же время скромность (тишина) и сдержанность, безмятежность и чистота дома, каждый уголок которого должен посещаться ежедневно, методическая организация домашней работы, учтивый приём гостей, упражнение ума с целью умения поддерживать разговор - всё это заставит пролетать самые длинные дни, приближая час возвращение мужа домой. <…> Дом должен радовать глаз, веселить сердце, удовлетворять душу. Всё это можно добавить к декору дома, увеличив его комфорт или внеся спокойствие в мысли... Расход мыслей, времени и сил может быть велик в первое время, однако он компенсируется любовью мужа» [17, p. 242-243].
В английских журналах этого времени прослеживается восприятие дома как мира, в котором всё взаимосвязано и требует большого внимания, мудрости и знаний хозяйки. Особенно подчёркивается тесная связь обстановки дома и семьи, уюта домашнего очага и семейного счастья супругов в целом. Статьи об убранстве дома нередко завершаются советами по общению с мужем. Авторы нередко напоминают женщинам об их обязанности уметь поддержать любой разговор и сделать его интересным, а также проявлять внимание ко всему, что говорит мужчина: «Помните, что дом - храм чувств мужчины, поэтому позвольте ему всегда быть достойным этого величайшего сокровища - любви мужчины. Здесь не должно быть места беспорядку, нечищеному камину, грязным скатертям, невкусной или холодной еде (ждите его прихода), жалобам слуг, их недостойному поведению. Светлая улыбка, уютный очаг, продуманный обед, вежливый интерес ко всему, что он говорит - это должно доставлять женщине самое большое удовольствие. В силах женщины не допустить безразличие к ней мужа. Всё должно быть сделано с любовью к вашему главному защитнику. Сделайте ваш дом единственным местом на земле, где живёт счастье, и он скоро станет единственным убежищем вашего мужа от всех раздражителей мира» [11, p. 649]. Дом и семья в представлении англичан оказываются абсолютно неразрывными, а женщина является хранительницей этого очага. Эта зависимость семейного счастья от домашнего порядка и управления хозяйством будет прослеживаться и дальше в статьях на различную тематику, что связано с высокой значимостью традиций в викторианской системе обустройства и оформления жилого пространства и в повседневной жизни в целом. Именно с опорой на них массовые издания этого периода начинают проникать в жилое пространство, напоминая англичанам о традиционном убранстве английского дома.
С 1880-х годов представления о домашнем уюте начинают меняться, всё больше определяясь декором и творческим подходом хозяйки к оформлению интерьера. На смену этическим критериям идеального дома приходят критерии эстетические, что объясняется развитием массовой культуры, основным механизмом которой является процесс постоянного потребления. Значимость домашней обстановки, созданной со вкусом, подчёркивается уже не столько как основа семейного счастья, сколько как показатель уровня прогресса и развития общества, которому необходимо следовать, чтобы идти в ногу со временем: «Не стоит думать, что вкус, проявляющийся в окружающей нас обстановке, не имеет большого значения, поскольку с самых древних времён уровень развития разных народов проявлялся в жилищах людей, и с дальнейшим прогрессом даже не заслуживающие внимания предметы получали красивые формы, некоторые из которых до сих пор находятся в наших музеях и частных коллекциях, чтобы радовать нас в нашем девятнадцатом веке и вдохновлять нас мечтами о прекрасном, которое может быть привнесено в повседневную жизнь» [10, p. 364].
В то же время сохраняется идея о влияние окружающей обстановки на человека, о её воспитательной силе и эстетическом воздействии: «От красоты, окружающей и радующей нас, при хорошем руководстве возможен первый шаг к правильному восприятию прекрасного в человеке и его поведении, что должно радовать нас в наших друзьях и в наших амбициях по отношению к нам самим. Таким образом, становится задачей большой важности организовать нашу жизнь так, чтобы влияния, осознаваемые и неосознанные, которые неизбежно должны иметь на нас воздействие, происходили для усовершенствования и облагораживания нашей природы. Среди наиболее сильных причин хорошего и плохого в нашей жизни работают внешние факторы, объекты, которые всегда нас окружают, незаметно, но неминуемо влияя на нас своей красотой или уродством. Обстановка влияет на нас как наши знакомые, но не действием или словом, но тем, что она собой представляет» [16, p. 7].
Благодаря массовым журналам и появлению в них темы дома, мода на интерьеры постепенно приравнивается к моде на одежду, в которой дамы всегда считали важным быть хорошо осведомлёнными. Более того, возникает потребность не просто приобрести обстановку дома в том или ином стиле, но глубоко разбираться в этой теме и участвовать в этом процессе: «Вы увидите, сколь полезно понимание декоративной живописи для всех, кто желает идти в ногу с «модой на мебель». Тем, кто ещё только начинает погружаться в эту сферу применения декора, часто не удаётся добиться желаемого результата, несмотря на все усилия. Нужно помнить, что декоративное искусство довольно сильно отличается от искусства изобразительного, что эта живопись должна быть обширна, чтобы производить эффект, и что фон должен быть смягчён и не украшен небом, облаками и т.д., но организован таким образом, чтобы выдвинуть вперёд цветы, птиц, листву, которые являются главной составляющей рисунка» [11, p. 649]. Заметки о том, как можно сделать что-то из предметов обстановки и декора самостоятельно, становятся одной из самых распространённых рубрик в женских журналах, заменяя собой советы по укреплению домашнего очага и сохранению мира и любви в семье.
Таким образом, жилое пространство Викторианской эпохи наглядно демонстрирует не только стилевые, но и более глубокие, ценностные трансформации в обществе. Повышение внимания к частной жизни человека проявляется в дальнейшем разделении жилых и хозяйственных, частных и парадных помещений, тогда как повышение статуса женщины проявляется в постепенном отказе от гендерного аспекта в оформлении основных комнат. Важность общественных пространств – гостиной и столовой, - безусловно, сохраняется, поскольку они отражают вкус и статус хозяев дома. В то же время большое значение приобретают и собственные комнаты каждого члена семьи, где человек может отдаться любимым занятиям и провести время наедине с собой или с близкими людьми. Безусловным центром и любимым местом времяпрепровождения в викторианском доме остаётся камин, однако с увеличением числа каминов в доме, их смещением к стене по практическим соображениям, а также перенесением места приготовления пищи в хозяйственные помещения, камин перестаёт быть единственным центром притяжения в доме, тогда как на первый план выходят его функциональные – вентиляционные и отопительные - преимущества. Тем не менее камин остаётся неизменной частью английского дома и символом домашнего уюта, ему уделяется лучшее место в каждой комнате, а декораторы предлагают сезонное оформление этого важного предмета интерьера. Представления о домашнем очаге и роли женщины как его хранительницы в Викторианскую эпоху переживают глубокие изменения. Если в первой половине XIX века обстановка дома являлась показателем семейного счастья и нравственности хозяев и создавалась с целью укрепления брака, оформления уютного домашнего очага, а также поддержания мира и любви в семье, то в последней трети XIX века под воздействием массовых журналов преобладающую роль начинает играть желание хозяев продемонстрировать свой талант и индивидуальность, что делается за счёт декора, обращения к историческим стилям, обилия мебели и различных предметов интерьера, тогда как традиционные ценности и представления постепенно уходят на задний план. На протяжении всего этого периода основную роль в этом процессе играет женщина – любящая жена и хозяйка в начале Викторианской эпохи и главный потребитель предметов интерьера и декоратор – в её второй половине, что находит своё отражение как на страницах массовых журналов, так и в пространстве дома, облик которого меняется параллельно с развитием британского общества.
Библиография
1. Ferry K. The Victorian Home. Oxford: Share Publications Ltd, 2013, 112 p.
2. Flanders J. Inside the Victorian Home: A Portrait of Domestic Life in Victorian England. W.W. Norton & Company, 2005, 528 p.
3. Flanders J. The Making of Home: The 500-Year Story of How Our Houses Became Our Homes, Thomas Dunne Books, 2014, 368 p.
4. Girouard M. The Victorian Country House. New Haven and London: Yale University Press, 1979, 480 p.
5. Gloag J. Victorian Comfort. A Social History of Design from 1830-1900. New York: Macmillan, 1961, 268 p.
6. Hearth & House. London, 1914, №5.
7. Hibbert C. The English: A Social History 1066-1945. London, 1988, 795 p.
8. House & Garden. London: 1920, Vol. 1, №1.
9. Muthesius H. The English House. NY, Rizzoli, 1987, 768 p.
10. Myra's Journal. London, 1888, Vol. XIV, №6.
11. Myra's Journal. London, 1889, Vol. XV, №12.
12. Perkin J. Victorian Women. NY: NYU Press, 1995, 264 p.
13. Rybczynski W. Home: A short history of an idea. London: Heinemann, 1988, 144 p.
14. Snodin M., Styles J. Design and Decorative Arts. Victorian Britain 1837-1901. London: V&A Publications, 2004, 167 p.
15. The Englishwoman’s Domestic Magazine. London: 1872, Vol. XII.
16. The House Beautiful. London: 1904, Vol. 1, №1.
17. The Ladies' Treasure.-London, 1860, Vol. 4.
18. Vanity Fair. London: 1914, July, 16.
19. Worsley L. If Walls Could Talk. An Intimate History of the Home. London, Faber and Faber Limited, 2011, 368 p
References
1. Ferry K. The Victorian Home. Oxford: Share Publications Ltd, 2013, 112 p.
2. Flanders J. Inside the Victorian Home: A Portrait of Domestic Life in Victorian England. W.W. Norton & Company, 2005, 528 p.
3. Flanders J. The Making of Home: The 500-Year Story of How Our Houses Became Our Homes, Thomas Dunne Books, 2014, 368 p.
4. Girouard M. The Victorian Country House. New Haven and London: Yale University Press, 1979, 480 p.
5. Gloag J. Victorian Comfort. A Social History of Design from 1830-1900. New York: Macmillan, 1961, 268 p.
6. Hearth & House. London, 1914, №5.
7. Hibbert C. The English: A Social History 1066-1945. London, 1988, 795 p.
8. House & Garden. London: 1920, Vol. 1, №1.
9. Muthesius H. The English House. NY, Rizzoli, 1987, 768 p.
10. Myra's Journal. London, 1888, Vol. XIV, №6.
11. Myra's Journal. London, 1889, Vol. XV, №12.
12. Perkin J. Victorian Women. NY: NYU Press, 1995, 264 p.
13. Rybczynski W. Home: A short history of an idea. London: Heinemann, 1988, 144 p.
14. Snodin M., Styles J. Design and Decorative Arts. Victorian Britain 1837-1901. London: V&A Publications, 2004, 167 p.
15. The Englishwoman’s Domestic Magazine. London: 1872, Vol. XII.
16. The House Beautiful. London: 1904, Vol. 1, №1.
17. The Ladies' Treasure.-London, 1860, Vol. 4.
18. Vanity Fair. London: 1914, July, 16.
19. Worsley L. If Walls Could Talk. An Intimate History of the Home. London, Faber and Faber Limited, 2011, 368 p
|