Библиотека
|
ваш профиль |
Исторический журнал: научные исследования
Правильная ссылка на статью:
Фоменко И.К.
«Пояс Православия». Святыни Царьграда по материалам средневековых хожений русских паломников
// Исторический журнал: научные исследования.
2017. № 3.
С. 24-38.
DOI: 10.7256/2454-0609.2017.3.21859 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=21859
«Пояс Православия». Святыни Царьграда по материалам средневековых хожений русских паломников
DOI: 10.7256/2454-0609.2017.3.21859Дата направления статьи в редакцию: 01-02-2017Дата публикации: 14-06-2017Аннотация: Предметом данного исследования является локализация православных святынь Константинополя. Царьград — не просто место, изобилующее символами, это сакральное пространство, заключенное в городские стены. Иеротопия Царьграда развивалась и нарастала по мере поступления реликвий, которые доставлялись туда со всей ойкумены. Русские паломники шли туда еще до того, как Москва была провозглашена Третьим Римом. Хожения русских паломников являются основным источником для определения местоположения святынь, реликвий, объектов поклонения, паломнических маршрутов. Автор исследования реконструирует топографию храмов, локализацию реликвий и паломнические маршруты по Царьграду. На основе изучения средневековых хожений русских паломников автор создает карты реконструкции, отражающие топографию мест поклонения святыням Константинополя. Основным вкладом автора в исследование данной темы является рассмотрение топографии православных святынь Константинополя в комплексе. Новизна работы состоит в визуализации местоположения реликвий в храмах города. Особенно значима предложенная автором реконструкция расположения реликвий в храме Святой Софии. Авторские реконструкций отражают теснейшую духовную связь между Византией и Русью. Ключевые слова: Царьград, паломники, святыни, хожение, константинопольские холмы, реликвии, святые мощи, чудотворные иконы, православие, Святая СофияAbstract: The subject of this research is the localization of Orthodox shrines in Constantinople. This city was not only a place abounding in symbols, but also a sacred space confined within city walls. The heiropotia of Constantinople developed and grew as relics arrived that came from all corners of the Oikomena. Russian pilgrims went there even before Moscow was pronounced to be the Third Rome. The journeys of the Russian pilgrims are the main source for the identification of the location of shrines, relics, objects of worship, pilgrim routes. The study's author reconstructs the topography of churches, localizes relics and pilgrim routes in Constantinople. On the basis of the study of medieval journeys of Russian pilgrims, the author drew maps of reconstructions, which reflect the topography of the places of worship in the shrines of Constantinople. The main contribution of the author to the study of the given topic is the examination of the topography of Orthodox shrines in Constantinople as a complex. The work's novelty lies in its visualization of the location of relics in the city's churches. The author's proposed reconstruction of the location of relics in the church of Hagia Sofia is particularly significant. The author's reconstructions reflect the close spiritual connection between Byzantium and Rus. Keywords: Hagia Sofia, Orthodoxy, miracle-working icons, holy relics, relics, hills of Constantinople, journeys, shrines, pilgrims, ConstantinopleА в Царьград аки в дубраву велику внити: без добра вожа не возможно ходити… «Странствия» Стефана Новгородца, 1348—1349 гг. Пролог Рис. № 1. Центры духовной культуры Византии VII—XII вв. Реконструкция автора.
Связь Константинополя, Второго Рима с «Римом Третьим и последним» очевидна, преемственность эта пронизана эсхатологией на века. Именно в 7000 г. (1492) (Sic!) по Александрийскому летоисчислению, сиречь от Сотворения Мира, принятому на Руси, когда всерьез ожидалось Светопреставление, митрополит Московский и всея Руси «Зосима Брадатый» (занимал митрополичью кафедру в 1490—1494) провозгласил мессианскую «русскую идею» — «Новый град Константинополь суть Москва». А при сравнении любого плана Константинополя, к примеру, с чертежом укреплений Московского Кремля и Китай-города 1707—1709 гг., их «земное подобие» просто поражает. Рис. № 2. План укреплений Кремля и Китай-города, изготовленный в 1707—1709 г. по распоряжению Петра I.
На старинных русских космографиях отчетливо видно, как Русь соединена со своей духовной прастолицей Царьградом, словно материнской пуповиной, «православными реками» Босфором и Днепром. С годами эта связь не ослабевает, а становится все теснее. Ибо для православной Российской империи, наследницы империи Византийской, «меридиан православия» проходил через Царьград и купол Святой Софии, что можно видеть на старинных картах, когда данный графический инструментарий уже был снабжён соответствующими картографическими элементами. И не случайно Андрей Первозванный, небесный покровитель России, считается апостолом как Руси, так и древнего Византия-Константинополя. В России искренне считали, что Проливы, Константинополь и далее на Юг и Восток, вплоть до Святой Земли — все это продолжение православного мира Руси, который волею судеб был насильственно от нее отторгнут. Вселенский патриарх Герман IV накануне войны «за ясли Господни» направил слезное послание российскому самодержцу Николаю I с просьбой о защите прав единоверцев (русские государи после падения Константинополя в 1453 г. считались преемниками римских и византийских императоров), которые грубо попирались латинянами в Иерусалимском патриархате. Отметим, что форма этого письма к русскому царю полностью соответствовала патриаршему обращению к византийским василевсам! Рис. № 3. Иллюминованная гравюра «Византий, а ныне Константинополь» происходит из первого тома «Атласа городов мира», изданного на французском языке в Кельне после 1575 г. Составитель Георг Браун; гравер Франс Хогенберг; художник Георг Хуфнагель.
Расположение Царьграда на пересечении двух континентов предопределило ему роль моста между цивилизациями Европы и Азии. При виде панорамы Константинополя захватывало дух у путешественников со всех концов ойкумены, из восторженных цитат, посвященных великому «Городу», «столице Мира», «представительству Бога на Земле» можно составить целые тома. Неповторимость местоположения Константинополя, многовековая миссия противостояния натиску разноплеменного Востока на Запад и католического Запада на Восток, как ничто другое, роднит его с Русью. Свет православной Византии, самого цивилизованного государства Средневековья, продолжает пробиваться к нам через толщу веков как от потухшего небесного светила, а Царьград, несомненно, был звездой первой величины. Вспомним, что вплоть до 1930 г. официально принятое в международных отношениях название города на Босфоре было именно «Константинополь» (тур. «Константинийе»), что признавалось и парламентом Турецкой Республики Великим национальным собранием. К примеру, в статьях Лозаннского договора 1923 г. используется исключительно топоним «Константинополь». Приведем ряд исторических реконструкций, в которых предпринята попытка отразить теснейшую духовную связь между Византией и Русью. Покажем, почему манил и притягивал Константинополь русских паломников, которые, не взирая ни на какие опасности и невзгоды, торили «духовные пути» между Русью и царством ромеев. Под небом Византии Основным проскинитарием (путеводителем) по Царьграду в нашем обзоре будут исторические карты-реконструкции, полностью основанные на таких уникальных исторических свидетельствах как «хожения» (путевые записки) русских паломников XIII—XV веков: Хожение по святыням Константинополя новгородского архиепископа Антония (в миру Добрыни Ядрейковича) в 1200 г.; Анонимное хожение в Царьград XIV в.; Странствия Стефана Новгородца в 1348—1349 гг.; Хожение Игнатия Смольнянина в Царьград в 1389 г.; Хожение дьяка Александра по святым местам в 1391—1397 гг.; Хожение иеродьякона Зосимы в 1419—1422 гг. в Царьград, Афон и Палестину. Русские калики перехожие посещали Царьград, когда слава его уже померкла, однако и в XIV—XV веках Седмихолмый Град Премудрости Божией не терял для них привлекательности, о чем свидетельствуют тексты «хожений», которые можно считать одним из лучших источников о Константинополе эпохи Палеологов. Проиллюстрируем топонимику Константинополя, на исторических картах-реконструкциях выдержками из хожений русских паломников XIII—XV столетий, а наше паломничество мы будем совершать по семи холмам Константинополя, начиная с Первого. Рис. № 4. Храмы и монастыри Константинополя, где хранились наиболее выдающиеся реликвии Христианского мира. Реконструкция автора. 1. В Большом дворце, в храме Богородицы (Фаросский храм): 1. Плат (Убрус) с изображением Спаса Нерукотворного, посланный Христом эдесскому царю Авгарю; 2. Св. Черепица с ликом Христа со Св. Плата; 3. Письмо Христа к царю Авгарю; 4. Таз, в котором Христос омыл ноги своим ученикам; 5. Линтеон, которым был подпоясан Христос; 6. Терновый венец; 7. Плащ; 8. Бич; 9. Трость; 10. Губка; 11. Древо Креста; 12. Гвозди; 13. Копье; 14. Кровь; 15. Ризы; 16. Пояс; 17. Обувь; 18. Плащаница; 19. Погребальный Плат; 20. Камень, подложенный под голову Христа; 21. Одежды Богородицы (мафорий, пояс, обувь); 22. Голова св. Иоанна Крестителя; 23. Его рука; 24. Волосы Иоанна Крестителя, его одежда и обувь; 25. Жезл Моисея; 26. Часть милоти св. Илии Пророка; 27. Голова апостола Павла и его оковы; 28. Рука св. апостола Андрея; 29. Рука св. Стефана первомученика; 30. Череп и палец св. апостола Фомы; 31. Голова св. Луки Евангелиста; 32. Мощи св. Власия мученика; 33. Мощи св. Косьмы и Дамиана; 34. Мощи св. Петра, Александрийского патриарха и мученика; 35. Бедро Григория Назианзина; 36. Мощи св. Пантелеймона; 37. Мощи св. мученика Федора; 38. Одежда св. мученика Дмитрия; 39. Голова св. Григория, епископа Вел. Армении; 40. Мощи патриархов Авраама, Исаака, Иакова. 2. В Большом дворце, церковь Михаила Архангела: 1. Виноградная лоза, от которой Ной пил вино; 2. Стол, за которым Авраам угощал Ангелов. 3. Софийский собор: 1. Кусок ткани (рождественской пеленки) Христа; 2. Дары Волхвов; 3. Золотой сосуд, из которого возлили миро на главу Христа; 4. Кровь Христа; 5. Кровь св. Пантелеймона; 6. Череп и мощи св. Пантелеймона; 7. Омофор св. Григория Неокесарийского; 8. Голова мученика и исповедника Анастасия; 9. Скамья св. Иоанна Богослова; 10. Часть хлеба, преломленного на Тайной Вечере; 11. Гвозди и знаки, которыми иудеи отметили погребение Христа; 12. Камень из колодца Иакова, на котором сидел Христос во время беседы с самаритянкой; 13. Четыре медные трубы, виновные в падении стен Иерихона; 14. Три двери, изготовленные из досок Ноева ковчега. 4. Монастырь св. Лазаря: Гробница с телом св. Лазаря четырехдневного; 2. Мощи Марии Магдалины; 3. Мощи свв. Марфы и Марии, сестер Лазаря. 5. Церковь св. мученика Георгия в Манганах: 1. Мощи св. Георгия; 2. Рука мученика Прокопия. 6. Церковь Халкопратийской Богородицы: 1. В большом приделе — мощи св. Никиты Мученика; 2. Гроб Симеона Богоприимца; 3. Пояс Богородицы. 7. Колонна Константина. Под ней 12 корзин с кусочками 5-ти хлебов; секира Ноя, которой он рубил ковчег. 8. Церковь свмчц. Евфимии: 1. Мощи и глава св. Евфимии; 2. Рука Максима Исповедника; 3. Мощи Леонтия Исповедника. 9.Церковь свв. Сергия и Вакха: Глава св. Сергия и глава св. Вакха, остатки меча и хламиды. 10. Церковь сорока мучеников: Мощи сорока мучеников. 11. Церковь св. Юлиана Мученика: Мощи свмчк. Юлиана 12. Церковь Стефана Первомученика: Мощи св. Стефана под алтарем. 13. Церковь Всех Святых: Мощи святых. 14. Церковь св. Апостолов: 1. Мощи св. Апостола Андрея; 2. Мощи св. Евангелиста Луки; 3. Мощи св. Тимофея; 4. Мощи св. Иоанна Златоуста; 5. Мощи св. Григория Назианзина; 6. Глава св. апостола Матфея; 7. Мощи св. Константина; 8. Мощи святых патриархов — Стефана, Мефодия, Никифора; 9. В ризнице хранится омофор, риза и епитрахиль св. Иоанна Златоуста. 15. Церковь свмуч. Анастасии: В крипте мощи св. Анастасии. 16. Церковь св. Лаврентия Мученика: Глава св. Лаврентия. 17. Церковь св. Исайи Пророка. Часть мощей св. Исайи. 18. Церковь Ильи Пророка. Часть его милоти. 19. Церковь Влахернской Богородицы: 1. Риза Богородицы; 2. Посох Богородицы. 20. Монастырь Богородицы Перивлепты: 1. Мощи св. Арсения Великого; 2. Мощи св. Варнавы; 3. Мощи св. Родиона; 4. Мощи св. Епафраса; 5. Мощи свв. Сергия и Вакха; 6. Мощи св. Косьмы и Дамиана; 7. Мощи свв. Пантелеймона, Ермолая, Кира, Иоанна, Афанасия, Григория Назианзина; 8. Мощи Павла Фивейского. 21. Церковь свмуч. Мокия: мощи св. Мокия и св. Самсона, находились под алтарем в саркофагах. 22.Студийский монастырь Иоанна Крестителя: 1. Глава Иоанна Крестителя; 2. Мощи св. Федора (первого настоятеля монастыря); 3. Мощи св. Иосифа Исповедника; 4. Мощи св. Вавилы Мученика. 23. Монастырь свмуч. Диомида: 1. Мощи и глава св. Диомида; 2. Евангелие от Иоанна, написанное самим апостолом. 24. Церковь св. Романа Мученика и Пророка Даниила: 1. Мощи св. Даниила в крипте под алтарем; 2. Мощи св. Романа; 3. Мощи трех свв. отроков — Анании, Азарии, Мисаила; 4. Мощи Пророка Аввакума; 5. Мощи св. Никиты Мученика. 25. Церковь Иоанна Предтечи (Придворный храм): 1. Хлеб тайной вечери; 2. Кровь Христа; 3. Волосы из бороды Христа, которые вырвали иудеи во время Распятия; 4. Кусок копья (наконечник), которым был пронзен Христос, кусок трости и губки; 5. Одежда Христа. 26. Монастырь Пантократора: 1. Часть мраморной плиты (Камень Помазания), на которой лежал Христос после Распятия; 2. Глава св. Спиридона. 27. Церковь св. Франциска: 1. Мощи св. Андрея; 2. Мощи св. Николая; 3. Одежда св. Франциска; 4. Ключица св. Екатерины; 5. Мощи св. Луи (Людовика) Французского; 6. Мощи св. Си Генуэзского; 7. Часть руки св. Пантелеймона; 8. Мощи св. Марии Магдалины; 9. Мощи Луки Евангелиста; 10. Мощи св. Игнатия; 11. Правая рука без кисти св. Стефана Первомученика; 12. Правая рука св. Анны; 13. Мощи св. Василия; 14. Мощи св. Лаврентия; 15. Мощи св. Дионисия. 28. Монастырь Богородицы Панахранты Всенепорочной): до 1245 г. хранилась голова апостола Филиппа. 29.Церковь Христа Филантропа.
I холм. Храм Святой Софии Премудрости Божией. Анонимный паломник XIV века в своих Записках пишет следующее. «Аще кто поидет в Констянтинополе, в нарицаемыи Царьград, на поклонение святым страстем господним и святои Софеи, и воидя в Царьград, поити ко Святои Софеи; пришед к неи, поити во святую Софею в притвор полуденными дверьми… А оттоле поиде мало есть входы направо на полату к патриарху к притвору святыя Софея. А из притвора полезти в святую Софою направо средними дверьми западными. А возле тых двереи есть двери Ноева ковчега, и цепь железная, юже пошаше Павел апостол, и тыми дверьми знаменаются крестьяне, исцеление от них бывает. А над дверьми есть Спас чюдотверныи иконы высоко, тот Спас много больных исцеляет. .. Оттоле поити к олтарю прямо к животворящему кресту: ту есть во олтари животворящий крест, на котором распяша господа… Далее поидя мало по левои стороне есть теремец, а в теремци свята Богородица: таа икона посылала мастеры на Кыев ставити церкви Печерьскыа во имя святыа Богородица. Та же икона плакала, коли фрязи взяли Царьград и держали 62 лета… тая же икона многии целит больных…» [1, с. 236—238]. Церковь Св. Ирины (или Мира). Монастырь Св. Великомученика Георгия Мангана. Церковь Св. Спас или Христос Милостивый. «Близ же святыя Софии Христос Милостив, монастырь женски, вода есть святая в нем под церковью. В песок ноги копающи прокажени болящи исцеление приемлют бесчисленно» — свидетельствует иеродьякон Троице-Сергиева монастыря Зосима, посетивший Царьград, Афон и Палестину в 1419—1422 годах [3, с. 297]. Монастырь Св. Богородицы (св. Анастасии Патрикии). Монастырь Панагран. Монастырь Панданас (Всевладычицы). Монастырь Св. Богородицы Одигитрии (Наставницы). В «мемуарах» дьяка великого князя Московского Василия I — Александра, ходившего «куплею в Царьград», сиречь по торговым делам в 1391 —1396/1397 годах сказано, что «В Одегитрии икона святъи Богородици выходить в всякои вторник и творить чюдеса, и кто с върою приходит, здравие получает. Писал же сию икону Лука еваггелист» [4, с. 293]. Новая Церковь (Енеаклесия.) Монастырь Святых Сергия и Вакха. Монастырь Св. Димитрия. Монастырь Св. Лазаря. Церковь монастыря Св. Варвары. Монастырь Св. Киприана. Монастырь Св. Андрея Христа ради Юродивого. Колонна с конным памятником Юстиниану. Аноним: «Выидя из святыа Софеи и с церкви полуденными дверьми есть при правои руце столп камен высок, а на столпе царь Устиниан на кони: царь меден, дръжит в левои руце яблоко злато со крестом, а правую руку поднял на полдни, а противу ему 3 столпы камены, на столпах 3 цари поганыи, все слепи медяны, аки живы стоят, колена поклонили царю Устиану и городы свои предают ему в руце. Тако рекл Устиань царь: “Вся земля Сорочиньскаа под моею рукою”» [4, с. 238]. Ипподром. «А оттуде есть, яко стреловище есть, место, зовется Подорожье, урыстанье конское. И тут стоять столп на спе, соп есть человеки с три высота его. На спе Том лодыги четыре мраморны, а на лодыгах тех поставлен столп, высота его шестьдесят сажен, а ширина его одна сажень, един камень, без става. И ты, человече, не могыи тому подивитися, кто то есть ставил, какие се были люди!» — пишет о диковинах царьградских насельник Троицы Зосима [3, с. 297—298]. Обелиск Египетский. Змеиная колонна. «Колосс». Колонна Феодосия. II холм. Колонна Константина Великого. Церковь св. Великомученика Феодора Тирона. Колонна Феодосия. Рис. № 5. Перемещение наиболее выдающихся восточно-христианских святынь на Русь (X—XIII вв.). Реконструкция автора.
IV холм. Храм Св. Апостолов; о котором в Хожении Игнатия Смольнянина в Царьград (1389 г.) читаем следующее: «…Идохом к Апостольстей церкви и, поклоньшеся, целовахом святый столп, на нем же биен бысть господь наш Исус Христос. Ту есть и Петров камен, на нем же плакася горко о отметании. И поклонихомся образу пресвятыя Богородица, иже явися святу старцю в пустыни. И бяше ту гробовее царьстии великаго Коньстянтина и Феодосиа Малаго и инии мнози» [5, с. 280]. «А у святыя же и Апостольския церкви царь Конъстянтин с материею своею лежать во едином гробъ; и за тъм гробом лежит мрамор, а в нем стопа святаго апостала Петра, аки въ воск воступил; той же камень из Рима принесен. И в той же церкви во олтари лежит святый Иоан Златоустыи и Григореи Богослов; на олтарнъй же преградъ святых мощи… Олтарь же посреди церкви; а пред олтарем стоит столп мраморян, у него же Христос привязанъ бысть (а доска, на ней же положенъ бысть Господь, егда сняша Его со креста, и тогда святая Богородица плакала, осязавши тъло Сына Своего и Бога, и шли слезы Ея на доску ту, и суть бълы видънием, аки капля вощаныя, и та доска лежитъ во Понтократаръ монастыръ)» — читаем в «Книге паломник» Добрыни Ядрейковича, посещавшего святыни Константинополя в 1200 году [6, с. 228—229]. Церковь Стефана Первомученика. Монастырь Пантократора (Вседержителя). В сочинении, посвященном путешествию в Царьград, известного русского писателя конца XIV — начала XV вв. Игнатия Смольнянина (Игнатий в 1389 г. вместе с московским митрополитом Пименом совершил путешествие в Константинополь и по приказу митрополита составил его описание) читаем: «И идохом в велики честны манастырь Пандократор и целовахом святую дъску господню, на ней же, со креста снемше, тело Христово положища. И пречистые слезы на том възбразишась, в ту есть корчага в самородном камени сделана, в ней же Христос воду и вино претвори, и держат в ней воду богоявлении, ту лежат главы святых Сергеа и Вакха и Якова Перьскаго» [5, с. 280]. Монастырь св. Константина. Монастырь Липса. «Монастырь женски Липеси, туто лежить святыи Стефан, туто лежить царица Ирина, туто лежит царица русская Анна, дщи московкого великого князя Василиа Дмитриевича, внука князя великого литовского Александра, зовомаго Витофта» [3, с. 299]. Одна из церквей монастыря была построена Константином Липсом, занимавшим высокий пост при дворе императора Льва Философа (Мудрого). Это одна из старейших церквей Константинополя (ныне — Фенари Иса джами), она датируется 908 г. и посвящена Богородице Теотокос Панахрантос (Непорочной). В храме находились захоронения нескольких членов дома Палеологов; во время археологических раскопок в XX в. был обнаружен ряд гробниц и два императорских саркофага. Там же была похоронена и старшая дочь Московского Великого князя Василия I Дмитриевича «Царица Анна Русская» (1393—1417 гг.). Анна Васильевна Палеолог, жена императора Иоанна VIII Палеолога в бытность его соправителем при отце Мануиле II, скончалась через три года брака во время чумы в Константинополе летом 1417 года. С 1416 г. она носила титул «Младшей Императрицы». Сохранилось портретное изображение «Анны Московской» на «Большом» саккосе Киевского митрополита Фотия (Оружейная Палата, Москва). Монастырь Аполиканти Панахранту (Пренепорочная). «И всторонь того монастыря (Пантократора — Прим. авт.), с два перестрелища, зовется монастырь Аполикапти; пред ворот монастыря того лежит жаба каменна. Сиа жаба при царе при Лве Премудром по улицам ходя, сметие жерла, а метлы мели. Встанут по рану люди, а улицы чисты» — приводит одну из многочисленных константинопольских легенд Зосима [3, с. 298]. Монастырь Пантепопта (Всевидца). V холм. Монастырь Святой Богородицы (Паммакариста). Монастырь св. Евфимии. Монастырь Кир Марта. Монастырь Панвасилевс. Монастырь св. Мученицы Феодосии. «Странник» Стефан Новгородец (1348—1349 гг.) пишет: «И … идохом к святой Феодосии девице и целовахом ю; ту есть монастырь женскы въ имя ея при мори; есть же чюдно велми: в всякую среду и пяток аки праздник: множество мужеи и жен подавают свеща и масло и милостыню. Ту же множество людеи лежит болных на одрех различными недуги одръжими приимают исцелениа и входят в церковь, а ины вносят и ложатся пред нею по единому человеку, а она въступает, идеже кого болит, и здравие приимают…» [2, с. 257]. Монастырь Евергетис. VI холм. Монастырь св. Иоанна Дамаскина. Монастырь Продром (св. Иоанн Предтеча). Церковь «Влахернская Пресвятыя Богородицы». «В Лахерн риза святъи Богородици и от пояса еа» (Дьяк Александр) [4, с. 293—294]. Монастырь св. Косьмы и Дамиана. VII холм. Монастырь Студийский. «Таж идохом ко святому Иоанну в Студискы монастырь, много бо сут ту видениа, не възможно писати, и целовахом тело святаго Савы повара: 40 лет варил на братию ясти. А другое тело святыя Соломаниды… Церковь же та велика велми и высока, полатою сведена; иконы в неи, аки солнце, сиают, велми украшены златом, а дно церковное — много дивитися: аки женчюгом иссажена…Ту жил Феодор Студискы и в Русь послал многы книги: Устав, триоди и ины книгы» (Стефан Новгородец) [2, с. 256]. Будущий архиепископ новгородский Антоний о знаменитом Студионе, который он посетил в 1200 г., написал следующее: «И есть во Цариградъ Неусыпающии монастырь. По вся бо недъли по церквам неизменно стоят, чрез нощь до свъта молящи Бога и тако творят присно; покаялных отцев бълцев не держать, но иноков старых, умъющих заучити закону Господню» [6, с. 226]. Пиги (Живоносный источник Пресвятой Богородицы). «А от Данильа святаго на запад поити вон из Царяграда на поле есть манастырь, рекомыи Пигиа: в том манастыри свята вода и рыбкы святыи; тою водою умываются больныи, пьют ю, исцеление бывает» (Аноним) [1, с. 243]. Монастырь Перивлепты (Славной или Прекрасной Богородицы). «Въ монастыре же Перевлепте рука Предтечева, ею крестил Христа и глава Григориа Богослова и поп Григории Никодимииски, и главы Татианы мученицы, мощи многых святых» — упоминает инок Зосима [3, с. 298]. Монастырь преподобного Андрея Критского. Монастырь Патриарха Тарасия. Колонна императора Аркадия. «И есть столп идучи к Студийскому монастырю, весь подписан, что на свете есть; сии столп поставил Аркадии царь на память собе» (Зосима) [3, с. 298]. Имеется в виду колонна императора Аркадия (395— 423 гг.; правил до 408 г.), установленная на форуме Аркадия на холме Ксиролоф (с гр. «Сухой холм») в 402/403 г. в честь его отца Феодосия I. Колонна, достигавшая в высоту около 47 м, имела своим образцом колонну Траяна в Риме. Эта величественная колонна рухнула во время землетрясения 1719 г.; до нынешнего времени дошла только ее база. При османах здесь находился невольничий рынок Аврет базар, где была продана в гарем падишаха Настя Лисовская, будущая жена Сулеймана Кануни больше известная в истории как «Хюррем Султан». Церковь «Святого Константина». Рис. № 6. Хожение по святыням Константинополя новгородского архиепископа Антония в 1200 г. Реконструкция автора.
Будущий архиепископ Великого Новгорода Антоний (занимал архиепископскую кафедру в Новгороде с небольшими перерывами с 1210 по 1229 гг.), а в 1200 г. простой русский паломник Добрыня, вдоль и поперек исходил священное пространство Великой Церкви, изобилующей христианскими реликвиями, успев увидеть все великолепие храма до его поругания латинскими «пилигримами» в 1204 году. «Преже поклонихомся святъи Софъи и пресвятаго Гроба Господня двъ досцъ цъловахом и печати гробныя и икону пресвятыя Богородицы, держащую Христа; в того Христа жидовин ударил ножем в гортань, и изошла кровь... И в неи двери олътяря малаго стоить крест мърныи: колико былъ Христос возвышен плотию на земли; и за тъм крестом лежит Аньна, иже давала двор свои святъи Софъи (на нем же и поставлен малыи олтарь), и того ради положена бысть ту… И оттолъ же столп есть, идучи ко дверем, святаго Григория чюдотворца, обит досками мъдными: у того столпа явился святыи Григории; и народ цълующе и трутся перьсмьми и плещами около столпа на исцълъние болъзнем; и ту стоитъ икона святаго Григория; и ту же у столпа на память его празднует патриарх, положив мощи его... На странъ же дверий стоит икона велика, а на неи написан царь Корлъи о софос, и у него камень драги в челъ и свътит в нощи по святъи Софъи. Тои же царь Корлъи вземъ грамоту во гроб у святаго пророка Данила и переписал ю философьски, кому же быти царем во Царъградъ, дондеже и стоит Царьград… У олтяря же великаго на лъвои странъ мъсто, идъ же глаголал аггел Господень ко отрочищу: “Не иду отъ места сего, дондеже стоитъ святая София”… И на тои же странъ поставлена икона велика святыхъ Бориса и Глъба и ту имъют писцы» [6, с. 221—225]. Рис. № 7. Вид проспекта внутри Софийской мечети в Константинополе». Гавриил Сергеев. 1793 — 1794 гг. Константинополь. Акварель, гуашь. Видописец Гавриил Сергеев входил в штат посольства Михаила Илларионовича Кутузова, которое находилось в Константинополе с сентября 1793 — по март 1794 гг. Сергеев «снимал виды» османской столицы и изготавливал стратегические карты Царьграда. Вероятно, это первое изображение внутреннего пространства храма, сделанное русским художником. Сергеев был одним из немногих «гяуров», попавших внутрь мечети Айя-София после 1453 г., благодаря стараниям и кошельку Кутузова. С западной галереи он тщательнейшим образом фиксировал каждую деталь интерьера Великой Церкви, образ которой императору Юстиниану был явлен во сне ангелом. Рис. № 8. План Святой Софии Константинопольской с указанием местоположения реликвий, хранившихся в главной церкви Византии до разграбления города крестоносцами IV крестового похода в 1204 г. Реконструкция автора.
Реликвии, хранившиеся в Святой Софии Константинопольской до посещения ее латинскими «пилигримами» в 1204 г.
1. Скевофилакион(ризница): ткань, в «которую был обернут Христос в Рождестве своем, пеленки и кусок полотна»; золото, принесенное Волхвами; древо Креста Господня; кровь Христа; кровь и молоко мученика Пантелеймона (в «большом сосуде из хрусталя, покрытом золотом, причем сохраняются в жидком, но несмешанном состоянии вплоть до сего дня (XI в. — И.Ф.), сверху молоко, снизу кровь. В праздник святого Пантелеймона они меняются местами», череп и мощи св. Пантелеймона; омофор и предметы, относящиеся к пастырскому служению св. Григория, архиепископа Неокесарийского; глава св. мученика и исповедника Анастасия; скамья св. Иоанна, «на которой он всегда сидел и писал»; «мера длины Тела Христова, которая была снята верными мужами в Иерусалиме»; глава апостола Кондратия; «глава Ермолы и Стратоника и Германова рука, ею же ставятся патриарси»; «блюдо велико злато, служебное, Олги Руской»; блюдо на «неи же Христос вечерял со ученики своими в великий четверок»; Чудотворная икона Спаса. 2. У дверей ризницы: крест, украшенный золотом, серебром и драгоценными камнями (по мере длины Тела Христова), изготовленный по распоряжению императора Юстиниана I. 3. В стене: частица хлеба с Тайной Вечери; гвозди, пила; «знаки, которыми иудеи отметили погребение Господа». 4. В стене: реликвии, относящиеся к Страстям Господним. 5. Чудотворная икона Спаса (чудо о писце). 6. Колодец Иакова (верхняя часть) на котором сидел Христос, когда беседовал с самаритянкой. 7. На полу: четыре медные трубы, которые «в подражание ангелам, имели иудеи, когда пали стены Иерихона». 8. На стене: серебряный позолоченный крест с изумрудами, изготовленный по распоряжению св. Константина «по подобию тех фигур и звезд, которые он видел в небе». 9. Чудотворная икона Богородицы (чудо о пронзенном иудеем горле Христа и истечении крови из раны на иконе). 10. Императорские чудотворные двери, изготовленные из досок Ноева ковчега. 11. Чудотворная икона Богородицы, которая разговаривала с Марией Магдалиной (привезена императором Львом Мудрым из Иерусалима). 12. Чудотворная икона Спаса. 13. Чудотворный дверной засов на царских вратах (больной вставлял его в рот, и болезнь через рот выходила вон). 14. Чудотворная плита, «на которой само собой появилось с одной стороны изображение Богородицы и Иисуса Христа, а с другой Иоанна Крестителя». 15. На полу выложены порфиром изображения четырех Райских рек: Геона, Фисона, Тигра и Евфрата; один из элементов сакрализации пространства Святой Софии. 16. Место, где 29 мая 1453 г., когда турки ворвались в Храм, исчез в стене священник со святыми дарами. Согласно поверью он появится вновь, чтобы продолжить прерванную литургию, когда над Святой Софией вновь будет водружен крест. 17.Чудодейственное окно, из которого в любое время года исходит прохладная струя воздуха и дует в направлении того места, где за род людской молилась Богородица. 18. Мощи различных святых, вмонтированные в стены и колонны (отмечены крестами). 19. Мощи различных святых на галереях, вмонтированные в стены и колонны (отмечены крестами). 20. Порфировый круг, где венчали императоров на царство. На этом месте «молилася святая Богородица к Сыну своему и Богу нашему за род християньский». 21. Чудотворный столп с мощами св. Георгия; дает исцеление страждущим, именно от тех болезней, какими болен человек. 22. Железная цепь, которой был скован апостол Павел. 23.Чудотворная стеклянная чаша на мраморном столбе (чудо о том, как стеклянный сосуд с маслом для иконы Спаса сорвался и расколол каменный столб; сосуд не разбился, и масло не пролилось). 24. «Святая икона» Троицы. 25. «Трапеза Авраамля, на тои трапезе покладал Авраам хлеб перед Троицею и обедал с Троицею». 26. «Одр железный», на коем претерпевали мучения св. Георгий и св. Никита. 27. «Ларец камен на столпци», в котором находятся мощи 40 мучеников и 11 «младенец избиенных». 28. «Патриарх Арсенеи в теле, больным от него исцеление бывает». 29. Чудотворный столп с мощами св. Григория Богослова. 30. Чудотворная «беседа, на неи же плакал Иеремия пророк Иерусалима града». 31.«Столпец, под ним же плакал Петр апостол», а также там находятся «столпцы каменыи иерусалимьскые». 32. «Теремец, а в теремци свята Богородица: таа икона посылала мастеры на Кыев ставити церкви Печерьскыа во имя святыа Богородицы». Эта чудотворная икона плакала, когда «фрязи взяли Царьград (1204 г. — прим. автора) и держали 62 лета». 33. Доска Ноева ковчега; «на тои досце покладают страсти господни въ великыи четверток: губу и трость и копие». 34. Чудотворная каменная икона Спаса. 35. «Иоанна Златоуста посох к стене прикован». 36. «Гроб святаго Иоанна Златоустого покровен дьскою, утворенную златом и камением драгим, а сам лежит аки жив». 37. «Кладезь и чаша мраморъна 6 сажень, в неи же патриарх крещает». 38. «Телега сребряна Констянтина и Елены». 39.Место, где ангел Господень сказал отроку: «Не иду от места сего, донедже стоит святая София». В этом месте также «три иконы поставлены, а на них написано три ангелы и множество ту народа Бога молят». 40. «Над святою трапезою великою на сред ея под катапезмою повешен Коньстянтиновъ венец». 41. Чудотворные 3 золотых кадила и золотой крест, которые «учинил велики царь Иустиян», которые «Духом Святым вознесошася горе». 42. «Икона велика святых Бориса и Глеба». 43.Чудотворный образ Стефана Первомученика, который помогает при болезни глаз. Рис. № 9. Перемещение памятников духовной культуры в пределах византийско-славянской контактной зоны. Реконструкция Игоря Фоменко.
Эпилог «О Город, Город, око всех городов, предмет рассказов во всем мире, зрелище превышемирное, кормитель церквей, вождь веры, путеводитель православия, попечитель просвещения, вместилище всякого блага!» Никита Хониат. «История со времени царствования Иоанна Комнина (1186—1206)».
«Не убо да разумеети окаянне, аще вся преждереченная Мефодием Патарским и Львом Премудрым: знамение о граде сем совершишася, то и последняя не придут, но такожде совершитися имут; пишется бо: Русские же род со Преждесоздательными Всего Измаилта победят и Седмихолмаго примут и в нем воцарятся». Воскресенская летопись, XVI в.
Библиография
1. Анонимное хожение в Царьград (XIV в.) // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников. XII—XV. Исследование. Тексты. Комментарии. М.: Наука, 2005. 438 с. С. 236—245.
2. Из странствия Стефана Новгородца. От странника Стефанова Новгородца (1348—1349 гг.) // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников. XII—XV. Исследование. Тексты. Комментарии. М.: Наука, 2005. 438 с. С. 253—259. 3. Хожение Зосимы в Царьград, Афон и Палестину. Книга, глаголемая ксенос, сиречь странник, списанный Зосимом диаконом о русском пути до Царя града и от Царя града до Иерусалима. Благослови, отче // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников. XII—XV. Исследование. Тексты. Комментарии. М.: Наука, 2005. 438 с. С. 296 — 310. 4. Хожение дьяка Александра (1391—1396/1397 гг.). О Царьграде // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников. XII—XV. Исследование. Тексты. Комментарии. М.: Наука, 2005. 438 с. С. 293—294. 5. Хожение Игнатия Смольнянина в Царьград (1389 г.) // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников. XII—XV. Исследование. Тексты. Комментарии. М.: Наука, 2005. 438 с. С. 278—285. 6. Хожение в Царьград Добрыни Ядрейковича. Книга паломникъ // Малето Е. И. Антология хожений русских путешественников. XII — XV. Исследование. Тексты. Комментарии. М.: Наука, 2005. 438 с. С. 221 — 235. 7. Фоменко И. К. Царьград на старинных картах XVI — начала XX вв. (из собрания ГИМ). Часть I. XVI — XVIII вв. М.: Актеон, 2011. 502 с. 8. Фоменко И. К. Царьград на старинных картах XVI — начала XX вв. (из собрания ГИМ). Часть II (XIX — начало XX вв.) М.: Актеон, 2011. 605 с. 9. Фоменко И. К. Русь и ее место в Византийском мире. // Колпакова Г. М., Языкова И. К. Икона: Атлас православной иконы. М.: Феория, 2013. С. 462 — 479. 10. Фоменко И. К. Дипломатическая миссия М. И. Кутузова. Карта Константинополя 1794 года. М.: Исторический музей. 80 с. 11. Фоменко И. К. Константинополь. Символизм топографии. М.: Издательство Вадима Прудникова, 2016. 232 с. References
1. Anonimnoe khozhenie v Tsar'grad (XIV v.) // Maleto E. I. Antologiya khozhenii russkikh puteshestvennikov. XII—XV. Issledovanie. Teksty. Kommentarii. M.: Nauka, 2005. 438 s. S. 236—245.
2. Iz stranstviya Stefana Novgorodtsa. Ot strannika Stefanova Novgorodtsa (1348—1349 gg.) // Maleto E. I. Antologiya khozhenii russkikh puteshestvennikov. XII—XV. Issledovanie. Teksty. Kommentarii. M.: Nauka, 2005. 438 s. S. 253—259. 3. Khozhenie Zosimy v Tsar'grad, Afon i Palestinu. Kniga, glagolemaya ksenos, sirech' strannik, spisannyi Zosimom diakonom o russkom puti do Tsarya grada i ot Tsarya grada do Ierusalima. Blagoslovi, otche // Maleto E. I. Antologiya khozhenii russkikh puteshestvennikov. XII—XV. Issledovanie. Teksty. Kommentarii. M.: Nauka, 2005. 438 s. S. 296 — 310. 4. Khozhenie d'yaka Aleksandra (1391—1396/1397 gg.). O Tsar'grade // Maleto E. I. Antologiya khozhenii russkikh puteshestvennikov. XII—XV. Issledovanie. Teksty. Kommentarii. M.: Nauka, 2005. 438 s. S. 293—294. 5. Khozhenie Ignatiya Smol'nyanina v Tsar'grad (1389 g.) // Maleto E. I. Antologiya khozhenii russkikh puteshestvennikov. XII—XV. Issledovanie. Teksty. Kommentarii. M.: Nauka, 2005. 438 s. S. 278—285. 6. Khozhenie v Tsar'grad Dobryni Yadreikovicha. Kniga palomnik'' // Maleto E. I. Antologiya khozhenii russkikh puteshestvennikov. XII — XV. Issledovanie. Teksty. Kommentarii. M.: Nauka, 2005. 438 s. S. 221 — 235. 7. Fomenko I. K. Tsar'grad na starinnykh kartakh XVI — nachala XX vv. (iz sobraniya GIM). Chast' I. XVI — XVIII vv. M.: Akteon, 2011. 502 s. 8. Fomenko I. K. Tsar'grad na starinnykh kartakh XVI — nachala XX vv. (iz sobraniya GIM). Chast' II (XIX — nachalo XX vv.) M.: Akteon, 2011. 605 s. 9. Fomenko I. K. Rus' i ee mesto v Vizantiiskom mire. // Kolpakova G. M., Yazykova I. K. Ikona: Atlas pravoslavnoi ikony. M.: Feoriya, 2013. S. 462 — 479. 10. Fomenko I. K. Diplomaticheskaya missiya M. I. Kutuzova. Karta Konstantinopolya 1794 goda. M.: Istoricheskii muzei. 80 s. 11. Fomenko I. K. Konstantinopol'. Simvolizm topografii. M.: Izdatel'stvo Vadima Prudnikova, 2016. 232 s. |