Библиотека
|
ваш профиль |
Философская мысль
Правильная ссылка на статью:
Жульков М.В.
Энергетические аспекты сознания в философии XX века
// Философская мысль.
2016. № 4.
С. 15-28.
DOI: 10.7256/2409-8728.2016.4.18226 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=18226
Энергетические аспекты сознания в философии XX века
DOI: 10.7256/2409-8728.2016.4.18226Дата направления статьи в редакцию: 05-03-2016Дата публикации: 08-04-2016Аннотация: Предметом исследования является энергетическая парадигма в философии сознания XX века. Среди них такие концепции как: материалистическая, потока сознания У. Джемса, концепция А. Шопенгауэра, психодинамическая концепция З. Фрейда, концепция А. Бергсона, психической энергии Живой Этики, мозга как биокомпьютера Д. Лилли, термодинамическая концепция А. И. Вейника и модель Н. И. Кобозева, теория этногенеза Л. Н. Гумилева, биоэнергоинформационная картина мира, учение В. И. Вернадского о биогеохимической энергии, концепция глобального ноосферного сознания. Существующие концепции сознания автор классифицирует, используя системный подход и триаду «вещество – энергия – информация», предложенную И. В. Дмитревской. В результате существующие концепции разделяются на вещественно-субстратные, структурно-энергетические и информационные. Большинство существующих концепций сознания относятся либо к «вещественным», либо к «информационным». В статье показывается, что энергетические характеристики присутствуют во многих концепциях сознания XX века, и этот факт подтверждает фундаментальность энергетического подхода к изучению сознания. Энергетические концепции вместе с информационными и субстратными являются взаимодополнительными, и могут стать основой создания в будущем целостного учения о сознании. Одним из важных направлений исследований сознания является соединение энергетического подхода с ноосферным, что позволит объединить в рамках единого подхода физико-энергетические и субъективные, естественнонаучные и гуманитарные парадигмы сознания, адекватно описывать процессы формирования глобального сознания. Ключевые слова: биогеохимическая энергия, биогравитация, сознание, глобальное сознание, ноосферное сознание, пассионарность, психическая энергия, поток сознания, хрональное поле, энергия сознанияПубликация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-03-00833 Abstract: The subject of this research is the energy paradigm of the XX century philosophy of consciousness. Among them are such concepts as: the materialistic, William James’ flow of consciousness; the concept of Arthur Schopenhauer; psychodynamic concept of Sigmund Freud; Albert’s Veinik thermodynamics concept; Lev Gumilev’s theory of ethnogenesis; Vladimir Vernadsky’s doctrine of bioenergy, and others. The existing concepts the author classifies using the systematic approach and the triad “substance-energy-information” proposed by I. V. Dmitrevskaya. As a result, these concepts are divided into substance- substrate, structural-energy, and information. The majority is referred to as “substance” or “information”. This article demonstrates that energy characteristics are present in many concepts of the XX century, and this fact confirms the fundamentality of the energy approach towards studying the consciousness. Energy concepts along with information and substrate are mutually complemented, and can become grounds for the future creation of the integral doctrine on consciousness. One of the important directions of the research on consciousness is the conjunction of the energy approach with noosphere, which will allow combining within the framework of a unified approach the psychical-energy and subjective, natural scientific and humanitarian paradigms of consciousness, adequately describing the processes of formation of the global consciousness. Keywords: Biogeochemical energy, Biogravity, Consciousness, Global consciousness, Noosphere consciousness, Passionarity, Psychic energy, Flow of consciousness, Chronal field, Energy of consciousnessСознание является фундаментальной философской проблемой, и каждый исторический период ищет свои ответы и решения этой проблемы. Двадцатый век выявил новые методы исследования и новые разделы в науке, в том числе в науках о сознании. Это когнитивные науки, нейрофизиологические исследования, квантово-механическая концепция сознания, системный подход, информационные науки. Эти исследования основываются на общенаучной тенденции рассматривать мир с энергетической и энергоинформационной точек зрения. Энергетическая парадигма позволяет понять многие процессы в современном глобальном сознании. Это касается биогеохимической и культурной биогеохимической энергии (В. И. Вернадский), а также концепции пассионарности – действия биогеохимической энергии в этносфере (Л. Н. Гумилев). Системный подход к изучению сознания. Развитие системного метода позволило применять системную методологию в исследовании сознания. И. В. Дмитревская рассматривает ноосферу как «системно организованное сознание» [1, с. 25]. Чтобы выявить закономерности ноосферы, необходимо «сопоставить системные характеристики «косного вещества», биосферы и ноосферы» по трем составляющим: вещество, энергия, информация [1, с. 25–26]. То же самое сделаем по отношению к концепциям сознания и разделим их на «информационные», «вещественные» и «энергетические». Функционирование сознания в современных исследованиях предстает в основном как процесс преобразования информации («информационные» концепции), или как работа определенных структур, чаще всего мозга («вещественные» концепции). Однако представляется, что энергетическая парадигма сознания обладает такой же эвристической и объяснительной силой, как и информационная и вещественная парадигмы сознания. В данной статье рассматриваются различные проявления энергетического подхода в исследованиях сознания XX века. Сознание как свойство материи. Материалистические модели сознания относятся в основном к «вещественным» моделям, в них сознание рассматривается как сложно организованная материя, хотя при этом оно рассматривается и как атрибут (свойство) материи: «Материя, взятая в соотношении со всеми своими атрибутами (в том числе и с мышлением, поскольку последнее рассматривается как форма одного из ее атрибутов), предстает как субстанция, т. е. как единственно сущее» [2, с. 217]. А. В. Ерахтин различает онтологическое «субстанциональное» существование (сознания) и «атрибутивное» существование идеальных образов [3, с. 31]. Гносеологический аспект сознания наполняет его определенным содержанием. С точки зрения диалектического материализма, сознание есть свойство высокоорганизованной материи (а именно мозга) отражать объективную реальность. В. И. Ленин писал об ощущении как превращении «энергии внешнего раздражения в факт сознания» [4, с. 46]. А сознание известных нам живых существ основано на чувствительности, на восприятии через органы чувств. То есть чувственная природа сознания прямо указывает на его энергетическую природу. К вещественным моделям сознания отнесем также нейрофизиологическую модель, физикалистские модели, постпозитивистские, хотя в последних и принимается, что сознание имеет свою собственную ни к чему не сводимую природу. В большинстве этих концепций носителем сознания является мозг, его функционирование обеспечивает работу сознания. В современной науке материя рассматривается как силовые поля плюс элементарные частицы как сгущения этих полей. Энергетическая природа материи выражена в знаменитой формуле А. Эйнштейна Е=mc2. Так что и «вещественные» концепции сознания возможно рассматривать с точки зрения энергии, ее циркуляции и энергетических взаимодействий. Поток сознания. Эта концепция сознания была предложена У. Джемсом в 1890 году – концепция потока сознания, который образуется мириадами впечатлений, непрерывно получаемых сознанием от органов чувств, а также мысли, ассоциации, воспоминания. Он пишет: «И вот тот непосредственный факт, который должна изучать наука о духе – психология, есть в то же время и наиболее общий факт. Это – тот факт, что каждый из нас в бодрственном состоянии (а часто и во сне) постоянно переживает те или другие состояния сознания. В нас есть некоторый поток, некоторая последовательность «состояний» («волн», «полей» или как вам угодно еще иначе назвать их) познания, чувства, желания, суждения и т. д., постоянно проходящих и возвращающихся, которая и образует нашу внутреннюю жизнь» [5, с. 18]. Использование концепции потока, волн и полей легко может интерпретироваться с энергетической точки зрения. Поток – это движение, приносящее изменения, следовательно, он имеет энергетические характеристики. Переживание состояний сознания – одна из общих его характеристик – также имеет не столько информационный, сколько энергетический характер. Человек не просто ментально фиксирует, что происходит в его сознании, в восприятии собственного внутреннего мира участвуют и чувства, и эмоции, и оценки, и процесс осознания, и в каждой названной составляющей сознания энергетические процессы имеют основополагающее значение. Мир как воля и представление. Одну из необычных философских концепций развил А. Шопенгауэр. В своей работе «Мир как воля и представление» он положил в основу бытия Мировую волю на разных стадиях ее проявления, объективации. Всякое тело философ считает проявлением чьей-то воли, поэтому его важнейшая характеристика – стремление к действию, движение. Движение – это еще одна характеристика, непосредственно связанная с энергией, поскольку любое движение вызывается энергией. Низшее психическое проявление стремления (воли) есть желание, которое также носит энергетический характер, к которому поэтому можно применить энергетические характеристики, такие как напряжение, сила, потенциал. В основе сознания, по Шопенгауэру, также лежит воля. Сознание имеет две большие области: область познания и область самосознания. Человек сознает свое самосознание «…непременно как нечто волящее» [6, с. 51]. Воля непосредственно связана с действием, так открывается еще один онтологический аспект сознания – действие. Это действие, прежде всего, по преобразованию знания, его соотнесению с объектом и знаний между собой. Другой аспект действия – это действие в мире. Воля, действие, движение – все эти характеристики (феномены) непосредственно связаны с энергией. Психодинамическая концепция. Родоначальником такого подхода является, как известно, З. Фрейд [7]. В этой концепции основой поведения человека считается сексуальная энергия. Эта энергия сублимируется, преобразовывается в энергию культуры и формы цивилизации. Таким образом, концепция З. Фрейда носит ярко выраженный энергетический характер. К. Юнг изучал архетипы (идеи, парадигмы, модели, хранящиеся в глубинах сознания), которые определяют поведение больших масс людей. Эти модели поведения и мировоззрения имеют не только информационный, но и энергетический аспект. Архетипы во многом определяют мировоззренческие установки, систему ценностей, целей индивидуальной и общественной жизни, способы их реализации. Эти составляющие аналогичны пониманию энергии Аристотелем (цель, возможность и действие). Концепция А. Бергсона. Рассматривая отношения человека и материи (вселенной), А. Бергсон исходил из того, что человеческое восприятие непосредственно связано с действием: «память живого существа, по-видимому, прежде всего указывает на мощь его действия на вещи и является ее умственным отголоском» [8, с. 646]. Откуда следует, что «воспринимать значит выделять из совокупности предметов возможное действие моего тела на них. Тогда восприятие только выбор. Оно ничего не создает; его роль, напротив, в том, чтоб устранять из совокупности образов все образы, на которые я не могу воздействовать» [8, с. 647]. Отсюда чистое восприятие есть образ, а вся вселенная предстает как совокупность образов и тем самым как «своего рода сознание» [8, с. 653]. Сознание градуируется от виртуальных плоскостей вплоть до его материализации в виде восприятия собственного тела, а также мира образов актуального и возможного действия человека [8, с. 658]. Сознание и восприятие способны оживлять память и превращать ее в настоящее, материализовывать путем превращения образа в чувственное восприятие. Но то, что воздействует на наши органы чувств, есть энергия. Поскольку действие и энергия в определенной степени синонимы (действие есть актуализированная энергия), а память есть часть информационных взаимодействий, систему А. Бергсона можно считать в целом близкой к энергоинформационной парадигме, рассматривающей мир как совокупность энергоинформационных взаимодействий. Энергетическая природа воображения. Такое важное направление философии XX века, как экзистенциализм, тоже содержит энергетические представления. Одним из них является взгляд экзистенциализма на природу воображения. Так, Ж.-П. Сартр считает, что наличие способности воображения делает сознание и познание свободным [9, с. 306], относительно независимым от сферы восприятия. Воображение, как отмечает Т. Б. Кудряшова – одна из существенных сил, которая превращает нереальное в реальное, будущее в настоящее, приближает это будущее, «делая потенциальное – актуальным, а возможное – реальным» [10, с. 34]. Следовательно, воображение влияет и на целостность нашего сознания, «это хранитель сознания и гарант его сохранения, способ самосохранения культуры» [10, с. 34]. Так деятельность воображения приводит к тому, что будущее реализуется и превращается в настоящее. Образы занимают промежуточное место между высшими уровнями сознания и чувственным восприятием и могут быть интерпретированы как результат их взаимодействия. Чаще всего результатом работы воображения является зрительный образ. С точки зрения физики образ (цвет) есть совокупность длин волн, появляющихся в результате интерференции нескольких волн, минимум двух. Эта аналогия показывает, что образ как результат воображения можно представить как соединение (столкновение) двух энергий: энергии восприятия и энергии сознания. Таким образом, согласно нашей гипотезе, в нашем повседневном восприятии и в работе воображения участвует как аппарат восприятия, так и сущностная сторона человека – сознание. Взаимодействие этих двух энергий и производит образы. Философия планетаризма. В современной философской литературе используются понятия психической энергии (Агни Йога), метафорической энергии (Я. В. Рейзема), семантической энергии (Л. В. Лесков, В. В. Налимов). Возможно, получат свое научное понимание термины восточной философии, такие как «ци», «прана» – как тонкоматериальные виды энергии, наделенные определенным уровнем сознания, как разновидность психической энергии. Я. В. Рейзема разрабатывает философию планетаризма, основанную на циклической эволюции Универсума, который создает мыслящие миры планет и солнечных систем. На планете созидается общечеловеческий разум, являющийся частью планетарного разума, в который входят царства природы. Главное средство его созидания – метафорическая энергия текстов высокого порядка. «Планетарный разум подразделяется на планетарно-космический, собственно земной природный, культурно-цивилизационный разум», разум животных, растений, цивилизаций [11, с. 25–26]. Как видим, энергия исследователем понимается как полностью субъективная, которая управляет физическими энергиями. Живая этика о психической энергии. В книгах Живой Этики одним из основных является понятие психической энергии: «Психическая энергия есть ВСЕ. Психическая энергия есть всеначальная энергия», «так как она будет сочетаться со всеми проявлениями жизни» [12, § 478]. Как всеначальная энергия, она включает в себя все остальные ее виды, в том числе психическую, мыслительную, жизненную, и наконец, физические виды энергии. Психическая энергия создает миры, и наполняет их энергией сознания. Эта энергия на самом верху является сверхтонкой космической энергией, а «внизу» становится физическими энергиями. Сознательное использование психической энергии изменяет жизнь самого человека и его окружения, а сознание названо божественной энергией [13, §407]. В Живой Этике человечество рассматривается как приемник и распределитель на планете космических энергий. Мозг как биокомпьютер. Впервые эту идею выдвинул и разработал американский ученый Д. Лилли. Он приводит схему человеческого биокомпьютера, который состоит из нескольких частей: тела, мозга и его активности, а также совокупности программ различных уровней [14, с. 138]. Цель человека – исследование различных пространств сознания и постепенное слияние с Сущностью, что описывается как достижение высоких состояний сознания – самадхи, сатори, нирваны. В положительных состояниях сознания человек испытывает расширение сознания и энергии, которые протекают через него в мир. Они описываются как космические энергии любви, милосердия, знания, понимания. В еще более высоком состоянии (Дхармамегкха Самадхи) «точечный источник Знания» становится «одним из создателей энергий из вакуума» [14, с. 125]. Так, казалось бы, чисто информационный подход к сознанию сливается и энергетическим. Практически все состояния сознания, от отрицательных до высших положительных, Д Лилли описывает в терминах энергии (психической энергии), которая осознается, переживается сознанием человека. Программы биокомпьютера имеют не просто информационный, но биоинформационный характер, то есть они соединены с жизненными энергиями, от телесных до психических и духовных. В результате констатируем, что в данной концепции сознания и состояний сознания энергетические представления играют существенную роль. Термодинамическая концепция А. И. Вейника. В своем главном труде «Термодинамика реальных процессов» А. И. Вейник разрабатывает «общую теорию», охватывающую как физические, так и тонкие миры и объекты. Источником энергии бытия является термопара, производящая энергию в месте контакта двух различных кристаллических структур. Теория носит универсумный и фундаментальный характер, так как с единых позиций описывает как материальные, так и духовные аспекты мира. Особенностью подхода А. И. Вейника являются введенные им понятия хронального и метрического явлений. «В результате видимый мир, – как пишет сам автор, – резко преобразился: из одномерного, каким казался, он вдруг превратился в многомерный, с этажами различной тонкости, способными проникать друг в друга и взаимодействовать друг с другом по определенными правилам, среди которых решающую роль играют уже не физические законы, а духовные, моральные и нравственные установления – это нечто принципиально новое, с чем ранее сталкиваться не приходилось» [15, с. 5]. Сознание человека становится полем борьбы сверхтонких фемтообъектов, которые с легкостью навязывают человеку мысли, представления и образы. Человек принимает участие в этой борьбе, делая нравственный выбор в пользу добра или зла. Когда человек идет путем добра, сознание расширяется, человек познает, как устроен мир, овладевает различными силами природы, в том числе парапсихологическими способностями, демонстрируемыми, например, йогами [15, с. 516–517, 543]. А. И. Вейник утверждает, что эти особенности являются следствием увеличения хрональной энергии, накапливаемой хрональным полем человека [15, с. 494–496]. Так сознание человека в концепции А. И. Вейника непосредственно связано с пространственно-временной основой мира и обладает энергетическими возможностями влиять на предметный мир, течение событий. Психофизическая проблема. Мозг как квантовый компьютер. Философская проблема природы сознания, соотношения в нем материального и идеального приобрела в науке вид психофизической проблемы (впервые сформулированной немецким философом Г. Фехнером): как именно физические воздействия становятся представлениями в сознании. Современная квантовая механика основана на понятии кванта действия – наименьшего возможного действия в пространстве-времени. Поэтому все концепции, использующие квантовую механику для описания сознания, связаны с энергией через действие (физически действие является работой – энергией, умноженной на время). Как известно, основное уравнение квантовой механики – уравнение Шредингера, решение которого показывает распределение вероятностей координаты частицы или ее энергии (одновременно их точно измерить невозможно). При измерении происходит «выбор» одного состояния частицы и редукция волновой функции, что было названо «объективной редукцией». Далее можно сказать, что это измерение и «выбор» делает сознание и тем самым сразу связать квантовую физику с сознанием. Большую роль в применении квантового подхода к исследованию сознания сыграл Р. Пенроуз. «Мы обязаны понять мысленный мир на основе физического», – писал он [16, с. 100]. Основываясь на теореме К. Геделя о неполноте формально-логических систем, Р. Пенроуз сделал вывод, что процессы, протекающие в мозге (восприятие, мышление, сознание) не поддаются полной формализации [16, с. 179]. Отметим, что измерение (а шире – познание) из информационного процесса становится действием, меняющим энергию и организованность объекта, то есть познание становится энергетическим феноменом. Необходимо отметить, что физик Х. Эверетт выступил против редукции волновой функции и разработал концепцию множественности «параллельных» миров [17]. Тогда мы можем менять не просто восприятие одного и того же объекта (при редукции волновой функции к одному или другому результату), а параллельные миры, выбирая восприятие того или иного из них. Но кто или что делает такой выбор – случайность или познающее сознание – этот вопрос продолжает дискутироваться. Термодинамическая концепция Н. И. Кобозева. Большой интерес представляет термодинамическая модель мышления и работы мозга, разработанная Н. И. Кобозевым [18]. Ученый обратил внимание на то, что измерение уменьшает неопределенность и тем самым увеличивает упорядоченность (организованность), уменьшает энтропию. Здесь мы видим как, казалось бы, информационный процесс измерения непосредственно связан с энергетическими характеристиками квантово-информационной системы, примером которой является человеческий мозг. Процесс мышления, таким образом, рассматривается Н. И. Кобозевым как негэнтропийный процесс. Его исследование основывается на двух постулатах: 1) Протекающие в мозге процессы имеют энтропийный характер, 2) мышление основывается на законе тождества и, поэтому, не производит энтропии [18, с. 4]. Следовательно, энтропийный процесс мозга производит неэнтропийные мышление и сознание. На молекулярном уровне эти процессы реализовать нельзя, так как они возможны только при температуре абсолютного нуля. Поэтому нужно идти глубже и искать носителей психических функций среди элементарных частиц. Н. И. Кобозев предложил сверхлегкие частицы (психоны), появляющиеся в объеме нейронной сети из вакуума. По мнению ученого, использование энергий вакуума – характерная особенность жизни и сознания. Таким образом, автор соединяет физико-энергетический, информационный и термодинамический подходы в рассмотрении природы и функционирования сознания. Теория этногенеза Л. Н. Гумилева. Эта теория, как известно, основана на концепции пассионарности – избыточного психического напряжения или психической энергии у группы людей, которые становятся ядром зарождающегося этноса. Пассионарность рассматривается как «избыток биохимической энергии живого вещества, порождающая жертвенность часто ради иллюзорной цели» [19, с. 505]. Сопутствующими являются понятия пассионарного поля, пассионарного импульса, индукции, резонанса [19, c. 271–276, 505]. Отметим, что «биохимический» подход Л. Н. Гумилева основывается на учении В. И. Вернадского о биогеохимической и культурной биогеохимической энергии. По гипотезе Л. Н. Гумилева, пассионарность – следствие жесткого облучения, идущего из глубин Космоса, из ядра Галактики, ученый составлял карты пассионарных толчков для разных исторических периодов [19, с. 342–343]. В результате такого облучения образуется группа пассионариев, людей с повышенной психической энергией, которая пересиливает инстинкт самосохранения. Вокруг этой группы постепенно создается новый этнос, новая культура и цивилизация. Так теория этногенеза напрямую увязывается с энергией сознания. Пассионарность – одна из интегральных характеристик личности и группы людей, этноса в целом, но при более точном определении пассионарность интерпретируется как энергетическая характеристика сознания. Гипотеза В. П. Казначеева. Гипотеза В. П. Казначеева касается происхождения сознания человека. Согласно его взглядам, на заре истории соединились две формы жизни: белковая и полевая, и мозг человека перестроил свою работу, получил новые возможности [20, с. 113–123]. Но человеческий мозг не смог полностью вместить высшее сознание, и сознание человека носило групповой или общинно-родовой характер. Человек чувствовал себя человеком только в группе, то есть у группы имелось общее поле, в котором человек осознавал себя, но которому он все же подчинялся. Главным было сознание «мы», а не «я», личного сознания в современном понимании не было. После этого события (которое длилось, возможно, сотни и тысячи лет), последовали длительные периоды развития личностного сознания. Современный ребенок вынужден преодолевать это коллективное поле сознания, чтобы утвердить свое индивидуальное я. Таким образом, в сознании соединены две составляющие: корпускулярная, основанная на работе клеточных структур мозга, и волновая (полевая), определяемая волновыми характеристиками мозга. Волновая составляющая нашего сознания, как представляется, проявляется в феноменах целостности восприятия и мышления, например, мгновенного узнавания объектов, образов, слов. Возможно, что больше она проявляется через правое полушарие, связанное с восприятием пространства и образным мышлением. Волновая составляющая сознания современным научным мировоззрением может восприниматься как энергетическая составляющая сознания, поскольку с точки зрения современной физики энергетические процессы – это процессы полевые и волновые. Биоэнергоинформационная картина мира и сознания. Создающаяся в настоящее время биоэнергоинформационная картина мира близко связана с нашей темой. Она начала создаваться после открытия лазера и создания голографической картины мира Д. Бомом, в ее создании приняли участие многие исследователи, среди которых К. Прибрам, Р. Сперри, П. П. Гаряев, Л. В. Лесков, В. В. Налимов и другие. Обобщить биоэнергоинформационную картину мира можно следующим образом [см. 21]. Мир в целом состоит из двух больших частей – вещественного мира, соединенного в одно целое гравитационным полем, и информационного мира, объединенного информационным полем. Эти две составляющие связаны энергоинформационными взаимодействиями, или лучше сказать, круговоротом, для поддержания динамического равновесия мира в целом. Человек с помощью сознания и мысли принимает активное участие во взаимодействии этих двух миров. При этом используются различные гипотезы или концепции: концепция живых голограмм, создаваемых сознанием и мозгом (К. Прибрам [22]); сознания как фильтра, с помощью которого смыслы, свернутые в семантической вселенной, распаковываются и проявляются в вещественной вселенной (В. В. Налимов [23]); меон-биокомпьютерная концепция Л. В. Лескова [24], согласно которой мозг и тело человека связаны потоками энергии с семантическим пространством, носителем которого является квантовый вакуум (эфир); соединение в человеке (см. выше) биологической и полевой типов жизни и, следовательно, биологической и полевой составляющих мозга и сознания (В. П. Казначеев [20, с. 113–123]); внесение упорядоченности в информационный мир мышлением человека (А. И. Тихонов) меняет его энтропию и вызывает поток энергии в мире материи, компенсирующий внесенные изменения, так человек влияет на мир с помощью мысли и сознания [25]. Особенно отчетливо возможности сознания в воздействии на физический мир видны в измененных состояниях сознания и таких явлениях, как телепатия, телекинез, левитация. А. П. Дубров, В. Н. Пушкин основывают свои исследования на голографических и квантово-механических представлениях: «Если Вселенная – гигантская голографическая и квантовомеханическая система, то и психика (отраженный мир), регулирующая поведение человека и животных, видимо, должна содержать в себе элементы голографии, имеющей квантово-волновую природу» [26, с. 32]. Ученые привлекают теорию акупунктуры, основывающуюся на системе энергетических каналов, которые получают энергию (ци или прану) из окружающего пространства, в том числе из космоса и проводят через весь организм. Прана (космическая и жизненная энергия) проникает через кожу и меридианы в организм и попадает в центральную нервную систему, где определяет психическую и психологическую активность. Влияние космоса на человека, животных и биосферу в целом доказал А. Л. Чижевский [27], создавший науку гелиобиологию. Для объяснения феноменов психики ученые вводят понятие биогравитационного поля: «Его характерной особенностью является универсальная превращаемость и проницаемость (пенетрантность): оно может переходить в любые виды полей и энергий, а также проникать через любые виды экранов» [26, с. 179]. В живых клетках оно проявляется в негэнтропийных процессах, в психической активности – в телепатической передачи информации без использования электромагнитного поля [26, с. 179]. Биогравитация, по-видимому, связана с вакуумом и виртуальными частицами. А это значит, что и сознание работает в тесной связи с вакуумом. Так, Л. Домаш, изучавший трансцендентальную медитацию, пришел к выводу, что пятое состояние сознание (чистое сознание) является реализацией макроскопического квантового состояния в мозге [28]. Таким образом, согласно исследованиям пси-явлений (экстрасенсорное восприятие, телепатия, телекинез и др.), сознание является выражением действия психической материальной сущности, особого рода энергии – биогравитации, тесно связанной с вакуумом. Этой энергией можно управлять мысленным воздействием, причем она способна оказывать информационное и силовое воздействие на объекты и психику людей. Учение В. И. Вернадского о ноосфере. В. И. Вернадский разработал учение о биогеохимической энергии и энергии культуры. Он считал, что космическая энергия, поступающая на поверхность планеты, становится биогеохимической энергией, и она является движущей силой эволюции. При этом эволюция имеет вектор своего развития, связанный с усложнением центральной нервной системы и увеличением напряженности сознания [29, с. 21]. Попутно отметим, что напряженность – энергетическая характеристика. В человеке эта энергия становится культурной биогеохимической энергией, составляющими которой являются научная мысль, социальная организация и труд [29, с. 124–128]. Именно эта энергия становится причиной постепенного превращения биосферы в ноосферу. Главной составляющей этой энергии В. И. Вернадский называет научную мысль. В. И. Вернадский положил начало новому взгляду на историю человечества – как на историю развития сознания. Он проследил основные этапы этой борьбы: первые орудия труда, овладение огнем, переход к земледелию и скотоводству, появление письменности, крупных городов и государств, зарождение преднауки, книгопечатание, взрыв научного творчества, начиная с XVII века, заселение всей поверхности земли, выход народных масс на арену мировой истории, превращение науки в движущую силу общественного прогресса [29, с. 124–147]. Исследователь считал, что сознание является целью и результатом эволюции, и как таковое носит общебиосферный и коллективный видовой характер. В. И. Вернадский обращал внимание на наличие чувствительности, реакции на внешнее воздействие у всех живых организмов, явление цефализации [29, с. 21]. Глобальное ноосферное сознание. Ноосферная парадигма и исследования вносят свой вклад в изучение и понимание сознания. Они базируются на идеях В. И. Вернадского о единстве биосферы. Важным феноменом единства человечества явится формирование в ближайшее время коллективного разума человечества, его создание, как отмечает Н. Н. Моисеев необходимо для решения глобальных проблем человечества [30, с. 34]. В ноосферной системе циркуляция информации и энергии определяется основным ноосферным законом: информация генерирует энергию, энергия структурирует вещество [31, c. 27–28]. Информационные взаимодействия определяют поток энергии, ее накопление, использование, применение, обратную связь, соответствие результатов замыслу. Очевидно, только глобальное общечеловеческое сознание сможет генерировать необходимую энергию для направленного воздействия на развитие биосферы в целом, превращения ее в ноосферу. Процесс формирования глобального разума включает объединение индивидуальных разумов (Н. Н. Моисеев) и их сонастройку с Космосом (Д. Радьяр). Сам процесс подобен образованию (самоорганизации) лазерного (когерентного) луча, для запуска процесса необходимо определенное (критическое) количество когерентных частиц или, по аналогии, объединенных высокоразвитых сознаний. Этот процесс самоорганизации носит не столько информационный, сколько энергетический характер. Идея глобального или коллективного разума находит выражение в концепции ноосферного сознания. Ноосферное сознание, как отмечает Г. С. Смирнов, формируетсякак «оптимизация и гармонизация уровней природного и социального, естественного и искусственного, биосферного и техносферного, духовного и материального» [32, с. 115]. Главной функцией ноосферного сознания является функция самоорганизации ноосферы, оно объединяют людей в единую планетарную целостность независимо от национальных, классовых, экономических и культурных различий [32, с. 129]. Ноосферное сознание – это глобальное планетарное сознание, его формирование создает необходимые предпосылки к разрешению экологических, социально-экономических, этнических, религиозных и других глобальных проблем современности [32, с. 129]. Для управления дальнейшим развитием биосферы глобальное ноосферное сознание использует действие основного ноосферного и основного семиотического законов, которые вместе описывают ноосферный круговорот вещества – энергии – информации [33, с. 103–105]. Автор данной статьи предложил понятие «энергия сознания» для адекватного описания складывающейся в настоящее время ситуации, когда началась информационная революция, и дальнейшее развитие человечества в целом зависит от качества индивидуальных сознаний [34; 35]. Энергия сознания предстает как следующий шаг сублимации биогеохимической энергии, которая в человеке становится энергией воспроизведения: энергия воспроизведения – энергия культуры – энергия сознания. Из названных трех типов энергии энергия сознания является полностью субъективной и может быть представлена тремя составляющими: волей, знанием, способностью познания. Заключение. Рассмотренные концепции сознания, так или иначе, используют энергетические представления для описания сознания. Энергетические представления используются для исследования субстратной природы сознания, его функционирования, основных свойств, понимания его сущности и различных состояний. Эти энергии имеют несколько уровней – от физических до психических и духовно-волевых. Энергетические концепции, вместе с информационными и субстратными, являются взаимодополнительными, и могут стать основой создания в будущем целостного учения о сознании. Представляется, что лишь в настоящее время, в соединении когнитивных исследований, физикалистского подхода и энергетических (энергоинформационных) представлений, возможно создание полноценного фундаментального подхода к исследованию сознания. Нами рассмотрены следующие концепции сознания, в которых присутствуют энергетические представления: материалистическая (сознание как свойство мозга); потока сознания У. Джемса; концепция А. Шопенгауэра о мире как результате действия воли; психодинамическая концепция (З. Фрейда), в основе которой лежит идея сублимации сексуальной энергии; концепция А. Бергсона (человек воспринимает только то, на что может воздействовать); концепция планетарного разума (Я. В. Рейзема), использующего метафорические энергии; концепция психической энергии Живой Этики; мозга как биокомпьютера Д. Лилли; термодинамическая концепция А. И. Вейника; концепция мозга как квантового компьютера, в которой познание (измерение) предстает энергетическим феноменом; термодинамическая модель мышления Н. И. Кобозева; теория этногенеза (пассионарность как избыточная энергия) Л. Н. Гумилева; гипотеза В. П. Казначеева о взаимодействии белковых и полевых структур мозга и сознания; гипотеза биогравитации А. П. Дуброва; учение В. И. Вернадского о биогеохимической энергии. В силу изложенного необходимо понимать энергию в философском смысле как то, что вносит изменения на всех уровнях – от сущностно-метафизического до собственно физического, что позволяет рассматривать энергетические аспекты различных концепций сознания. С понятием энергии в приложении к сознанию в данном изложении коррелируют такие понятия, как поток, действие, сублимация, психическая энергия, хрональное поле, пассионарность, энергоинформационное взаимодействие, биогравитация, биогеохимическая энергия, энергия сознания. Одним из важнейших направлений исследований энергетических характеристик сознания является соединение энергетического подхода с ноосферным, что позволит объединить в рамках единого подхода физико-энергетические и субъективные, коллективистские и индивидуалистские, естественнонаучные и гуманитарные парадигмы сознания, адекватно описывать процессы формирования глобального сознания. Библиография
1. Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Проблема системности сознания и ноосферы / Проблема сознания в отечественной и за-рубежной философии XX века: материалы межрегиональной научной конференции. Иваново, 19–20 мая 1994 г. Иваново, Ивановский гос. ун-т, 1994. С. 22–26.
2. Акулов В. Л. Диалектический материализм как система: (опыт теоретического анализа). Минск: Университетское, 1986. 318 c. 3. Ерахтин А. В. Проблема онтологии сознания в марксисткой и в современной западной философии // Философия сознания в XX веке: проблемы и решения. Межвузовский сборник научных трудов. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 1994. С. 18–32. 4. Ленин В. И. Полн. собр. соч. в 55 томах. 5-е изд. М.: Политиздат, 1968. Т.18. 525 с. 5. Джемс У. Психология в беседах с учителями. СПб.: Питер, 2001. 160 с. 6. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность / общ. ред., сост., вступ. ст. А. А. Гусейнова и А. П. Скрипника. М.: Республика, 1992. 448 с. 7. Фрейд З. Психоаналитические этюды: пер. с нем. М.: Попурри, 2004. 608 с. 8. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память: пер. с фр. Мн.: Харвест, 1999. 1408 с. 9. Сартр Ж.–П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. СПб.: Наука, 2001. 320 с. 10. Кудряшова Т. Б. К вопросу о роли воображения в культуре // Известия вузов. Серия «Гуманитарные науки». 2011, 1 (1). С. 34–37. 11. Сиверц ван Рейзема Я. В. Фи¬лософия планетаризма. Планетарный разум земной цивили¬зации. М.: Фонд «Новое тысячелетие» 2005. 592 с. 12. АУМ // Агни Йога: в 4 т. Т. 3. Д.: Сталкер, 1999. 480 с. 13. Знаки Агни Йоги // Агни Йога: в 4 т. Донецк: Сталкер, 1999. Т. 1. С. 183–273. 14. Лилли Д. Центр циклона. Пер. с англ. Киев: София, 1993. 320 с. 15. Вейник А. И. Термодинамика реальных процессов. Мн.: Наука и техника, 1991. 576 с. 16. Пенроуз Р., Шимони А., Картрайт Н. Хокинг С. Большое, малое и человеческий разум / Пер. с англ. А. В. Хачояна под ред. Ю. А. Данилова. М.: Мир, 2004. 191 с. 17. Everett H., Relative State Formulation of Quantum Mechanics, Reviews of Modern Physics, vol. 29, No. 3 (July 1957), pp. 454–462. 18. Кобозев Н. И. Исследование в области термодинамики процессов информации и мышления. М.: Изд-во МГУ, 1971. 196 с. 19. Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. М.: Астрель, 2005. 512 с. 20. Казначеев В. П., Спирин Е. А. Космопланетарный феномен человека. Новосибирск: Наука, 1991. 304 с. 21. Жульков М. В. Становление биоэнергоинформационной картины мира // Наука в центральной России, Спецвыпуск. По материалам II-й Международной научной конференции «Наука в Центральной России», апрель 2013, Тамбов. С. 179–183. 22. Прибрам К. Языки мозга. М.: Прогресс, 1975. 463 с. 23. Налимов В. В. Разбрасываю мысли. В пути и на перепутье. М.: Прогресс-Традиция, 2000. 344 с. 24. Лесков Л. В. Нелинейная Вселенная: новый дом для человечества. М.: Экономика, 2003. 440 с. 25. Тихонов А. И. Законы природы с позиций теории информации / Иван. гос. энергет. ун-т. Иваново, 2008. 216 с. 26. Дубров А. П., Пушкин В. П. Парапсихология и современное естествознание. М.: Соваминко, 1990. 280с. 27. Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. 2-е изд. М., Мысль, 1976. 367 с. 28. Domasch L. H. The Transcendental Meditation Technique and Quantum Physics: is Pure Consciousness a Macroscopic Quantum State in the Brain? // Scientific Research on the Transcendental Meditation Program; Collected papers. Vol. 1. 1975. pp. 666–683. 29. Вернадский В. И. Научная мысль как планетное явление. М.: Наука, 1991. 271 с. 30. Моисеев Н. Н. Человек и Ноосфера. М.: Мол. гвардия, 1990. 351 с. 31. Дмитревская И. В., Портнов А. Н., Смирнов Г. С. Ноосферная ди-намика России: философские и культурологические проблемы: Ч. 1. Иваново: Ивановский гос. ун-т, 2002. 158 с. 32. Смирнов Г. С. Ноосферное сознание и ноосферная реальность: философские проблемы ноосферного универсума. Иваново: Иван. гос. ун-т, 1998. 244 с. 33. Смирнов Д. Г. Семиософия ноосферного универсума: ноосфера и семиосфера в глобальном дискурсе. Иваново.: Иван. гос. ун-т, 2008. 372 с. 34. Жульков М. В. Демографический аспект ноосферной автотрофности // Вестник Ивановского государственного университета Сер.: Гуманитарные науки, 2014. Вып. 2 (14). С. 35–45. 35. Жульков М. В. Энергии созидания ноосферы // Научное обозрение: гуманитарные исследования. 2014. № 8. С. 144–151. References
1. Dmitrevskaya I. V., Portnov A. N., Smirnov G. S. Problema sistemnosti soznaniya i noosfery / Problema soznaniya v otechestvennoi i za-rubezhnoi filosofii XX veka: materialy mezhregional'noi nauchnoi konferentsii. Ivanovo, 19–20 maya 1994 g. Ivanovo, Ivanovskii gos. un-t, 1994. S. 22–26.
2. Akulov V. L. Dialekticheskii materializm kak sistema: (opyt teoreticheskogo analiza). Minsk: Universitetskoe, 1986. 318 c. 3. Erakhtin A. V. Problema ontologii soznaniya v marksistkoi i v sovremennoi zapadnoi filosofii // Filosofiya soznaniya v XX veke: problemy i resheniya. Mezhvuzovskii sbornik nauchnykh trudov. Ivanovo: Ivanovskii gos. un-t, 1994. S. 18–32. 4. Lenin V. I. Poln. sobr. soch. v 55 tomakh. 5-e izd. M.: Politizdat, 1968. T.18. 525 s. 5. Dzhems U. Psikhologiya v besedakh s uchitelyami. SPb.: Piter, 2001. 160 s. 6. Shopengauer A. Svoboda voli i nravstvennost' / obshch. red., sost., vstup. st. A. A. Guseinova i A. P. Skripnika. M.: Respublika, 1992. 448 s. 7. Freid Z. Psikhoanaliticheskie etyudy: per. s nem. M.: Popurri, 2004. 608 s. 8. Bergson A. Tvorcheskaya evolyutsiya. Materiya i pamyat': per. s fr. Mn.: Kharvest, 1999. 1408 s. 9. Sartr Zh.–P. Voobrazhaemoe. Fenomenologicheskaya psikhologiya voobrazheniya. SPb.: Nauka, 2001. 320 s. 10. Kudryashova T. B. K voprosu o roli voobrazheniya v kul'ture // Izvestiya vuzov. Seriya «Gumanitarnye nauki». 2011, 1 (1). S. 34–37. 11. Siverts van Reizema Ya. V. Fi¬losofiya planetarizma. Planetarnyi razum zemnoi tsivili¬zatsii. M.: Fond «Novoe tysyacheletie» 2005. 592 s. 12. AUM // Agni Ioga: v 4 t. T. 3. D.: Stalker, 1999. 480 s. 13. Znaki Agni Iogi // Agni Ioga: v 4 t. Donetsk: Stalker, 1999. T. 1. S. 183–273. 14. Lilli D. Tsentr tsiklona. Per. s angl. Kiev: Sofiya, 1993. 320 s. 15. Veinik A. I. Termodinamika real'nykh protsessov. Mn.: Nauka i tekhnika, 1991. 576 s. 16. Penrouz R., Shimoni A., Kartrait N. Khoking S. Bol'shoe, maloe i chelovecheskii razum / Per. s angl. A. V. Khachoyana pod red. Yu. A. Danilova. M.: Mir, 2004. 191 s. 17. Everett H., Relative State Formulation of Quantum Mechanics, Reviews of Modern Physics, vol. 29, No. 3 (July 1957), pp. 454–462. 18. Kobozev N. I. Issledovanie v oblasti termodinamiki protsessov informatsii i myshleniya. M.: Izd-vo MGU, 1971. 196 s. 19. Gumilev L. N. Etnogenez i biosfera Zemli. M.: Astrel', 2005. 512 s. 20. Kaznacheev V. P., Spirin E. A. Kosmoplanetarnyi fenomen cheloveka. Novosibirsk: Nauka, 1991. 304 s. 21. Zhul'kov M. V. Stanovlenie bioenergoinformatsionnoi kartiny mira // Nauka v tsentral'noi Rossii, Spetsvypusk. Po materialam II-i Mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii «Nauka v Tsentral'noi Rossii», aprel' 2013, Tambov. S. 179–183. 22. Pribram K. Yazyki mozga. M.: Progress, 1975. 463 s. 23. Nalimov V. V. Razbrasyvayu mysli. V puti i na pereput'e. M.: Progress-Traditsiya, 2000. 344 s. 24. Leskov L. V. Nelineinaya Vselennaya: novyi dom dlya chelovechestva. M.: Ekonomika, 2003. 440 s. 25. Tikhonov A. I. Zakony prirody s pozitsii teorii informatsii / Ivan. gos. energet. un-t. Ivanovo, 2008. 216 s. 26. Dubrov A. P., Pushkin V. P. Parapsikhologiya i sovremennoe estestvoznanie. M.: Sovaminko, 1990. 280s. 27. Chizhevskii A. L. Zemnoe ekho solnechnykh bur'. 2-e izd. M., Mysl', 1976. 367 s. 28. Domasch L. H. The Transcendental Meditation Technique and Quantum Physics: is Pure Consciousness a Macroscopic Quantum State in the Brain? // Scientific Research on the Transcendental Meditation Program; Collected papers. Vol. 1. 1975. pp. 666–683. 29. Vernadskii V. I. Nauchnaya mysl' kak planetnoe yavlenie. M.: Nauka, 1991. 271 s. 30. Moiseev N. N. Chelovek i Noosfera. M.: Mol. gvardiya, 1990. 351 s. 31. Dmitrevskaya I. V., Portnov A. N., Smirnov G. S. Noosfernaya di-namika Rossii: filosofskie i kul'turologicheskie problemy: Ch. 1. Ivanovo: Ivanovskii gos. un-t, 2002. 158 s. 32. Smirnov G. S. Noosfernoe soznanie i noosfernaya real'nost': filosofskie problemy noosfernogo universuma. Ivanovo: Ivan. gos. un-t, 1998. 244 s. 33. Smirnov D. G. Semiosofiya noosfernogo universuma: noosfera i semiosfera v global'nom diskurse. Ivanovo.: Ivan. gos. un-t, 2008. 372 s. 34. Zhul'kov M. V. Demograficheskii aspekt noosfernoi avtotrofnosti // Vestnik Ivanovskogo gosudarstvennogo universiteta Ser.: Gumanitarnye nauki, 2014. Vyp. 2 (14). S. 35–45. 35. Zhul'kov M. V. Energii sozidaniya noosfery // Nauchnoe obozrenie: gumanitarnye issledovaniya. 2014. № 8. S. 144–151. |