Библиотека
|
ваш профиль |
Психолог
Правильная ссылка на статью:
Захаркин Д.Д.
Классификация современных теорий личности
// Психолог.
2015. № 5.
С. 31-55.
DOI: 10.7256/2409-8701.2015.5.16246 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=16246
Классификация современных теорий личности
DOI: 10.7256/2409-8701.2015.5.16246Дата направления статьи в редакцию: 28-08-2015Дата публикации: 03-09-2015Аннотация: В статье проводится анализ классификаций современных теории личности. Рассматриваются классификации, предложенные отечественными авторами Д. А. Леонтьевым, К. А. Абульхановой и зарубежными Робертом Фрейджером, Джеймсом Фэйдименом, Ларри Хьеллом, Дэниелем Зиглером. Отмечается, что к новейшим теориям личности в современной науке можно отнести:1) теории которые начали формироваться после 1950 года, 2) данные теории сильно отошли от идей Зигмунда Фрейда, 3) теории представляют из себя синтез предыдущих теорий личности. В статье современные теории личности классифицированы на: архаические, восточные, престклассические, классические, постклассичекие, новейшие. Новейшие теории личности в свою очередь классифицированы на полиметрические и монометрические. Целью настоящей статьи является представление оригинальной классификации современных теорий личности, включающей в себя и отечественные и зарубежные теории, с одной стороны, с другой стороны, учитывающей многообразие современных подходов. В основе классификации новейших теорий личности, рассмотрение позиций отечественных и зарубежных авторов по следующим компонентам теорий: мировоззрение автора, природа психики, детерминированность поведения, основы теории, локализация, развитие, задачи личности, структура личности, уровни личности, подходы к изучению личности, гармоничная личность, перспективное направление. Ключевые слова: личность, теории личности, классификации теорий личности, отечественные теории личности, зарубежные теории личности, новейшие теории личности, компоненты теорий личности, критерии теорий личности, авторы теорий личности, структура личностиAbstract: In this article the analysis of classifications modern theories of the personality is carried out. The classifications offered by domestic authors D. A. Leontyev, K. A. Abulkhanova and foreign Robert Freydzher, James Feydimen, Larry Hell, Daniel Zigler are considered. It is noted that to the newest theories of the personality in modern science it is possible otnesti:1) to theory which started being formed after 1950, 2) these theories strongly departed from Siegmund Freud's ideas, 3) theories are synthesis of the previous theories of the personality. In article modern theories of the personality are classified on: archaic, east, prestklassichesky, classical, postklassicheky, the latest. The newest theories of the personality are in turn classified on polymetric and monometric. The purpose of the present article is representation of original classification of modern theories of the personality including both domestic and foreign theories, on the one hand, from other party considering variety of modern approaches. At the heart of classification of the latest theories of the personality, consideration of positions of domestic and foreign authors on the following components of theories: outlook of the author, mentality nature, determinancy of behavior, theory basis, localization, development, tasks of the personality, structure of the personality, levels of the personality, approaches to studying of the personality, harmonious personality, perspective direction. Keywords: personality, personality theory, classification of personality theories, Russian personality theories, foreign personality theories, newest personality theories, components of personality theories, criteria of personality theories, authors of personality theories, personality structureКлассификация отечественных и зарубежных теорий личности Личность – одно из центральных понятий в современной психологии. Знания о различных аспектах личности таких как: индивидуальные особенности, психические состояния, межличностные связи, роли, помогают людям разбираться в себе и других. Познание своей личности обеспечивает познание всего мира. Как говорил Сократ: «Познай самого себя, и ты познаешь весь мир». Также познание своей личности дает информацию о других людях. Как писал Роберт Чалдини «Пойми себя, чтобы понять других» Личность понятие полисемантическое, поэтому между авторами различных теорий личности и их последователями ведутся постоянные дискуссии и споры, переосмысливаются, меняются взгляды на структуру и развитие личности, появляются новейшие теории личности. В современной литературе посвященной психологии личности нет четких критериев, по которым можно ту или иную теорию отнести к новейшим. Для классификации новейших теорий личности, нужно рассмотреть классификации отечественных и зарубежных авторов теорий личности и выделить необходимые критерии и компоненты. Келвин Холл и Гарднер Линдсей выделяют следующие теории: классический психоанализ Фрейда, аналитическую теорию Юнга, социально-психологические теории Адлера, Хорни, Фромма, Салливана, персонологию Мюррея, организмическую теорию Курта Гольдштейна и Абрахама Маслоу, центрированную на человеке теорию Роджерса, экзистенциальную психологию Ролло Мэйя и Медарда Босса, теорию поля Курта Левина, психологию индивидуальности Олпорта, конституциональную психологию Шелдона, факторную теорию Кеттела, стимул-реактивную теорию Доллорда и Миллера, теорию оперантного подкрепления Скиннера. [1] Д. А. Леонтьев выделяет четыре группы теорий личности:1) клинические экзистенциально ориентированные теорий личности разделены на 4 подгруппы: бытийный анализ Л. Бинсвангера и М. Босса, а также теории З.Фрейда и М. Хайдеггера, логотерапия В.Франкла, эзистенциальная теория Р. Мэя, персонология С.Мадди; 2) теории социально-когнитивного бихевиоризма Дж. Роттера и А. Бандуры, 3) cоциограмматические теории этогенический подход Р.Харре и социальная экология Дж. Шоттера, 4) отечественные теории: московской, деятельностной школы А .Н. Леонтьева и Л. И. Божович, ленинградской школы Б. Г. Ананьева и В. Н. Мясищева; грузинской школы Д. Н. Узнадзе и пермской школы В. С. Мерлина. [1] Ларри Хьелл и Дэниел Зиглер выделяют такие теории как: психодинамическое направление в теории личности Зигмунда Фрейда, пересмотр психодинамического направления: Альфреда Адлера и Карла Густав Юнга, эго-психологию Эрика Эриксона, Эриха Фромма и Карен Хорни, диспозициональное направление Гордона Олпорта, Рэймонда Кеттела и Ганса Айзенка, научающе-бихевиоральное направление в теории личности Б. Ф. Скиннера, социально-когнитивное направление в теории личности: Альберта Бандуры и Джулиан Роттер, когнитивное направление в теории личности Джорджа Келли, гуманистическое направление в теории личности Абрахама Маслоу, феноменологическое направление в теории личности Карл Роджерс [2] К. А. Абульханова выделяет три группы теорий личности: традиционные, новые и новейшие. К традиционным она относит: феноменологичекую концепцию В. Дильтея, теорию поля К.Левина, развитие личности по В. Штерну, психоанализ З. Фрейда, аналитическую психологию К. Юнга. К новым теориям она относит: факторную теорию Г. Айзенка и Д. Кеттела, психологию индивидуальности Г. Олпорта, гуманнистическую А. Маслоу, центрированную К. Роджерса, неофрейдизм К. Хорни. К новейшим теориям она относит: трансактный анализ Э. Берна, акцентуированную К. Леонгарда, символический интеракционизм Д. Мида, интерперсональную Г. Салливана, диадическую Р. Сирса, психоаналитическую Э. Фромма. [3]
Компоненты теорий личности Авторы классификаций теорий личности выделяют в своих теориях различные компоненты личности. Ларри Хьелл и Дэниел Зиглер выделяют следующие компоненты: структура личности - стабильные характеристики индивида, мотивация- теория личности должна объяснять, почему люди поступают так, а не иначе, развитие личности - необходимо понимать, как развиваются характеристики личности, психопатология- теория личности должна объяснить почему некоторые люди плохо адаптируются, психическое здоровье - теория личности должна предложить критерии оценки здоровой личности, изменение личности с помощью терапевтического воздействия- теории личности предлагают пути коррекции отклоняющегося от нормы поведения. [2] Л. Хьелл и Д. Зиглер выделили 9 полярных шкал, которые выражают позиции различных теорий о личности: свобода – детерминизм (ответственность), рациональность – иррациональность, холизм (целостность) – элементализм, конституционализм(биологическое)–инвайроментализм (социальное), изменяемость (эволюционизм) – неизменность, субъективность – объективность, проактивность (внутренние факторы развития) – реактивность (поведение – реакция на внешние стимулы), познаваемость – непознаваемость, гомеостаз (сохранение внутреннего. [2] Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен выделяют: биографический экскурс-информация о создателе теории и его мировоззрении, идейные предшественники-на чем данная теория базируется, основные понятия –теории имеют свою терминологию, динамика развития-ступени развития личности, структура -элементы личности, оценка- каждая теория имеет своих сторонников и критиков. [4]
Критерии новейших теорий личности Рассмотрев классификации отечественных и зарубежных авторов, мы можем разделить все теории личности на: архаические, восточные, престклассичекие, классические, постклассические, новейшие. Архаические теории – теории античности и нового времени, включают в себя первые представления о человеческой природе, которые представлены в трудах философов античности Аристотеля, Платона, Демокрита, а также теории таких мыслителей как Фома Аквинский, Томас Гобс, Ране Декарт. Восточные теории личности: Суфизм, Дзен, Йога. Престклассические - теории 18-19 веков представителей ассоциативной психологии Беркли, Юма, Эббингауза, Гельмгольца, Вуднта. Классические – теории которые сформировались в начале 20 века:психоанализ Фрейда, теории его ближайших учеников Юнга и Адлера, классичесский бихевиоризм Джона Уотсона, гештальт психология Макса Вертгеймера и Курта Левина, Функционализм Уильяма Джеймса и Герберта Спенсера. Постклассичекие - теории 1930-1955:неофрейдизм Фромма, Хорни Эриксона,гуманнистичекая теория Маслоу,необихевиоризм Скиннера, теория черт личности Олпорта,cтруктурная теория черт личности Кеттела, теория типов личности Айзенка. Новейшие теории личности в новейших теориях личности можно выделить 3 наиболее важных критерия: 1) новейшие теории личности начали формироваться после 1950 года : Когнитивная психология Джордж Миллер, Джером Брунер 1950-1970, НЛП Ричард Бэндлер, Джон Гриндер, 1970 -1980, трансакционный анализ Эрик Берн 1960-1970. [4] 2) данные теории сильно отошли от идей Фрейда. 3) данные теории представляют из себя синтез предыдущих теорий личности.
Компоненты новейших теорий личности В новейших теориях личности мы можем выделить следующие компоненты: 1) мировоззрение автора 2) природа психики, 3) детерминированность поведения 4) основы теории, 5)локализация 6) развитие 7) задачи личности, 8) структура личности, 9) уровни личности, 10) подходы к изучению личности, 11) гармоничная личность, 12) перспективное направление. Мировоззрение автора – философия авторов влияет на термины и основные идеи теорий. Мы можем сравнить термины западной и отечественной онтопсихологии, чтобы убедится в этом. Термины западной онтопсихологии Антонио Менегетти: Онто ИН-Се, эфирное поле, парапсихическое, монитор отклонения, метанойя, априорное я, рефлективная матрица, эманации, истинное я. [5] Термины отечественной онтопсихологии Бориса Ананьева: личность, индивид, индивидуальность, субъект труда, субъект познания, субъект общения, социальная среда, средства развития, мотивация. [6] Природа психики – каждая теория объясняет, что есть психика и какова ее природа. В модели Татьяны Березиной психика является особой реальностью, имеющей свою природу, отличную от биологической природы головного мозга и физической природы внешнего мира. [7] В модели Тэда Джеймса психика - система реагирования и взаимоотношений, ядро данной системы составляют временные линии, метапрограммы и ценности. [8] Детерминированность поведения - теории личности объясняют, какие факторы оказывают большее влияние на поведение человека внешние или внутренние. Виктор Петренко полагает, что картина мира человека, состоящая из моделей различных аспектов действительности: образа самого себя, других людей, социальных систем, картина мира субъекта определяет его поведение. [9] Согласно обусловленной модели Уолтера Мишела поведение детерминировано тем как человек воспринимает себя в конкретной ситуации, а не глобальными чертами личности. Мишел полагает, что существуют, стабильные схемы поведения. [10] Основа теории – все теории базируется на предшествующих концепциях или имеют самостоятельную, оригинальную основу. Интегративная психология Владимира Козлова представляет из себя синтез таких направлений как: трансперсональная психология, интегрлальная психология, психосинтез с идивидуальными и групповыми методами такими как: психодрама, гештальт-терапия, трансактный анализ, райхианская терапия, а также восточными духовными практиками. [11] Экзистецниальная психология Ролло Мэйя включает в себя: идеи Серена Кьеркегора, идивидуальная психология Адлера, психоанализ, терапия Салливана и Эриха Фрома. [12] Локализация личности - в каждой теории личности указывается, где находится субстанция, с которой мы себя отожествляем. В концепции Кена Уилбера личность в процессе духовного развития, меняет локализацию от материального измерения к тонким, высшим измерениям: астральному, ментальному, причинному, казуальному. [13] В концепции Людмилы Анциферовой личность локализуется в материальном, биосоциальном измерении. [14] Развитие личности - теории личности представляют этапы, которые проходит личность в процессе своего развития. Станислав Гроф считает, что развитие личности должно идти от ложного эго, с которым люди себя отожествляют к истинному Я. Истинное Я проявляется на трансперсональном уровне, когда человек находится в измененном состоянии сознания. Чтобы получить доступ к трансперсональному уровню человек должен повторно пережить, осознать и проработать травмы биографического и перинатального уровней. [15] Борис Братусь - человек проявляет свою активность в двух мирах: в мире вещей, продуктов, предметов, в мире идей в котором он производит смыслы Нормальное развитие должно вести человека к обретению им родовой человеческой сущности. Условиями этого развития являются: отношение к другому человеку как к самоценности, способность к децентрации, творческий характер жизнедеятельности, внутренняя ответственность перед собой и другими, прошлыми и будущими поколениями; стремление к обретению общего смысла своей жизни. [16] Задачи личности - теории личности указывают на задачи, которые стоят перед людьми. Владимир Козлов считает, что главная задача личности достижение свободы. Личность не является свободной, пока она отожествляет себя с определенным поведением и образом жизни. Важна идея баланса Эго-идентификаций: Я-духовное, Я-материальное, Я-социальное. Личность становится свободной тогда, когда Я и не-Я сливаются в пространстве равностности и происходит просветление. [11] Ролло Мэй считал, что свобода приходит к человеку, когда он бросает вызов судьбе и понимает, что смерть возможна в любой момент. Наша задача говорил Мэй объединить волю и любовь. [17] Структура личности - базовый компонент любой теории личности, каждая теория объясняет, из каких элементов состоит личность. Роберто Ассаджиоли в структуре личности выделяет следующее элементы: Низшее бессознательное- основные влечения и примитивные побуждения такие как фобии, мании, навязчивые идеи и желания. Среднее бессознательное - плоды повседневной деятельности нашего ума и воображения. Высшее бессознательное - источник высших чувств, интуиции и вдохновения. Поле сознания - непрерывный поток ощущений, образов, мыслей, чувств, доступных нашему наблюдению, анализу и оценке. Сознательное я - представляет собой точку чистого самосознанияцентр нашего сознания. Высшее Я - истинное Я, постоянный центр, из которого я возвращается в сознание, когда человек находится под воздействием наркоза, наркотиков или в состоянии гипноза. Коллективное бессознательное -архаические структуры психики, выполняющие высшую, новаторскую деятельность сверхсознательного порядка. [18] В мультисубъективной теории Вадима Петровского структура личности состоит из таких элементов как мое я - как субъект обращения к кому-либо, мое ты - то к чему обращается мое я данные элементы представлены в виде трехчастной структуры родитель, взрослый, дитя: мое я ребенка, мое я родителя, мое я взрослого, мое ты ребенка, мое ты родителя, мое ты взрослого. Вадим Петровский также выделяет: отраженное я - восприятие своего я таким, каким оно представляется другим, претворное я - отраженная субъектность значимого другого, имманентное я действующие в момент сейчас, идеальное я представления человека о самом себе, трансцедентальное я - мыслящее вне-находимое и вне-временное я, трансфинитное я-единомножие локальных я индивида, анимум - первичное субъективное проявление психики, значимый другой - субъект ситуативного влияния, идеальный другой - интроект, с которым возможно внутреннее общение. [19] Высший уровень личности -теории личности указывают на вершину развития, которого может достичь человек. Кен Уилбер выделяет две дуги развития я внешнюю и внутреннею. На внешней дуге личность достигает следующих уровней: Социальное Я - на данном уровне человек чувствует себя частью коки-то группы так как социализируется в определенной культуре. Ментальное Я характеризуется осмыслением своих идей и взглядов также формированием здорового гармоничного эго. Интегрированное Я - уровень самоактуализации. Внутренней дуге соответствуют: Тонкое Я характеризуется сильно развитой интуицией. Высокое тонкое Я - уровень открытия интегрального видения.Низкокозуапльный и высококазуальный – высшие уровни просветления. [20] Людмила Анциферова выделяет три уровня личности: На первом уровне субъект не осознает свои истинные цели и мотивы, неэффективно воздействует на ситуацию, а винит в этом других людей. На втором уровне личность осознает свои цели и мотивы действий, планирует свою деятельность и адекватно оценивает ее результаты. На третьем, высшем уровне личность становится субъектом своего жизненного пути. На этом уровне личность обладает наибольшими степенями свободы – свободы выявлять, переживать и собственными действиями разрешать назревшие противоречия развития общества. [14] Изучение личности - каждая теория делает акцент на изучении того или иного компонента личности. Станислав Гроф считает, что измененные состояния сознания открывают человеку доступ к его колоссальным резервным возможностям, которые он может использовать для исцеления и преобразования своей личности. В холотропных состояниях, в отличие от словесной терапии переживаются сами исходные эмоции, физические ощущения и особенности чувственного восприятия возраста происходящей регрессии. Холотропные состояния автоматически выносят в сознание из бессознательного наиболее эмоциональное, мотивационно-уместное и доступное содержание. [15] Борис Братусь считает методы трансперсональной психологии рассчитаны на, быстрый штурм духовного пространства и получение быстрого доступа к его богатствам, через ломание естественных защит. Человек в измененном состоянии сознания врывается в духовное пространство и берет из него все что привлекает внимание. Но духовное пространство неоднородно, в нем присутствуют силы разных оттенков, поэтому если человек берет все подряд лишь бы оно было духовным, то может нанести серьезный вред своему развитию. [16] Гармоничная личность - целостная личность, теории личности описывают различные пути, с помощью которых можно прийти к этой целостности. Михаил Литвак - так описывает структуру гармоничной личности Я+, ВЫ+, ОНИ+, ТРУД+. Гармоничная личность адекватно оценивает свои сильные и слабые стороны, поддерживает дружелюбные отношения с близкими, открыта для новых знакомств, а деятельность приносит удовольствие. [21] Эрик Берн - гармоничная личность осознает свой сценарий, его влияние на жизнь и поведение, может противопоставить этому сценарию независимое поведение и баланс всех эго состояний. [22] Перспективное направление - в настоящее время можно выделить два противостоящих друг другу полюса, к которым склоняются современные теории личности, первый это парапсихология, второй физиология. Данное разделение обусловлено тем, что одни исследователи твердо убеждены в реальности пси-феноменов и видят перспективу в изучении тонких структур личности, другие напротив уверены в несостоятельности заявлений сторонников парапсихологии, поэтому намеренны изучать только измеряемые и объективные проявления личности. Но открытого, массового эксперимента, который мог бы поставить точку в данном вопросе, пока никто не проводил. Классификация новейших теорий личности
Учитывая критерии и компоненты различных теорий, мы можем разделить новейшие теории личности на полиметрические и монометрические, а также составить таблицу, указывающую на их различия. Полиметрические теории - авторы данных теорий изучают личность как многомерное образование, поэтому помимо биосоциального измерения исследуют дополнительные надличностные измерения. Антонио Менегетти выделяет следующее измерения: объективное, семантическое, эфирное. [5] К полиметрическим теориям относятся модели личности: Станислава Грофа, Кена Уилбера, Роберто Ассаджиоли, Антонио Менегетти, Эрика Берна, Татьяны Березиной, Владимира Козлова, Виктора Петренко. Монометрические теории - авторы данных теорий изучают только биосоциальное измерение личности. Как указывает Станислав Гроф традиционная психиатрия и психология, пользуются моделью, ограничивающейся биологией, послеродовой биографией и фрейдовским индивидуальным бессознательным. [23] К монометрическим относятся модели: христианская Бориса Братуся, динамическая Людмилы Анцыферовой, мультисубъективная Вадима Петровского, онтопсихология Бориса Ананьева, сценарное перепрогаммированние Михаила Литвака, временной линии Тэда Джеймса, эзистенциальной Ролло Мэйя, когнитивно-аффективной Уолтера Мишела.
Рассмотрим более подробно отличия полиметрических и монометрических теорий на примере западной и отечественной онтопсихологии. Мировоззрение автора - в новейших теориях основные идеи и понятия зависят от идеалистических или материалистических взглядов их авторов. Авторы полиметрических теорий как Антонио Менегетти придерживаются идеалистических взглядов, а исследователи-материалисты как Борис Ананьев создают монометрические концепции. Природа психики – в полиметрических теориях психика, имеет органическую природу, а в монометрических материальную. В онтопсихологии Антонио Менегетти психика это - субъективный мир, содержащий в себе энергию онто ин-се (ядро личности), способный проявлятся во внешний среде, при этом оставаться не тронутым, а также действовать вне рамок пространства и времени. [24] В онтопсихологии Бориса Ананьева психика формируется в деятельности и в значительной степени является ее продуктом. [25] Детерминированность поведения – в полиметрических теориях на поведение в большей степени влияют внутренние факторы в монометрических внешние. В онтопсихологии Антонио Менегетти на поведение человека оказывает сильное влияние монитор отклонения - субстанция, которая искажает импульсы онто ин-се. [24] В онтопсихологии Бориса Ананьева на поведение влияют воспитание и социальная среда. [25] Основа теории - каждая новейшая теория опирается на предшествующие теории личности. Полиметрические теории предсталяют собой синтез архаических престклассических и восточных теорий, а монометрические cинтез классических и посткласических теорий. Онтопсихология Антонио Менегетти базируется на идеях Эдмунда Гусерля, гуманнистической и экзистенциальной психологии. [24] Онтопсихология Бориса Ананьева включает в себя идеи В.М.Бехтерева и К.Д.Ушинского. [25] Локализация личности - в полиметрических теориях личность локализуется в тонких измерениях вне материального мира в монометрических теориях личность локализуется в головном мозге. В онтопсихологии Антонио Менегетти личность не имеет постоянной локализации, личность может прибывать как в теле, так и вне тела. [24] В онтопсихологии Бориса Ананьева личность локализуется в мозге. [25] Развитие личности - в полиметрических теориях личность развивается от полуавтономных структур к единому центру, в монометрических теориях личность изначально целостная система, которая развивается посредством модификации данной системы. В онтопсихологии Антонио Менегетти развитии - это необходимая эволюция Онто Ин-се, которая должна привести человека к целостному осознанию своего внутреннего мира, через преодоление искажающего воздействия монитора отклонения и достижения единства Онто Ин-се, Априорного Я, логико-исторического Я. [24] В онтопсихологии Бориса Ананьева под развитием человека понимает онтогенез, жизненный путь личности и историю деятельности. Развитие личности - это развитие прежде всего его способностей. [25] Задачи личности - в новейших теорияхсводятся к самоактуализации с одной стороны и раскрытию резервных возможностей с другой. В онтопсихологии Антонио Менегетти задача личности состоит в достижении целосности и гармонии элементов структуры личности. [24] В онтопсихологии Бориса Ананьева задача личности максимальное развитие своих способностей. [25] Структура личности – полиметрических теориях совокупность полуавтономных элементов, в монометрических изначально единое целое. В онтопсихологии Антонио Менегетти только монитор отражения и логико – историческое я элементы, которые изначально контролирует человек, над элементами бессознательного слоя нет контроля, но элементы, находящиеся в бессознательном слое онто ин-се, сверх я, априорное я, могут влиять на сознание. [24] В онтопсихологии Бориса Ананьева личность - целостная структура, обладающая свойствами индивида, личности, субьекта деятельности и индивидуальности [25] Высший уровень личности - в полиметрических теориях истинное Я, в монометрических это самоактуализированная личность теории личности указывают на вершину развития, которого может достичь человек. В онтопсихологии Антонио Менегетти высший уровень- это единое, Онто ин-се свободное от влияния монитора отклонения, позволяющее воспринимать действительность такой, какая она есть на самом деле. [24] В онтопсихологии Бориса Ананьева идивидуальность высшим уровень реализации всех великих возможностей исторической природы человека. [25] Изучение личности - сторонники полиметрических теорий изучают объективные и субъективные проявления личности, авторы монометрических теорий изучают только объективные стороны личности. В онтопсихологии Антонио Менегетти личность изучается на физическом, эфирном, семантическом планах. [24] В онтопсихологии Бориса Ананьева исключительно важно изучать именно объективные проявления личности. [25] Гармоничная личность - в полиметрических теориях личность которая контролирует все элементы своей структуры в монометрических - это личность, которая осознает свои истинные цели и мотивы и не имеет внутренних противоречий В онтопсихологии Антонио Менегетти гармоничная личность-личность с пополностью эволюционировавшим онто ин-се. [24] В онтопсихологии Бориса Ананьева гармоничная личность сочетает в себе свойства индивида субъекта труда личности индивидуальности. [25] Перспективное направление – сторонники полиметрических изучают прапсихические проявления личности, сторонники монометрических полностью игнорируют исследования в области парапсихологии. В онтопсихологии Антонио Мегнегетти изучению пси-феноменов уделяется большое внимание, данные явления рассматриваются как результат эволюции онто ин-се духовно развитых личностей. [24] Борис Ананьев не проводил исследований в области парапсихологии. [25]
Заключение Мы рассмотрели классификации, предложенные отечественными и зарубежными авторами такими как авторами Д. А. Леонтьев, К. А. Абульханова, Роберт Фрейджер, Джеймс Фэйдимен, Ларри Хьелл, Дэниел Зиглер. Мы разделили все теории личности на шесть групп: архаические, восточные, престклассические, классические, постклассичекие, новейшие. Новейшие теории личности также разделим на группы: Полиметрические - рассматривают личность во множестве измерений как субъективных, так и объективных. Монометрические -рассматривающие личность только в биосоциальном измерении. К новейшим теориям личности отнесли следующие теории: Трансперсональнаю; Христианскую; Интегральную; Динамическую; Психосинтез; Мультисубъекивную; Западную Онтопсихологию; Отечественную Онтопсихологию; Трансакционный анализ; Сценарное перепрагромированние; Пространственно-временную; Временной линии Интегративную; Экзистенциальную; Эксперементальную психасемантику Когнитивно - аффективную. Мы выделили 3 наиболее важных критерия новейших теорий личности: 1) новейшие теории личности начали формироваться после 1955 года. 2) данные идеи сильно отделены от идей Фрейда. 3) данные теории представляют из себя синтез предыдущих теорий личности. Мы сравнили мнения авторов теорий личности по таким вопросам как:мировоззрение автора, природа психики, детерминированность поведения, основы теории, локализация, развитие, задачи личности, структура личности уровни личности, подходы к изучению личности, гармоничная личность, перспективное направление. Современные теории личности интегрируются и возникают новейшие теории личности, но данная интеграция происходит только внутри противостоящих друг другу полюсов, первый парапсихология, к нему устремлены полиметрические теории и второй физиология к данному полюсу устремлены монометрические теории личности. Важно отметить, что полиметрические теории личности не противостоят академической науки, они возражают против материалистического монизма, сторонники которого, устанавливают систематическую, принципиальную цензуру на исследования, относящиеся к измененным состояниям сознания, психоделической терапии, гипноза и парапсихологии. Современные исследователи должны стремится отрыто применять научные методы к любым проявлениям действительности, даже если эти явления противоречат общепринятым позициям. Такая стратегия ускорит процессы интеграции не только внутри полиметрических и монометрических теорий, но и между ними, тогда станет возможным создание общей концепции личности и преодоления кризиса психологии. Библиография
1. Холл К, Линдсей. Г. Теории личности. М.: Психотерапия, 2008, 656 c.
2. Хьелл Л, Зиглер Д. Теории личности. СПб.: Питер, 2014, 608 с. 3. Абульханова К.А. Психология и педагогика М.: Совершенство, 1998, 300 с. 4. Фрейджер Р, Фейдимен Д. Личность. СПб.: Прайм-Еврознак,2006,704 c. 5. Менегетти А. Онтопсихология, практика и метафизика психотерапии. М.: ННБФ Онтопсихология, 2009, 192 с. 6. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. СПб.: Питер, 2001, 288 c. 7. Березина Т.Н. Внутреннее пространство сновидения. // Психология и Психотехника. — 2015.-№ 2.-С.141-149. 8. Джеймс Т. Гипноз полное руководство. М.: КСП+, 2003, 224 с. 9. Петренко В. Ф. Многомерное сознание М.: Новый хронограф, 2010, 440 с. 10. Мишел У. Теория межличностных отношений СПб.: Прайм-Еврознак, 2007, 128 c. 11. Козлов В.В. Интегративная психология. М.: Психотерапия, 2007, 528 c. 12. Мэй Р. Экзистенциальная психология. М.: ИОИ, 2005, 160 с. 13. Уилбер К. Интегральная психология. М.: АСТ, 2004, 416 с. 14. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2009, 464 с. 15. Гроф С. Психология будущего М.: АСТ, 2002, 464 c. 16. Братусь Б.С. Аномалии личности. М.: Книга по Требованию, 2012, 453 с. 17. Мэй Р. Любовь и воля. М.: Винтаж, 2007, 288 с. 18. Ассаджиоли Р. Психосинтез. М.: Психотерапия, 2008, 384 с. 19. Петровский В.А. Человек над ситуацией. М.: Смысл, 2010, 560 с. 20. Уилбер К. Проект Атман М.: АСТ, 2004, 320 c. 21. Литвак М.Е. Если хочешь быть счастливым. Ростов-на-Дону .: Феникс, 2015, 608 с. 22. Берн Э. Игры в которые играют люди. М.: Эксмо, 2008, 352 c. 23. Гроф С. Космическая игра М.: АСТ, 2004, 256 с. 24. Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. М.: ННБФ Онтопсихология 2009, 608 с. 25. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001, 272 с. References
1. Kholl K, Lindsei. G. Teorii lichnosti. M.: Psikhoterapiya, 2008, 656 c.
2. Kh'ell L, Zigler D. Teorii lichnosti. SPb.: Piter, 2014, 608 s. 3. Abul'khanova K.A. Psikhologiya i pedagogika M.: Sovershenstvo, 1998, 300 s. 4. Freidzher R, Feidimen D. Lichnost'. SPb.: Praim-Evroznak,2006,704 c. 5. Menegetti A. Ontopsikhologiya, praktika i metafizika psikhoterapii. M.: NNBF Ontopsikhologiya, 2009, 192 s. 6. Anan'ev B. G. Chelovek kak predmet poznaniya. SPb.: Piter, 2001, 288 c. 7. Berezina T.N. Vnutrennee prostranstvo snovideniya. // Psikhologiya i Psikhotekhnika. — 2015.-№ 2.-S.141-149. 8. Dzheims T. Gipnoz polnoe rukovodstvo. M.: KSP+, 2003, 224 s. 9. Petrenko V. F. Mnogomernoe soznanie M.: Novyi khronograf, 2010, 440 s. 10. Mishel U. Teoriya mezhlichnostnykh otnoshenii SPb.: Praim-Evroznak, 2007, 128 c. 11. Kozlov V.V. Integrativnaya psikhologiya. M.: Psikhoterapiya, 2007, 528 c. 12. Mei R. Ekzistentsial'naya psikhologiya. M.: IOI, 2005, 160 s. 13. Uilber K. Integral'naya psikhologiya. M.: AST, 2004, 416 s. 14. Kulikov L.V. Psikhologiya lichnosti v trudakh otechestvennykh psikhologov. SPb.: Piter, 2009, 464 s. 15. Grof S. Psikhologiya budushchego M.: AST, 2002, 464 c. 16. Bratus' B.S. Anomalii lichnosti. M.: Kniga po Trebovaniyu, 2012, 453 s. 17. Mei R. Lyubov' i volya. M.: Vintazh, 2007, 288 s. 18. Assadzhioli R. Psikhosintez. M.: Psikhoterapiya, 2008, 384 s. 19. Petrovskii V.A. Chelovek nad situatsiei. M.: Smysl, 2010, 560 s. 20. Uilber K. Proekt Atman M.: AST, 2004, 320 c. 21. Litvak M.E. Esli khochesh' byt' schastlivym. Rostov-na-Donu .: Feniks, 2015, 608 s. 22. Bern E. Igry v kotorye igrayut lyudi. M.: Eksmo, 2008, 352 c. 23. Grof S. Kosmicheskaya igra M.: AST, 2004, 256 s. 24. Menegetti A. Uchebnik po ontopsikhologii. M.: NNBF Ontopsikhologiya 2009, 608 s. 25. Anan'ev B. G. O problemakh sovremennogo chelovekoznaniya. SPb.: Piter, 2001, 272 s. |