Библиотека
|
ваш профиль |
Genesis: исторические исследования
Правильная ссылка на статью:
Загоруйко М.В.
Символы современной Грузии - историческая ретроспектива
// Genesis: исторические исследования.
2015. № 3.
С. 292-325.
DOI: 10.7256/2409-868X.2015.3.14534 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=14534
Символы современной Грузии - историческая ретроспектива
DOI: 10.7256/2409-868X.2015.3.14534Дата направления статьи в редакцию: 21-02-2015Дата публикации: 09-05-2015Аннотация: Предметом исследования данной статьи являются герб и флаг Грузии, история данных символов и их интерпретация. Земля, на которой существует современная Грузия, помнит множество древних государств. На ней существовали Колхидское и Иберийское царства. Эти земли входили в состав Великой Армении и Римской империи, вели войны с Монголами, Византией, Ираном, Османской империей, знали множество талантливых царей и полководцев, повидали не одну царскую династию на своём престоле. Очевидно, что геральдика грузинских земель насыщена героическими и сакральными символами, символами, которые нельзя забыть, вычеркнуть или исказить. Они как "обереги" данной земли должны присутствовать в гербе и флаге государства. Статья показывает, какие символы были учтены в гербе современной Грузии, а какие несправедливо преданы забвению. Также описана история создания современного герба государства, что позволяет понять основные ошибки поспешного "герботворчества". В исследовании использовался исторический подход, показывающий геополитические явления и предпосылки при создании герба государства. Историко-сравнительный метод наряду с историко-генетическим методом показал возможность преемственности старых символов в современном государстве. На основе методов анализа и классификации, символы Грузии сопоставляются с политическим строем государства. Все вышеуказанные методы позволили определить основные реперные точки исследования. Основным выводом статьи является то, что герб Грузии нельзя назвать завершенным. Он требует доработки - участия в его создании не только художников и политиков, но и историков, геральдистов. Показаны те символы, те фундаментальные гербы, о которых забыла Грузия, а ведь это многовековая история ее земель и правящих династий. Вычеркивая эти символы, страна рискует потерять не только самоидентичность, но и собственные территории. А как показывает история, этот процесс не прекращается в государстве с 1991 года. Череда цветных революций и бессмысленных войн уже отделили от Грузии Абхазию и Южную Осетию. Возможно, настало время критично посмотреть на основные символы государства. Ключевые слова: Геральдика, Герб Грузии, История герба Грузии, Ошибки в гербе, Флаг Грузии, Территория Грузии, Святые покровители Грузии, Политические устройство Грузии, Революции в Грузии, Символы Грузинских царствAbstract: Object of research of this article are the coat of arms and a flag of Georgia, history of these symbols and their interpretation. The earth on which there is modern Georgia, remembers a set of the ancient states. On it there were Colchis and Iberian kingdoms. These lands were a part of Great Armenia and the Roman Empire, waged wars with Mongols, Byzantium, Iran, the Ottoman Empire, knew a great number of talented tsars and commanders, saw not one imperial dynasty on the throne. It is obvious that the heraldry of the Georgian lands is sated with heroic and sacral symbols, symbols which can't be forgotten, deleted or distorted. They as "charms" of this earth have to be present at the coat of arms and a flag of the state. Article shows, what symbols were considered in the coat of arms of modern Georgia and what are unfairly buried in oblivion. The history of creation of the modern coat of arms of the state that allows to understand the main errors of hasty "coat of arms made" is also described. In research the historical approach showing the geopolitical phenomena and prerequisites at creation of the coat of arms of the state was used. The historical and comparative method along with a historical and genetic method showed possibility of continuity of old symbols in the modern state. On the basis of methods of the analysis and classification, symbols of Georgia are compared with a political system of the state. All above methods allowed to define the main points of research.The main conclusion of article is that it is impossible to call the coat of arms of Georgia complete. He demands completion - participation in its creation not only artists and politicians, but also historians. Those symbols, those fundamental coats of arms about which Georgia forgot are shown, and after all it is centuries-old history of its lands and ruling dynasties. Deleting these symbols, the country risks to lose not only self-identity, but also own territories. And as the history shows, this process doesn't stop in the state since 1991. Series of color revolutions and senseless wars already separated Abkhazia and South Ossetia from Georgia. Many will tell that it is result of dull policy of Mikhail Saakashvili. Yes it is, but after all at it the real coat of arms of Georgia was accepted. Perhaps, time came is critical to look at the main symbols of the state. Keywords: Saint patrons of Georgia, Territory of Georgia, Flag of Georgia, Mistakes in the coat of arms, History of the coat of arms of Georgia, Coat of arms of Georgia, Heraldry, Political structure of Georgia, Revolutions in Georgia, Symbols of the Georgian kingdoms
Грузинская земля видела много царств и талантливых правителей, попадала в зависимость великих империй, сражалась с завоевателями. Колхидское и Иберийское царства были первыми государствами, существовавшими на землях современной Грузии ещё до нашей эры. Эти земли в разные века входили в состав Великой Армении и Римской империи, попадали под протекторат Византии и Арабского халифата, отражали нашествие сельджуков и монголов. Внешняя политика многих царей из династий Арташесидов, Аршакидов, Хосроидов и Багратиони оставила свой след во всемирной истории. Так, например, в период 301-314 гг. при царе династии Аршакидов, Трдате III Великом, христианство принимает Великая Армения. Необходимо отметить, что история Армянского государства и княжеств, существовавших на грузинской земле, тесно переплелась. Этими государствами и княжествами управляли общие династии. В те времена государства сталкивались с одними и теми же врагами, параллельно проходили одни и те же вехи истории, объединялись в единые государственные структуры и вновь дробились на мелкие княжества. Поэтому неудивительно, что вслед за Арменией при царе династии Хосроидов Мириане III Иберия принимает христианство как государственную религию. Происходит это при активном участии жены царя Наны, крещённой в 314 году от Святой Нины Каппадокийской. С именем этой Святой, почитаемой в лике равноапостольной, связана христианизация Грузии. Также появляются первые символы Иберской земли. По преданию Святая Нина отправилась в Иберию (Иверию) для поиска Хитона Господня, который был перенесён из Иерусалима в Мцхету еврейским раввином Елиозом. Хитон Господень встречается на печатях и в гербах представителей правящей
династии Багратиони (см. рис 1.).
Арфа и праща, присутствующие в гербе, - это символы царя Давида. Игрой на арфе он радовал царя Саула, а пращей победил Голиафа. Еврейский царь - пророк Давид по одной из версий является пращуром династии Багратиони, поэтому его символизм изобилует в гербах династии. Весы - символ справедливого суда Соломона, сына царя Давида, встречается не во всех гербах династии. Наряду с весами в щите присутствуют символы царской власти – держава, скипетр и меч, положенные в виде Андреевского креста. Позднее после выезда грузинских царей в Россию к этим основным символам прибавляется образ Святого Георгия Победоносца на коне. Его изображение, впрочем, в конце XVII столетия уже почиталось гербом Грузии. [1] Щитодержателями герба династии Багратиони не всегда были львы. Например, герб царя Вахтанга VI держат ангелы, однако герб возложен на льва (см. рис. 2). На гербе Вахтанга VI видно, что основным элементом по-прежнему является Хитона Господня. Но с именем Святой равноапостольной Нины связан не только символ ризы Господней. Основной целью путешествия Святой было просвещение Иберии (Иверии), так как эта земля является первым уделом Божией Матери. Однако этот факт не получил никакого отражения в геральдике грузинских земель, впрочем, так же как и уникальный крест Святой Нины. По преданию данный крест, сплетённый из виноградных лоз, Богородица вручила Святой Нине перед тем, как направить её в грузинские земли (см.рис.3). Ещё один символ, который вероятней всего появился в Закавказье благодаря просветительской – проповеднической деятельности Святой Нины - образ Георгия Победоносца. В наше время он является одним из наиболее почитаемых Святых среди народов Грузии и Осетии. Взаимодействие Руси с народами и княжествами Северного Кавказа и Закавказья начинается ещё во времена Ивана Грозного. Многие из них просили защиты и покровительства, поэтому уже в Государевом титуле Михаила Федоровича Романова он величается как: "Божиею милостию, Великий Государь Царь и Великий Князь Михаил Федорович, всея Руси Самодержец Владимирский, Московский, Новгородский, Царь Казанский, Царь Астраханский, Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных Государь и Великий Князь Новагорода Низовския земли, Черниговский, Рязанский, Полоцкий, Ростовский, Ярославский, Белоозерский, Лифляндский, Удорский, Обдорский, Кондийский, и всея Сибирския земли и Северныя страны Повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Грузинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей и иных многих государств Государь и Обладатель." На закате Российской империи в 1917 году полный титул Императорского Величества, указанный в своде Основных государственных законов Российской империи в главе 6 пункт 59, звучал следующим образом: «Божиею поспешествующею милостию, Мы, NN, Император и Самодержец Всероссийский, Московский, Киевский, Владимирский, Новгородский; Царь Казанский, Царь Астраханский, Царь Польский, Царь Сибирский, Царь Херсониса Таврического, Царь Грузинский; Государь Псковский и Великий Князь Смоленский, Литовский, Волынский, Подольский и Финляндский; Князь Эстляндский, Лифляндский, Курляндский и Семигальский, Самогитский, Белостокский, Корельский, Тверский, Югорский, Пермский, Вятский, Болгарский и иных; Государь и Великий Князь Новогорода низовские земли, Черниговский; Рязанский, Полотский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский, Кондийский, Витебский, Мстиславский, и всея северные страны Повелитель; и Государь Иверские, Карталинские и Кабардинские земли и области Арменские; Черкасских и Горских Князей и иных Наследный Государь и Обладатель; Государь Туркестанский; Наследник Норвежский, Герцог Шлезвиг-Голстинский, Стормарнский, Дитмарсенский и Ольденбургский, и прочая, и прочая, и прочая» Поэтому не удивительно, что наряду с гербами исконно русских территорий появились гербы кавказских земель, занявшие свое место в "Титулярнике" Алексея Михайловича 1672 года (см. рис.4):
1. Герб Карталинских и Грузинских земель - Святой Георгий на коне, поражающий копьём змея; В других более поздних источниках герб Грузинский не упоминается, однако существует трактовка Карталинского герба:
2. Герб Иверской земли - гора, пронзённая двумя стрелами; В других более поздних источниках герб Иверии описан следующим образом:
3. Герб Кабардинских земель - щиток с полумесяцем, за ним две стрелы наискось положенные, сопровождаемые тремя шестиконечными звёздами (поначалу полумесяц помещался в червлёном щитке); [4] В другом более позднем источнике герб Кабардинских земель описан следующим образом:
4. Герб Черкасских и Горских земель - всадник в национальной одежде с копьём наперевес (в более поздних источниках - цвет поля червлёный). [4] В другом более позднем источнике герб Черкасских и Горских земель описан следующим образом:
Помимо "Титулярника" Алексея Михайловича, который специалисты берут за первооснову Российских гербов. Известны иные источники символов для государств, существовавших на территории современной Грузии в период с конца XV по конец XVIII - начало XIX веков (см. рис.5). К таким государствам относится:
Как видно символы Картлийского царства и, после обьединения, Картли-Кахетинского царства связаны с правящей династией Багратиони. В основу символов Имеретинского и Кахетинского царств положены знамёна, разработанные царевичем Вахушти Багратиони в 1735 году. Научная и творческая деятельность Вахушти Багратиони для грузинских земель стала уникальным источником символов, сравнимым по значимости с "Титулярником" Алексея Михайловича. Он описал и систематизировал символы народов и княжеств, находившихся на территории современной Грузии, Осетии и Дагестана. Его работа является ещё одним богатым источником символов, которые можно использовать для государственного герба Грузии, так же как данные символы используются в гербе Северной Осетии - Алании. Рассмотрим данные символы и их описание (см. таб. 1).
Вероятней всего в первых трех гербах Вахушти Багратиони предпринял попытку изобразить символы общие для всех княжеств, располагавшихся в 1735 году на территории современной Грузии. Неудивительно, что таким символами он видел герб Карталинских и Грузинских земель (см. рис.4), принадлежавших его отцу Вахтангу VI, а также общехристианский символ Архангела Михаила и символы правящей династии Багратиони. Наверняка ему как историку и художнику были известны гербы Княжества Московского и Киевского. Располагая эти гербы в один ряд с гербом Багратиони, он подчеркивал общность исторических путей Киевской Руси - Московского княжества - Грузинского царства, а возможно предвидел скорое вхождение грузинских земель в состав Российской империи. Теперь опишем символы, изображенные в таблице №1:
Таким образом, ещё до вхождения грузинских земель в состав Российской империи данные земли имели сложившийся и общепринятый символизм, известный и признаваемый не только внутри княжеств, но и за их пределами. Сложная внешнеполитическая обстановка и угроза уничтожения со стороны Османской империи и Персии, а также внутренняя борьба за престол вынудили Георгия XII привести Картлийско-Кахетинское царство в подданство Российской империи. В этот момент появляется ещё один символ грузинских земель – грузинская корона (см.рис.6). Корона была изготовлена в России при императоре Павле I ювелирами П. Э. Теременом и
Н. Г. Лихтом и выслана в Грузию в 1798 году Георгию XII. В 1801 году корона последнего грузинского царя была отправлена в Санкт-Петербург, где вошла в состав Российских императорских регалий. Корона имела восемь золотых дуг, сверху держава и крест из яхонтов и бриллиантов. [6] Как уже отмечалось выше, с момента активного контакта грузинских царей с Российской империей в грузинской геральдике чаще начинает использоваться образ Святого Георгия Победоносца. В связи с этим в Европейских странах за данными землями закрепляется название "Georgia" – Георгия. Самоназвание грузинского народа – картвелы или жители Картлии. На сегодняшний день картлийцами является одна из 18 грузинских этнических групп. Этимология слова "Грузин" и "Грузия" происходит от арабо-сирийского "Гурз" или арабо-иранского "Гурждистан" – страна волков. Так называли данный народ и страну арабы, монголы, турки и персы. Судьба Кавказа и Закавказья интересовала русское государство с XVI века, а решалась в русско-турецких и русско-персидских войнах XVIII-XIX веков, поэтому закрепилось восточное наименование царства – Грузия. Российская империя, присоединив земли Причерноморского Закавказья в начале XIX века, не сильно "утруждала" себя в изучении символов Иверских и Карталинских земель, а также гербов Грузинского царства. Поэтому, разделив эти территории на две губернии и одну область, были учреждены новые гербы (см. таб.2). В этих гербах были преданы забвению "Титулярник" Алексея Михайловича (см. рис.4), символы Вахушти Багратиони (см. таб.1), герб правящей династии Багратиони (см. рис.1).
Ещё больше сумятицы в грузинский символизм внесла деятельность Барона Бориса Васильевича Кёне – автора Большого Герба Российской империи. [8] В данном гербе Барон объединил под грузинской короной царства и земли, никогда не входившие в состав Грузии, спутав не только вассалитет царств, но и гербы этих земель. С его лёгкой руки под грузинскую корону попали земли Кабардинские, владения Черкасских и Горских князей, Армения, а вместо герба Иверии помещён герб Северныя страны (см. рис.7).
В XIX веке герб Северной страны был "передан" Иверии, а герб Иверии, судя по творению Б. Кёне, "передан" Карталинии. Эта череда "передач" и ошибок в обобщенном гербе Грузинской короны связана с поверхностным изучением истории и символики Кавказа. Таким образом, исламские, христианские земли и даже герб малороссийских земель оказались под грузинской короной. В свою очередь процесс "передачи" гербов вызывает ещё больше вопросов, нежели путаница с вассалитетом. Земельный герб связан с народными этносами и традициями, а также историей земли, за что Иверия получила символы Черниговского и Переславского княжеств? Как эта передача возможна, остается большим геральдическим вопросом. После событий 1917 года были попраны не только многовековые традиции, но и забыты старые символы грузинских земель. В 1918 году из территории Кутаисской и Тифлисской губерний, а также Батумской области создается Грузинская Демократическая Республика. Данное государство впервые с 1490 года воссоздает объединенное грузинское государство в границах Грузинского царства. Как атрибутика независимого государства принимаются новый герб и флаг молодой республики (см. рис.8).
Герб республики представляет собой семиконечную звезду, обрамлённую золотистым орнаментом. В центре располагается грузинский щит с изображением Святого Георгия на белом коне с золотыми копытами. В правой руке он держит готовое к бою золотое копьё с серебряным наконечником, а в левой — щит(на локте, с левого бока коня). Прямо над головой Святого Георгия сияет восьмиконечная золотая звезда; слева от звезды — месяц, а справа — солнце. Ниже месяца и солнца расположены ещё по две восьмиконечные звезды. В низу, под конём изображена горная вершина. Автором герба является художник Иосиф Адольфовичь Шарлеман, возможно поэтому герб имеет художественные преимущества, но также и ряд геральдических недостатков. Так, например, Святого Георгия изображают либо с нимбом над головой, либо со шлемом. Копье также должно быть с крестом. Конь находится в позиции борьбы, но традиционного змия, с которым борется Святой, не изображено. Таким образом, битва происходит с "пустотой". Также не понятен символизм Солнца, Луны и 5 звёзд, впрочем, как и подложки герба – семиконечной звезды или семериды. В данном гербе несколько раз встречается символизм семиконечной звезды. Существует предположение, что семиконечная звезда была одним из символов Картлии – колыбели Грузинской государственности. Однако необходимо заметить, что в геральдический период истории Грузинских царств, т.е. после XII века, семиконечная звезда не встречается ни в гербах, ни на флагах грузинских государств и провинций. Считается, что герб образца 1918 года был создан, опираясь на предложения, высказанные Иваном Александровичем Джавахишвили, который являлся ректором Тифлисского университета в 1919-1926 гг., а впоследствии академиком АН СССР. Он предложил, чтобы в государственном гербе Грузии был изображен белый образ Святого Георгия Победоносца с семью планетами, так как этот образ неразрывно связан с самим существованием грузинской нации и соответствует иностранному названию страны "Георгия". Кроме того, зная отрицательное отношение социал-демократов к религии, автору было предложено удалить нимб Святого и всю Православную атрибутику, чтоб исключить из герба религиозный подтекст. Флаг республики представляет собой тёмно-красное (кизиловое) полотнище с чёрно-белым крыжом Автором флага являлся скульптор Яков Иванович Николадзе. Уже в наши дни при содействии западной прессы, в угоду политическим веяньям руководства Грузии, флагу дается следующая интерпретация: "Кизиловый цвет символизировал яркое прошлое страны и радость. Черная полоса – трагический период в истории Грузии под русским управлением, белая – мирное развитие нации и надежду." [9] В реалии автор флага не мог вкладывать такой смысл, так как в советское время он был бы репрессирован и не стал бы обладателем двух Сталинских премий, ряда государственных наград, Народным художником Грузинской ССР. На самом деле черно-белый крыж во флаге Грузинской Демократической Республики символизирует цвета знамени объединенного Картли-Кахетинского царства, а кизиловый цвет был предложен ещё Вахушти Багратиони для флага Грузинского царства (см. таб. 1-рис.1). В 1921 году с провозглашением Советской Социалистической Республики Грузия появились соответствующие советской символике герб и флаг. Надо отметить, что герб республики в период с 1921 по 1990 год менялся всего один раз. В 1978 году в герб образца 1921 года внесли надпись "ГССР" на грузинском языке. В тот же исторический период флаг Грузии менялся 3 раза (см. рис.9).
Советский герб Грузии имеет ряд уникальных особенностей по сравнению с гербами других советских республик. Авторами герба 1921 года стали создатели герба Грузинской Демократической Республики 1918 года – Евгений Евгеньевич Лансере и Иосиф Адольфовичь Шарлеман, поэтому герб сохранил символизм семериды и отличался художественными изысками. Авторы герба не только не подверглись гонениям, как их коллеги, создававшие гербы республик в 1918 году в других регионах Закавказья, а наоборот были даже "обласканы" советской властью. Герб Грузинской ССР сильно выделялся на фоне гербов других республик обилием национальных узоров, а также тем, что внешними атрибутами герба были не традиционные снопы сельскохозяйственных культур, обвитые лентой с девизом – "Пролетарии всех стран соединяйтесь", а национальная символика с символом "колыбели" Грузинской государственности. Таким образом, среди гербов всех республик СССР герб Грузии имел явное "привилегированное положение", позволяющее подчеркивать свою национальную самоидентичность, отрываясь от общей государственности СССР, подчеркивая собственный исторический путь. Тем не менее, имея богатую геральдическую историю, в 1990 году, будучи ещё советской республикой, Грузия возвращается к символам 1918 года. Вот какое описание получают эти символы в поправках 180 и 181 к статье Конституции Грузинской ССР, вносимых законом Республики Грузия "Об объявлении переходного периода в Республике Грузия": "Государственный герб Республики Грузия представляет собой национальную орнаментированную семиконечную звезду; золотистый орнамент звезды окружен черной каймой. Пространство между краями -кизилового цвета. В центре звезды помещается круглый грузинский щит с полем кизилового цвета, на котором изображен Тетри Гиорги на белом коне с золотыми копытами. В правой руке он держит изготовленное к бою золотое копье с серебряным наконечником, а в левой - щит с золотой полоской. На Тетри Гиорги надеты алые шаровары и обувь золотистого цвета. На нем броня голубого цвета в серебристую клетку и белая накидка. Из-под брони видна рубаха коричневого цвета. Под седлом коня Тетри Гиорги - тигровая шкура, седло - золотое, уздечка - серебряная. Над головой Тетри Гиорги сияет восьмиконечная серебристая звезда; справа от звезды - серебристая луна, а с левой - золотистое солнце. Вдоль луны и солнца расположены по две восьмиконечные звезды. Под конем изображение горной вершины." "Государственный и национальный флаг Грузии представляет собой ткань кизилового цвета прямоугольной формы, на которой со стороны древка, в верхнем углу, - черная (сверху) и белая (снизу) полоски. Соотношение ширины флага с его длиной -3:5, ширина каждой полоски (черной и белой) равна 1/5 флага, а длина - 2/5 длины флага" [10] Таким образом, Грузинская ССР, а впоследствии Республика Грузия, вернули себе спорные, геральдически неполноценные символы, "изобретённые" художниками смутного времени, в угоду политической конъектуре (см. рис.10)
В момент распада СССР начался период национального, религиозного, этнического и территориального противопоставления народов некогда единой страны. Возможно, поэтому властям Грузии очень кстати пришлись герб и флаг 1918 года, опороченные в 1942 году Грузинским легионом, сражавшимся на стороне вермахта. [11] Флаги и гербы Демократических республик, возникших на осколках Российской империи в 1918 году, часто встречались среди военных подразделений Нацистской Германии. Как правило, под этими знаменами сражались предатели, перешедшие на сторону врага. Под лозунгами борьбы с Советской Россией они выполняли все поручения командования, в том числе и в карательных операциях против мирного населения. После распада СССР в период с 1991 по 1995 годы многие Постсоветские страны в качестве символов суверенных государств взяли именно те гербы и флаги, которые были приняты в 1918 году, [12] [13] те которые во времена Великой отечественной войны были направлены против народов Европы и Советского союза. Распад СССР в 1991 году стал поражением России в "холодной войне", идеологами которой были бывшие солдаты вермахта. Поэтому не случайно, что на осколках Советской империи – в странах образованных, из бывших республик, были подняты вражеские знамена войны 1941-1945 годов. Однако за последние 20 лет самостоятельной государственности народно-генетическая память возобладала, и многие из стран СНГ сменили принятые в 90-х годах противоречивые символы. В 2004 году после произошедшей накануне «революции роз» произошла смена символов Грузинского государства. Состоялся конкурс, в котором на рассмотрение комиссии были предложены рисунки вариантов герба республики. Среди представленных работ многие варианты учитывали геральдическую историю государства, символизм гербов был тщательно продуман. На некоторых вариантах работ, участвовавших в конкурсе, основным символом был изображен Хитон Господень. В качестве сопутствующих атрибутов - символы династии Багратиони, символы с гербов Иберии, символы Кутаисской губернии, а также Андреевский крест и крест Святой Нины (см. рис.11).
По итогам конкурса в мае 2004 года комиссия выбрала герб, автором которого был архитектор Мамука Гонгадзе (см. рис. 11, №4). В этом гербе грамотно сочетаются правила геральдики и история государства, используются символы Хитона Господня, герба Иберии и Кутаисской губернии, а также образ почитаемого Святого Георгия. Автор герба описал его следующим образом: "Геральдический шит, разделенный золотым крестом на четверти. В пурпурном сердцевом щитке серебряный хитон Христа. Подобное изображение встречается в грузинских царских гербах с XVII века. В первом и четвертом червленых полях конный Святой Георгий, поражающий змея, "олицетворяющий христианские традиции и боевой дух грузинского народа". Святой изображен дважды, так как в Грузии день Святого отмечают дважды в год. Во втором лазуревом поле огнедышащая гора, пронзенная золотыми стрелами, исторический герб Иберии, Восточной Грузии. В более широком смысле гора символизирует победу над темными силами. В третьем лазуревом поле Золотое Руно - эмблема Западной Грузии, Колхиды (а также герб Кутаисской губернии времен Российской империи). Золотое Руно "олицетворяет дохристианскую культуру и историческую связь грузинского народа с древнейшими очагами цивилизации". Герб увенчан царской короной Багратиони, щитодержатели - золотые львы, девиз: "Сила в единстве". [14] Однако в октябре 2004 года Грузинский Парламент принимает совершенно иной герб. После длительных споров тем же автором был предложен упрощенный вариант герба. В новом гербе была полностью утрачена многовековая геральдическая история государства, выбран уже использующийся геральдический образ, что привело к потере самоидентичности государства. Логика выбора была продиктована созвучностью названия государства на "западный" манер с образом Святого Георгия (см. рис. 11, №6). Упрощение герба приблизило его по функционалу к товарному знаку: "Георгия" - "Св. Георгий", потеряв духовность и исторические корни государства. Автор дал следующее описание герба Республики Грузия: На пурпурном поле щита изображен серебряный всадник Святой Георгий с золотым нимбом, с увенчанным золотым крестом серебряным копьем, поражающий серебряного дракона. Щит венчает грузинская, то есть иберийская корона. По бокам щит держат два золотых льва. Основой (опорой) щита служит грузинский, стилизованный орнамент лозы с вплетенной девизной лентой. На красно-белой девизной ленте современным грузинским шрифтом вписан девиз "Сила в единстве". Сравнивая описание двух гербов, можно заметить, что в первом варианте Святой Георгий борется со змием, а во втором с драконом? Западная геральдика поставила знак равенства между этими символами, хотя для восточной цивилизации дракон является положительным символом и несет иной подтекст, да и изображается он отлично от змия на двух ногах и с крыльями, например, как в гербе Казанской губернии. В образе Святого заложен смысл победы христианства над язычеством - змием. Эта победа была "одержана" на грузинской земле в начале IV века. И символами данной победы является Хитон Господень или крест Святой Нины, а никак не Святой Георгий. Таким образом, в гербе помимо "западного" названия страны заложен ещё и Европейский смысловой образ противостояния - запада и востока, западного рыцаря, борющегося с восточным драконом. Также не стоит забывать, что образ Святого Георгия, прежде всего, ассоциируется с гербом Москвы, который, в свою очередь, берёт начало от имени основателя города Юрия (Георгий в Православии) Долгорукова. Ввиду того, что в общепризнанных гербовниках герб Москвы с образом Святого Георгия появился и был описан намного раньше современного Грузинского герба, использование этого символа в гербе Грузии строит определённую связь с Россией. Правильно описанный образ Святого Георгия обязательно должен присутствовать на гербе Грузии, но как один из элементов, как символ Карталинских и Грузинских земель, которые наравне с Иберией и Кахетией являются общим – объединённым государством. Несколько слов необходимо сказать о девизе герба – «Сила в единстве», написанном на грузинском языке. С первого взгляда данный девиз выглядит как примеряющий, однако о единстве каких народов говорит этот девиз? Если б надпись была сделана на грузинском, абхазском и осетинском языке, то она несла бы объединяющий характер, например, так как это было выполнено в гербе СССР. Но написание девиза только на грузинском языке призывает к единству этнические группы грузинского народа, отчуждая тем самым абхазский и осетинский народы. На момент утверждения нового герба Грузии ещё был шанс для сохранения Абхазии и Южной Осетии в составе единого государства, однако после событий 2008 года эта возможность была безвозвратно потеряна. Несколько слов необходимо сказать о флаге Республики Грузия, принятом вместе с новым гербом в 2004 году. Флаг оказался более удачным приобретением республики, нежели герб. Существует множество источников, показывающих историческую обоснованность данного флага и использование его как символа государства при Давиде Строителе и Баграте III. [15] В законе флаг описан следующим образом: Государственный флаг Грузии - прямоугольное полотнище белого цвета, в центре которого изображен большой красный крест, а в четырех углах - одинаковые красные крестики в форме так называемого "Болнисского креста".
Большой красный крест на белом фоне является символом Святого Георгия Победоносца, а Болнисский крест – традиционный крест, используемый начиная с V века в декорировании храмов и монастырей на территории современной Грузии. Название креста происходит от названия храма Болниси Сиони, находящемся в селе Квемо-Болниси неподалёку от районного центра Болниси (см. рис.12). В данной статье достаточно подробно были разобраны символы Грузинских земель и древних государств, входящих в состав современной Республики Грузия. Геральдика государства очень богата символами, развивалась вместе с геральдикой правящей династии Багратиони. Земельные гербы наравне с династийными имеют свою историческую обоснованность и фундаментальность. Большим вкладом в этнический символизм грузинских земель является работа Вахушти Багратиони, выполненная им в 1735 году. В начале XXвека все демократические республики, образовавшиеся после распада Российской империи, занялись непрофессиональным герботворчеством. Грузинская Демократическая Республика не стала исключением, поэтому герб этого периода имеет неоспоримую художественную ценность в ущерб геральдической достоверности, в угоду политическим веяниям. Советская геральдика являлась традиционной и, в целом, была однотипной для всех республик СССР. Однако Грузии было позволено украсить герб национальным орнаментом и семиридой - символом нехарактерным для того исторического периода. Смута конца XX века вернула сомнительные символы смуты начала XX века в государства, возникшие на Постсоветском пространстве. На рубеже 2003 - 2004 годов после очередной революции страна приобретает новые символы. Исторически обоснованным, уникальным и самоидентичным является новый флаг Грузии, чего нельзя сказать о гербе. Герб государства имеет ряд неточностей в описании, дублирует герб Москвы и Московской области, а также не отражает исторического наследия земель, входящих в состав современной Грузии. Наиболее почитаемым в Грузии является Святой Георгий Победоносец, это сближает Грузию и Россию на уровне символов и духовно. Изображение Святого должно присутствовать на гербе государства, но не в качестве основного, а как один из образов. В свою очередь, остальные символы могли бы показать исторические корни государства, духовное наследие народа и земель, вошедших в состав Грузии. Возможно сейчас, настало время переосмыслить герб государства и внести в него созидательные символы, объединяющие многонациональный народ Грузии. Символы, которые помогут выстроить добрососедские отношения с сопредельными государствами.
Библиография
1. Лакиер А.Б., Русская геральдика, Санкт-Петербург, 1855.
2. гравёр, Неизвестный голландский, Artist, План Москвы, инсигнии и схема гражданского и духовного управлений Российской империи времен Петра I. [Art]. Амстердам, 1714. 3. Нехачин И.В., Исторический словарь российских Государей, Князей, Царей, Императоров и Императриц..., Москва: Тип. А. Решетникова, 1793. 4. Эскин Ю.М., Царский Титулярник, Москва: Культурно-просветительный фонд им. народного артиста Сергея Столярова, 2007. 5. Респ., Ин-т географии и геоэкологии им. В. Багратиони АН Груз., Гербы и знамена Грузии по Вахушти Багратиони, Тбилиси: Самшобло, 1991. 6. Янин В.Л., История России с древнейших времен до 1917 года, т. I, Москва: «Большая Российская энциклопедия», 1996. 7. Кудин А.В. Цеханович А.Л., Гербы городов, губерний, областей и посадов Российской империи 1647-1917, т. II, Москва: Академия, 2000, pp. 351-395. 8. Загоруйко М.В. Алиев О.Г., «Сначала мы создаем герб, а потом герб создает нас прогностический аспект геральдики,» Политика и Общество., № 11, pp. 1346-1356, 2013. 9. Trembicky W., «Flags of Non-Russian Peoples under Soviet Rule,» The Flag Bulletin, № VIII:3, pp. 98-101, 1969. 10. Доронченков А.И., К СОЮЗУ СУВЕРЕННЫХ НАРОДОВ Сборник документов КПСС, законодательных актов, деклараций, обращений и президентских указов, посвященных проблеме национально-государственного суверенитета, Москва: Институт теории и истории социализма ЦК КПСС, 1991, pp. 176-177. 11. Дробязко C. Каращук А., Вторая мировая война 1939-1945. Восточные легионы и казачьи части в вермахте, Москва: АСТ, 2000. 12. Загоруйко М.В., «Государственные символы Белоруссии,» Genesis: исторические исследования., № 1, pp. 36-58, 2015. 13. Загоруйко М.В., «Государственные символы республики Азербайджан: история и значение,» Genesis: исторические исследования.-, № 5, pp. 78-92, 2014. 14. Гонгадзе М., «Новый герб Грузии,» Бюллетень Российского Центра флаговедения и геральдики, p. 2, 25 май 2004. 15. Бичикашвили И.Л., «О грузинском историческом государственном флаге и гербе,» Гербовед, т. 3, № 29, pp. 134-142, 1998. References
1. Lakier A.B., Russkaya geral'dika, Sankt-Peterburg, 1855.
2. graver, Neizvestnyi gollandskii, Artist, Plan Moskvy, insignii i skhema grazhdanskogo i dukhovnogo upravlenii Rossiiskoi imperii vremen Petra I. [Art]. Amsterdam, 1714. 3. Nekhachin I.V., Istoricheskii slovar' rossiiskikh Gosudarei, Knyazei, Tsarei, Imperatorov i Imperatrits..., Moskva: Tip. A. Reshetnikova, 1793. 4. Eskin Yu.M., Tsarskii Titulyarnik, Moskva: Kul'turno-prosvetitel'nyi fond im. narodnogo artista Sergeya Stolyarova, 2007. 5. Resp., In-t geografii i geoekologii im. V. Bagrationi AN Gruz., Gerby i znamena Gruzii po Vakhushti Bagrationi, Tbilisi: Samshoblo, 1991. 6. Yanin V.L., Istoriya Rossii s drevneishikh vremen do 1917 goda, t. I, Moskva: «Bol'shaya Rossiiskaya entsiklopediya», 1996. 7. Kudin A.V. Tsekhanovich A.L., Gerby gorodov, gubernii, oblastei i posadov Rossiiskoi imperii 1647-1917, t. II, Moskva: Akademiya, 2000, pp. 351-395. 8. Zagoruiko M.V. Aliev O.G., «Snachala my sozdaem gerb, a potom gerb sozdaet nas prognosticheskii aspekt geral'diki,» Politika i Obshchestvo., № 11, pp. 1346-1356, 2013. 9. Trembicky W., «Flags of Non-Russian Peoples under Soviet Rule,» The Flag Bulletin, № VIII:3, pp. 98-101, 1969. 10. Doronchenkov A.I., K SOYuZU SUVERENNYKh NARODOV Sbornik dokumentov KPSS, zakonodatel'nykh aktov, deklaratsii, obrashchenii i prezidentskikh ukazov, posvyashchennykh probleme natsional'no-gosudarstvennogo suvereniteta, Moskva: Institut teorii i istorii sotsializma TsK KPSS, 1991, pp. 176-177. 11. Drobyazko C. Karashchuk A., Vtoraya mirovaya voina 1939-1945. Vostochnye legiony i kazach'i chasti v vermakhte, Moskva: AST, 2000. 12. Zagoruiko M.V., «Gosudarstvennye simvoly Belorussii,» Genesis: istoricheskie issledovaniya., № 1, pp. 36-58, 2015. 13. Zagoruiko M.V., «Gosudarstvennye simvoly respubliki Azerbaidzhan: istoriya i znachenie,» Genesis: istoricheskie issledovaniya.-, № 5, pp. 78-92, 2014. 14. Gongadze M., «Novyi gerb Gruzii,» Byulleten' Rossiiskogo Tsentra flagovedeniya i geral'diki, p. 2, 25 mai 2004. 15. Bichikashvili I.L., «O gruzinskom istoricheskom gosudarstvennom flage i gerbe,» Gerboved, t. 3, № 29, pp. 134-142, 1998. |