Библиотека
|
ваш профиль |
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:
Азарова В.В.
Интерпретация идей христианства в операх и ораториях французских композиторов XIX – XX веков. «Французская музыкальная драма» В. д’Энди
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2014. № 1.
С. 80-97.
DOI: 10.7256/2453-613X.2014.1.12527 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12527
Интерпретация идей христианства в операх и ораториях французских композиторов XIX – XX веков. «Французская музыкальная драма» В. д’Энди
DOI: 10.7256/2453-613X.2014.1.12527Дата направления статьи в редакцию: 26-08-2014Дата публикации: 09-09-2014Аннотация: В статье впервые исследованы особенности интерпретации идей христианства в произведениях для музыкального театра, созданных французскими композиторами XIX – XX веков; основное внимание уделено творчеству выдающегося композитора, теоретика, органиста, педагога и общественного деятеля В. д’Энди (1851 – 1931), оперы которого («Фервааль», 1897 и «Чужестранец», 1903), содержат утверждение этических ценностей христианства. Новизной отличаются принципы комплексного анализа художественной концепции вершины творческой эволюции композитора – крупного музыкально-театрального сочинения «Легенда о Святом Христофоре» (1920). Это рассмотрение жанровой семантики «жизнеописания», заимствованного композитором/либреттистом д’Энди из «Золотой Легенды» – памятника католического христианства XIII века; принципов композиции, особенностей музыкальной драматургии произведения. Драматургия «французской музыкальной драмы» В. д’Энди охарактеризована как явление нового синтеза искусств в культурном пространстве Франции, открытие которого в области музыкального театра было совершено крупнейшими композиторами XX века – К. Дебюсси и И. Стравинским. Автором статьи обоснована актуальность идей духовного содержания «драмы-мистерии» (священной драмы) д’Энди для современного человека, находящегося в поисках Веры, Надежды и Милосердия. Сделан вывод о специфике интерпретации В. д’Энди идей христианства, состоящей в динамичной, яркой и социально заостренной трансляции композитором этических постулатов христианской веры со сцены музыкального театра. Ключевые слова: Христианство, идеи, французский музыкальный театр, миракль, легенда, опера, оратория, В. д’Энди, Святой Христофор, мученичествоБиблиография
1. Berlioz Hector. L’Enfance du Christ. Trilogie Sacrée. Paroles de Hector Berlioz. – Complete score. Leipzig: Breitkopf & Hӓrtel, 1900-7. – 174 p.
2. Berlioz Hector. La Damnation de Faust. Légende dramatique en 4 parties. Poème de H. Berlioz, L. Gandonnière et Gérard de Nerval. Complete score. Reprinted edition. New York: Edwin F. Kalmus, (after 1933). – 432 p. 3. Bukofzer M. The Music in the Baroque Era from Monteverdi to Bach. New York: Nor¬ton & Co, 1947. – 489 p. 4. Carr Maureen А. Multiple masks. Neoclassicism in Stravinsky’s works on Greek Sub¬jects. University of Nebraska Press Lincoln and London. 2002 – 368 p. 5. Combarieu J. Histoire de la musique. T. III . Paris, Librairie Armand Colin, 1919. – 667 p. 6. D’Annunzio G. Le Martyre de Saint Sébastien // L’Illustration théâtrale. Paris ; Mai 1911. 7. Debussy Claude. Le Martyre de Saint-Sébastien. Mystère en cinq actes de Gabriele d’Annunzio. Partition pour chant et piano. Transcription par André Caplet. Paris , Durand et Cie, 1911 – 1914. – 104 p. 8. D’Indy V. La Légende de Saint-Cristophe. Partition piano et chant. Paris, Rouart, Lérolle et Cie (éditeurs de musique), 1918. – 293 p. 9. D’Indy V. César Franck. A translation from the French of Vincent d’Indy with an introduction by Rosa Newmarch. London.: John Lane the Bodley Head ltd., Reprinted, 1929. – 286 p. 10. D’Indy V. César Franck. Paris.: Durand, 1906. – 290 p. 11. D’Indy V. Cours de compostion musicale. Vol.1. Editions Durand. Paris, 1902. 154 p. Vol. 2. 1903 – 1909; Vol. 3. 1933. En 3 volumes – 1950. 12. D’Indy V. L’Etranger. Action musicale en deux actes. Partition pour chant et piano réduite par l’Auteur. Paris.: Editeurs A. Durand et Fils, 1907. 434 p. 13. D’Indy V. La Légende de Saint-Cristophe. Partition pour chant et piano.. Paris.: Copyright Rouart Lerolle et Cie, 1918. 293 p. 14. D’Indy V. Ma vie. Journal de jeunesse. Correspondance familiale et intime 1851 – 1931. Paris, Editions Séguier, 2001. – 894 p. 15. Dukas Р. Ariane et Barbe-Bleue. Klavier pour piano. Éditions Durand & Fils. 1906. 249 p. 16. Dumesnil R. Histoire de Théâtre lyrique. Editions d’Histoire et d’Art. Paris. 1953. 17. Franck C. Rédemption. Morceau Symphonique. Extrait. Heugel , 1895. – Reissued 1950 . 18. Franck C. Les Béatitudes. D’après l’Evangile. Poème de Mme Colomb. Traduction allemande de G. Fr. Reiss. Partition Chant et Piano. Reprinted. Paris, C. Joubert & Cie (after 1899). – 308 p. 19. Gide А. Proserpine. Paris, Edition augmentée de textes inédits établie par L. Lamartin-Chaffier. V. IV, 1934. pp. 341 – 367. 20. Gounod Charles. Margarete (Faust). Oper in funf Akten. Complete score. Berlin : Bote & Bock, 1869. – 462 p. 21. Gounod Charles. Mireille. Opéra tiré du poème de Frédéric Mistral par Michel Carré. Partition Chant et Piano. Paris , Choudens , 1901. 22. Grout D. A History of Western Music. New York: Norton, 1960. XIV, 742 p. 23. Honegger Arthur. Jeanne d’Arc au bûcher. Poème de Paul Claudel. Editions Salabert-Paris. Copyright 1947. – 141 p. 24. La Légende dorée de Jacques de Voragine nouvellement traduite en français avec introduction, notices, notes et recherches sur les sources par l’abbé J.-B. M. Rozé, Chanoine Honoraire de la cathédrale d’Amiens. Edouard Rouveyre, Editeur, 76 , Rue de Seine, Paris.: MDCCCCII. 524 p. URL: http://www.abbaye-saint-benoit.ch/voragine/tome02/101.htm (01.11.2008) 25. L'Avant-Scène Opéra. Opéra aujourd'hui. Hors série, n. 4,1992. – 132 p. 26. Massenet J. Marie-Magdeleine. Drame Sacré en 3 actes et 4 parties de Louis Gallet. Partition chant et piano. Paris, G. Hartmann, 1873.-167 p. 27. Massenet J. La Vierge. Légende Sacrée en 4 scènes de Ch. Grandmougin. Le Dernier sommeil de la Vierge. Prélude. Extrait de la 4e scène. L’Assomption. Reprinted : Paris, Heugel, 1894. 28. Massenet J. THAȈS. Comédie lyrique en 3 actes et 7 tableaux de Louis Gallet. Partition piano et chant. Paris, Copyright by Heugel et Cie, 1894. – 276 p. 29. Massenet J. Le Jongleur de Notre-Dame. Miracle en 3 actes. Poème de Maurice Léna. Paris, Copyright by Heugel et Cie, 1901. – 200 p. 30. Messiaen О. Ariane et Barbe-Bleue. // La Revue Musicale – Mai-Juin,1936. – 136 p. 31. Messiaen О. Saint François d'Assise (Scènes franciscaines). Opéra en trois actes et huit tableaux. Libretto, Éditions Alphonse Leduc & Cie, 1983.-159 p. 32. Messiaen О. Saint François d'Assise (Scènes Franciscaines). Opéra en 3 Actes et 8 Tableaux. Acte III-8e Tableau. La mort et la nouvelle vie. Éditions Alphonse Leduc, 1990. – 202 p. 33. Messiaen О. Saint François d'Assise (Scènes Franciscaines). Opéra en 3 Actes et 8 Tableaux. Poèmes et Musique d'Olivier Messiaen. Acte I-2e Tableau. Les Laudes. Éditions Alphonse Leduc. 1991. – 244 p. 34. Meyerbeer G. Les Huguenots. An opera in five acts with Italian and English text. Vocal score. Kalmus, Alfred Publishing Co., Inc. – 500 p. 35. Meyerbeer G. Le Prophète. Opéra in 5 acts. Librettist Eugène Scribe. Publisher: Schott. Reprinted: New York, Edwin F. Kalmus. 36. Mitchell D. The Language of Modern Music. New York. St. Martin’s Press. Printed in Great Britain. 1963, 1966. – 168 p. 37. Opera : Composers. Works. Performers. KÖNEMANN, 1999. – 924 p. 38. Poulenc F. Dialogues des Carmélites. Opéra en 3 actes et 12 tableaux. Partition piano et chant.-242 p. 39. Opéra et religion sous la IIIe République. Sous la direction de Jean-Cristophe Branger et Alban Ramaut. Publication de l’Université de Saint-Etienne , 2006. 340 p. 40. Strawinsky I. Oedipus Rex. Opéra-Oratorio en Deux Actes d’après Sophocle. Nouvelle révision . Boosey and Hawkes Ltd. 1948.-148 p. 41. Stravinsky I. Perséphone. Mélodrame en 3 tableaux d’André Gide. Pour ténor , récitante, choeur mixte et orchestre. Revised 1949 version. Boosey and Hawkes Ltd. – 165 p. 42. Vallas L. Vincent d’Indy. La maturité. La vieillesse (1886 – 1931) Vol. 2., Paris. : Editions Albin Michel, 1950. 394 p. 43. Vincent d’Indy et son temps. Sous la direction de Manuela Scwartz. Paris.: Pierre Mardaga éditeur, 2006. – 391 p. 44. Аверинцев С.С. Собрание сочинений /под. ред. Н. П. Аверинцевой и К. Б. Сигова. София – Логос. Словарь – К.: Дух I Лiтера, 2006. 912 с. 45. Азарова B. B. Античность во французской опере 1890 – 1900-х годов. LAP Lam¬bert Academic Publishing GMbH & Co., Saabrücken, 2011. – 464 с. / Subject of Clas¬sical Anitquity in French opera in the turn of XXth century. LAP Lambert Academic Publishing GMbH & Co., Saabrücken, 2011. – 464 p. 46. Азарова B. B. Тема христианского гуманизма в лирических операх Ж. Массне: «Таис», «Сафо», «Жонглер Богоматери». Очерки. Воронеж, «Истоки», 2000. – 208 с. / Valentina Azarova. «Subject of Christian humanism in lyrical operas by Jules Massenet: Thaïs, Sapho, The juggler of Notre-Dame» – 208 p. 47. Азарова В. В. Античная тема в творчестве И. Стравинского. Лекция. Ленинград, 1988. – 49 c. / Valentina Azarova. Subject of Classical Antiquity in works by Igor Stravinsky. Leningrad, 1988. – 49 p. 48. Дебюсси К. Статьи. Рецензии. Беседы. М.-Л.: Музыка, 1964. 278 с. 49. Канонические Евангелия. M., «Наука», 1992. – 350 c. 50. Кокто Ж. Портреты-воспоминания 1900 – 1914. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2010.-248 с. 51. Майкапар А. Новый завет в искусстве (очерки иконографии западного искусства) М., «Крон-Пресс». 1998 – 349 с. 52. Метерлинк М. Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение // Морис Метерлинк. Избранное. М., «Гудьял Пресс», 1999. – 528 с. 53. Пуленк Ф. Письма / пер. с франц. Е. Гвоздевой и Г. Филенко. Л., М. «Советский композитор», 1970. – 310 с. 54. Ренан Э. Жизнь Иисуса. Репринтное издание. М., «Музыка», 1990. – 203 с. 55. Ренан Э. Христианская церковь. Репринтное воспроизведение издание М. Глаголева. Ярославль, «Терра», 1991. – 302 с. 56. Рескин Джон. Лекции об искусстве /Пер. с англ. П. Когана под ред. Е. Кононенко. – М.: Б.С.Г.-Пресс, 2013 – 320 с. 57. Розанов B.B. Религия и культура. Т. 1. М., «Правда», 1990. – 639 с. 58. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие. Т.4. М.: Музыка, 1989. 255 c . 59. Седакова O.A. Четыре тома. Том II. Переводы. M., «Русский Фонд Содействия Об¬разованию и науке», 2010. – 576 с. 60. Статьи и рецензии композиторов Франции: Конец XIX – начало XX в. Л.: Музыка, 1972. – 252 с. 61. Стравинский И. Хроника. Поэтика. – М.: «Центр гуманитарных инициатив», 2012 – 368 с. 62. Французская музыка второй половины XIX века. М.: Искусство, 1938. – 252 с. 63. Цветочки Святого Франциска Ассизского:-М., ЭКСМО-Пресс, 2000. – 480 с. 64. Честертон Г.К. Вечный человек: пер. с англ.-М., Политиздат, 1991. – 544 с. 65. Шатобриан Р. Замогильные записки. М.: Издательство имени Сабашниковых, 1995. – 735 с. References
1. Berlioz Hector. L’Enfance du Christ. Trilogie Sacrée. Paroles de Hector Berlioz. – Complete score. Leipzig: Breitkopf & Hӓrtel, 1900-7. – 174 p.
2. Berlioz Hector. La Damnation de Faust. Légende dramatique en 4 parties. Poème de H. Berlioz, L. Gandonnière et Gérard de Nerval. Complete score. Reprinted edition. New York: Edwin F. Kalmus, (after 1933). – 432 p. 3. Bukofzer M. The Music in the Baroque Era from Monteverdi to Bach. New York: Nor¬ton & Co, 1947. – 489 p. 4. Carr Maureen A. Multiple masks. Neoclassicism in Stravinsky’s works on Greek Sub¬jects. University of Nebraska Press Lincoln and London. 2002 – 368 p. 5. Combarieu J. Histoire de la musique. T. III . Paris, Librairie Armand Colin, 1919. – 667 p. 6. D’Annunzio G. Le Martyre de Saint Sébastien // L’Illustration théâtrale. Paris ; Mai 1911. 7. Debussy Claude. Le Martyre de Saint-Sébastien. Mystère en cinq actes de Gabriele d’Annunzio. Partition pour chant et piano. Transcription par André Caplet. Paris , Durand et Cie, 1911 – 1914. – 104 p. 8. D’Indy V. La Légende de Saint-Cristophe. Partition piano et chant. Paris, Rouart, Lérolle et Cie (éditeurs de musique), 1918. – 293 p. 9. D’Indy V. César Franck. A translation from the French of Vincent d’Indy with an introduction by Rosa Newmarch. London.: John Lane the Bodley Head ltd., Reprinted, 1929. – 286 p. 10. D’Indy V. César Franck. Paris.: Durand, 1906. – 290 p. 11. D’Indy V. Cours de compostion musicale. Vol.1. Editions Durand. Paris, 1902. 154 p. Vol. 2. 1903 – 1909; Vol. 3. 1933. En 3 volumes – 1950. 12. D’Indy V. L’Etranger. Action musicale en deux actes. Partition pour chant et piano réduite par l’Auteur. Paris.: Editeurs A. Durand et Fils, 1907. 434 p. 13. D’Indy V. La Légende de Saint-Cristophe. Partition pour chant et piano.. Paris.: Copyright Rouart Lerolle et Cie, 1918. 293 p. 14. D’Indy V. Ma vie. Journal de jeunesse. Correspondance familiale et intime 1851 – 1931. Paris, Editions Séguier, 2001. – 894 p. 15. Dukas R. Ariane et Barbe-Bleue. Klavier pour piano. Éditions Durand & Fils. 1906. 249 p. 16. Dumesnil R. Histoire de Théâtre lyrique. Editions d’Histoire et d’Art. Paris. 1953. 17. Franck C. Rédemption. Morceau Symphonique. Extrait. Heugel , 1895. – Reissued 1950 . 18. Franck C. Les Béatitudes. D’après l’Evangile. Poème de Mme Colomb. Traduction allemande de G. Fr. Reiss. Partition Chant et Piano. Reprinted. Paris, C. Joubert & Cie (after 1899). – 308 p. 19. Gide A. Proserpine. Paris, Edition augmentée de textes inédits établie par L. Lamartin-Chaffier. V. IV, 1934. pp. 341 – 367. 20. Gounod Charles. Margarete (Faust). Oper in funf Akten. Complete score. Berlin : Bote & Bock, 1869. – 462 p. 21. Gounod Charles. Mireille. Opéra tiré du poème de Frédéric Mistral par Michel Carré. Partition Chant et Piano. Paris , Choudens , 1901. 22. Grout D. A History of Western Music. New York: Norton, 1960. XIV, 742 p. 23. Honegger Arthur. Jeanne d’Arc au bûcher. Poème de Paul Claudel. Editions Salabert-Paris. Copyright 1947. – 141 p. 24. La Légende dorée de Jacques de Voragine nouvellement traduite en français avec introduction, notices, notes et recherches sur les sources par l’abbé J.-B. M. Rozé, Chanoine Honoraire de la cathédrale d’Amiens. Edouard Rouveyre, Editeur, 76 , Rue de Seine, Paris.: MDCCCCII. 524 p. URL: http://www.abbaye-saint-benoit.ch/voragine/tome02/101.htm (01.11.2008) 25. L'Avant-Scène Opéra. Opéra aujourd'hui. Hors série, n. 4,1992. – 132 p. 26. Massenet J. Marie-Magdeleine. Drame Sacré en 3 actes et 4 parties de Louis Gallet. Partition chant et piano. Paris, G. Hartmann, 1873.-167 p. 27. Massenet J. La Vierge. Légende Sacrée en 4 scènes de Ch. Grandmougin. Le Dernier sommeil de la Vierge. Prélude. Extrait de la 4e scène. L’Assomption. Reprinted : Paris, Heugel, 1894. 28. Massenet J. THAȈS. Comédie lyrique en 3 actes et 7 tableaux de Louis Gallet. Partition piano et chant. Paris, Copyright by Heugel et Cie, 1894. – 276 p. 29. Massenet J. Le Jongleur de Notre-Dame. Miracle en 3 actes. Poème de Maurice Léna. Paris, Copyright by Heugel et Cie, 1901. – 200 p. 30. Messiaen O. Ariane et Barbe-Bleue. // La Revue Musicale – Mai-Juin,1936. – 136 p. 31. Messiaen O. Saint François d'Assise (Scènes franciscaines). Opéra en trois actes et huit tableaux. Libretto, Éditions Alphonse Leduc & Cie, 1983.-159 p. 32. Messiaen O. Saint François d'Assise (Scènes Franciscaines). Opéra en 3 Actes et 8 Tableaux. Acte III-8e Tableau. La mort et la nouvelle vie. Éditions Alphonse Leduc, 1990. – 202 p. 33. Messiaen O. Saint François d'Assise (Scènes Franciscaines). Opéra en 3 Actes et 8 Tableaux. Poèmes et Musique d'Olivier Messiaen. Acte I-2e Tableau. Les Laudes. Éditions Alphonse Leduc. 1991. – 244 p. 34. Meyerbeer G. Les Huguenots. An opera in five acts with Italian and English text. Vocal score. Kalmus, Alfred Publishing Co., Inc. – 500 p. 35. Meyerbeer G. Le Prophète. Opéra in 5 acts. Librettist Eugène Scribe. Publisher: Schott. Reprinted: New York, Edwin F. Kalmus. 36. Mitchell D. The Language of Modern Music. New York. St. Martin’s Press. Printed in Great Britain. 1963, 1966. – 168 p. 37. Opera : Composers. Works. Performers. KÖNEMANN, 1999. – 924 p. 38. Poulenc F. Dialogues des Carmélites. Opéra en 3 actes et 12 tableaux. Partition piano et chant.-242 p. 39. Opéra et religion sous la IIIe République. Sous la direction de Jean-Cristophe Branger et Alban Ramaut. Publication de l’Université de Saint-Etienne , 2006. 340 p. 40. Strawinsky I. Oedipus Rex. Opéra-Oratorio en Deux Actes d’après Sophocle. Nouvelle révision . Boosey and Hawkes Ltd. 1948.-148 p. 41. Stravinsky I. Perséphone. Mélodrame en 3 tableaux d’André Gide. Pour ténor , récitante, choeur mixte et orchestre. Revised 1949 version. Boosey and Hawkes Ltd. – 165 p. 42. Vallas L. Vincent d’Indy. La maturité. La vieillesse (1886 – 1931) Vol. 2., Paris. : Editions Albin Michel, 1950. 394 p. 43. Vincent d’Indy et son temps. Sous la direction de Manuela Scwartz. Paris.: Pierre Mardaga éditeur, 2006. – 391 p. 44. Averintsev S.S. Sobranie sochinenii /pod. red. N. P. Averintsevoi i K. B. Sigova. Sofiya – Logos. Slovar' – K.: Dukh I Litera, 2006. 912 s. 45. Azarova B. B. Antichnost' vo frantsuzskoi opere 1890 – 1900-kh godov. LAP Lam¬bert Academic Publishing GMbH & Co., Saabrücken, 2011. – 464 s. / Subject of Clas¬sical Anitquity in French opera in the turn of XXth century. LAP Lambert Academic Publishing GMbH & Co., Saabrücken, 2011. – 464 p. 46. Azarova B. B. Tema khristianskogo gumanizma v liricheskikh operakh Zh. Massne: «Tais», «Safo», «Zhongler Bogomateri». Ocherki. Voronezh, «Istoki», 2000. – 208 s. / Valentina Azarova. «Subject of Christian humanism in lyrical operas by Jules Massenet: Thaïs, Sapho, The juggler of Notre-Dame» – 208 p. 47. Azarova V. V. Antichnaya tema v tvorchestve I. Stravinskogo. Lektsiya. Leningrad, 1988. – 49 c. / Valentina Azarova. Subject of Classical Antiquity in works by Igor Stravinsky. Leningrad, 1988. – 49 p. 48. Debyussi K. Stat'i. Retsenzii. Besedy. M.-L.: Muzyka, 1964. 278 s. 49. Kanonicheskie Evangeliya. M., «Nauka», 1992. – 350 c. 50. Kokto Zh. Portrety-vospominaniya 1900 – 1914. SPb.: Izdatel'stvo Ivana Limbakha, 2010.-248 s. 51. Maikapar A. Novyi zavet v iskusstve (ocherki ikonografii zapadnogo iskusstva) M., «Kron-Press». 1998 – 349 s. 52. Meterlink M. Ariana i Sinyaya Boroda, ili Bespoleznoe osvobozhdenie // Moris Meterlink. Izbrannoe. M., «Gud'yal Press», 1999. – 528 s. 53. Pulenk F. Pis'ma / per. s frants. E. Gvozdevoi i G. Filenko. L., M. «Sovetskii kompozitor», 1970. – 310 s. 54. Renan E. Zhizn' Iisusa. Reprintnoe izdanie. M., «Muzyka», 1990. – 203 s. 55. Renan E. Khristianskaya tserkov'. Reprintnoe vosproizvedenie izdanie M. Glagoleva. Yaroslavl', «Terra», 1991. – 302 s. 56. Reskin Dzhon. Lektsii ob iskusstve /Per. s angl. P. Kogana pod red. E. Kononenko. – M.: B.S.G.-Press, 2013 – 320 s. 57. Rozanov B.B. Religiya i kul'tura. T. 1. M., «Pravda», 1990. – 639 s. 58. Rollan R. Muzykal'no-istoricheskoe nasledie. T.4. M.: Muzyka, 1989. 255 c . 59. Sedakova O.A. Chetyre toma. Tom II. Perevody. M., «Russkii Fond Sodeistviya Ob¬razovaniyu i nauke», 2010. – 576 s. 60. Stat'i i retsenzii kompozitorov Frantsii: Konets XIX – nachalo XX v. L.: Muzyka, 1972. – 252 s. 61. Stravinskii I. Khronika. Poetika. – M.: «Tsentr gumanitarnykh initsiativ», 2012 – 368 s. 62. Frantsuzskaya muzyka vtoroi poloviny XIX veka. M.: Iskusstvo, 1938. – 252 s. 63. Tsvetochki Svyatogo Frantsiska Assizskogo:-M., EKSMO-Press, 2000. – 480 s. 64. Chesterton G.K. Vechnyi chelovek: per. s angl.-M., Politizdat, 1991. – 544 s. 65. Shatobrian R. Zamogil'nye zapiski. M.: Izdatel'stvo imeni Sabashnikovykh, 1995. – 735 s. |