Библиотека
|
ваш профиль |
PHILHARMONICA. International Music Journal
Правильная ссылка на статью:
Гуревич П.С., Руднева Е.Г.
Музыка и идеи
// PHILHARMONICA. International Music Journal.
2014. № 1.
С. 34-41.
DOI: 10.7256/2453-613X.2014.1.12399 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=12399
Музыка и идеи
DOI: 10.7256/2453-613X.2014.1.12399Дата направления статьи в редакцию: 26-08-2014Дата публикации: 09-09-2014Аннотация: Почти полвека назад в Германии вышла книга Ульриха Дибелиуса. Он поставил перед читателями целый перечень полемически острых вопросов. Один из них формулируется так: из звуков или идей слагается музыка? Автор критикует философов и эстетиков, которые, обращаясь к музыке, пытаются услышать в ней отзвук социальных конфликтов, политических манифестов, современных настроений и иллюзий. Книга была написана в середине 60-х годов, когда подозрительное отношение к идеологии было широко распространено среди западных исследователей. Но и сегодня эти вопросы сохраняют свою актуальность. Авторы статьи отмечают, что наивно было бы оспаривать вполне тривиальную мысль Дибелиуса о том, что музыка — искусство звуков. Разумеется, в музыке далеко не всегда можно найти четкую связь с актуальными политическими и социальными идеями, наглядное изображение реальности. Вместе с тем в статье дается более широкое обоснование темы – соотношение музыки и идей. Использован исторический метод, позволивший сопоставить осмысление этой проблемы полвека назад и в наши дни. Осуществлен феноменологический анализ самой проблемы. Использован герменевтический метод для анализа ряда музыкальных произведений. Новизна постановки проблемы: вполне понятно, что зависимость музыки от эпохи, породившей ее, может оказаться переосмысленной в новой социальной ситуации. Здесь не должно быть упрощений. Мы помним, что творчество Вагнера и Бетховена идеологи Третьего рейха пытались использовать в собственных антигуманных целях. Но именно это и убеждает нас: музыка, ее место и роль в обществе не могут быть идейно нейтральными, безразличными к реальной социальной динамике, к расстановке противоборствующих общественных сил. Ключевые слова: музыка, идеи, идеология, искусство, ценности, социальные конфликты, философия, идеалы, мировоззрение, трагедияБиблиография
1. Бычков В.В. Эстетическая аура бытия. М., 2010.
2. Гуревич П.С. Эстетика. М., 2011. 3. Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом. Параллели и взаимодействия. М., 2013. 4. Миф и художественное сознание XX века / Отв. редактор Н.А. Хренов. М., 2011 5. В. О. Петров Вокальная симфония: к вопросу о синтезе музыки и слова // Культура и искусство. - 2013. - 1. - C. 104 - 114. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.01.11. 6. В. О. Петров О феномене пространственной музыки // Культура и искусство. - 2011. - 6. - C. 102 - 111. 7. В. О. Петров Политекстовое взаимодействие в инструментальной композиции со словом // Культура и искусство. - 2013. - 3. - C. 288 - 296. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.03.5. 8. В. О. Петров Функции вербального текста в инструментальной композиции второй половины ХХ века // Культура и искусство. - 2011. - 4. - C. 105 - 114. 9. В. О. Петров Инструментальный театр: историческая пирамида жанра // Культура и искусство. - 2012. - 5. - C. 99 - 109. 10. Е.В. Евстигнеева Психология восприятия музыки в трактовке А.Шопенгауэра // Психология и Психотехника. - 2010. - 7. - C. 54 - 60. 11. С.С. Севастьянова Время и пространство в экраном музыкальном театре // Философия и культура. - 2013. - 2. - C. 197 - 209. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.02.7. 12. С. С. Севастьянова Музыкально-биографический фильм: проблемы жанра // Культура и искусство. - 2012. - 1. - C. 88 - 96. 13. В.А. Титов, В.Н. Лавриненко О действенных механизмах межкультурной коммуникации // Философия и культура. - 2012. - 3. - C. 47 - 53. 14. Денисов А.В. О феномене пародии в музыкальном искусстве // NB: Культуры и искусства. - 2012. - 1. - C. 206 - 227. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_50.html 15. Петров В.О. Эпатаж в искусстве ХХ века: соблюдение и отрицание языковых средств выражения // Культура и искусство. - 2013. - 6. - C. 623 - 632. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.6.10561. References
1. Bychkov V.V. Esteticheskaya aura bytiya. M., 2010.
2. Gurevich P.S. Estetika. M., 2011. 3. Iskusstvovedenie v kontekste drugikh nauk v Rossii i za rubezhom. Paralleli i vzaimodeistviya. M., 2013. 4. Mif i khudozhestvennoe soznanie XX veka / Otv. redaktor N.A. Khrenov. M., 2011 5. V. O. Petrov Vokal'naya simfoniya: k voprosu o sinteze muzyki i slova // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 1. - C. 104 - 114. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.01.11. 6. V. O. Petrov O fenomene prostranstvennoi muzyki // Kul'tura i iskusstvo. - 2011. - 6. - C. 102 - 111. 7. V. O. Petrov Politekstovoe vzaimodeistvie v instrumental'noi kompozitsii so slovom // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 3. - C. 288 - 296. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.03.5. 8. V. O. Petrov Funktsii verbal'nogo teksta v instrumental'noi kompozitsii vtoroi poloviny KhKh veka // Kul'tura i iskusstvo. - 2011. - 4. - C. 105 - 114. 9. V. O. Petrov Instrumental'nyi teatr: istoricheskaya piramida zhanra // Kul'tura i iskusstvo. - 2012. - 5. - C. 99 - 109. 10. E.V. Evstigneeva Psikhologiya vospriyatiya muzyki v traktovke A.Shopengauera // Psikhologiya i Psikhotekhnika. - 2010. - 7. - C. 54 - 60. 11. S.S. Sevast'yanova Vremya i prostranstvo v ekranom muzykal'nom teatre // Filosofiya i kul'tura. - 2013. - 2. - C. 197 - 209. DOI: 10.7256/1999-2793.2013.02.7. 12. S. S. Sevast'yanova Muzykal'no-biograficheskii fil'm: problemy zhanra // Kul'tura i iskusstvo. - 2012. - 1. - C. 88 - 96. 13. V.A. Titov, V.N. Lavrinenko O deistvennykh mekhanizmakh mezhkul'turnoi kommunikatsii // Filosofiya i kul'tura. - 2012. - 3. - C. 47 - 53. 14. Denisov A.V. O fenomene parodii v muzykal'nom iskusstve // NB: Kul'tury i iskusstva. - 2012. - 1. - C. 206 - 227. URL: http://www.e-notabene.ru/ca/article_50.html 15. Petrov V.O. Epatazh v iskusstve KhKh veka: soblyudenie i otritsanie yazykovykh sredstv vyrazheniya // Kul'tura i iskusstvo. - 2013. - 6. - C. 623 - 632. DOI: 10.7256/2222-1956.2013.6.10561. |