Библиотека
|
ваш профиль |
Психолог
Правильная ссылка на статью:
Корнеенков С.С.
Психологическое самоисследование и психотерапия личности в измененном состоянии сознания
// Психолог.
2012. № 1.
С. 25-75.
DOI: 10.7256/2306-0425.2012.1.103 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=103
Психологическое самоисследование и психотерапия личности в измененном состоянии сознания
Дата направления статьи в редакцию: 18-05-2012Дата публикации: 1-06-2012Аннотация: Аннотация: Рассматривается структура личности и ее субличностей. Цели исследования: 1) экспериментальная проверка способности к обучению, самопознанию и психотерапии в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания; 2) экспериментальное самоисследование личности и ее психических образований (субличностей) в измененном состоянии сознания; 3) проведение психокоррекции и психотерапии в измененном состоянии сознания. 4) выявить особенности восприятия, переживаний и мышления, связанных с процессом самодиагностики личности в измененном состоянии сознания. Для достижения поставленных целей исследования применялась авторская интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) в бодрствующем и измененном состояниях сознания. ИТОиС позволяет проводить самодиагностику, психокоррекцию и психотерапию, получать знания об особенностях своего психического развития. Наличие функциональной асимметрии мозга приводит к формированию и развитию двух личностей как единого целого. Гармоничное развитие индивида обеспечивается интеграцией всех фрагментов личности (субличностей) формируемых на основе психофизиологических функций правого и левого полушарий. Вводятся в научный оборот понятия «личность левого полушария» и «личность правого полушария». Ключевые слова: интегральная технология, самоисследование, бодрствующее сознание, измененное сознание, медитация, субличность, личность, душа, высшее "Я", асимметрия мозгаAbstract: The author of the article studies the structure of personality and its subpersonalities. The purposes of this research are the following: 1) experimental verification of the abilities to learning, self-inquiry and psychotherapy in the combintion of awakening and altered states of consciousness; 2) experimental self-inquiry of personality and its mental units (subpersonalities) in the altered state of consciousness; 3) conduction of psychotherapy in the altered state of consciousness; 4) determination of the features of perception, feelings and thoughts related to personal self-diagnostics in the altered state of consciousness. To achieve the set up goals, the author used the integrated technology of learning and self-inquiry in the wakening and altered states of consciousness. This technology allows to carry out self-diagnostics and psychotherapy as well as to learn peculiarities of the mental development. Lateralization of brain functions leads to formation and deelopment of the two personalities as one whole. Harmonious development of an individual is guaranteed by the integration of all personality elements (subpersonalities) formed on the basis of psychophysiological functions of the left and right hemispheres. The author introduces such terms as the 'left hemipshere personality' and the 'right hemisphere personality'. Keywords: integrated technology, self-inquiry, waking mind, altered state, meditation, subpersonality, personality, soul, Higher Self, lateralization of brain fucntionsВведение и научный обзор Мудрость природы направлена на то, чтобы человек в процессе своего развития смог максимально проявить силу индивидуального сознания в своем физическом теле. В целостной системе «Человек» есть множество больших и малых психологических образований и одним из них является «Я-комплекс» (персона; внешняя, фрагментарная, социальная, эмпирическая личность). В отечественной и зарубежной психологии существует множество исследований и концепций о природе и структуре личности (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов, Д.Н. Узнадзе, В.А. Ядов, А.Г. Асмолов, А.Б. Орлов, З. Фрейд, А. Адлер, К. Юнг, Дж. Уотсон, К. Роджерс, Г. Айзенк, А. Бандура, Э. Фромм, Р. Ассаджоли, Л. Хъелл, Д. Зиглер и др.). Ответ на вопрос: «Что такое личность?» зависит от разносторонности и глубины интеллекта интерпретатора. Принято считать, что под личностью понимается человек как носитель сознания, нечто относительно стабильное, прочное, наделенное высшими ценностями, мудростью, а значит, и полномочиями распоряжаться не только своей жизнью, но и жизнями других людей и живых существ. На самом деле такого стабильного и самостоятельного центра, называемого «личность», у нас нет, мы всегда разные, динамичные, текучие, переменчивые. Внешняя личность – это переходный живой образ, который мы создаем в отношении самого себя, и который создают другие люди в отношении нас. Мы живем в мире субъективных образов, между образами существуют коммуникативные связи, которые мы расцениваем как разные виды и формы энергоинформационного взаимодействия. Если обобщить определения понятия «личность», то можно отметить, что под личностью понимается уникальная структура, синтез всех характеристик индивида, которая формируется в общении с другими людьми и изменяется в результате адаптации к меняющейся среде. Личность человека – это прижизненно возникающее психологическое образование, которое связывает внутренний мир человека с внешним миром и природой. Помимо личности в структуре человека имеется душа и высшее «Я» (дух). Есть многочисленные и обоснованные теории о наличии и функциях души и высшего «Я»[4,11]. Социальная личность состоит из энергоинформационных фрагментов, она развивается на основе архетипов всей мировой культуры в процессе воспитания, обучения, саморазвития и отражает процесс самопознания человеком самого себя и внешнего мира. Сознание фрагментарной личности формируется культурно-историческим контекстом и коммуникациями, возникающими между индивидом и социумом. Развитие личности детерминировано многочисленными факторами и связано с межполушарной асимметрией мозга. Проблема межполушарной асимметрии мозга приобрела широкий междисциплинарный характер и относится к числу фундаментальных естественно-научных и философских проблем. Существует множество работ по функциональной асимметрии мозга, накоплен огромный материал фактических данных, разрабатываются новые все более тонкие и объективные методы исследования мозга человека[2,9,10,12]. Проблема функциональной асимметрии обсуждается в нейропсихологии, в философии т.к. связана с проблемой «мозг и сознание». Она представляет несомненный интерес для педагогики в связи с разработкой рациональных методов оптимизации обучения, для психологии личности с целью гармоничного развития т. к. при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других – правое. Экспериментальным путем установлено, что правое и левое полушария постоянно взаимодействуют, обмениваются информацией и обеспечивают единую работу организма, однако выполняют различные функции и имеют свою специализацию. Левое полушарие представляет рациональное, логическое мышление, контролирует вербальные, аналитические, линейные и математические функции. Правое полушарие отвечает за функции воображения, интуиции, артистизма, пространственного мышления, целостного восприятия. Ученые предполагают, что левое полушарие оперирует корпускулярной материей, а правое настроено на волновую природу материи[3]. Развитие специализации полушарий тесно связано с дуальной природой человека, с одной стороны он представлен телом и личностью, ограничен пространством и временем, с другой стороны являет душу и дух, для него не существует ни пространства, ни времени. Наука в большей части строится левополушарными людьми на основе рациональной деятельности мозга. Информация, полученная интуитивным путем, посредством озарения, инсайта, в измененном состоянии сознания (ИСС) свойственна правому полушарию, что у левополушарного ученого вызывает сомнение и требует логического или экспериментального подтверждения. У людей искусства, поэтов, музыкантов, художников наиболее развиты функции правого полушария, и чтобы донести до других людей свои творческие озарения, им необходимо декодировать всю информацию таким образом, чтобы она была доступна левополушарным людям. Для максимального раскрытия потенциальных возможностей мозга необходимо научиться совмещать энергию и информацию разных модальностей, т.е. научиться понимать синтетическую работу сознания обоих полушарий. Существующая система образования, как и наука, построена рациональными людьми. Методы, способы, приемы, методики обучения строятся с таким расчетом, чтобы развить левое полушарие. Даже дисциплины гуманитарного цикла, в т. ч. психология, педагогика, философия, также ориентированы на рациональное мышление, на развитие интеллекта, ума. Но жизнь во всем многообразии восполняет пробелы в системе образования и всячески способствует развитию правого полушария, интуиции, иррационального познания мира. Развитие правого полушария происходит естественным путем и не требует вмешательства со стороны педагогических технологий. Наоборот, психолого-педагогические приемы могут только заблокировать развитие правого полушария и тем самым задержать эволюцию сознания индивида. Интегральное развитие личности направлено на гармонизацию деятельности обоих полушарий мозга, на их коммуникационное взаимодействие, что, естественно, сказывается и на большей согласованности в работе правой и левой частей тела. Клетки физического тела, как и клетки мозга и нервной системы, способны настраиваться на всевозможные вибрации Вселенной, воспринимать самые тонкие потоки энергии и информации. Эволюция сознания связана с повышением чувствительности всего тела человека, а не только с изменениями в мозге и нервной системе. В структуру личности входят многочисленные образования или субличности. По определению Р. Ассаджоли, «субличности – это психологические образования, подобные живым существам, сосуществующим в общем пространстве нашей личности. Каждая субличность ведет свой собственный стиль жизни и имеет свои собственные движущие мотивы, зачастую отличные от стиля и мотивов других субличностей» [1, с.70]. В каждом из нас живет невообразимое число таких образований, которые время от времени «захватывают власть», и тогда в человеке проявляются те черты характера, которые в другое время ему несвойственны. Самые привычные субличности – это те, что связаны с ролями, которые мы играем в жизни (сын, отец, друг, учитель и т.д.). Субличности вступают между собой в отношения (хотя могут и не знать ничего друг о друге), и среди них возможны противоречия и конфликты. При соответствующих психотерапевтических техниках с ними можно установить контакт, «услышать их голос», найти пути сотрудничества для создания целостного сознания. Каждая субличность вырастает и строится на основе какого-то желания, идущего от сознательного я. Узнать себя – это осознать свой внутренний мир, где множество других обитателей со своей биографией и проблемами. Для такого познания Р. Ассаджоли предлагает терапевтический процесс психосинтеза из нескольких стадий. Цель, гипотезы и методология исследования В психологии широко используются разнообразные методики и тесты по оценке психического развития фрагментарной личности. Особый интерес представляют техники и методики связанные с самопознанием, коррекцией и психотерапией в измененном состоянии сознания[5-7]. Общая цель исследования: экспериментальная проверка способности к обучению, самопознанию и психотерапии в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания. Частные цели: 1) отметить, что внутренняя концентрация внимания способствует переходу ума с одного уровня личности на другой ее уровень. Этот переход характеризуется как измененное (медитативное) состояние сознания личности; 2) показать, что в структуре человека имеется множество личностей и субличностей; 3) провести экспериментальное исследование по трансформации некоторых фрагментов личности во время нахождения индивида в измененном состоянии сознания; 4) провести самоисследование структуры личности и ее фрагментов (субличностей) во время нахождения в измененном состоянии сознания; 5) исследовать функции левого и правого полушарий на основе функциональной асимметрии мозга; 6) установить субъективные психологические особенности развития личностей правого и левого полушарий в различные возрастные периоды; 7) определить субъективные особенности психологического взаимоотношения между личностью и высшим «Я»; 8) выявить особенности восприятия, переживаний и мышления, связанных с процессом самодиагностики личности в измененном состоянии сознания. Гипотезы исследования. 1. Интегральная технология обучения и самопознания позволяет получать знания об объекте исследования в контексте поставленных вопросов из своего внутреннего мира (от самого себя). В данном исследовании объектом внимания служила личность и субличности. 2. Интегральная технология позволяет проводить психологическую коррекцию и психотерапию личностных образований (субличностей). 3. Восприятие и мышление в измененном состоянии сознания имеют свои психологические особенности, отличающиеся от этих же процессов происходящих в обыденном состоянии сознания. Гипотезы исследования исходили из положений экзистенциальной психологии и психотерапии, трансперсональной психологии, интегральной психологии (Б.Г. Ананьев, В.В. Козлов, В.В. Новиков, В.В. Майков, Ч. Тарт, К. Уилбер, С. Гроф, К. Мартиндейл, А. Людвиг, В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Россохин другие авторы), а также из концепции Л.С. Выготского и А.Р. Лурия о системной динамической локализации высших психических функций, нейропсихологических представлений о мозге, как субстрате психических процессов и функциональной асимметрии, как одной из фундаментальных закономерностей работы мозга человека. Логично предположить, что наличие функциональной асимметрии мозга приводит к формированию и развитию двух личностей как единого целого, а также к формированию множества субличностей (малых функциональных образований). В нашей гипотезе на основе функций правого полушария формируется личность правого полушария, функции левого полушария формируют личность левого полушария. Гармоничное развитие индивида обеспечивается интеграцией, единством психофизиологических функций правого и левого полушарий, что пиводит к формированию единой эмпирической личности. Методология исследования. Для достижения поставленной цели исследования и решения поставленных задач применялась авторская интегральная технология обучения и самопознания (ИТОиС) в бодрствующем и измененном состояниях сознания, что подробно представлено в работах автора[4-8]. Природа, структура, характер и способы вхождения в ИСС широко описаны в научной литературе (Ч. Тарт, К. Мартиндейл, К. Уилбер, А. Людвиг, С. Гроф, В.В. Кучеренко, В.Ф. Петренко, А.В. Россохин и др.). В наше работе под измененным состоянием сознания понимается такое психическое состояние, которое качественно отличается от бодрствующего (обыденного) сознания, но не является объективным. Объективное сознание принадлежит высшему «Я», оно целостно и неизменно. На первом этапе ИТОиС использовались методики: настройка, внутренняя концентрация, суггестия и гипноз. Каждое погружение в себя было адресным, т.е. проводилось с целью решения конкретных задач и контролировалось преподавателем на всех его этапах. После овладения этими техниками вхождение в ИСС осуществлялось самостоятельно. Результат вхождения в ИСС и часто называют медитацией. Медитация – это отделение сознания от полного отождествления с внешними мыслями и чувствами и отождествление с внутренней реальностью того объекта, идеи, мысли, которые необходимо познать. В медитации разной глубины у человека могут возникать субъективные образы, чувства, желания и мысли. В данном исследовании понятия «измененное состояние сознания» и «медитация» рассматриваются как синонимы. В экспериментальном обучении и самопознании приняли участие более тысячи человек – студенты университета в возрасте 18-20 лет. Время, затраченное на овладение способностью вхождения и обучения в ИСС, составляло 4 месяца (32 занятия по 3-5 минут в группе и 4 самостоятельных занятия). Теоретическая и практическая новизна работы: впервые в психолого-педагогической литературе предложена и реализована интегральная технология обучения и самопознания, психокоррекции и психотерапии в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания. На основе данной технологии, при вхождении в измененное состояние сознания, происходит раскрытие интуитивного мышления. Интуитивному мышлению нельзя научить, но можно этому активно способствовать. Для этого существуют многочисленные техники медитации и измененные состояния сознания. Они помогают выйти за пределы рационального ума, включить интуитивный путь познания отличный от рационального мышления. Разработана методика самодиагностики личностных качеств в ИСС. Результаты исследования расширяют наши знания о природе человека, о его возможностях обучения и самопознания, о развитии личности с учетом особенностей функциональной асимметрии мозга. Вводятся в научный оборот понятия «личность левого полушария» и «личность правого полушария». Экспериментальное исследование личности и субличностей Ниже представлены девять протоколов экспериментального самоисследования личности. Исследования (протоколы №№ 1, 2, 3, 7, 8, 9) выполнены студентами первого курса во время практических аудиторных занятий по психологии. В экспериментальном изучении темы «Личность и ее особенности» участвовало более 150 человек (в группе в среднем по 25 человек). Естественно, было получено более 150 протоколов записей. К этому времени студенты уже достаточно полно овладели методикой обучения и самопознания в ИСС (прошло 12 аудиторных занятий за 45 дней). (Последующие два месяца эти студенты будут совершенствовать свои способности, выполнять другие задачи связанные с изучением вопросов психологии). Все тексты протоколов приводятся с сокращением и сохранением авторского стиля изложения. Наличие материала в таком объеме может показаться излишним, но это не так, ибо только подробные протоколы наиболее полно позволяют ответить на поставленные вопросы исследования. Тема: Я – личность. Протокол № 1. Юлия Ф. Время медитации: 5 минут. Время записи: 30 минут. «Состояние до медитации: пассивное. Вошла в медитацию сразу же… Личность это хрустальный сосуд. У каждого человека должен быть свой сосуд. Все сосуды хранятся в огромном хранилище, которое охраняют небесные стражи, хранители. Хранитель, это некто, кто близок к Высшему разуму. Я не видела его, но слышала. Я оказалась перед огромными белоснежными воротами необычайной красоты и попросила разрешения войти, голос ответил: «Войди. Ты первая, кто увидит свой сосуд». И ворота открылись. О, Боже! Такой красоты и великолепия я никогда не видела, да, наверно, и не увижу. Бесконечный зал был заполнен хрустальными сосудами разнообразной величины и формы. Эти сосуды стояли на невидимых, воздушных полках. А для простого человека они будто были подвешены в воздухе. Но они находились не на одном расстоянии; а один сосуд выше, другой ниже и т. д. Я прошла среди множества сосудов. Глядя на эти божественные сосуды, я поняла, что даже самые красивые земные вазы - ничто по сравнению с этими. Я шла и любовалась ими, забыв, зачем я сюда попала, с какой целью. Вдруг голос сказал: «Здесь все сосуды разные. Нет ни одного похожего друг на друга, т. к. все люди личности – разные, особенные, неповторимые». Голос затих, но теперь, идя мимо этих сосудов, я уже шла не как по музею, разглядывая и восхищаясь, а вдруг стала понимать и видеть насквозь эти сосуды. Чем больше сосуд, чем красивее и четче его форма, тем гармоничнее личность. А если сосуд хрупок, мал, значит, эта личность ещё не состоялась или не состоится вообще. Я всё шла и шла по залу, и находившимся в нём сосудам не было конца. Я робко спросила: «А когда я обойду все сосуды, сколько их всего?» Голос ответил: «Этому залу нет конца. И никто не знает, сколько здесь сосудов. Ведь каждое мгновение возникает новый сосуд, т.к. рождается новая личность». Я шла и шла и вдруг я стала читать имена тех людей, мимо чьих сосудов я прохожу. Я остановилась возле красивейшего сосуда имеющего очень необычную форму. Это был большой сосуд, я стояла возле него и чувствовала, что он очень тяжел. Это сосуд А.С. Пушкина. Некоторое мгновение я стояла возле него. Я вновь задала вопрос: «Почему здесь стоят сосуды тех людей, которые давно умерли?» Ответ: «Здесь находятся сосуды всех людей». Идя всё дальше в глубь зала, я видела сосуды Наполеона, Сталина и многих других известных и неизвестных мне людей. Эти сосуды имели безобразную форму, напоминавшую уродливые головы с рогами. Я прошла мимо очередного сосуда и вздрогнула. Этот сосуд был мой. Сосуд моей личности. Этот сосуд средних размеров, с красивыми чертами, но ещё тонкими стенками. Я поняла, что моя личность ещё не завершена, не сформирована. Я воскликнула: «А что же такое безличность? Что происходит с теми сосудами, которые не хотят расти, не хотят быть гармоничными?». Голос печально ответил: «Безличность - это ничто. Если сосуд стоит долгое время и не развивается, то он рассыпается. Это и есть безличность, т.е. ничто. Выходить не хотелось. Отождествление - 95%. Состояние хорошее, задумчивое, возникло много-много мыслей». Тема: Я – личность. Протокол № 2. Наталья Г. Время медитации: 5 минут. Время записи: 30 минут. «Состояние нормальное, но немного болела голова. В медитацию вошла легко и сразу. Я оказалась внутри себя. Было странно осознавать, что я сижу в аудитории и в то же время нахожусь внутри себя. Я почувствовала на себе чей-то взгляд и обернулась - рядом стояла женщина в жемчужно-сером платье, очень красивая, черты лица какой-то незнакомой красоты, а волосы совсем седые. Я хотела спросить её, кто она такая, но она поднесла указательный палец к губам - в знак того, что бы я молчала. Она взяла меня за руку и привела в темную комнату, хотя слабый зеленоватый свет шёл из углов. Женщина оставила меня и прошла сквозь стену. С другой стороны меня кто-то шепотом позвал, я увидела 6 человек. Я не знала их в земной жизни, но они были мне знакомы - 3 мужчины и 3 женщины. Я подошла к ним, и они встали вокруг меня. Каждый из них брал меня за руку и смотрел мне в глаза, я понимала их мысли. Вот мои чувства, это молодая, красивая девушка. Она открыта, готова понять, она ощущает весь этот мир и всегда готова к новым ощущениям. Она хочет мне сказать, что я не должна бояться чувствовать, только так я смогу принять мир. Вот доброта - она немолодая, но тоже удивительно лучистая. Она говорила: «Не будь злой, помогай людям, делай добро, в этом твоя задача, не причиняй боль другим». А эта маленькая девочка - моя способность удивляться, открытость и искренность ребенка. Она говорит: «Никогда не забывай обо мне». А вот мой страх. И все же он есть, хотя его сила меньше всего. Он говорит: «Бойся, бойся, но бойся лишь злого, черного, плохого». Рядом с ним мои желания. Они заключаются в молодом парне. Он желает мне никогда не отступать от своих желаний, но только если от них нет зла. А вот и мой ум. Взрослый, сильный, седеющий мужчина, он самый главный здесь, его все ценят и уважают. Он говорит: «Подумай, прежде чем сделать!» Когда я снова оказалась одна, появилась та же женщина в сером платье. Она улыбалась мне, и я наполнялась уверенностью. Я спросила: «Кто ты?». «Я - твоя личность, я заключаю в себе все твои цели, я соединяю всё в тебе – доброту, желания, чувства, искренность, ум, страх». «Значит, я - это ты, и я - личность?». «Да, но ты не до конца меня развила, я постоянно меняюсь, становлюсь другой». «Как я могу помочь себе и тебе?». «Не бойся ничего, следуй ответам, которые услышала, не завись ни от кого, слушай веление сердца, а не внешние влияния. Поступай, как ты считаешь правильным, но помни, что ты отвечаешь за все свои поступки, ведь ты личность. Я думаю, ты знаешь об этом: это поступать, как душе угодно, не попадать под другое влияние. Делать что-либо, совершать поступки не от своего желания, а как велит сердце. Ты должна сама понимать, что безличность - это безответственность, неспособность отвечать за то, что сделал…». Я улыбнулась ей… Затем мы попрощалась… Я полностью ей доверяю, она дала мне уверенность. После медитации состояние легкое, уверенное, боль прошла. Вхождение в образ - 100%. Выводы. Я поняла, что в каждом человеке есть личность. Хотя мне нужно её развивать. И это развитие проявляется во всех сферах моей жизни. Человек должен слушать свой внутренний голос и совершать только те поступки, которые он пропустил через своё сердце. Тогда он сможет быть за них в ответе, и не будет бояться ответственности». Тема: Я – личность. Протокол № 3. Ира С. Время медитации: 5 минут. Время записи: 35 минут. «До медитации настроение и самочувствие нормальные… В медитацию вошла быстро… Я очутилась словно в выставочном зале, где было так светло, тепло и я чувствовала себя там такой защищенной, словно нахожусь в утробе матери. В этом зале было множество застекленных витрин и стеллажей, но стекло не было холодным и твердым, оно было теплым и мягким, словно прозрачная плёночка. Я стояла возле самого первого стеллажа и хотела задать вопрос о том, что я вижу и где я, но он был только в моих мыслях. Я ничего не сказала вслух, но кто-то вдруг ответил мне мягким нежным голосом, что я нахожусь сейчас на своей же планете, но в мире с другим измерением. Я подняла вверх голову и увидела надпись: «Все экспонаты собраны с одного дерева». И тут я увидела, что экспонатами являются обыкновенные яблоки. Меня словно за руку тянули то к одному, то к другому экспонату. Я видела большие яблоки: красные, желтые, зеленые, некоторые были с толстой восковой пленкой. Под этими яблоками внизу были таблички с именами людей, и я заметила, что под самым крупным из них были имена выдающихся людей: Пушкин, Ломоносов, Фрейд и многие другие. Следующие экспонаты были поменьше и не такие яркие, некоторое были с разными половинками, то правая половинка больше, то левая. И опять как будто кто-то прочёл мои мысли, и я услышала, что следующий экспонат - моё яблоко. Я внимательно всмотрелась и увидела, что моё яблоко было ещё кое-где недозревшее, а кое-где зрелое, но оно было словно живое, оно дышало и двигалось изнутри. Я обратила внимание, что одна половинка чуть меньше другой, но тут на моих глазах она начала расти и догнала ту, что побольше. Но тут началась борьба за рост и эти две половинки менялись местами. И опять кто-то сказал, смотри, больше ты это никогда не увидишь, видишь - это твоя личность, она бурлит, чего-то ищет, поверь мне - найдет, но ты должна ей помочь гармонично и равномерно развиться. Сейчас ты развиваешь правую половинку разума и мышления, но не забудь и про левую - чувств и наслаждения. Затем я обратила внимание на другую надпись: «Испорченные экспонаты». И я увидела маленькие яблочки, то сморщенные или битые, то подмороженные или изъеденные червями, то пустые, в них словно не было мякоти. И мне сказали: «Вот и ответ на твой второй вопрос. Это безличностные и пустые плоды, хотя сорваны с того же дерева, что и многие другие сочные и полные, личностные. И только от тебя самой зависит то, каким плодом будешь ты»… Вышла из медитации легко и просто. Я очутилась в классе, и эти слова до сих пор звенят у меня в голове. Теперь я задумчивая и серьезная, может, и в правду я это плод, которому нужно ещё развиться и созреть? Может быть, личность должна воспитываться в каждом человеке им же самим? Как ужасно быть безличностным, потерянным человеком, у которого уже нечему развиваться. Я постараюсь гармонично развить своё яблоко (личность), это так сложно, ведь когда человек развивает одну сторону личности – это хорошо, но порой забывает о другой её части. И эти яблоки, которые я увидела, и были личностями различных людей, либо гениев, либо блаженных. Но все мы с одного поля ягоды, а значит, должны понимать друг друга и помогать гармонично и верно развиваться нашим личностям. Ведь от того, насколько мы полны и равномерно развиты, и будет зависеть и наша жизнь, а также жизнь наших детей и внуков. Состояние отличное». Следующие протоколы №№4-6 принадлежат Наталье Л. Исследование проводилось самостоятельно в домашних условиях как экзаменационная работа по психологии. Стоит особенно отметить, что до исследования студентка только слышала о функциональной асимметрии мозга, но не читала научной литературы по данному вопросу. Все информация воспринята от самой себя во время нахождения в ИСС. Поэтому одна из задач исследования состояла в том, чтобы экспериментальным путем проверить возможность обучения, когда источником информации служит собственное сознание. Краткая научная информация о межполушарной асимметрии мозга представлена была выше. Поэтому даже не искушенный читатель имеет возможность сравнить ее с информацией, представленной в протоколах исследования. Тема: Личность правого и левого полушария, их основные функции. Протокол №4. Наталья Л. Время медитации: 10 минут. Время записи: 180 минут. Вопросы. Что такое личность и ее функции? Какое влияние оказывает на развитие личности правое и левое полушарии коры головного мозга? Личность правого полушария, личность левого полушария – как они развиты у меня? Находятся ли они в гармонии? Что мне необходимо для их гармоничного развития? «Сколько же было у меня медитаций? И все такие разные, каждое по-своему особенное. Чем больше занимаюсь медитацией, тем они интереснее и взрослее, и умнее, что ли?! Настроение перед погружением нормальное, но есть некоторое чувство усталости. Погрузилась медленно. Не забыла при этом проделать необходимые приготовления и установки. Веки сразу же стали тяжелые и захлопнулись, как только досчитала до десяти. Моя задача: узнать, что такое личность и каковы ее основные функции? Человек рождается… У него есть тело, есть ум, хоть очень маленький и неразвитый, но есть. У него, в конце концов, есть душа. А как же личность?.. Личность проявляется и появляется при общении с внешним миром, с окружающей средой. Личность выделяется в той степени, в какой человек становиться частью этого мира, в какой он стремиться проявиться. Любой, даже самый крохотный человечек, является личностью, у него при первых минутах появления уже есть свое личное, непохожее на других понимание этого мира. И даже непонимание такого огромного и сложного мира уже является личностным, индивидуальным взглядом. Личность – это все особенное, что присуще данному индивиду. Это может быть и его непохожесть на других, и его неправильное понимание каких-то вещей. (…). Есть стереотип, что личность обязательно должна быть сильной и чем-то замечательной, что личность должна уметь обеспечить себе нормальное существование, что личность – это человек, умеющий отстаивать свои взгляды и интересы. Все это верно, но если кто-то думает, что бомжи, воры, старые, всеми забытые старики, вид которых бывает просто ужасен и отталкивает, умалишенные и т. д. не являются личностями, то они ошибаются. Если у человека нет личности – это не человек, это машина… Совокупность психологических, индивидуальных отношений человека к реальной действительности, другим людям и живым существам – все это и есть личность. Степень развития личности зависит от жизненного опыта, от того, насколько часто приходится человеку приспосабливаться к резко меняющимся условиям жизни (как часто были различные стрессы, жизненные повороты и перевороты), ведь опыт приходит с возрастом. На развитие личности в первую очередь влияет близкое окружение. Именно родители влияют на фундаментальные свойства личности, т.к. они ближе и глубже всех проникают в психический мир ребенка. Здесь формируется мировоззрение… Есть личности «внутри себя» и «вне себя», первые больше думают, чувствуют, переживают, их внутренний мир активнее, он более насыщен и интересен. Часто такие люди кажутся замкнутыми. Вторые живут в данной реальности, их личность выражается в действиях, поступках, это люди дела, постоянно заняты чем-то. Вообще на активность деятельности и поведения человека влияют правое и левое полушарие. У здорового человека они находятся в постоянном взаимодействии. Между ними имеются общие и сильные коммуникативные связи... Итак, перед моим сознанием стоит вопрос о влиянии правого и левого полушария на развитие личности. (…). У людей «внутри себя» правое полушарие развито сильнее, оно отвечает за эмоционально-образное восприятие действительности. Вижу образ головы, с правой стороны слышен смех, слезы, крики. Появляется немыслимое ощущение наплыва чувств, состояние возбуждения. Слышны голоса, будто целая толпа людей обсуждает что-то. Этот звук то дальше, то ближе. Затем еле-еле откуда-то доносится звук флейты. Громче, громче. И вот уже слышен целый оркестр. Эта музыка обволакивает меня, я вижу себя кружащейся в вальсе в белом платье. (…). Правое полушарие коры головного мозга отвечает за узнавание людей по голосу, за восприятие музыки. У личности возникают свои мнения по поводу разных мелодий. Ребенок, находясь в утробе матери, уже может быть приучен к какому-то виду музыки. Уже в это время формируется личностный взгляд этого человека на музыку. Мать может подобрать музыку так, что в дальнейшем ребенок, личность будет развиваться гармонично. Правое полушарие у человека отвечает за образное мышление. Например, животные не могут мыслить отвлеченно, а человек может. Я могу представить себя в будущем. Я часто вижу себя загорелой, взрослой девушкой на веселом летнем пляже. Передо мной чистое летнее, манящее к себе море. Настроение через край, все отлично, жизнь бьет ключом. Можно вжиться в эту ситуацию и забыть о реальности. Но человеческое сознание возвращает человека обратно и не дает ему потеряться в своих мыслях, фантазиях и грезах. С таким же успехом я могу прокрутить в своем сознании проблемы, которые мучают меня на данный момент, например, экзамены. Личность, благодаря правому полушарию, может сделать свой внутренний мир интереснее и разнообразнее. Правое полушарие добавляет красок в жизнь личности. Существование мимики и жестов у человека также связано с правым полушарием. Личность левого полушария, какова же она? Это более практичная личность. Например, восприятие устной и письменной речи связано с левым полушарием коры головного мозга. Обучение ребенка говорить и писать – все это действия левого полушария. Когда происходит формирование левого полушария, расширяется словарный запас слов, он становится богаче и разнообразнее. Личность может быть слишком болтливой и многословной, если левое полушарие сильно развито. Успех личности в общественной жизни, в общении, умение склонить противника на свою сторону, умение выразить свое мнение, свои идеи – все зависит от качества развития левого полушария. Видные политические деятели и просто ораторы обладают хорошо развитым левым полушарием. Это положительно влияет на быстроту достижения личностью поставленных целей, на самореализацию личности. Левое полушарие отвечает также за различные математические операции. Для любой личности эти операции являются важными, особенно в практическом смысле. Личности, чья деятельность и зависит от быстроты вычисления, обладают более развитым левым полушарием. У различных ученых такие качества являются наиважнейшими, доминирующими. Функция левого полушария связана с абстрактным восприятием. Здесь сосредоточены зоны памяти, связанные с теоретическими восприятием материала. Левое полушарие дает нам положительные эмоции, положительные импульсы. С этой стороны нашей головы связано хорошее, радостное настроение. В правом полушарии в своем большинстве сосредоточены отрицательные эмоции: боль, страх, одиночество, плохое настроение и т.д. Правополушарные люди, скорее всего, пессимисты, чаще угрюмы. Левополушарные личности – индивиды зажигательные и веселые. У каждого человека работает левое и правое полушарие, их развитие может находиться в равновесии или какое-либо из полушарий наиболее развито. Но полушария тесно взаимосвязаны между собой. В итоге получается, что личность правого и левого полушария тесно связаны между собой. Как развиты эти личности у меня? Начнем с правополушарной личности. Она у меня не намного, но больше развита, чем личность левого полушария. Очень хорошо запоминаю голоса и при первом удобном случае могу вспомнить, кому принадлежит этот голос. Очень хорошо различаю даже небольшие оттеночные голосовые различия, они так очевидны и заметны. Человек, сам того не замечая, меняет голос в зависимости от ситуации. Например: (приводится несколько примеров из жизни). Вот что я вспомнила во время медитации, причем раньше, до этого момента, я этого не помнила. И еще: «Темно, я в этой темноте. Хочу выбраться, начинаю двигаться в сторону света. Буд-то бы я под землею. И вот смутно вижу чьи-то руки. Голоса. Один мужской, грубый и два женских. Женские голоса со временем стерлись в моей памяти. А вот мужской голос помню и сейчас… Еще помню медицинский запах и какое-то чувство радости, царящее в атмосфере (это момент моего рождения)». (…). Я помню голос моей первой учительницы, она учила нас только один год… Я очень люблю музыку, моей личности очень не нравиться тяжелая музыка, предпочитаю спокойную мелодию, часто это звуки природы, шум моря, пение птиц – это мне очень нравится. Музыка развивает мою личность. Такое свойство правого полушария как образное мышление у меня развито очень хорошо. В медитации мои образы бывают очень яркими и точными. Буд-то все происходит наяву. Я очень часто мечтаю и фантазирую, перемещаюсь из одной части света в другую и порой не замечаю быстроты этих переходов. Одна моя подруга давно уехала в Москву. И вот совсем недавно я вспоминала её и сама переместилась в Москву. Встретила там Настю. Все как в кино, где режиссером была я. Мы так были рады нашей непредвиденной встрече. Гуляли, разговаривали, она показывала мне столицу. Я все видела, даже Красную площадь, хотя в Москве никогда не была. Только по телевизору кое-что видела. (…). Левое полушарие у меня тоже развито в необходимой мере. Раньше моя устная речь была развита в меньшей мере, а теперь (т.к. я занимаюсь собой и совершенствую свою личность) я разговариваю очень неплохо. Мне легко выражать свои мысли, чувства. Не приходится останавливаться, чтобы найти необходимое слово. Порой моя речь засоряется словами-паразитами и нецензурными словами. Все это результат общения с соответствующими людьми. Но я борюсь с этим, избавляюсь от вредных привычек. (…). Когда я училась в школе и не жила в городе, то правое полушарие всегда перевешивало левое. Теперь совсем не то. Раньше я была человеком «внутри себя», мало общалась с незнакомым людьми, не интересовалась окружающим миром, жила своей жизнью. И мне этого было вполне достаточно. Все свои проблемы я переживала внутри, ни с кем не делилась. Конечно, я не была «немой девочкой» с которой никто не общался, но больше предпочитала одиночество. Теперь моя личность изменилась, преобразовалась в лучшую сторону. (…). Моя личность перешла на более высокий уровень развития. Я чувствую себя естественно, могу делать что угодно и когда угодно. На данный момент личности правого и левого полушария находятся в полной гармонии. Они привыкли друг к другу. Поэтому нет случаев, когда та или иная из них ведет себя эгоцентрично. Я стараюсь развиваться не только психически и духовно, но и физически. (…). Человек не должен специализироваться на какой-то одной области знаний, ему необходимо развивать обе личности. Иначе общая личность не достигнет высокого развития. Развитие должно быть не только горизонтальным, но и вертикальным, направленным вверх. У такого человека все спориться в руках. (…). Когда есть гармония, то не возникает вопросов, как вести себя, что делать в этой или другой ситуации. Музыка закончилась. Значит, прошло десять минут, медленно открываю глаза. Состояние хорошее, спокойное. Чувство радости за себя. Как хорошо осознавать, что твоя личность гармонична, что она хорошо развита и что ей легко живется. Медитация порой может так расслабить тебя, что ты невольно, и даже совсем не думая об этом, можешь вспомнить те уголки своей жизни, о которых даже и не подозревала. Погружение полное, на 100%». Тема: Личность правого и левого полушария, их основные функции (продолжение, протокол №5). Наталья Л.Время медитации: 10 минут. Время записи: 170 минут. Вопросы. Какая личность развивается быстрее: правого или левого полушария? Как это происходит у меня? «Сегодня у меня очень плохое настроение – поссорилась со своей подругой из-за пустяка. Чтобы успокоиться, улучшить настроение я решила погрузится в себя. Это поможет точно. В медитацию вошла быстро. Дыхание медленно успокоилось. Минуту я просто сидела, точнее, отдыхала на природе, валялась на траве, приходила в себя. Затем, успокоившись, решила начать работу. В голове всплыл вопрос, какая личность развивается быстрее: правого или левого полушария? Конечно же, личность правого полушария развивается быстрее, ее развитие идет легко и непринужденно, все происходит как бы автоматически. Здесь не требуется от человека каких-то усилий, не нужна сила воли, чтобы приобрести данные качества. Развитие таких качеств, как любовь к музыке, возможность узнавать людей по голосу, различные эмоции, образное мышление, – все это намного ближе к природе, чем, например, математические операции, различные процессы мышления и многое другое, что связано с левым полушарием. Любой, даже самый глупенький ребенок, может не уметь делить в уме, ему может трудно даваться таблица умножения. Он может вообще не уметь решать задачи, но он, безусловно, слушает какую-то музыку, запоминает определенные звуки, лица людей. Он может узнавать знакомые голоса и воспроизводить в своем сознании необходимые образы. Его не учили этому, однако все это он умеет делать не хуже, чем другие. (…). Правое полушарие отвечает за развитие мимики и жестов. Личность левого полушария развивается медленнее, т. к. большинство ее качеств зависит от внешних факторов, от быстроты, настойчивости и мастерства внешнего воздействия. (приводится несколько примеров). Развитие левого полушария и соответственных качеств личности, связано в первую очередь с родителями и с близкими людьми. Все зависит от того, сумели ли родители привить тебе любовь к чтению, к писанию, к счету. У меня развитие «правой» и «левой» личности в детстве лет до шести шло одинаково, если сравнивать в целом. С момента поступления в школу стала быстро развиваться левополушарная личность. Этот процесс шел до 5-го класса… Затем процесс взросления дал свое, появились вопросы: кто я, почему я такая, что было, что будет? Эти вопросы атаковали меня. Мое внутреннее, эмоциональное, чувственное стало развиваться все быстрее и активнее. Стали складываться различные мнения, формироваться мысли. Был даже момент (совсем небольшой, около месяца), когда личность левого полушария как бы уснула, а «правая» личность ожила и даже разбушевалась. Сейчас эти личности развиваются в одинаковой степени. И это очень хорошо. (…). Очень сильно у моей личности развито образное мышление, чувство музыки, гармонии, красоты. Из левополушарной личности во мне есть такие качества, как развитая письменная и устная речь, инициативность, абстрактное восприятие и т.п. Доброта, приветливость, хорошее настроение – все это исходит из левополушарной личности. Эти качества развиты очень сильно. Разговорчивость, скорее всего, исходит из левого полушария. (…). Пришло время для выхода из медитации. Так не хотелось этого делать, но надо. Медленно открыла глаза. Плохого настроения как не было». Тема: Высшее индивидуальное «Я» и личность. (Продолжение. Протокол №6). Наталья Л. Время медитации: 10 минут. Время записи: 160 минут. Вопросы. Что такое индивидуальное высшее «Я»? В каких функциональных взаимоотношениях находится высшее «Я» и личность? Кто доминирует у меня сейчас, высшее «Я» или личность: в учебе, в быту, в духовном развитии, в общении? Выводы по всей теме исследования. «Настроение нормальное. Ничего необычного и особенного. Закрываю глаза. Падаю куда-то, но мне не страшно. Вот я лечу над всем миром, скоро раскроется мой парашют, а пока я лечу, и ничто меня не тревожит. Внизу кипит жизнь. Подо мною реки и озера, леса и поля. Небо чистое, воздух свежий. Нет нигде поблизости ни дыма, ни гари, ни копоти. Реки чистые, видны камушки. Я опускаюсь ниже и вижу рыбок, вижу водоросли. Неужели человек одумался и полюбил природу? Люди отбросили все свои земные грешные потребности и стали действовать по принципам высшего «Я». Стали жить своею душою, а не телом. Они забыли о богатстве, об эгоизме, стали думать о других людях, заботиться о ближнем. И как-то сами по себе приобрели счастье, спокойствие. Стали здоровыми, радостными и беззаботными... Итак, что же такое высшее «Я»? Это то, что стоит над всем миром. Это одновременно сверхразум и полное отсутствие мысли, дум и всего, связанного с мышлением. Высшее «Я» не надо развивать, оно или есть или его нет. Высшему «Я» – сверхразуму – невозможно научиться. Гениальный человек, который до мелочей знает законы физики, химии, биологии, психологии, даже всего мироздания может не иметь высшего «Я». Он может просто смеяться над ним, какое еще высшее «Я»? Я изучил все законы, залез во все уголки этого мира. Нигде я не видел этого «Я». Мне все известно, я знаю все в этом мире. Значит, я и есть высшее «Я» – так скажет этот всезнающий ученый. Но он даже не представляет, как глупы и смешны его утверждения. Он знает многое и одновременно не знает абсолютно ничего. Чтоб познать высшее «Я», надо смотреть на вещь изнутри, а не снаружи и сверху. Высшее «Я» всегда действует так, чтобы все находилось в гармонии. Высшим «Я» обладают люди, умеющие точно и верно предсказывать будущее и какие-то ситуации, важные для всего мира. Высшее «Я» проявляется, когда какое-то непонятное, наукой необъяснимое чувства заставляет тебя поступать так, а не иначе. Высшее «Я» – это те духовные устои, правила, которые не дают человеку спуститься до уровня бесчеловечного, до уровня дикого, это то, что не может быть опровергнуто, то, что является самым точным, верным и правильным. (Приводятся примеры). Высшее «Я» – это чувство культуры, чувство ответственности за свое поведение, это религиозное чувство, идеал личности. Бывают ситуации, когда ум подсказывает человеку, как нужно поступать, но что-то более высокое, но непонятное, говорит противоположное, это противоположное и является истиной. Так как человек – существо разумное, то в большинстве случаев он руководствуется своими знаниями, забывая о чувствах. Потом, уже сделав что-то, человек осознает свою ошибку, вспоминает, что какое-то шестое чувство подсказывало ему правильное решение проблемы. Высшее «Я» – это олицетворение добра, счастья, гармонии и света. Благодаря высшему «Я», человек может пожертвовать жизнью ради другого. Высшее «Я» никогда не требует возврата добра, оно не требует ответной реакции и благодарности. Все совершается от души, когда из глубины исходит поток счастья и радости. В каких психологических отношениях находится высшее «Я» и личность? Высшее «Я» заставляет личность быть более естественной и открытой для всех существ. Оно устремляет личность на более высокие ступени развития, развивает личность духовно, психологически, культурно. Развивает со стороны высших потребностей. Если личность будет противиться высшему «Я», то ее развитие будет некачественным, поверхностным. Высшее сознание может отступить, спрятаться где-то в далеком уголке сознания и не проявлять себя. (…). Человек не должен игнорировать свое высшее «Я», если Бог наградил его таким чудом. В противном случае он просто потеряется в этом мире и не поймет главной своей роли, главного своего предназначения. Личность также дает высшему «Я» пищу – это практический, жизненный опыт, это все те навыки, которые человек приобретет в течение жизни. (…). Может показаться, что Высшее «Я» связано с соблюдением всех народных примет. Это, конечно, совсем не так. Когда человек находится на поводке у этих примет, то они просто засоряют его жизнь. Действие личности ограничено социальными нормами, правилами, устойчивыми обычаями, нравами, ритуалами, ценностями. Личность должна вести себя соответственно тому обществу, к которому она принадлежит. Высшее «Я» действует свободно, оно ничем не ограничено. Хотя личность и может сдерживать высшие порывы… В различных ситуациях, жизненных моментах у человека может доминировать высшее «Я» или личность. Это зависит от деятельности человека, от его основных качеств и целей жизни. Кто доминирует сейчас у меня в учебе? Здесь главную роль играет личность, т.к. именно ее свойства и качества определяют способности к обучению, запоминанию информации. Происходит дальнейшее развитие образного и абстрактного мышления, развивается память, умственные способности. Происходит постоянное взаимодействие с окружающей средой: с одногруппниками, преподавателями, друзьями, знакомыми. Я стараюсь меняться, если вижу, что что-то во мне не так. Надо менять себя, не бояться изменений, чтоб личность становилась активнее и развитие. Мнение обо мне других людей не всегда бывает положительным, и если я нахожу эту черту действительно отрицательной и ненужной, то перестраиваю свои понятия, свои мысли. А потом замечаю проделанную работу и радуюсь этому. Личность больше нуждается в практических занятиях. Ведь, например, не зная иностранного языка, нельзя многого добиться в этой жизни. Личность не может реализовать себя без определенных навыков и умений. Высшее «Я» часто помогает мне в учебе. (Пример). Учеба развивает личность, мою память. Медитации помогают быть моей памяти более устойчивой и сильной. Я чувствую свою личность более развитой по сравнению с первым курсом. У меня теперь уже больше опыта и в учебе, и в общении. Я стала взрослее и где-то даже умнее. Кто доминирует у меня в быту: высшее «Я» или личность? В быту эти силы, скорее всего, уравновешены во мне. Хотя иногда что-то происходит такое, когда кто-то из них получает больше власти. Все зависит от обстоятельств. (Пример). У себя дома я никогда не скрываю, не прячу свое высшее «Я». Делаю все так, как чувствую и нет никаких проблем, нет угрызений совести. Когда утром мне лень рано вставать – это проявляется моя личность. Иногда я так и валяюсь, пока все не начнут вставать. А порой сразу беру себя в руки и встаю, делаю физзарядку и чувствую бодрость не только во всем теле, но и своей душе. Кто доминирует у меня сейчас в духовном развитии: Высшее «Я» или личность? Я вижу большой светящийся шар. Он высоко и я иду за ним. Но не чувствую тела. За этим шаром движется моя душа. Мое высшее «Я» отвечает за мое духовное развитие. Недавно я была в церкви. Мне там было очень хорошо и спокойно. Так чисто и тихо на душе. Высшее «Я» помогает быть сильнее духовно, помогает понимать различные несправедливости в этой жизни. Маленькой я очень сильно обижалась на Бога за то, что он позволяет умирать хорошим, добрым людям. Но с возрастом я стала придерживаться вот такой теории. Бог забирает чистых духом, добрых, совсем невинных людей. Зачем им жить в этом грязном мире? Лучше они будут помогать Богу там на небесах. Они будут другим ангелам помогать быть такими же чистыми и добрыми во всем… В церкви я всегда чувствую свое высшее «Я». Оно так радуется, что я прихожу в церковь, что я верю в Бога. Духовное развитие не требует заучивания формул или теоретических материалов. Чтоб быть духовно развитым, надо стремиться к самопознанию. Надо все существам верить в свои силы, свои способности, в свою особенность и неповторимость. Надо быть добрее к людям, прощать обиды и не помнить зла. Мое общение с другими людьми, кто доминирует: высшее «Я» или личность? В общении высшее «Я» и личность компенсируют друг друга. Как личность я осознаю поведение человек, осмысливаю то, что мне было сказано. Делаю какие-то выводы для себя, для будущих контактов. Как личность я могу общаться с другим человеком на расстоянии, мысленно или в виде медитации. При общении происходит передача опыта от одной личности к другой. Нет, все-таки я не права. При общении у меня доминирует личность. Общаясь, человек получает информацию из окружающей среды, личность реагирует на эту информацию, воспринимая или отталкивая ее. Когда я с кем-то разговариваю, то анализирую все, что связано с этим человеком. Его прическу, она очень многое может сказать о характере и о личности. Анализирую манеру одеваться. Жестикуляция также очень хорошо характеризует личность. Она может выражать уверенность в чем-то, может показывать отношение этого человека ко мне, все его мысли и чувства. Индивид, сам того не зная, может выказывать себя, показывая свое негативное или положительное отношение ко мне. И от этой личности зависит насколько быстро я пойму сущность этого человека, причину его общения со мной. Высшее «Я» будет мне подсказывать здесь на интуитивном, более высоком, уровне. Но иногда одних моих чувств достаточно, чтоб понять, что мне этот человек неинтересен, что с ним не надо иметь ничего общего. Когда человек очень сложный, то мне проще с ним общаться, прислушиваясь к высшему «Я». Таким образом я безошибочно могу определить все его намерения и желания. И как бы он ни старался меня обмануть, я все -равно понимаю всю суть его общения. Но все-таки общаться с человеком, используя высшее «Я», очень трудно, необходимо затратить большое количество энергии… Внезапно что-то стало меня беспокоить и толкать, я очнулась. Время, отведенное на размышление в медитации, прошло. Это было очень глубокое погружение. Я даже не заметила, как закончилась музыка. Такое ощущение, что в медитации пробыла весь день. Настроение хорошее, состояние спокойное, уверенное в себе. В погружении была полностью, всем сознанием, всем своим существом. Выводы. Эти три медитации были в некоторой степени открытием для меня. Они позволили лучше и глубже узнать саму себя, многое понять. Я одновременно была как бы в забытьи, в расслабленном состоянии, и столько всяких мыслей и идей прошло через мое сознание. Я поняла, что каждый человек является личностью, только личности эти отличаются по уровню и степени развития. Личность – это открытая система, деятельность которой невозможна без внутреннего или внешнего взаимодействия. Одна личность отличается от другой своей неординарностью взгляда на мир, своей особенностью и непохожестью на других. Личность может быть как бы «внутри» человека, это переживания, думы. А может быть «вовне» человека. Деятельность такой личности всегда связана с окружающим миром. Но, во всяком случае, любой личности присущи внутренние и внешние качества и способности. На развитие личности человека оказывают влияние левое и правое полушарие. У человека есть его сущность или высшее «Я», действия которого нельзя объяснить научным путем, это необъяснимое явление. Высшее «Я» всегда позитивно, но оно выражено не у всех людей, т.к. многие просто уничтожают в себе это явление, никак не реагируя на него. Высшее «Я» руководит человеком, ставя его на более высокие уровни развития. Оно может проявиться в быту, в решении личных вопросов, при общении, столкновении с какими-то проблемами. Высшее «Я» – это совокупность нравственных, культурных, духовных качеств и еще чего-то необъяснимого. Высшее «Я» действует на основе уже имеющихся практических качеств, но происходит это как-то неосознанно, автоматически. Многие люди теряют свое высшее «Я», забыв о удовлетворении высших потребностей. Они нацеливают свою личность на достижения богатства, на улучшение качества своей жизни. Такими действиями они губят свою личность. Ведь одностороннее развитие не может принести ничего хорошего. Лишь одновременное физическое и духовное развитие будет укреплять личность, делать ее стойкой, сильной и решительной. Не каждому человеку дано понять сущность высшего «Я», но каждый должен стремиться к этому пониманию. Только тогда мир будет красив, добр и светел. Тогда не будет проблем, как сберечь природу, избавиться от неизлечимых болезней, победить злые пороки и привычки, обрести мир». Тема: Мои субличности. Протокол №7. Дарья М. Время медитации: 10 минут. Врем записи: 60 минут. Вопросы: Моё знакомство с субличностями: лень, ответственность, вспыльчивость, спокойствие, непостоянство, целеустремлённость. Как они действуют на моё сознание. Как субличности взаимодействуют между собой? Возникают ли между субличностями конфликты? «Состояние до медитации нормальное, настроение прекрасное, чувствую себя отлично. Погружение в себя произошло быстро и глубоко… Я оказалась в полной тьме, сначала ничего не видела и не слышала… Затем я увидела, как в комнате стало светло. И сразу все оказалось все знакомым. Посредине комнаты стоял стол. Я подошла к нему и увидела там маленьких человечков, которые ходили по этому столу. Они бегали в разные стороны, то сталкивались, то разбегались в разные стороны. Некоторые из них вообще не встречались, а некоторые из них не отходили друг от друга, ходили, взявшись за руки. Я наблюдала за этим сверху. Они были крохотными частицами чего-то одного целого. Я смотрела на них, наблюдала за их действиями, и эти действия были мне знакомы, каждый шаг, каждый поступок. Некоторые из их поступков меня раздражали, а от некоторых я хотела чего-то большего. С каждым из этих человечков меня что-то связывало, какая-то невидимая тоненькая нить. И через них я могла контролировать действия некоторых из них. Я могла владеть действиями некоторых из них, но не всеми, многие из них владели мной. Они заставляли меня думать так, как думают они, и делать то, что делают они. Но когда они переставали действовать на моё сознание, я осознавала свои действия и понимала, что натворила. У нас был контакт через глаза. Я встречалась взглядом с каждым из них. И тут начиналась борьба, кто сильнее. Иногда я чувствовала, что я сильнее и они должны мне подчиняться, то иногда я была слабее и чувствовала, что нахожусь под их властью. Я знала каждого из них: их манеры, их действия, поведение, их мысли, всё было мне знакомо, каждая из них вела свою жизнь, но в то же время их действия, все без остатка, проходили через меня. Я смотрела на них, их было очень много, но потом их становилось всё меньше и меньше. Нет, они не исчезали, а просто мой взгляд, моё внимание привлекало всё меньше человечков. И, наконец, их осталось шесть. Я сначала не знала, кто они, какой у них характер. Но я очень сильно хотела с ними познакомиться. Их было шестеро: две пары и два человечка отдельно. Те, которые ходили парами, всё время ругались между собой, то один перетянет в одну сторону, то другой. А те, которые ходили по одному, встречались с другими, но не были связаны ни с одним из них. Этих шестерых человечков отделял от других маленький заборчик, и этот заборчик я очертила своим взглядом. Они в это время были как бы в центре моего внимания. Вот как это примерно выглядело (приводится рисунок: в центре круга расположены шесть субличностей-человечиков, за пределами круга – множество других субличностей). Я решила понаблюдать за каждым из них. И вот я увидела перед собой первую пару. Один из них всё время сидел и не хотел ничего делать, ни идти, ни даже повернуть голову. Другой наоборот: вёл того за собой, хотя у него не всегда это получалось, его руки постоянно что-то делали, он всегда куда-то торопился. Это была пара лень и ответственность. Они постоянно ругались, они просто не могли идти в одну сторону, между ними всё время происходили конфликты... И вот передо мной возникает другая пара. Это были вспыльчивость и спокойствие. Одна постоянно дёргалась, её всё раздражало, её волосы вставали дыбом, она орала, кричала, суетилась. А другая, наоборот, была невозмутима. Но она не была безразлична ко всему, она пыталась взять верх над вспыльчивостью, но у неё это не получалось, она была слабее. И вот ещё одна. Её выражение лица постоянно менялось, она то улыбалась, то ревела. Её действия были постоянно разными, то она шла в одну сторону, потом резко меняла своё направление и двигалась в другую. Её было не понять, это была субличность непостоянство. Шестым человечком была целеустремлённость. Она двигалась постоянно в одном направлении и использовала всё, чтобы добраться до финиша. Она использовала помощь других и боролась с теми, кто стоял на её пути. Вот так произошло моё первое знакомство с субличностями… Выход из медитации прошёл нормально, постепенно, медленно. Отождествление примерно на 90 %. Состояние после медитации отличное, я чувствую себя прекрасно. Я полна сил и энергии. Я считаю, что медитация прошла успешно. Первое знакомство с субличностями произошло. Я ответила на все вопросы, которые меня волновали. Но после этой медитации у меня возникли новые вопросы, и я хотела бы получить на них ответы в следующих медитациях. Я надеюсь, что это у меня получится. Я верю в себя». Тема: Мои субличности «лень» и «ответственность» (продолжение). Протокол №8. Дарья М. Время медитации: 10 минут. Время записи: 45минут. Вопросы: Что представляют собой субличности? Часто ли они владеют мной? Каковы потребности каждой из них? Могу ли я сотрудничать с ними? Каковы их взаимоотношения между собой? «Состояние до медитации нормальное. Я полна жизни и энергии. Погружение происходит медленно, постепенно… Я очутилась на большой поляне полной цветов. Ярко светило солнце. Травы были ярко-зелёные. Пели птички, бегали зверюшки, небо было голубое. В природе полная гармония, и я находилась в том мире, который полон любви и гармонии. Я сначала не знала цель моего пребывания здесь, но потом я вспомнила, что должна была принести воды. Да, это было для меня непривычно и мне казалось, что я никогда не смогу это сделать, но что-то подсказывало, что я должна это сделать, что я ответственна за это. Это было испытание, это была борьба между моими субличностями лень и ответственность. Я услышала: «Готова ли ты к этому испытанию?». И я ответила, что готова. И тут солнце засветило очень ярко до такой степени, что я на время ослепла. Но когда вновь я прозрела, на моих плечах сидели два человечка. Это были они. Одна сидела на правом плече - это была лень, а другая на левом - ответственность. И вот тут всё и началось. У каждого из них были свои потребности, и каждый приказывал мне, что делать. Они ругались между собой. Это было невыносимо. Я находилась между ними, они никогда не мирились. Лень говорила мне ничего не делать, не идти, не двигать головой, даже не открывать глаза. Она говорила, что все, что меня попросили сделать – это неважно, этого мне ненужно и зачем я буду это делать, лучше полежать на траве, позагорать. Другая же субличность – ответственность – говорила мне, что я должна и обязана, ведь я обещала и это - прежде всего. Но она была гораздо слабее лени, она имела меньше власти и меньше власти надо мной. И лень владела мной гораздо чаще, чем ответственность. И потому я не могла справиться с ней. Лень сказала: «Ложись спать, отдыхать, а потом как-нибудь сделаешь, никуда это не денется. И я легла спать. И мне было так хорошо, я не хотела ничего делать. Я уже начала засыпать, как вдруг услышала голос ответственности, она шептала мне, что на меня нельзя положиться, что я так ничего не добьюсь, если постоянно буду слушать только правым ухом, т.е. лень. В этот раз ответственность победила, она обладала большей силой, чем лень. И я пошла за водой. Я видела колодец, но он был далеко от меня. Но я продолжала к нему идти. Но пока я шла, лень орала мне на ухо, что я не должна туда идти, что зачем это мне нужно, ведь это так далеко, что я устану, вымотаюсь. А так можно доставить себе удовольствие, поспать в тени, расслабиться, покушать, отдохнуть. И тут я почти начала идти у неё на поводу, как вдруг ответственность сказала: «Да, ты отдохнёшь, поспишь, ну и что? Ты ведь обещала, что принесёшь воды. Ты обещала сделать и ты не можешь всё это бросить. Они орали мне в оба уха, я не знала, кого слушать. Их голоса переплетались. Я была между двух огней, но тут голос лени перестал существовать, и я поняла, что победила ответственность. И я была рада. Теперь она держала власть над ленью. Но это продолжалось не долго. Когда я подошла к колодцу и увидела, что для того чтобы набрать воды, надо открыть крышку, привязать ведро, а потом ещё опустить и поднять его. И тут опять возник голос лени. Она убеждала меня, что не нужно этого делать, что я очень устану и т.д. Я остановилась и начала сомневаться, делать мне или нет. Теперь я полностью находилась в её власти. Так я стояла и не знала, что ещё делать. И тут опять я услышала голос ответственности: «Ты обязана, ты должна, никто кроме тебя этого не сделает. Ты же подведёшь людей, которые тебе доверяют». И тогда лень отошла на второй план. Я очень устала находиться между двух огней, которые диктовали что делать. И я решила, что должна контролировать их, но в то же время сотрудничать с ними. Я должна уменьшить лень и увеличить ответственность. Но как это сделать? Что необходимо сделать для этого? Я поняла, мне нужно набрать воды и принести домой. Я пошла, набрала воды, дорога была очень длинная, но я шла. И с каждым моим шагом лень становилась всё меньше и меньше, а ответственность всё больше и больше. Я победила лень с помощью ответственности… Выход из медитации медленный, не сразу. Отождествление на 95 %. Состояние после медитации отличное, я спокойна, полна энергии и жизни. Я гармонична. Я думаю, что медитация в целом прошла успешно, я поняла, что лень очень часто владеет мной, и что я способна её победить. Благодаря медитации я поняла, что я должна дальше уничтожать лень. Сейчас я вспоминаю, такие моменты в своей жизни, когда лень полностью владела мной. И казалось, что невозможно с ней справиться, но я считаю, что с помощью чувства долга и ответственности я могу справиться с ней». Тема: Мои субличности «вспыльчивость» и «спокойствие» (продолжение). Протокол №9. Дарья М. Время медитации: 10 минут. Время записи: 40 минут. Вопросы: Что собой представляют эти субличности? Часто ли они владеют мной? Каковы их потребности? Могу ли я сотрудничать с ними? Их отношения друг к другу? «Я была в лесу. Вокруг никого не было кроме высоких деревьев. Я посмотрела вокруг себя, но ничего не было видно. Но вот я увидела узкую тропинку, которая вилась среди деревьев. Я пошла по ней и вдруг оказалась на поляне, она была не очень большая (диметр около 5-и метров), вокруг стояли деревья. Посредине стояла большая чаша, наполненная водой. Я подошла к ней и увидела своё отражение и ничего больше…Я подошла, но сначала ничего не было видно, но потом вода начала бурлить и я увидела себя. Я видела себя со стороны, я наблюдала за собой, за своей жизнью. Я видела, как я общаюсь с людьми, как разговариваю и что делаю, и вот я увидела, что я иногда бываю чрезмерно эмоциональна, меня раздражает все, все действия. Я начинаю нервничать, психовать из-за разных пустяков. И потом очень долго отходила от этого. И вот я вижу себя совершенно другой: спокойной и невозмутимой, которая ни на что не обращает внимания, относилась ко всему безразлично. И эти два моих состояния всё время менялись. Но чаще всего я была вспыльчива и раздражительна. Я поняла, что это очень плохо по отношению к другим людям. Они раздражали меня, и в этом состоянии я могла наговорить кучу гадостей, но в этом состоянии я так не думала. Это было зло. Потом, когда я приходила в себя, казалось, что мной что-то владело. За этим всем я наблюдала сверху, со стороны. Я решила, что я должна встретиться с теми, кто заставляет меня так вести, кто владеет мной. Я хотела встретиться с ними лицом к лицу. И вот это случилось. Я оказалась в комнате, стены которой ходили ходуном, и тут я встретилась с той, которая была сильно раздражена, она сильно психовала, нервничала. Я встретилась с ней. Я сказала ей, что она будет мне подчиняться, ведь она принадлежит мне. Я заставлю её работать на меня. Но она не хотела и очень сильно упиралась, но я переборола её. Я сказала, что буду держать её в руках. И у меня получилось. Она начала слабеть и уже не могла влиять на меня. Но это ещё не всё. Ведь я хотела встретиться со своим спокойствием. Я встретилась и с ней. Мы поговорили и решили, что мы будем сотрудничать, что она поможет мне в борьбе со вспыльчивостью… Выход из медитации был постепенным, не сразу. Прошло ровно 10 минут. Отождествление 95 %. Состояние после медитации прекрасное, настроение на все сто. Я чувствую лёгкость и гармонию. Я считаю, что медитация прошла успешно и сделала вывод, что надо бороться с теми своими субличностями, которые мешают жить и укреплять те, которые полезны. Я решила следить за своим поведением и эмоциями». Нахождение в измененном состоянии сознание дает возможность проводить психологическую коррекцию личности и психотерапию ее структурных образований. Приведем один из примеров психотерапии. Психотерапия субличности «курильщица»
Молодая женщина (назовем её Оля) обратилась за помощью, чтобы избавиться от пристрастия к табаку. Стаж «заядлой курильщицы» - пять лет. В момент обращения за помощью женщина собиралась вступить в законный брак и ждала появления на свет ребенка. Срок беременности - три месяца. Чтобы зарегистрировать свой брак, перед ней было поставлено условие: она должна бросить курить. Другой позитивный и укрепляющий её силы мотив - ожидание ребёнка, который должен родиться максимально здоровым. Несмотря на наличие двух сильных мотивов, Оле явно не хватало собственных сил и воли, чтобы избавится от пагубной привычки. Обращение к специалистам по кодированию также не решило её проблемы. Во время первой беседы Оле было подробно рассказано о том, как формируются субличности-привычки в психике человека, какую они могут приобрести над человеком власть. Оля согласно кивала головой и укрепляла свою решимость бросить курить. Наконец, Оле было предложено встретиться в ИСС с субличностью, которую мы назвали «курильщица», посмотреть на неё, побеседовать, расспросить её о том, как она образовалась, что она любит, какую роль играет в её жизни. Для этого была применена авторская методика сонастройки в изменённом состоянии сознания. Каждая субличность - это живое существо, сформированное и живущее в психологическом поле индивида. В зависимости от характера субличности и состояния человека она имеет на тонком плане (в психике) своё место жительства, свой образ, характер, пристрастия, потребности, свои коммуникации, свою силу. После беседы Оле была объяснена техника сонастройки (интроспекция, рефлексия, самовнушение и т.д.). Удобно устроившись в кресле и настроившись на энергетический уровень психолога, Оля погрузилась «в себя». Так как перед погружением ей была дана чёткая, адресная установка, то через несколько секунд она увидела субличность «курильщица». Вот как Оля описывает её внешний вид и элементы общения (фрагмент беседы). «Передо мной сидит очень красивая молодая женщина, блондинка (Оля брюнетка). Красивый костюм, на руках браслеты и кольца, на шее ожерелье из жемчуга. В руке она держит сигарету, красиво сжав пальцы. Неторопливо подносит ко рту сигарету и делает приятную затяжку (Оле очень захотелось в этот момент закурить). Кольца голубого дыма создают романтичный уют. « Кто ты?».»Я твоя субличность, ведь ты любишь меня!?». «Я испытываю небольшой шок, ничего не могу произнести и невольно любуюсь блондинкой. Как ты попала сюда?». «Я живу здесь по твоему приглашению, так захотела ты». Когда Оля наговорилась со своей субличностью, ей было предложено расстаться с ней навсегда. Но вот неожиданность, Оле настолько нравится её «подруга», что она не хочет её отпускать. Она плачет и не хочет «бросать курить». После выхода из медитации, ей было ещё раз объяснено, что такое субличности, кто является хозяином, а кто слугой. Чтобы укрепить волю и суметь сдержать слово Оле предлагается написать письмо-прощание, адресованное «курильщице», но, по сути, к самой себе. Повторное погружение. Возникает прежняя картина, только её «подруга» уже не сидит, а красиво расхаживает по комнате. Оле с ней легко и просто, хочется всё поведать и рассказать и она её прекрасно понимает. У них никогда не было конфликта. Объявив «курильщице» о своём намерении расстаться, Оля горько плачет вместе с блондинкой. Блондинка укоризненно смотрит ей в глаза и просит не выгонять, ведь она так её любит, им вместе так легко и весело. Слезы, слезы… Приходится Оле помочь выйти из медитации. Пауза, беседа, слёзы. Новое объяснение. Третье, «решительное» погружение. Меняется ситуация, даётся новая твёрдая установка. Оля обращается за помощью к своей высшей инстанции - к душе, произносит молитву… Через некоторое время она открывает мокрые глаза, грустно улыбается, и говорит, что «блондинка растаяла». В общей сложности прошло более двух часов, сеанс окончен. Через некоторое время от Оли пришло письмо, где она пишет: «…вышла замуж, родила прекрасную девочку, не вериться, что когда-то курила…». Общие выводы Интегральная технология обучения и самопознания в единстве бодрствующего и измененного состояний сознания позволяет проводить индивидуальное и групповое обучение, психокоррекцию и психотерапию, при этом знания "приходят" не из внешних источников, благодаря анализаторной системе, а от самого себя, от своего внутреннего мира, с другого уровня сознания, который бодрствующим сознанием не воспринимается. Данные знания могут быть представлены в образах, сопровождаться внутренней речью, ощущениями, чувствами, объяснением или мгновенным пониманием, озарением. В ИСС можно задавать вопросы и получать ответы, т.е. можно вести диалог с самим собой. В ИСС внутренний мир представляет абсолютно субъективное пространство наполненное жизнью. Знания, получаемые в ИСС, позволяют индивиду очень быстро осознавать особенности изучаемого объекта, изменять, корректировать психологические образования, придавая им нужную направленность в развитии. Данные выводы подтверждаются другими авторскими исследованиями[4-7]. Знания, полученные в ИСС (в медитации), хорошо сохраняются в оперативной, кратковременной и долговременной памяти и даются в такой форме, которая наиболее адекватна умственному (ментальному) развитию индивидуума. В ИСС индивид открывает те знания о себе и внешнем мире, которые были недоступны его бодрствующему уму. Эти знания во многих случаях могут быть проверены, сопоставлены со знаниями, полученными из научной литературы по данному объекту исследования. Проведенные исследования расширяют наши знания о природе человека, о его способностях, о возможностях обучения, развития и самопознания. Самодиагностика и субъективные знания о характере развития личностей левого и правого полушарий расширяют наши представления о функциональной асимметрии мозга. Наличие функциональной асимметрии мозга приводит к формированию и развитию двух личностей как единого целого. Гармоничное развитие индивида обеспечивается интеграцией, единством психофизиологических функций правого и левого полушарий. Мышление в измененном состоянии сознания имеет ярко выраженный творческий характер, что хорошо видно при анализе протоколов исследования. Библиография
1. Ассаджоли Р. Психосинтез: теория и практика. М.: Рефл-бук, 1994. 314 с.
2. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. М.: Медицина, 1989. 240 с. 3. Волков Ю.Г. Целостная личность. Сущность пути формирования / отв. ред. С.С. Уткин. Ростов н/Дону. Изд-во Рост. ун-та. 1985. 214 с. 4. Корнеенков С.С. Интегральная психология и педагогика самопознания: монография. Владивосток. Изд-во ТГЭУ. 2010. 412 с. 5. Корнеенков С.С. Интегральная технология обучения и саморазвития в бодрствующем и измененном состоянии сознания // European Social Science Journal («Европейский журнал социальных наук»). 2011. № 9 (12). Рига-Москва. С. 83-92. 6. Корнеенков С.С. Некоторые особенности восприятия, переживаний и мышления в измененном состоянии сознания // В мире научных открытий. Красноярск, 2011. № 5.1 (17). Изд-во «Научно-инновационный центр». С. 545-563. 7. Корнеенков С.С. Переживание страха в измененных состояниях сознания (психодиагностика и психотерапия) // Психология и психотехника. № 11 (38). 2011. С. 26-35. 8. Корнеенков С.С. Психологический анализ бодрствующего и измененного состояний сознания: теория и практика // В мире научных открытий. Красноярск: НИЦ, 2011. № 9.3. (Проблемы науки и образования). С.188-214. 9. Леутин П., Николаев Е.И. Функциональная асимметрия мозга. Мифы и действительность. СПб.: Речь. 2005. 368 с. 10. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Изд. Центр «Академия». 2002. 384 с. 11. Орлов А. Б. Психология личности и сущности человека: Парадигмы, проекции, практики: Учеб. пособие для студ. психол. фак. вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. 272 с. 12. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. Асимметрия мозга. М.: Мир, 1983. 256 с. 13. Тарт Ч. Измененные состояния сознания. М.: Изд-во Эксмо, 2003. 288 с. References
1. Assadzholi R. Psikhosintez: teoriya i praktika. M.: Refl-buk, 1994. 314 s.
2. Bragina N.N., Dobrokhotova T.A. Funktsional'nye asimmetrii cheloveka. M.: Meditsina, 1989. 240 s. 3. Volkov Yu.G. Tselostnaya lichnost'. Sushchnost' puti formirovaniya / otv. red. S.S. Utkin. Rostov n/Donu. Izd-vo Rost. un-ta. 1985. 214 s. 4. Korneenkov S.S. Integral'naya psikhologiya i pedagogika samopoznaniya: monografiya. Vladivostok. Izd-vo TGEU. 2010. 412 s. 5. Korneenkov S.S. Integral'naya tekhnologiya obucheniya i samorazvitiya v bodrstvuyushchem i izmenennom sostoyanii soznaniya // European Social Science Journal («Evropeiskii zhurnal sotsial'nykh nauk»). 2011. № 9 (12). Riga-Moskva. S. 83-92. 6. Korneenkov S.S. Nekotorye osobennosti vospriyatiya, perezhivanii i myshleniya v izmenennom sostoyanii soznaniya // V mire nauchnykh otkrytii. Krasnoyarsk, 2011. № 5.1 (17). Izd-vo «Nauchno-innovatsionnyi tsentr». S. 545-563. 7. Korneenkov S.S. Perezhivanie strakha v izmenennykh sostoyaniyakh soznaniya (psikhodiagnostika i psikhoterapiya) // Psikhologiya i psikhotekhnika. № 11 (38). 2011. S. 26-35. 8. Korneenkov S.S. Psikhologicheskii analiz bodrstvuyushchego i izmenennogo sostoyanii soznaniya: teoriya i praktika // V mire nauchnykh otkrytii. Krasnoyarsk: NITs, 2011. № 9.3. (Problemy nauki i obrazovaniya). S.188-214. 9. Leutin P., Nikolaev E.I. Funktsional'naya asimmetriya mozga. Mify i deistvitel'nost'. SPb.: Rech'. 2005. 368 s. 10. Luriya A.R. Osnovy neiropsikhologii. Ucheb. posobie dlya stud. vyssh. ucheb. zavedenii. M.: Izd. Tsentr «Akademiya». 2002. 384 s. 11. Orlov A. B. Psikhologiya lichnosti i sushchnosti cheloveka: Paradigmy, proektsii, praktiki: Ucheb. posobie dlya stud. psikhol. fak. vuzov. – M.: Izdatel'skii tsentr «Akademiya», 2002. 272 s. 12. Springer S., Deich G. Levyi mozg, pravyi mozg. Asimmetriya mozga. M.: Mir, 1983. 256 s. 13. Tart Ch. Izmenennye sostoyaniya soznaniya. M.: Izd-vo Eksmo, 2003. 288 s. |