Многообразие религиозного опыта
Правильная ссылка на статью:
Субботский Е.В.
Верую, потому что абсурдно: Магия религии
// Психолог.
2015. № 6.
С. 76-115.
DOI: 10.7256/2409-8701.2015.6.14239 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=14239
Аннотация:
В этой статье я рассмотрел вопросы: Почему люди верят в бога, если нет доказательств? Можно ли жить вообще без веры? Как соединяются традиционная религиозная вера, вера в науку и вера в магию в сознании современных людей? Анализ приводит к выводу, что вера в сверхъестественный мир возникает как результат возникновения у первобытного человека новых когнитивных способностей (таких как анимистическое мышление) и глубокого переживания факта смерти сородича. Души предков, населявших магический мир, стали первыми богами. Постепенно религия выделилась из магии, но сохранила с ней связь через веру в сверхъестественные явления. Психологические исследования последних десятилетий показали, что, несмотря на совместные усилия официальной религии и науки искоренить веру в магию у современных людей западной культуры, вера в сверхъестественное сохранилась на уровне бессознательного. Наличие явлений, не объяснимых наукой, подтверждает то, что вера в сверхъестественное не является исключительно атавистическим остатком психологии людей прошлых исторических эпох, но имеет под собой эмпирические основания. Новизна: (1) Впервые религиозная вера рассмотрена в контексте современных экспериментальных исследований магического мышления; (2) Новым является и утверждение о союзе науки и официальной религии в борьбе с магией. Выводы: (1) Исторически и психологически религия происходит из ранней веры человека в магию; (2) Выделившись из магии, религия начинает рассматривать магию как соперника в борьбе за сознание людей; (3) В итоге религия становится враждебна магии и рассматривает ее как проявление темных сил; (4) Наука вытеснила веру в магию в бессознательное, и потеснила религиозную веру. Однако наличие в мире явлений, не объяснимых наукой, доказывает реальность сверхъестественного мира; (5) Можно предположить, что в будущем противоречия между наукой, магией и религией будут сглаживаться, а некоторые сверхъестественные явления, которые в настоящее время являются предметов острых дебатов, будут признаны официальным мировоззрением и, возможно, будут использоваться в практике управления определенными духовными и материальными процессами.
Ключевые слова:
рациональный мистицизм, чудеса, иллюзия контроля, партиципация, духи предков, теории сознания, анимистическое мышление, магическое мышление, религиозные верования, паранормальные явления
Abstract:
In this paper I discuss the following issues: Why do people believe in god when there is no proof of god’s existence? Can one live without believing in anything? How does a traditional belief in god coexist with the belief in magic? The analysis brings one to the conclusion that the belief in the supernatural world appears in early man as a result of the convergence of two factors. The first was the emergence of new cognitive abilities, such as the ability to view all nature as alive and ascribe some kind of consciousness to inanimate things (animistic thinking). The second was the awareness of the inevitability of death, and frustration resulting from this awareness. Spirits of the ancestors, which populated the invisible world of dead, became the first gods. Gradually, the “mainstream” religion separated itself from everyday magic, yet it maintained the link with magic through the belief in the supernatural beings and miracles. Novelty: (1) For the first time, religion is analysed in the context of recent psychological studies of magical thinking; (2) The analysis of the alliance between mainstream religion and science against magic is also a novel element. Conclusions: (1) Historically and psychologically, religion is derivative from early magical beliefs; (2) When mainstream religion separates itself from magic, it starts to view magic as a rival in the struggle for human minds; (3) As a result, religion becomes hostile towards magic and views magic as a manifestation of dark forces; (4) Science ousted the belief in magic into the subconscious, while putting pressure on the mainstream religious belief at the same time. Nevertheless, there still exist a number of supernatural phenomena that remain unexplained by science; (5) There is a possibility that in the future contradictions between science, magic and religion will be smoothing out. As a result, certain supernatural phenomena, which at present are a subject for hot debates, will become part of the mainstream worldview and, quite possibly, will be used for controlling some spiritual and physical processes.
Keywords:
miracles, illusion of control, participation, ancestral spirits, theories of mind, animistic thinking, magical thinking, religious beliefs, rational mysticism, paranormal phenomena