История идей и учений
Правильная ссылка на статью:
Исаева О.С.
Модификация философских идей классического евразийства в творческом наследии А.Г. Дугина
// Философская мысль.
2019. № 7.
С. 1-10.
DOI: 10.25136/2409-8728.2019.7.30429 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=30429
Аннотация:
Статья посвящена изучению оригинального идейно-философского направления русского зарубежья 1920-1930-х гг. ХХ в. – классического евразийства и его современных интерпретаций. Предметом статьи выступают социально-философские идеи и принципы классического евразийства и их трансформации в неоевразийских учениях. В рамках данной статьи автор сосредоточился на исследовании развития евразийских идей в учении А. Г. Дугина. Раскрыто основное содержание философского учения классического евразийства. Выделены и проанализированы основные понятия и тезисы евразийского учения, которые легли в основу их социального проекта и были отражены и озвучены в концепции А. Г. Дугина: Россия-Евразия, месторазвитие, симфоническая личность, соборность, общеевразийский национализм, автаркия. Методология данного исследования включает в себя следующие общенаучные методы – сравнение, дедукция, аналогия, синтез, обобщение. Также автор опирался на сравнительно-исторический анализ, философский анализ трудов классических евразийцев, неоевразийцев и их современных исследователей. Особое значение имело применение методов герменевтики и исторической реконструкции, с помощью которых были отражены основные положения философии классического евразийства и неоевразийства А. Г. Дугина. Научная новизна данного исследования заключается в том, что автор реконструировал ряд положений философии классического евразийства, а также неоевразийские идеи А. Г. Дугина; сопоставил и сравнил их философские идеи и воззрения; выделил общее, выявил несовместимые аспекты в их взглядах. Автор показал, что А. Г. Дугин сосредотачивает свое внимание только на развитии геополитических идей. Проективные разработки мыслителя не имеют философского обоснования.
Ключевые слова:
классическое евразийство, неоевразийство, Россия-Евразия, геополитика, многополярность, целостность, соборность, месторазвитие, общеевразийский национализм, автаркия
Abstract:
This article is dedicated to examination of the original ideological-philosophical direction among White Émigré of the 1920’s – 1930’s – classical Eurasianism and its modern interpretations. The subject of this article is the socio-philosophical ideas and principles of classical Eurasianism, as well as their transformation in neo-Eurasian doctrines. Within the framework of this research, the author focuses on the development of Eurasian ideas in the teaching of A. G. Dugin. The main content of the philosophical doctrine of classical Eurasianism is revealed, The author also highlights and analyzes the basic concepts and theses of the Eurasian doctrine that underlied their social project and were reflected in the concepts of A. G. Dugin: Russia-Eurasia, developmental space, symphonic personality, communal spirit (“sobornost”), pan-Eurasian nationalist, autarchy. The scientific novelty consists in reconstruction of a range of positions in the philosophy of classical Eurasianism, as well as neo-Eurasian ideas of A. G. Dugin; comparison of their philosophical ideas and views; determination of the common along with incompatible aspects in their views. It is demonstrated that A. G. Dugin centered his attention just on the development of geopolitical ideas; the projective considerations of the thinker do not have philosophical substantiation.
Keywords:
developmental space, sobornost, integrity, multipolarity, geopolitics, Russia-Eurasia, neo-Eurasianism, classical Eurasism, nationalism, autarchy