Этика
Правильная ссылка на статью:
Мальцев Я.В.
Практика заботы о себе в концепции тюменского философа Ю. М. Федорова
// Философия и культура.
2021. № 2.
С. 53-60.
DOI: 10.7256/2454-0757.2021.2.35364 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=35364
Аннотация:
Предметом исследования данной статьи является философия тюменского философа Юрия Михайловича Федорова. Ю. М. Федоров являлся представителем тюменской философской традиции, акцентирующей свой взгляд на проблемах этики, в частности, вопросах практического осуществления этического в контексте освоения Севера, образования нового общества из совершенно разных индивидуумов. Как сделать из агонального социума единую моральную сущность - вот вопрос, интересовавший тюменских философов. Юрий Михайлович для решения этой проблемы обращался к неоплатонизму, космизму, русской религиозной философии; большое внимание уделял вопросом возвышения человека до морального субъекта. Пути для такой субъективации, предлагаемые Ю.М. Федоровым, и будут рассмотрены в статье. Научная новизна статьи связана, во-первых, с малой исследованностью философии Ю. М. Федорова, во-вторых, в акценте на процессе субъективации, как его понимал М. Фуко: epimeleia heautou, т. е. практиках себя/практиках заботы о себе. В результате исследования иллюстрируется, что творчество, свобода, добро и любовь - главные практики заботы о себе, которые Ю. М. Федоров указывает в качестве процедур субъективации. Эти четыре понятия, с точки зрения Юрия Михайловича, являются и целью, и практикой для человека, стремящегося превзойти собственные основания. Философия Федорова - это попытка обосновать единство человека с человеком, человека с бытием; придать смысл, ценность и направление человеческой жизни; противопоставить нечто истинное, глубокое и извечное концепциям, отбирающим у человека право власти над собой и право на перспективу собственного бытия.
Ключевые слова:
практики себя, забота о себе, субъективация, субъективность, субъект, этика, неоплатонизм, космизм, российская философия, философия
Abstract:
The subject of this research is the philosophy of the Tyumen philosopher Yuri Mikhailovich Fyodorov – a representative of the Tyumen philosophical tradition, who focused on the problems of ethics, namely practical implementation of the ethical in the context of development of the North and establishment of a new society from fundamentally different individuals. Tyumen philosophers were concerned with the question of how to form a single moral essence out of the agonistic society. For solving this problem, Yuri Mikhailovich Fyodorov turned to Neo-Platonism, cosmism, and Russian religious philosophy, as well as paid particular attention to the question of elevation of human to a moral entity. The ways for such subjectification proposed by Fedorov are examined in this article. The scientific novelty consists in the fact that the philosopher is not widely known, as well as in the emphasis on the process of subjectification, epimeleia heautou in interpretation of M. Foucault, or the self-nurturing practices. It is illustrated that creativity, freedom, kindness and love are the key practices of self-nurturing which Y. M. Fyodorov indicated as the procedures of subjectification. From his perspective, these four concepts are the goal and practice for an individual, who seeks to surpass his own foundations. The philosophy of Y. M. Fyodorov aims to substantiate the unity of man with man, man with being; as well as attach meaning, value and vector to human life; contra pose something genuine, profound and eternal to the concepts that deprive an individual of the right to power over himself and the right to the long-term existence.
Keywords:
neoplatonism, ethics, subject, subjectivity, subjectivation, the care of the self, practices of the self, cosmism, russian philosophy, philosophy