Языкознание
Правильная ссылка на статью:
Кутеко Д.А.
Особенности функционирования артикля в комедиях итальянских авторов XVI века
// Litera.
2023. № 9.
С. 1-8.
DOI: 10.25136/2409-8698.2023.9.43777 EDN: UHIGGI URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=43777
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
|
EDN: UHIGGI
|
Аннотация:
Использование артикля зачастую сопряжено с трудностями для изучающих итальянский язык, особенно если эта часть речи отсутствует в родном для них идиоме. Для более глубокого понимания функционирования артикля необходимо его всестороннее изучение, в частности, рассмотрение исторического аспекта: формирования этой части речи, а также принципов и контекстов её употребления на ранних этапах развития. В связи с чем предметом исследования является функционирование определённого, неопределённого и партитивного артикля в текстах комедий итальянских авторов XVI века. Особое внимание уделяется употреблению партитивного артикля в предложных конструкциях, поскольку данная структура, согласно Ф. Сабатини, считается инновативной тенденцией современного итальянского языка неформального общения. Научная новизна заключается в материале, выбранном для исследования: в работе приводятся контексты из пьес сиенца Бернардо Довици Биббиены «Каландрия» («La Calandria», 1513), уроженца Лукки Агостино Рикки «Три тирана» («I tre tiranni», 1530), сиенца Алессандро Пикколомини «Постоянство в любви» («L’amor costante», 1536), венецианца Лодовико Дольче «Юноша» («Il Ragazzo», 1541), неаполитанца Джамбаттиста делла Порта «Служанка» («La Fantesca», 1592). Ранее комедии не привлекались в качестве источника, ценного для получения новых знаний о языке, в частности, аспекта, касающегося функционирования артикля. Важно, что тексты пьес имитируют неформальную повседневную коммуникацию, а потому служат ценным материалом для анализа узуса XVI века. Приведённые в исследовании примеры дают основание полагать, что употребление партитивного артикля с предлогом не является инновацией современной стадии развития итальянского языка, так как эта конструкция активно используется уже в XVI веке. Таким образом, в настоящий период итальянский язык не вырабатывает инновативные структуры, но скорее претерпевает процесс рестандартизации.
Ключевые слова:
определённый артикль, parlato-recitato, театр XVI века, итальянский комический театр, рестандартизация итальянского языка, функционирование артикля, italiano neostandard, итальянский язык, неопределённый артикль, партитивный артикль
Abstract:
The use of the article is often connected with difficulties for those people who study the Italian language, especially if it is absent in their native language. It is necessary to study the article comprehensively to understand its functioning better. For example, it is important to considerate the historical aspect: its formation, as well as the principles and contexts of its using during early stages of development. That's why the subject of the study is the functioning of the definite, indefinite and partitive article in the texts of comedies written by Italian authors of the 16th century. Particular attention is paid to the use of the partitive article in prepositional constructions because this structure, according to F. Sabatini, is considered an innovative trend in the modern Italian language of informal communication. The scientific novelty is in the material chosen for this research. Previously, Italian comedies were not used as a source of value for obtaining new knowledge about the language, in particular, the aspect concerning the functioning of the article. It is important that their texts imitate informal everyday communication, and therefore serve as valuable material for analyzing the language of the 16th century. The examples given in this research give reason to believe that the use of the partitive article with prepositions is not an innovation of italiano neostandard. Thus, at the present moment, the Italian language does not develop innovative structures, but rather undergoes a process of restandartization.
Keywords:
indefinite article, definite article, parlato-recitato, 16th century theatre, Italian comic theatre, functioning of the article, restandartization of the Italian language, italiano neostandard, the Italian language, partitive article