Литературоведение
Правильная ссылка на статью:
Кольцова Н.З., Мяовэнь Л.
Диалог искусств в романе В.Каверина «Художник неизвестен»
// Litera.
2020. № 9.
С. 42-50.
DOI: 10.25136/2409-8698.2020.9.33780 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=33780
Аннотация:
Проза о художнике достаточно популярна в мировой и русской культуре, но роман В. Каверина «Художник неизвестен» занимает в истории русской литературы особое место, и само его название для филологов является прецедентным – его упоминают каждый раз, когда речь заходит о жанре романа о художнике. Каверин не только создает яркий образ художника-живописца, но и воссоздает его манеру литературным стилем. В тексте преобладает живописное начало, однако можно обнаружить и ориентацию на иные виды искусства – прежде всего скульптуры и театра, что отражается и в персонажной сфере, и в самой композиции произведения. В романе «Художник неизвестен» театр и живопись глубинно связаны – и не только сцены спектакля вбирают в себя живопись, но и авторская «живопись» втягивает в себя театральную эстетику. Однако именно искусство живописи находится в центре внимания автора романа, а прием экфрасиса становится основополагающим принципом организации художественного материала. При этом необходимо подчеркнуть, что в центре внимания читателя оказывается мнимый экфрасис, описание картины, существующей лишь в воображении автора, благодаря чему обнажаются черты идиостиля самого Каверина, соотносящего те или иные литературные приемы с техникой живописца (автор мыслит такими категориями, как цвет, рисунок, фактура, перспектива). Таким образом, живопись становится метаязыком, способом постижения законов искусства как такового – а значит, и законов литературы, в том числе таких категорий, как повествовательный ракурс, композиция. Граница между жанрами романа о художнике и романа о романе в тексте Каверина более чем проницаема: судьба художника неотделима от судьбы его творения, а вопросы ремесла, цели и назначения творчества составляют саму суть коллизий романа.
Ключевые слова:
Каверин, искусство, Художник неизвестен, проза о художнике, метапроза, живописец, диалог, театр, экфрасис, роман
Abstract:
Prose about the artist is fairly popular in the world and Russian culture, but the novel “The Artist is Unknown” by V. Kaverin holds a special place within the Russian literature, and the title itself is precedent for the philologists – it is mentioned each time when it comes to genre of the novel about artist. Kaverin not only creates a vivid image of the artist-painter, but also restores his manner via literary style. The pictorial beginning is prevalent in the text; however, orientation towards other types of art, namely sculpture and theatre, are also noticeable sculpture and theater, which is reflected in the character sphere and in the composition itself. In the novel “The Artist is Unknown”, theater and painting are deeply intertwined – and not only scenes of the play engage painting, but also the authorial “painting” involves theatrical aesthetics. However, namely the art of painting, is in the center of Kaverin’s attention, while the ekphrasis technique becomes the fundamental principle for arranging artistic material. It should be noted that the focus of attention of the audience falls onto imaginary ekphrasis, description of the image that exists only in the author's imagination, which allows revealing the features of Kaverin's original idiostyle that correlates certain literary techniques with the painter's technique (the author thinks in the categories of color, painting, texture, and perspective). In such way, painting becomes a metalanguage, the way of understanding the laws of art as such, and thus, the laws of literature, including such categories as narrative perspective and composition. The boundary between genres of the novel about artist and the novel about the novel in Kaverin's text is quite lucid: the fate of the artist is inseparable from the fate of his creation, and the questions of skill, purpose and designation of works comprise the very essence of conflicts of the novel.
Keywords:
painter, Metafiction, prose about the artist, Artist unknown, art, Kaverin, dialogue, theatre, Ekphrasis, novel