Постмодернизм
Правильная ссылка на статью:
Петрусева Н.А.
О двух тенденциях Новой музыки
// Litera.
2013. № 3.
С. 177-233.
DOI: 10.7256/2306-1596.2013.3.10184 URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=10184
Аннотация:
Статья посвящена рассмотрению двух антагонистических движений музыкальной современности — постсериального модернизма и экспериментального постмодернизма. Рассмотрен объем понятий «современная музыка», музыка «нового времени», проблема генезиса, формирования и развития концепции общего сериализма, современный дискурс об исследовании композиций постсериализма, легитимирующие особенности культуры и идеологии IRCAM. Тенденции постмодернизма представлены рядом феноменов: концепция неограниченной алеаторики, искусство взаимодействия и концептуальное искусство Дж. Кейджа, «новая простота» американских композиторов, кризис субъективности и веры в прогресс, «инклюзивная композиция» В. Рима, «состояние постмодернизма» Лиотара, последователи информационной теории и «графисты», манифест «Хартия молодежи» К. Штокхаузена. Актуальность рассмотрения трех концептов музыкального языка обусловлена тем, что тональная система перестала быть унифицирующим принципом, общим кодом для различных эстетик и техник. Переосмысление основ новой музыки в текстах Т. Адорно, П. Булеза, К. Штокхаузена (и др.) изменяет искусство восприятия и слушания, предполагает «освобожденное восприятие» (Х. Лахенман). Показано продуктивное взаимодействие понятий, являющихся бесплодными тогда, когда они разъединены или только вступают в антагонистическое противоречие друг с другом.
Ключевые слова:
эстетика модернизма, сериализм, постсериализм, экспериментальный постмодернизм, изменение парадигм, ограниченная алеаторика, музыкальный язык, парадоксы восприятия, IRCAM, Булез
Abstract:
The article is devoted to the two antagonistic movements in modern music, Post-Serialism Modernism and Experimental Post-Modernism. The author of the article describes the scope of concepts 'modern music', music of the 'early modern period' as well as the genesis, formation and development of the concept of universal Serialism and modern discussions on Post-Serialism compositions legitimizing the culture and ideology of IRCAM. Post-Modernistic tendencies are presented in the form of several phenomena: the concept of unlimited aleatory composition, the art of interaction and John Cage's conceptual art, 'new simplicity' of American composers, the subjectivity crisis and the faith in progress, Wolfgang Rihm's 'inclusive composition', Jean Liotard's 'condition of Post-Modernism', followers of the information theory and 'graphic designers' and Karlheinz Stockhausen's 'Charter for the Youth'. The significance of researching the three concepts of musical language is determined by the fact that the tone system is no more a harmonizing principle or a universal code for different esthetics and techniques. The new intepretation of the theory of music offered by Theodor Adorno, Pierre Boulez and Karlheinz Stockhausen (and others) has changed the art of perception and listening to music and involves the 'free perception' (Helmut Lachenmann's expression).
Keywords:
Modernism esthetics, Serialism, Post-Serialism, Experimental Post-Modernism, paradigm shift, limited aleatory composition, musical language, perception paradox, IRCAM, Boulez