Культурология и cultural studies
Правильная ссылка на статью:
Розин В.М.
Как архаический человек познавал и осваивал мир (культурно-семиотическое объяснение)
// Культура и искусство.
2023. № 9.
С. 56-68.
DOI: 10.7256/2454-0625.2023.9.44103 EDN: ZHYQVL URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=44103
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
|
EDN: ZHYQVL
|
Аннотация:
В статье представлены культурно-семиотическая реконструкция и объяснение становления архаической культуры и некоторых парадоксальных для нашего сознания представлений людей того времени (понимание затмения, брачных отношений как охоты, техники). Поясняется культурологический подход и предлагается новая трактовка семиотических понятий (знака, знания, схемы, модели), как взаимодополнительных, обеспечивающих целостность архаического семиозиса. Ставится вопрос о том, каким образом архаический человек познавал и осваивал окружающий его мир и самого себя, на какие источники опираются ученые, пытаясь ответить на этот вопрос. Оказывается, что познание и освоение мира архаическим человеком нужно реконструировать и это очень непростая задача, учитывая странность и непонятность архаических представлений. Автор показывает, что схемы создаются и функционируют с опорой на знаки и знания, а модели отличаются от схем, во-первых, способом задания объектов (схема задает свой объект, а модель предполагает предварительное существование моделируемого объекта), во-вторых, оперативными возможностями (модель позволяет рассчитывать и предсказывать, что невозможно для схемы). На основе введенных семиотических понятий намечается реконструкция становления архаической культуры, включающая изобретение схемы души, распространение ее на природные и социальные явления, объяснение жертвоприношений, затмения, брачных ритуалов. В заключение в том ключе объясняется магическая природа архаической техники.
Ключевые слова:
культура, знак, знание, схемы, модели, реконструкция, генезис, видение, деятельность, текст
Abstract:
The article presents a cultural-semiotic reconstruction and explanation of the formation of archaic culture and some paradoxical ideas of people of that time for our consciousness (understanding of the eclipse, marital relations as hunting, technology). The culturological approach is explained and a new interpretation of semiotic concepts (signs, knowledge, schemes, models) is proposed as complementary, ensuring the integrity of archaic semiosis. The question is raised about how the archaic man knew and mastered the world around him and himself, what sources scientists rely on in trying to answer this question. It turns out that the knowledge and development of the world by an archaic person needs to be reconstructed and this is a very difficult task, given the strangeness and incomprehensibility of archaic ideas. The author shows that schemes are created and function based on signs and knowledge, and models differ from schemes, firstly, by the way objects are specified (the scheme sets its own object, and the model assumes the preliminary existence of the simulated object), secondly, by operational capabilities (the model allows you to calculate and predict what is impossible for the scheme). On the basis of the introduced semiotic concepts, the reconstruction of the formation of archaic culture is planned, including the invention of the soul scheme, its extension to natural and social phenomena, the explanation of sacrifices, eclipses, marriage rituals. In conclusion, the magical nature of the archaic technique is explained in this way.
Keywords:
vision, genesis, reconstruction, models, schemes, knowledge, sign, culture, activity, text