Электронная культура и интернет
Правильная ссылка на статью:
Беликова Е.К.
Культурфилософские основания искусственного интеллекта как феномена культуры
// Человек и культура.
2024. № 4.
С. 88-99.
DOI: 10.25136/2409-8744.2024.4.71324 EDN: PDQELM URL: https://nbpublish.com/library_read_article.php?id=71324
Читать статью
Результаты процедуры рецензирования статьи:
Результаты процедуры повторного рецензирования статьи:
|
EDN: PDQELM
|
Аннотация:
Объектом исследования является искусственный интеллект (ИИ); предметом исследования – основы его разработки представителями философии культуры. Отмечается, что философское осмысление техники, технологий и ИИ началось гораздо ранее, чем искусственный разум был создан как технологический феномен, что свидетельствует о сущности ИИ как культурного феномена. Начиная с Нового времени представители философии культуры пытались осмыслить ИИ, причём их теоретические построения сегодня нередко выглядят провидческими, нашедшими в наше время своё полное подтверждение. Наиболее ранним ракурсом осмысления культуры ИИ стал интериоризационный (оценка опыта человека в отношении техники и технологий), который затем был дополнен фатическим (осмыслением возможности коммуникации с ИИ) и критическим (критикой взаимодействия с техникой, технологиями и ИИ). Исследование проводилось с помощью общенаучных методов анализа и синтеза, наблюдения, описания и др. Применялись специальные методы: системно-структурный, диалектический, культурно-исторический. Основным подходом к проблеме стал междисциплинарный. Научная новизна исследования состоит в выявлении различных ракурсов осмысления культуры ИИ в истории культурфилософской мысли. Отмечено, что интериоризационный ракурс наиболее ярко проявляется в трудах Т. Гоббса, Г.В. Лейбница, Р. Декарта, Б. Спинозы, Д. Юма и других учёных, стремящихся осмыслить сходство человеческого и машинного мышления, возможность повторения естественного разума в искусственном. Фатический ракурс осмысления культуры ИИ свойствен работам Г. Риккерта, Э. Тоффлера, Ж. Деррида, Р. Барта, М. Фуко и других философов, нацеливших внимание на характер взаимоотношения человека и машины. Критический анализ ИИ проявляется в исследованиях Н. А. Бердяева, М. Хайдеггера, В. Зомбарта, Д. Белла и других авторов, говорящих об опасностях, связанных с ИИ.
Ключевые слова:
искусственный интеллект, техника, технологии, философия культуры, культурфилософские основания, феномен культуры, интериоризационный ракурс, фатический ракурс, критический ракурс, коммуникация с ИИ
Abstract:
The object of research is artificial intelligence (AI); the subject of the study is the basis of its development by representatives of the philosophy of culture. It is noted that the philosophical understanding of technology, technology and AI began much earlier than artificial intelligence was created as a technological phenomenon, which indicates the essence of AI as a cultural phenomenon. Since modern times, representatives of the philosophy of culture have tried to comprehend AI, and their theoretical constructions today often look prophetic, which have found their full confirmation in our time. The earliest perspective of understanding the culture of AI was the internalization one (evaluation of human experience in relation to technology), which was then supplemented by the phatic (understanding of the possibility of communication with AI) and critical (criticism of interaction with technology and AI). The research was carried out using general scientific methods of analysis and synthesis, observation, description, etc. Special methods were used: systemic-structural, dialectical, cultural-historical. The main approach to the problem has become interdisciplinary. The scientific novelty lies in identifying different angles of understanding the culture of AI in the history of cultural and philosophical thought. It is noted that the internalization perspective is most clearly manifested in the works of Hobbes, Leibniz, Descartes, Spinoza, Hume and other scientists seeking to understand the similarities between human and machine thinking, the possibility of repeating natural intelligence in artificial intelligence. A phatic perspective on understanding the culture of AI is characteristic of the works of Rickert, Toffler, Derrida, Barthes, Foucault and other philosophers who focused attention on the nature of the relationship between man and machine. A critical analysis of AI is manifested in the studies of Berdyaev, Heidegger, Sombart, Bell and other authors who talk about the dangers associated with AI.
Keywords:
communication with AI, critical perspective, phatic perspective, interiorization perspective, cultural phenomenon, cultural-philosophical foundations, philosophy of culture, technology, technique, artificial intelligence