Шиловская Н.С. —
Модальности гуманизма: от действительного к возможному
// Философия и культура. – 2016. – № 3.
– С. 376 - 384.
DOI: 10.7256/2454-0757.2016.3.17566
Читать статью
Аннотация: Автор разграничивает две философские традиции в понимании модальности – гносеологическую (И. Кант) и онтологическую (Аристотель, Гегель). Следуя онтологической линии трактовки модальности, анализирует сквозь призму данной категории гуманизм. В поле обсуждения оказываются следующие вопросы: необходимое гуманистического мировоззрения, трансгуманизм как возможность гуманизма, побочно вытекающая из его условий, обращение гуманизма к реалиям человечности, к человеку действительному, что позволяет гуманизму избежать субъективизма в понимании человека и, как следствие, заблуждения или лжи. В качестве методов исследования, помогающих раскрыть специфику действительного, возможного и случайного в гуманистическом мировоззрении, используются диалектический и феноменологический. Делается вывод, что субъектность человека есть необходимое как сущности человека, так и смыслового ядра гуманизма; трансгуманизм как потенциально возможное гуманизма выступает как искажение последнего; закономерное возможное в сущности человека, что должен учитывать и отражать полноценный гуманизм, есть две стороны человека – идеально-прекрасная и непривлекательная подпольная сторона.
Abstract: The author distinguishes two philosophical traditions in understanding of modality – gnoseological (I. Kant) and ontological (Aristotle, Hegel). Following the ontological vector of interpretation of modality, humanism is being analyzed through the prism of this category. In the field of discussion are the following questions: necessity of the humanistic outlook; transhumanism as a possibility of humanism, which derives from its circumstances; turn of humanism towards the realities of humanity, human, and reality, which allows humanism to avoid subjectivity in understanding of a human, and as a result of misperception or lie. The conclusion is made that the subjectivity of a human is essential of human’s essence, as well as of the conceptual core of humanism; transhumanism as a potential possible of humanism manifests as a misstatement of the latter; regular possible in human essence, which should be considered and reflected by complete humanism, is two sided of a human – ideal- beautiful and unattractive hidden. curr
Шиловская Н.С. —
Культурные смыслы гуманизма
// Философия и культура. – 2013. – № 6.
– С. 15 - 15.
DOI: 10.7256/2454-0757.2013.6.6018
Читать статью
Аннотация: В статье рассматриваются ключевые для культуры смыслы гуманизма. Эксплицируется противоречивость гуманизма как человеколюбия. Гуманизм показывается как поиск человеком собственной сущности, которая видится в раскрытии человека как деятельностного субъекта. Обсуждаются вопросы соотношения человека как субъекта и бытия в истории культуры. Гуманизм как раскрытие человека-субъекта в бытии и раскрытие человека как бытия противопоставляются антигуманизму человека как субъекта-без-бытия.