Плужникова Н.Н., Саенко Н.Р. —
Мимесис экранного интерфейса и сущность техники: философский анализ
// Культура и искусство. – 2024. – № 11.
– С. 1 - 9.
DOI: 10.7256/2454-0625.2024.11.72178
URL: https://e-notabene.ru/camag/article_72178.html
Читать статью
Аннотация: Работа посвящена философскому анализу ряда факторов культурологического характера, относимых прежде всего к визуальным жанрам и формам культуры, последующее воздействие которых на бурное развитие научно-технического прогресса в последние десятилетия XX – первые десятилетия XXI века напрямую или опосредованно повлияло на особенности функционирования и внешний вид интерфейса экранных устройств в их привычном ныне виде. Были исследованы в диахронии исторически сменяющие друг друга требования культуры к трансформациям визуальных образов в отношении их восприятия. Посредством анализа визуальной культуры авторы рассматривают современную технику в качестве единства трех составляющих: технологического, социально-культурного и антропологического. Данные составляющие позволяют представить технику в качестве целостного феномена для философского рассмотрения. Методология исследования построена на использовании эмпирического материала из области развития современных технологий, а также включает в себя анализ историко-философских и культурологических источников, касающихся исследования техники. При сопоставлении миметических форм традиционной культуры с миметическими способами отражения интерфейсом экранного типа применен сравнительно-типологический подход. Научная новизна исследования заключается в попытке сопоставления миметических форм традиционной культуры с миметическими способами отражения интерфейсом экранного типа. Посредством сопоставления данных форм авторы выходят на изучения более широкого феномена современного общества и культуры – феномена техники. Данное исследование способствует развитию философии техники в России. Одной из задач философии техники является изучение субъекта технической деятельности, который функционирует сегодня в новых технических условиях, в условиях цифровых и нанотехнологий. Техническая деятельность является основой для возникновения новейших знаний об обществе. Техника выступает формой материализации идей в практике, влияет на развитие технических наук, всех отраслей знаний в современном мире. Экранная культура выступает как часть технического развития, построенная на цифровизации технологий, но, в то же, время, она позволяет представить технику как единство технологий, человека и общества.
Abstract: The work is devoted to the philosophical analysis of a number of culturological factors related primarily to visual genres and forms of culture, the subsequent impact of which on the rapid development of scientific and technological progress in the last decades of the XX – first decades of the XXI century directly or indirectly influenced the features of the functioning and appearance of the interface of screen devices in their now familiar form. The historically alternating cultural requirements for transformations of visual images in relation to their perception were investigated in diachrony. Through the analysis of visual culture, the authors consider modern technology as a unity of three components: technological, socio-cultural and anthropological. These components allow us to present the technique as an integral phenomenon for philosophical consideration. The research methodology is based on the use of empirical material from the field of modern technology development, and also includes an analysis of historical, philosophical and cultural sources related to the study of technology. When comparing the mimetic forms of traditional culture with the mimetic ways of reflecting the screen-type interface, a comparative typological approach is applied. The scientific novelty of the research lies in an attempt to compare the mimetic forms of traditional culture with the mimetic ways of reflecting the screen-type interface. By comparing these forms, the authors go out to study a broader phenomenon of modern society and culture – the phenomenon of technology. This research contributes to the development of the philosophy of technology in Russia. One of the tasks of the philosophy of technology is to study the subject of technical activity, which functions today as a new technical environment, in the context of digital and nanotechnology. Technical activity is the basis for the emergence of new knowledge about society. Technology acts as a form of materialization of ideas in practice, affects the development of technical sciences, all branches of knowledge in the modern world.
Screen culture acts as a part of technical development based on the digitalization of technologies, but at the same time, it allows us to present technology as a unity of technology, man and society.
Плужникова Н.Н., Саенко Н.Р. —
Техника: метафоры "машины" и "механизма" в истории философской мысли
// Философия и культура. – 2024. – № 10.
– С. 51 - 60.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.10.72077
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_72077.html
Читать статью
Аннотация: Статья посвящена изучению концепта «техники» в истории философской мысли. Авторами последовательно проанализированы психологические, символические и социокультурные факторы влияния на процессы зарождения и эволюционирования техники, которая представлена в истории, прежде всего, классической философии, в виде метафор «машины» и «механизма». Данный фокус исследования позволяет в исторически и культурно опосредованном философском дискурсе провести изучение взаимодействия человеческого и технического. В заключение дан краткий обзор моделей репрезентации техники и образа человека, связанного с ней, как машины или механизма, доминирующих в современной информационной культуре, выделены гносеологические философские и естественно-научные факторы функционирования данного процесса, а также сделан вывод о доминирующем концепте техники в качестве "несущей конструкции" современной культуры.
С помощью сравнительного метода исследованы античные, средневековые, а также относящиеся к Новому времени и современные концепции техники, а также формируемой ей бинарной оппозиции «человека – машины». Впервые проведена реконструкция концепта техники посредством анализа социально-культурного дискурса в философских построениях. Определена роль данных построений в культуре. Авторы пришли к следующим выводам:
1. Генезис концепта техники был связан с пониманием техники в качестве технологии, однако техника в античной мысли была более широким концептом, обозначающим всю совокупность искусственной деятельности людей, представленных в технологиях (конкретных предметах, образах) как средствах опредмечивания действительности.
2. «Несущей конструкцией» концепта техники в западноевропейской культуре являются метафоры «машины» и «механизма», заложившие основы понимания человека в постиндустриальном обществе.
3. Современная культура может быть рассмотрена как технико-технологическая действительность, продолжающая реконструкцию метафоры «машины», сложившейся в истории философской мысли.
Abstract: The article is devoted to the study of the concept of "technology" in the history of philosophical thought. The authors have consistently analyzed the psychological, symbolic and socio-cultural factors of influence on the processes of the origin and evolution of technology, which is represented in the history, primarily of classical philosophy, in the form of metaphors of "machine" and "mechanism". This research focus makes it possible to study the interaction of human and technical in a historically and culturally mediated philosophical discourse.
In conclusion, a brief overview of the models of representation of technology and the image of a person associated with it as a machine or mechanism dominating in modern information culture is given, epistemological philosophical and natural scientific factors of the functioning of this process are highlighted, and a conclusion is made about the dominant concept of technology as a "supporting structure" of modern culture Using the comparative method, ancient, medieval, and modern concepts of technology, as well as the binary opposition of "man–machine" formed by it, are studied. For the first time, the reconstruction of the concept of technology was carried out through the analysis of socio-cultural discourse in philosophical constructions. The role of these constructions in culture is determined. The authors came to the following conclusions:
1. The genesis of the concept of technology was associated with the understanding of technology as technology, but technology in ancient thought was a broader concept, denoting the totality of artificial human activity represented in technology (specific objects, images) as a means of defining reality.
2. The "supporting structure" of the concept of technology in Western European culture are the metaphors of "machine" and "mechanism", which laid the foundations for understanding man in a post-industrial society.
3. Modern culture can be considered as a technical and technological reality that continues the reconstruction of the metaphor of the "machine" that has developed in the history of philosophical thought.