Данчай-Оол А.А., Монгуш С.О. —
Социокультурные аспекты концепта «общество» в традиционной тувинской культуре
// Философия и культура. – 2024. – № 12.
– С. 1 - 11.
DOI: 10.7256/2454-0757.2024.12.72561
URL: https://e-notabene.ru/fkmag/article_72561.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является содержание и особенности концепта "общество" в тувинской культуре, который сформирован в синкретичном мировоззрении. Особенности исторического развития тувинской культуры привели к формированию аутентичной картины мира, в которой человек является неотъемлемой частью природы. Выявлено, что социальные аспекты тоже не выделены из природы. Отсутствие городов и сложных экономических отношений стало причиной отсутствия формализованной социальной системы. Зарождающаяся политическая система не выработала надродовой социальной структуры. Показано, что ограниченность мышления не требовала выработки абстрактных и универсальных понятий человека, общества. Определена фундаментальная роль семьи в реализации социальных отношений в тувинском обществе. Кроме того, словесная форма передачи традиций усиливала значение семьи в социальной системе тувинцев. В качестве методологии применяется совокупность культурно-антропологического и социокультурного подхода в различных аспектах. Кроме того, применен концептуальный и исторический метод для выявления сущности трансформации тувинского общества. Основными выводами авторов является определение тувинского слова "ниитилел" как неологизма, сформированного в ходе модернизации тувинской культуры. Логика его формирования отличается от этимологии понятия общества в русском и английском языках. Концепт "общество" содержит в себе синкретичные и натуралистические аспекты. Подчеркнуто, что индивид не выделял индивидуальных политических, экономических, культурных и социальных интересов. В своем мышлении он оперировал только семейными и родовыми интересами. Авторами выявлено, что синкретизм тувинской культуры не только приводил к слитности различных сфер человеческого бытия, а также неразделенности субъекта и объекта в мышлении. В связи с этим индивид не выделял себя из семьи и социальной структуры. Сама социальная система общества тувинцами раскрывается в естественном порядке природы.
Abstract: The subject of the study is the content and features of the concept of "society" in the Tuvan culture, which is formed in a syncretic worldview. Features of the historical development of the Tuvan culture led to the formation of an authentic picture of the world, in which man is an integral part of nature. It was revealed that social aspects are not isolated from nature either. It is shown that the limitations of thinking did not require the development of abstract and universal concepts of man and society. The fundamental role of the family in the implementation of social relations in the Tuvan society is determined. In addition, the verbal form of transmitting traditions enhanced the importance of the family in the social system of the Tuvans. As a methodology, a combination of cultural-anthropological and socio-cultural approaches in various aspects is used. In addition, a conceptual and historical method is used to identify the essence of the transformation of Tuvan society. The main conclusions of the authors are the definition of the Tuvan word "niitiel" as a neologism formed in the course of modernization of the Tuvan culture. The logic of its formation differs from the etymology of the concept of society in Russian and English. The concept of "society" contains syncretic and naturalistic aspects. It is emphasized that the individual did not single out individual political, economic, cultural and social interests. In his thinking, he operated only with family and clan interests. The authors found that the syncretism of the Tuvan culture not only led to the fusion of various spheres of human existence, but also the inseparability of the subject and object in thinking. In this regard, the individual did not separate himself from the family and social structure.
Данчай-Оол А.А., Монгуш С.О., Донгак В.С. —
Взаимосвязь культуры, интерпретации феноменов культуры и мировоззрения в системе этнопедагогики (на примере тувинской культуры)
// Философская мысль. – 2023. – № 10.
– С. 82 - 92.
DOI: 10.25136/2409-8728.2023.10.44217
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_44217.html
Читать статью
Аннотация: В статье раскрывается проблема необходимости выстраивания этнопедагогических методов посредством привития фундаментальных смыслов культуры. Авторами обозначается противоречивость поверхностного применения в практике этнопедагогики простого перечисления феноменов культуры или преподавания на национальном языке. Процессы воспитания и образования должны реализовываться в единстве с культурным просвещением, в котором раскрывается логическое единство человека, общества и природы. Показывается проблема искаженной интерпретации феноменов культуры в современности, что создает противоречивую систему мировоззрения. Подчеркивается необходимость привития понимания трансформации мировоззрения традиционных культур в современности, что позволяет наполнить конкретным содержанием педагогическую практику. Новизна исследования заключается в обнаружении зависимости проблем культуры, мировоззрения и педагогической практики. Содержание учебного материала в современности построено на идеях абстрактного прогресса и холизма. В таких условиях тувинская традиционная культура не вписывается в абстрактную систему, редуцирующую содержание архаичных культур, так как возникает в конкретных условиях и формирует конкретное содержание. Авторы указывают на единство воспитания и мышления, в котором человек понимает уникальность каждый культуры и ее феноменов. В такой связке возможно познание смыслов своей культуры, что создает возможность самоидентификации. Основными выводами авторов является необходимость разработки этнопедагогики с конкретным содержанием, что обеспечивается за счет привития мировоззрения конкретной культуры, в котором происходит целостное раскрытие смыслов феноменов культуры.
Abstract: The article reveals the problem of the need to build ethnopedagogical methods through instilling the fundamental meanings of the worldview of traditional culture. The authors point out the inconsistency of the superficial application in the practice of ethnopedagogy of a simple listing of cultural phenomena or teaching the national language. The processes of upbringing and education must be implemented in unity with cultural enlightenment, in which the unity of man, society and nature is revealed. The problem of distorted interpretation of cultural phenomena in modern times is shown, which creates a contradictory worldview system. The need to instill an understanding of the transformation of the worldview of traditional cultures in modern times is emphasized, which makes it possible to fill pedagogical practice with specific content. The novelty of the study lies in the discovery of the relationship between problems of worldview and pedagogical practice. The ideology of the Soviet era was formed on substantialism and materialism, which required the application of the ideas of abstract progress and holism. In such conditions, Tuvan traditional culture was not fit into the abstract system that reduces the content of archaic cultures. The authors point to the unity of education and thinking, in which a person understands the uniqueness of each culture and its phenomena. In this connection, it is possible to learn the meanings of one’s culture, which creates the possibility of self-identification. The main contribution of the authors lay in revealing of the need to develop ethnopedagogy with specific content, which is ensured through high-quality preparation of ideological foundations.
Данчай-Оол А.А., Даваа Е.К. —
Социально-культурный аспект конфликта поколений в тувинском обществе: современность и перспективы
// Философская мысль. – 2021. – № 1.
– С. 11 - 23.
DOI: 10.25136/2409-8728.2021.1.34315
URL: https://e-notabene.ru/fr/article_34315.html
Читать статью
Аннотация: Объектом исследования являются трансформационные процессы в тувинской культуре, которые сформированы в связи с переходом от многовекового феодального уклада к современной глобализированной культуре. Комплекс взаимопроникающих культурных феноменов создает уникальную ситуацию трансформации мировоззрения, что и становится основой социальной напряженности. Особое внимание авторы уделяют проблеме конфликта поколений, который формируется в связи с нарушением преемственности культурного развития в тувинском обществе. Кардинальная смена форм хозяйствования и методов взаимодействия с природой, возникающая в новых социально-экономических условиях, выстраивает фундамент противоречивого мировоззрения молодого поколения, идентифицирующего себя с тувинским этносом, но не соответствующим ему в практической деятельности Основными выводами проведенного исследования является наличие факторов для усиления конфликта поколений в тувинском обществе, которое претерпевает двунаправленное воздействие глобализации. Обнаруживаются процессы внедрения инноваций в общественные отношения и стремление к архаизации. Динамизм социально-экономического развития формирует различные возможности для адаптации разным поколениям, что усиливает аксиологический разрыв. Кроме того, структура изменения социальной системы имеет корни в изменении механизмов социализации и образования.
В статье раскрывается связь проблемы конфликта поколений с множеством аспектов развития культурно-исторической традиции. А это позволяет более целостно формировать картину перспективного развития тувинского общества.
Abstract: The object of this research is the transformational processes in the Tuvan culture, which take place due to transition from the centuries-old feudal structure to the modern globalized culture. The combination of interpenetrating cultural phenomena creates a unique context for the transformation of worldview, which becomes the basis of social unrest. Special attention is given to the problem of the conflict of generations, which arises due to disruption of the succession of cultural development in the Tuvan society. Drastic change of economic patterns and methods of interaction with nature under the new socioeconomic conditions, forms up the contradictory worldview of the younger generation, who identify themselves with the Tuvan ethnos, but fail to comply in practice. The conclusion is made on the presence of factors that aggravate the conflict of generations in the Tuvan society, which is undergoing the bidirectional influence of globalization. The author indicates the processes of implementation of innovations into social relations and tendency to archaization. The dynamism of socioeconomic development opens various opportunities for adaptation to different generations, which enhances the axiological gap. Moreover, the structure of transformation of social system takes roots in the change of mechanisms of socialization and education. The article reveals correlation between the problem of the conflict of generations and multiple aspects of the development of cultural-historical traditions. This provides a more holistic picture of the long-term development of Tuvan society.