Минасян С.В. —
Гротескное кодирование отношения к оккупации Франции в первых романах Бориса Виана
// Филология: научные исследования. – 2019. – № 2.
– С. 168 - 178.
DOI: 10.7256/2454-0749.2019.2.29401
URL: https://e-notabene.ru/fmag/article_29401.html
Читать статью
Аннотация: Предметом исследования является гротескное отражение оккупационного периода во Франции в первых романах Бориса Виана. Шокирующее известие о выплатах по сей день пенсий коллаборационистам нацистского режима заставляет вновь обращаться к теме оккупации европейских стран во Второй мировой войне и актуализирует отражение этого периода в художественной литературе. Данные соображения определили выбор автора рассмотрением творчества Бориса Виана. Во-первых, первые романы создаются Вианом непосредственно в период оккупации Франции, во-вторых, писатель известен своей дезангажированностью. По этой причине многие исследователи творчества Виана не дают должной оценки его гражданской позиции, характеризуя его как мечтателя, отгородившегося от войны веселыми вечеринками и джазом. Методология работы определяется традицией историко-литературного исследования: творчество писателя рассматривается в связи с литературным и социально-политическим процессом эпохи. Новизна исследования состоит в раскодировании глубинных смыслов гражданского самосознания писателя, зашифрованного в буффонадно-гротескном, патафизически сконструированном мире его первых произведений. Автор статьи приходит к выводу о том, что столь яростное желание рассмешить читателя в первых романах, которое достигает гротескного предела, выглядит попыткой если не смеяться, чтобы не заплакать, то уж точно смеяться, чтобы не думать. Показано, что, даже отгородившись дезангажированностью, Виан пронесет осознание войны через всю свою жизнь. Бунтарские тенденции, кодируемые в его первых романах и не получившие достойного воплощения в реальных поступках, становятся причиной раздвоенности личности писателя, незримо, а в ряде случаях и откровенно выражены в его творчестве.
Abstract: The subject of the study is the grotesque reflections of the occupation period in France in first novels Of Boris Vian. The shocking news about the payments of pensions to collaborators of the Nazi regime to the present day makes us turn again to the topic of the occupation of European countries in the Second World War and actualizes the reflection of this period in the literature. These considerations determined the choice of the author by considering the work of Boris Vian. Firstly, the first novels by Vian were created directly during the occupation of France, and secondly, a writer is known for his non-engagement. For this reason, many scholars of Vian's art do not give a proper evaluation of his political views, describing him as a dreamer, cut off from the war by lively parties and jazz. The methodology of the work is determined by the tradition of historical and literary research: the writer's work is examined in connection with the literary and socio-political process of the era. The novelty of the research is due to the decoding of the deep meanings of the civil identity of the writer encoded in comic grotesque, pataphysically constructed world of his first works. The author of the article concludes that such violent desire to make the reader laugh in his first novels, which reaches a grotesque limit, looks like an attempt, if not to laugh in order not to cry, then certainly to laugh in order not to think. It is shown that Vian will carry the awareness of the war through his entire life even being cut off by non-engagement. The rebellious tendencies encoded in his first novels and which have not received the worthy embodiment in real acts, invisibly become the reason of duality of the personality of the writer, and in some cases and are frankly expressed in his creativity.